"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пушкин, Александр Сергеевич

Сообщений 361 страница 380 из 464

1

http://sd.uploads.ru/t/m9DjL.png
А.С. Пушкин

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г.
Холст, масло.

О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники.
Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий."

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (1799 - 1837) -
великий русский поэт и прозаик, родоначальник новой русской литературы,
создатель современного русского литературного языка.

Александр Сергеевич Пушкин https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/45/Pushkin_Signature.svg/225px-Pushkin_Signature.svg.png

родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова;
умер 29 января 1837 г. в Петербурге в доме на Фонтанке, 12,
прожив всего 37 лет...

+1

361

5.1 Юрий Лотман.
Пушкин и его окружение, 1 эп. Император Александр I

=Spoiler написал(а):

0

362

5.2 Юрий Лотман.
Пушкин и его окружение, 2 эп. Будущие декабристы

=Spoiler написал(а):

0

363

Александр Фёдорович Онегин

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/%D0%9E%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD.jpg/401px-%D0%9E%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD.jpg

Имя при рождении: Александр Фёдорович Отто
Род деятельности: Коллекционер
Дата рождения: 1845
Место рождения: Царское Село
Гражданство: Российская империя
Дата смерти: 24 марта 1925
Место смерти: Париж
Отец: неизвестен
Мать: неизвестна

Алекса́ндр Фёдорович Оне́гин (1845, Царское Село — 24 марта 1925, Париж) — русский коллекционер, всю свою жизнь посвятивший собранию рукописей, писем, семейных реликвий и других предметов, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Основал в Париже в своей квартире первый в мире музей Пушкина, впоследствии вся его коллекция была перевезена в Россию.

Биографические сведения

Родился в 1845 году в Царском Селе, по паспорту — «петербургский мещанин», возможно, был незаконнорождённым отпрыском династической фамилии. От своей воспитательницы и крёстной матери получил фамилию Отто, хотя и не был ею усыновлён. С 1866 года стал называть себя Онегиным в честь пушкинского героя, а в 1890 г. указом императора Александра III получил право официально носить фамилию Онегин.

В 1879 году уехал в Париж, где прожил затем всю жизнь и занимался коллекционированием пушкинских реликвий.

В начале 1880-х годов в трёх комнатах своей квартиры на ул. Мариньян, 25 создал музей на основе своего собрания. Особое значение в пополнении коллекции музея имела дружба с П. В. Жуковским, сыном поэта В. А. Жуковского, с И. С. Тургеневым и связь с крупными антикварными и букинистическими фирмами Европы и России.

В 1887 году в Париже имел встречу с Дантесом.

В 1909 году заключил договор, согласно которому после его смерти вся коллекция должна перейти в достояние Российской Академии Наук.

Умер 24 марта 1925 г. в Париже.

0

364

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bd/Natalia_Pushkina_by_Brullov.jpg/375px-Natalia_Pushkina_by_Brullov.jpg
Ната́лья Никола́евна Гончаро́ва, в первом браке Пу́шкина,
во втором — Ланска́я (27 августа [8 сентября] 1812, поместье Кариан, Тамбовская губерния — 26 ноября [8 декабря] 1863, Санкт-Петербург) — супруга Александра Сергеевича Пушкина. Через семь лет после его смерти вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского. Её роль в жизни Пушкина и событиях, предшествующих его последней дуэли, является предметом дискуссий до настоящего времени. С открытием новых документальных и эпистолярных материалов представления о личности Натальи Николаевны были пересмотрены.

Пушкин встретил Наталью Гончарову в Москве в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля. В апреле 1829 года он просил её руки через Фёдора Толстого-Американца. Ответ матери Гончаровой был неопределённым: Наталья Ивановна считала, что 16-летняя на тот момент дочь слишком молода для брака, но окончательного отказа не было. Пушкин уехал в действующую армию Ивана Паскевича на Кавказ. По словам поэта, «непроизвольная тоска гнала» его из Москвы, его приводило в отчаяние, что репутация вольнодумца, закрепившаяся за ним и преувеличенная клеветой, повлияла на решение старшей Гончаровой. В сентябре того же года он вернулся в Москву и встретил у Гончаровых холодный приём. По воспоминаниям брата Натальи Николаевны, Сергея, «с Натальей Ивановной у Пушкина были частые размолвки, потому что Пушкину случалось проговариваться о проявлениях благочестия и об императоре Александре Павловиче», старшая же Гончарова была чрезвычайно набожна, а к покойному императору относилась с благоговением. Сыграли свою роль и политическая неблагонадёжность поэта, его бедность и страсть к картам...

18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание
в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. При обмене колец кольцо Пушкина упало на пол, а потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Все — плохие предзнаменования!»

«Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», — писал поэт своему другу Плетнёву вскоре после свадьбы. Молодые поселились в Москве в квартире, снятой поэтом перед свадьбой (современный адрес — ул. Арбат, 53). В середине мая 1831 года супруги, по инициативе Пушкина, не желавшего, чтобы тёща вмешивалась в его семейную жизнь, переехали в Царское Село. Супруги поселились на даче Китаевой и несколько месяцев жили довольно уединённо, принимая близких друзей и родственников. Известно, что Наталья Николаевна помогала Пушкину с перепиской: сохранились выполненные ею копии «Секретных записок Екатерины II» (фрагменты), «Журнала дискуссий» (фрагменты), «Домика в Коломне». В июле из-за эпидемии холеры в Царское Село перебралась императорская семья. В письме к деду Наталья Николаевна сообщает, что выбирает для прогулок «самые уединённые места», так как до неё дошли разговоры, что император с женой хотят встретиться с ней на прогулке. Мать Пушкина так рассказывает его сестре о встрече Пушкиных с императорской четой:

    …император и императрица встретили Наташу с Александром, они остановились поговорить с ними, и императрица сказала Наташе, что она очень рада с нею познакомиться и тысячу других милых и любезных вещей. И вот она теперь принуждена, совсем этого не желая, появиться при дворе.

В другом письме Н. О. Пушкина пишет, что двор в восторге от Натальи Николаевны, императрица назначила ей день, когда она должна к ней явиться: «Это Наташе очень неприятно, но она должна будет подчиниться».

Осенью 1831 года Пушкины переехали из Царского Села в Петербург и поселились в доме вдовы Брискорн на Галерной улице, на той же улице проживал старший брат Натальи Николаевны Дмитрий. Два других брата Пушкиной также служили в Петербурге. Тётка Натальи Николаевны, фрейлина Екатерина Загряжская, очень привязалась к ней, протежировала ей в свете и заботилась как о родной дочери, помогая в том числе и материально.

Красота Пушкиной произвела впечатление в светском обществе Петербурга. Пушкин поначалу гордился светскими успехами жены. Дарья Фикельмон в своём дневнике отмечает внешность жены поэта, но вместе с тем говорит о том, что «у неё не много ума и даже, кажется, мало воображения». Пушкин, по словам Фикельмон:

    …перестаёт быть поэтом в её присутствии; мне показалось, что он вчера испытывал… всё возбуждение и волнение, какие чувствует муж, желающий, чтобы его жена имела успех в свете.

0

365

Павел Вяземский, сын небезызвестного поэта, азартного игрока и близкого друга Александра Пушкина, однажды дал такую характеристику Александру Сергеевичу как картежника: он

«до самой своей кончины был в игре ребенком и в последние годы жизни проигрывал всем подряд, даже тем, кто сам проигрывал всем подряд, за исключением него самого».

Разумеется, здесь князь немного сгустил краски. Пушкин тоже иногда выигрывал, но все-таки намного чаще удача и Дама пик отворачивались от него, и на «долги чести» уходили едва ли не все писательские заработки.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6208/90621952.8f/0_6f963_6e29ace5_L.jpg

«Долги чести»

В 1820 году Александр Сергеевич проигрался Никите Всеволожскому. В качестве расплаты он, по его же выражению, «полупродал, полупроиграл» еще не изданный сборник стихов. Потом была неудача в игре с Великопольским, штабс-капитаном. В результате, Пушкин снова вынужден был рассчитаться стихами. Затем были едва не проиграны сначала вторая, а потом и пятая главы «Евгения Онегина».

В 1823 году карточная игра привела к дуэли. Соперником был прапорщик Генштаба Зубов. Тот должен был стрелять первым, а поэт в ожидании исхода своей судьбы кушал черешню.

К счастью для Александра Сергеевича, Зубов оказался не такой меткий стрелок, как Сильвио — персонаж его повести «Выстрел», где есть эпизод с описанием точно такой же дуэли. В ответ на промах оппонента Пушкин в тот раз тоже сделал выстрел мимо цели.

В отчаянное положение поэт попал летом 1825-го, о чем писал брату: «Деньги необходимы или удавиться».

А деньги необходимы были в уже какой раз на игру. Александр Сергеевич снова влезал в эту авантюру, а впоследствии жаловался: «В Пскове нужно было писать седьмую главу Онегина, а я в это время проигрывал четвертную в штос».

Нечто подобное случилось в Боровичах, где поэт наблюдал за игрой одного господина с гусаром. Не хватало пяти рублей, и Пушкин, не раздумывая, поставил их на кон. Потом пошло-поехало, и он постепенно спустил более 1500 рублей, после чего написал об этом неприятном инциденте: «Я расплатился сердито, взял в долг двести рублей и уехал, чрезвычайно недовольный сам собою».

Но череда проигрышей не заставила Пушкина отказаться от карт. Князь Вяземский всерьез беспокоился: «От Карамзиных слышу жалобы, что пропал ты куда-то для них, и несутся слухи, что играешь ты не на жизнь, а на смерть. Правда ли это?».

Этот вопрос был, скорее, риторический: Пушкин действительно играл. Вскоре Вяземский снова напишет поэту: «В Костроме до меня дошли новости, что ты проигрываешься Каратыгину. Нехорошее дело». Сам князь надеялся, что Александр Сергеевич порвал с картами и снова занялся стихами.

В «картежном» полицейском списке

Литературное творчество Александр Сергеевич, разумеется, все эти годы не прерывал, но, к сожалению, и с картами завязывать совсем не планировал. И к весне 1829-го долги поэта составляли по тем временам уже баснословную сумму – почти 20000 рублей.

