ЭКОНОМИКА РОСТА
Восток – дело долгое
На экономическом форуме в столице Приморья ищут новые подходы к развитию Дальнего Востока
Надежды по выходу из рецессии власти связывают с развитием экономики Дальнего Востока и в целом Азиатско-Тихоокеанского региона. Восточный экономический форум во Владивостоке должен был показать серьезность их намерений. Однако сейчас главное, чтобы меры поддержки не забуксовали в бюрократической рутине, а наравне с промышленностью развивалась инфраструктура, говорят эксперты.
С 3 по 5 сентября во Владивостоке впервые проходит Восточный экономический форум. Основная его цель – продвижение бизнес-возможностей Дальнего Востока и расширение международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Внимание властей к этой территории неслучайно. С Дальним Востоком правительство во многом связывает свои надежды на преодоление спада в экономике.
Разворот на собственный восток
Чиновники хотят уменьшить расходы на государственные инвестиционные программы на 2016 год чуть ли не на треть. Несмотря на эту инициативу, расходы на федеральную целевую программу (ФЦП) по Дальнему Востоку сокращать не будут. Об этом в недавнем интервью газете «Коммерсантъ» сообщил вице-премьер правительства России, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев. «У нас есть поручение президента и правительства не сокращать федеральную целевую программу (ФЦП) развития Дальнего Востока», - пояснил он.
Уповает на Дальний Восток и глава Минвостокразвития Александр Галушка. «Все наши инструменты – свободный порт Владивосток, территории опережающего развития (ТОР), инфраструктурная и административная поддержка инвестпроектов вне ТОРов, бесплатное предоставление земли, территориальный срез формирования самых разных госпрограмм, Фонд развития Дальнего Востока – созданы как раз для того, чтобы этот спад преодолевать, для того, чтобы Дальний Восток и Россия развивались», - отметил министр в интервью накануне форума.
Дальневосточный регион при сохранении санкций и в случае разворота торгового вектора на восток является для России стратегически наиболее важным регионом,
считает руководитель департамента оценки компании «ФинЭкспертиза» Алексей Баскаков. «Дальний Восток всегда привлекал смелых и амбициозных людей, а сейчас, когда государство всерьез занялось регионом и появятся первые истории успеха, это может привести к настоящему инвестиционному буму, - считает президент ГК «Энергия» Сергей Гуськов. – Этот регион был исторически недофинансирован, и сейчас при содействии государства, природных богатствах региона, его географическом положении Дальний Восток может стать трамплином для развития любого бизнеса от горнодобывающего до высокотехнологичного производства и сферы услуг».
Эксперты международного дискуссионного клуба «Валдай» увидели в российском интересе к азиатскому региону не только экономические аспекты. «Для России рост внимания к восточному и южному направлениям внешней и внешнеэкономической политики стал за последние годы одним из важнейших признаков возвращения к статусу глобальной державы», - отмечается в аналитическом докладе «Экономический пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств», опубликованном в 2015 году.
Масштабный проект Китая по возрождению Шелкового пути, устойчивого торгового канала, соединяющего Азию и Европу (который, в частности, анализируют эксперты «Валдая» в своем докладе), был представлен в 2013 году. По одному из возможных вариантов Шелковый путь пройдет через Казахстан и российский Транссиб с выходом в страны Балтии. «Экономический пояс Шелкового пути» - не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв его потенциал», - говорится в докладе. Важной частью будущей программы совместного развития вокруг экономического пояса Шелкового пути должно стать включение в проект высокоразвитых регионов Сибири с открытостью на рынки Европы, уточняют они.
Как отметил на днях в интервью телеканалу «Россия» бизнес-омбудсмен Борис Титов, наша страна готова предоставить максимально выгодные условия китайским компаниям для транзита, чтобы построить необходимую инфраструктуру и развивать другие бизнесы на базе экономического пояса.
Владивосток открывает небо
Важность развития инфраструктуры Дальнего Востока понимают и российские эксперты, и бизнес.
«Необходима детальная и проработанная программа, включающая как крупные проекты, например, модернизацию аэропорта и морских портов, инфраструктуру ТОРов, так и мелкие, включая план развития сети автомобильных дорог, строительства мостовых переходов»,
- считает президент компании «ТехноНИКОЛЬ», член генсовета «Деловой России» Сергей Колесников.
Например, при развитой инфраструктуре одним из драйверов роста Дальневосточного региона могла бы стать деревообрабатывающая промышленность с ориентацией на импортозамещение и экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион, говорит Алексей Баскаков. Однако при условии формирования удобной воздушной логистики, подчеркивает эксперт.
Авиасообщение нужно развивать по двум направлениям, считает Сергей Гуськов: во-первых, сделать аэропорты Дальнего Востока полноценными хабами, чтобы для полета в соседний регион не было необходимости лететь через всю страну в Москву, а потом обратно, а во-вторых, активно развивать региональное авиасообщение. Расстояния между населенными пунктами региона большие, а современные деловые люди не готовы тратить сутки, чтобы доехать до новой стройплощадки, поясняет эксперт.
Кроме того, превращение аэропорта Владивостока в полноценный хаб будет способствовать экономическому развитию региона, росту туризма, а также в целом положительно повлияет на деловую активность в регионе и повысит мобильность населения, добавляет Артем Провоторов, руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр».
