"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Бунин Иван Алексеевич-первый русский Нобелевский лауреат по литературе


Бунин Иван Алексеевич-первый русский Нобелевский лауреат по литературе

Сообщений 1 страница 20 из 110

1

http://sa.uploads.ru/t/Mvd1r.jpg
Ива́н Алексе́евич Бу́нин
(10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт, почётный академик
Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).
Официальная формулировка решения о награждении Бунина Нобелевской премией оказалась неожиданно точной: «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической литературы» .

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Творчество Бунина – крупное художественное явление в русской литературе двадцатого века. Горький называл Бунина «прекрасным знатоком души каждого слова» . Твардовский писал: « Бунин – по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если не хотим сознательно идти на снижение требовательности к мастерству, на культирование серости, безъязыкости и безличности наши прозы и поэзии. Перо Бунина – ближайший к нам по времени пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясной и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради своей формы» .

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Бунин говорил:
«Все эти возвышенные слова, дивной красоты песни, соборы – все это не нужно, все это создавалось веками…». Одним из источника его творчества была народная речь. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово. Для нас он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Бунин шел своим собственным путем, не пpимыкал ни к одному из модных литеpатуpных течений или какой-либо гpуппиpовке, по его выpажению, "не выкидывал никаких знамен" и не пpовозглашал никаких лозунгов. Кpитика отмечала мощный язык Бунин, его искусство поднимать в миp поэзии "будничные явления жизни". "Низких" тем, недостойных внимания поэта , для него не было. В его стихах - огpомное чувство истоpии. Рецензент жуpнала "Вестник Евpопы" писал: "Его истоpический слог беспpимеpен в нашей поэзии... Пpозаизм, точность, кpасота языка доведены до пpедела. Едва ли найдется еще поэт, у котоpого слог был бы так неукpашен, будничен, как здесь; на пpотяжении десятков стpаниц вы не найдете ни одного эпитета, ни обного сpавнения, ни одной метафоpы... такое опpощение поэтического языка без ущеpба для поэзии - под силу только истинному таланту... В отношении живописной точности г. Бунин не имеет сопеpников сpеди pусских поэтов ".

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Подводя итоги  своему  многолетнему  литературному  труду,  Бунин  по-пушкински ясно произнес «сам  свой  высший  суд»:  «Жить  мне  осталось,  во всяком случае, недолго. И, приводя в порядок по мере моих уже  очень  слабых сил мои писания, в надежде, -  тоже довольно слабой, - что они будут  когда-нибудь изданы, я перечитал их уже почти все  и  вижу,  что  я  не  ценил  их. прежде  так,  как  они  того  заслуживают,  что  они  во  многих  отношениях замечательны по своей оригинальности, по разнообразию,  сжатости,  силе,  по внутренней и внешней красоте, - говорю это не стыдясь, ибо уже  без  всякого
честолюбия, только как художник».

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

   Прозу Бунина  приравняли  к  произведениям  Толстого  и  Достоевского, говоря при этом, что он  «обновил»  русское  искусство  и  по  форме,  и  по содержанию.

0

2

http://new.stihi.ru/pics/2015/10/22/4358.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе — “за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер”....за самое крупное его произведение — роман “Жизнь Арсеньева”.

Интересна так же и история получения премии... .

В 1922 году жена Бунина, Вера Николаевна, записала в дневнике, что Ромен Роллан выдвинул кандидатуру ее мужа на получение Нобелевской премии. В скромном доме Ивана Алексеевича, жившего в старинном прованском городке Грасс, боялись верить в возможность такой удачи. За последующие одиннадцать лет этот эпизод успел забыться. Вечером 9 ноября 1933 года Бунин сидел в «синема» и смотрел «веселую глупость» , как выразился он сам, — фильм «Бэби» . И вдруг темноту зала прорезал луч фонарика. Его разыскивали — звонок из Стокгольма.. .

Официальная формулировка решения о награждении Бунина Нобелевской премией оказалась неожиданно точной: «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической литературы» . А над определением гражданского статуса нового лауреата Нобелевскому комитету пришлось поломать голову. Получилось не очень складно и даже оскорбительно: «без национальности, проживает во Франции» . Принимая награду, Иван Алексеевич сказал, что он первый изгнанник, отмеченный Нобелевской премией.

Чек на 715 тысяч французских франков мог обеспечить Бунину безбедную жизнь и комфортные условия для творчества до конца дней. Однако нобелевские деньги быстро кончились. Он тратил их не задумываясь, щедро раздавал нуждающимся коллегам-эмигрантам. А оставшиеся средства, доверившись «доброжелателям» , вложил в «беспроигрышное дело» и прогорел.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

http://sa.uploads.ru/t/NwiAg.jpg

В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия, как он считал, пpежде всего за "Жизнь Аpсеньева". Когда Бунин пpиехал в Стокгольм получать Нобелевскую пpемию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотогpафии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витpинах магазинов, на экpане кинематогpафа. На улице шведы, завидя pусского писателя, оглядывались. Бунин надвигал на глаза баpашковую шапку и воpчал:

- Что такое ? Совеpшенный успех теноpа.

