Легенда «О Михримах султан»
Легенда гласит: ”Михримах Султан, будучи избалованной дочерью Хюррем Султан и Султана Сулеймана, так же являлась своевольной девушкой, которая все время шла вопреки воле матери и интересам Османской империи. Она была так же весьма влюбчивой особой: в числе ее поклонников и воздыхателей значились такие исторические личности как Рустем Паша, Мимар Синан, Ташлыджалы Яхъя. Михримах султанПосле того, как знаменитый архитектор Синан просил руки златовласой Султанши, Хюррем Султан, узнав об этом, насильно выдала дочь за честолюбивого хорвата Рустем Пашу, который, благодаря совершенному никяху, сразу же стал Великим Визирем. Но замужество ничего не изменило – Михримах Султан, дабы не находиться рядом с нелюбимым мужем, использовала все возможные предлоги и, в частности, даже участвовала в военных походах с отцом. При этом она была скорее причастна к военному делу, нежели к гарему, политическим делам и управлению фондом, как на то рассчитывала ее мать. Итогом всего этого стало рождение ребенка от неизвестного ухажера, но не от мужа. В итоге делами гарема, финансовыми потоками, строительством в Стамбуле духовных учреждений и культурных зданий, делами благоторительного фонда были вынуждены заниматься Хюррем Султан и езять Рустем Паша, но не любимая дочь Михримах. После же смерти Хюррем Султан, Михримах Султан прожила ничем не примечательную жизнь, пребывая в гареме брата Селима. Таким образом, Михримах Султан не смогла оправдать всех надежд и ожиданий, кои возлагали на нее родители, став скорее разочарованием и обузой для всей династии османов”.
Исторические факты:
Не так много принцесс оставили свое имя в мировой истории, а уж тем более, когда речь идет об истории мусульманских стран. Но именно таким исключением из правил и стала Михримах Султан. Единственная и горячо любимая дочь Султана Сулеймана Великолепного и Хасеки Хюррем Султан, она унаследовала черты обоих родителей – красоту и характер матери и политические таланты отца, о чем упоминали современники той эпохи. Но обо всем по порядку.
Михримах Султан родилась 21 марта 1522 года, в день весеннего равноденствия. Многие историки связывают именно с датой ее рождения происхождение имени – «михр-и-мах», что в переводе с персидского означает «солнце и луна», поскольку, как утверждается в ряде источников, в этот день Валиде Айше Хафса Султан, нарекшая внучку этим именем, увидела одновременно заходящее солнце и восходящую луну.
Родители дали дочери прекрасное образование практически наравне с наследными шехзаде – она, подобно матери, знала несколько языков, была эрудированна и умна. Так же по свидетельствам современников, юная Султанша была красива, изящна и грациозна, имела длинные, золотистые волосы, ввиду чего часто можно встретить описания, в которых Михримах Султан именуют «золотоволосой Султаншей».
Михримах султанНо не только образование и острый ум выделяли Михримах среди всего султанского Гарема. Подобно матери, она интересовалась политикой и благотворительностью, делами государства и социальными проектами. Так Хюррем активно привлекала дочь к вопросам управления одноименным фондом Хасеки Хюррем Султан, явно рассчитывая на то, что в дальнейшем, после ее смерти, именно дочь станет преемницей в различного рода вопросах. Забегая вперед, отметим, что Хасеки не прогадала в своих надеждах и в доверии к дочери.
Но наибольшее количество слухов и вымыслов относительно жизни Михримах, касаются её якобы существующих воздыхателей. Конечно же, как уже было написано ранее, Султанша обладала привлекательной внешностью и острым умом, что, разумеется, не могло не покорять ее современников. Но, при этом, обычно на просторах сети Интернет и на страницах некоторых сомнительных букинистических изданий выделяют три основных фигуры в жизни Михримах Султан.
Первым, скорее благодаря исключительно телевизионному проекту «Великолепный век», стал Ташлыджалы Яхъя Бей. Являясь исторической личностью, близким другом шехзаде Мустафы, его советником в ряде вопросов и поэтом, ни в одном из реальных исторических источников не найдено ни единого упоминания о какой-либо связи этой личности с Михримах Султан. Архивы не сохранили ни одного письма влюбчивого поэта, проживавшего в Манисе, вдали от Топкапы, адресованного Cултанше, ни единого прямого упоминания Михримах в стихах. Вымысел остается лишь вымыслом, далеким от реальности. Единственную роль, которую фактически сыграл Ташлыджалы в жизни Михримах – это участие в обострении конфликта в отношении Рустема Паши после смерти шехзаде Мустафы в 1553 году, за что в итоге он и был выслан Великим Визирем за пределы Империи. Поэтому каких-либо реальных оснований полагать, что Михримах Султан и Ташлыджалы Яхъя были близко знакомы, а уж тем более имели хоть нечто напоминающее романтические отношения, просто нет.
