"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пушкин, Александр Сергеевич

Сообщений 501 страница 510 из 510

1

http://sd.uploads.ru/t/m9DjL.png
А.С. Пушкин

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г.
Холст, масло.

О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники.
Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий."

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (1799 - 1837) -
великий русский поэт и прозаик, родоначальник новой русской литературы,
создатель современного русского литературного языка.

Александр Сергеевич Пушкин https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/45/Pushkin_Signature.svg/225px-Pushkin_Signature.svg.png

родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова;
умер 29 января 1837 г. в Петербурге в доме на Фонтанке, 12, в доме княгини С. Г. Волконской
прожив всего 37 лет...

+3

501

Александр Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

<1826>

================
Верста

1 верста («путевая» или «пятисотная», «пятисотка») = 500 сажен ≈ 1066,8 м; помимо «путевой» применялось ещё несколько типоразмеров верст (в 1280 м, 1389 м, 1482 м (римская миля, возможно), 1852 м (итальянская географическая миля), 1778 м («мерная» старая) и 2133,6 м («мерная» новая), которые, как правило, назывались просто «верстой»

—-

Этимологические словари связывают версту с поворотом плуга. Однако длина поля не равна 1066,8 м. Какие-то поля (на пересеченной местности) намного короче, какие-то (на степных просторах) - могут быть намного длиннее. Так что повороты плуга зависят от размера поля.

—-
Слово общеславянское и образовано с помощью суффикса -т- от той же основы, что и слово вертеть. Первичное значение — «поворот плуга»; то есть это длина борозды (между поворотами плуга), которую вол может пройти в один раз, не утомляясь (ср. с определением лат. actus).

—-

+2

502

Дом Волконских (наб. р. Мойки, 12)

Первым жителем участка дома №12 по набережной реки Мойки стал архитектор Доменико Трезини. В 1700-1710-х годах для него здесь был построен небольшой временный деревянный дом, из которого зодчий переехал в особняк на 5-й линии Васильевского острова. Его участок перешёл секретарю Петра I Ивану Антоновичу Черкасову, ставшему после смерти императора заведующим кабинетом Екатерины I.

На берегу Мойки Черкасов построил большой каменный трёхэтажный особняк с двухэтажными дворовыми каменными флигелями. Застройка участка дома №12 определилась одной из первых в квартале, в 1730-1740-х годах. Даже к 1770 году расположенное здесь здание оставалось самым большим в округе, что хорошо видно на листах плана Сент-Илера.

При императрице Анне Иоанновне Черкасов пострадал из-за придворных интриг герцога Эрнста Иоганна Бирона, был сослан в Сибирь. Но Елизавета Петровна вернула Ивана Антоновича в Петербург и сделал его своим кабинет-секретарём. При этом Черкасову был возмещён материальный и моральный ущерб, который позволил навести порядок в имении на Мойке. Фасад и помещения в перестроенном особняке оформили в голландском стиле. Для строительства был использован весьма дорогой "лицевой голландский кирпич".

После смерти Ивана Антоновича участок перешёл к его сыну, президенту медицинской коллегии А. И. Черкасову. Тот неожиданно женился на дочери врага своего отца, Бирона, которая стала полновластной хозяйкой в особняке. В 1762 году здесь останавливался сам Бирон, помилованный императором Петром III. Тогда же особняк Черкасова был продан. Находящиеся во дворе конюшни получили в народе название "бироновские", так как по легенде они были устроены для некогда всесильного и могущественного герцога. Эти конюшни сохранились до наших дней.

В 1785 году дом №12 стал подарком Екатерины II обер-гофмаршалу Г. Н. Орлову, двоюродному брату фаворита императрицы. К конце XVIII столетия хозяйкой здесь была графиня Е. П. Шувалова. От неё особняк достался купцу 1-й гильдии Алексею Жадимировскому, брату владельца дома №8 по набережной Мойки. Жадимировским здание было перестроено, оно получило черты раннего классицизма.

От А. Жадимировского в 1806 году участок перешёл княгине Александре Николаевне Волконской. С её сыном Сергеем дружил поэт Александр Сергеевич Пушкин. Декабрист Сергей Волконский после восстания был отправлен в ссылку в Сибирь, за ним в декабре 1826 года отправилась его супруга Мария. Своего малолетнего сына она оставила в доме на Мойке при свекрови.

В 1835 году по завещанию Анна Николаевна передала участок своей дочери княгине Софье Григорьевне Волконской. Та здесь не жила, на семейном совете было принято решение сдавать квартиры в особняке поэтажно. Известие об этом случайно на одном из дружеских обедов получил А. С. Пушкин. Переговоры о найме поэт вёл с гофмейстером двора Его Императорского Величества сенатором Львом Алексеевичем Перовским, который занимался имущественными делами Волконских. Сама Софья Григорьевна тогда отдыхала в Италии, вероятно она даже не знала о таких переговорах. Осенью 1836 года сюда переехала семья Александра Сергеевича Пушкина.

Кроме жены и детей с Пушкиным жили крепостные дворовые люди: две няни, кормилица, лакей, четыре горничные, три служителя, повар, прачка, полотёр, слуга Никита Козлов, несколько других доверенных слуг. Всего семью поэта обслуживало 20 человек. Парадную анфиладу комнат со стороны Мойки составляли буфетная, столовая, гостиная, спальная и комнаты старших сестёр Гончаровых. Окнами во двор выходили детская, кабинет, передняя и помещения прислуги. Во дворе тогда кроме самих конюшен располагались каретные сараи и сеновал. В каретном сарае Пушкиных находились кабриолет, двухместная коляска и большой четырёхместный экипаж.