Замечательный pусский писатель Боpис Зайцев pассказывал о нобелевских днях Бунина: "... Видите ли, что же - мы были какие-то последние люди там, эмигpанты, и вдpуг писателю-эмигpанту пpисудили междунаpодную пpемию ! Русскому писателю !.. И пpисудили не за какие-то там политические писания, а все-таки за художественное... Я в то вpемя писал в газете "Возpождение"... Так мне экстpенно поpучили написать пеpедовицу о получении Нобелевской пpемии. Это было очень поздно, я помню, что было десять вечеpа, когда мне это сообщили. Пеpвый pаз в жизни я поехал в типогpафию и ночью писал... Я помню, что я вышел в таком возбужденном состоянии (из типогpафии), вышел на place d'Italie и там, понимаете, обошел все бистpо и в каждом бистpо выпивал по pюмке коньяку за здоpовье Ивана Бунина !.. Пpиехал домой в таком веселом настpоении духа.. часа в тpи ночи, в четыpе, может быть..."

0

3

http://sf.uploads.ru/t/G0bDw.jpg
В русской литературе творчество Ивана Алексеевича Бунина
занимает особое место уже чисто по формальной причине. Среди отечественных литераторов двадцатого века не столь уж много можно насчитать тех, кто удостоился всемирного признания в виде Нобелевской премии. И несмотря на то что вполне можно понять тех, кто скептически относится к подобному лауреатству как таковому, все-таки это неоспоримый факт причастности к избранному кругу великих деятелей мировой культуры. Творчество любого художника невозможно понять без взгляда на ту обстановку, в которой он жил.

Детство в Орловской губернии

Начало жизни будущего писателя связано со средней полосой России. Образы детства имеют определяющее значение для формирования любой творческой личности. Неповторимый колорит русской природы и скромный быт постепенно приходящей в запустение дворянской усадьбы найдут неоднократное отражение в стихах и прозе будущего нобелевского лауреата.

Своё известное стихотворение "Детство" Бунин посвятил воспоминаниям о совершенно конкретном месте.
Это хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Именно здесь было расположено имение "Озёрки", окрестности которого неоднократно в последующем изображал в своих произведениях Бунин. Детство его неторопливо протекало в родительском доме вплоть до поступления в гимназию. Для обучения в ней ему пришлось перебраться в уездный город Елец.

Стихи Бунин начинает сочинять в семнадцатилетнем возрасте. И с первых шагов заявил о себе как вполне сформировавшийся поэт со своим характерным языком и узнаваемой образностью. Стихи Бунина - короткие. В них невозможно найти ни единого лишнего слова, ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Произведение, ставшее классикой русской поэзии, насчитывает всего двенадцать строк. В них сложно обнаружить какую-либо сложную символическую образность. Это просто окрашенное эмоциями описание тёплого солнечного дня в сосновом лесу. Пейзаж передан через ощущения десятилетнего мальчика. Если сравнивать с живописью, это чистейший импрессионизм. Но все-таки вряд ли был бы повод говорить об авторе как о классике русской литературы, если бы он ограничился короткими поэтическими зарисовками.

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

0

4

Детство осталось в старой заброшенной усадьбе в Орловской губернии. Следует отметить, что поэзия и проза Ивана Бунина находились несколько в стороне от доминирующих литературных направлений. В них трудно обнаружить изощрённую символистическую образность и модернистские тенденции. Это гораздо ближе к традиционному русскому реализму. Но вся артистическая и художественная богема, среди которой вращался писатель, жила единым чувством надвигающейся на Россию катастрофы. Ждать её пришлось не так уж долго.

Война и революция, социальные потрясения начала века поставили перед жёстким выбором всю просвещённую часть российского общества. Выбирать нередко приходилось не столько между белыми и красными, сколько между тем, жить или умереть. Именно этим объясняется тот факт, что большая часть русской интеллектуальной элиты на исходе гражданской войны оказалась за пределами своего Отечества.

http://sf.uploads.ru/t/6KG2P.jpg
Иван Алексеевич Бунин был среди тех,
кто до последнего предела верил и надеялся на победу Белого движения.

Из Одессы писатель отбыл в феврале 1920 года одним из последних пароходов. Эмигрировал он во Францию. В то, что ему не суждено будет больше вернуться в Россию никогда, Бунин, подобно многим русским эмигрантам, отказывался верить. Но берег страны, где было написано двенадцать строчек стихотворения "Детство", скрылся за бортом парохода для него навсегда.

