"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пелагея (Полина) Стрепетова

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

http://s7.uploads.ru/t/p6jMN.jpg
Н.А. Ярошенко. Портрет П.А. Стрепетовой. 1884 год.
Холст, масло. Третьяковская галерея.

История русского театра знает немало самородков актерского мастерства, одним из которых была, без сомнения, Пелагея Стрепетова. Она родилась 160 лет назад, в октябре 1850 года, и за свою короткую жизнь сумела пробиться из нижегородской глубинки к ярким столичным театрам, покорить Москву и Петербург, обрести короткое счастье и познать горечь утрат.

Великая трагическая актриса, она и в жизни испытала много трагических моментов – творческих, человеческих, общественных.

Горячая любовь к народу, дух активного протеста против угнетения делали искусство Стрепетовой близким устремлениям революционно-демократической интеллигенции. Стрепетова первая в русском театре раскрыла духовную силу русской женщины.

Ее творческий облик сложился неправдоподобно рано. Семи лет она впервые вышла на сцену нижегородского театра. Ей не исполнилось и пятнадцати лет, когда она стала профессиональной артисткой на сцене провинциальных театров. В 16 лет на крохотной сцене рыбинского театра она впервые сыграла Лизавету в «Горькой судьбе» Писемского – роль, которой было суждено стать главным спутником ее творческой жизни. Она вернулась к этой роли через три года в самарском театре, и тогда уже успех спектакля отозвался далеко за пределами волжского города, посеяв слух о рождении небывалого сценического таланта.

Стрепетовой было 23 года, когда ее объявили новым светилом русского драматического театра, когда ее выступления ждали как крупного общественного события, когда ее единодушно окрестили чудом, назвав ее игру гениальной.

Её талант ценили И. С. Тургенев, В. И. Немирович-Данченко, П. И. Чайковский. Портреты Стрепетовой писали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко.

0

2

http://s7.uploads.ru/t/J7uZA.jpg

Стрепетовой не было и тридцати двух, когда те же газеты сообщили, что актриса слишком стара для своих ролей.

Такие несправедливости подкарауливали ее на каждом шагу.

Уже широко признанная и знаменитая, когда все провинции России, Москва и Петербург носили ее на руках, она оставалась актрисой без постоянной службы и своего театра, а когда она попала, наконец, на казенную сцену, в Александринский театр – ее талант объявили перегоревшим, как раз тогда, когда он достиг зрелости.

Она страстно и жертвенно служила искусству. Ее естество было бунтарским, ниспровергающим, порой революционным. Ее славе мог позавидовать любой, даже очень талантливый современник. Но она пережила свою славу, и это стало источником незаживающей боли, не оставлявшей ее до самого конца.

Она прожила 53 года и умерла 4 октября 1903 г., который считала днем своего рождения.

http://s7.uploads.ru/t/SkoqP.jpg
Мемориальная доска на доме 10 по ул. Пушкинской в Санкт-Петербурге.

Полина Стрепетова была похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 году прах перенесён в Некрополь мастеров искусств.

0

3

http://s7.uploads.ru/t/SAkux.jpg
Стрепетова в разных ролях

Своих родителей Стрепетова не знала.

Ребенка подкинули 4 октября 1850 г. к квартире театрального нижегородского парикмахера Антипы Григорьевича Стрепетова. Девочку-подкидыша назвали Пелагеей (по театру она стала Полиной). Стрепетов удочерил и воспитал ее в своей семье, дав ей свою фамилию и отчество.

Стрепетовы были добры и великодушны. Они воспитывали Полю наравне со своими детьми. Но слово «подкидыш», услышанное впервые от соседей, осталось незаживающей раной в душе ребенка. Тайна ее рождения так и не была раскрыта.

Жена Стрепетова, Елизавета Ивановна, была артисткой нижегородского театра, и девочка рано познакомилась с театром, где она, по собственному определению, «забывала себя и весь мир». Ей было 7 лет, когда она впервые вышла на сцену в драме Соважа «Морской волк» в роли маленького мальчика. С этого времени Поля почувствовала себя в театре своей. Она любила играть в театре, а каждый спектакль казался ей праздником.

