Зонтики картина Ренуара – симфония чёрного цвета
Пьер Огюст Ренуар. Зонтики
Пьер Огюст Ренуар «Зонтики» начал писать в 1880-1881 годах. Первым шагом стало создание фигур в правой половине полотна – молодой женщины и двух её дочерей. Этот фрагмент имеет все признаки импрессионизма: размытые контуры, выразительные мазки, блики света, сияющие лица.
Оставив работу на начальном этапе, Ренуар едет в Италию – изучать живопись, творчество итальянских мастеров прошлого, страну и её жителей. Италия восхитила художника, начиная с работ Тициана и заканчивая современниками Ренуара, простыми итальянцами. Французский импрессионист был поражён, что «куртизанки Тициана вызывают желание их ласкать», а трудолюбивые итальянцы выглядят, как боги с Олимпа.
К работе над «Зонтиками» Ренуар вернулся спустя пять лет. Наблюдательный зритель, разбирающийся в истории моды, определит этот перерыв по женским нарядам – девушка с корзиной слева одета уже по тенденциям 1885/86 годов.
Налицо и разница в способах изображения. Художник через пять лет после начала работы над картиной стал отходить от импрессионистической манеры – он всю жизнь искал суть в искусстве, новые фактуры, экспериментировал и не боялся кризисов.
Картина «Зонтики» стала гармоничным олицетворением переломного периода в жизни Ренуара как талантливого живописца.
Описание картины
Картина «Зонтики» представляет собой выхваченный как бы случайным образом «снимок» оживлённой парижской улицы.
На переднем плане женские и детские фигуры. Простая девушка слева торопится по делам или за покупками – одной рукой придерживает большую корзину, другой прихватила юбку, чтобы не мешала при быстрой ходьбе. Грустный и тревожный взгляд устремлён прямо на зрителя. Голова девушки не покрыта, да и зонта нет.
Справа молодая женщина с детьми, двумя девочками, младшая из которых милым личиком и взглядом обращена к зрителю. В руках у неё обруч и палочка для серсо, игры, известной с античных времён. Придерживает малышку старшая сестра, лица которой зрителю не видно. Мать, в правой руке которой раскрытый зонт, слегка склонилась и смотрит на девочек – всё ли в порядке.
Крупно выписан и мужчина слева, сразу за фигурой девушки с корзиной. Он словно увидел кого-то, кто находится за правым полем картины, и идёт наперерез, склонив голову и с теплотой смотря на объект своего интереса.
Позади «главных героев» много людей, женщин и мужчин. Кто неспешно идёт, кто торопится, а кто остановился и беседует, встретив знакомого.
Многие с чёрными зонтами в руках, у большинства они раскрыты. Лишь девушка в центре, изображённая в профиль, опустила наполовину сложенный зонт, чтобы взглянуть на небо и попытаться угадать, чего от него ждать. С тем же вопросом вверх смотрит мужчина справа, отклонив свой зонт в сторону.
Над множеством чёрных, но совсем не мрачных, а сверкающих и переливающихся зонтичных куполов виднеется пышная зелень высокого дерева и часть ярко-голубого неба в облаках. Его чистая голубизна перекликается со шляпкой самой маленькой героини картины, которая своим импрессионистическим сиянием придаёт всему полотну радостную ноту надежды.
Судьба картины
«Зонтики» были встречены публикой восторженно. После ряда выставок картину приобрёл коллекционер Поль Дюран-Рюэль (в 1892 году). Позже он продал её ирландскому искусствоведу Хью Лейну, основателю Дублинской художественной галереи.
В 1915 году Лейн погиб. Картина «Зонтики» по завещанию была передана в Британскую галерею Тейт. Существовало и написанное незадолго до гибели дополнительное завещательное распоряжение Лейна, но оно было не завершено с юридической точки зрения. Согласно дополнению, произведение Ренуара в числе прочих должно было стать собственностью галереи Дублина.
В 1935 году по решению специалистов картина Ренуара «Зонтики» стала экспонатом Лондонской Национальной галереи.