Кабинет Пушкина, по воспоминаниям современников, "был простой, светлый, чистый, но в нём ничего не было затейливого, замысловатого" [4]. Украшением этого помещения были только картина Н. Г. Чернецова и подаренная генералом И. Ф. Паскевичем сабля. На полках книжных шкафов в кабинете хранилось 4 500 книг. В доме на Мойке Александр Сергеевич Пушкин занимался, кроме прочего, издательским делом, вёл руководство журнала "Современник".

Квартиру на втором этаже дома Волконских с 1833 года занимала семья сенатора Ф. П. Лубянского.

27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Жоржем Дантесом. Смертельно раненого поэта на руках внёс в дом камердинер. В последние часы жизни Пушкина набережную Мойки заполонили люди. На двери дома Жуковский вывешивал бюллетень о ходе болезни. Александр Сергеевич Пушкин скончался 29 января в 2 часа 45 минут. В последующие дни толпа людей стремилась проститься с поэтом, тело которого находилось в переполненной квартире. Гроб с телом убитого 31 января был перенесён в гостиную из передней для прощания. Отсюда 1 февраля его отправили в Конюшенную церковь для отпевания.

Наталья Николаевна Пушкина уехала из квартиры в середине февраля. После её отъезда в Москву всю обстановку и книги вывезли друзья. Последними из вещей отсюда вывезли библиотеку. Спустя два месяца помещения уже были заняты другими жильцами.

Первоначальная внутренняя отделка дома к настоящему времени не сохранилась. В 1910 году были уничтожены парадная лестница в правой части здания и чёрная лестница в левой [3]. Новая же уничтожила одну из комнат "гончаровской половины". В те же годы была полностью перестроена квартира Пушкиных, план которой сохранялся только на листе бумаги. Этот лист впоследствии позволил воссоздать исторические комнаты. На месте прихожей оказались кухня и ванная. Были сделаны новые дверные проёмы, установлены новые перегородки, печи и камины. Помещения первого этажа снимали разные жильцы и организации, в том числе охранное отделение [2].

Музей великого поэта на Мойке 12 был создан одним из первых в СССР - в феврале 1925 года. Ко столетию со дня гибели Пушкина его квартира была в основном воссоздана. Для этого использовали записи и воспоминания современников. Но из-за невозможности провести археологические исследования и из-за неправильной интерпретации некоторых литературных источников, при воссоздании квартиры поэта были допущены ошибки.

Капитальный ремонт дома и реконструкция музея была проведена ещё через 50 лет. Перед этим решением Исполкома Ленсовета от 1983 года дом был расселён, что позволило отдать музею все дворовые флигели.

Ремонт начался в 1984 году. Он осуществлялся строительным трестом №4 управления капитального ремонта и объединением "Реставратор". Им помогали добровольцы из "группы содействия" при ВООПИК. Люди от 16 до 70 лет приходили сюда в свободное время, иногда целыми семьями, и работали бесплатно вместе с профессиональными строителями и реставраторами.

При капитальном ремонте здания строителям пришлось заменить некоторые капитальные конструкции, так как при музейном использовании помещений на них значительно возрастала нагрузка. Вместе с тем, над квартирой Пушкина удалось сохранить сплошной бревенчатый накат, характерный для 1740-х годов.

Перед переоборудованием помещений было проведено археологическое исследование стен. Это позволило выявить первоначальные дверные проёмы и найти новоделы. Так, до первоначальных размеров была увеличена столовая, которую ранее от буфетной и чулана отделяла деревянная перегородка. После её перемещения столовая снова стала освещаться тремя окнами. Дверь из гостиной в кабинет вернулась в центр стены, где до этого стоял камин. При жизни Пушкина эти помещения отапливались печью в углу гостиной. Ещё одним новоделом оказался камин в кабинете, тогда как при Пушкине на его месте стояли ряды полок с книгами. Их тоже вернули на место.

Архитекторам удалось восстановить облик парадной лестницы, вплоть до цвета её стен. Она была полностью восстановлена. Но о чёрной лестнице достаточных сведений найти не удалось.

Исследование стен показало, что вплоть до второй половины XIX века они не были покрыты обоями, а были расписаны клеевыми красками. Плоскости стен разбивались на отдельные панели (зеркала), цвет которых получилось узнать при их расчистке. Только у потолков краска уступала место лепному карнизу, частично сохранившемуся к моменту начала ремонта. Полы пришлось полностью восстанавливать, так как при предыдущем ремонте их перестелили новыми досками. Полотна межкомнатных дверей удалось восстановить по рисунку А. Н. Мокрицкого "Пушкин на смертном одре" и по двум замурованным в помещении третьего этажа старым дверям.

Фасад здания сменил цвет с розовато-серого на жёлтый. Именно таким цветом был окрашен дом в первой трети XIX века. Бывшие конюшни были приспособлены под библиотеку, другие дворовые флигеля стали служить административным и хозяйственным службам музея.

Одновременно с капитальным ремонтом здания проводилась реставрация экспонатов музея. Материалы для мебели поставляли фабрика "Ленсукно", объединение "Севзапмебель", многие реставрационные мастерские города. В Эрмитаже восстановили конторку и письменный стол Пушкина. Другой мебелью занимались специалисты "Росреставрации".

Художественный проект экспозиции выполнили Т. Н. Воронихина и О. В. Щербин. Ю. Д. Алиханов создал точные дубликаты исторических рукописей, счетов, писем, долговых обязательств. Оригиналы были помещены на особое хранение, тогда как копии стали экспонатами музея.

Мемориальный музей на Мойке 12 вновь открылся для посетителей 10 февраля 1987 года [4].

