Архитектура второй половины XX века
Для современного австралийского города — столиц штатов и крупных промышленных центров — характерны многоэтажные здания в деловых, портовых, административных кварталах и растянувшиеся на много километров жилые предместья, застроенные одноэтажными (реже двухэтажными) домами индивидуального пользования. Уже в 30-е годы финансово-промышленная монополия, возводя свой «храм», обходится без наивно-старомодных украшений типа лепных медальонов и гирлянд. Производит впечатление сама обнажённость конструкций, в которой торжествует горизонтальная линия (опоясывающие связки окон, с которыми контрастирует выступающий лестничный колодец) или вертикаль.
Наибольших успехов зодчество Австралии достигло в строительстве одноквартирных домов, больниц, школ. Строгий функционализм был преобладающим направлением в гражданской архитектуре, главным образом, по экономическим соображениям. Архитектура жилого дома для одной семьи, разумеется, зависела от материальных возможностей застройщиков: максимально дешёвые типовые дома рабочих, мелких служащих, иммигрантов-новоавстралийцев отличались от домов представителей «среднего класса» в декоративно-восточном, «новом староколониальном» или стиле, имитирующем жилище пионера, а тем более от вилл, построенных по индивидуальным заказам крупнейшими архитекторами, с продуманным соотношением объёмов и площадей, учётом преимуществ солнечного света и тени. Аналогичный контраст существовал между государственным жилищным строительством (многоквартирные дома высотой до 15 этажей, лишённые всего, что можно рассматривать как излишество) и комфортабельными домами, выстроенными частными фирмами, где стоимость квартиры очень высока.
Индустриальное развитие и приток населения привели к «расползанию» городов и необходимости создания городов-спутников. Первый из них, Элизабет, был заложен в 1955 в окрестностях Аделаиды.
Среди сооружений послевоенного времени выделяются работы
Р. Граундса,
Г. Зайдлера и
Й. Утсона.
Рой Граундс (1905—1981) являлся главой «геометрического» направления — небольшой мельбурнской школы, создавшей ряд зданий в форме геометрических фигур — кругов, треугольников, квадратов.
По проекту Граундса (в соавторстве с Ромбергом и Р. Бойдом) в 1959 в Канберре было построено здание Австралийской Академии наук — погруженный в землю купол с аркадами, ему же принадлежит проект Мельбурнского центра искусств. Это сооружение в виде массивной прямоугольной призмы с тремя внутренними двориками было завершено в 70-е годы.
Архитекторами Дж. и Ф. Мэрфи, К. Борлендом, П. Макинтайром в 1954—1956 годах для XVI Олимпийских игр в Мельбурне был выстроен спортивный комплекс с плавательным бассейном.
В конце 1950-х нормативы строительства были изменены и разрешено сооружение зданий высотой более 45 м. Глухие стены, алюминиевые покрытия, преднапряженный бетон стали стандартными особенностями высоких зданий в городах. В эти годы внедряется «интернациональный» стиль, копируются американские «стеклянные коробки». Небоскрёбы нового типа появились в Сиднее и Мельбурне. Это были здания компаний «Империал Кемикл Индастриз» (архитекторы Бейтс, Старт и Маккатчен) и «Юнилевер» (архитекторы Стефенсон и Тернер).
Теперь же небоскрёбы являются принадлежностью любого более или менее крупного города, в них обычно помещается банк или страховая компания. Американское влияние проявляется также в расчёте на внешний эффект, в стилизованном грациозном оформлении, примером чего может служить курортный город Сэрферс-Парадайз — уменьшенный вариант Майами.
В 1967 к небоскрёбам Сиднея присоединилась 50-этажная цилиндрическая башня на Площади Австралии, построенная одним из наиболее видных представителей современной австралийской архитектуры — австрийцем Гарри Зайдлером (1923—2006), поселившимся в 1948 в Сиднее. Это было самое высокое здание в Сиднее до 1976. Архитектор продолжил развитие новых методов железобетонной архитектуры в облике австралийских городов (жилые дома Зайдлера в Сиднее).
Чрезвычайно своеобразна архитектура Сиднейского оперного театра, построенного в 1959—1972 годах. Автор проекта, подвергшегося некоторым изменениям в ходе строительства, — датчанин Йорн Уотсон (1918—2008). Здание расположено на скалистом мысе Беннелонга, у самого моря. Благодаря уникальной форме крыши — трёх групп раковинообразных бетонных сводов, покрытых глазурованными керамическими плитками (самый высокий из них достигает 60 м над уровнем моря), и фасадным стенам из стекла, обращённым к гавани, оно напоминает издали не то паруса, надутые ветром, не то гигантские раковины. Это — театральный комплекс, в котором имеются концертный зал и помещение для драматического театра. Здание оперного театра в Сиднее до сих пор порождает споры и расценивается как радикальный отход от традиционного стиля.
В XXI веке многие австралийские архитекторы приняли авангардистский подход к дизайну, что позволило создать по-настоящему уникальные здания, отражающие культуру и ценности Австралии. В результате австралийский опыт начинает распространять своё влияние за границей, а не наоборот, как это обычно происходило.