"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Мария Сибилла Мериан (1647 — 1717) - немецкая художница и гравёр


Мария Сибилла Мериан (1647 — 1717) - немецкая художница и гравёр

Сообщений 1 страница 20 из 22

1

Из XVII века до современников дошло немало имен блестящих женщин — любовниц королей, краса­виц, покорявших сердца умнейших «мужей», но имя Анна Мария Сибилла Мериан ( 1647 — 1717), по непонятным причинам, несправедливо скромно пребывает в тени ярких имен ее современниц, более удачливых в посмертной славе.

Мария Сибилла, конечно, не вершила судьбы Европы, однако ее жизнь насыщена многими необычай­ными приключениями и весьма авантюрными поступками, а ее наследие — гораздо значительнее для культуры человечества, чем «эпо­хальное» для своего времени решение какой-нибудь правительницы.

Ее имя знали и чтили коллекционеры и садоводы, художники и книгоиздатели, путешественники и ученые.

Мария Сибилла была одной из первых женщин, дерзнувших посвятить себя научной деятельнос­ти, а из наук — избрать ту, которую многие презирали. Всю жизнь она изучала «омерзительных тварей» (как тогда называли насекомых), стремясь познать их и облагородить своим искусством. Ей принадле­жала заслуга детального красочного изображения и популяризации явления «метаморфоза насекомых». Она, пожалуй, впервые сумела со­единить высокое искусство с целями биологической науки, заставить их послужить друг другу.

http://s7.uploads.ru/t/m5wvr.jpg
Анна Мария Сибилла Мериан ( 1647 — 1717) Автопортрет
немецкая художница и гравёр времён барокко, энтомолог

Немецкая художница, натуралист, гравер и издатель.
Совершила путешествие в Суринам (1699-1701).
Первооткрывательница мира насекомых Южной Америки ("Метаморфозы суринамских насекомых", 1705).
Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрёл Пётр I для музеев и библиотек России.
http://s6.uploads.ru/t/WkS0y.jpg
Гравюры Мериан по точности и красоте зарисовок и по сей день не знают себе равных в этимологической литературе. О ней писали: «...Особливое внимание знатоков заслуживают суть прекрасные те миниатюрные живописи цветов, червей, бабочек и других насекомых, которые писаны на особенных в лист пергаментах славно Мариею Сибиллою Мерианою с удивительным вкусом и нежностью.”

0

2

http://s7.uploads.ru/t/VGb90.jpg
В 1987 году Германия выпустила стандартную марку с портретом Марии Сибиллы Мериан, немецкой художницы и гравера, основоположника современной энтомологии.

Основные даты жизни и деятельности Марии Сибиллы Мериан

647 2 апреля. Родилась во Франкфурте-на-Майне.
1650 19 июня. Умер Маттеус Мериан, отец Марии Сибиллы.
1651 5 августа. Отчимом М.-С. Мериан стал Я. Марель.
1664 16 мая. Вышла замуж за И.-А. Графа.
1668 5 января. Родилась дочь Иоганна Елена.
1670 Семья И.-А. Графа переселилась в Нюрнберг.
1675 Вышла в свет первая часть “Книги цветов”.
1677 Опубликован второй том флорилегиума.
1678 15 мая. Родилась дочь Доротея Мария.
1679 Напечатана первая часть “Книги о гусеницах”.
1680 Вышли в свет третья часть “Книги цветов” и “Новая книга цветов”.
1681 11 ноября. Умер Я. Марель.
1682 Семья И.-А. Графа переехала во Франкфурт-на-Майне.
1683 Издана вторая часть “Книги о гусеницах”.
1685 М.-С. Мериан вступила в пиетистскую секту лабадистов во Фрисландии; И.-А. Граф возвратился в Нюрнберг.
1691 Мария Сибилла в Амстердаме.
1699 Июнь. Отправилась в Суринам вместе с Доротеей Марией.
1701 23 сентября. Возвратилась в Голландию.
1703-1704 Работала над иллюстрациями к “Амбоинскому кабинету редкостей” Г.-Э. Румфиуса.
1705 Опубликовала “Метаморфозы суринамских насекомых”
1713-1714 Подготовила второе издание “Книги о гусеницах”.
1715 Разбита параличом.
1717 13 января. Скончалась в Амстердаме.