————

Источники

1Зуев Г. И.: «Течёт река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта». Издательство «Центрполиграф», 2012 - 640 стр.
2Тареев В. М.: ««Минувшее меня объемлет живо...» // Ленинградская панорама. - 1987. - №6. - С. 22-24». Издательство «», - стр.
3Кочергин К. А.: «О чём поведали старые стены // Ленинградская панорама. - 1987. - №2. - С. 28-31». Издательство «», - стр.
4Петай М. Н.: «С документальной достоверностью // Ленинградская панорама. - 1987. - №2. - С. 32, 33». Издательство «», - стр.

——-

Подробности и фотографии: https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/moyka12

+2

503

Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

Единственная в Петербурге мемориальная квартира А. С. Пушкина посвящена последнему, самому драматичному, периоду жизни поэта. Музей размещен в бывшем особняке князей Волконских — «на Мойке близ Конюшенного мосту». В первом этаже этого дома, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин и его семья поселились в сентябре 1836 года. Здесь же спустя четыре месяца, 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года, поэт скончался, смертельно раненный Ж. Дантесом на поединке.

Подробности: https://www.museumpushkin.ru/vserossijs … hkina.html

+1

504

Ал. Разумихин. Классика и классики

Эссе 236. «Свободно, под надзором» — «такое типично русское словосочетание», где «обе части — почти синонимы».
9 июня 2024

Тем временем в Петербурге в созданном Тайном комитете для следствия по делу о декабристах имя и стихи Пушкина всплывают в ходе допросов постоянно. Показания арестованных поэту, разумеется, известны не были. Тем разительней контраст его «линии поведения» перед лицом опасности. Друзьям в Петербург (через Жуковского) он наказывает: «Вам решительно говорю не отвечать и не ручаться за меня».

«Подставлять» кого-либо он не желает. Он готов, не предаваясь романтическим жалобам, мужественно взглянуть в лицо новой эпохе. А отсутствие прямых официальных обвинений в свой адрес даже пробуждает у него надежду на освобождение (всё-таки он не член тайных обществ, его имя отсутствует в списках заговорщиков и, тем более, он не считает себя ответственным за их деятельность).

Опасения, безусловно, остаются, но, успокоившись и одумавшись, он решает начать хлопотать о своём возвращении. Единственный способ выйти на свободу, видится ему, — это напрямую обратиться к новому государю, не имевшему поводов сердиться и преследовать его, как прежний.

Каков человек Николай Павлович, ещё, собственно, никто не знал. В гвардии он был известен мелочной жестокостью, но за пределами казарм вниманием третий сын императора Павла I и императрицы Марии Феодоровны не пользовался. Что вполне объяснимо: дворянское общество видело наследником, по старшинству, Константина. Никто не знал ни мелкой мстительности Николая I, ни того, что унизительный страх, пережитый им в день восстания, не покинет его никогда. Тех минут и часов он не сумеет забыть, а потому и не сможет простить поверженных декабристов, которые на допросах пытались «защитить свои теории больше, чем свою голову». Страх 14 декабря станет «вечным проклятием» царя, взошедшего на престол ценой крови своих подданных.

Пушкинский оптимизм проистекал не только из веры в правду исторического развития и стремления к «шекспировской» объективности, но и из надежд на «великодушие молодого нашего царя», которому было всего-то 29 лет. Надеждами питалось и всеобщее ожидание сравнительно лёгких приговоров (со времён Елизаветы Петровны смертная казнь не применялась, исключения — Пугачёв и Мирович). Надежды давали сама многочисленность обвиняемых, их принадлежность к лучшим семьям России и то, что на Руси всегда ценилось превыше всего, — высокие связи, наконец, явное сочувствие их делу многих влиятельных лиц. Всё это позволяло ожидать, что торжествующий царь проявит милость: по случаю своей коронации объявит широкую амнистию и смягчение наказаний. Даже Пестель, делавший на следствии убийственно откровенные признания, полагал, что мерой наказания станет разжалование его в солдаты.

Боюсь, нашему сознанию трудно воспринять состояние Пушкина в тиши уединения села Михайловского на протяжении десяти месяцев того периода. С минуты, когда он получил пущинское письмо, извещавшее его, что час перемен настал. И до ночи с 3 на 4 сентября следующего года, когда офицер-фельдъегерь вручил ему в Михайловском бумагу с высочайшим повелением прибыть в Петербург: «ехать в своём экипаже свободно, не в виде арестанта, но в сопровождении только фельдъегеря». Именно так предписывал документ, по сути и духу очень «по-русски» передававший характер отношения власти с людьми. Как справедливо заметит спустя полтора столетия Юрий Дружников, имея на то полное основание, «свободно, под надзором» — «такое типично русское словосочетание», где «обе части — почти синонимы». Кому-то покажется игрой слов, а в действительности — одна из особенностей национального мироощущения, которое одни находят нормой, другие — национальной трагедией.

Десять месяцев полной неопределённости, когда всё не то что неоднозначно, всё жутко перепутано, сплетено, кругом немереное количество туго завязанных узелков и оборванных нитей. За что браться, проснувшись и не ведая, что день тебе принесёт, — одному Богу известно. Это один из самых драматических периодов в жизни Пушкина.

Надеяться — на что? Гнать мысль об ужасном — каком именно? Верить в чудо — откуда? Ждать спасения — для кого? Хвататься за соломинку — за какую именно?

Заговор и мятеж друзей-декабристов лишь усложнил и без того нелёгкую судьбу Пушкина. Ему трудно отрешиться от тревожной мысли: каким будет финал этой драмы? А рядом пульсирует естественное беспокойство: чем она обернётся для него самого?

В один из первых дней января почтой доставят в Тригорское газеты за 29 декабря минувшего года. Среди них «Русский инвалид», где впервые публикуется подробное (по сравнению с предыдущими короткими сообщениями) изложение «происшествия, случившегося в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года». Названы «главные виновные», среди которых Рылеев, Бестужевы, Пущин, Кюхельбекер (его ещё не схватили и пока считают погибшим). И рядом «Северная пчела» (от того же 29 декабря), а там объявление, что завтра, 30-го, в Петербурге поступит в продажу новая книга — «Стихотворения Александра Пушкина». И как быть в такой ситуации: радоваться книге или чертыхаться, что не ко времени она?

