"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Олег Даль. Потрясающе талантливый актер театра и кино 60-70-х годов


Олег Даль. Потрясающе талантливый актер театра и кино 60-70-х годов

Сообщений 21 страница 40 из 51

1

Олег Даль. Потрясающе талантливый советский актёр театра и кино

https://i.pinimg.com/564x/96/ab/73/96ab73646961409b2beefff456e07e38.jpg
Олег Даль. (25.05.1941 - 3.03.1981)
Прекрасный, один из главных советских актёров театра и кино 60-70-х годов ХХ века
Автор стихотворений и театральных постановок.

Бывают особенные люди, те, кто оставляют след в душе, те, которых не забываешь. Думая о таких, вспоминаешь и образ полностью, и улыбку, и голос, и отдельные черты. Что бы ни говорили, но только через игру российских актёров можно понять и ощутить себя, переосмыслить многое. Может быть, это оттого, что мы сами живём в России, а может быть, потому, что особенностью российских актёров всегда была трагическая и всепоглощающая черта, выкладываться. Не просто пропускать роль через себя, а жить ею, вкладывать в дело всю свою сущность. Подобная близость и сопереживание актёру, рождаются не только через актёрское мастерство, они даются самой жизнью. Тяжёлой или лёгкой, сложной или простой, трагической или счастливой…

Говорят, Олег Даль был похож на своих героев: играл мечтательных романтиков и тех, в кого они превращались, перемолотые жизнью. Одни были с горящими глазами, полными надежд, во взгляде других сквозила плохо скрываемая безысходность.

    Родился 25 мая 1941 г., Москва
    Умер 3 марта 1981 г. (39 лет), Киев, Украинская ССР
    Рост 185 см
    Родители Павла Петровна Даль, Иван Зиновьевич Даль
/Олег Даль был трижды женат: первый раз - на актрисе Нине Дорошиной, брак был очень недолгим. Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова. В третий раз женился на монтажёре студии "Мосфильм" Елизавете Алексеевне Апраксиной, внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума, с которой прожил более десяти лет./

Мне часто передавали разговоры или просто говорили в лицо, что я устроила Олегу счастливую жизнь, так как с утра и до вечера говорила ему, что он гений. Я не говорила ему с утра до вечера, что он гений, но я преклонялась перед его талантом, и он это знал, я обожала его как человека, и это он тоже знал.


- Елизавета Даль

25 мая 1941 года родился прекрасный артист Олег Даль. Его нет с нами уже много лет: он умер 3 марта 1981 года, в Киеве, не дожив двух с половиной месяцев до своего сорокалетия, оставшись в людской памяти одним из главных актеров 60-70-х годов. Артистом, чьи герои не постареют не потому, что они навеки запечатлены на пленку, а оттого, что они — такие же, как и мы, родные нам не только десятилетия назад, но и сегодня.

Фильмография

1962 — Мой младший брат — Алик Крамер
    1963 — Человек, который сомневается — Борис Иванович Дуленко
    1963 — Первый троллейбус — Сеня
    1965 — От семи до двенадцати — Шурик («Чёрный котенок»)
    1966 — Строится мост — Юлиан
    1967 — Женя, Женечка и «катюша» — Женя Колышкин
    1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — Евгений Александрович Соболевский[15]
    1968 — Солдат и царица (короткометражный) — солдат
    1968 — Старая, старая сказка — Солдат / Кукольник
    1970 — Король Лир — шут
    1971 — Тень — Учёный и его Тень
    1973 — Земля Санникова — Евгений Крестовский, офицер-авантюрист
    1973 — Плохой хороший человек — Иван Андреевич Лаевский
    1973 — Пожар во флигеле — скульптор
    1975 — Звезда пленительного счастья — начальник караула в Петропавловской крепости (озвучивает С. С. Юрский)
    1975 — Не может быть! — Анатоль Барыгин-Амурский, муж Татьяны
    1975 — Горожане — пассажир, подвыпивший полярник, водитель вездехода
    1975 — Вариант «Омега» — Сергей Николаевич Скорин, старший лейтенант госбезопасности, он же капитан Пауль Кригер
    1976 — Обыкновенная Арктика — Антон Семёнович, новый начальник
    1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Иванушка-дурачок
    1977 — Золотая мина — Николай Косов, он же Борис Брунов
    1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — камео, участник вокально-инструментального ансамбля
    1977 — В четверг и больше никогда — Сергей Андреевич
    1978 — Личное счастье — Александр Никонович Канавин, актёр
    1978 — Расписание на послезавтра — Андрей Андреевич, директор физико-математической школы
    1979 — Отпуск в сентябре — Зилов, штатный инженер в ЦБТИ
    1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы (Приключения принца Флоризеля) (ТВ) — принц Флоризель
    1980 — Мы смерти смотрели в лицо — Борис Владимирович Корбут, красноармеец, бывший балетмейстер Дворца пионеров
    1980 — Незваный друг — Виктор Свиридов, инженер-проектировщик

0

21

http://img9.wild-mistress.ru/8503744/8503744-0304.jpg
Исповедь самому себе

Жизнь в разладе с пространством и временем требует неимоверных затрат энергии. Не отсюда ли повторяющийся в разных воспоминаниях об Олеге Дале мотив "мальчика с усталыми глазами"? Единственным источником сил для Даля был сам Даль. Все вопросы, не находившие ответа вовне, он обращал внутрь себя. Результатом или, скорее, хроникой исканий и размышлений стал его дневник, начатый в 1971 году.

Дневник этот не похож на обычное жизнеописание, привязанное к дням, месяцам и годам. Он напоминает эмоциональный, местами сумбурный диалог с самим собой, написанный (или нарисованный) буквами, словами, фразами разного размера и шрифта. Иногда записи ежедневны, иногда одно предложение охватывает полгода и больше.

Из дневника: "Январь 72 г. ДРУЗЬЯ... "Больней всех ран - невидимая рана, мой друг - мой враг, о подлый век обмана!". В. Шекспир. Горе мое и беда моя от друзей моих. Только сейчас я это понял... Борьба с этими сволочами предстоит ужасная... Может быть, ОДИН? Может быть. Но себя! Хранить себя. Это ГЛАВНОЕ. Не приспособиться, не обезразличиться. Обратиться внутрь - там моя сила, моя земля обетованная".

Читая "дневник", ловишь себя на мысли, что напоминает он бортовой журнал корабля или самолета, терпящего крушение. И по аналогии с фильмом "Хроника пикирующего бомбардировщика", в котором Даль сыграл одну из лучших ролей, его дневник вполне можно назвать "хроникой пикирующего артиста".

http://img11.wild-mistress.ru/8503744/8503744-0305.jpg
Олег Даль

Из дневника: "Ни в коем случае не отметать посторонних замечаний и предложений, напротив, принять их в себя - как почва принимает зерно. Зерно здоровое даст ростки. Нездоровое - умрет! Конец верен!".

Творческий эксперимент - это прекрасно. Но дело в том, что предметом эксперимента Даль сделал самого себя. Как ученый прививает себе болезнь, чтобы отыскать лекарство, так артист "прививал" себе чужие образы, мысли, эмоции, ситуации. С самоубийственной жертвенностью превращал он собственную жизнь в гладиаторскую арену постоянных столкновений возвышенного и отвратительного, принимая в душу "и злато, и дерьмо", используя свое нутро как расходный материал актерской профессии.

Это было похоже на работу парового котла без клапанов. Сколько проработает - неизвестно, силища - бешеная, но то, что в конце рванет, - без вопросов. Чувство самосохранения, позволяющее большинству артистов время от времени "стравливать пар", у Даля отсутствовало напрочь.