0

5

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

    Иван Алексеевич Бунин родился 10(22) октября 1870 года в Воронеже. Происходил из древнего дворянского рода. В «Автобиографической заметке» (1915) Бунин писал: «Род этот дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А.П.Бунину, и поэта В.А, Жуковского (незаконного сына А.И.Бунина); в некотором родстве мы с братьями Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Воейковыми, Булгаковыми, Соймоновыми».
    Отец, Алексей Николаевич Бунин, был помещиком (Орловская и Тульская губернии), разорился из-за пристрастия к вину и картам. Участвовал в Крымской войне 1853-86 гг.
    Мать, Людмила Александровна Бунина (урожденная Чубарова) – была дальней родственницей мужа и, по семейному преданию, происходила из древнего княжеского рода. Родила 9 детей, из которых пятеро умерли в раннем возрасте.
    1874 год – семья Буниных переезжает в поместье, хутор Бутырки Предтечевской волости Елецкого уезда Орловской губернии. Ивану Бунину приглашают домашнего учителя – Н.О. Ромашкова, студента Московского университета. По воспоминаниям самого Бунина, это была жизнь, связанная «с полем, с мужицкими избами» («Автобиографическая заметка»).
    1881 год – Иван Бунин поступает в 1 класс Елецкой гимназии. В 7 лет начинает писать стихи.
    1886 год – Бунина исключают из гимназии за неявку с каникул и неуплату за обучение. Учить Ивана берется старший брат Юлий, участник народнического движения. Благодаря ему, будущий писатель освоил полностью гимназический и частично университетский курсы обучения.
    22 февраля 1887 года - в газете «Родина» впервые опубликовано стихотворение Бунина «Над могилой Надсона». В этой же газете были напечатаны еще несколько стихотворений и рассказы «Два странника» и «Нефедка».
    1889 год – Бунин переезжает в Харьков к брату Юлию и начинает самостоятельную жизнь. Независимость давалась тяжело, приходилось много работать. На несколько месяцев Бунин сменил несколько мест работы, был статистиком, библиотекарем и даже владел книжной лавкой.
    Осенью 1889 года издательница газеты «Орловский вестник» пригласила Бунина на работу в редакцию. Одна из сотрудниц «Орловского вестника», Варвара Владимировна Пащенко, стала первой любовью Бунина.
    Иван Алексеевич увлекается толстовством. Ему стали близки идеи опрощения, в течение нескольких ближайших лет он посетил несколько колоний толстовцев на Украине.
    1890 год – Бунин, самостоятельно изучив английский язык, переводит поэму Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
    1891 год – как приложение к газете «Орловский вестник», выходит первая книга И.А. Бунина «Стихотворения 1887 – 1891 гг.».
    1894 год – Бунин и Варвара Пащенко расстаются. Разрыв происходит в Полтаве по инициативе Варвары. В будущем Бунин на основе этой любви создаст сюжетную линию Арсеньев – Лика в романе «Жизнь Арсеньева».
    В этом же году Иван Алексеевич встречается с Л.Н.Толстым, который рекомендует ему не слишком увлекаться «опрощеним». Бунин принимает решение посвятить себя литературе.
    1895 год – в Петербурге, а потом и в Москве Бунин входит в литературную среду. Знакомится с Н.К. Михайловским, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, К.Д. Бальмонтом. В Одессе происходит знакомство с А.И. Куприным.
    1896 год – как приложение к газете «Орловский вестник», выходит бунинский перевод «Песни о Гайавате».
    1897 год – выходит книга И.А. Бунина «На край света и другие рассказы».
    1898 год – выходит стихотворный сборник И.А. Бунина «Под открытым небом».
    1900 год – написан рассказ «Антоновские яблоки»
    1901 год – в издательстве «Скорпион» Бунин публикует сборник стихов «Листопад».
    1902 – 1909 гг. – выходит первое собрание сочинений И.А. Бунина в 5-и томах.
    1903 год – за «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» Российская Академия Наук присуждает Бунину Пушкинскую премию.
    1906 год – Бунин знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, которая вскоре становится его женой.
    1907 год – Бунин с женой отправляются в первое «заветное странствие»: в Египет, Сирию, Палестину.
    1909 год – Бунину присуждается вторая Пушкинская премия; в этом же году он избран почетным академиком Российской Академии Наук.
    1910 год – издана повесть И.А. Бунина «Деревня».
    1912 год – издан сборник И.А. Бунина «Суходол: Повести и рассказы 1911 - 1912».
    1913 год – издана книга И.А. Бунина «Иоанн Рыдалец: Рассказы и стихи 1912 - 1913».
    1915 год – выходит полное собрание сочинений И.А. Бунина в 6 томах.
    1916 год – издана книга И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско: Произведения 1915 – 16».
    1917 год – Бунин враждебно воспринимает Октябрьский переворот. Пишет дневник-памфлет «Окаянные дни».
    1920 год – Бунин покидает Россию и эмигрирует во Францию.
    В этом же году И.А. Бунин возглавляет Союз русских литераторов и журналистов в Париже, много выступает с обращениями.
    1925 – 1927 гг. – Бунин ведет регулярную политико-литературную рубрику в газете «Возрождение».
    Во второй половине 20-х годов Бунин переживает свою «последнюю любовь». Ею стала поэтесса Галина Николаевна Кузнецова.
    1927 – 1938 гг. – работа над романом «Жизнь Арсеньева». Кузнецова активно помогала Бунину, является переписчицей романа.
    1933 год – разрыв отношений с Кузнецовой по ее инициативе.
    9 ноября 1933 года – И.А. Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы «за правдивый артистический талант, которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».
    Период 2-й мировой войны – Бунин в Грасе, на юге Франции.
    Послевоенный период – Бунин возвращается в Париж. Он больше не является непреклонным противником советского режима, но и не признает перемен, произошедших в России. В Париже Иван Алексеевич посещает советского посла и дает интервью газете «Советский патриот».
    1946 год – издана книга И.А. Бунина «Темные аллеи».
    В это же время руководство Союза русских писателей и журналистов в Париже исключает из своих членов всех, кто принял советское подданство. Бунин в знак протеста покидает эту организацию. От него отворачиваются многие коллеги. В Советском Союзе не выходит уже практически готовый к изданию сборник И.А. Бунина, а интервью в «Советском патриоте» оказывается сфальсифицированным.
    1950 год – издана книга И.А. Бунина «Воспоминания», отличавшаяся резкостью оценок.
    8 ноября 1953 года – Иван Алексеевич Бунин умирает в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях французской столицы.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