http://s7.uploads.ru/t/RmeDk.jpg

0

3

В Суринаме в 1983 году вышла серия с бабочками по рисункам Марии Сибиллы
http://s6.uploads.ru/t/kMLdf.jpg

Марии Сибиллы Мериан - не только художница, но и неутомимая исследовательница природы
Она вела научный дневник наблюдений, или “Studienbuch”, как она его называла, был полон подробных заметок и тщательных зарисовок. Мария Сибилла описывала место, где была найдена та или иная гусеница, растение, на котором она была поймана, чем питалась в неволе, через сколько дней начинались превращения.

Французский ученый Р. Реомюр отмечал:
«Госпожу Мериан призвала в Суринам поистине героическая любовь к насекомым; это было целое событие — женщина пересекла моря, чтобы рисовать американских насекомых, после того, как она изобразила большое число европейских: вернулась она оттуда с таблицами, запечатлевшими внушительное количество великолепных видов бабочек и гусениц, которые были превосходно гравированы».
http://s6.uploads.ru/t/z1bRt.jpg

Ее биография и творчество вызывают неослабевающий и возрастающий интерес не только историков искусства, но и ботаников и энтомологов. Имя и труды Мериан хорошо известны в Европе, Японии, Америке, чему, несомненно, способствуют выставки, посвященные творчеству Марии Сибиллы, и роскошные переиздания ее книг
О ней писали: «...Особливое внимание знатоков заслуживают суть прекрасные те миниатюрные живописи цветов, червей, бабочек и других насекомых, которые писаны на особенных в лист пергаментах славною Мариею Сибиллою Марианою с удивительным вкусом и нежностью."
http://s6.uploads.ru/t/ehbHI.jpg

0

4

Мария Сибилла Мериан, подарившая миру бабочку

Ее история так же невероятна, как история бабочки. Сначала невзрачная гусеница, потом — великолепная крылатая красавица, и наконец — тот самый знаменитый взмах крыльев, который способен изменить историю цивилизации. Мария Сибилла Мериан, одна из самых знаменитых женщин эпохи Реформации, настоящее откровение рубежа 17-18 веков, подарившая человечеству удивительный мир.
http://s6.uploads.ru/t/v3lFC.jpg
Портрет работы Георга Гзеля (зятя Марии Сибиллы)
Ее отец был знаменитым на всю Европу гравером, державшим великолепную мастерскую и типографию , а мать — крепкой предпринимательницей, открывшей при доме небольшую шелковую фабрику.

С детства маленькая Мария Сибилла, помогая матери, сортировала по бумажным кулечкам гусениц шелкопряда, следила за развитием маленьких шелковых работников, зарисовывала их в альбомы, даже пыталась гравировать.
Особенная чуткость к красоте и незаурядная коммерческая жилка — этих двух слагаемых было достаточно для того, чтобы первое же взрослое дело Марии Сибиллы сделало ее известной на всю округу.

Она изобрела особенную несмываемую краску для тканей и ткала на маленькой фабричке удивительные столовые наборы скатертей и салфеток: цветы, листья, бабочки, дрожащие на тонком полотне.

Чтобы их мог воспроизвести любой желающий (поистине, настоящий талант безгранично щедр!), Мария издала в отцовской типографии целый альбом с собственными иллюстрациями — флориегиум под названием «Книга цветов».
http://s6.uploads.ru/t/JSuTe.jpg
Титульный лист третьей части «Новой книги цветов» (Издание 1683 г.)

0

5

Мария Сибилла Мериан, подарившая миру бабочку
(продолжение)

Мария изучала и тщательно фиксировала в дневниках развитие личинок мух, пауков и стрекоз, препарировала мертвых птиц, зарисовывала насекомых и, в конце концов, совершила исследовательское путешествие в Суринам — ее бережно собранная коллекция суринамских насекомых вплоть до 20 века оставалась самой подробной и научно систематизированной!
Французский ученый Р. Реомюр отмечал:
«Госпожу Мериан призвала в Суринам поистине героическая любовь к насекомым; это было целое событие — женщина пересекла моря, чтобы рисовать американских насекомых, после того, как она изобразила большое число европейских: вернулась она оттуда с таблицами, запечатлевшими внушительное количество великолепных видов бабочек и гусениц, которые были превосходно гравированы».
http://s7.uploads.ru/t/jg6dU.jpg
Цветение банана

