"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Поцелуй Мэри Пикфорд, 1927

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Поцелуй Мэри Пикфорд, 1927

«Поцелуй Мэри Пикфорд» — чёрно-белый комедийный фильм режиссёра Сергея Комарова, вышедший на экраны в 1927 году. Картина высмеивает неумеренную киноманию, обожание к кинозвёздам, в частности, к таким артистам как Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, которые в июле 1926 года посетили СССР. На волне интереса в звёздной паре в СССР было снято несколько фильмов. В «Поцелуй Мэри Пикфорд» были включены кадры кинохроники, на которых Пикфорд целует одного из поклонников. Они были перемонтированы и легли в основу сюжета. О существовании фильма голливудская артистка узнала только в конце жизни. Его копия была подарена Пикфорд Госфильмофондом и хранится в Библиотеке Конгресса США.

О фильме
Год производства 1927
Страна СССР
Жанр комедия


Режиссер Сергей Комаров
Сценарий Сергей Комаров, Вадим Шершеневич


Оператор Евгений Алексеев
Композитор Пимен Тёмкин
Художник Дмитрий Колупаев, Сергей Козловский
Премьера в мире 9 сентября 1927

Актёрский состав:

Игорь Ильинский — Гога Палкин, билетёр
Анель Судакевич — Дуся Галкина, киностудийка
Мэри Пикфорд — камео
Дуглас Фэрбенкс — камео
Абрам Роом
Яков Ленц — ласковый экспериментатор
Вера Малиновская — камео
Наум Рогожин — камео
Василий Бокарёв — молодой человек

0

2

0

3

О теме и истории создании картины режиссёр Сергей Комаров рассказывал на страницах журнала «Советский экран» следующее:

Это сатира на то ненормальное увлечение приездом знаменитостей, которое наблюдалось в дни появления в Москве Пикфорд и Фербенкс. Заснята психопатическая толпа, безудержно прущая встречать мировые имена. Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс снимались на фабрике «Межрабпом-Русь», и эти кадры легли в основание предполагаемой к выпуску весной текущего года картины.
Авторы сценария Сергей Комаров и Вадим Шершеневич характеризовали свой фильм как киношутку. Рабочими названиями картины были «Король экрана» и «Повесть о том, как поссорились Дуглас Фербенкс с Игорем Ильинским из-за Мэри Пикфорд».  Кадры, на которых Пикфорд обняла и поцеловала поклонника, были перемонтированы таким образом, чтобы создать иллюзию того, что она целует персонажа Игоря Ильинского, а сам этот эпизод занимает важное место в развитии любовной интриги. В картину попали и другие кадры с участием Пикфорд и Фэрбенкса, которые искусно были соединены с постановочными сценами с участием советских актёров.

0

4

Во второй половине 1920-х годов Ильинский был самым популярным советским комедийным киноактёром.

Он сделал себе имя в комедиях Якова Протазанова, но позже вынужден был повторяться, а предлагаемые сценарии и роли, его уже не удовлетворяли, так как были не оригинальны, вторичны. В то время он стремился к большей самостоятельности и импровизации, чтобы постановщики учитывали его мнение, а сам фильм строился вокруг него. Однако достичь желаемого ему не удавалось, и он был не доволен качеством своих ролей, которые значительно уступали его привычному театральному репертуару. Актёр приступил к работе над фильмом после того, как вернулся в Москву с натурных съёмок в картине Протазанова «Процесс о трёх миллионах» (1926), проходившими в Ялте. В 1926—1928 годах актёр последовательно снимался в картинах: «Когда пробуждаются мертвые», «Чашка чая», «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Кукла с миллионами».

В своих мемуарах он позже писал: «Появлялись на киностудиях случайные сценарии, случайные режиссёры. Они иногда вспоминали обо мне и привлекали к работе в своих фильмах. Обычно эти сценарии и роли в них меня совершенно не удовлетворяли». Для указанных им картин было характерно, что сценарий был не продуман, роль разрабатывалась в ходе съёмок. По его словам, в то время «серьёзной работы не было, комедийного материала не хватало, приходилось часто искусственно его развивать, комиковать, доверяться необдуманным импровизациям, спорить с режиссёром, порой подчиняться его вкусам».