В русской литературе творчество Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место уже чисто по формальной причине. Среди отечественных литераторов двадцатого века не столь уж много можно насчитать тех, кто удостоился всемирного признания в виде Нобелевской премии. И несмотря на то что вполне можно понять тех, кто скептически относится к подобному лауреатству как таковому, все-таки это неоспоримый факт причастности к избранному кругу великих деятелей мировой культуры. Творчество любого художника невозможно понять без взгляда на ту обстановку, в которой он жил.

0

6

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября (22 по новому стилю) 1870 года  в небогатой дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Елецкого уезда, Орловской губернии. Начальное образование получил в домашних условиях, его учителем и наставником был Н. О. Ромашков, человек художественно одаренный и образованный, в прошлом студент Московского университета. Под его влиянием Бунин пристрастился к чтению книг и к занятиям живописью.

В 1874 году Бунины pешили пеpебpаться из гоpода в деpевню на хутоp Бутыpки, в Елецкий уезд Оpловской губеpнии, в последнее поместье семьи. В эту весну Юлий окончил куpс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в Москву, чтобы поступить на математический факультет унивеpситета.

В деpевне от матеpи и двоpовых маленький Ваня "наслушался" песен и сказок. Воспоминания о детстве - лет с семи, как писал Бунин ,-связаны у него "с полем, с мужицкими избами" и обитателями их. Он целыми днями пpопадал по ближайшим деpевням, пас скот вместе с кpестьянскими детьми, ездил в ночное, с некотоpыми из них дpужил.

Подpажая подпаску, он и сестpа Маша ели чеpный хлеб, pедьку,"шеpшавые и бугpистые огуpчики", и за этой тpапезой, "сами того не сознавая, пpиобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан миp ",- писал Бунин в автобиогpафическом pомане "Жизнь Аpсеньева". Уже тогда с pедкой силой воспpиятия он чувствовал , по собственному пpизнанию, "божественное великолепие миpа" - главный мотив его твоpчества. Именно в этом возpасте обнаpужилось в нем художественное воспpиятие жизни, что, в частности, выpажалось в способности изобpажать людей мимикой и жестами; талантливым pассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин написал пеpвое стихотвоpение.

Осенью 1881 года Бунин поступил в гимназию в городе Ельце. Занятия посещал неохотно, предпочитая им литературное самообразование. В 1886 году был отчислен из четвертого класса гимназии. Четыре года он жил в деревне Озерки, где находился его старший брат Юлий, народоволец, сосланный сюда под полицейский надзор. Брат приобщил молодого Бунина к чтению серьезной философской литературы, мировой и русской художественной классики. Еще в гимназические годы Иван Алексеевич писал стихи, здесь стал увлекаться и другими формами литературного творчества: прозой, публицистикой.

В 1889 году Бунин совершил первое путешествие по стране: Харьков, Севастополь, Ялта. Осенью того же года стал жить в Орле. Сотрудничал в газете «Орловский вестник» (сначала корректор, затем редактор). Через два года издал в Орле небольшую книжку стихотворений.

Увлеченный учением Л. Толстого, Бунин в 1894 году встречается с ним в Москве. Однако толстовцем не стал, через год в рассказе «Сутки на даче» с некоторой иронией напишет об идеях толстовского опрощения. В 1895 году он знакомится в Москве и Петербурге с известными русскими писателями, в том числе с А. П. Чеховым. Затем вновь много путешествует, с 1898 года живет около двух лет в Одессе.

В 1895 году публикует рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин весь отдается литературному творчеству. Кончились поиски призвания, остались позади странствия по Украине, мелкая журналистская и иная работа, давшие, впрочем, богатый материал для рассказов и повестей.

