Джулии Робертс. Американская актриса.
«Красотка» в 1990 году собрала более 400 миллионов долларов но всему миру, войдя в список самых кассовых комедийных голливудских фильмов ушедшего столетия.
Джулия Робертс, сыгравшая там главную роль, моментально превратилась в супер—звезду с гонораром не менее 8 миллионов за проект — неважно, какого качества. Уникальность Робертс заключалась в том, что независимо от режиссеров и операторов, студии и продюсеров она была способна обеспечить картине просто одним своим присутствием огромный коммерческий успех.
«Говорят, что я могу теперь быть человеком, который делает сборы фильму! И это здорово, заставить людей понимать, что и женщина на такое способна. Не Кевин Костнер, не Арнольд Шварценеггер. Не только крутые парни!»
Обратной стороной всенародной любви и мировой популярности стало то, что и сугубо личная территория актрисы воспринималась как национальное достояние — любое действие, любой поступок обсуждался с таким рвением, с каким обсуждаются семейные дела.
«Люди говорят о Джулии Робертс так, как говорят о банке с пепси. Люди думают, что Джулия Робертс — что—то, что они сами создали. На самом деле, 26 лет назад появился сморщенный человечек по имени Джулия и фамилии Робертс. Я обычная девушка... как и многие другие...»
Робертс более не принадлежала себе. Актрисе понадобились годы на то, чтобы «Красотка» стала лишь классикой кинопроката, а она сама перестала восприниматься как всенародная собственность.
До «Красотки»
Робертс росла в небольшом городе на американском юге в самой обыкновенной американской семье. И если бы ее родители не увлекались любительским театром, в котором так или иначе были задействованы все дети Робертсов, она вряд ли бы выбрала себе актерскую профессию.
В 1988 году к недавней выпускнице провинциальной школы пришла популярность — Робертс сыграла одну из главных ролей в молодежной комедии «Волшебная пицца». Ее успех стал неожиданным для многих. Хотя актриса не без помощи брата попала на прослушивание, многое было решено после того, как продюсеры отметили «большие возможности» юной Джулии.
В фильме она сыграла одну из трех главных героинь, которые живут в маленьком городе Мистик (она сама выросла в таком) и работают в пиццерии. Младшая из двух сестер, Робертс, совсем не мечтает о Йеле или серьезной карьере — ей нравится думать о том, что она когда-нибудь влюбится и выйдет замуж, после чего навсегда покинет Мистик...
Хотя эта средняя романтическая комедия о взрослении не была высоко оценена, все же ряд критиков согласился с тем, что лет через 10, когда актеры будут известны, на «Пиццу» будет любопытно взглянуть — как на первый опыт работы знаменитостей. Они не прогадали: «Пицца» подарила миру не только Робертс, но и Мэтта Дэймона!
Это было где-то в дамской комнате, когда девушка подошла ко мне и спросила у меня «Простите, девушка, которая в кабинке номер 1»... «Ну...», — сказала я. «Вы были в „Волшебной пицце“?» — «Да», — сказала я. «А вы не могли бы мне дать автограф?» — «Простите, но я чуточку занята», — сказала я...
Сразу за «Пиццей» вышла картина «Железные магнолии» (1989) — и тогда же случилась первая номинация Джулии Робертс на премию Оскар за лучшую второстепенную роль. Робертс снова играла провинциалку, на этот раз ромком сменился драмой, ее героиня больна диабетом, однако приняла решение родить ребенка... Вокруг ее болезни и прочих семейных перипетий развивается сюжет.
Джулия Робертс получила «Золотой глобус» за эту роль. Впрочем, режиссер фильма Герберт Росс был удивлен ажиотажем вокруг молодой актрисы и выражал открыто свое недовольство ее игрой. Он говорил, что актрисе не хватает глубины, а также всячески советовал Робертс подучиться драматическому искусству в какой—нибудь профессиональной студии.
Красотка
«Красотка» первоначально задумывалась как серьезная психологическая драма, однако большой бюджет и решение студии превратили современную сказку про Золушку в романтическую комедию.
«Очень тяжелая и депрессивная, ужасная история о двух противных людях. Моя героиня должна была быть наркоманкой, с ужасным характером, сквернословить и быть похабной, плохо образованной шлюхой, у которой на неделю завязывается „работенка“ с ужасным, несдержанным, похабным, грубым и при этом очень состоятельным мужиком. И все это очень грязно и сально, — я имею в виду отношения этих двоих...»
Сценарий переписывался 6 раз до того, пока студия «Тачстоун» не была удовлетворена. Режиссер картины Гари Маршалл заметно нервничал, когда возглавил проект: ведь судя по первому драфту, ему пришлось бы работать с совсем не его материалом и жанром.
