"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пьер Огю́ст Ренуа́р

Сообщений 21 страница 40 из 143

1

Французский художник Пьер Огюст Ренуар вошел в историю мировой живописи не только как основатель импрессионизма, но и певец гармонии мира, наполненного солнечным светом, буйством природы, улыбками женщин, ощущением ценности жизни. Его картины проникнуты радостью бытия, ощущением счастья.

http://sh.uploads.ru/t/pRXfK.jpg

Пьер Огю́ст Ренуа́р / Pierre-Auguste Renoir https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Renoir_autograph.png/225px-Renoir_autograph.png
(25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер)
— французский живописец, график и скульптор,
один из основных представителей импрессионизма.

https://i.imgur.com/uu4zrDVm.jpg
Ренуар - неосознанный носитель французской культуры.
Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; последний певец Прекрасной Дамы.

Он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом...

Про Ренуара когда-то сказали, что он единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины. Как говорил сам художник:

«Для меня картина... должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых».

http://s7.uploads.ru/t/5RhZk.gif

+3

21

https://i.pinimg.com/564x/7f/2e/9f/7f2e9f15316f7a81114c0beb95ea9626.jpg
Pierre-Auguste Renoir (French 1841–1919)
[Impressionism] Eugene Murer, 1877. Private Collection.

0

22

Картина "Бал в Мулен де ла Галетт" была написана Ренуаром в 1876 году. Полотно было частью коллекции художника Гюстава Кайботта, а после его смерти перешла в собственность государства в качестве налога на наследство и большую часть времени хранится в Музее Орсе. Отметим, что уменьшенная версия этой картины была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 78 миллионов долларов. Она до сих пор входит в число самых дорогих картин, когда-либо проданных на аукционе.

«Бал в Мулен де ла Галетт» (фр. Bal du moulin de la Galette)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/21/Pierre-Auguste_Renoir%2C_Le_Moulin_de_la_Galette.jpg/400px-Pierre-Auguste_Renoir%2C_Le_Moulin_de_la_Galette.jpg
— картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir, 1841—1919) в 1876 году.

История и описание

Картина, над которой Ренуар работал в течение лета 1876 года, "Бал в Мулен де ла Галетт" изображает вечеринку парижской молодежи на бывшей Галетной мельнице на вершине Монмартрского холма.

Картина «Бал в Мулен де ла Галетт» была выставлена на 3-й выставке импрессионистов в 1877 году (вместе с картиной «Качели»), и она считается основной работой Ренуара середины 1870-х годов.

С 1879 года картина находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte). После его смерти в 1894 году она перешла в собственность государства в качестве налога на наследство, а в 1896 году была передана в Музей в Люксембургском саду. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, откуда в 1986 году она была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.

В 1876 году Ренуар снимал на Монмартре студию с садом, которая находилась недалеко от Мулен де ла Галетт — ресторана с танцевальным залом в верхней части Монмартра, который получил своё название по имени мельницы, находящейся недалеко от него. В хорошую погоду основное действие происходило на улице, где были расставлены по кругу столики и скамейки. Ренуару нравилась такая весёлая, непринуждённая обстановка, и здесь он начал создавать первые наброски будущей картины. Для картины он просил позировать своих друзей, так что некоторых из них можно узнать среди танцующих и сидящих за столиками. При написании этой картины художник справился с трудной задачей — изобразить отражение солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву акаций, на лицах и одежде танцующих и сидящих людей.

http://ic.pics.livejournal.com/katyaardi/54712669/25990/25990_900.jpg

Это одно из популярнейших мест Парижа конца 19 века. Сюда стекались молодые и беспечные люди и придавались веселью: танцы, напитки, знакомства. Балы устраивались не так часто, но всё же регулярно и потому это развлечение стало популярным среди простого класса парижан. Вот именно один из таких балов запечатлил Ренуар и сделал это так удачно, что полотно имело успех на выставке работ художника.

Новаторство в этом полотне состоит в том, что выполнено оно в весьма необычном стиле. Только не надо думать, что художник чего-то не дорисовал и на всех, какие то пятна. Это солнечный свет, который проникал на танцплощадку сквозь деревья. Вот именно это сначала некоторых раздражало, а потом страсти улеглись и все поняли, как это оживляет картину.

Создаётся такое впечатление, что всё двигается: пары танцуют, сидящие за столом разговаривают, курят. Но самое интересное в картине то, что некоторые её участники, скорее всего специально позировали художнику, особенно одна из танцующих пар. Тогда фотоаппарат только – только входил в моду и потому ещё был не столь популярен, зато художники были нарасхват.

И скорее всего Ренуар писал это полотно, находясь на этом балу. Но надо учесть, что на тот момент художник был уже не молод, потому и может быть на него все и обращали внимание.

И кстати, эскизы он практически никогда не рисовал, то есть работал сразу, без поисков и размышлений. Это конечно рискованно, потому что сразу не поймешь, что именно нужно писать и что из этого выйдет. Но почти всегда получалось замечательно.

По крайней мере, это полотно входит в десятку лучших работ Ренуара и на аукционе стоит достаточно дорого.

И вот ещё что: благодаря Ренуару мы можем знать, как развлекалась молодёжь в то время. Балы – это самое прекрасное времяпровождение. Почти сказочное.

  Выставку одной картины в Эрмитаже

Еще не видя самого шедевра, публика смогла разглядеть картину Ренуара во всех деталях. К такому экрану можно подойти и вплотную, рассмотреть каждую мелочь, не опасаясь за сохранность оригинала. Полотно «Бал в Мулен де ла Галетт», которое считают самым ярким примером «солнечного» искусства Ренуара в Россию привезли впервые.
Бал стал чуть ли не самым знаменитым полотном Ренуара. Однако, на выставке импрессионистов картина была встречена насмешками. Современники критиковали художника за странную манеру письма, необычные блики,  говорили, что он забыл дорисовать персонажей. Именно после той выставки Ренуар стал постепенно отходить от импрессионизма. 
Но время все расставило на свои места. Позже картина была признана бесспорным шедевром импрессионизма. На самом деле скандальные пятна солнечный свет, падающий на танцующих сквозь деревья. С Эрмитажем полотном поделился французский музей Орсэ. Взамен из Петербурга в Париж отправился триптих Боннара.   

Про Ренуара когда-то сказали, что он единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины. Даже из тривиальных танцев в кабаке он умудрился сделать почти сказку. Изобразив счастливых, веселых людей. На самом деле, когда художник работал над полотном, Монмартр был довольно депрессивным местом. Его только недавно присоединили к Парижу и в районе жили бедняки, – совершенно ни намека на богему. Так, погрешив против истины, Ренуар создал свою первую по-настоящему знаменитую картину.

Альберт Костеневич, куратор выставки: «Он принимается за эту большую картину, таких больших картин он до того не писал, такую многофигурную композицию, рассчитывая на настоящий успех. Он работал над ней неистово, более трех месяцев каждый день. Для Ренуара это было очень много, потому что он писал необыкновенно быстро».
Это полотно, в общем-то, сама жизнь. Правдивое мгновение, почти как фотография. Ренуар и этюдов-то не делал, рисуя сразу, импровизируя на ходу. Среди персонажей его друзья и натурщицы. Эта девушка, например, была любимицей живописца, и хотя ее не считали красавицей, художник всегда давал ей работу. А за столом на первом плане компания из друзей живописца. Без их помощи написать «Бал в Мулен де ла Галетт» было бы намного сложнее.

Альберт Костеневич, куратор выставки: «Эти молодые люди помогали Ренуару вербовать этих девушек для позирования. Это было не очень просто, между прочим, потому что девушки были провинциальными, несмотря на то, что это Париж и они опасались, как бы тут чего не вышло».