Вскоре пришло к молодому писателю и лестное официальное признание литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает его Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1896) американского поэта Г. Лонгфелло, основанной на сказаниях североамериканских индейцев (в 1909 году Академия наук изберет Бунина своим почетным членом).

Постепенно Иван Алексеевич освобождается от прямых литературных влияний, обретает собственный творческий голос, это было замечено крупнейшими художниками. Его не захватили модные декадентские течения в литературе. Бунин хранил верность реалистической традиции русской классики. Его стиль казался даже демонстративным на фоне разнообразных эстетических экспериментов той поры. Но таков был путь не одного Бунина: традиция жила в великом опыте Чехова, Толстого, Горького.
Иван Алексеевич видел зреющие исторические перемены в стране и отразил их. Он не принял революцию 1905 года, записал в дневнике свои впечатления от нее: «какой-то жуткий восторг, чувство великого события». То, что вскоре после революции 1905 года Бунин напишет свои самые лучшие произведения, нельзя назвать случайностью. Он иногда высказывался о своей непричастности к политике, но в художественном творчестве отражал ее. В 1909 - 1910 годах он создает повесть «Деревня», принесшую Бунину широкую читательскую известность. В ней говорила страдающая и думающая крестьянская Россия.

В 1917 году наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не приняв Октябрьской революции, писатель в 1920 году навсегда покинул свою родину.

Начался эмигрантский период жизни и творчества Бунина, когда он уже не знал, как прежде, длительного творческого счастья и душевных радостей (его драматическое настроение выразилось в стихотворении «У птицы есть гнездо...», 1922).

Бунин прожил долгую жизнь. Он увидел победу советского народа над немецким фашизмом в 1945 году, был счастлив за свое отечество. С интересом читал книги советских писателей, восторгался «Василием Теркиным» Твардовского.

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года на pуках своей жены в стpашной нищите. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Последние годы жизни писатель посвятил работе над книгой о Чехове. К сожалению, этот труд остался незавершенным.
Свою последнюю дневниковую запись Иван Алексеевич сделал 2 мая 1953 года. "Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!"
В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался. Отпевание было торжественным - в русской церкви на улице Дарю в Париже при большом стечении народа. Все газеты - и русские, и французские - поместили обширные некрологи.
А сами похороны состоялись намного позже, 30 января 1954 года (до этого прах находился во временном склепе). Похоронили Ивана Алексеевича на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Рядом с Буниным через семь с половиной лет нашла свой покой верная и самоотверженная спутница его жизни Вера Николаевна Бунина.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слишком поздно pодился я. Родись я pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пеpежить... 1905 год, потом пеpвую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа... Как не позавидовать нашему пpаотцу Ною ! Всего один потоп выпал на долю ему..."

0

7

http://www.c-cafe.ru/days/bio/38/pic/bunin01.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

Бунин вступил в литературу поэтом.

Уже в его юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего, зрелого творчества. Он говорит о природе как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа,— вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, но и страстная жажда воссоединения с ней — эта тема классической поэзии звучит в стихотворении шестнадцатилетнего Бунина программно: «Ты раскрой мне, природа, объятия, / Чтоб я слился с красою твоей!» («Шире, грудь, распахнись для принятия...», 1886).

В естественности бытия, по Бунину,— источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой, в том числе и русской, лирике очеловечивание (антропоморфизм) природы он повторяет настойчиво, обогащая новыми метафорами. По-тютчевски звучащая поэзия грозы как символа обновления мира прямо проецируется в человеческую жизнь («Не пугай меня грозою...», 1888). Но тютчевская тема обретает неожиданный поворот. Поэт слышит в весенней грозе не только гром, а и тишину: «Как ты таинственна, гроза! Как я люблю твое молчанье» («Полями пахнет...», 1901).

Лучшим стихотворным произведением Бунина явилась поэма «Листопад» (посвящена М. Горькому) — это высокая пейзажная лирика. Поразительная по краскам, живописному изяществу, она встала в один ряд с лучшими пейзажами в мировой поэзии.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Стихи Бунин писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. Но уже в начале творческого пути в нем все явственнее проявлялся прозаик, причем настолько сильный и глубокий, что первые рассказы Бунина тут же заслужили признание именитых в ту пору писателей Чехова, Горького, Андреева, Куприна.

0

8

http://www.c-cafe.ru/days/bio/38/pic/bunin01.jpg
Иван Алексеевич Бунин

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее, многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским смыслом. Они концептуальны, и помогают понять, каким же на самом деле был этот непредсказуемый, достаточно резкий и свободолюбивый человек.
Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Пожалуй, последним произведением, в котором сохранилась некая дореволюционная безмятежность, является стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», написанное 14 июля 1918 года. Буквально через несколько дней Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, которая пока еще является оплотом белогвардейцев. Здесь он рассчитывает пережить смутные времена, не предполагая, что уже через полтора года окажется во Франции и больше никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни.
Словно предвидя расставание с Россией, поэт в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» обращается к Богу, рассказывая о скорой встрече с ним. Однако в данном случае речь идет не о смерти, как может показаться вначале, а об эмиграции, которая для Бунина превратится в настоящую пытку. Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. И именно по этой причине до последнего откладывает свой отъезд из Одессы, став свидетелем кровавой бойни и неоднократной смены власти в этом портовом городе. Что касается стихотворения, то приведенный в нем диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает Бунин, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве.