Выборы актрисы на главную роль тоже проходили вовсе не так гладко. На роль Вивиан Маршалл первоначально хотел взять Карэн Аллен или Мэри Стритберген. Мэг Райан также входила в круг возможных кандидаток — но отказалась. Партия предлагалась всем известным и популярным актрисам своего времени, включая Мишель Пфайффер, Даррил Ханна и Молли Рингвальд. Последняя отказалась сниматься по этическим соображениям ——да еще ей не нравилось играть проститутку. Пусть и вставшую на путь исправления.
Наконец, Вайнона Райдер, молодая популярная актриса, чуть было не прошла кастинг — но тут процесс застопорился на Маршалле, который решил, что актриса слишком молода для этой роли.
Когда все популярные имена отвергли роль, 21-летняя Джулия Робертс, не самая известная в это время актриса, получила приглашение: Гари Маршалл заметил ее в «Стальных магнолиях».
На мужскую роль создатели рассматривали Траволту и Кристофера Рива. Маршалл предложил также Аль Пачино (который даже участвовал в читке пару-тройку раз и затем отказался). Ричард Гир был в числе приглашенных звезд — но сначала ответил отказом. Так что Маршаллу и Робертс пришлось назначать встречу с Гиром и упрашивать его согласиться.
Во время съемок большой бюджет был как нельзя кстати: продюсеры то и дело сталкивались с проблемами. Мало кто из владельцев торговых марок хотел, чтобы их марка ассоциировалась с проститутками и снимающими их парнями. В итоге приходилось выстраивать номера отелей и офисов в арендованных складах и небрендированных помещениях.
Были и другие ухищрения, к которым прибегал режиссер картины, чтобы добиться от актеров искренней реакции. Например, чтобы заставить Робертс смеяться, Маршалл щекотал ей пятки. В кадре, где Вивиан поет в ванной, когда Робертс нырнула в пену, все покинули площадку — даже оператор. Этим и был достигнут эффект изумления.
Стараниями студии и актеров фильм превратился в третий по величине сборов проект во всем мире в 1990 году. При этом «Красотка» до сих пор считается одним из самых успешных коммерческих проектов. Он принес создателям 463 млн долларов. И сделал главную актрису фильма — Джулию Робертс — звездой номер 1. Это был второй Золотой глобус и номинация на премию Оскар за лучшую женскую роль.
Звезда ромкомов
После «Красотки» популярность Джулии Робертс зашкаливала: ее приглашали сниматься в самых разнообразных проектах. Поскольку эксплуатировался один и тот же образ, картины 1990—х очень похожи... Однако и среди конвейерных лент встречались удачные не только в коммерческом смысле.
Таким фильмом стал «Дело о пеликанах». Снятый по роману Джона Гришэма, фильм относится скорее к драмам или триллерам, нежели к привычным ромкомам. Режиссер картины, Пакула, который работал с Хоффманом и Рэдфордом, с удивлением отмечал невероятную легкость и пластичность Джулии Робертс.
«Она полностью отдается работе. В итоге она заслужила уважение каждого, кто был на съемочной площадке. Джулия слышит и умеет поддержать других актеров — это умеют лишь лучшие!»
Визави актрисы стал Дэнзел Вашингтон, а сама Джулия Робертс сыграла выпускницу юридического факультета, которая помогает журналисту расследовать дело об убийствах, коррупции и власти. Джулия Робертс отзывалась очень тепло о своем опыте работы с Вашингтоном и Пакулой:
«Это было как во сне. Ты понимаешь, что это круто — делать что-то стоящее».
Следом за «Делом о пеликанах» Робертс снялась в проекте с Ником Нолти «Я люблю неприятности». Это комедия о двух журналистах, которые находятся в романтических отношениях и при этом являются соперниками по перу...
Как и многим до нее, Робертс пришлось столкнуться с ужасным характером Нолти, который частенько бывал несдержан и груб со своими партнерами по фильмам. Однако выдержкой и профессионализмом Джулия Робертс отличалась даже тогда — в ней была заметна «истинная звезда, которая обладает талантом на все времена», как сказал Чарльз Шаер, режиссер картины.
В конце 1990-х Робертс прочно возглавляла список самых высокооплачиваемых актрис. В числе ее партнеров по фильмам в это время были Брэд Питт, Джордж Клуни, Руперт Эверетт, Ричард Гир, наконец, Том Хэнкс и Филипп Сеймур Хоффман.
В конце столетия с ее участием вышли блестящие комедии — «Свадьба лучшего друга» (1997), где партнером актрисы стал Руперт Эверетт, и лидер британского проката «Ноттинг Хилл» (1999), в которой Робертс сыграла с Хью Грантом.
