"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пьер Огю́ст Ренуа́р

Сообщений 1 страница 20 из 128

1

Французский художник Пьер Огюст Ренуар вошел в историю мировой живописи не только как основатель импрессионизма, но и певец гармонии мира, наполненного солнечным светом, буйством природы, улыбками женщин, ощущением ценности жизни. Его картины проникнуты радостью бытия, ощущением счастья.

http://sh.uploads.ru/t/pRXfK.jpg

Пьер Огю́ст Ренуа́р / Pierre-Auguste Renoir https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Renoir_autograph.png/225px-Renoir_autograph.png
(25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер)
— французский живописец, график и скульптор,
один из основных представителей импрессионизма.

Ренуар - неосознанный носитель французской культуры.
Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; последний певец Прекрасной Дамы.

Он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом...

Про Ренуара когда-то сказали, что он единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины. Как говорил сам художник:

«Для меня картина... должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых».

http://s7.uploads.ru/t/5RhZk.gif

+1

2

http://sd.uploads.ru/t/wOeQA.jpg
Пьер Огюст Ренуар, автопортрет

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма.

=Spoiler написал(а):

Отредактировано Медея (12.10.13 18:35:24)

+1

3

https://i.pinimg.com/564x/f3/36/5a/f3365aa055a9465ce2f8165301a30dd1.jpg
Pierre Auguste Renoir 1876 - Self Portrait at the Age of Thirty-Five
– Cambridge, USA, Fogg Museum of Art

Пьер Огюст Ренуар

=Spoiler написал(а):

+1

4

Огюст Ренуар и Жанна Самари

Огюст Ренуар познакомился с Жанной Самари, когда ей едва исполнилось двадцать лет. Только что с успехом прошел дебют этой актрисы на сцене одного из самых популярных театров Парижа, «Комеди Франсез», и ее имя не сходило с уст строгих ценителей актерской игры и женской красоты. Например, шалун Александр Дюма-сын сказал однажды мадемуазель Самари: «Ну и глазищи же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!»

Ренуар был тоже очарован ею. Жанна поразила его красотой, которую он искал всю свою жизнь... Не удивительно, что художник искренне обрадовался, когда к нему в мастерскую пришли родители Жанны и попросили написать портрет дочери: «Если вам нужна модель... Жанна так вами восхищается».

Большой парадный портрет Жанны Самари, который находится сейчас в Эрмитаже, был написан не сразу. Сначала художник выполнил этюд к нему. Эта работа 1877 года, хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, настолько совершенна по исполнению, что может считаться самостоятельной и к тому же великолепной работой Ренуара.

неподалеку от мастерской.

Жанна жила на улице Фрошо, неподалеку от мастерской. Каждый день после полудня мастер отправлялся к ней, и артистка по два часа позировала ему. «Что за кожа!.. – восхищался Огюст. – Право, она все освещает вокруг... Настоящий солнечный луч». Перенося на холст ее живые черты, он старался передать не только внешнее сходство, но и ощущение собственного восторга. Позже Жанна рассказывала: Ренуар до такой степени всегда спешил приступить к работе, что порой забывал даже поздороваться. Во время работы над портретом он часто посещал спектакли «Комеди Франсез» – ему необходимо было наблюдать Жанну и в естественной домашней обстановке, и при свете рампы.

http://s7.uploads.ru/t/fxKyV.jpg

Для написания большого портрета он приглашал актрису в ателье на улицу Сен-Жорж.

«Она приходила к художнику рано утром и надевала розовое платье, в котором позировала и которое не заглушало розового тона ее щек и белизны лица, – рассказывает друг Ренуара Жорж Ривьер. «Луч солнца», – говорил Ренуар. Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки, все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».

С этой знаменитой картиной, отправленной художником на выставку, произошло непредвиденное: один из служащих зачем-то покрыл еще свежую живопись Ренуара слоем лака, отчего краски потекли. Художнику пришлось за несколько часов переписать весь огромный холст.

Долгое время этюд к большому портрету находился у мужа Жанны П. Лагарда, потом попал к знаменитому торговцу картинами Дюран-Рюэлю и, наконец, был куплен известным русским коллекционером И. А. Морозовым. В 1904 году картину привезли в Россию, и с тех пор она покидает Москву лишь на время больших международных выставок.

Портрет Самари писатель и художник Луи Леруа оценил следующим образом:

«...Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В богатое впечатлениями блюдо из красок одновременно входят ваниль, красный крыжовник и фисташки: этот портрет можно есть ложкой!»

Картины импрессионистов, к которым принадлежал О. Ренуар, нужно смотреть с определенного расстояния. Тогда-то и происходит чудо: мазки сливаются и дают тот образ, которого добивался художник. В портрете молоденькой актрисы Ренуар хотел передать свое первое впечатление от ее цветущей красоты и выразил его в звонком звучании зеленых, розовых, голубых тонов. Именно светлые краски юности восхитили Ренуара – синие сияющие глаза Самари, пунцовый рот, золотисто-рыжие волосы, нежный румянец.

«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, – пишет искусствовед Леонид Волынский. – Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».

Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо... Модель, судя по всему, была влюблена в художника.

«Но, – сожалея утверждала Жанна, – Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», – подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.

Сам же Огюст говаривал:

«Мне жаль мужчин – покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».

Он пошел по другому пути, создав великолепные портреты Жанны Самари. Перед нами не великая, а только начинающая, окрыленная удачей актриса и очаровательная молодая женщина.

К сожалению, ее судьба, сулившая столько радужных надежд, оказалась несчастливой: Самари умерла в тридцать два года от брюшного тифа.

«Я смотрю на портрет Жанны Самари, как я смотрел бы на портрет моей умершей сестры», – признавался Жан Ренуар.

Из многочисленной театральной династии Жанна Самари стала самой знаменитой, и отнюдь не из-за актерского таланта. Ее красоту обессмертил Огюст Ренуар. Жанне суждено было стать символом не только ренуаровской женщины, но и кокетливой и изысканной француженки, парижанки. Все ее три портрета стали подлинными шедеврами. «Что за кожа, она освещает все вокруг! Настоящий солнечный луч!», - восклицал художник.
http://s7.uploads.ru/t/9dfui.jpg
Пьер-Огюст Ренуар Портрет Жанны Самари 1877 г.
Этот первый маленький портрет находится в коллекции театра Комеди Франсез.

Поскольку в этом же 1877 году, буквально через месяц, Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.
http://s7.uploads.ru/t/hs8lr.jpg
Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма. Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками.

Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом. То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление.

"La Reverie".

Пленительная, влекущая, нежная. Не зря портрет имел еще и название. "La Reverie". В русском языке трудно найти подходящее слово. Это и размышление, и раздумье, и грезы, и задумчивость.

Ренуар сознательно избегал намек на театр, он ограждает Жанну от всякой артистической мишуры и показал ее нежной, артистичной и естественной. Ренуар восхищался красотой актрисы и передал на холсте её улыбку, искрящуюся голубизну глаз, свежее, как цветок, лицо.

В апреле 1877 года проходила Третья выставка "Независимых", которая привлекла пристальное внимание прессы. Особенно был отмечен критикой портрет Жанны Самари.
"Несомненный успех выставки - белокурая веселая головка мадемуазель Самари" - написал Эмиль Золя.
Были, правда, и другие отзывы:
«Столь знакомая нам головка этой очаровательной модели попросту теряется на розовом фоне дикого колорита»...
«Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала»... "Где видывал художник такие грубые руки, словно покрытые чешуей?".

Самой Жанне портрет очень нравился, и после выставки он отправился к ней домой, в квартиру, где двадцатилетняя знаменитость жила вместе со своими родителями.

0

5

Огюст Ренуар и Жанна Самари

В 1878 Ренуар пишет еще один «Портрет Жанны Самари».

http://s7.uploads.ru/t/fZNo4.jpg
Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию.

Ренуар рассказывал, что, отправляя полотно на выставку, специально не стал покрывать его лаком, так как краски еще не успели как следует высохнуть. Приемщик, решив, что у бедного живописца просто нет денег на лак, решил сделать это сам. В результате художнику пришлось переписать практически весь портрет.

Огюст преобразил "невысокую, полноватую, розовую и веселенькую" актрису в стройную и величественную светскую даму.
На выставке публика не заметила картины, ее расположили слишком высоко и в дальнем зале. Кто-то из критиков упомянул мельком "занятный портрет". Жанна расстроилась и не стала покупать картину.

Через пару лет коллекционер и галерист Дюран-Рюель взял портрет на комиссию.
Присовокупил портрет к ретроспективной выставке Ренуара - желающих купить не нашлось.
"Они его просто не понимают! Это какой-то обман зрения!" - возмущался Огюст.

Сейчас портрет находится в Эрмитаже.

Свернутый текст

«Портрет актрисы Жанны Самари» написан годом позже и показывает нам ее во весь рост. Она изображена на фоне японской ширмы, ковра и пальмы, в светлом бальном платье, оттеняющем перламутровость кожи, выделяющем красивое лицо в обрамлении пушистой золотистой прически. Актриса смотрит на зрителя, а ее фигура слегка наклонена, создавая впечатление приближения, и, хотя ее руки сложены вместе, но не сжаты, кажется, что в любой момент могут раскрыться для объятий. Отсутствие камерности и статичности в портрете – одно из новаторств Ренуара.

0

6

Существует мнение, что Ренуар изобразил актрису
на "Портрете девушки с распущенными волосами",
http://s7.uploads.ru/t/EzeJt.jpg
и что на картине "Качели" тоже изображена Жанна Самари.
http://s6.uploads.ru/t/DUQGq.jpg

Постепенно в их отношениях наступил кризис. Вскоре ей стало совсем не до Огюста и его живописи. У 23-летней Жанны начался роман с Полем Лагардом, сыном богатого биржевого брокера. Это был скандал – отпрыск респектабельного семейства хочет жениться на актрисе! Родители жениха даже не присутствовали на церемонии брака в 1880 году.