Ее особенно волновали бабочки — своей неземной красотой, своей особенной жизнью, своим восхитительным, волшебным появлением на свет, и поэтому Мария Сибилла неделями, минута за минутой, наблюдала за развитием коконов и зарисовывала каждое изменение, с невиданной для того времени кинематографической точностью воспроизводя рождение бабочки.
http://s6.uploads.ru/t/JM0Wl.jpg

Богатый мир бабочек заставлял порой Марию Сибиллу запечатлевать их красоту не только красками, но и словами, восклицая:

«Никогда бы не поверила, что из такого уродливого существа, как черная гусеница, может выйти такая прелестная бабочка». Вот еще одно наблюдение: «Вышла прекрасная бабочка, как серебряная. <... > По местам видны были под верхним цветом зеленый, синий и перламутровый. Словом, столь прекрасная, что ни перо, ни кисть не могут ее живо изобразить. На каждом крылышке по три круглые померанцевые пятна с закраинами черными; а сверх черного сего круга еще круг зеленый. Края крыльев померанцевые с полосками черными и белыми».

0

6

Мария Сибилла Мериан, запечатлевшая в своих акварелях поразительный мир животных и растений и  подарившая миру бабочку
(продолжение)
http://s6.uploads.ru/t/qW4oi.jpg

Мария Сибилла Мериан — художник и исследователь, запечатлевшая в своих акварелях поразительный мир животных и растений, была уникальным иллюстратором. Она обладала не только большим художественным талантом, но и вникала в сущность изображаемого. Важную роль при этом играла не только точность фиксации объекта, но и подбор красок.
Для своих произведений художница чаще всего использовала тонкий пергамент «charta non nata» («неродившаяся кожа»). Она грунтовала его белым цветом, чтобы поверхность получилась нежной и гладкой. Чаще всего Мериан использовала акварель и гуашь. Поражает то, что спустя триста лет краски выглядят так свежо, как будто художница только что отложила в сторону кисть…
http://s6.uploads.ru/t/5kFti.jpg

Мария Сибилла Мериан писала о цели своего научного и художественного творчества, что она хотела бы «доставить удовольствие знатокам и тем, кто изучает природу насекомых и растений, и оправдать их ожидания; я буду рада, если мне это удалось».
http://s7.uploads.ru/t/vESZu.jpg

Работы Мериан опередили время и обогатили зоологию и ботанику. Через столетие её рисунки были использованы шведским натуралистом Карлом Линнеем в его универсальной классификации царства растений.

http://s7.uploads.ru/t/Yg9pG.jpg

0

7

Воспитанием и образованием Марии Сибиллы 

занимался второй муж матери — голландский художник Марель, который, впрочем, первым заметил талант своей падчерицы и стал учить её рисованию. Нидерланды середины XVII века с ума сходили по всему, что касалось цветов; луковицы редких тюльпанов ценились так же высоко, как чистые бриллианты, мастерицы самых лучших фамилий соревновались в вышивании композиций по флористике, а у художников в чести были цветочные натюрморты. Отчим Марии Сибиллы слыл в Германии едва ли не лучшим представителем «заморского» увлечения «цветочными картинками», и потому неудивительно, что наша героиня весьма успешно овладевала мастерством писания красочных букетов.
В доме, где подрастала Мериан, не знали беспорядка и суматохи. Педантичная мать Марии Сибиллы приучала дочерей к труду и рациональному ведению хозяйства. Ни о какой творческой богеме в их среде и не слышали, а художники того времени больше чувствовали себя мастеровыми и экспериментаторами, чем «гениальными творцами».