Вторым гипотетическим воздыхателем Михримах Султан называют Мимара Синана, якобы просившего руки дочери Падишаха после того, как он стал главным зодчим Стамбула. Чтобы разобраться в этом вопросе, следует отметить, что Синан, тоже будучи исторической личностью, также сыграл весьма и весьма косвенную роль в жизни Миримах, а именно – по её заказам он возводил многие объекты строительства и культурного наследия Османской империи в дальнейшем, но не более того. Что же касается предложения руки и сердца, влюбленности или иных проявляемых вовне пылких чувств, то на момент, когда Мимар Синан стал Главным зодчим Стамбула, а произошло это в самом конце 1539 года после того, как Великим Визирем стал Лютфи Паша, Михримах Султан уже сочеталась узами законного брака с иным человеком, а именно с Рустемом Пашой, ставшим через пять лет Великим Визирем Османской империи.
Именно Рустем Паша единственный исторический персонаж, с которым была связана жизнь юной Султанши более двадцати лет. Как рассказывалось ранее (в легенде «О замужестве двенадцатилетней Михримах Султан и пятидесятилетнего Рустема Паши»), их свадьба состоялась 26 ноября 1539 года. На тот момент Михримах было семнадцать, а Рустему тридцать девять лет. Если вспомнить обычаи того времени, примеры династических браков и судьбы многих представительниц женского пола из правящих семей, то, стоит отметить, что разница такого рода не была из ряда вон выходящим событием. Достаточно вспомнить разницу в возрасте Айше Хафсы Султан (ставшей матерью в 15 лет) и Селима Явуза, которая составила 14 лет, или же Лютфи Паши и его жены – самой младшей сестры Султана Сулеймана Шах Хубан Султан 1509 года рождения (вышедшей замуж в 14 лет), составлявшую 21 год.
Напомним, что по правилам и исламским традициям того времени, девушки выдавались замуж по совету матери, но лишь с согласия отца невесты, который оговаривал все условия предстоящего брачного договора (никяха). Современники так же утверждают, что Михримах Султан вполне одобрила совет матери по выбору жениха – стремительно восходившего к вершинам власти, амбициозного и преданного османской династии управителя Диярбакыра. Так же с этим выбором согласился и сам Султан Сулейман – Рустем Паша пользовался огромным доверием со стороны Падишаха. При этом, как уже отмечалось в одной из предшествующих легенд (легенда «О Рустем Паше»), муж Михримах Рустем Паша не стал Великим Визирем сразу же после свадьбы – прошло долгих пять лет, прежде чем он занял этот пост, что весьма сомнительно увязывается с совершенным никяхом, а уж тем более с его определяющей ролью при занятии Рустемом данной должности.Михримах султан
Михримах стала матерью троих детей, родив от Рустема двух сыновей (Османа Султанзаде Бея, а также второго сына имя которого, к сожалению, не сохранилось) и дочь (Айше Хюмашах Ханум Султан). Сыновья Султанши захоронены в знаменитом большом благотворительном комплексе Михримах Султан в Ускюдаре, возведенном в период между 1540 и 1548 годами, который включает в себя прибрежную мечеть Ускюдар, мусульманское учебное заведение – медресе, начальную школу и больницу.
О степени близости и доверия Михримах Султан с супругом говорит несколько фактов. Первый из них заключается в том, что Михримах весьма активно участвовала в благотворительных проектах мужа. Зачастую именно она выступала от его лица в качестве доверенного представителя в вопросах управления благотворительным фондом и проектами.
Михримах султанИменно Михримах стала наследницей внушительного состояния мужа после его смерти, за исключением той части, которую Рустем направил в фонд Хюррем Султан, чтобы необходимые денежные средства были потрачены на строительство общественных зданий, мечетей и сооружений. Также напомним, что Рустем Паша завещал в 1561 году в случае его смерти, в качестве исполнительниц его воли выступать жену Михримах Султан, а также дочь Айше Хюмашах Ханум Султан по реализации всех начатых им социальных и благотворительных проектов (начальных школ, медресе, больниц, караван-сараев, общественных фонтанов, дорог с твердым покрытием и бесплатных мостов). Михримах полностью выполнила последнюю волю супруга. Более того, она лично следила за строительством мечети Рустема Паши в Стамбуле, что возводилась в период с 1561 по 1563 годы по его инициативе по проекту архитектора Синана, уже после смерти Великого Визиря.