Вскоре у Жанны родилась дочь, но девочка прожила всего полгода. Вторая дочь пошла по стопам семейного дела – стала актрисой, вышла замуж за директора Лионского театра. К сожалению, скончалась она рано, ей не было и тридцати. Третья дочь Жанны тоже стала актрисой, и тоже играла в Комеди Франсез. Она стала женой директора Парижской Оперы, умерла в 80-летнем возрасте, в конце 60-х годов ХХ века.

В начале осени 1890 года мадам Самари (она сохранила свою фамилию) уже готовилась к новому театральному сезону. 5 сентября она отправилась в Трувиль, где проводили лето ее муж и обе дочки. Там актриса сразу почувствовала себя плохо. Местный врач поставил диагноз: тифоидная горячка. Жанну срочно привезли в Париж. 18 сентября она скончалась. Ей было 33 года. В церкви Святого Роха, где отпевали Жанну, собралось две тысячи человек.

Поль Лагард пережил Жанну Самари на 13 лет. Портрет покойной жены, написанный Ренуаром для третьей выставки импрессионистов, продолжал все эти годы висеть в его квартире. Когда 52-летний Поль Лагард умер, родственники стали распродавать часть имущества.

Дюран-Рюель купил портрет Жанны за 13300 франков и перепродал русскому купцу Ивану Морозову. Таким образом, и второй из известных портретов Жанны Самари оказался в России.

Вскоре после того, как Огюст расстался с Жанной, у него завязались серьезные отношения с Алиной Шариго.

0

7

«Хризантемы»

http://opisanie-kartin.com/uploads17/image162.jpg

Среды работ Пьера Огюста Ренуара, можно насчитать несколько десятков натюрмортов цветов, в зависимости от картин французского художника есть возможность проследить, каким образом менялся французский букет. Одним из таких натюрмортов с изображением цветов была написана в 1900 году картина «Хризантемы».

Картина выполнена в красочных тонах и выглядит очень ярко. Судя по картинам Ренуара, хризантемы были его одними из любимых цветов, и поэтому он пытался их подать с особо привлекательно стороны.

Многие критики утверждают, что Ренуар не вкладывал глубокого смысла в свои «цветочные» творения, как это делал Моне, ним скорее руководил рыночный интерес, так как натюрморты с изображением цветов хорошо продавались, а яркая расцветка привлекала покупателей. Сам французский живописец признался в свое время, что натюрморты с цветами легко пишутся и хорошо продаются, но это никак не значит, что живопись для него была только работой.

Рисование картин с цветами, было скорее развлечением, отдыхом для Ренуара, таким образом, он гармонично соединял приятное с полезным. Но, ни смотря на то, что картины писались в спешке, а краска автор не жалел, нельзя сказать о низком качестве работ французского импрессиониста. Все его полотна и в том числе «Хризантемы» являются безупречными, что только свидетельствует об гениальности художника. Работы, которые знаменитые художники писали с большим трудом, переживая большие творческие муки в поисках озарения, Ренуару давались без особого труда.

Французский талант считал, что картина не должна быть скучной, она должна излучать веселие, быть яркой и привлекательной, этот фирменный почерк Ренуара нельзя не заметить в его работах. Картина «Хризантемы», является только лишним подтверждением изысканного стиля и яркого вкуса художника-импрессиониста.

0

8

http://prikolisi.ru/uploads/posts/2014-02/thumbs/1393326492_2.jpg
Молодому живописцу всего 26 лет. На этой картине изображена подруга Огюста, с которой был знаком с 24-летнего возраста. Лиза Трео была моложе Ренуара на шесть лет. Девушка очаровала художника своей непосредственностью, свежестью и загадочным выражением глаз: то ли нимфа, то ли русалка. Привлекательный образ девушки в белом платье контрастирует с меняющимся фоном картины. Игра света и тени позволяет глубже понять и эмоции художника, и настроение его натурщицы. Лиза задумчиво склонила голову под ажурным зонтиком, защитившись от солнечного света, а может быть, девушка не хочет открыто показывать свои чувства живописцу. Из истории известно, что Лизу Трео и Пьера Огюста Ренуара связывали романтические отношения, но художник отказался на ней жениться. Для Ренуара была одна страсть – искусство. Критики отмечали нововведения в технике портрета: до этого француза никто не писал в полный рост некоролевских особ и не придавал особое значение фону картины.

«Лиза с зонтиком» имела успех на выставке 1968-го. До 1972-го Пьер Огюст еще дважды использовал девушку в качестве натурщицы для своих картин. Так родились «Одалиска» (1870), «Женщина с попугаем» (1871).

0

9

http://prikolisi.ru/uploads/posts/2014-02/1393326449_3.jpg
«Ложа» (1874)

На картине изображена пара в ожидании представления. Лицо женщины обращено к зрителю, в то время как ее спутник смотрит в бинокль, возможно, на других дам. Немного взволнованное лицо женщины передано поджатыми губами и блеском слегка погрустневших глаз. Она задумалась на миг, какой спектакль их ожидает, или ей неприятно такое поведение своего кавалера. А возможно, и она пришла в оперу показать себя, и ее чувства при этом естественны – ни тени кокетства на свежем лице, спокойный взгляд. Эта картина стала одним из символов импрессионизма.