Иоганна Сибилла, мать Мериан, устроила небольшую мастерскую по производству шелка. Это несколько экзотическое для европейца занятие нашло горячую поддержку всей семьи. В саду были высажены шёлковые деревья, а в просторном закрытом помещении содержались черви. Иоганна Сибилла поручила своей старшей дочери доставлять «шёлковым» питомцам корм и сортировать их при помощи бумажных кульков. Возможно, любая другая девочка с ужасом выполняла бы эти обязанности, но только не Мария Сибилла. Она уже имела дело с препарированными бабочками, тщательно перерисовывая причудливые извивы их окраски, и знакомство с миром насекомых живо увлекло её воображение.
http://s6.uploads.ru/t/Jkm7X.jpg

Семнадцатилетняя Мериан

вышла замуж за ученика отчима — Иоганна Андреаса Графа, который в пору «жениховства» казался талантливым и подающим надежды живописцем — сам император Леопольд I счёл возможным заказать молодому художнику свой парадный портрет, — однако в семейной жизни обнаружил полную непрактичность, которая постепенно разрушила все его юношеские амбиции. По переезде в Нюрнберг, родной город Графа, несмотря на оставленные в наследство типографию и мастерскую, Мария Сибилла почувствовала, что тиски материальных затруднений все теснее сжимаются на «горле» их семьи. Обстоятельства вынудили юную мать семейства (Мериан имела уже дочь) взять на себя заботу о добывании средств к существованию. Тут ей и пригодились экзотические таланты и коммерческая смётка.

В нюрнбергский период Мериан создаёт невыгорающие и водостойкие красители и в своей мастерской принимается расписывать скатерти. Украшенные модными в то время мотивами — цветами, птицами, травами, деревьями — изделия Марии Сибиллы прекрасно смотрелись с обеих сторон ткани и благодаря фантастическим свойствам красок не смывались при стирке и не выгорали на солнце. В городе Мериан стала самым престижным мастером художественно прикладных работ: дамы охотно демонстрировали скатерти её кисти, и считалось приличным заказать роспись в мастерской Марии Сибиллы.

одолевала жажда чего-то большего

Любая другая особа, достигнув таких значительных успехов, удовлетворилась бы этим и продолжила бы идти по проторённой дороге, но Мериан одолевала жажда чего-то большего. Просьбы жительниц Нюрнберга научить их искусству вышивания навели нашу героиню на мысль, вполне естественную для неё — дочери потомственных издателей и граверов — выпустить пособие цветочных узоров, так называемый флориегиум. Так появилась первая «Книга цветов» с раскрашенными ручным способом гравюрами чудесных цветов. Оглушительный успех этой работы побудил художницу продолжить издание, и исполнению этого решения не помешало даже рождение второй дочери в 1678 году — Доротеи Марии. Спустя много лет великий Гёте назвал Мериан одной из самых крупных голландских флористов.

0

8

http://s7.uploads.ru/t/dCgzf.jpg

Спустя много лет великий Гёте назвал Мериан одной из самых крупных голландских флористов.
Одновременно у Марии Сибиллы формировались склонности натуралиста наблюдателя. «Цветочки» занимали Мериан постольку, поскольку они приносили весомый финансовый доход, но тайной страстью молодой женщины стали насекомые. Возможно, флюиды Нового времени с его неожиданно пробудившимся интересом к живой природе проникли в душу Мериан, возможно, тут подействовало нечто, что попросту зовётся «даром», но Мария Сибилла, имевшая лишь традиционно женское домашнее образование, постепенно становилась заправским учёным энтомологом.

приступает к систематическому исследованию насекомых

В 1674 году Мериан приступает к систематическому исследованию насекомых. Она независимо от крупнейшего учёного натуралиста Сваммердама приходит к идее метаморфоза. С удивлением Мария Сибилла открывает, что все в мире — и растения, и животные, и человек — подвержены неожиданным превращениям. Она начинает готовить новую работу — «Книгу о гусеницах». Задача Мериан была грандиозной. Часами художница наблюдала изменения, происходившие в ящике с гусеницами, и спешила зарисовать их. Не следует забывать, что в XVII веке многие бабочки не только не имели названий, но никто не знал, какая из них развивается из той или иной гусеницы и каким растением питается. Мериан, используя свой живописный талант, фиксировала словно на фотографическую плёнку все перипетии жизни гусениц, что являлось уникальным для Нового времени. Из этого кропотливого труда и родилась книга, получившая длинное название: «Удивительное превращение гусениц и необычное питание цветами прилежно исследовала, кратко описала, зарисовала с натуры, гравировала и издала Мария Сибилла Граф».
Издав «Книгу о гусеницах», наша героиня проявила незаурядное мужество и самостоятельность. Конечно, ей не грозила инквизиция или остракизм, но суеверные современники считали занятия, которыми увлекалась Мериан, не просто низменными, но греховными и опасными для души. Даже по прошествии шестидесяти лет после появления книги художника, продолжившего дело Марии Сибиллы, мужчину — заметьте! — друзья убеждали «не заниматься этими ужасными существами, несомненно созданными дьяволом».