Но именно эти дни, когда всё, что называется, висит на волоске, — время напряжённой творческой активности, поэтического всплеска. Ну, никуда от этого не деться, лучше в работу уйти с головой, чтобы она меньше болела происходящим. 3-го января окончена Глава четвёртая «Евгения Онегина». На следующий же день начата Глава пятая романа (она будет писаться до 22 ноября).

«Для роздыха» пишутся шутливые стихи о предпочтении, которое он с некоторых пор отдаёт вину бордо по сравнению с шампанским «Аи». А мысли уже забегают вперёд: задуманы «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери».

Кто-то спросит: как он может, когда над его друзьями навис Дамоклов меч? А он не волен по-другому. И в этой творческой работе его спасение.

И письма, письма… Правда, преимущественно в одну сторону. Из письма в письмо одно и то же: «Батюшки, помогите». Он даже готов «встать в угол и попросить прощение»:

«Каков бы ни был мой образ мыслей, политический и религиозный, я храню его про себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости».

То ли себя уговаривает, то ли друзей, кому письма адресованы, то ли тех, кому надлежит их читать по должности. То ли всех сразу.

В апреле выходит рескрипт Николая I, согласно которому от всех находящихся в службе и отставных чиновников, а также от неслужащих дворян должна быть взята подписка о непринадлежности к тайным обществам в прошлом и обязательство к таковым не принадлежать в будущем.

+1

505

Ал. Разумихин. Классика и классики

Эссе 153. Последний прижизненный словесный портрет Пушкина
13 мая 2023

Был или не был Пушкин камергером — меня занимает всё же мало. Если честно, куда больше интересует то, почему о камергерстве Пушкина нет упоминаний ни в переписке тех лет, ни в мемуарах кого-либо из его современников. Впрочем, это не единственная тема, «растворившаяся» во времени. Например, как выглядел Александр Сергеевич незадолго до смерти, допустим году в 1836-ом? Или каково было его здоровье в том же, предпоследнем, году жизни? Вопросы отнюдь не праздные и не пустые — как-то отразились на нём годы, богатые неприятностями, бедами и проблемами, навалившимися со всех сторон? Или что, остался таким, каким его видел ещё совсем недавно И. А. Гончаров? Позже в своих воспоминаниях о временах своей юности, когда он, будучи студентом Московского университета, видел Пушкина во время посещения поэтом лекции профессора И. И. Давыдова, автор «Обломова» писал:

«Поэт вошёл, сопровождаемый товарищем министра народного просвещения, графом С. С. Уваровым, и точно солнце озарило всю аудиторию <…> Читал лекцию Давыдов, профессор истории русской литературы.

«Вот вам теория искусства, — сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, — а вот и самое искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отчеканил эту фразу, очевидно, заранее приготовленную. Мы все жадно впились глазами в Пушкина. Давыдов оканчивал лекцию. Речь шла о «Слове о полку Игоревом». Тут же ожидал своей очереди читать лекцию, после Давыдова, и Каченовский. Нечаянно между ними завязался, по поводу «Слова о полку Игоревом», разговор, который мало-помалу перешёл в горячий спор. «Подойдите ближе, господа, — это для вас интересно», — пригласил нас Уваров, и мы тесной толпой, как стеной, окружили Пушкина, Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить, как велико было наше наслаждение — видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню подробностей их состязания, — помню только, что Пушкин горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса, а Каченовский вонзал в него свой беспощадный аналитический нож. Его щеки ярко горели алым румянцем и глаза бросали молнии сквозь очки. Может быть, к этому раздражению много огня прибавлял и известный литературный антагонизм между ним и Пушкиным. Пушкин говорил с увлечением, но, к сожалению, тихо, сдержанным тоном, так что за толпой трудно было расслушать. Впрочем, меня занимал не Игорь, а сам Пушкин.

С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся — это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу, голова, с негустыми, кудрявыми волосами».

Таким запечатлел Пушкина мужской взгляд 27 сентября 1832 года. Можно сравнить его с обликом поэта в женском восприятии (эпизод 1834 года), нашедшем отражение в «Воспоминаниях о Пушкине» В. А. Нащокиной, жены Павла Нащокина:

«И вот приехал Пушкин… Волнение моё достигло высшего предела. Своей наружностью и простыми манерами, в которых, однако, сказывался прирождённый барин, Пушкин сразу расположил меня свою пользу. Нескольких минут разговора с ним было достаточно, чтобы робость и волнение мои исчезли. Я видела перед собою не великого поэта Пушкина, о котором говорила тогда вся мыслящая Россия, а простого, милого, доброго знакомого.

Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика — особенно его удивительных глаз.

Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала.

Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. (В стародавние времена под перлом понимали жемчужину. — А. Р.) На пальцах он отращивал предлинные ногти».

Вчитываясь же в воспоминания о последних месяцах жизни Пушкина, видишь, что в большинстве из них взгляд, бросаемый на Пушкина, замечает одно: его угрюмую мрачность вкупе с непредсказуемыми вспышками гнева. Если не ошибаюсь, последний прижизненный словесный портрет Пушкина (за несколько дней до дуэли, на утреннем концерте в зале Энгельгардта) набросал молодой Иван Сергеевич Тургенев. В своих «Литературных и житейских воспоминаниях» он напишет:

«Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных зубов, висячие бакенбарды, тёмные, желчные глаза под высоким лбом почти без бровей — и кудрявые волосы... Он и на меня бросил беглый взор; бесцеремонное внимание, с которым я уставился на него, произвело, должно быть, на него впечатление неприятное: — он словно с досадой повёл плечом, — вообще, он казался не в духе, — и отошёл в сторону».

