***
Славу "Таганки" разделили с режиссером его актеры: Ф. Антипов, И. Бортник, В. Высоцкий, А. Демидова, В. Золотухин, М. Полицеймако, Л. Селютина, З. Славина, В. Смехов, А. Трофимов, И. Ульянова, С. Фарада, Л. Филатов, Б. Хмельницкий, В. Шаповалов, Л. Штейнрайх, Д. Щербаков и другие.
Все они — ученики Юрия Любимова, даже если не учились на его курсе. Юрий Любимов и организованный им театр будто притягивали самых талантливых людей страны.
С 1994 года Любимов набирает новых выпучкников своей Мастерской в РАТИ, и теперь они со "старой" труппой составляют гармоничное единство: Ю. Ардашев Т. Бадалбейли, А. Басова, Д. Высоцкий, Д. Денисенко, И. Линдт, А. Лырчиков, М. Матвеева, Д. Муляр, П. Нечитайло, Е. Рябушинская, А. Смирдан.
Режиссер ставил спектакли по произведениям таких представителей современной отечественной прозы, как Ф. Абрамов, Б. Можаев, А. Солженицын, Ю. Трифонов.
Музыку к спектаклям Любимова писали композиторы Ю. Буцко, А. Волконский, С. Губайдулина, Э. Денисов, В. Мартынов, Н. Сидельников, А. Шнитке, Д. Шостакович.
Сценографию создавали художники Д. Боровский, С. Бархин, Ю. Васильев, Э. Кочергин, Э. Стенберг и другие. Членами художественного совета Театра на Таганке в разные годы являлись ученые П. Капица и Н. Флеров;
С Ю. П. Любимовым сотрудничали писатели и поэты Ф. Абрамов, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ф. Искандер, Б. Можаев, Б. Окуджава, А. Твардовский, Ю. Трифонов, Н. Эрдман, театральные критики Е. Абелюк, Слава Лён, О. Мальцева, Э. Михалёва, А. Аникст, Б. Зингерман, К. Рудницкий, кинорежиссеры С. Параджанов, Э. Климов.
Огромный успех внутри страны и резонанс, который получило искусство Театра на Таганке за рубежом, вынуждали власть в какой-то мере считаться с театром. Так, в условиях коммунистического режима театр сумел продержаться 18 лет. Однако, годами копившееся напряжение, постоянные нападки на театр, запрет спектакля "Владимир Высоцкий", посвященного памяти поэта и актера, в 1981 году, вслед за тем — запрет "Бориса Годунова" в 1982 году, запрет репетиций "Театрального романа" в 1983-м, а также тянувшийся уже 15 лет конфликт вокруг так и не вышедшего к зрителю спектакля "Живой", заставили режиссера в момент кризиса власти пойти на обострение отношений с ней, избрав резко ультимативную тактику.
В марте 1984 года Ю. П. Любимова освобождают от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, подписанным К. Черненко, лишают советского гражданства.
"Мир облагодетельствован его изгнанием", — так была оценена в западной прессе работа Любимова за рубежом. Постановки "Преступления и наказания" Ф. Достоевского в Австрии, Англии, США, Италии были удостоены высших театральных премий.
Спектакль "Бесы" по роману Ф. Достоевского, поставленный в Лондонском театре "Альмида", гастролировал по всей Европе, в частности, по приглашению Д. Стрелера — в парижском Театре Европы (1985). Получив приглашение И. Бергмана, Ю. Любимов ставит в стокгольмском Королевском драматическом театре спектакли "Пир во время чумы" (1986) и "Мастер и Маргарита" (1988).
Создает "Ревизскую сказку", по Н. Гоголю (1986, Бургтеатр, Вена), "Закат", по И. Бабелю (1986, театр "Габима", Тель-Авив), "Пир во время чумы", по "Маленьким трагедиям" А. Пушкина (1986, Королевский драматический театр, Стокгольм), "Гамлет", по У. Шекспиру (1989, театр "Хэймаркет", Лестер, Великобритания; 1989, театр "Гинза", Токио).