Поэтому столь мучительным был для Олега поиск своего места в искусстве, поиск единомышленников. Мало кто хотел жить и работать в таком изматывающем режиме. Еще меньше людей могли это. Не отсюда ли постоянные уходы-переходы из театров, отказы от выигрышных предложений в кино, которыми славился Даль?

Из дневника:

"День серый. Находимся в кризисе от столкновения с непролазной бесталанностью и абсолютным непрофессионализмом... Малокультурье - суть обязательно мещанство. Воинствующее мещанство, непременно мини-фашизм - все это, вместе взятое - есть нынешний театр. ("Современник"! Где некогда бывал и я.) Капля в море!"

0

22

http://img9.wild-mistress.ru/8503744/8503744-0306.jpg
Олег Даль

Диагноз: мания совершенства

С "Современником" у Даля было сложно (впрочем, как и у "Современника" с Далем). Он уходил, возвращался, опять уходил со скандалами. Первая главная роль случилась после "первого возвращения". Васька Пепел в "На дне" Горького поразил всю театральную Москву. Но Даль очень редко бывал доволен собой. Одна из немногих положительных авторецензий относится к середине 70-х. В 1974 году Даль осуществил мечту детства - сыграл Печорина в телепостановке Анатолия Эфроса. Год спустя - филигранная комедийная роль сэра Эндрю Эгьючика в "Двенадцатой ночи" Шекспира, которую поставил в "Современнике" Питер Джеймс.

Из дневника: "...Спектакль за 40 дней. Парню 35-37 лет. Удивительно профессионален. Я очарован? (Неправильно.) Работа с ним еще раз подтвердила правильность моего пути, правильность моей методы, правильность моих принципов. В результате Эндрю Эгьючик. Печорин... Эгьючик... Неплохо!!".

Радость удачи была недолгой. Получив травму ноги, Олег очень беспокоился за судьбу объявленного на следующий вечер спектакля и вдруг узнал, что в "Двенадцатой ночи" его легко заменили за одну ночь. Удар по актерскому самолюбию был жесток.

Из дневника: "Как стать единственным? Где неповторимость? В чем она?".

Его желание неповторимости, утверждение собственной уникальности, придирчивость к партнерам многие с раздражением называли "манией величия". Иной диагноз поставил драматург Эдвард Радзинский, вспоминая об их совместной работе в Театре на Малой Бронной. Там одновременно ставились две его пьесы - "Продолжение Дон Жуана" и "Лунин". Обе главные роли репетировал Даль. Но не сыграл... Ни Лунина, ни Дон Жуана.

Накануне премьеры Даль попросту... сбежал из театра. Подал какое-то невнятное заявление, не отвечал на телефонные звонки. Пытаясь спасти положение, Радзинский пришел к Далю домой. "Я унижался, я его просил... Мы не были друзьями, но в момент репетиций самые близкие люди - это автор, режиссер и актер, который играет главную роль. Мы были тогда все друг для друга. Он косноязычно объяснил мне что-то. Он говорил о каких-то разсогласиях с режиссером. Но я понял... Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней - манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль - так можно было только умереть..."

Один из немногих шансов поработать на сцене "на полную катушку" Даль не реализовал. А другие театры и авторы подобных возможностей не давали.

Из дневника: "День опустошения. Нельзя повторять одно и то же. Нельзя клясться и божиться об одном и том же. Станешь проституткой. Станешь пустым ведром, в которое не выбрасывают мусор. Даже!".

0

23

http://img11.wild-mistress.ru/8503744/8503744-0309.jpg
Кинопробы на прочность.
Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег Даль - одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра.

На кинохалтурщиков у Даля выработалась идиосинкразия после истории с фильмом "Земля Санникова" режиссеров А. Мкртчяна и Л. Попова. Певца Крестовского сначала должен был играть Высоцкий, но его кандидатура оказалась непроходной у киноначальников, и роль предложили Далю. Олег прочел сценарий, согласился. Но съемки превратились в муку. Непрофессионализм, неорганизованность, халтурное отношение к работе доводили Даля до белого каления. Кроме того, по его мнению, серьезный сценарий превращался в дешевую развлекаловку с песнями и стрельбой. В этом с Олегом был солидарен и исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий. Оба они готовы были со скандалом покинуть съемочную группу, но конфликт кое-как был улажен. Однако на озвучивание замечательных песен А. Зацепина, которые пел в фильме его герой, Даля даже не пригласили (за него это сделал Олег Анофриев).
Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег Даль - одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра.

Из дневника: "Июнь. Радость ИДИОТА. Мечты идиота. Мечты идиотов и т. д. А мысли мои о нынешнем состоянии совкинематографа. ("Земля Санникова") Х и Y - клинические недоноски со скудными запасами серого вещества, засиженного помойными зелеными мухами. Здесь лечение бесполезно. Поможет полная изоляция".

Однако отказывал Даль и режиссерам, чей профессионализм сомнений не вызывал. И здесь уже речь шла о личных и очень жестких критериях выбора самого Даля. Прочитав сценарий "Иронии судьбы...", сразу сказал Рязанову: "Не мой герой". Очень хотел сыграть Хлестакова, но от предложения Гайдая сняться в "Инкогнито из Петербурга" отказался - "Не по пути с режиссером". С Динарой Асановой, приглашавшей Олега на фильм "Беда", не сошелся во взглядах на характер главного персонажа - хронического алкоголика.

Такая разборчивость, для Даля естественная, многим казалась "игрой с огнем". Киноначальство фильмы с Далем своим благоволением не баловало. Едва ли не каждый выходил на экран с массой поправок, если вообще выходил. Дебютный "Мой младший брат" - скорее, счастливое исключение из печального правила.
Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег Даль - одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра.

Следующий - "Человек, который сомневается" - был переозвучен. Высшим чинам МВД не понравились слова далевского героя о том, что подследственных на допросах бьют. Одна из лучших картин об Отечественной войне - фильм В. Мотыля по сценарию Б. Окуджавы "Женя, Женечка и "катюша" - прорывалась к зрителю с боями через несколько линий обороны. В том числе не принимали кандидатуру Даля на роль главного героя. Актера обвиняли в отсутствии стихийного обаяния, в недостаточной яркости и даже... в неспособности сыграть "интеллектуального мальчика". Товарищ по фамилии Шнейдерман сетовал: "...в его облике не хватает русского национального начала".

http://img11.wild-mistress.ru/8503744/8503744-0311.jpg
Малым экраном, с мизерным количеством копий прошел фильм А. Эфроса "В четверг и больше никогда" с замечательным дуэтом Олега Даля и Иннокентия Смоктуновского. А экранизация пьесы Вампилова "Утиная охота" ("Отпуск в сентябре", режиссер В. Мельников), в которой Даль сыграл знакового героя поколения (культовую, как сказали бы сегодня, роль), вообще легла на полку и увидела свет уже после смерти актера.

И все равно Даль продолжал придирчиво отбирать "свои" роли. Киноначальство подобная "разборчивость" весьма раздражала и сильно аукнулась Олегу в истории с фильмом А. Митты "Экипаж". Режиссер предложил Далю роль, которую позже сыграл Леонид Филатов. Даль прочитал сценарий, подумал и отказался. Разошлись мирно, без обид. Однако руководство "Мосфильма" решило наказать строптивца.

http://img9.wild-mistress.ru/8503744/8503744-0312.jpg
По негласному распоряжению в течение трех лет снимать актера в фильмах студии было запрещено. Когда через год режиссер Марягин собрался снимать Даля в картине "Незваный друг", заведующий актерским отделом В. Гуревич заявил, что на его студии Даль играть не будет, и, когда Олег пришел к нему на прием, устроил хамскую экзекуцию, отчитывая актера словно нашкодившего мальчишку. Огромных усилий стоило Олегу не пустить в ход кулаки.