0

9

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

Многие представляют себе Бунина сухим и холодным. В.  Н.  Муромцева  –Бунина  говорит:  «Правда,  он  хотел  таким  казаться,  -   он   ведь   былпервоклассным актером». Он был из тех, кто не перед каждым раскрывался.

      К концу 1892 года  стихи  и  проза  Бунина  стали  чаще  появляться  в
«толстых» журналах – «Вестник Европы», «Мир Божий», «Русское богатство» -  и
привлекали внимание корифеев литературной критики. В эту пору  лирика  поэта
приобрела   более   объективный   характер;    автобиографические    мотивы,
свойственному сборнику стихов, по  определению  самого  автора,  не  в  меру
интимных, постепенно исчезали из его  творчества,  которое  получало  теперь
более завершенные формы.

      Весной и летом 1894 года он путешествовал по Украине. «Я в те годы,  -
вспоминал он, - был влюблен в Малороссию, в ее села  и  степи,  жадно  искал
сближения с ее народом, жадно слушал песни, душу его».

      1895год – переломный  в  жизни  Бунина:  после  «бегства»  Пащенко,  в
январе он оставил службу в Полтаве и переехал сначала в Петербург,  затем  в
Москву.  Теперь  он  входил  в  литературную  среду,  где   познакомился   с
множеством писателей. Особенно важными были знакомство с  А.  П.  Чеховым  и
сближение с участниками московского литературного  кружка  «Среда»  (в  него
входили: М. Горький, А. Куприн, Л. Андреев, Н.  Телешов  и   другие  молодые
писатели-дебютанты 1890-х годов).  Большой  успех  на  литературном  вечере,
состоявшемся 21 ноября, ободрил его. Там он выступил с чтением рассказа  «На
край света».

      Но только в 1897 году этот первый сборник рассказов  «На  край  света»
вышел в печать.  Повествуя  о  нищете  и  голоде  крестьян,  о  переселенцах
(«Танька», «Вести с родины», «На край света»),  о  разорении  мелкопоместных
(«На хуторе», «В поле»),  Бунин  тогда  уже  двупланово  изображал  деревню.
Социальные драмы  и  трагедии  он  оттенял  поэзией  и  красотой  природы  и
человеческой души.

      Быть естественным, как сама  природа  –  вот  идеал  юного  поэта.  Не
только восторг перед природой, а и страстная жажда соединения с  ней  –  эта
тема классической поэзии звучит в  стихотворении  шестнадцатилетнего  Бунина
программно:  «Ты раскрой мне, природа,  объятия,  чтоб  я  слился  с  красою
твоей!» («Шире, грудь, распахнись для принятия…»).

      В 1896 году во всю силу поэтическое дарование  писателя  раскрылось  в
переводе «Песни о Гайавате» Лонгфелло. И это  не  случайно.  Нравственный  и
эстетический пафос поэмы был созвучен бунинскому  мироощущению,  которое  не
поддавалось полновесному выражению  в  собственных  произведениях:  скрывали
робость, власть традиции, неопытность.

0

10

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

В июне 1898 года Бунин уехал в Одессу.

Здесь он  сблизился  с  членами «Товарищества   южнорусских   художников»,   собиравшихся   на   «Четверги»,
подружился с художниками Е. И. Буковецким, В. П. Куровским (о нем  у  Бунина стихи «Памяти друга») и  П.А.  Нилусом  (от  него  Бунин  взял  кое-что  длярассказов «Галя Ганская» и «Сны Чанга»).

      Блестящий перевод Лонгфелло, успех  первых  книг,  дружба  с  Чеховым,
расширение литературно-художественных  связей  –  словом,  выход  в  большую
литературу, - все это расковало духовные силы Бунина. К началу века он  стал
писать более смело, самостоятельно, не оглядываясь на авторитеты.

      В 1990-е  годы  большая  часть  бунинских  стихотворений  и  рассказов
публиковалось  издательством  «Знание»,  которым   руководил   М.   Горький,
дороживший сотрудничеством с самым ярким, как  он  считал,  талантом  своего
писательского поколения. Одним  из  первых  предсказал  Бунину  неординарную
литературную судьбу А. П. Чехов. Чеховское  дружеское  участие  очень  много
дало молодому писателю, а его предсказание скоро подтвердилось:  вышедший  в
1901 году поэтический  сборник  Бунина  «Листопад»  был  отмечен  Пушкинской
премией  Российской  Академии  наук,  появление   его   новых   произведений
одобрительно встречалось большей частью влиятельных критиков.  Куприн  писал
о  «редкой  художественной  тонкости»  в  передаче   настроения.   Блок   за
«Листопад» и другие стихи признавал за Буниным право  на  «одно  из  главных
мест» среди современной русской поэзии.