0

10

https://i.pinimg.com/564x/0b/b5/e2/0bb5e2319b2a10d7ac09e601f9ede802.jpg
Renoir. Jeanne Samary in a Low-Necked Dress, 1877.
Oil on canvas, Pushkin Museum, Moscow

Серия портретов известных французских актрис конца XVIII века в творчестве художника заслуживает отдельного внимания. Неоднократно изображал Ренуар Жанну Самари – актрису французского театра «Комеди франсэз». Мастер восхищался красотой ее кожи, блеском глаз, лучезарной улыбкой и с удовольствием переносил эти жизнеутверждающие краски на полотно Ренуар. Сама же Жанна не раз подчеркивала, что Пьер связан с женщинами только посредством кисти, передающей все ощущения. Самари посвящено 4 портрета художника. Из них хотелось бы остановиться на двух полотнах: «Портрет Жанны Самари» (1877), хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878), хранящийся в Государственном Эрмитаже.

http://prikolisi.ru/uploads/posts/2014-02/1393326468_4.jpg

В подобной манере Пьер Огюст Ренуар, картины которого не славятся расстановкой акцентов и детализацией, написал и портрет очаровательной Жанны Самари. Фигура актрисы словно вылепливается из витиеватых пурпурных мазков, которые невероятным образом впитали в себя всю возможную цветовую палитру и при этом сохранили доминантный красный цвет. Ренуар мастерски подводит зрителя к лицу девушки, останавливая внимание на прорисованном рте, глазах и даже прядях волос. Фон накладывает рефлексы на лицо актрисы путем пурпурного румянца, который весьма гармонично вписывается в образ дивы. Само тело актрисы исполнено характерными для импрессионистов спешащими мазками.

0

11

Производят впечатление и пейзажи великого художника. Ренуар предпочитал изображать не просто мирную природу, а жанровые сценки из быта сельских тружеников, рыбаков, естественно отдыхающих людей. Таковы знаменитые «Большие купальщицы» (1884–1887).

http://prikolisi.ru/uploads/posts/2014-02/1393326445_6.jpg
Чтобы написать каждую из ундин, художник сделал множество эскизов и варьировал позы девушек. Внимание его сосредоточено на трех главных фигурах, размещенных на первом плане: юная девушка, стоящая в воде, которая доходит ей до бедер, схвачена в момент, когда она собирается обрызгать водой двух своих обнаженных подруг, оставшихся на берегу. Любитель пышных форм, Ренуар показывает естественную красоту женского тела, как сам любил повторять художник: «Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст».

0

12

http://prikolisi.ru/uploads/posts/2014-02/1393326459_7.jpg
Картина Ренуара «Обнаженная» (1876) – это настоящий гимн красоте женского тела в понимании художника. Его цель – показать прекрасное в облике современной женщины, ничего не меняя и не исправляя в нем. Ее красота не в идеализации пропорций и форм, а в свежести, здоровье и молодости, которыми буквально дышит картина. Обаятельность «Обнаженной» проистекает из упругих форм теплого тела, мягких черт округлого лица, красоты кожи.

0

13

На полотнах Ренуара много красивых женщин со здоровыми, розовощекими младенцами. Настоящий гимн материнству выражен в одноименной картине начала 1886-го. На ней изображена интимная сцена в саду: на скамейке, удобно расположившись, молодая женщина кормит своего малыша. Сколько спокойного, благородного достоинства в ее лице!

http://prikolisi.ru/uploads/posts/2014-02/1393326421_8.jpg

0

14

http://prikolisi.ru/uploads/posts/2014-02/thumbs/1393326418_9.jpg
В конце 80 – начале 90-х гг. XVIII века к Ренуару пришло общественное признание, в том числе и от государственных чинов. Его картина «Девушки за фортепиано» (1892) была приобретена для Люксембургского музея. Несмотря на то что полотно было заказным и художник несколько раз принимался за работу, сюжет получился легким и непринужденным, а трогательная сценка занятий музыкой в богатых апартаментах не вызывала раздражения ни у публики, ни у критики.

0

15

https://i.pinimg.com/564x/a3/fa/17/a3fa17fa98b63ba274c5f3521f08b454.jpg
1890

0

16

https://i.pinimg.com/564x/82/e7/c8/82e7c896e67d4242c4d6163e6d315b57.jpg
Woman with a Cat, 1875. Renoir

0

17

Ренуара относят к одному из родоначальников классического импрессионизма, однако, в отличие от полотен коллег, его живопись развивалась в ином направлении. Он посвятил свое творчество приемам прозрачной живописи. Используя совершенно новые приемы наложения мазков, Ренуар добился обособленной структуры своих работ, что в значительной степени отличает его творчество от школы старых мастеров.