Из дневника:

"Какая же сволочь правит искусством. Нет, наверное, искусства остается все меньше, да и править им легче, потому что в нем, внутри, такая же ленивая и жадная сволочь".

0

24

"Свой режиссер" и своя семья

Из дневника: "Не работать с режиссерами, пытающимися навязать свою волю. Но если он командует мной, то у нас должна быть общая платформа".
http://www.rusf.ru/fc/img/big/koroll01.jpg
Даль, "Король Лир" роль шута

Режиссером, с которым Даль, безусловно, нашел эту общую платформу, стал Григорий Козинцев. Встретились они благодаря... беременности Алисы Фрейндлих. На восьмом месяце она не могла, как предполагалось, играть роль Шута в фильме Козинцева "Король Лир", и Григорий Михайлович пригласил Олега.
http://s4.uploads.ru/t/lBZix.jpg
"Король Лир" роль шута

Картина эта прошла для Даля под знаком "Наконец-то!". Наконец-то режиссер, который не давит авторитетом, а позволяет раскрыться дарованию Даля-трагика. Наконец-то словами Шекспира актер говорит о том, что терзает его самого. О рабстве художника, об искусстве, "загнанном на псарню с собачьим ошейником на шее" (слова Козинцева), о человеческой слепоте и равнодушии.
http://s3.uploads.ru/t/Rpgk1.jpg
"Король Лир"
http://s8.uploads.ru/t/nuacO.jpg

Козинцева и Даля связывало нечто большее, чем отношения режиссер - актер или учитель - ученик. Козинцев оберегал дарование Даля, как хрупкий и бесценный музыкальный инструмент. Беспощадный к любым нарушителям порядка на съемках, Григорий Михайлович лишь для Олега делал исключения, прощая его частые срывы. Объяснение звучало просто и пророчески: "Мне его жаль. Он - не жилец". Именно после общения с Козинцевым Даль начал вести свой дневник-исповедь, в котором спустя пару лет ему пришлось записать:

"День 11.V.73 г. - ЧЕРНЫЙ... Нет ГРИГОРИЯ МИХАЙЛОВИЧА КОЗИНЦЕВА".

0

25

Фильм "Отпуск в сентябре" (по пьесе А. Вампилова "Утиная охота", реж. В. Мельников, 1979) стал значительным этапом и одной из последних заметных работ в творчестве Даля. Однако тогда картину посчитали "упаднической" и не выпустили в прокат, положив "на полку" на 8 лет. Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года.

http://s013.radikal.ru/i323/1605/2c/bd4b8dc93b50.jpg
http://s50.radikal.ru/i129/1605/2c/8c9b66620c08.jpg

0

26

"Пошли мне, господь, второго...".

"Пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул так, как я..." - пел Высоцкий в "Песне Акына" на стихи Вознесенского. Многие (и тогда, и сейчас) ставят эти имена - Даль и Высоцкий - рядом. Они встретились в фильме И. Хейфица "Плохой хороший человек", поставленном по чеховской "Дуэли". Это был "актерский дуплет", идеальное двойное попадание в роли, идеальное взаимодействие в дуэте. Кто-то лихо сформулировал: "Высоцкий - слабый в своей силе, и Даль - сильный в своей слабости".

http://img10.wild-mistress.ru/8503744/8503744-0315.jpg
Они не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь меж ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Даже в движении к смерти и у того и у другого была какая-то дьявольская синхронность. В феврале 1980-го Даль обмолвился: "Сначала уйдет Володя, потом - я".

В мае он провел у Высоцкого три дня, "без отрыва слушая его стихи". Больше они не виделись. Фотография, датированная июлем 1980 года: Даль на похоронах Высоцкого. Если заглянешь в глаза, увидишь там обреченность. 25 января 1981 года, в день рождения Высоцкого, Даль рассказал жене сон: "Мне снился Володя. Он меня зовет". А своему врачу сказал: "Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре". Январем 81-го датировано и стихотворение "Сейчас я вспоминаю..." с посвящением "В. Высоцкому. Брату".

3 марта 1981 года. Даль на съемках в Киеве. В гостинице он ужинает с партнером по фильму Леонидом Марковым, затем уходит в номер с мрачной шуткой - "Пойду к себе умирать". Похоже, что Олег, сознательно влив в себя критическую дозу водки, понимал: очередная "вшитая "торпеда" среагирует на нее резким скачком давления. Сосуды не выдержали, и Олег Даль скончался от внутреннего кровотечения. Похоже на то, что его уход был вполне сознательным.

P.S. Валентин Гафт вспоминал, как в марте 1981 года лежал на операционном столе с иглой для пункции в позвоночнике и кто-то сказал:

"Умер Даль". "Тут я понял, что должен что-то предпринять, иначе тоже умру. С иглой в спине я встал, подошел к окну и очень осторожно начал вдыхать морозный воздух. Мне казалось, еще минута - и у меня разорвется сердце".

0

27

http://www.spletnik.ru/img/__post/a6/a66e190ca0fc3165737b65725bafdd98_663.jpg
Олег Даль был трижды женат:
первый раз - на актрисе Нине Дорошиной, брак был очень недолгим.
Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова.
В третий раз женился на монтажёре студии "Мосфильм" Елизавете Алексеевне Апраксиной, внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума, с которой прожил более десяти лет.

В съемочной группе "Короля Лира" встретил Олег свою будущую супругу. Елизавета Апраксина, внучка знаменитого филолога Бориса Эйхенбаума, работала у Козинцева монтажером. Все съемки Даль ухаживал за ней, затем пригласил в Москву. А когда она приехала и позвонила - не узнал. Оторванный от репетиции, раздраженно бросил: "Какая еще Лиза?!". Она обиделась, вернулась домой. Через несколько месяцев они вновь встретились на "Ленфильме"...

Познакомившись с Лизиной мамой Ольгой Борисовной, Олег сразу стал называть будущую тещу Олей, Олечкой, а 18 мая 1970 года торжественно попросил у нее руки дочери. Согласие было получено, несмотря на то, что Даль в то время активно болел "хроническим недугом русских актеров". "Почему я вышла за Олега, хотя видела, что он сильно пьет? - вспоминает Елизавета Даль. - С ним мне было интересно... Я думала, что справлюсь с его слабостью. Каким-то внутренним чувством ощущала: этого человека нельзя огорчить отказом..."
Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег Даль - одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра.

Свою семейную жизнь Лиза называла счастливой, но через три года приняла решение расстаться с Олегом. Пьянки со случайными собутыльниками, скандалы с кулаками, исчезающие из дома вещи сделали свое дело. Нельзя сказать, что Даль не сознавал, что делает.

Из дневника: "День самосуда. Жрал грязь и еще жрал грязь. Сам этого хотел. Подонки, которых в обычном состоянии презираю и не принимаю, окружали меня и скалили свои отвратительные рожи... Они меня сожрут, если я, стиснув зубы и собрав все оставшиеся силы, не отброшу самого себя к стенке, которую мне надо пробить и выскочить на ту сторону".