Не менее плодотворной была его работа в оперном театре: "Саламбо" М. Мусоргского (1986, Гранд-опера, Париж); "Лулу" Берга (1983, театр "Реджио", Турин; 1987, Лирик-опера, Чикаго); "Тристан и Изольда" Р. Вагнера (1983) и "Риголетто" Дж. Верди (1984), Театр Коммунале, Болонья; "Фи-делио" Л. Бетховена (1985, Штатс-опер, Штутгарт); "Мастер и Маргарита" Р. Кунада (1986, Оперный театр, Карлсруэ); "Енуфа" Л. Яначека (1986, цюрихский Оперный театр и Лондонский "Ковент-Гарден"); 1993 — боннский Штатсопер); "Евгений Онегин" П. Чайковского (1987, Штатсопер, Бонн); "Тангейзер" Р. Вагнера (1988, Штатсопер, Штутгарт); "Золото Рейна" Р. Вагнера (1988, "Ковент-Гарден", Лондон), "Страсти по Матфею" И. С. Баха (1985) миланский "Ла Скала" .
С 1985 года в стране в связи с "перестройкой", инициированной М. Горбачевым и его сторонниками, начались перемены.
В мае 1988 года Юрий Любимов приезжает в Москву. И восстанавливает "Бориса Годунова" и "Владимира Высоцкого".
23 февраля 1989 года, через 21 год после постановки, состоялась премьера спектакля "Живой", по Б. Можаеву. Все эти постановки поразили зрителя современностью звучания.
23 мая 1989 года Ю. П. Любимову возвращают гражданство. Но Театру на Таганке опять суждено было пережить новое испытание. Творческие, экономические и множество других проблем привели к расколу труппы. Однако, несмотря на многочисленные перипетии, Любимов ставит новые спектакли. После возвращения в страну им созданы: "Пир во время чумы" (по "Маленьким трагедиям" А. Пушкина, 1989), "Самоубийца", по Н. Эрдману (1990), "Электра", по Софоклу (1992), "Живаго (Доктор)", по Б. Пастернаку (1993), "Медея Еврипида", по Еврипиду (1995), "Подросток" (1996) и "Братья Карамазовы" (1997), по Ф. Достоевскому, "Марат-Сад", по П. Вайсу (1998), "Шарашка", по А. Солженицыну (1998), "Хроники", по трагедиям У. Шекспира (2000), "Евгений Онегин", по роману А. Пушкина (2000), "Театральный роман", по М. Булгакову (2001), "Сократ/Оракул" (совместный проект Театра на Таганке и Европейского культурного центра в Дельфах, Греция, 2001), "Живаго (Доктор)", по Б. Пастернаку (2001), "Фауст", И. В. Гете (2002), "До и После" (Поэзия Серебряного века, 2003), "Идите и остановите прогресс" (ОБЭРИУТЫ), по произведениям поэтов-обэриутов (2004), "Суф(ф)ле", по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса (2005), "Антигона" Софокла (2006).
После возвращения на родину в 1988 году режиссер продолжает работу за рубежом. В драматическом театре ставит спектакли "Подросток" по Ф. Достоевскому (1991) и "Комедианты" по А. Островскому (1991) — в Хельсинкском национальном театре; "Чайка" по А. Чехову (1993) и "Кредиторы" по А. Стриндбергу (1994) — в Афинском театре Дионисия; "Птицы" (по фрагментам пьесы Аристофана, 1995, Театральный фестиваль в Дельтах); "Вишневый сад" по А. Чехову (1995, театр Кати Дандулаки, Афины).
Юрий Любимов создает оперные постановки: "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича (1990, Штатсопер, Гамбург); "Пиковая дама" П. Чайковского (1990, Штатсопер, Карлсруэ; 1996, Штатсопер, Бонн); "Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева (1991, Штатсопер, Мюнхен); "Набукко" Дж. Верди (1997, Штатсопер, Бонн), "Пиковая дама" П. И. Чайковского (1997, театр "Новая Опера", Москва).
Спектакли по русской и мировой оперной классике, а также по современным зарубежным операм заставили говорить о Любимове как о крупнейшем реформаторе оперы в XX веке. Всего он создал 25 оперных постановок на лучших сценах мира.