      Поэма  «Листопад»  и  рассказ  «Антоновские  яблоки»  открывают  новый
период в творчестве Бунина. Он пишет о  красоте  и  величии  природы,  о  ее
постоянном движении и  обновлении,  что  приобщает  человека  к  гармонии  и
вечности.

      О книге стихов Бунина «Листопад» Горький  написал:  «Я  проглотил  ее,
как молоко! Какое-то матовое серебро, мягкое,  теплое,  льется  в  грудь  со
страниц этой простой, изящной книги».  «Листопад» стал прологом, «дверью»  в
художественный  мир,  который  современники   красиво   назвали   «бунинским
материком». Этот «материк» состоял из трех больших тем:  темы  России;  темы
нового буржуазного мира  с  его  материальным  прогрессом  и  обесцениванием
духовных приоритетов в жизни  и темы любви.

      Для  Бунина  характерен  особый  способ  изображения  явлений  мира  и духовных переживаний человека путем контрастного  сопоставления  их  друг  с другом.  Так  в  рассказе  «Антоновские  яблоки»  восхищение   щедростью   и совершенством природы соседствует с печалью по  поводу  умирания  дворянских усадеб. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом  с  его старосоветским благополучием. Запустение и  вырождение  дворянских  гнезд,  нравственное  духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство  грусти  и  сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об  исчезновении  целых  сословий.

Бунину запомнились радостные лица осенью, когда  в  деревне  всего  вдоволь.
Автор и рассказчик – герой  «Антоновских  яблок»   -  любовно  рассматривает
старинные  альбомы  со  стихами,  книги  в  коже.  Тут   у   Бунина   ничего
своекорыстного, «помещичьего» нет.

      Расставаясь с прошлым, писатель пытается сохранить в  памяти  потомков то, что достойно преемственности.

      М. Горький двойственно оценил «Антоновские  яблоки».  «Это  -  хорошо.
Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно».  А  рядом
сомнение: «Хорошо пахнут «Антоновские яблоки» -  да!  -  но  -  они   пахнут
отнюдь не демократично».

      Сопоставляя «старое»  и  «новое»,  И.  А.  Бунин  отдает  предпочтение «старому». Прошлое для него идеально и не подлежит критическому анализу.

      Ностальгическая грусть Бунина  о  текучести  жизни,  о  смене  форм  и
содержания ее – прекрасное, благородное  чувство  признательности  тем,  кто
жил, трудился, воспитывал детей в любви  к  Отечеству,  к  родной  земле,  в
уважении к семье, роду.

      С надеждой ждать грядущее, но не исключать из памяти ушедшее,  помнить о связи времен, - эта мысль Бунина, в разных  вариантах,  прошла  через  всю русскую литературу двадцатого века.

0

11

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

С 1902 года начало выходить отдельными нумерованными  томами  собрание сочинений Бунина в издательстве Горького «Знание».

      Революция 1905 года и наступившая  затем  реакция  обострили  раздумья
художника о судьбах России и народа, о русском национальном характере.
      У него возрос интерес к истории, к прошлому не  только  родины,  но  и
всего человечества. Чуть ли не ежегодно совершал он поездки по Европе  и  по
странам Ближнего Востока.

      Впечатления  от  путешествий  по  Ближнему  Востоку  вылились  в  цикл
путевых поэм «Тень  птицы»  (1907-1911).  В  них  отразилось  своеобразие  и
противоречивость социально-философской мысли писателя тех лет, его  раздумья
о прошлом и будущем человечества. Они сочетают в себе дневниковые  записи  –
описания городов, экскурсы в историю их культуры и гибели царств.

      Проза и стихи Бунина  обрели  теперь  новые  краски.  Предшествовавшая
проза,  как  отмечал  сам  Бунин,  была  такова,  что  «заставила  некоторых
критиков трактовать» его, например, «как  меланхоличного  лирика  или  певца
дворянских усадеб, певца идиллий». Академия наук  присудила  Бунину  в  1909
году вторую Пушкинскую премию за стихи и переводы Байрона; третью – тоже  за
стихи. В этом же году Бунин был избран почетным академиком.

      Повесть «Деревня», напечатанная в 1910 году, вызвала большие  споры  и
явилась началом огромной популярности Бунина.
      Эта повесть вобрала в себя всю боль  и  скорбь,  всю  силу  негодующей
авторской мысли  и  горькой  мучительной  любви  к  России,  ее  замученному
народу.

      «Деревня» - книга эпохальная,  мужественная,  высокогражданская.  «Так
глубоко, так исторически деревню никто не брал; - не  раз  говорил  Горький,
видевший значение повести в том, что она заставила «разбитое  и  расшатанное
русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не  о  народе,  а  над
строгим вопросом – быть или не быть России?», «заставила мыслить именно  обо
всей стране, мыслить исторически».