В 1685 году Мериан вместе с дочерьми решает поселиться в лабадистской общине — одной из многочисленных сект, порождённых Реформацией.

упорная работа в обширном хозяйстве и возможность погружения в себя

Как бы ни отличались взгляды одного проповедника от другого, режим подобных организаций всегда схож — проникновенные молитвы, упорная работа в обширном хозяйстве и возможность погружения в себя. Мериан использовала пребывание в замке Валта на западе Нидерландов для углубления своего образования. Она ничего не издала за пятилетний период пребывания у лабадистов, но зато получила редкую возможность подумать, оценить своё место в этом мире, понять свой путь. И, конечно, она по-прежнему рисовала, фиксировала на бумаге своим тончайшим карандашом занимательные сюжеты природы.

Через год после отъезда жены в Валту приехал Граф. Он предложил Марии Сибилле вернуться в семью, даже согласился, на крайний случай, вступить в общину, но получил отказ и вынужден был вернуться в Нюрнберг. Эта неудачная попытка примирения вылилась в окончательный разрыв между супругами. Отныне наша героиня все свои работы стала подписывать девичьей фамилией, посчитав, как видно, что и перед Богом брак их разрушен.
Как во всякой замкнутой секте, вскоре в общине начались финансовые неурядицы, склоки и борьба за власть. Мериан в этой «мышиной возне» не участвовала, но ей наскучила размеренная жизнь, идеи лабадистов больше не казались столь чистыми и возвышенными, как поначалу. Мария Сибилла не порвала с бывшими единомышленниками, она просто ушла в мир, сохранив за собой право общения с сектой. Мериан настолько плавно и бесконфликтно удалось избегнуть претензий, что проповедник лабадистов сделал исключение из правил: ей вернули часть её имущества, она смогла увезти в Амстердам гравировальные доски и этюды.

Мысль о поездке в Южную Америку овладела Мериан, по видимому, ещё в замке Валта. Лабадистам покровительствовал губернатор Суринама — крупнейшей нидерландской колонии. Не раз Мария Сибилла с завистью естествоиспытателя разглядывала коллекции необычных бабочек, привезённых с далёкого континента. Но решиться на путешествие оказалось не так уж просто. В море было отнюдь не безопасно — помимо штормов, кораблям грозили пираты. На одних только Малых Антильских островах нашли пристанище до тридцати тысяч разбойников.

её дерзкое предприятие представляется подвигом

К сожалению, о Мериан путешественнице известно очень мало. Поездка в Новый Свет поставила нашу героиню в ряд с выдающимися и отважными первопроходцами её эпохи. Даже сегодня её дерзкое предприятие представляется подвигом, особенно если учесть «комфортабельность» судна XVII века и то, что Мериан было уже за пятьдесят.
Путешествие в Южную Америку оказалось весьма плодотворным с научной точки зрения. Мария Сибилла вместе с дочерью поселилась на самом опасном берегу, в верховьях реки Суринам. Белым колонистам постоянно угрожали так называемые мароны — нефы, бежавшие с плантаций и селившиеся по берегам рек. К тому же климат Суринама — влажный и жаркий — делал пребывание европейцев на материке крайне затруднительным.