От слов к делу. Первого апреля 1973 года Олег "зашился", и следующие два года, по словам Лизы Даль, были годами счастья и работы. Даль вернулся в "Современник", сыграл четыре новые роли, в том числе знаменитого сэра Эгьючика. В кино осуществил "вековую мечту каждого советского артиста" - сыграл советского разведчика в телефильме "Вариант "Омега" (который в актерских кругах сразу переиначили на "Вариант Олега"). Съемки закончились в 1974 году, но премьера по непонятным причинам отодвинулась почти на год. Зато с этим фильмом артист, десять лет будучи невыездным, съездил-таки за границу на фестиваль "Злата Прага". Выпустили, благодетели...

Но в 1976 году - на дне рождения Виктора Шкловского нарушен "сухой закон". В марте следует увольнение из "Современника" за нарушение трудовой дисциплины. Не умея нормально существовать в ненормальной для него атмосфере, Даль опять бросил свою судьбу в пике.

0

28

https://i.pinimg.com/564x/23/3d/81/233d8195dc16c7b9538e457d701fecc7.jpg

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в Киеве. По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, "зашитому" противоалкогольной капсулой. Вдова актёра Елизавета отрицает эту информацию, считая, что он скоропостижно скончался во сне от остановки сердца. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

"Многие удивлялись, с ним так трудно жить. Ничего подобного. Он был легкий, умел ценить и любить, умел жертвовать и никогда ничего не просил взамен."

Елизавета Даль.

"В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств."

Анатолий Эфрос.

Олег был точным человеком. Качество для кино не очень удобное. Группа привыкла к тому, что актеры бывают не в форме, бывали срывы и у Олега, и часто неготовность группы пряталась за эти срывы. Последние годы срывов у Олега почти не случалось, и он страдал от привычки кино к неточности. Он всегда был готов, собран, и как часто зря! Чтобы разрядиться, он начал вести дневники, записывая в них, что и как происходило в съемочный день. Слух об этих дневниках быстро распространился и кое-кого не на шутку напугал. Звонили мне и просили — пускай он перестанет вести этот ужасный дневник. А он писал по минутам: почему отмена, когда позвонили или не позвонили. У меня хранятся эти дневники как свидетельство тяжелого труда киноартиста.

- Елизавета Даль

Актёр был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, он отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", у Гайдая в "Инкогнито из Петербурга". В списке отказов Олега Даля: Олег Ефремов, Александр Митта, Михаил Козаков. В связи с этими отказами, а также запретом фильма "Отпуск в сентябре" Даль заработал репутацию опального актёра, и в течение десяти лет до 1977 года был "невыездным", ему не разрешали покидать пределов СССР.

0

29

http://s009.radikal.ru/i310/1605/1b/09c86944487e.png
"Страницы журнала Печорина" (фрагмент романа Михаила Лермонтова "Герой нашего времени" - Княжна Мери, реж. А. Эфрос, роль - Печорин).

Он [Олег] вспоминал работу с этим режиссером [Эфросом] на съемках телеспектакля «По страницам журнала Печорина» по М. Лермонтову. Тот же творческий подъем и та же увлеченность и то же чудо — везение.

Когда бывало, что на работе все хорошо, он начинал шутить и веселил всю группу. Я вспоминаю свое детство и юность. Его юмор, его шутки, удивительное чувство языка снова напоминали мне деда. Рассказывали, как Даль мог рассмеяться и рассмешить на сцене. Сам Олег говорил, что, если он засмеялся на сцене, надо закрывать занавес. И дома, когда было настроение, он развлекал нас с мамой так, что квартира ходила ходуном от хохота. У него была любимая сцена — он изображал старика. В пижаме и тапочках бродил по квартире, шаркая ногами и кряхтя и даже скрываясь в кухне, — уже невидимый нам — он продолжал быть стариком. Я иногда подглядывала. И страшная догадка рождалась во мне — он никогда не будет старым. Я пробовала представить себе, как мы оба будем кряхтеть, два старичка, и каждый раз: стоп — не будет этого.

Когда Олега не стало, я прочитала его дневник. Мне казалось, что за десять лет он очень изменился, я бы сказала, определился в профессии и в общении с людьми. Оказалось, десять лет назад в нем была уже эта определенность, но глубоко спрятанная за юношеской легкостью. По записям в дневнике стало ясно, что уже тогда он очень трудно, тяжело жил в искусстве.

- Елизавета Даль

0

30


"Последние 24 часа". Олег Даль

=Spoiler написал(а):

0

31

Владимир Заманский.
ВЫСОКИЙ ДИЛЕТАНТ.

На площади перед Малым театром очень много людей. Кажется, наступила тишина. Ушел Олег Даль. Так всегда бывает: когда умирает художник, чувство немоты увеличивается. Чувство потери голоса, который говорил о нас, за нас.

Можно было бы сказать, что Олега я не столько знал, сколько чувствовал. Его молчание, за которым угадывалось многое, поэзию его души, делающую его облик столь привлекательным, — все то, что связано с его, только его «лица необщим выраженьем». Все это было мне в какой-то мере доступно, особенно в последние годы…

Был он особым, редким актером. Тем, кто поражает не только талантом, а еще чем-то, что составляет особый смысл существования в искусстве. Он своим обликом, своим голосом, повадкой, наконец, обаянием, выражал черты нашего актерского поколения. К таким актерам соответствующие роли приходят неизбежно.

Плохо помню Даля во времена первого «Современника», где он начинал и откуда я уже уходил. То ли я его не разглядел в силу эгоцентризма своей жизни в театре, или это было у него самого только начало. Наверное, так. Но уже вышел фильм В. Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“». Можно было бы пристальнее вглядеться в него. Старая история: «Лицом к лицу лица не увидать».
Не видимся годами. Но вот наш друг пишет пьесу по повести Джона Стейнбека «Квартал Тартилья-Флэт». И вот мы сидим у Володи Паулуса. Он читает свою пьесу. Олег, жена Володи, Люся, я. Кто же еще?! Мечты о новом театре. Способность мечтать — признак таланта. Владимир Паулус и Олег Даль мечтают. Здесь я впервые услыхал от Олега: «В театре можно играть как в джазе — каждый импровизирует соло». Слова не точны, но смысл этот.

Идут годы. Даля не вижу. Уже сделан фильм «В четверг и больше никогда». Даль говорит о своем поколении. О тех, кто не верует, не любит, не ждет…

Сблизились мы в последние два года. Для него это были годы зрелости художника. Недаром он уже думает о режиссуре решительно. Быть таким актером и не иметь возможности играть Гамлета — зачем тогда быть актером?! В очень большом творческом диапазоне у Олега было несколько нот, наиболее полно выразивших его трагическую сущность. Шут в «Короле Лире»… Вспоминается теперь тонкий звук флейты, тонкая нервная фигура мальчика-шута… Какая-то роковая связь между его Шутом и трагизмом судьбы художника вообще… И его судьбы тоже. А Зилов из «Утиной охоты»!.. А Васька Пепел из «На дне»!..

Странно это, но сейчас мне кажется, что он был старше меня. Видно, здесь проглядывала глубина его натуры, его жизни в искусстве. Как и положено большому таланту, он удивлял и поражал воображение. Вот в его доме, в его комнате на стенах висят репродукции картин крепостного художника Сороки. Вглядитесь в них, кое-что станет понятно вам в артисте. Вслушайтесь в стихи Лермонтова, с которыми он не вышел на сцену, но успел записать и не стер… И опять вы приблизитесь к нему. К чистому звуку его лиры.