«Свадьба лучшего друга» стала своего рода возвращением Робертс в топовые комедии после ряда не очень удачных экспериментов. Она лично рекомендовала на главные роли в фильм Дермота Малруни и Камерон Диаз. И если последняя была явной находкой, то Малруни, по общему признанию критиков, провалил свою роль — настолько невыразительным и блеклым он смотрелся на фоне блестящих дамских партий и Руперта Эверетта, который, в буквальном смысле, оттянул почти все внимание на себя.
«Джулия Робертс ярче и лучше, чем обычно, а Руперт Эверетт просто украсил собой весь фильм!»
И если в основе «Свадьбы лучшего друга» — классическая женская ревность к когда—то бывшему парню и лучшему другу, который вот-вот должен жениться «на другой», в «Ноттинг хилле» пересказывается незатейливая история про Золушку наоборот: комедия стала кривым зеркалом «Красотки».
В ней преуспевающая американская актриса с мировым именем влюбляется в обычного продавца путеводителей из Лондона. Между ними в житейском смысле — огромная пропасть. Из общих интересов — только его обожание... тем не менее, этого оказывается достаточно, чтобы обычному парню завоевать самую желанную женщину на земле.
Отличный саундтрек, блестящие главные герои и прекрасно исполненные второстепенные роли сделали из истории, сладкой, как патока, шедевр.
«Смешная, сердечная, умная, наполненная переживаниями героев, сыгранных прекрасными актерами, да что уж там — звездами, которые знают, как использовать свой талант!»
Комедия имела и терапевтический эффект: по сути, Джулия Робертс впервые рассказала своеобразную автобиографию — жизнь ее героини представляет собой череду успешных фильмов и громких скандалов, откуда выпутаться помогает лишь любовь к самому заурядному из смертных.
Эрин Брокович
Джулия Робертс, несмотря на всенародное обожание и огромные гонорары, своего Оскара получила только в новом тысячелетии. B 2000 году она сыграла роль в социально-криминальной драме «Эрин Брокович». Беллетризованная биография реальной женщины-адвоката, бывшей домохозяйки, которая по случайному стечению обстоятельств стала работать на собственного юриста, дабы отдать долги, захватила сердца критиков.
«Перед нами тот тип комедий на века, которые Голливуд, казалось, и забыл уже, как делать!» (New York Post)
Ухоженная и улыбчивая красотка Джулия вдруг превратилась в «брошенку с малыми детьми», «жутким южным акцентом», замученную и неопрятную мамашку, вечную неудачницу и хамку. Из цепи неудач ее вытягивает только то, что она благодаря природному чутью и внимательности открывает своего рода «теорию заговора» огромной монополии против обычных смертных. Так постепенно начинается борьба, которая сделала Брокович символом «человека в истории».
Джулия Робертс тоже стала своего рода символом успеха — в этом же фильме Робертс стала первой актрисой, чей гонорар перевалил за 20 миллионов долларов.
Ничего личного
2000-е для актрисы сложились в целом, удачно. Она принимала участие в больших проектах типа «Одиннадцать друзей Оушена», «Близость», «Улыбка Мона Лизы», а затем ненадолго выпала из поля зрения — так как решила полностью посвятить себя новообретенной семье.
В 2009 году Робертс вернулась в большой проект под названием «Ничего личного» — детективно-романтическую ленту про бывших агентов ЦРУ и МИ-6, супершпионов, которые влюблены и играют по-крупному, вмешиваясь в историю с промышленным шпионажем. С ней в картине сыграл Клайв Оуэн, в эпизодических ролях снялись великолепные Джаматти и Уилкинсон, что только украсило фильм и наполнило его атмосферу «нужными» красками.
«Остроумный, сексуальный и приятно увлекательный романтический триллер». (New York Post)
Критики с удивлением отмечали удачное возвращение Джулии Робертс на сцену (после рождения детей она стала редкой птицей в голливудских блокбастерах), а также в один голос утверждали, что подобную роль актриса образца 1999 года вряд ли бы потянула.
«Роль, которую Джулия Робертс 1999 года не смогла бы даже сыграть, — и это здорово! Та Джулия, что смотрит на нас с экрана сейчас — гораздо круче!»
Ешь, молись, люби
Следующим большим проектом, в который Джулия Робертс вложила всю свою душу и огромное количество времени, стала экранизация современного романа Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби». Этот фильм имел особое значение для актрисы, недаром Джулия Робертс подчеркивала, что это и «ее биография» тоже.
«У каждого из нас есть вещи, через которые мы обязательно проходим, когда нам 20, потом когда нам 30, потом — когда 40».
Книга и за ней фильм рассказывает историю 40-летней женщины, которая после развода находится в поисках себя.
«Я могу cмело согласиться с тем, что переживания моей героини, равно как и многие ситуации,в которые она попадает — случались со мной. Да и вообще с каждым из нас. Это нормально — пытаться разобраться с собственной жизнью, понять себя — и, наконец решить: куда ты двинешься и какая у тебя цель?»
