"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пасха в творчестве художников

Сообщений 1 страница 20 из 26

1

Пасха в творчестве художников

https://cdn.spbdnevnik.ru/uploads/block/image/648411/__medium_2022-04-24%2012.39.33.jpg.jpg

0

2

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/Makovskij-min.jpg
А. Маковский. Пасхальный стол. 1915-16 гг.
Тверь. Областная картинная галерея

Живописное полотно Александра Владимировича Маковского «Пасхальный стол» демонстрирует во всём великолепии традиции пасхального стола начала ХХ столетия и позволяет прочувствовать торжественность и важность праздника Пасхи для каждого православного человека своего времени.

На столе мы видим куличи, пасхи, крашенные яйца, гиацинты и другие праздничные атрибуты. Пасхи и куличи — это, наряду с яйцами, чуть ли не главные символы праздника. Они означают, что в доме, где они стоят на столе, всегда открыты двери для Иисуса. Яйцо символизирует зарождающуюся и вечно обновляющуюся жизнь, а также воскрешение Христа.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Алекса́ндр Влади́мирович Мако́вский (24 марта [5 апреля] 1869, Москва — 26 октября 1924, Ленинград) — русский живописец, график, член Товарищества передвижных художественных выставок, академик и профессор Императорской Академии художеств. Сын знаменитого живописца Владимира Егоровича Маковского, племянник художников Константина и Николая Егоровича Маковских.

0

3

https://artandyou.ru/wp-content/uploads/mce/image/pasha/81aa92b553f4_1.jpg
Николай Рерих Русская Пасха. 1934 г.

Картина «Русская Пасха» или «Пасхальная ночь» была создана Николаем Рерихом в Индии в 1934 году. Эта картина очень русская не только по своему сюжету, но и по своему настроению, впечатлению, которое выразил в ней художник. Прожив двадцать лет в Индии, Рерих создавал русские по Духу картины, в которых отражается его сопричастность к судьбе родины, народа, переживания его исторической судьбы. Рерих очень хотел, чтобы эта картина попала на Родину, в Россию. Пройдет много лет, в России откроется общественный музей имени Николая Константиновича Рериха. Меценат музея приобретет эту картину на аукционе и передаст ее в музейную экспозицию, где она займет достойное место в зале, посвященном России.

Николай Константинович Рерих (1874-1947) — яркий представитель русского серебряного века. В это время, конец XIX — начало XX века, он формировался как художник, мыслитель, общественный деятель. Удивительной была творческая среда, которая еще до революции напитала мысль России творчеством многих замечательных деятелей культуры. Но все-таки искусство Рериха отличалось от его современников. Этому способствовали глубокие познания русской истории, практика археологических изысканий, многочисленные путешествия по древним русским городам. Интерес к традициям, истоки которых глубоко уходили в историю Древней Руси, к русским странникам, устремлявшихся в поисках града светлого. В его искусстве есть нечто большее, чем у его современников. Рерих был гениальным художником очень больших знаний. Создаваемые им образы глубокофилософские, заставляющие думать, проникать в суть вещей.

В русском искусстве до Рериха представление о Пасхальной ночи не было. У русских художников-передвижников подход явно отличается. Для Рериха прошлое, отраженное в фольклоре, было источником, которое перейдет в вечное и станет опорой.

В нижней части картины видно поток людей. Линия горизонта низкая и 2/3 верхней части картины занимает звездное небо. Причем карта звездного неба воспроизведена художником абсолютно точно. Половину звездного пространства занимает храм с центральным образом Богоматери, которая держит младенца-Христа. Купол храма упирается в верхний край картины, в звездную высь. Богоматерь с Христом предстают связующим звеном между землей и миром высшим. Картина написана с верхней точки. Фигуры людей, выходящих из храма мы наблюдаем сверху. Поэтому они выглядят силуэтно.

В картине использован и традиционный метод диагонали. Если продолжить линию взгляда Богоматери по диагонали, то на этой линии внизу будет большой крест, который несет кто-то из участников этого пасхального шествия. Крест огромный, несоразмерный человеку. Такой же крест нес Христос на Голгофу. Крест — символ распятия и страдания. Богоматерь взирает на этот крест с великой скорбью, в великом сострадании, которое создает в картине особое духовное напряжение. Точка, с которой зритель наблюдает картину, находится практически на уровне глаз Богоматери. Это позволят смотреть на происходящее как-бы ее глазами. Видеть этот крест ее глазами.

