"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пушкин, Александр Сергеевич

Сообщений 461 страница 464 из 464

1

http://sd.uploads.ru/t/m9DjL.png
А.С. Пушкин

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г.
Холст, масло.

О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники.
Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий."

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (1799 - 1837) -
великий русский поэт и прозаик, родоначальник новой русской литературы,
создатель современного русского литературного языка.

Александр Сергеевич Пушкин https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/45/Pushkin_Signature.svg/225px-Pushkin_Signature.svg.png

родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова;
умер 29 января 1837 г. в Петербурге в доме на Фонтанке, 12,
прожив всего 37 лет...

+1

461

https://i.imgur.com/coDb3Chm.jpeg
Белая ночь…

«И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса»

/A.C.Пушкин. «Медный всадник «/

+2

462

Пушкин с нами навсегда

Счастье Пушкина.

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума". Считается, что стихотворение отражает  трагическое мироощущение поэта в те годы. Вероятно, авторов этой версии (и их приверженцев) ввела в заблуждение первая строчка стихотворения (она же заглавие) с обращением к богу о помощи. 

Биографии поэта времён советских (и постсоветских) учебников в один голос твердили, что у поэта жизнь была не из лёгких, что он вёл постоянную борьбу с  притеснениями со стороны царской цензуры, с противостоянием общественному мнению, с всевидящим оком полицейского надзора, с неодобрительным осуждением обывателей, со всякого рода лишениями - это вызывало у Пушкина  мрачные мысли, способные свести с ума.

Несомненно, Поэту жилось нелегко, его изматывали материальные трудности, профессия литератора не приносила большого дохода, семья увеличивалась: своих двое детей, плюс живущие с Пушкиными две незамужние сестры Натальи Николаевны, денежная помощь младшему брату Льву, расходы на обязательное посещение дворцовых балов, плата за съёмное жильё ... иногда денег и вовсе не было и приходилось влезать в новые долги – всё это держало Пушкина в напряжении, но не настолько, чтобы он стал жаловаться на судьбу и на психические расстройства. Александр Сергеевич не был меланхоликом и неврастеником, он по природе своей был жизнелюбом и даже в невзгодах умел находить светлые стороны.

Поэтому мой взгляд на стихотворение более оптимистичный.
Я уверена, что поэт писал не о чёрных днях в своей жизни, а о своём счастье, а о том, что Александр Сергеевич был счастлив в семейной жизни, все почему-то забывают.

К 1833 году у Пушкина уже двое детей: годовалая дочка Маша и родившийся в июле любимчик Саша, жена по-прежнему для него ангел, тёща, видя его любовь к жене и детям, подобрела к зятю, друзья продолжали боготворить, поэтический дар поэта расцветал.
В 1833 году у Пушкина был новый взлёт вдохновения – вторая "болдинская осень". Только окрылённый счастьем человек мог написать за короткое время множество произведений, ставших для нас хрестоматийными. Одних стихотворений было написано более 20-ти, среди них великолепная "Осень" (Октябрь уж наступил, уж роща отряхает). В том же 1833-м Пушкин написал две сказки: "Сказку о рыбаке и рыбке" и "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях", в три дня создал почти всего "Медного всадника" (пометки на рукописи 29, 30 и 31 октября – 5 час.5 мин), вчерне написал основной текст "Истории Пугачёва", составил "Песни западных славян", написал поэму "Анджело". С 1833 годом связаны "Дубровский" (19 глава) и "Пиковая дама" (закончил к 1834-му г.). В том же году Пушкин начал записки "Мысли на дороге" - о Радищеве и его "Путешествии из Петербурга в Москву", к концу 1833-го появились первые записи "Дневника" (сохранившаяся тетрадь №2).