Но худшее Александра Сергеевича ждало впереди. В мае он отправился на Кавказ. Впоследствии, основываясь на своих кавказских впечатлениях, он написал «Путешествие в Арзрум» и много других гениальных строк. Но Кавказ принес ему не только новые ощущения и послужил источником вдохновения, эта поездка закончилась для Пушкина новыми гигантскими долгами.

Сначала его за карточным столом обчистил Владимир Астафьев, офицер из Павловского полка. Поэт ему проиграл без малого тысячу червонцев. Затем на 5000 рублей Пушкина обыграл Василий Дуров, сарапульский городничий.

Долги его стремительно росли, а Александр Сергеевич не унимался. Необходимо было исправлять финансовое положение, но каким образом?

По возвращении из кавказской поездки в Москву сильно проигравшийся поэт попытался выправить свои финансовые дела, но сделал это своим традиционным способом. Он затеял настолько «сильную» игру, то есть по высоким ставкам и очень азартную, что удостоился крайне сомнительной чести: Пушкин в качестве известного игрока попал в особый «картежный» полицейский список под номером 36.

Писатель Полевой К.А. с огорчением писал: «С жалостью приходилось смотреть на этого удивительного человека, распаленного глупою и грубою страстью».

Судьба же тем временем готовила Александру Сергеевичу новые карточные соблазны. На этот раз он оказался в «дружеских объятьях» известного шулера, серпуховского помещика Василия Огонь-Догановского.

В мае 1830-го поэт проиграл ему фантастическую сумму – 24800 рублей. Этот неприятный инцидент произошел всего через неделю после того, как он был помолвлен с Натальей Гончаровой. Даже такие перемены в жизни не заставили его отказаться от пагубной привычки.

Опять проигрыши

14.11.1831 года Пушкин вернулся на госслужбу. Николай I позволил вновь принятому в чине коллежского секретаря Александру Сергеевичу «рыться в архивах» за жалование в размере 5000 рублей в год. Кстати, это было примерно в семь раз больше, чем платили другим чиновникам аналогичного уровня.

Минул лишь год после бракосочетания с Натальей Николаевной. Имение было давно заложено, а полученные деньги — полностью истрачены.

Желая достать еще денег, поэт пожаловался на судьбу Михаилу Судиенке, своему «товарищу по холостяцкой жизни», являющемуся бывшим адъютантом графа Бенкендорфа.

Пушкин сообщил ему, что год женат, вследствие чего его образ жизни «полностью переменился, к неописуемому сожалению кавалергардских шаромыжников и Софьи Остафьевны».

Далее поэт замечает в письме, что уже два года не играет в кости и карты. Однако он «забастовал», пребывая в крупном проигрыше.

Выплаты старых «долгов чести» плюс свадебные расходы окончательно расстроили финансовые дела, и потому поэт обратился за помощью: «25000 рублей, данные мне тобою взаймы, на три или хотя бы на два года, сильно бы упрочили мое благосостояние».

На эту просьбу ответа не последовало. Да и сам Пушкин немного лукавил, потому что от карт на самом деле не отошел. Александра Арапова, дочь Натальи Гончаровой от второго брака, рассказывала впоследствии об Александре Сергеевиче со слов мамы: «Карты влекли его неудержимо. Сдаваясь доводам разума, он зачастую клялся себе больше не играть».

Эта клятва сопровождалась торжественным обещанием супруге, но стоило подвернуться удобному случаю, как мгновенно «благие намерения превращались в прах», и Пушкин вновь целыми ночами проводил за зеленым столом, будучи не в состоянии от него оторваться.

Император помог

Когда финансовое состояние совсем стало невыносимым, поэт обратился к одному из любимцев императора – графу Бенкендорфу. В письме к Александру Христофоровичу он указал, что примерно половина из его 60000-ных долгов является «долгами чести».

Для их оплаты Пушкину приходилось прибегать к помощи ростовщиков, а это только «усугубит мои трудности или же вынудит меня вновь надеяться на великодушие государя».

А посему Александр Сергеевич заклинал Его императорское величество, чтобы тот оказал «милость совершенную и полную»: позволить рассчитаться с «долгами чести» в размере 30000 рублей, а выделенные деньги считать заемными средствами, для чего не платить жалованье, пока долг не будет погашен.

Государь император эту просьбу удовлетворил частично, выделив не 30000, а только 18000 рублей. Тогда Пушкин отважился на сомнительный шаг – издавать журнал. Но «Современник» принес не планируемые 80000 рублей дохода, а только новые убытки.

Нехватка денег в последние годы превратилась в нескончаемую катастрофу. Кредиторы сначала осаждали дом поэта, а когда тот погиб на дуэли, их целью стала «Опека над детьми Пушкина и его имуществом». На покрытие долгов русского поэта Опеки потребовалось 95600 рублей. Невозможно вычленить из них карточные долги, да и смысла в данном расследовании не больше, чем в попытке измерить деньгами честь, достоинство и талант.