В своих воспоминаниях М. Козаков привел слова О. Ефремова о том, что Олег Даль был дилетантом. Всем известно — и зрителям, и людям искусства, — что Олег Даль был профессионалом высшего класса. И подобное замечание для меня — огромная похвала артисту. Она говорит только о том, что Олег был и духовно, и душевно раскрепощен, свободен, как может быть свободен только Дилетант в самом высоком значении этого понятия.

Однажды пришлось мне читать у него дома в семейном кругу «Шинель» Гоголя. И в одном месте, для меня дорогом, где у Гоголя сказано, что Акакий Акакиевич «вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия копию для себя…», Олег улыбнулся. Тихо, чуть-чуть тень улыбки прошла. За ней, за этой улыбкой, было много сердца…

0

32

Олег Даль Есть только миг

Это кадры из телефильма "...На стихи Пушкина". 1979 г., куда подмонтирована песня из кинофильма "Земля Санникова"

0

33

http://s3.uploads.ru/t/m7p0h.png
Олег Даль

Его брали сразу и в Щепку, и в Школу-студию МХАТ, абитуриент выбрал первое. Знаменитый профессор Анненков был сражен отрывком из "Мцыри" в исполнении высокого, худого, кудрявого абитуриента и уже на втором курсе разрешил любимому ученику сниматься в кино. На съемочную площадку "Младшего брата" Олег Даль и Александр Збруев попали после того, как сам автор пьесы Василий Аксенов, увидев их фото, произнес: "Вот же они, мои мальчики!" И только Андрея Миронова на студию привела за руку мама, чего Даль так и не смог забыть.

Олег Даль был неудобным для режиссеров, отказывался от выгодных предложений, срывал спектакли. Но те роли, на которые соглашался, играл безупречно. Как писал Даль в своем дневнике (фрагменты которого прозвучат в этом фильме), он "не вписывался в их систему лжи". Когда Олега Даля не стало, кто-то вынес из его квартиры стопку отвергнутых сценариев: "Безымянная звезда", "Ирония судьбы", "Экипаж". Кстати, с этой ленты и начался конфликт на "Мосфильме", где существовало правило: отказываться от ролей нельзя!

О жизни актера вспоминают его близкие и коллеги: сестра Ираида Крылова, режиссер Иосиф Райхельгауз, артисты Валентин Гафт, Ирина Печерникова, Светлана Крючкова, Ирина Купченко, кинокритик Наталья Галаджева.


Олег Даль. Между прошлым и будущим

=Spoiler написал(а):

0

34

http://s4.uploads.ru/t/yG0e5.jpg
Олег и Лиза

Елизавета Даль.

«ЕСЛИ ТЫ МОЯ ЖЕНА, ТО ПОЙМЕШЬ!..».