Храм северной новгородской архитектуры, рядом звонница. Образ Богоматери написан в византийской традиции конца XIV века. Бестелесность, освобождение от всего лишнего..

0

4

https://artandyou.ru/wp-content/uploads/mce/image/pasha/132f8b7bb163.jpg
Павел Филонов Пасха 1912 г.

Герои жанровых полотен Филонова – довольно своеобразный типаж. Часто художник изображает своих персонажей практически без одежды или в ветхом рубище. Фигуры утрированы и деформированы, искажены и изогнуты. На лицах фактически всех мужчин и женщин – тоска и беспредельное уныние. Самая популярная тема для Филонова – трапеза, изображение фигур за столом. К этому типу картин относится и "Пасха".

На холсте изображена небогатая семья в момент праздничного пасхального ужина. Наравне с членами семьи участие в трапезе принимают и ангелы – у Филонова это странные бесполые существа, каждый из которых обладает несколькими парами крыльев. Стол донельзя беден – одинокое блюдо с рыбой, кулич, яблоко. Зато тщательно выписаны крупные рюмки со спиртным в руках у каждого персонажа. Под столом – собака и кошка, ожидающие лакомого кусочка. Филонов примитивизирует фигуры, уплощает их, лишает деталей. Православное понятие Троицы полностью переосмыслено в этой картине – во главе стола трое обычных мужчин, чокающихся "за здоровье", а вот ангелов всего два.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Па́вел Никола́евич Фило́нов (8 января 1883,  Москва — 3 декабря, Ленинград) — русский и советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени.

Павел Филонов – известный художник-авангардист, один из самых загадочных русских живописцев. Некоторые из своих работ он называл "формулами" – "формула цветка", "формула пролетариата" и т. п. Создавал статьи, где пытался сформировать принципы аналитического искусства. Себя он называл "художником-исследователем", пытаясь провести параллели между наукой и искусством.

0

5

https://artandyou.ru/wp-content/uploads/mce/image/pasha/98461ef02c6a.jpg
Борис Кустодиев Встреча (Пасхальный день) 1917 г.

Пасха всегда была символическим праздником как для верующих, так и для атеистов на Руси. Кустодиева однозначно нельзя было отнести ко вторым, но и верующим он был довольно своеобразным.

Можно сказать, что у него был свой бог, а своего бога он всегда носил в себе, в своей душе, лично для себя при том не видя особой нужды в церквях, но при этом художник всегда с огромным уважениям относился к народным обрядам, старался показать это отношение в своих картинах. Вот и на этой праздник передан торжественно, преисполнен света и какого-то особого восхищения самого художника перед царящим действом.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский и советский художник. Академик живописи ИАХ (с 1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.

По мнению А. Бенуа:

«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

0

6

https://artandyou.ru/wp-content/uploads/mce/image/pasha/3c7d6bc296c5.jpg
Елена Кульчицкая Христос воскресе! 1930 г.

0

7

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/ZHukovskij-min.jpg

С. Ю. Жуковский. Пасхальный натюрморт

В 1915 году Станислав Юлианович Жуковский являет миру замечательную и очень атмосферную картину – "Пасхальный натюрморт". Интересна она и тем, что позволяет нам представить жизнь небогатого аристократа того времени, когда революция уже стучалась во все двери.
Должно быть, Жуковский не только хотел нам продемонстрировать скромную пышность празднества, но и имел намерение дать возможность задуматься о том, что все в этой жизни преходяще и уходящее, ведь уже через каких-то два года хозяева этой чудесной комнаты будут праздновать Пасху где-нибудь не дома.

Картина поражает своим правдоподобием и красочностью – масляные краски талантливой рукой Жуковского создают атмосферу праздничного уюта и тепла. Художник показывает нам только часть красивой, но судя по тесной обстановке, маленькой комнаты, центральное место которой занимает празднично украшенный стол.