0

23

Пьер Огюст Ренуар
Эпизоды из жизни: Сообщество "непримиримых".

Из воспоминаний Жана Ренуара, сына художника:

"... Окончательно расставшись с росписью кабачков, мой отец поселился вместе с Моне. У того был удивительный дар уговаривать мелких торговцев заказать портрет, и это позволяло приятелям кое-как сводить концы с концами. За этот портрет им платили пятьдесят франков. Иногда за целый месяц не удавалось получить ни одного заказа. Это не мешало Моне носить кружевные сорочки и заказывать платье у лучшего портного Парижа. Он никогда ему не платил, отвечая на присылку счетов со снисходительным высокомерием Дон-Жуана, принимающего господина Диманша. "Если вы будете настаивать, мсье, я лишу вас своих заказов". И растерявшийся портной не настаивал, восторгаясь господином с такими манерами. "Он родился вельможей!" Все деньги приятелей уходили на оплату мастерской, жалованье натурщице и уголь для печки. Ее приходилось топить из-за натурщицы, которая позировала обнаженной. Заодно на печке готовили пищу. Меню было по-спартански простым. Один из заказчиков портретов, бакалейщик, платил натурой. Мешка фасоли хватало на месяц. Опорожнив его, они для разнообразия переходили на чечевицу. Затем снова наступал черед фасоли; они отдавали предпочтение фекулентам, варка которых не требует присмотра. Я спросил отца, не страдали ли у них желудки от такой бобово-фасольной диеты: "В своей жизни я не был так счастлив, как в тот период. Надо сказать, что время от времени Моне раздобывал приглашение к обеду, и мы тогда объедались индейкой с трюфелями, запивая ее шамбертеном!"

От этого времени сохранилось несколько картин, чудом уцелевших при всяких переездах, уничтожениях автором, не затерявшихся где-нибудь на чердаке или при иных обстоятельствах. Ренуар был так плодовит, что его наследие успешно противостоит неизбежным утратам. Когда смотришь на этих спасенных: портреты бабушки, деда, мадемуазель Лака, спящую женщину, Диану-охотницу, - понимаешь, почему французы, жившие сто лет назад, отложили на будущее свою оскорбительную критику. То была добротная живопись в доброй старой французской традиции. Меня лишь удивляет, что они не уловили в этих картинах то "нечто", что служит, в сущности, печатью гения. Неужели их не поразила безмятежная ясность образов Ренуара, которая роднит их с образами Коро или Рафаэля!

http://www.impressionist--paintings.com/RENUAR/Pics/renuar79_small.jpg
"Диана". 1867 г.

Отец рассказывал про одного критика, как будто угадавшего в "Диане-охотнице" кое-что от того "открытия природы", которое должно было десять лет спустя заставить парижан вопить. Этот критик указал на правдивость тонов и даже употребил выражение "любовь к плоти", что очень польстило молодому Ренуару. "Я возомнил себя Курбе". Рассказывавший мне об этом пожилой Ренуар относился к делу иначе. "Я терпеть не могу слово "плоть", ставшее претенциозным. Раз на то пошло, почему не сказать - мясо? Что я люблю, так это девичью кожу, розовую, позволяющую угадать нормально пульсирующую под ней кровь. И более всего люблю безмятежность". Ренуар постоянно возвращался к "свойству женщин жить настоящим моментом. Я говорю о тех, кто работает, ведет хозяйство. У праздных слишком много мыслей в голове. Они становятся интеллектуалками, утрачивают свое ощущение вечности и уже не годятся в натурщицы".

В 1863 году Ренуар представил в Салон "Танцующую Эсмеральду". Картина была принята, и это значительное событие вся семья расценила как триумф. Эдмон Ренуар написал по этому поводу статью, след которой затерян. Ренуар был настороже. "Очень мило, разумеется, быть принятым в Салон. Но тут произошло недоразумение. Я предчувствовал, что официальное искусство обернется против нас. Мне просто удалось воспользоваться еще имевшими место сомнениями".

На годы, предшествующие франко-прусской войне, приходится знакомство с Арсеном Уссей и Теофилем Готье, которые помогли отцу "поместить" несколько пейзажей, а также первые посещения семьи Шарпантье, о чем свидетельствует портрет мадам Шарпантье, написанный в 1869 году. В семью этого крупного издателя Ренуара ввел Теофиль Готье. Там они встретились с Сезанном. "Сразу, еще прежде чем пришлось увидеть его живопись, я угадал в нем гения". Дружба между ними продолжалась всю жизнь. Но какая разница между моим отцом и Сезанном! Тот выглядел гораздо старше моего отца, хотя родился всего двумя годами раньше. "Он походил на ежа!" Его движения, как и его голос, словно ограничивал невидимый наружный каркас. Слова осторожно сходили с его губ; Сезанн сохранил невероятный провансальский акцент, который вовсе не шел к сдержанным, преувеличенно вежливым манерам молодого провинциала. Порой эта сдержанность давала трещины. Тогда он произносил вслух свои излюбленные ругательства: "мерин" и "олух". Сезанн вечно был озабочен, как бы "не дать кому-нибудь прибрать себя к рукам". Он был недоверчив. Ренуар был в этом отношении прямой противоположностью. Отнюдь не будучи "простофилей" и не страдая верой во всеобщее доброжелательство, отец, однако, считал, что подозрительность отнимает время. "Игра не стоит свеч. Что было   с меня взять? У меня ничего не было!" Ренуар не раз мне доказывал, что надо уметь давать себя грабить. "Если ты не защищаешься, это их обескураживает, и они становятся приятными. Люди обожают быть приятными. Только надо давать им случай проявить это свойство".

Сезанн никогда не был особенно активным членом кружка друзей, который все более и более сплачивался вокруг Моне и Писсарро. "Это был одиночка!" Но он разделял их идеи и надежды и верил в "суждение народа". Надо лишь добиться возможности выставиться, взломать двери Салона мсье Бугро, и тогда заслуги молодой живописи станут очевидны сами собой. Наполеон III, "который в конечном счете был славным парнем", по выражению Сезанна, решил создать Салон Отверженных. Этот Салон не оправдал надежд новаторов. Публика им не заинтересовалась, газеты говорили о нем, как о причуде его Величества императора. Приехав в Париж, Сезанн очень надеялся, что его друг Золя поможет ему пробиться. Эти два уроженца города Экса вместе ходили в коллеж. И, отдыхая в траве под соснами Талоне, мечтали о Париже; вместе набрасывали первые пейзажи и строчили первые стихи. Золя был принят у Шарпантье. Слишком нелюдимый, чтобы посещать общество, Сезанн предпочитал компанию художников и более всего - одиночество своей мастерской. "Я пишу натюрморты. Натурщицы меня отпугивают. Плутовки так и караулят проявление мимолетной слабости. Надо быть все время начеку, и это мешает работать!" Он рассчитывал, что друг детства "замолвит за него словечко". Однако Золя считал своего протеже "не отвечающим требованиям". Золя стоял целиком за официальную живопись, за ту, которая что-то означает. Когда Сезанн делился с ним своими сомнениями на пути "поисков объемов", Золя пытался доказать ему их тщетность. "Ты одарен! Если бы ты заботился о выражении! Твои персонажи ничего не выражают!" Сезанн однажды рассердился: "А выражают ли что-нибудь мои ягодицы?" Ссоры не последовало, но наступило охлаждение, очень устраивавшее Золя, который немного стыдился такой дружбы. Живопись Сезанна была живописью безумца, а произношение делало его неприемлемым в обществе. Лишившись поддержки Золя, Сезанн постепенно отказался от надежды заинтересовать любителей. Он продолжал писать, рассчитывая на "потомство, которое не способно ошибиться!"