Известно, что в 1835—1836 годах в стихах Пушкина начинает звучать мотив «желанной смерти». Находила ли она отражение во внешнем облике поэта?

Этот немного странный вопрос обретает особый смысл, когда вспомнишь о письме одного из ближайших друзей поэта С. А. Соболевского, посланном в 1855 году М. Н. Лонгинову, о вынужденном замалчивании, об «умышленных непрочтениях» — не только текстов поэта, но и страниц его биографии:

«Публика, как всякое большинство, глупа и не помнит, что и в солнце есть пятна; поэтому не напишет об покойном никто из друзей его, зная, что если выскажет правду, то будут его укорять в недружелюбии из всякого верного и совестливого словечка <…> Итак, чтобы не пересказать лишнего или не недосказать нужного — каждый друг Пушкина должен молчать. По этой-то причине пусть пишут об нём не знавшие его <...> то есть мало касаясь его личности и говоря об ней только то, что поясняет его литературную деятельность».

Среди существующих гипотез, касающихся причин, которые привели Пушкина к смерти (их немало), есть такие, что исходят из убеждения: в ту пору Пушкин сам искал смерти. Почему так непоколебим в своём мнении на сей счёт был Александр Лацис, и того же мнения придерживался академик Н. Я. Петраков? Впрочем, не они первые затронули эту тему. Ещё в феврале 1837 года о «желанной смерти» Пушкина писал А. С. Хомяков в письме к Н. М. Языкову:

«Причины к дуэли порядочной не было, и вызов Пушкина показывает, что его бедное сердце давно измучилось и что ему очень хотелось рискнуть жизнию, чтоб разом от неё отделаться <...> Его Петербург замучил всякими мерзостями; сам же он себя чувствовал униженным и не имел довольно силы духа, чтобы вырваться из унижения, ни довольно подлости, чтобы с ним помириться».

Александр Лацис в статье «У последнего порога. Почему Пушкин плакал?» по этому поводу заметил:

«Сказанное Хомяковым — всё правда. Но не вся правда. К скоплению вероятных причин приходится добавить ещё одну: резкое ухудшение самочувствия. На наш взгляд, эта причина — главная».

+2

506

Внуки Пушкина. Трудолюбивые потомки прославленного поэта

В браке Александра Пушкина с Натальей Гончаровой родилось 4 детей. Потомство оставили трое из них – Александр, Григорий и Наталья; брак старшей дочки Марии оказался бездетным. Как сложились судьбы внуков и внучек прославленного поэта?

Подробности: https://dzen.ru/a/Z6t4uM4RMAHv2k8m

+2

507

Эссе 215. Не таким уж абстрактным и несущественным был надзор за опальным изгнанником
7 февраля 2024

Казалось бы, что особенного, ну, заглянул однокашник, можно сказать, проездом на денёк. Подумаешь, событие! Если расценивать высылку в Михайловское как «творческую командировку» или поездку по путёвке писательского союза в «Дом творчества», то, конечно, о каком событии может идти речь! Только почему-то даже близкие к поэту люди, вроде дяди В. Л. Пушкина и «верного покровителя» А. И. Тургенева, не решались его навестить — боялись навлечь на себя неприятности. И не без оснований опасались.

Вот и кратковременный приезд Пущина не обошёлся без последствий — сделался немедленно известен в соседнем Святогорском монастыре, откуда явился к Пушкину надзирающий настоятель. Духовный страж нарушил и приятельскую беседу, и чтение «Горя от ума» — тогдашней литературной новинки, ходившей по рукам в списках и привезённой Пущиным другу в подарок. Так что не таким уж абстрактным и несущественным был надзор за опальным изгнанником. Жизнь в Михайловском для него действительно была жизнью под реальным присмотром, унижающим и демонстративным, способным кого угодно «выбить из колеи».

В преддверии поездки Пущин предпринял несколько «дипломатических» шагов. Сначала в Москве встречается с А. И. Тургеневым и интересуется: не имеет ли он каких-нибудь поручений к Пушкину, потому что в январе собирается быть у него. Происходит короткий диалог:

«— Как! Вы хотите к нему ехать? Разве не знаете, что он под двойным надзором — и полицейским и духовным?

— Всё это знаю; но знаю также, что нельзя не навестить друга после пятилетней разлуки в теперешнем его положении, особенно когда буду от него с небольшим в ста верстах. Если не пустят к нему, уеду назад.

— Не советовал бы, впрочем, делайте, как знаете».

Несколькими днями позже почти те же предостережения Пущин выслушал и от В. Л. Пушкина, к которому заехал сказать, что намерен увидеть его племянника. Тем не менее сцена была чрезвычайно «душещипательная»: со слезами на глазах дядя просил расцеловать опального родственника.

Проведя крещенский праздник у отца в Петербурге, Пущин поехал в Псков, где несколько дней погостил у сестры. Уже от неё, захватив с собой три бутылки «Вдовы Клико», вечером на ночь глядя — из соображений конспирации — отправился к Пушкину. Утром следующего дня был у цели. Дальнейшие события происходили на маленьком пространстве.

«Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всём поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожжённые кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев.

…Вообще Пушкин показался мне несколько серьёзнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же весёлость; может быть, самое положение его произвело на меня это впечатление. Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему ещё не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всём проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами; я нашёл, что он тогда был очень похож на тот портрет, который потом видел в «Северных цветах» и теперь при издании его сочинений П. В. Анненковым.