Женщины в картинах Ренуара

Картины Ренуара, с названиями которых ассоциируется поистине женское очарование, удивительным образом передают едва заметные черты девичьей красоты. Он был оптимистом и выискивал самые лучшие проявления в жизни, стараясь сохранить их с помощью живописной кинетики своих кистей.

http://fb.ru/misc/i/gallery/28533/657215.jpg

Как художник Ренуар, картины которого излучают свет, умел находить и изображать только радостные и счастливые лица. Во многом благодаря этой своей способности, а также присущей людям любвеобильности, творец сделал квинтэссенцией своего искусства женщин. Картины Ренуара с названиями «Жанна Самари», «Балерина», «Купальщицы» выдают в нем знатока женской натуры, который обладал собственным идеалом красоты и был чужд условностям. Женщины на картинах Огюста узнаваемы, и любой, кто хоть когда-то сталкивался с историей живописи, в состоянии распознать руку мастера. Каждая дама всегда смотрит с полотна глазами, наполненными жаждой любви и тягой к изменениям. Среди общих черт, которые просматриваются во всех женских портретах художника, - все дамы на картинах обладают маленьким лбом и тяжеловатым подбородком.

0

18

Технические особенности исполнения Ренуара Пьер Огюст Ренуар, картины которого так и излучают дух импрессионизма, продолжал работать до последних дней жизни, не позволяя болезни отстранить его от красок. Помимо своей любви к изображению женской натуры, художник прославился своей способностью эффектно использовать цвет и работать с теми красками, к которым крайне редко прибегали его коллеги по ремеслу.

http://fb.ru/misc/i/gallery/28533/657212.jpg
"Зонтики". 1881-1885 гг.
Холст, масло. 180х115 см.
Национальная галерея. Лондон

В 1917 году, когда его "Зонтики" были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось:

"С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи".

Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на нее.

Огюст - один из немногих, кто умело прибегал к использованию на своих полотнах сочетания черного, серого и белого цветов так, чтобы картины не выглядели «грязно». Идея экспериментировать с этой цветовой гаммой посетила художника, когда он как-то сидел и наблюдал за каплями дождя. Многие искусствоведы замечают, что художника можно назвать мастером изображения зонтиков, так как он часто прибегал к этой детали в творчестве. По большей части мастер использовал для работы белила, неаполитанскую желтую краску, кобальт синий, крон, ультрамарин, краплак, изумрудно-зеленую краску и вермильон, однако умелое их сочетание рождало невероятно живописные шедевры. Ближе к 1860 году, когда импрессионизм набирал размах, цветовая палитра Ренуара претерпела изменения и он стал прибегать к более ярким оттенкам, например, красным.

0

19

https://i.pinimg.com/564x/df/bd/8f/dfbd8f779f6545ec5742e52df2a1fef8.jpg
Self Portrait with a Beret 1886 by Claude Monet (1840 - 1926)

Влияние Моне на творчество Ренуара

Случай привел Ренуара к встрече с не менее значимым для французского искусства живописцем, Клодом Моне. Их судьбы переплелись, и они какое-то время жили в одной квартире, постоянно оттачивая свое мастерство, изображая друг друга на полотнах. Некоторые критики утверждают, что сходство их картин настолько очевидно, что, если бы не подпись в нижнем левом углу, технически их было бы невозможно отличить.

Однако в их творчестве просматриваются явные расхождения. Например, Моне фокусировал внимание на игре света и тени, благодаря чему и творил свои контрасты на полотнах. Огюст больше ценил цвет как таковой, от того его картины более радужные и преисполнены света. Еще одно принципиальное различие в творчестве живописцев было в том, что картины Ренуара, с названиями которых непременно связаны женщины, всегда тяготели к изображению человеческих фигур, в то время как Клод Моне непременно уводил их на второй план.

0

20

Пьер Огюст Ренуар
Эпизоды из жизни: Подмастерье Ренуар.

Из воспоминаний Жана Ренуара, сына художника:

"...Итак, владелец фарфоровой мастерской Леви предложил взять Ренуара в учение. Ренуар приступил к своей работе художника по фарфору с разумным одушевлением. Про себя он сильно сомневался, чтобы изделия патрона могли служить образцом пластической красоты. То были имитации Севра и Лиможа, вазы, украшенные изящными гирляндами, тарелки, расписанные тонким узром с извечным центральным сюжетом: пастушки Людовика XV, любезничающие с пастушками, императорские орлы, портреты исторических деятелей.

"Не бог весть что, но честное искусство. Кроме того, в разрисованных от руки предметах есть нечто неизъяснимое. Самый тупой работник находит способ выразить в нем себя. Неуклюжий удар кисти может открыть его затаенную мечту. Я предпочитаю  тупицу машине..." .

Ренуар начал с изображения легких орнаментов. Через короткое время ему поручили исторические портреты. Его сестра Лиза, продолжавшая и после замужества радеть о чужих интересах, обнаружила, что ее брат выполняет работу декоратора, а получает плату ученика... Она тотчас пошла к фарфорщику, назвала его эксплуататором и пригрозила перевести Огюста к конкуренту через улицу. Простак-хозяин держался за новичка, "скромного и тихого юношу", но не считал приличным платить мальчишке столько же, сколько взрослым работникам, "у которых на руках жена и дети". С его уст не сходило слово "приличие", и он, разговаривая, посапывал, видимо, от робости. Разговоры кончились тем, что он предложил платить Ренуару сдельно: "Я посажу его за десертные тарелки - два су за штуку, три за профиль Марии-Антуанетты!" Ренуар рисовал Марию-Антуанетту сотни раз, под конец он мог это делать с закрытыми глазами. Работал Ренуар так проворно, что су накапливались быстро. Патрон сопел и пощипывал бородку: "Мальчишка... зарабатывать столько денег!.. это неприлично!"