0

366

А. С. Пушкин об Императоре Николае I

«я обязан обращением мыслей на путь более правильный и разумный, которого я искал бы ещё долго и, может быть, тщетно, ибо смотрел на мир не непосредственно, а сквозь кристалл, придающий ложную окраску простейшим истинам, смотрел не как человек, умеющий разбираться в реальных потребностях общества, а как мальчик, студент, поэт, которому кажется хорошо все, что его манит, что ему льстит, что его увлекает!
Помню, что, когда мне объявили приказание Государя явиться к нему, душа моя вдруг омрачилась — не тревогою, нет! Но чем-то похожим на ненависть, злобу, отвращение. Мозг ощетинился эпиграммой, на губах играла насмешка, сердце вздрогнуло от чего-то похожего на голос свыше, который, казалось, призывал меня к роли исторического республиканца Катона, а то и Брута. Я бы никогда не кончил, если бы вздумал в точности передать все оттенки чувств, которые испытал на вынужденном пути в царский дворец, и что же? Они разлетелись, как мыльные пузыри, исчезли в небытие, как сонные видения, когда он мне явился и со мной заговорил. Вместо надменного деспота, кнутодержавного тирана я увидел человека рыцарски- прекрасного, величественно-спокойного, благородного лицом. Вместо грубых и язвительных слов угрозы и обиды я слышал снисходительный упрек, выраженный участливо и благосклонно.
— Как — сказал мне Император, — и ты враг твоего Государя, ты, которого Россия вырастила и покрыла славой, Пушкин, Пушкин, это нехорошо! Так быть не должно.
Я онемел от удивления и волнения, слово замерло на губах. Государь молчал, а мне казалось, что его звучный голос еще звучал у меня в ушах, располагая к доверию, призывая о помощи. Мгновения бежали, а я не отвечал.
— Что же ты не говоришь, ведь я жду, — сказал Государь и взглянул на меня пронзительно. Отрезвленный этими словами, а еще больше его взглядом, я наконец опомнился, перевел дыхание и сказал спокойно:
— Виноват и жду наказания.
— Я не привык спешить с наказанием, — сурово ответил император, — если могу избежать этой крайности, бываю рад, но я требую сердечного полного подчинения моей воле, я требую от тебя, чтоб ты не принуждал меня быть строгим, чтоб ты помог мне быть снисходительным и милостивым, ты не возразил на упрек во вражде к твоему Государю, скажи же, почему ты враг ему?
— Простите, Ваше Величество, что, не ответив сразу на Ваш вопрос, я дал Вам повод неверно обо мне думать. Я никогда не был врагом моего Государя, но был врагом абсолютной монархии.
Государь усмехнулся на это смелое признание и воскликнул, хлопая меня по плечу:
— Мечтания итальянского карбонарства и немецких тугендбундов! Республиканские химеры всех гимназистов, лицеистов, недоваренных мыслителей из университетской аудитории. С виду они величавы и красивы, в существе своем жалки и вредны! Республика есть утопия, потому что она есть состояние переходное, ненормальное, в конечном счете всегда ведущее к диктатуре, а через нее к абсолютной монархии. Не было в истории такой республики, которая в трудную минуту обошлась бы без самоуправства одного человека и которая избежала бы разгрома и гибели, когда в ней не оказалось дельного руководителя. Силы страны в сосредоточенной власти, ибо, где все правят — никто не правит; где всякий законодатель, — там нет ни твердого закона, ни единства политических целей, ни внутреннего лада. Каково следствие всего этого? Анархия!
Государь умолк, раза два прошёлся по кабинету, вдруг остановился предо мной и спросил:
— Что ж ты на это скажешь, поэт?
— Ваше Величество, — отвечал я, — кроме республиканской формы правления, которой препятствуем огромность России и разнородность населения, существует ещё одна политическая форма — конституционная монархия.
— Она годится для государств, окончательно установившихся, — перебил Государь тоном глубокого убеждения, — а не для таких, которые находятся на пути развития и роста. Россия еще не вышла из периода борьбы за существование, она еще не добилась тех условий, при которых возможно развитие внутренней жизни и культуры. Она еще не достигла своего предназначения, она еще не оперлась на границы, необходимые для ее величия. Она еще не есть вполне установившаяся, монолитная, ибо элементы, из которых она состоит до сих пор, друг с другом не согласованы. Их сближает и спаивает только самодержавие, неограниченная, всемогущая воля монарха. Без этой воли не было бы ни развития, ни спайки и малейшее сотрясение разрушило бы все строение государства. Неужели ты думаешь, что, будучи конституционным монархом, я мог бы сокрушить главу революционной гидры, которую вы сами, сыны России, вскормили на гибель ей? Неужели ты думаешь, что обаяние самодержавной власти, врученное мне Богом, мало содействовало удержанию в повиновении остатков гвардии и обузданию уличной черни, всегда готовой к бесчинству, грабежу и насилию? Она не посмела подняться против меня! Не посмела! Потому что самодержавный царь был для нее представителем Божеского могущества и наместником Бога на земле, потому что она знала, что я понимаю всю великую ответственность своего призвания и что я не человек без закала и воли, которого гнут бура и устрашают громы.