0

5

Критика

Критиками фильм был воспринят неоднозначно. В опубликованной в ноябре 1927 года в газете «Жизнь искусства» статье критиковали фильм за то, что заявленная цель сатирического обличения мещанского культа кинозвёзд и некоторых недостатков советского быта, авторами картины так и не была не достигнута: «Она сама восхищается и любуется приехавшими знаменитостями, сама почтительно раскланивается перед ними, вбирает в себя все кадрики с Дугом и Мэри, которые под всеми благовидными и неблаговидными предлогами удалось заснять. Но даже и обыватель не будет в особенном восторге от „Мэриного поцелуя“. Мэри и Дуг — в двух-трёх кадрах счётом». Автор рецензии также писал, что, если брать в остальном, то в фильме показана «пошленькая история» с незамысловатыми приёмами и трюками. Также высказывались претензии и к актёрской игре главных исполнителей — Судакевич и Ильинского. Так, последний предстал на экране в своём обычном облике «в неизменно спадающих брюках или вовсе без оных, с трусиками на толстых волосатых ногах». Сходной позиции в отношении объекта сатиры — страстного влечения к кинозвёздам, придерживались и авторы «Истории советского кино»: «Комедия должна была высмеять массовый кинопсихоз, но вольно или невольно подогревала его».

Советский и российский историк кино Ирина Гращенкова назвала картину лёгкой, но совсем неглупой комедией положений. Российский писатель Фёдор Раззаков отнёс картину Комарова к числу лучших советских комедий 1920-х годов, в которой играет самый популярный комик того времени — Ильинский. В литературе отмечается, что созданные в 1920-е годы Ильинским комедийные кинематографические образы схожи между собой. Так, к подобного рода близким работам можно отнести его персонажей: Петя Петелькин («Закройщик из Торжка», 1925) Гога Палкин в «Поцелуе Мэри Пикфорд» и Никешка в «Когда пробуждаются мёртвые, 1926»: «Ильинский играет изобретательно, легко и смешно. Трюки, которые он проделывает, спасаясь от поклонниц, достойны хорошего акробата. Все эти ленты имели большой успех у зрителей и критики. Ильинского называли русским Чарли Чаплином».

0

6

История создания

Замысел фильма возник в связи с посещением в 1926 году СССР во время европейского турне звёздной голливудской пары — американских артистов Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Заявленной целью визита было «ознакомиться с опытом советского кинопроизводства». Эти актёры и их фильмы пользовались большим успехом у советского зрителя в 1920-е годы. Искусствовед Михаил Бронников писал в переизданной в 1926 году биографии Пикфорд, что она и её муж «необычайно популярны и любимы» в СССР, а также, отмечал: «… популярность Мэри Пикфорд в Советской России в настоящее время в зените».
https://www.prizyv.ru/wp-content/uploads/2021/03/Mary-Pickford-17.jpg

Приезд голливудских актёров вызвал самый настоящий ажиотаж в СССР, мировых знаменитостей преследовали поклонники, журналисты, фоторепортёры и кинооператоры. Американские звёзды прибыли в Москву на поезде через Белоруссию, а на Белорусском вокзале их встречала тридцатипятитысячная толпа. Пресса не преминула обыграть близкое расположение к вокзалу Триумфальных ворот. Одному из журналистов столпотворение напомнило Ходынскую трагедию.

Советский актёр Михаил Жаров позже вспоминал об этой встрече и оказанном звёздам приёме в столице СССР: «Нельзя описать, что творилось у Белорусского вокзала. Возбуждённые поклонники заполнили всю Тверскую. Балконы, окна и даже фонари были утыканы „мэринами“, как их окрестила языкатая Москва».