Часто в жизни бывает так: мы недовольны, жалуемся, ждем чего-то — скажем счастья. Слово испорченное, но все же самое точное, верим мы или не верим в возможность его.
Однажды милая женщина, с которой меня познакомил Олег, сказала: «Вы, наверное, очень счастливы». Я чуть задумалась и ответила: «Да». Она помогла мне сформулировать, определить мое ощущение. И с тех пор я отвечала на такой вопрос не задумываясь.
Жизнь наша не была легкой, но легкого счастья, я думаю, и не бывает.
У Олега было очень определенное, четкое представление о браке и семейной жизни. Жили мы вчетвером: две мамы — с нами. Обе мамы не работали, обе пенсионерки. Но и я не работала. Так хотел Олег. Я некоторое время занималась обменом нашей ленинградской квартиры на Москву. Когда же с обменом все закончилось, я завела разговор о работе. Олег ответил мне: «Когда ты служишь мне, ты приносишь больше пользы кинематографии, чем сидя за монтажным столом. Там тебя могут заменить». И я стала служить ему. Он считал себя главой семьи — в самом точном понимании этой должности.
Мне часто передавали разговоры или просто говорили в лицо, что я устроила Олегу счастливую жизнь, так как с утра и до вечера говорила ему, что он гений. Я не говорила ему с утра до вечера, что он гений, но я преклонялась перед его талантом, и он это знал, я обожала его как человека, и это он тоже знал.
В самом начале нашей жизни я заметила в Олеге знакомые и дорогие мне черты — тонкость и щедрость, изящество и юмор, широту и легкость в быту. Таким был мой дед — литературовед и историк литературы, друг В. Шкловского и Ю. Тынянова, — Борис Михайлович Эйхенбаум. Мне казалось, с тех пор как деда не стало, что больше уже таких людей нет. И я уже начала забывать о том, что такое бывает. И вдруг в Олеге я увидела те же черты.
Первые годы мы довольно трудно жили. У меня был очень не сладкий характер. Я была неуступчива, порой даже жестока, бывала жестокой и с ним. Я все время пыталась втиснуть его в те рамки, которые у меня уже выработались.
Но постепенно рядом с ним я стала другой. Он мне ничего не говорил, не учил меня, но я вдруг понимала — вот этого делать не нужно. Я была беспорядочна, могла разбросать одежду, у меня ничего не лежало на своих местах. Но вот я увидела, как он складывает свои вещи. Какой порядок был у него на столе, на книжных полках! Когда я просила у него что-нибудь, он, не поворачиваясь, протягивал руку и брал не глядя нужную вещь. Он никогда ничего не искал. И постепенно вслед за ним я начала делать то же самое. И оказалось, что это очень просто. Это же относится к порядку в душе, в характере. Я даже не заметила, как это со мной случилось.
Когда мы уже жили в Москве, а моя мама в Ленинграде, мне приходилось мотаться туда-сюда. Однажды я летела в Ленинград на два-три дня. Он с утра уже был недоволен, с ним было трудно справиться. Со мной не разговаривал — а мне уезжать. Такси ждет — он бреется. Ни до свидания, ни поцеловать. Я в слезы. Так и села в машину, скрывая слезы за темными очками.
И вот я на аэродроме. Голодная, потому что утром кусок не лез в горло, беру кефир и булку. Откусываю кусок, поворачиваюсь к кефиру, глоток которого я вроде бы уже сделала, а стакана нет. Я смотрю и думаю: либо я сошла с ума, либо стакан упал, либо… Поднимаю глаза и вижу напротив себя Олега, который смотрит на меня. Улыбается, а глаза влажные. Я не могла вымолвить ни слова, настолько меня это потрясло. Он понял, что в таком состоянии не мог меня отпустить. Махнув рукой на репетицию — для него святое дело, — он схватил такси и понесся следом за мной. Помню, я тогда сказала ему: «Обижай меня почаще, чтобы потом случались такие минуты». И ведь не просто утешил — стащил стакан с кефиром, рассмешил и сделал счастливой.
Когда он приезжал из поездок от Бюро пропаганды, то всегда одним и тем же жестом вынимал из внутреннего кармана пачку денег и веером швырял на пол. Мы с мамой смеялись, нечто подобное мы уже видели в нашей жизни — так часто поступал дед. А ведь встречи со зрителями были для него трудом, он не халтурил, все делалось всерьез, сердцем.
Иногда, это зависело от настроения, он любил слушать, когда я фантазировала. Часто вечерами, когда ему не спалось (а засыпал он плохо, особенно последнее время), просил меня рассказывать ему сказки. Я сочиняла ему сказки про тушканчика. Исчерпав свои чахлые фантазии, я предложила читать ему на ночь. Так, живя в Репине — зимой во время съемок фильма «Мы смерти смотрели в лицо», — я прочитала ему все сказки Салтыкова-Щедрина, в которые он влюбился. К сожалению, только в маленьком отрывочке из одной сказки Олегу удалось сняться для учебной программы Центрального телевидения. Это была сказка «Добродетели и пороки». А у него была своя сказка про гномов, прошедшая через всю нашу жизнь. Это была его сказка, его игра. Просыпаясь утром (это был знак, что он в хорошем настроении), он говорил мне: «Вот тебя сейчас не было, а они такое тут творили, только что заползли под тумбочку. Ты не представляешь, что они тут делали. Такое хулиганье». Я в эту игру тоже включилась. Входя утром в комнату, когда я слышала, что он просыпается, спрашивала: «Ну как вы — все проснулись?».
К ролям он готовился трудно. На моих глазах был ввод в спектакль «Балалайкин и Ко». И роль была сложная, и спектакль для ввода суровый. Тем более после О. Табакова — они очень разные не только по сценическим манерам, но и по жизненным восприятиям. Целый день — во время бритья, завтрака, где угодно — он твердил текст, который тут же обыгрывал. Я проверяла его. Один раз рассмеялась, так как он врал текст. И вдруг увидела свирепое лицо. Я ему помешала. И замолкла.
Еще раньше я столкнулась с его отношением к профессии. В 1970 году мы впервые вместе отправились отдыхать. Я тогда очень гордилась, что Олега узнают, мне хотелось, чтобы все вокруг еще раз убедились, как он талантлив, какое он чудо. В это время на экранах шел фильм «Старая, старая сказка». Двор дома, где мы отдыхали, был выложен плиткой, очень похожей на ту, по которой шел сказочный солдатик. Хозяйка дома не видела фильма. И совершенно не подозревая, что творю Бог знает что, я попросила Олега: «Ну ты можешь вот сейчас пройти здесь и спеть». Он посмотрел на меня злыми и совершенно чужими глазами: «Могу, сорок рублей». Я засмеялась: «Да брось ты» — или что-то в этом роде. «Ты понимаешь, это моя работа?!» И я поняла, что первый и последний раз он меня простил за такое. Этот урок я запомнила на всю жизнь.
Все люди, творящие искусство, окружены для меня непроницаемой тайной. Но особенно актеры. В детстве я мечтала стать знаменитой актрисой, а когда попробовала, поняла, что эта профессия — самая большая загадка, научиться нельзя. И вдруг моим мужем стал артист. Тут-то я и сказала себе — узнаю, разгадаю. И вот прожита жизнь рядом, и уже нет Артиста, а тайны я не узнала. Самое яркое воспоминание — момент, когда я сказала себе: тайна остается тайной. Об этом расскажу.
Тридцатилетие Победы. Шел спектакль «Вечно живые». Олег играл Бориса. Я сидела в ложе. Он пришел ко мне после первого акта, так как его роль закончилась. Второй акт мы смотрели вдвоем. Внезапно я увидела, что Олег плачет. Он, который не только наизусть знал всю пьесу, переиграл в ней разные роли, только что ушел со сцены, где играют про Бориса дальше, — сидел и плакал над судьбой того человека, костюм которого только что снял. Этого нельзя разгадать.
Я знала Олега в разных состояниях. По собственному его выражению, ему нужно было иногда «окунуться в грязную лужу». Может быть, ему нужно было выпачкаться, чтобы потом все это сбросить и опять стать самим собой. Это и были так называемые срывы. Не знаю, болезнь ли это времени или профессии. Но почему-то так получается, что срываются и выходят из формы именно большие актеры. Я думаю, что дело прежде всего в нервной системе, которая поставлена в тяжелые условия. Отсутствие работы, отсутствие выбора, вынужденность работы — все это приводило к срывам, к болезни, с которой он боролся, побеждал и бывал счастлив. Действительно трудно и неуютно ему было в искусстве 70-х годов. Почти все картины, в которых он снимался, несправедливо имели несчастливую судьбу. И так мало настоящих ролей в театре. Он ведь всю жизнь оставался истинно театральным артистом. Но играть ему не давали. А то, что давали… Ведь было только несколько ролей, где он действительно блеснул.
Английский режиссер Питер Джеймс ставил в «Современнике» «Двенадцатую ночь» Шекспира. Он привык делать спектакли за сорок дней. Олег играл Эгьючика. У меня не хватит слов, чтобы рассказать, как он играл. В первой сцене он стоял рядом с сэром Тоби, спал и храпел на весь зал. Стоял под таким углом к полу, что было не понятно, как он не падал. На нем был костюм небесно-голубого цвета, изящные голубые сапоги, чудный белокурый парик. И вот это тончайшее сооружение, лишенное всякого веса, парило в воздухе, а зал содрогался от хохота. Шел так называемый спектакль «для пап и мам». Костюмы были сделаны наспех, как и все остальное. Олегу надо было взлететь на высокую декорацию, и у него сломался каблук. На секунду Даль победил своего нежного героя, неспособного отреагировать на ненадежность костюма, — он «выскочил» из Эгьючика, оторвал сломавшийся каблук и зашвырнул его в зал. И — мгновенно — обратно в роль. Позднее он успокоил мою маму, заверив ее, что знал точно — каблук ни в кого не попадет.