Успех, достигнутый в изображении королевы, позволил Ренуару предложить хозяину попробовать новые декоративные сюжеты. Добряк растерялся. Однако его жена, любившая нет-нет да и провести рукой по каштановой шевелюре юного подмастерья, сумела добиться согласия. Ренуар стал копировать обнаженные фигуры из подаренной ему матерью книги: "Боги Олимпа в изображении великих художников". Книга была иллюстрирована гравюрами с произведений мастеров итальянского Ренессанса.

Ренуар хорошо знал Луврский музей. Его отец и особенно мать водили туда мальчика много раз. Это были люди со вкусом. Однако глубокий смысл живописи открылся Ренуару значительно позже. "Эта идея Руссо, будто люди рождаются, уже все зная, - идея надуманная. Мы родимся, не зная ничего. В нас лишь множество возможностей. Однако открыть их - нелегкое дело! Мне понадобилось двадцать лет, чтобы открыть живопись. Пришлось двадцать лет наблюдать натуру и, главное, - посещать Лувр... Я говорю об открытии, хотя на самом деле постиг всего только азы и провел жизнь за этим делом..." Первые восторги Ренуара вызвали Ватто и Буше.

"Я мечтал копировать их для своего фарфора. Однако хозяин опасался, как бы эти сложные сюжеты не отняли слишком много времени и не снизилась производительность моего труда. Напрасно я ему указывал на то, что он не будет в убытке, раз платит поштучно. Спрос на мои изделия был велик, и надо было его удовлетворять. Я этим немало гордился". Ренуар даже утверждал, будто успехи росписи по фарфору доставили ему больше радостей, чем похвалы и почести, какими позднее его награждали почитатели. "Мальчишка, которому хозяин говорит, что он необходим! Есть отчего голове закружиться! На улице я воображал, что меня узнают прохожие: "Это молодой Ренуар, тот, который рисует нашу Марию-Антуанетту!"...

У Ренуара вошло в привычку в полдень ходить в Лувр, вместо того, чтобы завтракать с дружками в молочной на углу. "К Ватто и Буше прибавился Фрагонар, особенно его женские портреты. Эти мещаночки Фрагонара! ... какая изысканность, и притом, как они приветливы и ласковы! Просто слышишь, как они говорят на языке наших отцов, языке вольном и вместе с тем достойным..."

Однако профессия живописца казалась Ренуару недосягаемой, неким раем, куда вход для него закрыт. "Кроме того, я хорошо зарабатывал своим фарфором. Я смог помочь родителям купить дом в Лувесьенне, жил независимо. В пятнадцать лет это не так плохо. Мне нравилось по вечерам проводить время с матерью, с ней обо всем болтать. Это была рассудительная женщина. Она считала, что я мог бы заниматься живописью, но советовала не отправляться в этот путь, не скопив сначала достаточно для того, чтобы прожить год".

Тогда господствовала школа Фонтенбло. Поддаваясь вкусам публики, мой отец признал свое восхищение этими художниками природы: "Я балдел от изумления перед Руссо и Добиньи. То, что среди них самый великий человек Коро - мне стало ясно сразу. Его никогда не забудут. Мода не властна над ним, как и над Вермеером Дельфтским. Я возненавидел Милле. Его сентиментальные крестьяне напоминали мне актеров, переряженных в поселян. Сердце мое принадлежало Диазу. Он был мне доступнее. Я говорил себе, что если бы я был художником, то хотел бы писать, как он, что, возможно, мне бы и удалось. Кроме того, мне по душе, когда в лесном пейзаже чувствуется сырость. Пейзажи Диаза нередко пахнут грибами, прелым листом и мхом. Его картины напоминали мне о наших прогулках с матерью в рощах Лувесьенна и в лесу Марли".

Позднее Ренуару удалось познакомиться с Диазом. Он не мог без волнения рассказывать об этом эпизоде, как будто вновь становился благоговейно взирающим на мэтра юношей. Вот как произошла эта встреча. Ренуару еще не было двадцати лет. Он перестал заниматься росписью по фарфору благодаря обстоятельствам, о которых будет рассказано ниже, и зарабатыва на жизнь декоративными росписями. Когда он мог себе это позволить, Ренуар ездил в деревню писать на природе. Однажды в лесу Фонтенбло, когда он был на "мотиве", его вдруг окружила компания развязных парижан - подгулявших приказчиков галантерейных магазинов и гризеток, которые стали издеваться над его рабочей блузой.