Когда он говорил это, ощущение собственного величия и могущества, казалось, делало его гигантом. Лицо его было строго, глаза сверкали, но это не были признаки гнева, нет, он в эту минуту не гневался, но испытывал свою силу, измерял силу сопротивления, мысленно с ним боролся и побеждал. Он был горд и в то же время доволен.
Но вскоре выражение его лица смягчилось, глаза погасли, он снова прошёлся по кабинету, снова остановился передо мною и сказал:
— Ты ещё не все высказал, ты ещё не вполне очистил свою мысль от предрассудков и заблуждений, может быть, у тебя на сердце лежит что-нибудь такое, что его тревожит и мучит? Признайся смело, я хочу тебя выслушать и выслушаю.
— Ваше Величество, — отвечал я с чувством, — Вы сокрушили главу революционной гидре, Вы совершили великое дело, кто станет спорить? Однако... есть и другая гидра, чудовище страшное и губительное, с которым Вы должны бороться, которое должны уничтожить, потому что иначе оно Вас уничтожит!
— Выражайся яснее, — перебил Государь, готовясь ловить каждое мое слово.
— Эта гидра, это чудовище, — продолжал я, — самоуправство административных властей, развращенность чиновничества и подкупность судов. Россия стонет в тисках этой гидры, поборов, насилия и грабежа, которая до сих пор издевается даже над высшей властью. На всём пространстве государства нет такого места, куда бы это чудовище не досягнуло, нет сословия, которого оно не коснулось бы. Общественная безопасность ничем у нас не обеспечена, справедливость в руках самоуправств! Судьба каждого висит на волоске, ибо судьбою каждого управляет не закон, а фантазия любого чиновника, любого доносчика, любого шпиона. Что ж удивительного, Ваше Величество, если нашлись люди, чтоб свергнуть такое положение вещей? Что ж удивительного, если они, возмущенные зрелищем униженного и страдающего Отечества, подняли знамя сопротивления, разожгли огонь мятежа, чтоб уничтожить то, что есть, и построить то, что должно быть: вместо притеснения — свободу, вместо насилия — безопасность, вместо продажности — нравственность, вместо произвола — покровительство законов стоящих надо всеми и равных для всех! Вы, Ваше Величество, можете осудить развитие этой мысли, незаконность средств к ее осуществлению, излишнюю дерзость предпринятого, но не можете не признать в ней порыва благородного. Вы могли и имели право покарать виновных, в патриотическом безумии хотевших повалить трон Романовых, но я уверен, что, даже карая их, в глубине души, Вы не отказали им ни в сочувствии, ни в уважении. Я уверен, что если Государь карал, то человек прощал!
— Смелы твои слова, — сказал Государь сурово, но без гнева, — значит, ты одобряешь мятеж, оправдываешь заговорщиков против государства? Покушение на жизнь монарха?
— О нет, Ваше Величество, — вскричал я с волнением, — я оправдываю только цель замысла, а не средства. Ваше Величество умеете проникать в души, соблаговолите проникнуть в мою и Вы убедитесь, что все в ней чисто и ясно. В такой душе злой порыв не гнездится, а преступление не скрывается!
— Хочу верить, что так, и верю, — сказал Государь более мягко, — у тебя нет недостатка ни в благородных побуждениях, ни в чувствах, но тебе недостает рассудительности, опытности, основательности. Видя зло, ты возмущаешься, содрогаешься и легкомысленно обвиняешь власть за то, что она сразу не уничтожила это зло и на его развалинах не поспешила воздвигнуть здание всеобщего блага. Знай, что критика легка и что искусство трудно: для глубокой реформы, которую Россия требует, мало одной воли монарха, как бы он ни был твёрд и силен. Ему нужно содействие людей и времени. Нужно соединение всех высших духовных сил государства в одной великой передовой идее; нужно соединение всех усилий и рвений в одном похвальном стремлении к поднятию самоуправления в народе и чувства чести в обществе. Пусть все благонамеренные, способные люди объединятся вокруг меня, пусть в меня уверуют, пусть самоотверженно и мирно идут туда, куда я поведу их, и гидра будет побеждена! Гангрена, разъедающая Россию, исчезнет! Ибо только в общих усилиях — победа, в согласии благородных сердец — спасение. Что же до тебя, Пушкин, ты свободен. Я забываю прошлое, даже уже забыл. Не вижу пред собой государственного преступника, вижу лишь человека с сердцем и талантом, вижу певца народной славы, на котором лежит высокое призвание — воспламенять души вечными добродетелями и ради великих подвигов! Теперь... можешь идти! Где бы ты ни поселился, — ибо выбор зависит от тебя, — помни, что я сказал и как с тобой поступил, служи Родине мыслью, словом и пером. Пиши для современников и для потомства, пиши со всей полнотой вдохновения и совершенной свободой, ибо цензором твоим — буду я»
[Александр Сергеевич Пушкин. Указ соч].__