Атмосферу, которая царит на холсте передал талантливый поэт Иван Есаулков: "Пасхальный стол почти готов к приёму…", и правда, главные блюда — это куличи и яйца – "…крашенки – лежат на первом плане…и куличи воздушной массой манят…" ждут своих гостей, а те, вероятно, уже где – то близко, на пороге, в предвкушении праздничного ужина.

"Давно нетерпеливо бродит свет…" – несмотря на свою тесноту, комната наполнена светом и воздухом, которые Жуковский стремился передать в каждом мазке. Создается впечатление, что ты не смотришь на нее, а сам находишься в ней и может дотронуться до столовых приборов, посидеть на драпированном диване, подождать гостей с пасхальной литургии и пригласить их к столу.

0

8

Картины Кустодиев на пасхальную тему, если расположить их в определенной последовательности (но не в хронологическом порядке), могут послужить настоящим путеводителем по празднованию Пасхи до революции.

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/Kustodiev-min.jpg
Б. Кустодиев. Канун Пасхи

Итак, первой в этом ряду можно поставить картину «Канун Пасхи». На таинственном темно-синем фоне сумерек виден силуэт православного храма, вероятно освященного во имя Воскресения Христова. Окна храма и рядом стоящей колокольни ярко освещены теплым золотистым светом, словно подчеркивая, что за этими стенами свершается подлинное чудо. Вокруг храма – толпа людей, несущих свечи, упряжки лошадей, очевидно, пасхальная служба только начинается, и верующие как раз съезжаются к ней.

Художнику удалось передать атмосферу, предшествующую главному православному празднику, - радостное ожидание и суету. Можно даже сказать, что Пасха на картине достаточно ранняя, поскольку рядом с храмом лежит снег, а на деревьях еще нет листьев.

https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3074664/3074664_original.jpg
Борис Кустодиев. Пасхальная ночь. 1917

Следующей картиной кустодиевского пасхального цикла можно считать «Пасхальную ночь» 1917 года. В этом году Борис Кустодиев во время пасхальных торжеств был в Москве, так что, скорее всего здесь изображен Успенский собор Московского Кремля рядом с которым происходит кульминационный момент Пасхальной службы – Крестный ход. Представители духовенства в праздничных белых облачениях несут иконы и хоругви, спускаясь с высокого подклета перед храмом, за ними тянется толпа верующих.

        Поступательное движение крестного хода делает сцену достаточно динамичной. В самом центре композиции – темный лик Спаса Нерукотворного на розовой стене храма. Доминирующие цвета картины – белый, розовый и золотисто-коричневый в сочетании с темно-синим ночным небом создают атмосферу одновременно тайны и радости.

https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3075306/3075306_original.jpg
Борис Кустодиев. Христосование. 1916

        Действие следующих полотен происходит уже на следующий день, собственно во время празднования Пасхи. Цикл продолжает картина «Христосование» (1916). Это одна из самых известных пасхальных композиций Кустодиева, и эта известность сложилась прежде всего благодаря невероятным пасхальным угощениями, которые художник со смаком изобразил на холсте.

Главные герои картины: пышная купчиха в нарядном розовом платье с розовой же шалью и ее гость, благообразный купец в удлиненном парадном черном сюртуке и начищенных сапогах, обмениваются традиционными пасхальными поцелуями и крашеными яйцами, то есть совершают обряд христосования. В руке у купца – красное крашеное яйцо, символ праздника.

Группа сдвинута к левому краю полотна, так что зрители могут видеть часть стола с праздничным угощением, богато и торжественно накрытого.  Перед нами на белоснежной скатерти в живописном беспорядке расположены: тарелка с горкой крашеных яиц, банка с черной икрой, жареная курица, творожная  пасха, похожая на белую пирамиду Хеопса, ряд разнокалиберных и разноцветных бутылок с алкоголем, и как главное украшение стола – два кулича, высокий и высоченный, украшенные бумажными розами и щедро обмазанные белоснежной сахарной глазурью. На заднем плане – сине-голубые обои со вполне логичным рисунком в виде рога изобилия.