Базиль, не совсем забросивший светские связи, изредка приводил в кафе художников одного из своих друзей, например князя Бибеско. Его родители были близки к императорской чете. Этот князь проявлял большую симпатию к Ренуару. Он купил у него несколько картин, помог кое-что продать, а главное, "он меня кое-куда сводил. Всегда наступает время, когда бывает необходимо обтесаться". Мой отец не верил в живописцев - светских людей, из тех, которые в шесть часов вечера меняют бархатную куртку на фрак, посещают ложи танцовщиц, ухаживают за герцогинями, по утрам катаются верхом в Булонском лесу или фехтуют у Гастина Рейнета. "Такой пишет между двумя дуэлями, когда у него остается на это время". Он также не верил в художника-нелюдима, чей грубый вельвет служит упреком шелковым отворотам фраков, а подчеркнуто деревенское произношение выставляет напоказ связь с "почвой".   Подобного выражения Ренуар избегал, как чумы. "Оно мне напоминает Милле!" Не следует видеть в этом выпаде против "преднамеренных бурбонов" намек на Сезанна. Мой отец полностью одобрял его резкость. "Он, по крайней мере, весь тут, подлинный, и его манеры чудесно выражают всю тонкость южан!"

Ренуар был признателен Бибеско за то, что тот показал ему "декольтированные плечи", как остался навсегда благодарен Сезанну, открывшему ему всю суровость духа Средиземноморья, Моне - за показ щедрости северян, Писсарро - за теоретическое обоснование его собственных поисков. Каждый из его друзей содействовал приумножению общего сокровища, которым Ренуар, вероятно более откровенный, чем другие, несомненно воспользовался шире остальных. Уже тогда он умел поддаваться постороннему влиянию, оставаясь при этом самим собой.

Взнос Сислея определялся его мягкостью. "Это был душевнейший человек. Жизнь Сислея сделала из него мученика, чувствительность не раз оборачивалась злом. Признательный взгляд или пожатие руки выводили его из равновесия. Юбки имели над ним неотразимую власть. Идешь с ним по улице, разговаривая о погоде и всяких пустяках. Вдруг - нет Сислея! Оглядываешься и видишь, как он уже любезничает с незнакомкой. Надо сказать, что выбор его всегда бывал удачным".

В Кельнском музее находится сделанный Ренуаром портрет четы Сислей; он дает отличное представление о внимательном и сердечном отношении Сислея как к жене, так и ко всем женщинам вообще. Мадам Сислей не только выражением лица, но и всей своей позой лучше всяких объяснений передает счастливую доверчивость, какой она отвечает на внимание этого обходительнейшего человека. Его жена была натурщицей, позировавшей моему отцу и своему будущему супругу. Отец относился к ней с большим уважением. "Необычайная порядочность, прекрасное воспитание. Позировать ее заставляло положение семьи, разорившейся, уж не знаю при каких обстоятельствах". Она захворала неизлечимой болезнью. Сислей проявил исключительную заботливость, проводил целые дни у ее кресла. "А деньги таяли!" Она умерла в ужасных мучениях от рака языка. "Ее чудесное личико нельзя было узнать! Много ли нужно, чтобы его обезобразить!.."

http://www.impressionist--paintings.com/RENUAR/Pics/renuar18_small.jpg
"Портрет А.Сислея с женой". 1868.
Холст, масло. 105х75.
Музей Вальраф-Рихард. Кельн.

http://www.impressionist--paintings.com/RENUAR/Pics/renuar37_small.jpg
"Трактир матушки Антони". 1866.
Холст, масло. 195х130
Национальный музей. Стокгольм.

В 1866 году Ренуар написал "Кабачок матушки Антони" в Марлотт. Он столько рассказывал мне про эту деревню, где бывал с Сислеем, Базилем, Моне, Франком-Лями и иногда с Писсарро, что после его смерти я купил себе там дом. Ко мне присоединился Поль Сезанн-сын и поселился в усадьбе, принадлежавшей некогда Жану Нико, который содействовал распространению табака во Франции в конце XVI века. Наши прогулки по лесам и полянам, где "непримиримые" дали первый бой, позволяют мне очень точно воссоздать обстановку одного из главных очагов зарождения импрессионизма..."

По материалам из книги:
Жан Ренуар. "Огюст Ренуар". Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1997. - 416 с.

0

24

«На террасе»

http://opisanie-kartin.com/uploads15/image042.jpg
Картина написана в 1881 году

Эта творение мастера является одним из самых ярких у Ренуара, если рассматривать его с точки зрения насыщенности использованных цветов. Первоначально работа называлась « Сестры», но в реальной жизни изображенные героини не состоят в родственных отношениях.

Мы видим летнюю террасу ресторана, который находится в самом центре Парижа. Создается впечатление, что это некий тихий уголок в какой-то дальней деревне. Картина создает невероятно теплое и простое настроение. Этому способствует обычная корзинка, в которой лежат клубки шерсти разного цвета, а также рукоделие. Девушки предстают перед нами в совершенно простых и максимально естественных позах. Младшая смотрит прямо на художника, поэтому мы можем встретиться с ее глазами. Старшая ощущает какую-то неловкость.

Ренуар смог мастерски передать особую связь между героинями. Краски перекликаются во всем. Это можно сказать о их головных уборах, особом румянце и других не менее значимых деталях. Лица на этой работе невероятно выразительны. Ренуар написал их с особым мастерством.

Красный головной убор одной из героинь и другие подобные акценты в достаточно значимых деталях способны создать невероятно динамичный и особенно энергичный сюжет.

Фон на картине нарочито смазан. Именно он придает всему полотну особый динамизм и невероятную легкость.

Мы можем в полной мере почувствовать очарование этого теплого дня лета, а также увидеть, насколько он красив и по-особому наряден. Ренуар смог с особым мастерством передать мгновенное впечатление от той сцены, которую ему удалось увидеть. Работа художника стала поистине наполовину прозрачной, а также чудесной в своей особенной легкости. Мы чувствуем, что прямо изнутри этой великолепной работы исходит невероятно теплый и максимально живой свет.

0

25

Картина Пьера Огюста Ренуара «Прогулка»

http://opisanie-kartin.com/uploads15/image043.jpg

Картина написана в 1870 году.

Это полотно в совершенно типичной для импрессионистов манере. Мы видим женщину и мужчину, которые изображены на фоне пышной зелени. Они гуляют на природе. Мужчина подает женщине руку, словно для того, чтобы помочь быстро преодолеть некое препятствие, которое для нас остается абсолютно невидимым. Считается, что Альфред Сислей позировал для этой картины Ренуара.

В качестве женской модели выступила Рафа, которая была возлюбленной Мэтра, известного музыканта и мецената.

Зрителей так и манит в это пышное великолепие зелени. Так и кажется, что щебечут веселые птицы, ощущается невероятно легкое дуновение ветерка. Мы чувствуем особенный аромат летнего дня, когда умопомрачительно пахнут великолепные цветы, сияет ласковое солнце и шуршат сочные травы.

Палитра художника в этом творении невероятно светлая. Каждый его мазок максимально светлый. Кажется, что он невероятно живой, поистине вибрирующий. Ренуар изображает абсолютно случайные эпизоды, которые выхватывает из обычной жизни. На первый взгляд, эти моменты ничем не примечательны. Они совершенно просты и обыденны. Но именно в этой простоте и обычности кроется истинное очарование и особая красота.

Все краски, использованные Ренуаром, невероятно колоритны и максимально теплы. Зритель ощущает некий объем картины и наполненность особой легкой атмосферой. Каждая деталь невероятно значима, а вместе они создают великолепную картину чудесной летней прогулки. Мастерски прописаны не только лица персонажей, но и мельчайшие подробности их нарядов и окружающей природы.