0

367

6 июня - день рождения великого русского поэта ПУШКИНА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА

http://s3.uploads.ru/t/5C61W.jpg

...Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я свободу

И милость к падшим призывал...

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. Этот удивительно «простой», но чрезвычайно многогранный поэтический текст является ярким образцом позднего периода пушкинской лирики, в которой поэт на уровне максимальной универсализации как бы пытается подвести итог своей творческой деятельности и проанализировать развитие одной из самых загадочных тем не только в русской, но и в мировой литературной традиции: памяти потомков о личности и творчестве поэта.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный...
Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

    Автор Александр Сергеевич Пушкин

0

368

http://5literatura.net/datas/literatura/Pamjatniki-Pushkinu/0011-011-Pamjatnik-A.S.Pushkinu-v-Sankt-Peterburge.jpg

Скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова был установлен 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея.
Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда.

    Дата постройки1957 г.

0

369

У Пушкина было на счету 20 дуэлей.

Последняя дуэль, с Дантесом, состоялась по той же причине, что и у Онегина с Ленским — правда, в довольно общем смысле. Зато технические подробности собственной гибели поэт, к сожалению, предвидел довольно точно: Дантес, как и Онегин, выстрелил, не доходя до барьера, пока Пушкин, как и Ленский, только целился. И еще одно совпадение: и Онегину и Дантесу в этот момент было по 25 лет.

0

370

http://xn--b1aqclq9d.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/06/PUSHKINSKIY-DEN-ROSSII.jpg

Контуры пушкинского Петербурга легко различаются на карте современного Санкт-Петербурга: город умещается между Фонтанкой и Невой и занимает три острова — Заячий, Петровский и Васильевский.Здесь живут друзья Пушкина и его герои. Здесь же находятся и все петербургские квартиры поэта.

Петербург Пушкина  существует как бы в двух измерениях: как историческая реальность и как поэтический образ, пришедший к нам из его творчества.

Чтобы прикоснуться к тому городу, который помнит великого поэта, нужно пройтись по тем гранитным плитам, которые помнят век девятнадцатый.

0

371

https://i.pinimg.com/564x/8d/b9/03/8db903d583a5c9da267943fd6cf53de7.jpg

Цветы украшали жизнь Пушкина. Они сопровождали его в радости и горести. Они обогатили его поэтический словарь, придали деревенским главам «Онегина» особый колорит.

Цветы, любовь, деревни, праздность,

Поля! я предан вам душой,— благодарно восклицает он.

Пушкин всегда любил цветы. В Михайловском полюбил их особенно. Всем сердцем он «стремился к жизни полевой, в деревню, к бедным поселянам, к своим цветам» ..

0

372

220-летию со дня рождения А.С. Пушкина посвящается…

Опубликовано: 11 Января 2019

https://chekhovmuseum.com/upload/iblock/43e/43e5b7856b275fc333f544d43382882d.png

2019 год особенный для музеев Пушкинского сообщества – 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина. В музее «Усадьба «Лопасня-Зачатьевское», который входит в это сообщество, в этом году будет проводиться много интересных мероприятий, связанных с юбилеем великого поэта.

По традиции в начале февраля в музее пройдет конкурс художественного слова «На берегу Лопасни». В этом году конкурс проводится в 2 этапа:

1 этап - 8-9 февраля

8 февраля – конкурсная программа для учащихся общеобразовательных учреждений городского округа Чехов.

9 февраля – конкурсная программа для студентов средне-специальных учебных заведений и учащихся общеобразовательных учреждений южного региона Московской области.

2 этап – 15 февраля

Конкурсная программа между победителями и призерами 1 этапа.

Учащиеся и студенты городского округа Чехов уже активно готовятся к конкурсу.

Мы приглашаем образовательные учреждения южного региона Московской области к участию в конкурсе и с нетерпением ждём заявки.

0

373

Положение о проведении VI-Всероссийского литературно-художественного конкурса, посвященного 220-летию со дня рождения Александра Пушкина

1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
6 июня 2019 годав России будет отмечаться Пушкинский день и День русского языка.

Оба события приурочены  к  дате  рождения  Александра  Сергеевича  Пушкина,  которому  в  этом  году исполняется 220 летсо дня рождения. Нет  в  России  человека, которому  не было  бы  знакомо  это  имя.Недолгая его  жизнь, осенённая высоким крылом поэзии, богата не только событиями, но и людьми. Он был знаком со многими  известными  государственными  и  общественными  деятелями,  писателями,  художниками, композиторами, артистами.  Одни  из  них  были  его  литературными    единомышленниками  или противниками, другие  друзьями или недругами. Но почти каждому из них А.С. Пушкин посвятил стихотворное или прозаическое послание.Пушкинские строки-иногда  дружеской привязанности, восхищения,  любви  или  откровенной  неприязни -помогают  нам,  читателям,  почитателям  его таланта,  лучше  понять не  только окружающих  его  людей и  характер  их  отношений  с А.С. Пушкиным, но и самих себя.

По вопросам Конкурса обращаться в оргкомитет:

Татьяна Николаевна Долгова proflitkonkurstd@mail.ru

По вопросам размещения работ prof-konkyrs@yandex.ru

0

374


Александр Пушкин "Евгений Онегин" / "Игра в бисер" с Игорем Волгиным

0

375

http://s3.uploads.ru/t/lTdcu.jpg
Петербург, набережная Мойки, дом 12 – это место, где умер Пушкин.

http://sh.uploads.ru/t/n6iYb.jpg
Сюда еще за два дня до смерти Александра Сергеевича начали стекаться люди.
И сама набережная, и все прилегающие улицы были заполнены народом. Для поддержания порядка пришлось даже вызвать воинский отряд. Между тем пульс у поэта стал падать и уже почти не ощущался, его руки похолодели.