Далее действие в пасхальной серии Кустодиева перемещается на улицы среднерусского провинциального города, виды которого очень часто появляются на полотнах и рисунках художника в идеализированном утопическом виде. Картины «Светлое воскресенье» и «Пасхальный день» (1917) показывают жителей этого городка, которые, посетив утреннюю церковную службу, степенно прогуливаются, обмениваются приветствиями и поздравлениями со своими знакомыми. Мы видим дородных благостных священнослужителей, их красавиц жен и дочерей, купцов и купчих. Дамы – в ярких нарядных платьях, мужчины одеты соответственно их социальному статусу.

https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3075497/3075497_original.jpg
Борис Кустодиев. Светлое воскресение

В картине «Светлое воскресение» группа персонажей, среди которых есть и священник, и купец, и две дамы, находится перед широко открытыми церковными воротами, как будто на границе мира духовного и мира земного. Но и в мире земном, расстилающимся за воротами, который освещен ярким весенним солнцем, видны не только белоснежные стены и зеленые крыши домов местных обывателей, но и несколько храмов с ярко-синими куполами.

https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3075669/3075669_original.jpg
Борис Кустодиев. Пасхальный день. 1917

«Пасхальный день» переносит нас на улицу на окраине идиллического городка, где в палисадниках пасутся коровы, где люди могут целые дни проводить, сидя на завалинке и созерцая окрестности, где в маленьких домиках на окнах пышно расцветают герани, и жизнь течет спокойно и безмятежно, осеняемая белоснежным храмом, который возвышается на холме, где сходятся все дорожки и тропинки. Именно здесь встретились двое священников и их семьи, совершающие традиционную прогулку в середине счастливого пасхального дня. Покой и радостное настроение полотна подчеркиваются светлой почти пастельной гаммой с преобладанием зеленых и голубоватых тонов. Композиция почти идеально симметрична и статична.

https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/3075957/3075957_original.jpg
Борис Кустодиев. Кресный ход. 1915

Иногда картины Кустодиева, которые он исполнял в уникальном индивидуальном художественном стиле, называют «грезами», ведь он совершенно искренне рассказывал в них о том, как по его мнению должны жить русские люди. Кустодиев прекрасно понимал, что того, что он изображал на своих картинах, никогда не было, но мечтал и втайне надеялся, что когда-нибудь все это окажется вполне реальным. Действительно, почему невозможны радостное ощущение жизни, красота, добродушие, чистосердечие, простота и прочие приметы идеального мира. И каждый раз светлый праздник Пасхи пробуждает в нас новые надежды на то, что художественная утопия когда-нибудь может оказаться реальностью, и мечта о спокойной, праздничной и осмысленной жизни на земле будет вполне осуществима.

0

9

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/Kudrin-min.jpg

В. Кудрин. Пасха

0

10

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/Arhipova.jpg
Л. Архипова. Пасхальная ночь

0

11

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/Nesterov-min.jpg
Нестеров

0

12

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/u-t.-Dusi-min.jpg
А. Гурьева-Сажаева. У тети Дуси

0

13

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/SHankov-min.jpg
М. Шаньков. Пасха. 2005 г.

0

14

http://hram-aif.ru/wp-content/uploads/2016/05/Kaverznev-min.jpg
И. Каверзнев. Светлая Пасха

0

15

https://img-fotki.yandex.ru/get/6443/14403785.7f/0_920e8_8e82aea7_L.jpg
Кошелев Н.А. Дети, катающие пасхальные яйца. 1855

0

16

https://2.404content.com/1/7E/77/428766117155571192/fullsize.jpg
В.Г. Перов «Сельский крестный ход на пасхе»

0

17

https://2.404content.com/1/22/AD/428766119970997771/fullsize.jpg
С.Ф.Колесников «Перед пасхальной службой»

0

18

https://2.404content.com/1/3B/93/428766114792605165/fullsize.jpg
И.С.Горюшкин-Сорокопудов «На заре пасхального утра»

0

19

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/04/e9b01c52caf5.jpg
Пасха. Николай Пимоненко. Начало XX века

0

20

=Spoiler написал(а):

https://2.404content.com/1/4C/92/428766118456067588/fullsize.jpg

ГАВРИЛЯЧЕНКО Сергей Александрович родился 2 октября 1956 года в г. Шахты Ростовской области. Заслуженный Художник России. Профессор МГХИ им. В.И. Сурикова. Секретарь Союза Художников России. Награждён медалью «Достойному» Российской Академии Художеств. В 1984 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова по мастерской К.А. Тутеволь.

0