Но Мериан, казалось, не замечала проблем. Её ошеломило обилие насекомых. Уже в день своего приезда она расставила по всему дому ящики. Индейцы, прослышав про странную особу, каждое утро толпились у её дверей, зная, что она скупает пойманных животных. Из мешков и сумок местные жители извлекали змей. Цена зависела от длины. Индеанки приносили гусениц, уверяя каждый раз, что «из этого червяка вырастет красивое насекомое».
http://s7.uploads.ru/t/aHCko.jpg

За два года пребывания в Суринаме Мария Сибилла собрала бесценную по богатству коллекцию насекомых, гусениц, бабочек. Её работа долгое время являлась наиболее полным этимологическим обозрением по Южной Америке.
http://s7.uploads.ru/t/WUp2E.jpg
http://s7.uploads.ru/t/gC3GH.jpg

Умерла Мериан в Амстердаме, разбитая параличом. Но её дело ещё долгое время продолжали дочери, горячо любившие свою мать и ставшие для неё единомышленниками. Младшая Доротея Мария после смерти Мериан по приглашению императора Петра I переехала жить в строившийся Петербург. Видно, и в потомках ещё долгое время играли авантюрные «гены» матери. Доротея Мария привезла в Россию некоторые книги Мериан и её бесценные коллекции, многие из которых, к сожалению, погибли.

0

9

http://s6.uploads.ru/t/yxmhq.jpg
Так случилось, что совсем незадолго до смерти художницы о ее работах узнал бывший в то время в Амстердаме Петр Первый. Ее акварели ему так понравились, что после смерти художницы он велел приобрести значительную их часть и привез с собой в Петербург. Личный врач Петра Первого Роберт Арескин купил на свои деньги и тоже привез в Петербург научный дневник или “Studienbuch” художницы. Эти сокровища и по сей день хранятся в академических собраниях Петербурга.
http://s7.uploads.ru/t/i7uo5.jpg
http://s7.uploads.ru/t/hiLQM.jpg
http://s7.uploads.ru/t/wjXWT.jpg
http://s6.uploads.ru/t/3TgvW.jpg

0

10

Georg Friedrich Händel, Concerto Grosso Op. 3, no. 2,
Иллюстрации Maria Sibylla Merian

0

11

http://s9.uploads.ru/t/UINo3.jpg

0

12

http://artmight.com/albums/2011-02-07/art-upload-2/m/Merian-Maria/Merian-Maria-Sibylla-Flowers-x-Sun.jpg
http://s7.uploads.ru/t/XGMWe.jpg

0

13

http://postergrad.ru/izobrazhenie/29036/marija/a_parrot_tulip_auriculas_and_red_currants_with_a_magpie_moth_its_caterpillar_and_pupa.jpg

Из XVII века до современников дошло немало имён блестящих женщин - любовниц королей, сластолюбивых властительниц, красавиц, покорявших сердца умнейших "мужей", но имя нашей героини, по непонятным причинам, скромно пребывает в тени ярких имён её современниц, более удачливых в посмертной славе. А ведь это совершенно несправедливо. Мария Сибилла, конечно, не вершила судьбы Европы и не отличалась искусством в постели начинать войны и заключать перемирия, однако её жизнь насыщена многими необычайными приключениями и весьма авантюрными поступками, а наследие Мериан - гораздо значительнее для культуры человечества, чем "эпохальное" для своего времени решение какой-нибудь правительницы.

Её имя знали и чтили коллекционеры и садоводы, художники и книгоиздатели, путешественники и учёные. Мария Сибилла была одной из первых женщин, дерзнувших посвятить себя научной деятельности, а из наук - избрать ту, которую многие презирали. Всю жизнь она изучала "омерзительных тварей" (как тогда называли насекомых), стремясь познать их и облагородить своим искусством. Ей принадлежала заслуга детального красочного изображения и популяризации явления метаморфоза насекомых. Она, пожалуй, впервые сумела соединить высокое искусство с целями биологической науки, заставить их послужить друг другу.

Три страны считают Мериан своей соотечественницей: она была дочерью голландки, училась у художников утрехтской школы и провела в Нидерландах двадцать пять лет жизни. Швейцарские искусствоведы и историки, не сомневаясь, называют её своей художницей: ведь её отец - выходец из Швейцарии.

0

14

http://the100.ru/images/womens/id864/trumb/385-79059_or.jpg
«Мария Сибилла Мериан»

Три страны считают Мериан своей соотечественницей: она была дочерью голландки, училась у художников утрехтской школы и провела в Нидерландах двадцать пять лет жизни. Швейцарские искусствоведы и историки, не сомневаясь, называют её своей художницей: ведь её отец - выходец из Швейцарии.