Пассажиропоток в аэропорту Владивостока в прошлом году превысил 1,7 млн человек, при этом, благодаря недавно построенному терминалу, потенциал роста в течение ближайших пяти лет – до 3 млн человек в год, говорит заместитель генерального директора группы «Базовый элемент» Андрей Елинсон (консорциум с участием «Базэла» выиграл конкурс на приобретение аэропорта Владивостока в 2015 году).
В «Базэле» считают, что Дальний Восток действительно может стать новой «точкой роста», и развитие аэропорта Владивостока будет этому способствовать.
«Основным вызовом для аэропорта является конкуренция на рынке аэропортовых услуг в АТР, а дополнительным стимулом для увеличения интереса авиаперевозчиков – развитие международного сотрудничества с соседними азиатскими странами», - комментирует Елинсон.
Владивосток, уже сегодня обеспечивающий самый большой объем международных перевозок среди аэропортов региона, с августа 2012 года ввел режим «открытого неба». Он подразумевает, что авиакомпании могут делать в аэропорту транзитные остановки по пути в пункт назначения с возможностью высадки и посадки пассажиров. Однако пока из иностранных авиакомпаний здесь работают только южнокорейские Korean Air и Asiana Airlines, китайская China Southern Airlines и северокорейская Air Koryo. А собственно режим «открытого неба» используют Korean Air и Asiana Airlines.
Однако выводы о работе этого режима во Владивостоке делать еще рано: чтобы получить эффект от «открытого неба», должно пройти несколько циклов работы программы – тогда авиакомпании смогут встроить этот маршрут в свое расписание, объяснял Елинсон в интервью газете «Ведомости» в мае.
Развитие аэропорта Владивостока важно не только для увеличения пассажиропотока, но и для интенсификации грузоперевозок (сейчас он занимает пятое место по грузопотоку в России).
«Аэропорт Владивостока удачно расположен на пути следования из Юго-Восточной Азии в Америку и Европу – это позволяет значительно увеличить существующий грузопоток, - отмечает Елинсон. - При этом отмечается рост грузопотока из Шанхая, Пекина и Гонконга в Северную Америку. Аэропорты этих городов в настоящее время не в состоянии принять дополнительное количество грузовых самолетов, что создает возможности для Владивостока».
Увеличить объем грузовых перевозок должен помочь федеральный закон о свободном порте Владивосток, принятый в июле этого года. Выгодное географическое расположение города делает целесообразным развитие транспортно-логистической деятельности, да и другие необходимые предпосылки для этого есть: наличие крупного железнодорожного узла и международного аэропорта, емкий потребительский рынок – здесь проживает около 1 млн человек.
Главное – не забуксовать
Многие меры поддержки экономики Дальнего Востока эксперты оценивают позитивно. Среди них – госфинансирование присоединения к электрическим и газораспределительным сетям на территориях ТОР, выделение средств через Фонд развития Дальнего Востока. «На Дальнем Востоке мы видим пример комплексного подхода к инвестору: льготы, инфраструктура, профильный инвестиционный фонд», - говорит Гуськов.
«Как инвесторы и представители компании, развивающей бизнес на Дальнем Востоке, мы считаем меры по развитию региона, разрабатываемые федеральными властями и, в частности, министерством по развитию Дальнего Востока, в целом весьма эффективными», - комментирует Сергей Колесников.
Впрочем, отдельные инициативы правительства по развитию региона эксперты критикуют. Так, инвесторы вряд ли смогут вернуть средства, выданные им Фондом развития Дальнего Востока, за 10 лет, поскольку большинство проектов являются инфраструктурными – т.е., с большими сроками окупаемости - говорит Артем Проворотов. Период возврата средств в 10 лет по инвестиционным проектам сегодня выглядит нереалистично: необходимо изменять порядок рассмотрения проектов до срока возврата инвестиций не менее 30 лет для инфраструктурных проектов, ЖКХ и логистики и 20 лет – для добывающего и других направлений, считает Алексей Баскаков.
«Уже сейчас для всех участников рынка очевидно, что текущих налоговых льгот недостаточно для активизации капитала – необходимо освободить предприятия от социальных выплат, обязав инвестировать эти средства в премиальный фонд сотрудников», - говорит Баскаков.
Кроме того, по словам эксперта, нужно увеличить объем финансирования проектов в регионе.
«Общий объем государственных льготных инвестиций в ближайшие годы в годовом измерении должен составлять не менее 50 млрд рублей, иначе не будет достигнут синергетический эффект по всем направлениям, и деньги будут потрачены неэффективно», - говорит он.
Уже в следующем году потребуется докапитализация Фонда развития Дальнего Востока, так как понятно, что на 18 млрд рублей развить такой огромный регион просто невозможно, даже с учетом соотношения государственных и частных средств, добавляет Сергей Гуськов.
«Развивая Дальний Восток и в целом Азиатско-Тихоокеанский регион, очень важно не упустить момент,
потому что именно сейчас, помимо мер поддержки, оказываемых правительством, возникновению новых производств способствует девальвация национальной валюты, - считает Гуськов. – Ситуация просто уникальна - практически любое производство, создаваемое по современным технологиям, может как вытеснить импортную продукцию с российского рынка, так и найти потребителя на внешних рынках». Самое главное сейчас – чтобы мощные инструменты поддержки не забуксовали в бюрократической рутине, и чтобы не был упущен благоприятный момент, резюмирует он.