Звёзды вели себя очень непринуждённо, охотно позировали и приветствовали своих поклонников. Марк Кушниров, биограф режиссёра Григория Александрова, писал о манере поведения Фэрбенкса: «Задорно и ослепительно улыбался, время от времени пружинисто покачивался, словно готовясь к прыжку или рывку, показывал приёмы бокса, джиу-джитсу и акробатики. Словом, выглядел образцовым мужчиной, суперменом». Александров, находясь под впечатлением от американского актёра, переименовал своего новорожденного сына из Василия в Дугласа.

Советский фильм по-голливудски

На страницах журнала «Советский экран» Сергей Комаров охарактеризовал комедию как сатиру на «психопатическую толпу». Однако фильм раскритиковали за потакание «нэпмановскому вкусу». По мнению современных киноведов, в «Поцелуе Мэри Пикфорд» действительно практически отсутствуют какие-либо характерные приметы советской жизни. По сюжету и манере фильм весьма напоминает голливудские ленты того времени.

«Американцы знают, что фильма будет иметь полный успех, если в ней участвует одна из кинозвёзд, поэтому незачем снимать Пикфорд и Фэрбенкса одновременно в картине», — писал в 1927 году в «Советском экране» Сергей Комаров. И добавлял: а у нас получился абсолютный букет!

0

7

Незаметно прошел день рождения корифея советского кино Сергея Комарова. Человек, стоявший у истоков зарождения отечественного кинематографа, родился 2 марта 1891 года в городе Вязники Владимирской губернии. Выпускник экспериментальной мастерской Л. Кулешова стал одним из первых советских актеров немого кино. Как режиссер он снял картины «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927) и «Кукла с миллионами» (1928), вошедшие в золотой фонд отечественного кино. У него первого в фильме приняла участие голливудская звезда, да так, что сама об этом и не подозревала...

Есть идея!

В какой-то момент глядящего на все это Сергея Комарова осенило: да это же готовый сюжет для сатирического фильма! Отсматривая документальную съемку визита звездной пары, он нашел поистине потрясающую сцену, попавшую в объектив камеры: блистательная Пикфорд целомудренно целует одного из поклонников в щечку. Картинка сложилась. Режиссер понял, как и на чем он будет строить свою киноленту.

Первоначально задумывался фильм «Король экрана» с длинным подзаголовком «Повесть о том, как поссорились Дуглас Фэрбенкс с Игорем Ильинским из-за Мэри Пикфорд». Видимо, предполагалось, что голливудская пара в нём сыграет что-то мало-мальски существенное. Но тем, видно, было некогда, а, возможно, и неохота. Но имелись документальные съёмки их прибытия на московский вокзал, и Комарову этого хватило. Случайные кадры с Мэри и Дугласом виртуозно вмонтировали в ткань картины, и получилась милая даже для сегодняшнего времени комедия.

Сергей Комаров сам написал сценарий своего будущего фильма. Сюжет его довольно прост. Обычный билетер кинотеатра Гога Палкин тщетно добивается внимания студийки, то есть сотрудницы киностудии Дуси Галкиной. Девушка грезит об актерской карьере и на ухажера не обращает никакого внимания. А что если он сам станет звездой?

Гога случайно заходит на студию в момент визита Мэри Пикфорд. Он смешит ее, и голливудская дива дарит ему свой поцелуй. Комаров перемонтировал настоящий ролик с поклонником таким образом, чтобы казалось, что актриса действительно целует Гогу Палкина. О нем быстро узнают поклонники Мэри и глядят на него с завистью и восхищением. А Дуся наконец влюбляется в парня, ведь его поцеловала сама Пикфорд!

А наши лучше!

И хорошо, что Пикфорд и Фэрбенкс в «Поцелуе» лишь отметились. Они перетягивали бы все внимание на себя, а так у молодого Игоря Ильинского появилась возможность заявить о себе как о выдающемся комедийном актере. Недаром в те годы полагали, что звук в кино и не нужен: классный артист всё может выразить взглядом и жестом. Глядя на Ильинского в «Поцелуе», думаешь, что истина в этом утверждении была.

0