Но родилась Мария Сибилла в немецком городе Франкфурте-на-Майне, за два года до смерти отца, который скончался в весьма почтенном возрасте, оставив после себя многочисленное потомство от двух браков и славу одного из лучших книгоиздателей и граверов Германии. Каких только книг с собственными иллюстрациями не выпустил в свет Маттеус Мериан! Это и гравюры на исторические и библейские темы, и объёмные фолианты с картами вновь открытых земель, и ботанические энциклопедии, и любимые Маттеусом архитектурные своды. До сего времени старинные тома со знаменитым "мериановым аистом" - эмблемой издательства - представляют собой непреходящую художественную и культурную ценность.

0

15

https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/92e/170436.jpg

Фактически воспитанием и образованием Марии Сибиллы занимался второй муж матери - голландский художник Марель, который, впрочем, первым заметил талант своей падчерицы и стал учить её рисованию. Нидерланды середины XVII века с ума сходили по всему, что касалось цветов; луковицы редких тюльпанов ценились так же высоко, как чистые бриллианты, мастерицы самых лучших фамилий соревновались в вышивании композиций по флористике, а у художников в чести были цветочные натюрморты. Отчим Марии Сибиллы слыл в Германии едва ли не лучшим представителем "заморского" увлечения "цветочными картинками", и потому неудивительно, что наша героиня весьма успешно овладевала мастерством писания красочных букетов.

В доме, где подрастала Мериан, не знали беспорядка и суматохи. Педантичная мать Марии Сибиллы приучала дочерей к труду и рациональному ведению хозяйства. Ни о какой творческой богеме в их среде и не слышали, а художники того времени больше чувствовали себя мастеровыми и экспериментаторами, чем "гениальными творцами". Иоганна Сибилла, мать Мериан, устроила небольшую мастерскую по производству шелка. Это несколько экзотическое для европейца занятие нашло горячую поддержку всей семьи.

0

16

https://assets.catawiki.nl/assets/2016/2/28/f/4/f/f4ffac60-de24-11e5-8e4e-ca1e1729569c.jpg

В саду были высажены шёлковые деревья, а в просторном закрытом помещении содержались черви. Иоганна Сибилла поручила своей старшей дочери доставлять "шёлковым" питомцам корм и сортировать их при помощи бумажных кульков. Возможно, любая другая девочка с ужасом выполняла бы эти обязанности, но только не Мария Сибилла. Она уже имела дело с препарированными бабочками, тщательно перерисовывая причудливые извивы их окраски, и знакомство с миром насекомых живо увлекло её воображение.

0

17

http://ic.pics.livejournal.com/grey_ultra/14722400/263525/263525_original.jpg
Семнадцатилетняя Мериан вышла замуж за ученика отчима - Иоганна Андреаса Графа, который в пору "жениховства" казался талантливым и подающим надежды живописцем - сам император Леопольд I счёл возможным заказать молодому художнику свой парадный портрет, - однако в семейной жизни обнаружил полную непрактичность, которая постепенно разрушила все его юношеские амбиции. По переезде в Нюрнберг, родной город Графа, несмотря на оставленные в наследство типографию и мастерскую, Мария Сибилла почувствовала, что тиски материальных затруднений все теснее сжимаются на "горле" их семьи. Обстоятельства вынудили юную мать семейства (Мериан имела уже дочь) взять на себя заботу о добывании средств к существованию. Тут ей и пригодились экзотические таланты и коммерческая смётка.

0

18

http://s9.uploads.ru/t/hLcPJ.jpg
В нюрнбергский период Мериан создаёт невыгорающие и водостойкие красители и в своей мастерской принимается расписывать скатерти. Украшенные модными в то время мотивами - цветами, птицами, травами, деревьями - изделия Марии Сибиллы прекрасно смотрелись с обеих сторон ткани и благодаря фантастическим свойствам красок не смывались при стирке и не выгорали на солнце. В городе Мериан стала самым престижным мастером художественно-прикладных работ: дамы охотно демонстрировали скатерти её кисти, и считалось приличным заказать роспись в мастерской Марии Сибиллы.

Любая другая особа, достигнув таких значительных успехов, удовлетворилась бы этим и продолжила бы идти по проторённой дороге, но Мериан одолевала жажда чего-то большего.