Каждый мазок кисти художника подчеркивает особую красоту лета и наполняет особым объемом все полотно. Оно словно живое и осязаемое. Зритель может почувствовать эту особую жизнь и насладиться таким необычным и вместе с тем невероятно простым и вполне привычным великолепием.

0

26

«Девушки в черном»

http://opisanie-kartin.com/uploads14/image135.jpg
Простор фантазии, изящество моделей и грустный добрый взгляд одной из них на нас с вами. Это полотно Ренуара «Девушки в чёрном». А почему именно в чёрном? Это может быть какая-то униформа женской гимназии или же эти девушки присутствуют на похоронах и потому чёрное. Хотя нет, кажется, они не на панихиде, а где-то в каком-то ресторанчике. Но явно в трауре. А может они вернулись с похорон и решили развеяться посидеть где-нибудь. А что? Вариант хороший, тем более что девушки молодые и долго не грустят, как правило. Но может всё не так страшно. Но всё равно они обе грустны и их чёрное одеяние только добавляет тоски и печали. Но в глазах теплится что-то иное – наверно, надежда. Но пока всё же они живут воспоминаниями, может о родственниках, а может о хорошем друге. Но видимо обеим есть что вспомнить. По крайней мере, одна из них наклонилась к другой и собирается сказать что-то ей на ухо. Может что приятное, а вероятно и совсем не приятное. Но факт что их обеих связывает общая беда. Хотя… может быть это парижская мода? Может быть, ещё до Коко Шанель чёрный цвет был в моде и перед нами простые парижанки-модницы? Но тогда можно понять мечтательность в глазах и некая куртуазность в них обеих. Ренуар может быть просто хотел показать мечтательных романтических девиц, которые живут в Париже и ждут принца на белом коне. Парижанкам это свойственно – мечтать, но и они же могут быть достаточно решительны, когда понимают что в состоянии мечту получить. Вот эти две мадмуазель могут быть и такими «охотницами за счастьем» прикрываясь чёрными платьями и модными шляпками. Но это безусловно не «падшие ангелы», но и не «пушистые котятки».

Ренуар всю свою молодость искал свой жанр. И часто его бросало из стороны в сторону. То писал пейзажи, то портреты, то жанровую живопись, то ещё что-то в этом роде… В конце концов, он так и остался в не жанрово, хотя стиль был – импрессионизм.

0

27

«Качели»

http://opisanie-kartin.com/uploads14/image001.jpg
Написание картины «Качели» датировано 1876 годом. Произведение искусства принадлежит кисти известного французского мастера Пьера Огюста Ренуара. Картина имеет размер 92х73 см, а с рамой 111х92 см.

В 1877 года полотно было представлено на 3-й выставке импрессионистов. С этого же года картина нашла свое место в коллекции Гюстава Кайботта. Он был маршалом Франции, а также художником. После того как Гюстав умер картина оказалась собственностью государства. С 1894 года полотно было отдано в Музей, что в Люксембургском саду. В Лувр картина попала только в 1929 году. В галереи Же-де-Пом «Качели» выставлялись с 1947 года. С 1986 года и до наших дней произведение искусства находится в Музее Орсе.

Как известно излюбленной натурщицей Ренаура была Маргарита Легран. Предполагается, что именно она позировала мастеру для известной работы «Качели». На полотне изображена прекрасная молодая дама, которая стоит на качелях, при этом она обхватывает веревки руками, дабы не упасть. Она одета в белое с синим платье с кокетливыми бантами.

Лицом к женщине, а к зрителю спиной стоит мужчина. Видимо, они о чем-то разговаривают. На молодом человеке одеты синий пиджак и шляпа из соломки. Позади них на заднем плане оживленную беседу ведет группка гуляющих.

В левой части полотна изображен другой мужчина, выглядывающий из-за дерева. А рядом с ним маленькая белокурая девочка. Которая с неподдельным восторгом созерцает очаровательную даму, катающуюся на качелях. Чистый взгляд ребенка придает некую прелесть сюжету.

Ренуар не поскупился на яркие краски и щедро наделил ими полотно. Картина выполнена в синих, зеленных и белых гамах. Сквозь кроны деревьев пробиваются солнечные лучи, при этом добавляя сюжету оживленности. Они ложатся бликами на изображенные фигуры, на их шляпы и одежды.

Качели (Пьер Огюст Ренуар)
По материалам из книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". - М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.

В 1876 году Ренуар написал картины "Качели" и "Бал в Мулен де ла Галетт", которые стали особенно знамениты. На третьей выставке импрессионистов обе эти картины висели в экспозиции, обе они, как и вся выставка были встречены насмешками, а Ренуар после этой выставки стал меняться и постепенно отходить от импрессионистического письма, чувствуя в себе другие возможности для дальнейшего развития.

В 1876 году он переживал какой-то особый подъем. На Монмартре Ренуар снял недорого студию с садом. Совсем рядом находился танцевальный зал "Мулен де ла Галетт". Ренуар со своими друзьями и знакомыми постоянно бывал в нем. Музыка, веселые танцы, незатейливое угощение, красивые молодые девушки со всего Монмартра отдыхали в этом зале. Атмосфера непринужденной радости и веселья царила здесь. Чувствуется по картине, как Ренуар всем сердцем воспринимал этот искрящийся молодостью и красотой праздник жизни, где отдыхали такие же, как и он сам, еще малоизвестные публике художники, журналисты, артисты.

Многие персонажи картин "Качели", написанной в саду мастерской Ренуара, и "Бал в Мулен де ла Галетт" портретны. Друг Ренуара журналист Ривьер в своих заметках перечисляет имена конкретных людей, изображенных Ренуаром. Они позировали ему в мастерской, он делал наброски и этюды в самом танцевальном зале, туда же иногда приносили и холст, на котором Ренуар писал картину. До этого он сделал несколько набросков, этюдов и вариантов этой работы, которые сохранились. Ривьер рассказывал, что когда друзья несли холст в танцевальный зал, то сильный ветер на Монмартрском холме готов был поднять это полотнище в воздух, как бумажного змея.

В 1875 году Ренуар знакомится с Маргаритой Легран, которая на четыре года, вплоть до своей ранней смерти в 1879 году, становится любимейшей моделью Ренуара. Она с охотой танцевала в "Мулен де ла Галетт" и, конечно, написана Ренуаром на его большой картине. По-видимому, именно она качается на качелях, позируя художнику для знаменитой работы "Качели".

В левой нижней части картины "Качели" Ренуар поместил очаровательную детскую фигурку. Взрослые радуются жизни, расположившись в тени деревьев, сквозь листву которых пробиваются на землю, на фигуры, на их одежды и шляпы солнечные лучи. Эти лучи яркими пятнами легли на желтую шляпку девочки, залили ярким светом ее плечо, край платья, розовыми отсветами легли на обнаженные руки. Девочка подняла голову и восторженно смотрит на очаровательную девушку, раскачивающуюся на качелях. Этот непосредственный и чистый восторг ребенка придает всей сцене неизхяснимую прелесть, и мы как бы видим весь сюжет ее глазами. Ренуар искусно и щедро расцветил красками всю картину, где в общем синем и голубом колорите торжественно сияют зеленые, желтые, розовые и белые краски.

Изобразить пробивающиеся сквозь листву акаций солнечные лучи и написать фигуры и лица посетителей "Бала в Мулен де ла Галетт" в солнечных пятнах и бликах было одной из главных и трудных задач Ренуара. И он с ней справился. Взгляните, как кружатся светлые желтые блики по фигурам танцующих, на их одежде и плоских шляпах,опоясанных черной лентой, каким мягким золотым сиянием светятся обращенные к зрителям молодые лица. Картина своим колоритом передает восторженное состояние души художника, который пишет большой групповой портрет танцующих и отдыхающих парижан.