…Он спросил меня: что об нём говорят в Петербурге и Москве? При этом вопросе рассказал мне, будто бы император Александр ужасно перепугался, найдя его фамилию в записке коменданта о приезжих в столицу, и тогда только успокоился, когда убедился, что не он приехал, а брат его Лёвушка. На это я ему ответил, что он совершенно напрасно мечтает о политическом своём значении, что вряд ли кто-нибудь на него смотрит с этой точки зрения, что вообще читающая наша публика благодарит его за всякий литературный подарок, что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья помнят и любят его, желая искренно, чтоб скорее кончилось его изгнание.

Он терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым своим бытом, вначале очень для него тягостным; что тут, хотя невольно, но всё-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с музой живёт в ладу и трудится охотно и усердно. …Среди всего этого много было шуток, анекдотов, хохоту от полноты сердечной. Уцелели бы все эти дорогие подробности, если бы тогда при нас был стенограф.

Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллеристов я преобразовался в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня!».

Понятно, Пушкин тронут вниманием друга и его смелостью. А Пущин? Самое интересное тут попробовать понять… причину, по какой друг решил навестить однокашника. Свои «Заметки о Пушкине», напомню, Пущин писал уже тогда, когда Пушкин не просто друг, а легендарный друг. Поэтому, как у любого мемуариста, патина времени не может не сказаться.

Сам Пущин о причине пишет так:

«С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его. Собираясь на рождество в Петербург для свидания с родными, я предположил съездить и в Псков к сестре Набоковой; муж её командовал тогда дивизией, которая там стояла, а оттуда уже рукой подать в Михайловское».

Странное какое-то чувство возникает здесь при чтении первой фразы. Получается, что, когда Пушкин находился на Юге, он для Пущина вроде и не был «в изгнании». Это раз. И писем среди дошедших до нашего времени от Пущина Пушкину на Юг тоже нет. Это два. И писем с Юга Пушкина другу тоже нет. Это три. Можно трижды произнести: «Почему?». Но мне не встречалось, чтобы кто-то попытался ответить на эти «Почему?».

+1

508

Жуковский в ноябре 1824 года выразился куда определённее: «Ты имеешь не дарование, а гений. <...> Ты рождён быть великим поэтом <...>. Читал «Онегина» и «Разговор», служащий ему предисловием: несравненно! По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе» 1..

————————

Ал. Разумихин. Классика и классики

Эссе 254. Как-то незаметно, само собой теперь он просто «Пушкин»
22 сентября 2024

Тем не менее обмен поэтическими «верительными грамотами» между поэтом Пушкиным и декабристом Одоевским произошёл, после чего каждый занял отведённое ему властью место. Ничего, собственно, нового грамоты ведь не содержали. Полемика с декабристами у Пушкина началась давно.

Ещё в переписке с Рылеевым у Пушкина как-то родился смелый аллегорический образ — «республика словесности», которая способна «казнить» и «венчать». Именно в этом видели будущие декабристы предназначение отечественной литературы. Тогда, в 1825 году, «республика словесности» в лице Рылеева и Бестужева вступила в напряжённый диалог-спор с автором «Онегина». И он вынужден был защищать свои творческие установки и литературные критерии, отвергая попытки Рылеева подчинить его поэтическую деятельность исключительно политическим интересам издателей «Полярной звезды».

К тому же вернувшийся из Михайловского Пущин, похоже, поделился с Рылеевым услышанными критическими отзывами Пушкина по поводу «Дум». «Знаю, что ты не жалуешь мои Думы», — пишет Рылеев Пушкину весной 1825 года. Знать это он мог только от Пущина. А через две недели Пушкин, имея в виду свой разговор с Пущиным, пишет на ту же тему Бестужеву: «Мнение своё о его думах я сказал вслух и ясно; о поэмах его также».

Пушкинский скепсис породил исполненные обиды стихи Рылеева:

Хоть Пушкин суд мне строгий произнёс

И слабый дар, как недруг тайный, взвесил,

Но от того, Бестужев, ещё нос

Я недругам в угоду не повесил.

Моя душа до гроба сохранит

Высоких дум кипящую отвагу;

Мой друг! Недаром в юноше горит

Любовь к общественному благу!

Принципиальными для Пушкина-полемиста следует счесть и его жёсткие слова Рылееву о Жуковском («Его стихов пленительная сладость...»), влияние которого на современную литературу, на «дух нашей словесности» Пушкин считал благотворным и гораздо более значительным, чем влияние Батюшкова:

«Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? потому что зубки прорезались?.. <…> Что касается до Батюшкова, уважим в нём несчастия и не созревшие надежды...»

Недаром именно Жуковскому хотел он посвятить «Бориса Годунова». Лишь смерть Карамзина и просьба его дочерей изменили решение, и трагедия увидела свет с преамбулой:

«Драгоценной для россиян памяти НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА КАРАМЗИНА сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин».

Безусловно, пребывать на открытом литературном пространстве до осени 1826 года Пушкин фактически не имел возможности. Он оставался в письмах, какой бы интенсивной переписка ни была. Но его отношение к писателям и литературному процессу, знаки «плюс» и «минус», расставляемые им, тем не менее, то тут, то там проявлялись. Достаточно вспомнить суждения в споре с Вяземским о Крылове, блещущий оригинальностью отзыв с оценкой бессмертной комедии «Горя от ума», не утративший своего значения вплоть до наших дней.

Однако на смену «почтовой прозе» с её жанром «дружеского письма» постепенно приходит обращение к жанрам повести, романа, критической статьи. Письма становятся обычным явлением повседневного быта («валяюсь на лежанке и слушаю старые песни и сказки»). Они уже не рассчитаны на распространение, потому что своё мнение, суждение, острое слово теперь можно высказать и обсудить в салонных беседах с друзьями и недругами.