Играли спектакль приблизительно месяц. Замены у Олега не было. Во время спектакля «На дне» случилась беда. Жили мы тогда в Переделкине у Шкловских — я поджидала Олега у калитки. Он с трудом вышел из такси и, хромая, пошел рядом со мной. Я спросила, что случилось. Он ответил: «Сначала футбол». (По телевизору был матч, Олег футбол любил и относился к нему серьезно.) С трудом поднявшись по лестнице на второй этаж, он пристроился на диване. В перерыве матча он рассказал, что во время спектакля каким-то образом рант ботинка попал в щель сценического пола. Олег сделал резкий поворот. Весь корпус и нога до колена повернулись, а нога ниже колена осталась в неподвижности. Было ощущение, что по ноге хлынуло что-то горячее. Он доиграл сцену, сумев передать за кулисы о случившемся. Вызвали «скорую». Колено распухло невероятно. Но сделать обезболивающий укол побоялись — была опасность серьезно повредить ногу. Олег сказал, что доиграет спектакль, хотя врачи в это не верили. Он доиграл так, что после спектакля никто и не вспомнил, что его надо везти в больницу Склифосовского, а он удрал на дачу. Когда Олег показал ногу, мы пришли в ужас. Дело было поздним вечером, за городом, без телефона. Я забила тревогу, но Олег уговорил меня и всех, что можно подождать до утра. Он умел убедить в чем угодно. Утром с первого этажа, где жил писатель Алим Кешоков с телефоном, дозвонились до поликлиники Литфонда. Отправились туда. Там выяснилось, что у Олега повреждена коленная суставная сумка. Потом была операция в ЦИТО, на которой я присутствовала. Из колена выкачивали жидкость при помощи шприца. Во время всей операции Олег весело улыбался мне. Домой я привезла его загипсованного от бедра до ступни. На следующий день по его просьбе я поехала в театр: «Узнай, что там с „Двенадцатой ночью“. На вечер был назначен спектакль».
Отвлекусь. Бывало так: высокая температура. В спектакле есть замена, но позвонили, попросили: сыграй, пожалуйста, ты же лучше всех. И возникала иллюзия, что он действительно нужен, и он готов был обманываться тем, что вроде бы незаменим. И ехал играть. Когда он меня спросил о «Двенадцатой ночи», я поняла: он думает о замене спектакля другим. О том, что наступает такой момент, когда актер действительно незаменим. Я приехала в «Современник», пошла к директору театра Л. Эрману. Он все искал и искал слова, чтобы рассказать мне про вчерашний спектакль, потрясший его, и был в отчаянии оттого, что слова бессильны. А в «Двенадцатую ночь» за ночь был введен другой артист. Когда я рассказала об этом дома, воцарилось молчание. Нарушил его Виктор Борисович Шкловский: «Далик, милый, они должны теперь ползти сюда в Переделкино на животе и просить у тебя прощения. А иначе уходи, к чертовой матери, из театра».
Ушел он довольно скоро, избежав неинтересной для него роли Пети Трофимова из «Вишневого сада». Он сказал главному режиссеру, что играть эту роль не будет, ему ответили, что надо. Он сказал, что тогда он уйдет из театра. Ему сказали — уходи. Так он и ушел из театра, который многие годы боготворил.
Ушел и бросился на Высшие режиссерские курсы. Приходил домой опечаленный и в то же время — веселый. Ничего серьезного дать эти курсы ему не могли. Случайно встретившийся А. В. Эфрос сказал ему: «Зачем вам курсы — вы же артист» — и пригласил на Бронную. Здесь произошла приблизительно та же история, что и в «Современнике», — не было ролей. Беляева из «Месяца в деревне» и следователя в «Веранде в лесу» он не любил. Потом появились две роли — Дон Жуан и Лунин. Но Лунин был не у Эфроса. А Дои Жуан был фактически брошен «на полуслове», потому что режиссер уехал в Америку ставить спектакль. Олег очень жалел, что эти две роли не состоялись.
В кино Олегу работалось по-разному. Всем известно, как далеко от сценария до готового фильма. Вот небольшой пример. Прелестный, легкий по настроению сценарий «Клуб самоубийц» — в итоге фильм «Приключения принца Флоризеля». Экспедиция. Сочи. Море. Солнце. Все в приятной расслабленности — покупаться, позагорать. Съемки в ботаническом саду — павлины, цветы — все дивно красиво. Я пришла на съемку на второй день — там странная обстановка. Все дерганые, все нервничают. Меня отводит в сторону режиссер Е. Татарский: «Лиза, Олег там, в автобусе, что-то капризничает — посмотри, что можно сделать». Вхожу в автобус. Олег сидит серый. Сделать ничего нельзя. Спрашивать тоже нельзя. Сам возвращается на площадку, и все делается ясным: костюм спереди на булавке, сзади горбится. И это принц Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе. Олег пытается объяснить: костюм должен быть таким, чтобы, посмотрев по телевизору, завтра же взяли эту моду. Такого принца не было, эпоха неизвестна. Фантазируй сколько хочешь. Вместо этого все из подбора, старые, пыльные, «играные» вещи, не всегда по размеру. На помощь пришла Б. Маневич, художник-постановщик «Ленфильма», много работавшая с Олегом. Она показала фактуру Олега, освобождая ее от затиснутости в неуклюжие, неинтересные и громоздкие вещи. Успокоившись, Олег начинал шутить: «Вы что же хотите, чтобы я принца играл или Жоржика из Одессы?».
Олег был точным человеком. Качество для кино не очень удобное. Группа привыкла к тому, что актеры бывают не в форме, бывали срывы и у Олега, и часто неготовность группы пряталась за эти срывы. Последние годы срывов у Олега почти не случалось, и он страдал от привычки кино к неточности. Он всегда был готов, собран, и как часто зря! Чтобы разрядиться, он начал вести дневники, записывая в них, что и как происходило в съемочный день. Слух об этих дневниках быстро распространился и кое-кого не на шутку напугал. Звонили мне и просили — пускай он перестанет вести этот ужасный дневник. А он писал по минутам: почему отмена, когда позвонили или не позвонили. У меня хранятся эти дневники как свидетельство тяжелого труда киноартиста.
Примером радостной, легкой в самом высоком смысле этого слова работы стали съемки фильма «В четверг и больше никогда». Я проработала много лет в кино и видела разные экспедиции, разные съемочные группы. На съемках этого фильма все было иначе. Если съемка назначалась в десять, то в 9.00 от гостиницы отходил автобус, на который никто не опаздывал, а в 9.45, в заповеднике, где снимался фильм, прямо на дороге режиссер и оператор встречали автобус, готовые к работе. Никто никого не ждал, ничего не терялось, ничего не забывалось, не ждали солнца или тени, не искали «точек», не ездили двадцать раз выбирать натуру (казалось, что сняли все разом, не сходя с места), не делали дублей, за редким исключением. А также не случалось недоразумений, болезней, капризов, неприездов актеров, ненужных дождей и т. д. и т. п. Думаю, что не было и брака, и пересъемок. Такое стечение благоприятностей в кино — самое настоящее чудо. Мы говорили об этом с Олегом, и он считал, что это чудо творилось личностью режиссера Эфроса. Он вспоминал работу с этим режиссером на съемках телеспектакля «По страницам журнала Печорина» по М. Лермонтову. Тот же творческий подъем и та же увлеченность и то же чудо — везение.
Когда бывало, что на работе все хорошо, он начинал шутить и веселил всю группу. Я вспоминаю свое детство и юность. Его юмор, его шутки, удивительное чувство языка снова напоминали мне деда. Рассказывали, как Даль мог рассмеяться и рассмешить на сцене. Сам Олег говорил, что, если он засмеялся на сцене, надо закрывать занавес. И дома, когда было настроение, он развлекал нас с мамой так, что квартира ходила ходуном от хохота. У него была любимая сцена — он изображал старика. В пижаме и тапочках бродил по квартире, шаркая ногами и кряхтя и даже скрываясь в кухне, — уже невидимый нам — он продолжал быть стариком. Я иногда подглядывала. И страшная догадка рождалась во мне — он никогда не будет старым. Я пробовала представить себе, как мы оба будем кряхтеть, два старичка, и каждый раз: стоп — не будет этого.
Когда Олега не стало, я прочитала его дневник. Мне казалось, что за десять лет он очень изменился, я бы сказала, определился в профессии и в общении с людьми. Оказалось, десять лет назад в нем была уже эта определенность, но глубоко спрятанная за юношеской легкостью. По записям в дневнике стало ясно, что уже тогда он очень трудно, тяжело жил в искусстве.
В 60-е годы он хорошо начал. Снялся в «Жене, Женечке…», но у фильма сложилась несчастливая судьба. Об этом — слово критикам. По молодым ролям Олега чувствовалось, что он не только талантлив, что там, внутри, как он впоследствии скажет в Краснодаре, — «много мечт». Он не исчерпал себя, поэтому пошел во ВГИК преподавать, соглашался на сценарии, на которые не хотел соглашаться. Но надо было работать, а работать было не с чем. При всем том, что его нельзя было назвать оптимистом, он был человеком верующим и готовым поверить. Он любил мечтать. Но не бесплодно, а о том, что можно воплотить. И сейчас время, в которое если и не сбываются мечты, но можно мечтать, задумывать что-то, иметь возможность сделать. Сейчас его время.