Журналист Жорж Ривьер, которого Ренуар изобразил и на картине "После концерта", и на отдельном портрете, отметил в своих заметках, что "Бал в Мулен де ла Галетт" представляет портрет парижской жизни того времени.

У жителей Монмартра стало традицией собираться в воскресные и праздничные дни на танцы, под акациями, на площадке, окруженной грубо сколоченными скамейками и столиками, где ставили бутылку вина и подавали простые галеты. Отсюда, кстати, и название знаменитого в то время простонародного дансинга.

Здесь собирались друзья Ренуара со своими молодыми подружками. Не очень известные и по сей день художники Фран-Лами, Генетт, Жерве, Корде, кубинец Соларес, Лот с удовольствием танцевали на этой площадке, днем освещенной солнцем, а вечером - горящим в круглых плафонах жирондолей светом. Ренуар, по существу, писал портреты своих друзей, которые, растворяясь в атмосфере зелени и пробивающихся сквозь нее солнечных лучей, составляли все вместе радостную "польку" жизни, веселую, беспечную, шумную.

В своей заметке Жорж Ривьер отметил и еще одну особенность этой картины Ренуара, сказав, что художник впервые сделал сюжетом своего большого холста случайный эпизод обыденной жизни. Такой подход к выбору тем для своих картин стал отличительной особенностью живописи импрессионистов. В конце 70-х и начале 80-х годов Ренуар написал целый ряд замечательных картин, подходя таким образом к поиску тем и сюжетов. Среди этих картин Ренуара можно выделить яркие портретные образы на полотнах "После завтрака", "Гребцы в Шату", "Завтрак у реки" из собрания института искусств в Чикаго и большую, в размер "Бала в Мулен де ла Галетт", многофигурную картину "Завтрак гребцов" 1881 года.

По материалам из книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". - М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.

0

28

«Завтрак гребцов»

http://opisanie-kartin.com/uploads12/image084.jpg
На картине изображены отдыхающие за городом парижане. Действие запечатлено в местечке Шату, где как раз собирались любители гребли. Люди расположились под навесом на террасе ресторана Фурнез.

Картина создавалась в течение нескольких месяцев. Каждого из изображенных персонажей Ренуар приглашал позировать отдельно. В итоге получился большой групповой портрет.

Так, на переднем плане слева изображена Алина Шериго, возлюбленная художника. Она юнна и беззаботна. Девушка теребит в руках маленькую собачку. За ней, опираясь на перила, стоит мужчина. Это не кто иной, как сам Ренуар. На нем белая рубашка без рукавов и соломенная шляпа. Здесь он сильный и уверенный. В такой же рубашке изображен молодой человек справа, сидящий верхом на стуле. В правой руке он держит сигарету. Это художник-любитель и коллекционер Кайботт. Видно, что мужчины готовы к гребле.

На столе много фруктов, несколько бутылок вина, тарелки и бокалы. Вино уже открыто и частично выпито. В бокалах розовеют его остатки. Художник мастерски добавил блики, заставив стекло сверкать на солнце.

За центральным столом сидит еще одна девушка в голубом платье. Она внимательно слушает собеседника. К ней подошел молодой человек. Это итальянский журналист Маджиоло.

За центральным столом расположен еще один столик ресторана, за которым сидят люди.

На заднем плане двое мужчин о чем-то беседуют. Рядом с ними на фоне густой зелени стоит милая девушка в соломенной шляпе. Она облокотилась на перила, правой рукой подпирая голову. Это Альфонсина Фурнез, дочь владельца ресторана. Вдали видна река Сена и парусники.

На заднем плане справа двое мужчин беседуют с девушкой, которая поправляет шляпку.

В целом, картина получилась легкой, солнечной, наполненной красками. Герои застыли как бы в случайных естественных позах. Создается ощущение отдыха с его непринужденной обстановкой.

0

29

Живопись Ренуара
https://i.pinimg.com/564x/b5/78/6f/b5786f47937f97a262b2d06077f72c2d.jpg
Pierre-Auguste Renoir (Feb.25, 1841 - Dec. 3, 1919) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Renoir_autograph.png/225px-Renoir_autograph.png

В отличие от полотен "подлинных" импрессионистов живопись Огюста Ренуара (1841-1919) развивалась в прямо противоположном направлении. Его технологические устремления были сосредоточены, как и у Делакруа, на приемах прозрачного письма. Однако при обилии прозрачных, полупрозрачных и корпусно положенных красочных слоев, виртуозной, "мягкой" живописной кинетики, структура его картин имеет очень мало общего с системой живописи старых мастеров.

Исключительно разнообразны мазки краски, положенные кистью Ренуара. Постоянное их сопоставление - то полупрозрачных, то корпусно положенных, обусловленое движением кисти, лепящей ту или иную форму, фактурным построением изображаемых предметов, колористическими или валёрными особенностями конкретного участка картины,- создает ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Живопись Ренуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. Ренуар стремится передать игру глубоких прозрачных тонов в тени. В результате своих поисков он создал не характерную для своего времени, но необычайно выразительную и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок и лессировку.Ренуар пишет сравнительно немного портретов. К середине 1870-х годов портретный жанр в живописи Ренуара выдвигается вперед. Речь должна идти не о количестве написанных портретоп, а о том. что на протяжении пяти-шести лет Ренуар полностью раскрывает свои возможности в этой области.