За годы своей режиссерской деятельности Ю. П. Любимов трижды выступал как актер: сыграл роли Бачея в фильме "Хуторок в степи" (1971, режиссер В. Бунеев); Мольера — в телевизионном спектакле "Всего несколько слов в честь господина де Мольера" (1975, реж.иссер А. Эфрос), Фамусова в спектакле "Горе от ума" (1995, Берлинская академия искусств, театральный проект А. Шипенко, режиссер А. Шмидт).
К 35-летию театра на Таганке (1999) восстановлен спектакль "Добрый человек из Сезуана". На международном театральном фестивале "Балтийский дом" спектакль "Марат-Сад" получает Гран-при (2000, Санкт-Петербург).
Как "Добрый человек из Сезуана" был признан самым технически сложным спектаклем своего времени, так сегодня подобное можно сказать о "Марате-Саде". Принципиально важно, что в нем, наряду со "стариками", участвует молодое поколение "Таганки", ядром которого стал актерский класс, выпущенный Любимовым по возвращении из вынужденной эмиграции.
В 1990-е годы Театр на Таганке постоянно показывает свои спектакли за рубежом. Там проходят и премьеры некоторых из них, поставленные при финансовом содействии иностранных продюсеров. Так, премьера "Электры" состоялась в Греции, "Живаго (Доктор)" — на Венском фестивале, "Медеи" — в Афинах.
В 2000 году театр на Таганке принял участие в Авиньонском фестивале во Франции, показав спектакль "Марат-Сад". На этот фестиваль Любимов был в свое время приглашен его организатором Жаном Виларом, который приезжал в Москву. А затем — и министром культуры Франции А. Мальро.
Ю. П. Любимов награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1997), Трудового Красного Знамени (1977), Отечественной войны II степени (1996), медалями "За оборону Ленинграда" (1943), "За оборону Москвы" (1944), "За победу над Германией" (1945), "800 лет Москвы" (1947); "50 лет победы над Германией" (1995), медалью Жукова (1996), а также орденом Святого Константина Великого (1998) и медалью "За труды и Отечество" I степени за выдающиеся заслуги перед Отечеством (2003).
Среди его зарубежных наград — Кавалерский крест ордена Заслуги Республики Польша за выдающиеся заслуги в развитии польско-российского культурного сотрудничества (Москва, 2004), Королевский орден Полярной Звезды Командорской степени 1 класса за весомый вклад в развитие сотрудничества в области культуры между Швецией и Российской Федерацией (Москва, 2004), Офицерский крест ордена за заслуги перед Федеративной Республикой Германией (2005), Почетная золотая медаль Президента Венгерской Республики (1997), Национальный орден Венгерской Республики Средний крест, украшенный Звездой, — за вклад в развитие венгерской культуры и мирового театра (2002), орден Командора Искусств и Литературы (Франция) за выдающуюся деятельность в области театра (2002), орден "Звезда Солидарности Италии". Этой высшей наградой Италии, впервые врученной гражданину Российской Федерации, удостаиваются итальянские и зарубежные деятели культуры за особые заслуги в распространении искусства, литературы и науки между народами (2003), орден "Звезда Земли Святой Девы Марианны" (Эстония, 2003, орден финского "Льва" (2006).
Ю. П. Любимов — народный артист России (1991), лауреат Государственной премии СССР (за роль Тятина в спектакле Театра имени Евг. Вахтангова "Егор Булычов и другие" М. Горького, 1952) и Государственной премии России (1997); лауреат премии "Триумф" (1998); лауреат Царскосельской премии (Санкт-Петербург, 1999), лауреат первой премии II Международного театрального фестиваля "Варшавские театральные встречи" за спектакли "Добрый человек из Сезуана" Б. Брехта, "А зори здесь тихие..." Б. Васильева и "Гамлет" У. Шекспира в Театре на Таганке (Польша, 1980), премии Иосифа Кайнца за постановку спектакля "Преступление и наказание" Ф. Достоевского в венском "Бургтеатре" (Австрия, 1985), премии газеты "Стандарт" за лучший спектакль года "Преступление и наказание" Ф. Достоевского в лондонском Театре Лирик (Великобритания, 1983), Почетной премии X Международного фестиваля в Стамбуле "За вклад в развитие мирового театра" (Турция, 1998), премии "Триумф" за постановку спектаклей "Марат — Сад" П. Вайса в Театре на Таганке (Москва, 1998), театральной премии "Чайка" в номинации "Патриарх Искусства" (Москва, 1999), премии международного фестиваля "Балтийский дом" за постановку спектакля "Марат — Сад" П. Вайса в Театре на Таганке (Санкт-Петербург, 1999), театральной премии "Золотая Маска" в номинации "За честь и достоинство" (Москва, 2000), Российской Национальной премии "Золотой микрофон" (Москва, 2000), театральной премии редакции газеты "МК" в номинации "За творческое долголетие" (Москва, 2000), театральной премии редакции газеты "МК" в номинации "Человек года" (Москва, 2002), премии Международного фонда К. С. Станиславского "За выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства" (Москва, 2003).