За школьной партой мы слышим и запоминаем знаменитую фразу «неистового Виссариона», опубликованную в статье «Литературные мечтания» (1834), «У нас нет литературы». Фразу, говорят нам, поразившую современников смелостью, чёткостью и яркостью. Однако мысль эта тогда была идеей, «витающей в воздухе». Именно она прозвучала почти десятью годами раньше в хорошо известной в среде писателей пушкинской эпиграмме на современную литературу. Так что общее мнение поэта о тех, кто в это самое время писал и публиковал стихи и прозу, не было скрыто за семью печатями. Имеющий уши слышал:

Словесность русская больна.

Лежит в истерике она

И бредит языком мечтаний,

И хладный между тем зоил

Ей Каченовский застудил

Теченье месячных изданий.

Так складывалась литературная полемика до осени 1826 года, зачастую происходившая, повторю, в эпистолярной форме. Царская милость изменила ситуацию. Теперь с писателями Пушкин мог затеять спор непосредственно в живом разговоре. Как, впрочем, и они могли при случае обрушиться на него.

Тут встаёт самый незатейливый вопрос: а все ли довольны возвращению Пушкина? Хотя не отнимешь, поэту рады в салонах умных дам (например, княгини З. Волконской), на светских балах. Сборник «Стихотворения Александра Пушкина», поступивший в продажу 30 декабря 1825 года, имел неслыханный успех. Через два месяца после его выхода в свет Плетнёв писал Пушкину:

«Стихотворений Александра Пушкина у меня уже нет ни единого экз., с чем его и поздравляю. Важнее того, что между книгопродавцами началась война, когда они узнали, что нельзя больше от меня ничего получить».

Тоненький томик в 200 небольших страничек, включавший в себя, в частности, стихи «Андрей Шенье», «Вакхическая песня», «Наполеон», «Лицинию» и блестящий подбор любовной поэзии, нарушил молчание литературы, замершей после событий на Петровской (Сенатской) площади. Даже сегодня, в XXI веке, автор, у которого за короткое время появились бы восемь серьёзных публикаций, счёл бы это значительным творческим достижением. Что уж говорить о периоде 200-летней давности, когда у Пушкина к читателям в марте 1824 года приходит «Бахчисарайский фонтан» с предисловием Вяземского, в феврале 1825 года — Глава первая «Евгения Онегина» и в конце того же года — «Стихотворения Александра Пушкина». Осенью 1826 года выходит в свет Глава вторая «Евгения Онегина». В январском номере «Московского вестника» за 1827 год напечатана сцена «Бориса Годунова» — «Ночь. Келья Чудова монастыря». В январе же к читателям приходит поэма «Цыганы», а летом — поэма «Братья-разбойники». Осень дарит следующую значимую публикацию — Главы третьей «Евгения Онегина». А ещё происходит распространение его не напечатанных произведений (зачастую через брата Льва, считается, против воли самого поэта, но что-то мне подсказывает, что поэт лишь делал вид, будто не имеет к этому никакого отношения, мол, не могу же я за всем уследить).

Журнальная полемика вокруг новых изданий ставит его на место, значительно возвышающееся над всеми другими, самыми именитыми, русскими стихотворцами. Ещё в годы пребывания в Михайловском в переписке современников при упоминании его имени исчезают непременные ранее эпитеты Пушкин — «лицейский», Пушкин — «племянник», Пушкин — «младший» (надо ведь было отличить его от дяди Василия Львовича Пушкина, тоже поэта). Как-то незаметно, само собой теперь он просто «Пушкин». И, наоборот, когда заходит речь о Пушкине, который Василий Львович, прибавляется пояснение «дядя». Жуковский в ноябре 1824 года выразился куда определённее: «Ты имеешь не дарование, а гений. <...> Ты рождён быть великим поэтом <...>. Читал «Онегина» и «Разговор», служащий ему предисловием: несравненно! По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе» 1..

1.Читал «Онегина» и «Разговор»... — Стихотворение Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» впоследствии (в 1825 г.) было напечатано в качестве предисловия при издании Главы первой

+2

509

Прекрасен Александр Сергеевич Пушкин! Он одинаково хорош и в прозе, и в поэзии. Но вершиной творчества классика, самым лучшим его произведением, по праву считается роман в стихах "Евгений Онегин". Удивительным образом он соединил в себе и идеальную форму, и богатое содержание. "Энциклопедия русской жизни" продолжает восхищать потомков, даже спустя сотни лет.

В этот раз я подготовила для вас интересный тест по "Евгению Онегину". Мы продолжаем путешествие по страницам любимого произведения, наслаждаясь чтением и вставляя пропущенные слова. Приятного чтения, дорогие книголюбы!

Тест: https://dzen.ru/a/YpcT0dEW4mmfa3aq

+1

510

Ал. Разумихин. Классика и классики

Эссе 35. К кому обращено знаменитое восьмистишие «Я вас любил…»?
4 марта 2022

Внучка Олениной, Ольга Николаевна Оом (урожд. баронесса Сталь фон Гольстейн), утверждала, что в альбоме Анны Алексеевны под восьмистишием «Я вас любил…», написанным рукой Пушкина, стояли две даты: 1829 и 1833 с пометкой «plusqueparfait — давно прошедшее».

Чувство, выходит, давно прошло. Однако в том же 1833 году поэт напишет другое восьмистишие с другими словами:

Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души,

Я здесь остался б — наслажденье

Вкушать в неведомой тиши:

Забыл бы всех желаний трепет,

Мечтою б целый мир назвал —

И всё бы слушал этот лепет,

Всё б эти ножки целовал...