И последний факт, который хотелось бы отметить в этой связи – строительство мечети Михримах Султан в Эдирнекапы. В 1562 году всё тот же Синан на самом высоком холме Константинополя, в районе старых крепостных ворот Эдирнекапы, начал строить еще один комплекс, включающий мечеть Михримах Султан, фонтан, бани и медресе. Чаще всего мечеть Михримах Султан в Эдирнекапы упоминают в качестве образца архитектурного гения Мимара Синана, что, конечно же, является бесспорным фактом; и примера проявления его любви к золотоволосой Султанше, что является неподтвержденной легендой. Но зачастую забывают упомянуть следующий немаловажный момент. После смерти мужа, Михримах Султан, унаследовав его немалые богатства и завершив строительство мечети Рустема Паши, лично заказала Синану выше обозначенную мечеть. По традиции, мечети имени особ правящей династии имели два минарета, но Михримах, скорбя о своем вдовстве, пожелала, чтобы у этой мечети был только один минарет, в знак её одиночества после смерти супруга. Именно в таком варианте мечеть и была возведена и сохранилась и по сей день.
Что же касается участия Михримах Султан в военных походах с отцом, то в этой связи стоит вспомнить о трагических событиях 1401-1402гг., связанных с именем Баязида I (о чем подробнее рассказывалось в легенде «О Хасеки»), после которых обрывается традиция султанов брать в военные походы жен либо представительниц своего гарема, поскольку гарем оберегался как самая ценная собственность Султана. Более того, легенды, ссылаются на то, что Михримах участвовала в совместном военном походе с отцом в Египет. Сразу хотелось бы отметить, что Египет стал османской провинцией (вилаяйтом) после Османско-Мамлюкской войны 1515-1517 годов еще до восшествия Султана Сулеймана на престол. Подавление мятежа в Египте 1524 года, очевидно, проводилось без участия двухлетней на тот момент Михримах Султан. А в последующие периоды правления Сулеймана Великолепного активных военных походов в Египет не совершалось. Таким образом, при жизни отца Михримах Султан в военных походах не участвовала. А став управляющей султанского гарема после смерти матери в 1558 году, она и подавно не просто не могла, а не имела права покидать стены Топкапы. Соответственно в чём Султанша действительно активно участвовала, так это в управлении многими делами в пределах Стамбула.
Михримах Султан была весьма влиятельна и богата. Уже было рассказано о ее активном участии в проектах мужа, но она также помогала и матери в управлении знаменитым фондом Хасеки Хюррем Султан. Но, плюс к этому, стоит отметить следующий момент – как известно, Хасеки активно участвовала не только во внутренних благотворительных, но и во внешних дипломатических делах. Достаточно вспомнить переписку Хюррем Султан с правителями некоторых стран и представителями династий, в частности Хасеки вела активную переписку с королем Польши Сигизмундом I, а после его смерти, с его сыном Сигизмундом II. Но в решении вопросов такого рода Хасеки участвовала также не одна. В архивах сохранились не только письма Хюррем Султан, адресованные представителям иностранных государств, но, в том числе, и переписка Михримах Султан такой же направленности. В частности её переписка с королем Польши Сигизмундом от 1548 года. Очевидно, что Хюррем предполагала оставить после своей смерти главной преемницей именно дочь, активно вовлекая её во все виды деятельности, связанные с управлением и поддержанием внешнеполитических и дипломатических контактов.
И Михримах Султан действительно в дальнейшем активно выполняла завещание матери после её смерти в 1558 году, участвуя в политических делах отца, продолжая ведение дипломатической переписки, руководя реализацией социальных проектов и управляя внутренними делами гарема, а так же деятельностью благотворительного фонда. Так же Михримах, подобно Хюррем Султан в своё время, в качестве исключения из общих правил было позволено возводить сооружения в пределах столицы. Надпись над дверью мечети Михримах Султан в Стамбуле гласит, что Михримах была “попечительница благочестивых фондов, покровительница государства, мира и веры, Султанша … дочь … Султана Сулеймана Хана ”
Следует напомнить, что именно она являлась управляющей султанским гаремом с 1558 года (сменив свою мать Хюррем Султан после ее смерти), в период правления своего отца Султана Сулеймана, продолжив управление вплоть до 1566 года, до восшествия на престол Селима II, младшего брата Михримах. Этот случай был уникальным в своем роде, поскольку в первый и последний раз за всю историю Османской империи функции управляющей гаремом, которые обычно выполняла либо Валиде, либо Хасеки, взяла на себя дочь правящего Султана.
Михримах Султан умерла 25 января 1578 году, на 56 году жизни. Она стала единственным ребёнком Султана, удостоившимся чести быть похороненным в тюрбе Сулеймана, что подтверждает тот факт, насколько близка она была с отцом, а так же то, насколько значимой персоной в истории Османской империи являлась Султанша.
Авторы:
Елена Миняева
Илья Михайлов