Обладатель Гран-при X Международного театрального фестиваля "БИТЕФ" за постановку спектакля "Гамлет" У. Шекспира в Театре на Таганке (Югославия, Белград, 1976), Гран-при Международного театрального фестиваля в Бонне за постановку спектакля "Братья Карамазовы" Ф. Достоевского в Театре на Таганке (Германия, 1998), Гран-при Международного театрального фестиваля в Греции за постановку новой редакции спектакля "Добрый человек из Сезуана" Б. Брехта в Театре на Таганке (Салоники, 1999), Гран-при Международного театрального фестиваля в Хорватии за постановку спектакля "Хроники" У. Шекспира в Театре на Таганке (Загреб, 2000), приза зрительских симпатий Международного театрального фестиваля в Афинах за постановку спектакля "Медея" Еврипида в рамках совместного проекта Театра на Таганке и греческого театра "Мегаро" (Греция, 1995 г.), диплом Американской Академии Искусств им. Пушкина за постановку спектакля "Евгений Онегин" А. Пушкина в Театре на Таганке (Нью-Йорк, 2001).
Юрий Петрович Любимов неоднократно признавался лучшим театральным режиссером за постановки спектаклей "Преступление и наказание" Ф. Достоевского в театрах Вигсинхаз (Венгрия, Будапешт, 1978), Арена дель Соле (Италия, Болонья, 1984) и "Арена Стейдж" (США, Вашингтон, 1987), "Енуфа" Л. Яначека в Оперном театре Цюриха (Швейцария, 1986), а также лучшим оперным режиссером за спектакли "Четыре грубияна" Э. Вольфа-Феррари в театре Штатсопер (Германия, Мюнхен, 1982), "Лулу" А. Берга в Театре Реджио (Италия, Турин, 1983); "Енуфа" Л. Яначека в Лондонском театре "Ковент-Гарден" (Великобритания, Лондон, 1986); "Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева в театре Штатсопер (Германия, Мюнхен, 1991), "Пиковая дама" П. Чайковского в театре Штатсопер (Германия, Бонн, 1996 г.), "Набукко" Дж. Верди в театре Штатсопер (Германия, Бонн, 1997).
Действительный член Американской Академии Искусств имени Пушкина (Нью-Йорк, 2001), почетный доктор нескольких всемирно известных университетов, почетный гражданин ряда городов США, Израиля, Польши, Испании, Португалии, Финляндии, Франции и Японии.
В 1977 году Театр на Таганке гастролировал с "Гамлетом" в Югославии. Где получил главную премию на фестивале "БИТЕФ".
На обратном пути в СССР, Театр Юрия Любимова остановился в Будапеште. Дал несколько хорошо встреченных публикой представлений "Гамлета", с участием Владимира Высоцкого, который был уже широко известен как талантливый актёр и бард в "странах народной демократии". Тщательно "охраняемых" совецкими танками. Здесь, в Венгрии танки особенно хорошо помнили. С 1956 года.
И так же, как в Югославии, в Будапеште Театр на Таганке получил первую премию. Казалось бы, всё шло как всегда. Восточная Европа любила мятежный театр.
Но в Будапеште произошло событие, круто перевернувшее жизнь маститого режиссёра. Больше того, сохранившее ему — эту жизнь. Ибо приближались 1982—83—84 годы — самые трудные в трудной жизни Любимова. Годы, когда 67-летний художник был изгнан с родины. Лишён гражданства. Годы, когда он оказался с младенцем на руках и молодой женой — без денег, без театра, без дома, без родственников, без надежды на возвращение — на чужбине...