Художник обладал удивительной способностью замечать в жизни ее лучшие стороны. Он хотел видеть и видел приятные и здоровые липа. Молоденькие женщины, девушки, дети стали для Ренуара воплощением радости бытия, его квинтэссенцией. В сознании художника существовал свой тип женской красоты, свой идеал. Он не был условен, не был и холоден. Он видоизменялся при каждом ином соприкосновении с жизнью, хотя и оставался постоянным, специфически ренуаровским. "Женщина Ренуара! Этот возглас всегда срывается с губ, когда стоишь перед портретами тех, кто обязан художнику своей жизнью в искусстве,-пишет Г. Жеффруа.-У каждой в глазах и на устах трепещет нечто странное и бессознательное, как бывает, когда женщина смотрит обновленным взглядом на окружающее, когда улыбаются ее губы, жаждущие поцелуя или готовые спеть песню. Взгляд, одновременно нежный и острый, скользит между ресниц. . . Характернои чертой ренуаропской женщины являются маленький прелестный и упрямый лоб и несколько тяжелый, чувственный подбородок. В портретах Ренуара, даже в тех, в которых он дальше всего отстоит от непосредственного наблюдения, он находит эти нравящиеся ему детали, он видит в них живые проявления женственности" .
На выставке 1877 года-третьей выставке импрессионистов - Ренуар показал в числе двадцати двух картин "Портрет Анриетт Анрио" (1876, Вашингтон, Национальная галерея) и "Портрет Жанны Самари" (1877, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Обе изображенные - актрисы, которых художник писал неоднократно. Подвижный бело-голубой фон как бы материализуется в фигуре Лириетт Априо, возникающей, подобно видению, из бело-голубой пены. Постепенно формы уплотняются, очертания становятся отчетливее, и перед зрителем возникает лицо с карими глазами, темными дугами бровей и обрамляющими его рыже-каштановыми волосами. Контрасты трепетных, как бы растворяющихся друг в друге и четких, ложащихся по форме мазков одновременно и передают движение и останавливают его.
В такой же манере написан "Портрет Жанны Самари". Фигура актрисы "вбирает" цвет из переливчатого фона, в котором, кажется, звучат все оттенки, но доминируют все же красновато-розовые. В полном соответствии с иным типом модели решает Ренуар проблему цветовых взаимоотношений фигуры и фона. Утонченному, но несколько однообразному колориту портрета мадам Анрио приходят на смену звучные аккорды дополнительных красных и зеленых цветов. При написании лица мазок Ренуара становится более точным, чем при написании фона,- он ясно обозначает крупный рот, играющий на щеках румянец, большие, отливающие синевой глаза, золотистую челку.
Ренуар всегда чуждался литературности. Тем не менее, продолжая сопоставления с литературой, хочется и в данном случае вспомнить имя писателя, близко стоявшего по своему творческому методу к импрессионистам. Это Мопассан. Как это ни парадоксально, самих импрессионистов Мопассан явно недооценивал (факт непонимания живописи французских художников-новаторов XIX века со стороны писателей - явление очень распространенное). Однако достаточно перелистать страницы романов и новелл Мопассана, чтобы почувствовать удивительное созвучие, близость поэтического видения женщины писателем и художником! Вот Жорж Дюруа, главный герой романа Мопассапа "Милый друг", взглянул на спою возлюбленную, госпожу де Марель: "Она была все так же изящна, красива, и все такие же бойкие, живые были у нее глаза". А вот герой "Нашего сердца" впервые увидел госпожу де Бюрн: ". . .ясное лицо слегка рыжеватой блондинки, с непокорными завитками на висках, пылавшими, как горящий хворост. Тонкий вздернутый нос, живая улыбка, рот с четко очерченными губами, глубокие ямочки на щеках, чуть выдающийся раздвоенный подбородок. . . Глаза были
голубые, блекло-голубые, словно синева их выгорела, стерлась, слиняла, а посредине сверкали черные, круглые, расширенные зрачки" . Подобно Ренуару, Мопассан кладет один "мазок" за другим, уточняя и одновременно делая зыбким, неопределенным увиденное: глаза у мадам де Бюрн голубые, нет - блекло-голубые, не просто блекло-голубые, а синева их как будто выгорела.
Раздумывая о современных ему художниках, писатель заметил: "Чтобы судить об искусстве, об исканиях, характерных для сегодняшнего дня, нужны прежде всего утонченность и чувствительность зрения. . .". В этих словах словно бы совет всякому, кто захочет насладиться живописью Ренуара: смотрите, воспринимайте движение каждого мазка, который искрится и светится, ощущайте звучание красочных аккордов, образующих на холсте сияющие комбинации, радуйтесь живым выражениям веселых и ясных лиц!
0. Рейтерсверд в книге "Импрессионисты перед публикой и критикой" собрал высказывания критиков о "Портрете Жанны Самари". Картину ругали (П. Манц, Р. Баллю, П. Вероп, Л. Леруа), называя её безобразным беглым наброском, далеким от истинного портрета. Исполнение ее называли небрежным и примитивным. В то же премя среди писавших об этой работе критиков были и тонкие ценители вроде Ф. Бюрти, заметившего, как в портретах Ренуара оживает образ очаровательной субретки XVIII века, нежной, грациозной и кокетливой.
Увлечение французским искусством XVIII столетия проявилось еще в годы Второй империи. Братья Гонкуры, например, начав с изучения французского общества эпохи Великой французской революции, все глубже и глубже погружались в историю и культуру минувшего века. Их восприятие искусства XVIII столетия было во многом окрашено ностальгией, печальной меланхолией, характерными для неудовлетворенного современностью интеллигента. Художники, напротив, старались, погрузившись в атмосферу XVIII века, обрести легкость, бездумность, которые при поверхностном взгляде кажутся характерными для нее.
Мужские портреты Ренуара уступают женским. Мужественные, сильные и сложные характеры не привлекали художника. Удачнее других портреты Виктора Шоке, скромного служащего таможенного управления, ставшего горячим приверженцем импрессионистов. В созданных Ренуаром в 1870-е годы двух его портретах (США, Кембридж, музей Фогг; Винтертур, частное собрание) передана тонкая и артистичная натура.
Как у Мане и Дега, пастель со временем стала играть заметную роль в живописи Ренуара. Художник тонко чувствовал и умело использовал её возможности. Особенно хороши выполненные пастелью детские портреты. Ренуара интересует ребенок любого возраста: и когда он еще являет собою просто подвижный кусочек материи, и когда растет. Ренуар улавлипает в юном портретируемом черты формирующейся натуры. В последнем случае художник предпочитает изображать девочек, в образах которых уже чувствуется пробуждающаяся женственность.
Ренуар изображает детей с игрушками, с домашними животными, с музыкальными инструментами, одних или со взрослыми, в интерьере или на природе, почти всегда в активном общении с окружающим миром. Нежные, переливчатые сочетания цветов в одежде и фоне, гладкая, как будто фарфоровая кожа, мягкость и шелковистость волос, широко открытый ясный взгляд - все превращается под кистью Ренуара в настоящий гимн человеческой весне.
Запечатлел художник детские образы и в рисунках. Портрет дочери Берты Моризо, вошедший в искусствоведческую литературу под названием "Девочка с кошкой" (1887, Париж, частное собрание), убеждает в том, что Ренуар был не только превосходным живописцем, но и великолепным рисовальщиком. Чистая линия, уверенная и плавная, заставляет вспомнить рисунки итальянских ренессансных мастеров.

0

30

https://i.pinimg.com/564x/d8/b0/2e/d8b02e6fe81f007b9419dad674aa8d9f.jpg

Charles le Coeur - Pierre-Auguste Renoirhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Renoir_autograph.png/225px-Renoir_autograph.png

Пьер Огюст Ренуар
Эпизоды из жизни: Приключения и злоключения.

Из воспоминаний Жана Ренуара, сына художника:

"... Когда Ренуар писал, он бывал так поглощен сюжетом, что не видел и не слышал того, что происходит вокруг. Однажды Моне, у которого вышли сигареты, попросил дать ему закурить. Не получив ответа, он стал шарить у своего друга в кармане, где тот всегда держал табак. Нагибаясь, он пощекотал бородой его щеку. Мой отец отсутствующим взглядом посмотрел в лицо друга, находившееся в нескольких сантиметрах от его собственного, ничуть этому не удивился, только произнес: "Ах, это ты", - и продолжал водить кистью, почти не отрываясь.

В лесу Фонтенбло встречались животные. "Эти олени и лани так же любопытны, как и люди!" Они привыкли к молчаливому посетителю, который почти неподвижно стоял против мольберта. ренуар долго не догадывался об их присутствии. Когда он отходил от мольберта, чтобы судить на расстоянии об эффекте, вокруг начиналось бегство: шелест травы под копытами открыл Ренуару присутствие четвероногих зрителей. Он неосмотрительно принес им хлеба. "Они стали толпиться за моей спиной, толкать меня мордой, дышать в шею. Приходилось порой поступать круто... Дадите вы мне наконец писать или нет?"

Однажды утром Ренуара, занятого установкой мольберта на полянке и озабоченного тем, что тучка "изменила мои краски", удивило отсутствие его постоянных спутников. Их, возможно, распугала парфорсная охота. "Мне хотелось бы перестрелять этих олухов в красных фраках!.. Если ад существует, то я знаю, как их станут наказывать: за ними будут гнаться олени, пока они не задохнуться от усталости!" Когда речь заходила о физических страданиях, безразлично - людей или животных, воображение делало для него этот разговор непереносимым.

Ренуар вскоре понял причину отсутствия животных: шелест в кустах указывал на то, что там посторонний. Поняв, что его обнаружили, из-за деревьев вышел человек, чей вид не внушал доверия. Одежда на нем была помята и грязна, глаза смотрели растерянно, руки дергались. Отец решил, что перед ним сбежавший из дома умалишенных больной. Вооружившись тростью, он решил защищаться. Незнакомец остановился в нескольких шагах от отца и произнес дрожащим голосом: "Умоляю вас, дайте кусок хлеба, я умираю с голоду!" Это был журналист-республиканец, разыскиваемый полицией Наполеона. Он убежал от агентов, которые пришли за ним. Вот уже двое суток он бродил без пищи по лесу. Обессилев, он предпочитал сдаться полиции, чем продолжать скрываться. Ренуар сбегал в деревню и принес оттуда куртку и ящик художника. "Вас примут за одного из наших. Здесь никому в голову не придет вас расспрашивать. Крестьяне привыкли видеть, как мы разгуливаем". Рауль Риго провел несколько недель в Марлотт вместе с художниками. Писсарро предупредил друзей беглеца в Париже, которые переправили его в Англию, где он оставался до падения Второй империи.