0

35

http://s6.uploads.ru/t/pQ6gR.jpg

Сериал Вариант «Омега»

Картина «Вариант «Омега» основан на документальных материалах, посвященным действиям советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны. События фильма разворачиваются в 1942 году в оккупированным немцами Таллине. Сюда прибыл контрразведчик майор Абвера барон Георг фон Шлоссер, советской разведке стало известно о его прибытии в Таллин, необходимо выяснить цель его приезда в Эстонию. Старшего лейтенанта Сергя Николаевича Скорина недавно вернувшегося с задания из Германии отправляют на разведку. По легенде он немецкий офицер Пауль Кригер, получивший ранение и приехавший в отпуск, чтобы повидаться с невестой. Чтобы сблизиться с Шлоссером, Сергей разрабатывает «вариант «Омега», и идет на рискованный шаг – позволяет себя разоблачить, чтобы Шлоссер попытался его завербовать и сделать своим агентом…

http://sd.uploads.ru/t/JHprd.jpg
Олег Даль в фильме
Вариант «Омега»

http://se.uploads.ru/t/41nFB.jpg
http://s4.uploads.ru/t/Ifudp.jpg
http://sg.uploads.ru/t/kzpqH.jpg
http://s3.uploads.ru/t/VQYN1.jpg


Сериал Вариант «Омега»

Картина «Вариант «Омега» основан на документальных материалах, посвященным действиям советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны. События фильма разворачиваются в 1942 году в оккупированным немцами Таллине. Сюда прибыл контрразведчик майор Абвера барон Георг фон Шлоссер, советской разведке стало известно о его прибытии в Таллин, необходимо выяснить цель его приезда в Эстонию. Старшего лейтенанта Сергя Николаевича Скорина недавно вернувшегося с задания из Германии отправляют на разведку. По легенде он немецкий офицер Пауль Кригер, получивший ранение и приехавший в отпуск, чтобы повидаться с невестой. Чтобы сблизиться с Шлоссером, Сергей разрабатывает «вариант «Омега», и идет на рискованный шаг – позволяет себя разоблачить, чтобы Шлоссер попытался его завербовать и сделать своим агентом…

Жанр: отечественные, приключения, исторические
Ограничение: 12+
Страна: СССР

Вышел: 1975
Режиссер: Антонис Воязос
Роли: Олег Даль, Игорь Васильев, Ирина Печерникова, Елена Прудникова, Евгений Евстигнеев, Вадим Яковлев, Сергей Полежаев, Пауль Кальде, Александр Калягин, Алексей Эйбоженко

0

36

Приключения принца Флоризеля
Фильм, 1979
   
http://sg.uploads.ru/t/BQu36.jpg

Жанр приключенческий фильм
Режиссёр Евгений Татарский
Автор сценария Эдгар Дубровский
В главных ролях:
Олег Даль
Донатас Банионис
Игорь Дмитриев

Оператор Константин Рыжов
Композитор Надежда Симонян
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм».
Творческое объединение телевизионных фильмов

Приключенческий трёхсерийный телефильм по мотивам двух циклов повестей Р. Л. Стивенсона «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». На телеэкраны вышел в январе 1981 года, под названием «Приключения принца Флоризеля». Оригинальное название было возвращено в 1990-х годах.

http://se.uploads.ru/t/fDAbn.jpg
http://s0.uploads.ru/t/Lu4ke.jpg
http://s5.uploads.ru/t/7QDAd.png
http://s1.uploads.ru/t/TJQPs.jpg
http://s1.uploads.ru/t/boLST.jpg
http://sd.uploads.ru/t/WGq0p.jpg
http://se.uploads.ru/t/NbWR2.jpg
http://sf.uploads.ru/t/ZDIqF.jpg
http://s9.uploads.ru/t/UzH1v.jpg

В кино Олегу работалось по-разному. Всем известно, как далеко от сценария до готового фильма. Вот небольшой пример. Прелестный, легкий по настроению сценарий «Клуб самоубийц» — в итоге фильм «Приключения принца Флоризеля». Экспедиция. Сочи. Море. Солнце. Все в приятной расслабленности — покупаться, позагорать. Съемки в ботаническом саду — павлины, цветы — все дивно красиво. Я пришла на съемку на второй день — там странная обстановка. Все дерганые, все нервничают. Меня отводит в сторону режиссер Е. Татарский: «Лиза, Олег там, в автобусе, что-то капризничает — посмотри, что можно сделать». Вхожу в автобус. Олег сидит серый. Сделать ничего нельзя. Спрашивать тоже нельзя. Сам возвращается на площадку, и все делается ясным: костюм спереди на булавке, сзади горбится. И это принц Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе. Олег пытается объяснить: костюм должен быть таким, чтобы, посмотрев по телевизору, завтра же взяли эту моду. Такого принца не было, эпоха неизвестна. Фантазируй сколько хочешь. Вместо этого все из подбора, старые, пыльные, «играные» вещи, не всегда по размеру. На помощь пришла Б. Маневич, художник-постановщик «Ленфильма», много работавшая с Олегом. Она показала фактуру Олега, освобождая ее от затиснутости в неуклюжие, неинтересные и громоздкие вещи. Успокоившись, Олег начинал шутить: «Вы что же хотите, чтобы я принца играл или Жоржика из Одессы?».

- Елизавета Даль

0

37

ОЛЕГ ДАЛЬ

=Spoiler написал(а):

0

38

В четверг и больше никогда
Фильм, 1977  16+
https://st.kp.yandex.net/images/film_iphone/iphone360_45584.jpg

Накануне своей свадьбы молодой врач Сергей собирается к маме в провинцию и отговаривает невесту ехать с ним. Его мать работает в заповеднике, здесь же живет Варя, бывшая подруга Сергея, которая ждет от него ребенка. Но он не испытывает никаких угрызений совести. Вопреки запрету, Сергей охотится в заповеднике и убивает косулю. Просмотру фотографий отца, которого не застал в живых, Сергей предпочитает приготовление шашлыка из косули. Варе он не собирается говорить правду о своей помолвке...
http://subscribe.ru/archive/culture.photo.rian/200809/03093725.html/063094.jpg
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/1191/123948.jpg
http://s019.radikal.ru/i606/1408/36/c62d9b0b1f04.png

    Жанрдрама, мелодрама
    СтранаСССР
    РежиссёрАнатолий Эфрос
    МузыкаДмитрий Дмитриевич Шостакович

В главных ролях:

    Любовь Добржанская
    Олег Даль
    Иннокентий Смоктуновский
    Вера Глаголева
    Александр Ожигин
    Михаил Жигалов
    Владимир Плотников
    Виктор Карлов
    Гражина Байкштите
    Марина Короткова

Примером радостной, легкой в самом высоком смысле этого слова работы стали съемки фильма «В четверг и больше никогда». Я проработала много лет в кино и видела разные экспедиции, разные съемочные группы. На съемках этого фильма все было иначе. Если съемка назначалась в десять, то в 9.00 от гостиницы отходил автобус, на который никто не опаздывал, а в 9.45, в заповеднике, где снимался фильм, прямо на дороге режиссер и оператор встречали автобус, готовые к работе. Никто никого не ждал, ничего не терялось, ничего не забывалось, не ждали солнца или тени, не искали «точек», не ездили двадцать раз выбирать натуру (казалось, что сняли все разом, не сходя с места), не делали дублей, за редким исключением. А также не случалось недоразумений, болезней, капризов, неприездов актеров, ненужных дождей и т. д. и т. п. Думаю, что не было и брака, и пересъемок. Такое стечение благоприятностей в кино — самое настоящее чудо. Мы говорили об этом с Олегом, и он считал, что это чудо творилось личностью режиссера Эфроса.

- Елизавета Даль.

0

39

http://s1.uploads.ru/t/OEqzb.jpg
Олег Даль - "Расписание на послезавтра" (1978)

0

40

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1980 год. Режиссер Игорь Масленников.

Профессор Мориарти – Виктор Евграфов. Озвучил Олег Даль.
http://s0.uploads.ru/t/IxMi1.jpg

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Олег Даль. Потрясающе талантливый актер театра и кино 60-70-х годов