А тогда, в 1977, в Будапеште, успешному режиссёру Юрию Любимову помогала в его трудах переводчица из Общества венгеро-советской дружбы — Каталин Кунц. Она окончила филологический факультет в Будапештском, а затем — и Московском университете. Понятно, что она хорошо знала русскую культуру. И любила её. Любила русскую литературу и русский театр.
В Обществе венгеро-советской дружбы молодая Каталин Кунц была одной из самых активных сотрудниц. Она принимала заинтересованное участие в художественных выставках, музыкальных концертах, театральных гастролях гостей из СССР. Переводила с русского и на русский. Часто бывала в Москве и после окончания МГУ им. Ломоносова. Имела русских друзей и подруг.
И вот она, будучи замужем, повстречала Любимова. Ореол триумфа окружал гастроли "непокорной" Таганки. Интеллект, свободомыслие и обаяние её руководителя делали своё дело. Совместная работа заставляла их внимательней вглядываться друг в друга. Понимать. Сближаться в длительных прогулках по набережным одной из красивейших столиц Европы.
Ранняя осень, листопад, туманы. Уже были написаны Иосифом Бродским стихи:
Бульвар, Кафе. Подруга на плече.
Луна, что твой генсек в параличе.
Что греха таить, Любимов умел ухаживать. Умел дарить цветы. Умел говорить. А говорить было о чём: обсуждали в совместных прогулках и секрет успеха гастролей Таганки в Европе, и роль в театре Высоцкого со всеми его бедами и несомненным талантом, и несвободу коммунистических подданных. К которым они принадлежали оба.
Любимову с театром пора было возвращаться домой. А что на прощанье? — на прощанье шаль с каймою...
Они увиделись вновь только через несколько месяцев. Он ехал в Италию и, естественно, выбрал путь через Будапешт. Они с Каталин провели вместе всего несколько часов. Но — каких часов!. Тот "момент истины", который вошёл в пословицу, застиг их именно здесь.
В следующий раз Юрий Любимов приехал уже на полтора месяца — ему, конечно не случайно, предложили ставить в Будапеште "Преступление и наказание". Он получил официальное приглашение от венгерских властей самого высокого ранга. В Венгрии "антисовецкие" поступки Любимова, его взгляды на жизнь и искусство вызывали большое уважение. А огромный успех гастролей "Таганки" в Будапеште вспоминают до сей поры.
Юрий Любимов приехал спектакль. Каталин опять была его переводчицей. Они встречались каждый день. Вернувшись домой, Любимов начал ставить "Мастера и Маргариту". Каталин прилетела в Москву. На премьеру спектакля. Который Мастер посвятил ей. Теперь уже — своей Маргарите.
Они поженились в Венгрии, почти никому не сообщив об этом. И приехали навсегда — как они думали — в Москву. Не всякая женщина решилась бы на такой шаг — оставить дом, страну, привычные условия жизни и броситься за человеком, которого она, в сущности, совсем мало знала. Да еще такая разница в возрасте.
В Москве Каталин начала работать собственным корреспондентом венгерского журнала "Фильм, театр, музыка". Ей помогли самые высокие чиновники тогдашней Венгрии, симпатизировавшие Любимову.
А многие люди в окружении Любимова восприняли ее появление в штыки. Почитатели таланта Любимова боялись, что новая жена может помешать его работе. Его борьбе за выживание Театра. За смелые постановки, которые он планировал. Кроме того, было много поклонниц у Людмилы Целиковской, бывшей жены Любимова. Театральный критик Римма Кречетова и через тридцать лет его счастливого брака с Каталин не может простить это Любимову. Противники его женитьбы яростно сопротивлялись. В квартиру Любимовых было несколько ночных звонков грубого протеста.
Человек, который имел бы менее твердый характер, через месяц, наверное, уехал бы обратно. И постарался не вспоминать об этом ужасе никогда. "Я благодарна многим людям за поддержку, людям, которые стали мне близкими. Например, семье Капицы. Группировавшимся вокруг "Таганки" известным поэтам, писателям, художникам, композиторам, которые очень хорошо меня приняли в Москве", — говорит сегодня Каталин.