Ренуар сделал вид, что не слышит замечаний шутников, и продолжал писать. Один из шалопаев, подзадоренный этим молчанием, выбил у отца ударом ноги палитру. Можно себе представить хохот его дружков. Ренуар бросился на обидчика. Его тотчас повалили на землю полдюжины молодчиков. Девки били его зонтиками: "окованным концом по лицу, они могли выколоть мне глаза". Вдруг из кустов появился человек лет пятидесяти, высокий и крупный, также нагруженный принадлежностями художника. У него была деревянная нога и в руке он держал толстую палку. Незнакомец тотчас освободился от снаряжения и ринулся на помощь своему молодому собрату. Град ударов его увесистой трости быстро разогнал нападающих. Мой отец вскочил на ноги и принял участие в потасовке. Поле боя вскоре осталось за художниками. Не слушая благодарностей своего спасенного собрата, хромой подобрал холст и внимательно его рассмотрел. "Недурно, совсем недурно. У вас способности, несомненные способности. Но почему у вас все так черно?" Ренуар ответил, что многие художники, которыми он восхищается, пишут именно так. "Даже тень листвы обладает светом, - сказал незнакомец, - посмотрите хотя бы на ствол того кедра. Асфальт - условность, и долго она не продержится. Как вас зовут?" Они сели на траву, и Ренуар рассказал о себе и своих скромных желаниях. Незнакомец в свою очередь назвал себя. Это был Диаз. "Приходите ко мне в городе поболтать". Несмотря на свое восхищение, Ренуар никогда этим приглашением не воспользовался. "Мы бы вели беседы, обменивались мыслями. Я был молод, но уже знал, что несколько штрихов карандаша значат больше, чем самые великие теории. По крайней мере, в моих глазах! Я никогда не пропускал дня, чтобы чего-нибудь не намарать, хотя бы яблока на листке записной книжки, ведь так легко утратить навык". Эти доводы отца меня не совсем удовлетворяют. Я склонен, скорее, отдать предпочтение голосу инстинкта, не вполне заглушенному восхищением и подсказывавшему юному художнику, что Диаз и он были людьми не совсем одной крови.

Прогресс вынудил Ренуара отказаться от профессии художника по фарфору. Это произошло в 1858 году, когда только что был освоен процесс печатания на фарфоре и фаянсе. Портрет Марии- Антуанетты, выполненный однажды, можно было воспроизводить механически тысячу раз. Это ознаменовало конец прекрасного мастерства. Хозяин долго размышлял, теребя свою внушительную империалку. Покупка печатных станков требовала больших денег. Кроме того, он смутно чувствовал, что время таких маленьких кустарей, как он, прошло. Отныне фарфор и фаянс изготавливались на заводах с высокими трубами, огромными маховиками, конторами с приказчиками в крахмальных воротничках. Хозяин-рабочий в своей белой блузе и со своей квартирой, отделенной от мастерской винтовой лестницей, отходил в прошлое наравне с париками королевских времен и свечками. Хозяин Ренуара решил продать помещение и переселиться в деревню. Его супруга, темноглазая красавица, сожалела о решении мужа: она боялась деревенской скуки, да и мастерская стала необходимостью в ее жизни. Она любила проверить впечатление от нового платья на насмешливых подмастерьях, не стесняясь сказать при этом, что в жаркую погоду не носит корсета. Хозяйка решилась поддержать Ренуара, когда он, посоветовавшись с товарищами, предложил мсье Леви совершенно невероятный проект. В семнадцать лет с Ренуаром уже происходило то, что должно было затем повторяться всю жизнь: собратья считали его своим старшим. Договорившись между собой, они вручили свою судьбу "господину Рубенсу", как они дружески прозвали Ренуара. Было решено основать кооператив. Доходы должны были идти на оплату хозяину за аренду помещения, а остальное предполагалось делить поровну между рабочими. Ренуар задумал соперничать в скорости с машинами, которые лишили их заработка. Мадам Леви упросила своего супруга согласиться. Приступили к работе. Ренуар стал с невероятной быстротой покрывать вазы и тарелки изображением полногрудой Венеры. Надо было победить "прогресс" на его же собственной территории, доказать, что "рука" парижского ремесленника стоит большего, чем шестерни и поршни, лоснящиеся от масла. В сопровождении мсье Леви Ренуар отправился предлагать свой товар оптовикам с улицы Паради. Цена его изделий оказалась ниже, чем цена продукции, украшенной механическим путем. Увы! Торговцы очень сдержанно отнеслись   к его предложению: им нравилось в серийных тарелках то, что каждая из них в точности походила на остальные. "Я проиграл из-за любви к однообразию, столь развитой у людей нашего времени. Пришлось отступить". Ренуару было около восемнадцати лет. Закрытие фарфоровой мастерской не так огорчило его, как показалось докучным. "Себе на жизнь всегда заработаешь. Но я терпеть не могу принимать решения. Поплавок... сам знаешь.." Ренуар почти всегда в жизни следовал своей "теории поплавка": "Ты следуешь течению... те, кто хочет плыть ему навстречу, безумцы или гордецы, не  то, еще хуже, разрушители. Время от времени ты делаешь движение рулем вправо или влево, но всегда следуя направлению течения".

