Чистяков Павел Петрович (1832-1919)
"Подчиняясь в главных основаниях общим законам, каждая народность в частностях кладет свой отпечаток на все свои деяния; особенно сильно выражается это в области духовного творчества. Это и есть гений народа, свобода его, на которую посягать не следует. В живописи русские, как замечено, более всего склоняются на сторону осмысленности выражения. Искусство ради техники их не особенно занимает. К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато-неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток. В набросках, иллюстрациях довольно одного таланта, практики. Ну, а в картинах, особенно больших размеров, одним талантом не отделаешься. Там хорошую идею следует заключить в правильные формы и умело. Для этого надо овладеть техникой искусства. Говоря о технике, я разумею не манерность, присущую каждому, не виртуозность или мастерство. Нет. Техника - это то, что называется простота, высота в искусстве, основанная на законном изучении всех сторон искусства и на умении применять на практике....
Кисть руки, вид ее написан хорошо, но разве это все. Нужно изобразить кисть эту, как она существует и как кажется глазу художника. Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей и пр. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить их в соответствии] в данный момент, написать вид и написать тельно. Одним словом, техника простая - это то, что каждая линия, обрисовывающая форму, сознательна для художника и выражает часть кости, мускула и пр. В красках каждый полутон подчиняется общему виду тела, то есть сути предмета. Этого достигнуть можно в хорошей школе под руководством опытного и развитого учителя. Оставляя за выставками свободу расширять и развивать искусство в публике, поставить необходимой обязанностью в школах изучать и совершенствовать технику искусства. Я считаю по объему, средствам и положению Академию нашу единственной и вижу возможность соединить в ней все роды занятий в совершенстве. "
П.П.Чистяков. Черновик записки о реформе Академии художеств. Отдел рукописей Третьяковской галереи.
Все изучить, познать на деле, быть мастером вполне и остаться при детски-наивном взгляде на натуру - вот условия, необходимые для настоящей техники в искусстве живописи и скульптуры.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галереи.
"Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы"
почтительно назвал П. П. Чистякова В. А. Серов.
Такое признание педагогического таланта мастера стало заслуженно традиционным, подчас даже умаляя сам источник успеха - напряженную работу в искусстве. Однако в ней, несмотря на скромное количество завершенных картин, современники видели начало "настоящей" русской исторической живописи.