Такова первая часть приключения. Вот его окончание: прошло несколько лет. Произошли война, разгром, бегство Наполеона III. Ниже я расскажу про жизнь Ренуара в этот период. Он возвратился в Париж незадолго до конца Коммуны. Триумф Курбе, ставшего великим политическим деятелем, и разрушение Вандомской колонны, почитаемое художником венцом его назначения, не вскружили голову юному собрату. Ни Коммуна, ни император, ни республика не рассеят тумана, который простирается между природой и глазами человека. Поэтому Ренуар работал над единственной задачей, которая его занимала: над рассеиванием этого тумана. Он писал. Как-то он расположился со своим мольбертом на берегу Сены. К нему подошло несколько национальных гвардейцев. Он не обратил на них внимания. Погода была чудесной: неяркое зимнее солнце заливало все золотисто- желтым светом, открывая в воде краски, до того им не подмеченные. Отдаленный гул снарядов версальцев, обстреливавших форт Мюэтт, едва заглушал тихий плеск воды у набережной. У одного из гвардейцев внезапно возникло подозрение. Этот человек, покрывавший полотно таинственными мазками, не мог быть настоящим художником. Это был версальский шпион! И его картина была планом набережных Сены, необходимым для подоготовки высадки отрядов противника. Он поделился своими подозрениями с другими гвардейцами: новость мгновенно распространилась. Ренуара окружила толпа. Кто-то настаивал на том, чтобы сбросить художника в воду. "Холодная ванна мне ничуть не улыбалась, но мои объяснения были бесполезны. У толпы нет мозгов". Национальный гвардеец предложил свести шпиона в мэрию VI округа, чтобы его там расстреляли. "Он, может быть, даст показания!" Старая женщина требовала, чтобы шпиона утопили: "Топят же котят, а уж они наверняка не натворили того, что он". По счастью, гвардеец настоял на своем и отца потащили в мэрию VI округа. Там круглые сутки дежурил взвод для расстрела шпионов. Ренуара уже вели к месту казни, когда он вдруг увидел беглеца из Марлотт. Тот был великолепен - опоясан трехцветным шарфом, со свитой в блестящих мундирах. Ренуару удалось привлечь его внимание. Рауль Риго бросился к нему и сжал в своих объятиях.  Поведение толпы тотчас изменилось. Отец проследовал вдоль строят отдающих честь гвардейцев за своим спасителем на балкон, откуда открывался вид на площадь, где толпились зеваки, сбежавшиеся посмотреть на расстрел шпиона. Риго представил отца толпе. "Марсельезу в честь гражданина Ренуара!" - скомандовал он. Я представляю себе смущение моего отца, неловко кланяющегося и неумело отвечающего на приветствия и крики толпы.

Ренуар воспользовался встречей и попросил у своего друга пропуск, чтобы навещать семью, которая укрылась в Лувесьенне, в деревенском доме моего деда. Прежде чем расстаться с отцом, Риго дал ему совет. "Не показывайте этот пропуск, если попадетесь версальцам. Они вас расстреляют на месте!" Другой друг Ренуара, князь Бибеско, пользовался большим влиянием в лагере противника. Он случайно узнал, что отец находится в Лувесьенне, навестил его там и распорядился выдать ему версальский пропуск. Ренуар отыскал дуплистое дерево в заброшенном саду в конце улицы Вожирар, где стояли аванпосты реакционеров и начинались линии коммунаров. Прежде чем перейти границу, он прятал компрометирующий пропуск, заменяя его доброкачественным, а на обратном пути снова производил нужную замену. Обстрел Парижа продолжался. Однако живопись была сильнее осторожности. У Ренуара была начата картина с моделью в Париже и несколько пейзажей в Лувесьенне.

Эпизод с Раулем Риго заставил меня перескочить через войну 1870 года. Поражение нисколько не отразилось на судьбе Ренуара. Он рассказывал мне о войне 1870 года лишь с тем, чтобы лишний раз подчеркнуть преимущества политики "поплавка". Его рассказ звучал отнюдь не победно, а, напротив, был проникнут большой печалью. Воспоминания того времени всякий раз воскрешали в памяти тяжелую утрату, о которой я вам вскоре поведаю.

Хотя отец не проходил военной службы, ему пришлось явиться в   рекрутское присутствие во Дворце инвалидов. Там его признали годным для военной службы. Поставленный в известность князь Бибеско настаивал, чтобы отец согласился на зачисление в штаб генерала дю Барайля, адъютантом которого был он сам: "Вы захватите свои краски и будете заниматься живописью. Немки с их белокурыми волосами и румяными щеками послужат для вас прекрасными натурщицами. Разумеется, Берлин не слишком веселый город, но мы, может быть, будем стоять гарнизоном в Мюнхене. Покатаемся по озеру и будем пить хорошее пиво". Мой отец проявил твердость. Необходимость идти драться ему ничуть не улыбалась. "Я очень боялся выстрелов, но не мог себе представить, что кто-нибудь пойдет за меня сражаться, пока я стану заниматься живописью с генералом дю Барайлем. Если бы того, кто пошел за меня, убили, я потерял бы сон на всю жизнь. Я твердо объявил Бибеско, что буду там, где укажет судьба". Базиль принял приглашение Бибеско, его не прельщала идея заниматься живописью, пока другие пойдут в штыковую атаку, но соблазняла перспектива скакать на лихом коне, мчаться под свист пуль, отвозя ответственное донесение, от которого зависит исход сражения.

Сначала течение понесло "поплавок" в кирасирский полк. Однако генеральный штаб как раз решил увеличить кавалерийские части, "чтобы быстрее добраться до Берлина!" Понадобилось объезжать лошадей. В соответствии с неподражаемой логикой армии, моего отца, в жизни не сидевшего верхом на лошади, послали в ремонтный запас в Бордо. Он провел всю войну сначала в этом городе, потом в Тарбе, вдали от пальбы, заставлявшей его вздрагивать.

Прибыв в эскадрон, он честно заявил унтер-офицеру, что не умеет сидеть на лошади, "рискуя, что меня переведут в пехоту, но я хотел быть честным до конца". Унтер-офицер послал его к лейтенанту, тот к капитану. Последний нисколько не удивился. "Какая у вас профессия?" - "Худождник-живописец". - "Еще удачно, что они не послали вас в артиллерию". Это был славный малый, профессиональный кавалерист, обожавший лошадей и огорченный тем, что с ними придется скоро расстаться и отправить на эту "бессмысленную бойню". Дочь капитана увлекалась живописью. "Вы будете давать ей уроки". - "Я мог бы, пожалуй, научиться ездить верхом". - "Верно! Это вы здорово придумали!" Оказалось, что у Ренуара были кавалерийский способности: через несколько месяцев он сделался законченным наездником. Капитан поручал ему самых нервных лошадей. "Ренуар отлично с ними справляется. Вначале он позволяет им делать что угодно, а кончается тем, что они делают все, что он захочет". Молодой кавалерист применял к лошадям тот же снисходительный метод, что и к моделям. "Я был совершенно счастлив. У капитана я был принят как свой человек. Следил, как девочка пишет маслом, и между тем сам делал ее портрет. У нее была превосходная кожа. Я рассказывал ей про своих парижских друзей. Очень скоро она сделалась еще большей революционеркой, чем я. Ей хотелось сжечь картины г-на Винтерхальтера".