Как бы ни было, "поплавку" пришлось выбирать себе профессию, раз фарфор от него ушел. Однажды Ренуар заметил вывешенное на двери лавки объявление. Требовался художник-декоратор для расписывания штор из непромокаемого полотна. Он обратился к хозяину: тот мог бы сойти за брата фарфорщика. Только он был не маленького, а высокого роста и вместо империалки носил бакенбарды "а ля" Луи-Филипп. Одет он был в такую же белую блузу и выражался тем же сдержанным языком, каким парижские кустари подчеркивают отделяющую их от простонародья разницу. Ренуар заверил его, что отлично знаком с техникой расписывания штор, после чего его тут же взяли на работу. Хозяин велел ему прийти на следующий день и исчез в глубине мастерской. Ренуар воспользовался этим, чтобы пригласить одного из рабочих выпить с ним стакан вина в соседнем кабачке и признался ему, что вовсе не знает ремесла. Рабочий, молодой человек с открытым лицом, сразу объявил ему, что он свояк хозяина, и это заставило Ренуара усомниться в своем будущем участии в производстве штор. ОДнако свояк оказался славным парнем. "Приходите ко мне после работы, я вам покажу - нет ничего проще". Рассказывая про этот случай, отец не мог скрыть наполнявшую его наивную гордость. В представлении Ренуара, которого всю жизнь обманывали кому не лень, эта невинная ложь роднила его с Макиавелли.

Лучшими клиентами фирмы были миссионеры Дальнего Востока. Сюжеты черпались из священной истории и изображались на прозрачной бумаге. Эти шторы заменяли витражи в примитивных часовнях, которые почтенные отцы строили в Индокитае. Хозяин быстро смекнул, что ему выгодно разрешить новому мастеру работать по собственному вдохновению, "лишь бы оно не переступало за рамки назидательных сюжетов". Ренуар пользовался этой свободой вовсю. "Я нашел ловкий прием - писал без конца облака (он мне подмигивал); понимаешь, в чем дело? Облако можно намалевать несколькими мазками кисти!" Фабрикант штор с бакенбардами Луи-Филиппа беспокоился - у него были те же взгляды, что у фарфорщика. "В этой сноровке что-то неестественное. Столько зарабатывать с такой легкостью - это к добру не приведет!"

Однажды, зайдя в кафе на Рынке, Ренуар за столиком невольно подслушал, как хозяин пререкается с подрядчиком малярных работ. Торговались о том, чтобы заново расписать заведение, но назначенная цена казалась ресторатору слишком высокой. Когда подрядчик ушел, Ренуар подошел и предложил выполнить работу. Хозяину не верилось, чтобы такой юнец мог расписать его кафе. "А если вы испортите мне стены?" Ренуар убедил его, согласившись получить расчет только после выполнения работы. "Ты не можешь знать, что значит покрывать большую поверхность! Это опьяняет", - восклицал отец. Ренуар быстро убедился, что трудность стенной росписи заключается в том, что от нее невозможно отойти. "Работаешь, уткнувшись носом в то, что пишешь. В станковой живописи можно отойти от мольберта, а тут ты приперт своей лестницей". Каждую минуту Ренуар с нее скатывался и отходил в самый дальний угол кафе, чтобы судить о пропорциях. Вся семья хозяина собиралась смотреть на это акробатическое представление. "Настоящая белка", - определил хозяин, дородный человек, двигавшийся с торжественной размеренностью. Работа ему понравилась. Ренуар выполнил за два дня то, что подрядчик растянул бы на целую неделю. "В качестве сюжета я выбрал рождение Венеры. Могу тебя заверить, что я не жалел ни голубого кобальта, ни веронезской зелени". Посетители приходили толпами любоваться Венерой, опустошая кружки пива, и Ренуар получил другие заказы. "Я расписал по крайней мере два десятка кафе в Париже, - говорил мне отец, важничая. - Мне хотелось бы снова приняться за роспись. Как Буше, превращать целые стены в Олимпы, это мечта!.. вернее - болтовня! Куда я гожусь со своим креслом!"

Не сохранилось ни одного помещения, расписанных Ренуаром. Не знаю, в это ли именно время архитектор, строивший "Фоли-Бержер", предложил отцу взять на себя роспись театра. Ренуар не мог согласиться, так как не располагал средствами, необходимыми для сооружения лесов, жалованья помощникам и для остальных крупных расходов, которые бы повлекло такое огромное предприятие. "Я об этом не жалею. Мне пришлось бы предоставить выполнение фонов помощникам, а я уже тогда был заражен манией делать все самому". А было бы неплохо иметь в Париже "Фоли-Бержер" с росписью Ренуара!

Пока Ренуар украшал стены кабачков Парижа фигурами богов, в его душе зрел замысел. Мечта росла, становилась яснее и крепла с каждым заказом, пополнявшим его небольшие сбережения. Он задумал учиться настоящей живописи в настоящей школе. Иначе говоря, Ренуар решил сделаться "художником-живописцем"..."

По материалам из книги:
Жан Ренуар. "Огюст Ренуар". Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1997. - 416 с.

0