28 сентября 1979 в семье Любимовых родился сын. Его назвали Петром, в честь деда Петра Захаровича Любимова. Отец настоял, чтобы ребенок появился на свет на родине жены, в Венгрии. Когда сын родился, Любимова с трудом выпустили в Будапешт — посмотреть на него. Помог венгерский посол. Юрий Любимов увидел сына лишь на пятый день после его рождения.
Любимов всегда раздражал советскую власть своим вольнодумством и непокорностью. Ему не давали работать, устраивали административные разборки, вызывали в Министерство культуры и ЦК КПСС, закрывали спектакли.
После похорон Высоцкого, которые Юрий Любимов провёл решительно и достойно, он стал совершенно неприемлем для совецких властей. В начале 1983 года, в соответствии с контрактом, Любимов улетел в Англию. Ставить спектакль "Преступление и наказание".
Приехав туда, он дал интервью лондонской газете "Таймс". Высказывания Любимова совецкие чиновники от культуры посчитали вызывающими, и в приказном порядке ему велели вернуться в Москву. В то время он был серьезно болен.
Каталин не позволила ему возвращаться в СССР, пока он не выздоровеет. Через несколько дней по английскому телевидению передали, что Юрий Любимов уволен из театра.
16 июля 1984 года совецкий консул в Турине (семья Любимовых была тогда в Италии) официально известил Юрия Петровича Любимова о том, что он лишен советского гражданства.
Началась вынужденная и, как всегда, трудная эмиграция. В те тяжёлые годы Каталин сопровождала Юрия Любимова в его многочисленных и суетливых поездках по всему миру — от Израиля до Соединенных Штатов. Но сам Любимов считает, что это был не самый плохой период их жизни: ему не надо было искать работу, так как со всех сторон поступали предложения.
Нет другого русского режиссера, который поставил бы более 30-ти оперных и драматических спектаклей на Западе. Это единственный за все годы совецкой власти Русский Режиссёр с Мировым Именем. С таким количеством театральных и правительственных наград. С таким количеством побед на Международных фестивалях. С таким кругом друзей: Микельанджело Антониони, Ингмар Бергман, Питер Брук, Джорджо Стреллер, Анджей Вайда, Тадаши Судзуки, Тони Харрисон — всех не перечислишь. Которые дружно поддержали Любимова в условиях его изгнания из СССР.
Для Каталин всегда было важно, чтобы, несмотря на переезды и многочисленные хлопоты, ее муж и ребенок везде чувствовали себя как дома. В трудных обстоятельствах эмиграции Каталин, помимо домашних обязанностей, с которыми она с блеском справлялась, начала профессионально вести дела мужа-режиссёра.
С 1986 года жизнь стала налаживаться. В СССР началась горбачёвская перестройка. Любимова стали настойчиво упрашивать вернуться на Родину.
После семи лет вынужденной эмиграции он вернулся. Его встречали как героя. Но в силу разных причин и обстоятельств, прежде всего, предательства когда-то облагодетельствованного Любимовым ученика — Губенко, в труппе Театра начался раскол. В результате под одной крышей стали существовать два театра.
Каталин решила тогда, что не имеет никакого морального права сказать мужу: "Давай уедем отсюда". Ведь он великий режиссёр, который создал этот Театр у себя на Родине, и она должна помочь ему сохранить Театр. Во что бы то ни стало!
Губенко (тогда министр культуры) отобрал у Театра на Таганке Новое здание, которое Любимов с превеликими трудностыми строил десять лет! Но и тогда Каталин сказала — остаёмся и будем играть на Старой сцене.
Сейчас Каталин в Театре совмещает — "на общественных началах", как говорили при советкой власти — сразу несколько должностей: директор, личный секретарь Любимова, менеджер, пресс-атташе, завхоз, а порой и уборщица. За десять лет она навела в театре образцовый порядок.
Сейчас Театр не просто ожил, ставит новые спектакли, гастролирует по миру. Юрий Любимов продолжил педагогическую работу в РАТИ. Его мастерская выпускает актёров нового типа, актёров-полипрофессионалов. Лучшие из которых вошли в труппу Театра на Таганке.
Имея самый богатый и высококачественный репертуар в мире и самую совершенную труппу, Театр на Таганке вступил в 43-ий сезон своей работы. И в этом немалая заслуга её фактического директора — Каталин Любимовой.
Автор: О. Н. Мальцева.