Из XVII века до современников дошло немало имен блестящих женщин — любовниц королей, красавиц, покорявших сердца умнейших «мужей», но имя Анна Мария Сибилла Мериан ( 1647 — 1717), по непонятным причинам, несправедливо скромно пребывает в тени ярких имен ее современниц, более удачливых в посмертной славе.
Мария Сибилла, конечно, не вершила судьбы Европы, однако ее жизнь насыщена многими необычайными приключениями и весьма авантюрными поступками, а ее наследие — гораздо значительнее для культуры человечества, чем «эпохальное» для своего времени решение какой-нибудь правительницы.
Ее имя знали и чтили коллекционеры и садоводы, художники и книгоиздатели, путешественники и ученые.
Мария Сибилла была одной из первых женщин, дерзнувших посвятить себя научной деятельности, а из наук — избрать ту, которую многие презирали. Всю жизнь она изучала «омерзительных тварей» (как тогда называли насекомых), стремясь познать их и облагородить своим искусством. Ей принадлежала заслуга детального красочного изображения и популяризации явления «метаморфоза насекомых». Она, пожалуй, впервые сумела соединить высокое искусство с целями биологической науки, заставить их послужить друг другу.
Анна Мария Сибилла Мериан ( 1647 — 1717) Автопортрет
немецкая художница и гравёр времён барокко, энтомолог
Немецкая художница, натуралист, гравер и издатель.
Совершила путешествие в Суринам (1699-1701).
Первооткрывательница мира насекомых Южной Америки ("Метаморфозы суринамских насекомых", 1705).
Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрёл Пётр I для музеев и библиотек России.
Гравюры Мериан по точности и красоте зарисовок и по сей день не знают себе равных в этимологической литературе. О ней писали: «...Особливое внимание знатоков заслуживают суть прекрасные те миниатюрные живописи цветов, червей, бабочек и других насекомых, которые писаны на особенных в лист пергаментах славно Мариею Сибиллою Мерианою с удивительным вкусом и нежностью.”