В 12 лет Стрепетова впервые увидела на нижегородской сцене игру замечательной русской актрисы Никулиной-Косицкой, приехавшей в Нижний в 1862 г. на гастроли. Ее Катерина в «Грозе» потрясла девочку. Она стояла в тесных кулисах, не замечая ни размалеванных декораций, ни чадной копоти, ни других актеров. Она задыхалась от слез и боли за Катерину и от странного предчувствия, что она сама непременно должна играть Катерину. Эта способность полного внутреннего переселения в мир другого человека осталась у Стрепетовой одним из главных свойств ее артистической индивидуальности. Но тогда, в 12 лет, потрясенная «Грозой», про себя уже твердо решила идти на сцену. И так совпало, что в 1868 г., в год смерти Никулиной-Косицкой совсем безвестная юная Полина Стрепетова дебютировала на сцене самарского театра в роли Катерины. Но тогда это были только подступы к этой роли. Позже, в годы зрелости, она сыграла эту роль так, ее слияние с жизнью героини достигало такой абсолютности, что многим казалось мистикой. Но это было потом.

девочка упорно тренировала себя

А сейчас девочка упорно тренировала себя, сама занималась драматическим искусством, а советчиком было зеркало. Получив первые азы грамотности у старичка из семинарии, Поля дальше пополняла свое образование сама, читая все, что попадет под руку. К счастью в их дворе помещалась частная библиотека Меледина. Его дочь снабжала свою подругу книгами. Тогда девочка впервые прочитала пьесы Островского, прозу Тургенева и др.

И как ни старалась приемная мать Поли Елизавета Ивановна приучить ее к другим занятиям, девочка стояла на своем.

И в 1869 году по просьбе Елизаветы Ивановны к своему старому знакомому ярославскому антрепренеру Смирнову юная Поля Стрепетова была принята в рыбинский театр.

С этого дня начались ее скитания по провинциальным городам России: Рыбинск, Ярославль, Симбирск, Самара, Муром, Владимир, Новгород, Саратов…. Торопливо мелькали спектакли, сыгранные с двух, а то и с одной репетиции. Играть приходилось без выбора, что дадут, хотя ролей доставалось много. То, что приходилось играть было далеко от ее мечтаний. Стрепетова играла кокетливых горничных в водевилях, салонных барынь, подростков, служанок, участвовала в интермедиях, в оперетте.

Первый, настоящий успех к юной Стрепетовой пришел в ярославском театре, когда она сыграла Верочку в пьесе Боборыкина «Ребенок». В судьбе героини Боборыкиной пьесы, несчастной болезненной девочки, лишенной матери и не понятой отцом, многое казалось списанным с жизни самой Стрепетовой. Ровесница своей героини, она прошла через испытания. Ее успех в роли одинокого подростка был подготовлен всем складом ее натуры, всем обостренным чутьем к человеческим бедам.

0

4

http://s7.uploads.ru/t/6JtH2.jpg
П. А. Стрепетова в роли Лизаветы (Горькая судьбина).
Картина работы И. Репина (1881)

0

5

http://s6.uploads.ru/t/psvoH.jpg
Стрепетова. 1877 год

В своем родном городе Стрепетова гастролировала на нижегородской сцене в 1888 году. Она играла для нижегородцев свои любимые роли – Катерину в «Грозе», Лизавету в «Горькой судьбине». В ее репертуар также входили: «Медея» Суворина, «Мария Стюарт» Шиллера, «Василиса Мелентьевна» Островского и др. Успех ее был невероятным. Зрители стоя приветствовали свою землячку, а нижегородские актеры, игравшие с ней, признавались, что им «страшно играть со Стрепетовой, она подавляет громадной силой своего таланта».

На приеме, устроенном в ее честь, председатель Ученой Архивной Комиссии А.С. Гациский попросил ее оставить автограф в очень интересном альбоме, заведенном Архивной Комиссией, куда приезжавшие в Нижний Новгород известные или знаменитые люди, так или иначе имевшие в разное время связь с Нижним Новгородом, оставляли свои короткие воспоминания или впечатления от Нижнего.

В Н. Новгороде Стрепетова, приехавшая сюда после долгих лет разлуки, обошла все места детства. И видимо не очень хорошие воспоминания у нее остались, потому что она писала: «Живя в детстве и ранней юности у бедных людей, вращаясь между мелким мещанством и небогатым купечеством, я видела один грубый эгоизм и полное бессердечие, вследствие которого у меня сложилось понятие о самом городе, как очень в высшей степени невежественном». И потом, чтобы сгладить резкость, прибавила, что город стал чище и лучше, и спросила в конце: «Неужели люди за десяток лет не сделались лучше и мягче?»

