"Городской романс". Наш ответ "Мужчине и женщине".
Последние всплески "советской новой волны" и лучший фильм Петра Тодоровского
8 апреля 2024
Если вспоминать фильмы кинорежиссера Петра Ефимовича Тодоровского, то первыми многие назовут "Любимую женщину механика Гаврилова" или "Военно-полевой роман".
Про "Интердевочку" - это конъюнктурное недоразумение в творчестве Тодоровского, этакую глянцевую "чернуху", зрительский ажиотаж к которой в свое время был вызван ожиданием зрителя посмотреть "клубничку" из жизни отечественных проституток, что он уже видел в видеосалонах, упоминать не будем. Жизни отечественных проституток Тодоровский не знал, также, как и живут наши бывшие проститутки в Швеции. Поэтому кроме недоразумения ничего и не могло получиться.
Но самым успешным фильмом Тодоровского у зрителей были не эти два, вышеназванных, фильма, а снятый на 10 лет раньше "Городской романс", вышедший на экраны в 1971 г. Ни до, ни после, ни один фильм Тодоровского, (про фильм о проститутках молчим), не получал такого зрительского интереса.
Камерную мелодраму из жизни врача-рентгенолога московской районной поликлиники Жени и учащейся московского педучилища Маши посмотрело в первый год, в 1971 г., более 26 млн. зрителей.
Результат, конечно, для советского проката не самый рекордный, скорее средний, но для Тодоровского самый успешный.
И фильм, а уже прошло более 50 лет, не устаревает, а делается только лучше.
Снят он на переломе эпох, 60-е "оттепельные" уходили, приходили 70-е "застойный". Последние всплески т.н. "советской новой волны" - прекращает снимать Хуциев, уходит в запои Шпаликов, еще по одному фильм снимут Муратова, Шепитько, уедет Калик, сажают Параджанова, Тарковский уходит в фантастику.
И вот на этом фоне выходит "Городской романс" одесского режиссера Петра Тодоровского, который никогда по разряду "шестидесятников" из "советской новой волны"не числился, особыми режиссерскими достижениями не отмечен. Хотя "Городской романс" - это его уже четвертый фильм.
А получился у него "наш ответ" знаменитой лелушевской "Мужчине и женщине". Жаль без продолжения, как у Лелуша. О "Мужчине и женщине" у нас тут Сам Клод Лелуш тоже, как один из режиссеров "французской новой волны", не квалифицирован. Лелуш — это Лелуш. Абсолютно самостоятельная вселенная — сочетание стилистики "новой волны с ее бессюжетностью, длинными, безмолвными планами, закадровым текстом и простым, понятным, близким простому зрителю содержанием. Настоящее, профессиональное коммерческое кино. То что смотрит простой зритель, но не посылают на фестивали.
И вот "Городской романс". Фильм примечательный во многих отношениях. Такое настоящее европейское кино. Творческое подражание на высоком уровне именно Клоду Лелушу.
В этом фильме появляется новый советский киногерой — Евгений Киндинов. Это его третье появление на экране и самое заметное. Такое заметное, что до конца 70-х он стал главным романтическим героем советского кино.
На смену героико-романтическому Олегу Стриженову и брутально-обяательному Герогию Юматову — героям "ландриновых" фильмов 50-х годов, и совершенно непонятному, то ли играет, или не играет вовсе, а просто над нами придуривается, Кеше Смоктуновскому из "оттепельных" 60-х, пришел самый настоящий голливудский типаж.
Вот он выходит из темного рентгенологического кабинета на яркий свет божий. Кругом русские, выше головы, сугробы, легкий морозец, а он форсит по-западному, без зимней шапки, в темных очках, как какой-нибудь Роберт Редфорд. Женя, уши ведь отморозишь, но лопни, но держи фасон.
Подробности: https://dzen.ru/a/ZhJiff_PYFJQlLAE?utm_ … um=desktop