Черновой текст написан в октябре 1833 года в Болдине. В беловом автографе, до нас не дошедшем, стихотворение имело помету: «1833, дорога, сентябрь». Она означала место и время встречи с неизвестной, вызвавшей стихи. И это не единственное, что может первоначально показаться странным или требующим какого-то объяснения. С кем-то встретился, спустя месяц родились 8 строк, к кому они имеют отношение, неизвестно, но стихотворение существует… Что, от этой неизвестности, от отсутствия «привязки» пушкинские строки стали ущербными?

На мой взгляд, по сей день остаётся открытым и вопрос об адресате знаменитого восьмистишия «Я вас любил…»: к кому обращено стихотворение? Многих удивит: как, к кому?! Любовная поэтическая исповедь адресована конкретно Анне Алексеевне Олениной, в чей альбом он её вписал.

Но, по обоснованному мнению пушкиниста Татьяны Цявловской, гипотеза о том, что Анна Алексеевна является адресатом стихотворения, довольно спорна. И дело не в том, что оригинал автографа видели лишь сама Оленина и её родственники, лúца как бы заинтересованные. Вполне могло быть, что Пушкин вписал стихотворение в некогда существовавший альбом девушки. Но само стихотворение было переадресовкой, т.е. написано было по иному поводу, для другого человека, которому в силу каких-то обстоятельств стихотворение «не досталось». А тут сложилась «удобная» ситуация сделать милый презент, в котором как на заказ соседствуют строки «Я вас любил: любовь ещё, быть может...» и «Я вас любил безмолвно, безнадежно...», способные укрепить уверенность Олениной в том, что «посвящение» обращено к ней. Подобные поступки со стороны Пушкина, надо признать, встречались. Если это так и было, то Оленина, естественно, знать об этом не могла. И у неё были резонные фактические основания относить это стихотворение к себе.

Забегая вперёд, надо сказать, что судьбой Анне Алексеевне была дарована долгая и благополучная жизнь. Счастливая? Неведомо. Она вышла замуж за Ф.А. Андро, сына покойного графа Ланжерона. Как она писала: «Супруг не идеальный, а простой». Простота, как известно, хуже воровства. Её муж ревновал жену к прошлому, и «всё, что некогда наполняло её девичью жизнь, не должно было более существовать, даже как воспоминание». Больше 40 лет Анна Алексеевна Андро прожила в кругу детей и внуков в Варшаве, где её муж служил адъютантом Паскевича, а потом был варшавским президентом. В 1850 году она обращалась к императору Николаю I с прошением о дозволении её мужу пользоваться графским титулом и фамилией своего отца, однако соответствующие бумаги, собранные ею во Франции и представленные министру юстиции, были признаны недостаточными. Впрочем, это не мешает большинству пишущих сегодня об Олениной именовать её Анной Алексеевной Андро, графиней де Ланженрон (урожд. Оленина).

Но вернёмся к моменту появления «Я вас любил…» в девичьем альбоме. Комментаторы восьмистишия обычно ссылаются на признание лирического героя таинственной незнакомке, что он её «любил безмолвно, безнадежно». Мол, это недвусмысленно указывает на замужество Анны Алексеевны. Герой же по истечении времени испытывает новое любовное увлечение (тем самым делается намёк на возникшие отношения Пушкина с Гончаровой), и потому решает прекратить попытки покорить Оленину, ставшую Арно, но при этом по-прежнему испытывает к ней очень нежные и тёплые чувства. В последней строфе стихотворения, где звучит пожелание той, кому адресовано стихотворение: «Как дай вам Бог любимой быть другим», он подводит черту под своим прошлым романом и заверяет, что пусть его любовь её «больше не тревожит».

Однако прекрасную гипотезу разбивает обычная хронология: цифры всё же упрямая вещь. Обе даты: 1829 и 1833 с пометкой «plusqueparfait — давно прошедшее» никак не соответствуют времени, когда Анна Оленина вышла замуж за Ф.А. Андро, — было это много позже гибели Пушкина, в 1840 году. Так что ситуация с переадресовкой приобретает ещё больше прав на реальность, а версию, что «Я вас любил…» адресованы Анне Алексеевне, делает донельзя сомнительной.

Безусловно, стихотворение про любовь. «Да, но, — размышлял по этому поводу один из самых заметных отечественных литературных критиков ХХ века Ю.И. Селезнёв, — не только к такой-то женщине и не только в таком-то случае. В этом «благословляю» («...дай вам Бог...») не видится ли вам благословение и всей жизни, всему миру, то самое, что потом сказалось и в есенинском: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть»? И не стоúт ли за этим «личностно» поэтическим «самовыражением» поэтов самосознание народа в его способности к той «всемирной отзывчивости», о которой прекрасно сказал Достоевский в знаменитой речи о Пушкине? Даже и в таких сугубо личностных, любовных стихах поэта вполне выявляется его народность, как, скажем, и в любовной исповеди Есенина — в его «Анне Снегиной» — гражданственность поэта».

Получается, что «стихотворение про любовь», случившуюся у Пушкина к Анне Олениной (или к кому иной. — А. Р.), по сути, вовсе не сугубо личный эпизод его жизни, не «светлая печаль» по поводу не сложившихся отношений с определённым человеком с конкретными именем и фамилией. Почему? Потому что истинная поэзия не камера хранения частных проблем, не личный дневник поэта, куда он изливает в стихах личные переживания, боль и тревогу. Поэтическая боль — всегда боль за весь мир, а переживания отражают духовное состояние времени и общества. Другими словами, вам кажется, что вы читаете «стихотворение про любовь», положим, к Анне Олениной, тогда как на самом деле вы знакомитесь с не чем иным, как философской лирикой, отражающей мироотношение поэта не к реальной возлюбленной, а к женщине вообще, к любви в целом. Не понимать этого — значит не понимать ничего. Или почти ничего. Тем более, что те или иные «привязки» стихов ничего не добавляют нового их читателям в восприятии самих произведений.

+1