За пять минут до того, как умер, Пушкин попросил повернуть его на правый бок, а затем тихо сказал: «Кончена жизнь!»
Это были последние слова, произнесенные великим человеком.
На часах было 2:45 ночи. Голова поэта склонилась, и дыхание прервалось. Его лицо было торжественным и величавым.
Вот как умер Пушкин. Случилось это 29 января 1837 года.

0

376

Около пяти часов вечера 27 января 1837 года в предместье Петербурга, на Черной речке, состоялся роковой поединок. Противники встали по местам и начали сходиться. Александр Сергеевич вплотную подошел к своему барьеру, а Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил. Пуля раздробила кость правой ноги у соединения с тазом и ушла глубоко в живот. Поэт упал, но, когда к нему бросились секунданты, сказал, что ему хватит сил для ответного выстрела. Дантес стоял на своем месте боком, правой рукой прикрыв грудь. Пушкин выстрелил полулежа, пуля пробила французу руку, но даже не задела кости.
http://s3.uploads.ru/t/8pvzo.jpg

Александр Сергеевич мучился от жгучей боли, его тошнило, один за другим происходили обмороки. Когда поэта привезли домой, его осмотрел доктор Арендт, в то время известный придворный врач. Пушкин попросил откровенно сказать ему о том, насколько опасна рана и каково его положение. Арендт честно признался ему, что надежды на выздоровление практически нет. К такой информации Александр Сергеевич отнесся с невозмутимостью, он лишь велел ничего не говорить жене.

Почему врачи не спасли русского гения?

Как умер Пушкин и от чего именно — тоже очень животрепещущие вопросы. Официальной причиной считается сильная потеря крови и перитонит после ранения в живот. К сожалению, в те времена подобные недуги медицина была не в силах излечить. Смерть Пушкина наступила 29 января 1837 года в его квартире на набережной Мойки. В последнюю минуту жизни с ним находились его друзья: Жуковский, Даль и Тургенев.

Советских и российских хирургов часто спрашивали о том, можно ли было спасти поэта. Конечно, в то время, когда умер Пушкин, возможности медицины были еще достаточно ограниченными. В наши дни вылечить его было бы под силу даже хирургу среднего уровня. Но история не терпит сослагательного наклонения.

Очень интересный вопрос, который вызывает споры ученых не первое десятилетие: "Почему пуля, выпущенная из пистолета Пушкина, не нанесла большого урона Жоржу Дантесу?" Официальная версия — она срикошетила от пуговицы сюртука. Но не кажется ли это странным? По этому поводу существует много споров. Выдвигается предположение, что на Дантеса была надета кольчуга. Но эта версия не раз опровергалась учеными, так как даже спрятать незаметно «пуленепробиваемый жилет» под военный мундир или сюртук не представляется возможным.

0

377

http://s8.uploads.ru/t/qxBi5.jpg
В последний путь…

В церкви на Конюшенной площади было проведено отпевание, и гроб с телом поэта в ночь на 3 февраля в сопровождении Александра Ивановича Тургенева отправили в Псковскую губернию. 6 февраля прошла литургия в Святогорском Успенском монастыре, а затем монастырским клиром во главе с архимандритом Геннадием была совершена последняя панихида у тела Пушкина. Похоронили Александра Сергеевича у алтарной стены монастырского собора.

http://s8.uploads.ru/t/5Xrkj.jpg
О нем говорят и пишут, его читают.
Смерть Александра Сергеевича Пушкина ознаменовала начало его бессмертной славы на земле.

Творчество Пушкина отличается любовью к родине, восторженным восприятием жизни, прекрасной любовной лирикой и легким музыкальным слогом. Это прекрасные стихотворения и проза, наполненные чувствами самого поэта. Еще не один век, начиная с самого детства, люди будут читать произведения Александра Сергеевича, а историки и литературоведы разгадывать тайны его жизни и смерти. К сожалению, загадочный вопрос о том, как умер Пушкин, может так и остаться неразрешенным.

0

378

Тайны захоронения поэта

Смерть Пушкина – это действительно очень таинственное событие, но не менее загадочным является и история его захоронения. На свет выходят очень странные обстоятельства: Поэт должен был быть погребен рядом со своей матерью, недалеко от села Михайловское. Но по каким-то причинам его последняя воля не была выполнена. Было решено похоронить его в другом месте. Еще одним таинственным фактором является перенос отпевания из одной церкви в другую.
http://s5.uploads.ru/t/Zj9eW.jpg

Изначально планировалось провести церемонию в Исаакиевском соборе, но в последний момент гроб с телом Пушкина перенесли ночью в Конюшенную церковь, разрешенную для посещения только придворными. Скорее всего, власти пытались не пустить народ к телу поэта. Второго февраля и целый день 3-го числа труп оставался в церкви. Некоторые исследователи предполагают, что в это время тело поэта заменили на другое, но точных доказательств подобной версии нет. Вечером друзья Пушкина проводили его. И ночью ящик с гробом был перевезен в город Псков, где 6 февраля рядом с храмом в Святогорском монастыре поэт был предан земле.