Капитана перевели в Тарб и он захватил с собой моего отца, которому все больше и больше нравилась его новая профессия. "Надо увидеть тарбскую лошадь. Мне они нравятся больше всех: в этих крепышах как раз достаточно арабской крови, чтобы придать им благородство..."

Сразу после демобилизации, в самый разгар Коммуны, Ренуар вернулся в Париж. Он стал разыскивать друзей. Почти все покинули столицу. Кто-то сообщил моему отцу о смерти Базиля. Тот был убит, когда все было уже проиграно и разгром был очевиден, и убит не скачущим верхом на коне по полю сражения, в стиле Делакруа, а глупейшим образом, при артиллерийском обстреле в Бон-ла-Роланд, на грязной дороге, которую немцы засыпали снарядами, чтобы увеличить растерянность беглецов. Бибеско, раненый за несколько дней до катастрофы, сумел выбраться: крестьяне спрятали его в овине и выходили.

У Ренуара были многочисленные связи среди революционеров. Мы знаем о его преклонении перед Курбе. Он, однако, отказался от всякой административной должности. Снова "поплавок"! И главным образом твердое убеждение, что дело художника - писать! "Я несколько раз ходил к Курбе. Все мысли его были заняты Вандомской колонной. Счастье человечества зависело от ее падения".

Ренуар не любил задерживаться на этом периоде из-за воспоминаний о Базиле, "таком чистом, подлинном рыцаре, друге моей молодости!", а также оттого, что во время Коммуны, и особенно после "злоупотребляли расстрелами". Он слишком любил жизнь, чтобы его не отвращало видение смерти. "Славные ребята, полные добрых намерений, но нельзя же повторять Робеспьера! Они отстали на восемьдесят лет. И зачем сжигать Тюильри? Дворец никому не мешал и не был такой "подделкой", как те, что мы видим теперь".

Коммуну разгромили. В Париж вошли версальцы. На смену казням реакционеров пришли казни народных трибунов. "Единственная казнь, которую я допускаю, это казнь Максимилиана в картине Мане. Красота черных пятен оправдывает грубость сюжета". Курбе был арестован и поговаривали о его расстреле. Не спасло ли его вмешательство князя Бибеско, которого предупредили друзья художника? Вероятно. Прежде чем расстаться с Коммуной, приведу еще одно высказывание Ренуара: "Это были сумасшедшие, но в них был тот огонек, который не затушишь". Ренуар не дожил до того, чтобы увидеть, как маленький огонь превратился в огромное пламя..."

По материалам из книги:
Жан Ренуар. "Огюст Ренуар". Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1997. - 416 с.

0

31

http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic2.jpg
Огюст Ренуар
Портрет Анриетт Анро, 1876

0

32

http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic14.jpg
Огюст Ренуар
Мадам Моне, читающая "Фигаро", 1872

0

33

Огюст Ренуар
Портрет Поля Сезанна, 1868
http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic7.jpg

0

34

Огюст Ренуар
Гора в Сент-Виктуар, 1889
http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic52.jpg

0

35

http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic50.jpg
Огюст Ренуар. Мадам Моне в саду, 1874

0

36

http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic33.jpg
Огюст Ренуар. Сена в Аньере, ок.1879

0

37

Огюст Ренуар
Тропинка в высокой траве
http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic17.jpg

0

38

Огюст Ренуар
Разговор с садовником, 1875
http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic16.jpg

0

39

Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар
"Лягушатник".

http://www.impressionist--paintings.com/MONE/Pics/mone47_small.jpg
Клод Моне.
"Лягушатник". 1869 г.
Холст, масло. 74х100 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

http://www.impressionist--paintings.com/MONE/Pics/renuar46_small.jpg
Пьер Огюст Ренуар.
"Лягушатник". 1869 г.
Национальный музей, Стокгольм.

http://www.impressionist--paintings.com/MONE/Pics/mone18_small.jpg
Клод Моне.
"Купание в "Лягушатнике". 1869
Масло на холсте с белым грунтом.

http://www.impressionist--paintings.com/MONE/Pics/renuar80_small.jpg
Пьер Огюст Ренуар
"Лягушатник", 1869 г.
Холст, масло. 59х80 см.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

"Лягушатник" представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок, который одни называли "цветочным горшком", другие - "камамбером". Прелестный уголок, с привычно царившей здесь во времена Второй империи атмосферой беззаботности и счастья, подробно описан и братьями Гонкурами, и Золя, и Мопассаном. Последнему особенно была по душе веселая атмосфера "Лягушатника". В новелле "Жена Поля", вышедшей одновременно с "Заведением Телье", описана "целая флотилия яликов, гоночных лодок-одиночек, байдарок, шлюпок, самых разнообразных по форме и материалу, которые скользили по неподвижной глади, сталкивались, задевали друг друга, цеплялись веслами, внезапно останавливались от мощного захвата и расходились от толчка жилистой руки и мчались по волнам, напоминая желтых и красных рыб".

"Лягушатник" заслужил это прозвище тем, что здесь с большом количестве собирались хорошенькие девицы легкого поведения, так называемые "лягушки", приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Иногда они приезжали в одиночестве, в надежде поймать клиента, для наживки используя вызывающие, крикливых расцветок наряды.

В "Лягушатнике" можно было найти и здоровое развлечение - спорт. Собирались молодые загорелые юноши в майках, белых брюках и соломенных шляпах, перекликались между собой, бросали друг другу вызов или размещали на своих утлых суденышках подружек в светлых платьях, прятавшихся под разноцветными зонтиками на краю ялика. "Разнежившиеся парочки время от времени брали лодку напрокат и плыли по течению. Вокруг медленно проплывали берега, зеленые массивы с темными просеками, с затоптанной воскресными пикниками травой, жиденькие деревья, ярко раскрашенные барки, погрузившие бока в струящуюся воду, мерцающий свет, играющий на поверхности стоящих у причала яхт, сверкающие берега, оживляемые присутствием большого числа кораблей, везущих песок, чистивших каналы, и множество тележек, запряженных белыми лошадьми.

Часто в небольших, заросших травой бухточках, на прохладных полянках под ивами, на сочных лужайках отдыхающие разбредались в разные стороны и, небрежно развалившись на траве, старались пересидеть жаркое время сиесты в тени деревьев, так что лишь кое-где можно было заметить то соломенную шляпку, то красную блузу, то волан какой-нибудь нижней юбки..." Типично импрессионистская картина, описанная в романе братьев Гонкуров "Манетта Саломон".

По вечерам все общество собиралось на понтоне, освещенном цветными фонарями, которые отбрасывали на воду блики. Вот когда начинался праздник! Оркестр из пяти музыкантов исполнял вальсы, галоп и кадрили.

В тот период Ренуар и Моне работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях. Не всякий знаток, даже при пристальном изучении определит, кто автор того или иного произведения. Эти живописные полотна можно назвать в полном смысле слова импрессионистскими. В них воплотились все характерные черты движения: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами.

Удивительным и, можно сказать, чудесным образом вышло так, что, разрабатывая принципы жизнеутверждающей живописи, Моне и Ренуар познали свои самые мрачные дни. Безденежье вынуждало Ренуара возвращаться под семейный кров, а Клода Моне, уже не получавшего денежного пособия от родных и не сумевшего ничего продать из своих картин, преследовал голод. Ему нечем было кормить Камиллу и сына, несмотря на постоянные призывы о помощи. Мольбы его не всегда получали отклик, и Ренуар неоднократно спасал семью Моне от голода, принося им что-нибудь со своего стола..."

По материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. - М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.

0

40

http://www.staratel.com/pictures/renuar/pic24.jpg
Огюст Ренуар
Танец в Буживале, 1883

0