Жизнь радовала поэта. До страшного 1837-го ещё четыре года, но кто об этом знал! Особая радость Пушкина – его семья, его источник вдохновения и отдохновения, его отдушина, его райский уголок, его - счастье!
Пушкин всю свою жизнь искал своё счастье. Имея многочисленные любовные связи, большое число возлюбленных (Наталья Николаевна была сто тринадцатой), он считал, что счастья так и не знал. Он хотел жениться, но только на той, в которой сочетались бы важные (в его понимании счастья) качества: красота, молодость, ум и душевная чистота. Ему повезло, такие качества он нашёл в Наталье Николаевне Гончаровой.
Из письма Пушкина жене: "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив".
Пушкин добивался своего счастья два года. Увидев Наталью Гончарову, он влюбился в неё раз и навсегда. Через четыре месяца, утвердившись в своих чувствах, он сделал ей предложение руки и сердца, но Наталье всего 16, и предложение было отклонено. Пушкин писал матери Натали: "Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ при всей его неопределенности на мгновение свел меня с ума.."
Через два года новая попытка. В этот раз согласие получено. В письме к Плещееву Пушкин сообщает, что получил от Натальи "премиленькое письмо", в котором она "обещает выйти за меня и без приданого". Долгожданная женитьба на любимой девушке и будущие перемены в личной жизни приятно волновали Пушкина и вызывали в нём жажду жизни и деятельности!
Ради семейного счастья Пушкин заложил доставшееся ему после отца поместье Кистенёво (и 200 душ крепостных), за которое выручил 38 тысяч рублей, 17 тысяч из них пошли на обустройство личного гнёздышка на 2-ом этаже в квартире дома Хитрово на Арбате - для счастья любимой женщины денег не жалко!
18 февраля 1831 года Пушкин стал женатым человеком. Он в восторге пишет друзьям: "Я женат и счастлив, одно желание мое, чтобы ничто в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился".
Если до женитьбы в письме Вяземскому Пушкин писал: "Правда ли, что Баратынский женится? Боюсь за его ум", то, полюбив Наталью, он сам был "готов сойти с ума". Но это пока он добивался своей избранницы!
Пребывая в семейном счастье, он сознавал, что сойти с ума (даже от счастья) – значит, потерять его! А такой потери Пушкин не мог допустить: всё, что угодно, пусть "посох и сума", "труд и глад", пусть другие лишения и испытания, но только не потеря счастья. А счастье для Пушкина - это любовь Натальи Николаевны и дети, то есть его семья! Об этом он писал Плетнёву: "желание мое, чтобы ничто в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь."
За свой ум он не побоялся ("Не то, чтоб разумом моим/Я дорожил;"), он боялся потерять то, что ему дорого.
Сошедший с ума тоже находится в состоянии счастья, но в идиллическом и бессознательном, и не понимает своего состояния. А Пушкин хотел чувствовать своё счастье, ощущать его, осязать, погружаться в него с с головой и блаженствовать в нём!
Жизнь за стенами дома была разная: красота Натальи Николаевны вызывала неоднозначные суждения. Кто-то восхищался, например, государь Николай Павлович и его супруга, а кто-то распускал злые сплетни, как например, Идалия Полетика и графиня Нессельроде. Пушкин гордился своей "женкой", души в ней не чаял, восхищался, опекал, заботился, наставлял и утешал.
Уезжая по делам, забрасывал её письмами, в которых признавался, как ему без семьи скучно, тошно и не уставал признаваться в любви: "береги себя, мой ангел!"
Пушкин страстно желал окружить Наталью Николаевну вещами, достойными её красоты и внутренней чистоты, но постоянное безденежье тяготило его душу, ах, если бы эти терзающие мысли " ... оставили меня/На воле, как бы резво я/Пустился в темный лес!"
Свободный, лёгкий, радостный, резвый ...!
Вот тогда его счастье было бы ещё полнее и глубже : "Я пел бы в пламенном бреду,/ Я забывался бы в чаду/Нестройных, чудных грез./И я б заслушивался волн,/И я глядел бы, счастья полн .../"
Эти образные перечисления - пребывание в состоянии Любви, а не в бегстве от суровой действительности в мир фантазий.
Есть ещё одна причина, о которой автор просил бога "не дать ему сойти с ума" - он боялся за своих близких. Ведь если гипотетически он сойдёт с ума и его "... запрут,/Посадят на цепь дурака/И сквозь решетку как зверка/Дразнить тебя придут", то, видя эту безрадостную и жуткую картину, его близкие (жена, дети, родные, друзья) утратят собственное счастье. Вид затравленного безумца навсегда лишит их покоя и радости. Пушкин не хотел, чтобы они страдали. Не за себя – за них страшно! Поэтому и просьба, идущая из глубин души::

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
1833

0

463

19 октября 1811 года под Санкт-Петербургом был открыт Императорский Царскосельский лицей!

19 октября 1825
Александр Пушкин

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...б
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

+1

464

Друзья Пушкина

Как известно из курса истории, вооруженное восстание 14 декабря 1825 года закончилось поражением декабристов. Николай I жестоко расправился с восставшими. Молодые офицеры-дворяне начали свой тяжкий путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и в ссылку. Декабристы, среди которых было много образованных людей, придавали большое значение художественной литературе. Немало было поэтов и писателей: К. Рылеев, А. Одоевский, В. Кюхельбекер, И. Пущин, М. Фонвизин и др. А.С. Пушкин дружил со многими из них, глубоко уважал человеческий подвиг этих людей. В трудных условиях сибирской подневольной жизни декабристы сохранили чистоту помыслов и силу духа. Пушкин с большой опасностью для себя писал и посылал им в Сибирь сочувственные и утешающие стихи. В статье содержится материал, характеризующий отношения А.С. Пушкина с близкими друзьями. Лицейский друг А.А. Дельвиг, декабрист-литератор И.И. Пущин, поэт-партизан Д.В. Давыдов, поэт П.А. Вяземский - это те люди, которые вошли в круг близких друзей Пушкина. Воспоминания современников подтверждают тот факт, что Пушкину никто не был ближе Дельвига. Антон Дельвиг первым услышал и оценил великого Пушкина. Он тайком от автора отправил в «Вестник Европы» стихотворение «К другу стихотворцу», появившееся в июльской книжке за 1814 год. Это была первая пушкинская публикация. Иван Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Несмотря на предостережения знакомых, он не побоялся навестить своего друга в ссылке. Д.В. Давыдов, герой войны 1812 года, единственный из друзей, у которого была всенародная слава. Переписка П.А. Вяземского с А.С. Пушкиным дает богатый историко-литературный материал для пушкинистов и всех, кого волнует прекрасная пушкинская пора русской культуры.

0