Очень интересен факт: родственники на могиле у поэта не были, а жена посетила могилу лишь раз и находилась тут совсем недолго.

0

379

Что предшествовало трагическим событиям?

Чтобы рассказать подробно, как умер Пушкин, нужно отметить, что последние годы поэта были морально тяжелыми из-за враждебного отношения к нему царя и дворянского общества, нелицеприятных высказываний в газетах. Но работа над произведениями продолжалась: в это время он пишет поэму «Пиковая дама», повесть «Капитанская дочка», поэму «Медный всадник». Зимой 1836 г. по городу начали распространяться слухи про романтические отношения его жены и Ж. Дантеса, результатом чего был вызов Пушкиным господина Жоржа на дуэль, в которой Александр Сергеевич оказался смертельно ранен. На момент смерти гениальному поэту было всего 37 лет. Принято считать, что Пушкин погиб на дуэли от руки Дантеса, но в действительности это произошло через 2 дня после этого события.

Причины дуэли с Дантесом и условия проведения На первый взгляд все просто. Вспыльчивый и очень эксцентричный Пушкин, приревновав свою жену Наталью к поручику Жоржу Дантесу, вызывает того на дуэль. Место, время и секунданты назначены. И 27 января 1837 года дуэлянты пускают друг в друга пули из пистолетов недалеко от Черной речки, вследствие чего соперник Жорж смертельно ранит поэта.

По подсчетам историков, дуэль Пушкина и Дантеса была 21-ым вызовом Александра Сергеевича. Поэт был инициатором примерно 15-ти, и лишь четыре из них состоялись, во многом благодаря друзьям Пушкина, содействующих примирению сторон. В шести остальных случая инициаторами были оппоненты. Условия, на которых проходила данная дуэль, были довольно жестоки. Соперники расходились на 20 шагов, после чего начинали стреляться, идя навстречу друг другу. Если первые выстрелы не приносили результатов, то дуэль возобновлялась.

Причина дуэли Пушкина – один из самых главных вопросов, который волнует историков много лет. Ведь самая популярная и официальная версия — ревность поэта, которую вызвал Жорж Дантес своими ухаживаниями за Натальей Гончаровой. Но существуют некоторые варианты. Сопоставив различные интересные факты из жизни Пушкина, самого поединка, а также погребения великого поэта, можно обнаружить несколько вероятных причин, приведших к трагической дуэли.

http://s3.uploads.ru/t/HKqVp.jpg

0

380

Ревность Пушкина — официальная причина дуэли

Впервые вызов на дуэль произошел еще 5 ноября 1836-го. Причиной послужило анонимное письмо, пришедшее днем ранее, с клеветническим и оскорбительным для поэта текстом. Тогда дуэль Пушкина и Дантеса не произошла из-за просьбы барона Геккерн, приемного отца Жоржа. Тот попросил отложить поединок на две недели. Француз объявил о своем намерении жениться на сестре Натальи – Екатерине, что помогло уладить разногласия Александра и Жоржа, но, увы, ненадолго.

Вскоре произошел случай, который сделал дуэль практически неизбежной. Возвращаясь из театра, Геккерн спросил Наталью Гончарову о том, скоро ли та собирается разводиться. Женщина рассказала об этом случае мужу, и Пушкин отправил барону письмо, выказывающее все его чувства и негодование по поводу произошедшего. В ответ секундант Дантеса принес ответ Луи Геккерна с вызовом на дуэль, подписанную самим Жоржем.

http://s3.uploads.ru/t/kSoIg.jpg

Другие версии причин дуэли

Вторая версия не настолько популярна, но многие ученые и историки выдвигают неоспоримые факты в ее поддержку. В ней говорится о том, что с помощью Дантеса царь Николай I избавился от Пушкина. Ведь поэт отличался дерзостью и своенравностью, и его стихотворения не всегда поддерживали правителя и устои Российской империи.

Третья версия противоречит предыдущей.

Следуя ей, поэт был убит потому, что в своих стихотворениях выставлял в благоприятном свете царя (такие произведения действительно присутствовали в его творчестве). Это мешало голландскому послу в Российской империи барону Луи Геккерну, который решил избавиться от Пушкина. На это указывает и то, что барон принимал слишком большое участие сначала в разборках между Дантесом и поэтом, подстраивая и вызывая ссоры, а позже в суде, защищая Жоржа.

Четвертая версия
, в последнее время набирающая все большую популярность, гласит о том, что смерть Пушкина произошла по приказу масонов-иностранцев. Существуют факты, что в одно время Александр Сергеевич состоял в этом обществе. Но позднее, в 1820 году, он порывает с Орденом вольных каменщиков и становится поэтом, который прославляет царя и его правление. Подтверждением этой версии является травля, которую устроили все газеты, выставляя поэта в худшем свете и называя «необузданным и диким». По мнению историков, такое могли устроить только масоны.

0