Коллекция традиционных вееров народов Евразии XIX-XX вв., насчитывающая 130 предметов, находится в собрании Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге (РЭМ).
Эти веера характеризуют быт таких народов Российской империи как абхазы, адыгейцы, азербайджанцы, айны, буряты, грузины, кабардинцы, казахи, киргизы, негидальцы, ненцы, нивхи, орочи, осетины, самагиры, таджики, узбеки, уйгуры, ханты, манси, и якуты. Коллекцию дополняют веера из Афганистана, Ирана, Китая, Кореи и Японии.
Большая часть вееров коллекции РЭМ приобретена в экспедициях, некоторые получены в дар от частных лиц. Так, в 1919 г. Комиссариатом промышленности и торговли в музей были переданы китайские веера из коллекции доктора Петра Викторовича Щусева (Петроград); в 1921 году - китайские веера из Музея искусств (Петроград); в 1948году- десятки вееров из Музея народов СССР (Москва) после его расформирования. Этнографы собирали и изучали информацию о применении различных типов вееров у народов России. Основу коллекции РЭМ составляют веера для раздувания огня. Многие народы почитали огонь как божество, как живое существо и поклонения ему. С культом огня связан культ очага, в котором веер являлся священным очажным атрибутом. Домашний очаг отождествляли с понятием " жизнь", и не было проклятия более страшного, чем: "Да потухнет огонь в твоем очаге".
Вера для раздувания огня в коллекции Российского этнографического музея представлены веерами-флажками, веерами секирообразной формы, круглыми берестяными веерами, а также веерами из перьев, бытовавшими у народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Веера народов Сибири из крыльев птиц представляют собой редкий тип опахала, известный по древним легендам и мифам. Перья в традиционной культуре многих народов символизировали магическую связь с миром духов, божественную власть и покровительство, а ткже очень часто возносящуюся молитву. Волосяные опахала из хвостов коня, яка и других животных известны в культуре народов Евразии на протяжении тысячелетий. В буддийской культуре опахало из хвоста яка является тантрическим символом, атрибутом ботхитсатв.
В коллекции РЭМ хранятся десятки опахал, которые в разных регионах - на Кавказе, в Средней Азии и Сибири - использовали для отгона насекомых. Зимой сибирские охотники заметали опахалом следы на снегу. Однако оно имело не только практическое назначение. Так в якутских сказаниях заложена идея космологического порядка, согласно которой конский волос символизирует связь с другим миром, является символом плодородия. Во время якутского новогоднего праздника Ысыах для окропления кумысом огоня и земли используют опахало с белыми волосом . При проведении церемонии благословения "алгыс" темным опахалом из конского волоса очищают, а белым - благословляют.
В начале ХХ века из Восточного Туркестана в музей поступили опахала из хвоста яка. Одно из них укреплено на посохе дервиша, который использовал его для того, чтобы очистить от насекомых место, куда онсобирался сесть, дабы не причинить им вред. Подобно другим изделиям традиционного искусства веера имеют чрезвычайно устойчивое, постоянно повторяющееся декоративно-орнаментальное решение, означающее непрерывную связь прошлого, настоящего и будущего. Не случайно, что во многих культурах веер является символом жизни. В 1980-е годы началась длительная работа по атрибуции, систематизации и реставрации вееров из собрания РЭМ, которая в настоящее времени в целом завершена. Были отреставрированы более 80 предметов,