0

6

http://s7.uploads.ru/t/VdCSw.jpg

В декабре 1881 года Пелагея Стрепетова подписала контракт с дирекцией Александринского театра. Сразу же стало ясно, что в этих стенах она не приживется. Во-первых, исступленная манера Стрепетовой к тому времени уже начала казаться архаичной, а ее репертуар - ограниченным. При этом актриса не могла или не хотела меняться. Во-вторых, ее странная индивидуальность категорически не вписывалась в снобистскую труппу Александринки.

К тому же слава ее была слишком громкой, чтобы это могла оставить без внимания тогдашняя прима императорской сцены и давняя знакомая Стрепетовой по провинции Мария Савина. Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной. Конечно, в своем угловатом максимализме Стрепетова проигрывала Савиной, которая была светской, величественной и уверенной в себе. К тому же Савина всегда могла заручиться поддержкой сильных мира сего. Наконец, Савина обладала удивительно гибким дарованием и отменным чутьем на новые эстетические веяния.

В труппе Стрепетову буквально травили, как травят чужака в стае. "Она страшно больна и не выживет долго - это несомненно, - писал Суворин Модесту Писареву в Москву, - не выживет тем более, что Петербург ей солоно пришелся: мелкие горести, и не одни мелкие... Актеры приняли ее на редкость враждебно, и, если бы не боязнь печати, ей бы устроили что-нибудь ужасное. Приверженцы Савиной действуют усердно, и, разумеется, их влияние сильнее и в театре, и вне его, чем приверженцев Стрепетовой... Вчера карета (которая доставляла артистов на спектакль) приехала за ней и повезла в разные части города за хористками в оперу. Ее возили по городу больше часа и привезли в Мариинский театр, где она играла, когда уже был звонок. Она едва успела одеться, иззяблась и сегодня лежала больная совсем. Не говорю уже о том, что пьесы, где она играет, обставляются прескверно, что до сих пор не дают ей жалованья, что в театральной конторе к ней отнеслись оскорбительно, а актер, бывший там же, начал громко ругать ее как актрису..."

Стрепетова обладала талантом портить отношения даже с теми людьми, которые были к ней расположены. Она никогда не скрывала своих чувств и имела привычку говорить в глаза собеседнику все, что о нем думает. Это, конечно, давало в руки ее врагам дополнительные козыри. Ну, а как еще относиться к даме, способной заявить директору одного театра, с которым ее только что познакомили:-
- Здравствуйте, я слышала, что вы большой подлец!
- С женщинами?! - ошеломленный директор попытался обратить дело в шутку.
- И с мужчинами тоже!

Стрепетова прослужила в Александрийском театре почти десять лет. С годами ее положение там не становилось лучше. В газетах продолжали бушевать схватки между противниками и сторонниками актрисы, причем противники терзали ее буквально за каждый шаг, а сторонники впадали в безудержное восхваление, что тоже выглядело странно. Лучшие роли Стрепетова сыграла до прихода на эту сцену. В Александринке она по-прежнему выходила в ролях Лизаветы из "Горькой судьбины", Катерины из "Грозы", и только ее Кручинина из "Без вины виноватых" да Сарра из "Иванова" оказались новыми долгожданными удачами. Постепенно из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с ее участием, так что в середине 80-х годов из коронных ролей ей осталась одна "Гроза". Да и та шла в утренники, из-за чего Стрепетова с горькой иронией стала называть себя "воскресной актрисой".

Ее начали занимать в случайных ролях - часто комедийных, что ей было просто противопоказано. Постоянно унижали, как возмущался А. Н. Островский:- "Потехин позволяет себе учить на репетиции - кого же! Стрепетову! Да еще покрикивает на нее". Запретили брать отпуск на лечение, а когда ей пришлось задержаться в Ялте из-за сильного приступа хронического катара, несмотря на все врачебные поручительства, оштрафовали в размере месячного оклада.

Все эти оскорбления однажды переполнили чашу терпения, и Стрепетова написала письмо директору императорских театров г-ну Всеволжскому, в котором описывала ситуацию и выдвигала ряд условий. Похоже, Всеволжский только того и ждал. Он тут же издал приказ, в котором распоряжался уволить Стрепетову. Актриса попыталась вернуться в провинцию. Но и здесь ничто уже не напоминало о тех горячих приемах, которые оказывала ей публика в молодости.

0

7

http://s7.uploads.ru/t/I93Xs.jpg
Стрепетова. Портрет работы И. Репина. 1882 год.

0

8

Пелагея Стрепетова - разрушительница взаимоотношений

=Spoiler написал(а):

0