«Путь к себе» оказывается долгим. Героине предстоит в буквальном смысле сменить несколько «религий», компаний и увлечений, чтобы найти то единственное, ради чего стоит жить и расти дальше.
Съемки фильма проходили на нескольких континентах — в Америке, Европе, Азии и снова Америке. И все то время, пока Джулия Робертс снималась, с ней рядом были дети и муж — это было впервые после того, как Робертс решила, что семья — главный акцент в ее карьере.
«Когда все закончилось, я была вымотана — но мне нравилась каждая секунда моей работы!»
«Ешь, молись, люби» понравился зрителям, но совершенно оставил равнодушным критиков и профессионалов: многие не увидели в нем глубины книги и цельности истории. Хотя по—прежнему отмечали, что Джулия Робертс как нельзя убедительна в образе (полагая, что ее героиня и актриса проживают одну и ту же жизнь, пусть даже всего 140 минут эфирного времени).
Август
В 2014 году случилась очередная номинация Джулии Робертс на «Оскара» за исполнение второстепенной роли в фильме «Август». Эта картина, снятая по пьесе пулитцеровского лауреата Трейси Леттса «Август: графство Осейдж», очень сильно отличается от всех ранних и зрелых работ Робертс.
«Вы знаете, Эрин Брокович — девчонка по сравнению с моей героиней в «Августе».
В этом семейном трагифарсе нет ничего из того, что привык видеть зритель, когда на афише есть имя Джулии Робертс. Сюжет драмы не отпускает, как тупая зубная боль. Она столь же неприятна, сколь всеохватна.
Редкий фильм про современную семью оказывается созидательным и наполненным любовью. «Август» не исключение — напротив, он обнажает все, что хранится за фасадами «крепких» отношений и долгих браков, открывает все нафталиновые шкафы с их скелетами...
В «Августе», по большому счету, нет главных героев — здесь все строится вокруг удивительно мощной Мерил Стрип. Она играет матриарха, от взгляда которого не укрылся ни один скелет из семейного шкафа. За одним столом собираются несколько поколений — чтобы похоронить отца (брата, мужа), — и выплеснуть всю ненависть и весь гнев, накопившиеся за годы вынужденного молчания.
Джулия Робертс играет старшую дочь и единственного человека, который может противостоять разрушительной силе «главы семейства». Ее собственная семья (вернее, то, что от нее осталось к моменту приезда героев на ранчо в Оклахоме) — американский вариант «интеллигентной» пары, которую застали в момент кризиса.
Хотя критики по-разному встретили ленту, в один голос говорили, что здесь — все на своих местах. Да и сами актеры отмечали потрясающий профессионализм состава: во—первых, им довелось сыграть с Мерил Стрип, во-вторых, каждый отличился, получив свое «эфирное» время.
«Я как и остальные — сидела в тени и наслаждалась. Видеть ее так близко, видеть ее титаническую работу — благодаря которой возможно моментальное перевоплощение из реального человека в героиню — это было величайшей привилегией. В этой роли не так уж и много веселого. Я мечтала сыграть ее. Но... это оказалось очень болезненным опытом. Правда фильма ранит так глубоко, что любое ощущение радости и веселья просто улетучивается».
Обыкновенное сердце
Отдавая дань современному увлечению сериалами, Джулия Робертс в 2013 году дала согласие на участие в проекте HBO «Обыкновенное сердце». Телефильм заслужил очень высокую оценку критиков: 93% из 100% отзывов оказались положительными. Особенно хвалили игру актеров, достойных премии Эмми (фильм поставил своего рода рекорд — все 6 актеров, сыгравших там главные роли, были выдвинуты в номинации на «Лучший актер / актриса сериала» в 2014 году):
«Благодаря игре лучших из лучших, которая заслуживает Эмми, „Обыкновенное сердце“ не просто мощная, душераздирающая драма, но и правдивая хроника событий, приведших к кризису вокруг начинающейся эпидемии ВИЧ».
Джулия Робертс сыграла в драме прогрессивного врача, жертву полиомиелита, который замечает сходство между различными случаями своих пациентов и открывает особенности ВИЧ для сообщества.
«Моя героиня — прямолинейный человек. Можно даже подумать, что она абсолютно бесчувственно и в ней почти нет сострадания к людям и к их бедам, иногда это делает ее даже жестокой. Сценарий приносили мне три раза — я просто не могла соотнести себя с этим персонажем...»
По сути, доктор Эмма, ее новая героиня, инвариант Барбары из «Августа» — позволяет вычленить новую тенденцию в тех ролях, которые Джулия Робертс выбирает в последнее время: сильные, целеустремленные натуры, которым не чуждо желание изменить этот мир.