Просьбы жительниц Нюрнберга научить их искусству вышивания навели нашу героиню на мысль, вполне естественную для неё - дочери потомственных издателей и граверов - выпустить пособие цветочных узоров, так называемый флориегиум. Так появилась первая "Книга цветов" с раскрашенными ручным способом гравюрами чудесных цветов. Оглушительный успех этой работы побудил художницу продолжить издание, и исполнению этого решения не помешало даже рождение второй дочери в 1678 году - Доротеи Марии. Спустя много лет великий Гёте назвал Мериан одной из самых крупных голландских флористов.

0

19

Одновременно у Марии Сибиллы формировались склонности натуралиста-наблюдателя. "Цветочки" занимали Мериан постольку, поскольку они приносили весомый финансовый доход, но тайной страстью молодой женщины стали насекомые. Возможно, флюиды Нового времени с его неожиданно пробудившимся интересом к живой природе проникли в душу Мериан, возможно, тут подействовало нечто, что попросту зовётся "даром", но Мария Сибилла, имевшая лишь традиционно женское домашнее образование, постепенно становилась заправским учёным-энтомологом.
http://2.bp.blogspot.com/-4gDCdpHgpYA/UVzVh_oxNqI/AAAAAAABdP4/wt8UFsqfBjs/s1600/Maria+Sibylla+Merian+(German+artist,+1647-1717)+Botanical+1730g.jpg

В саду Мериан собирала гусениц и приносила их в дом для наблюдений, а однажды она взяла в дом мёртвую мышь, чтобы изучать червей и личинок в её тушке. В своём дневнике она записала: "Однажды в Нюрнберге мне принесли трех молодых жаворонков, которых я умертвила. Через три часа, когда я стала их потрошить, я нашла в них семнадцать толстых личинок. У них не было ног. На другой день они превратились в коричневые яйца. 26-го августа из них вышло много синих и зелёных мух. Мне очень трудно было их поймать. Я поймала только пять, остальные улетели". Согласитесь, что только научный азарт может заставить женщину стать столь небрезгливой.

В 1674 году Мериан приступает к систематическому исследованию насекомых.

0

20

http://images.art.com/images/products/large/10349000/10349104.jpg
Она независимо от крупнейшего учёного-натуралиста Сваммердама приходит к идее метаморфоза. С удивлением Мария Сибилла открывает, что все в мире - и растения, и животные, и человек - подвержены неожиданным превращениям. Она начинает готовить новую работу - "Книгу о гусеницах". Задача Мериан была грандиозной. Часами художница наблюдала изменения, происходившие в ящике с гусеницами, и спешила зарисовать их. Не следует забывать, что в XVII веке многие бабочки не только не имели названий, но никто не знал, какая из них развивается из той или иной гусеницы и каким растением питается. Мериан, используя свой живописный талант, фиксировала словно на фотографическую плёнку все перипетии жизни гусениц, что являлось уникальным для Нового времени. Из этого кропотливого труда и родилась книга, получившая длинное название: "Удивительное превращение гусениц и необычное питание цветами прилежно исследовала, кратко описала, зарисовала с натуры, гравировала и издала Мария Сибилла Граф".
http://the100.ru/images/womens/id864/4411-merian_pipa_300.jpg

Издав "Книгу о гусеницах", наша героиня проявила незаурядное мужество и самостоятельность. Конечно, ей не грозила инквизиция или остракизм, но суеверные современники считали занятия, которыми увлекалась Мериан, не просто низменными, но греховными и опасными для души. Даже по прошествии шестидесяти лет после появления книги художника, продолжившего дело Марии Сибиллы, мужчину - заметьте! - друзья убеждали "не заниматься этими ужасными существами, несомненно созданными дьяволом".

Мериан попыталась защититься от невежества обывателя предисловием, в котором уничижительно просила не упрекать её, скромную домохозяйку, за соблазны. На всякий случай она украсила обе части книги вдохновенными стихотворениями Х. Арнольда, больше похожими на духовные гимны, надеясь, что мироощущение самой Мериан станет понятнее читателю. Земное бытие бренно, человек ничтожен перед всесильным Абсолютом, он всего лишь червь, подверженный смерти, но в круговороте природы, в постоянном превращении, рождении к новой жизни - вечность и красота Бога.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Мария Сибилла Мериан (1647 — 1717) - немецкая художница и гравёр