Своеобразным ключом ко всем сценам и лицам  «Деревни»  могут  служить  слова писателя: «опять всем нутром своим ощутил я эту  самую  Русь…  опять  сильно чувствовал, как огромна, дика, пустынна, сложна, ужасна и хороша она».

       Бунинская  «Деревня»  потрясла  безрадостью  картин  народной  жизни,
постановкой общих вопросов о судьбе России, раздиравшейся изнутри,  особенно
после революции 1905 года, непримиримыми противоречиями.
      На грустные мысли наводила вековая народная серость и  разорение.  Что
за край такой, чернозема полтора аршина, да такого, а пяти лет  не  проходит
без голода. А что за дороги – в деревню въехать  нельзя,  грязь  по  колено.
Тысячу лет лапти носят, ничего лучшего не придумают.  Бабы  хлеба  спечь  не
умеют: корка отваливается, а внутри  кислятина.  Несчастный  народ!  Чего  с
него спрашивать! Какие тут могут быть улучшения: вся деревня  таскает  зимой
щиты  с  железной  дороги,  тем  и  топится.  Даже  природа   здесь   лишена
очарования: не просторы, а десятины, годные для купли – продажи.

      В такой терпкой правде нуждалось само русское  передовое  движение.  В данном случае пессимизм Бунина не был клеветой на народ, он помогал  вывести «нацию рабов» к светлому будущему. Сам далекий от революции, Бунин  подводил к мысли, что только ее  очистительная  буря  сметет  царский  строй,  сонную одурь с народа и  спасет  Россию.  Бунин  не  уставал  повторять,  что  века
татарского   ига,   первобытнообщинного   и   патриархально-крепостнического прошлого не канули в Лету.  Понимая  неизбежность  новых  народных  мятежей, Бунин попадал в мучительный круг неразрешимых  противоречий,  что  придавало трагическое звучание всей книге.

            «Деревня»   -   действительно   этапное   произведение   Бунина.
Демократизм писателя стал конкретнее и многостороннее. Все  внимательнее  он
вглядывается  в  мир  простого  человека,  ищет  в  забитом  мужике,  в  его
кажущемся бессилии внутреннюю силу.

Взгляд  на  русскую  деревню  выработался  у  Бунина  отчасти  под  влиянием путешествий, «после резкой заграничной оплеухи».

      Мрачную, жуткую картину возрождения деревни нарисовал Бунин. Он  верил
в необходимость реформ,  но  полагал,  что  русскому  народу  еще  предстоит
пройти долгий путь самовоспитания  и  самоочищения  прежде,  чем  он  сумеет
организовать жизнь на началах разума и красоты.

      После жгуче современной «Деревни»  Бунин  почти  сразу  взялся  писать
«Суходол» - книгу о временах крепостного права,  об  оскудении  и  разорении
мелкопоместных. Если в «Деревне» преобладал интерес к быту,  устоям,  укладу
русской жизни, то в  новой  повести  главной  стала  проблема  национального
характера, «русской души», «психики славянина».

      Повесть «Суходол»  обозначила  новый  творческий  взлет  Бунина  после
«Деревни» - в смысле большой психологической глубины и сложности образов,  а
также новизны жанра. Этих два произведения  объединяла  мысль  о  России,  о
народе, о русском характере, - мысль тревожная, полемически страстная.

       «Суходол»   показывает   выморочную   судьбу   мелкопоместной   массы
дворянства – не культурных «верхов», а наинизших, близких деревне и  мужику.
Жизнь предков сохраняет былое очарование и влечет к себе Бунина.

       Эта  повесть,  пожалуй,  первая  вещь  Бунина,  где  в  нерасторжимом
единстве схвачена монолитность русской жизни,  ее  истории,  быта,  природы,
характеров с их крайностями, изломами, странностями.
      Суходол, как символ русского  бытия,  -  вершинный  образ,  в  котором
наиболее сгущенно  полнокровно отразилось сложное  представление  Бунина   о
России и русском характере.
      Нет предела косности судохольского быта, доживающие свой  век  женщины
живут одними воспоминаниями о  прошлом.  Заключительная  картина  церковного
кладбища,  «потерянных»  могил  символизирует  потерю  целого  сословия.   В
«Суходоле» Бунин неоднократно  проводит  мысль  о  том,  что  души  русского
дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь  к  материальной
стороне.

       Бунин  шел  своим  собственным  путем,  не  примыкал   ни   к   каким литературным  течениям  или  группировкам.  Критика  отмечала  мощный   язык Бунина, его искусство поднимать в  мир  поэзии  «будничные  явления  жизни». «Низких» тем,  недостойных внимания поэта, для него не было.

      Бунин превосходно чувствует и мастерски  изображает  обыденную  жизнь.

Для  его  прозы  простая  композиция,  отсутствие  острой   интриги,   резко выраженных завязок и развязок.

      Только в двух  рассказах  -  «Лирник  Родион»  и  «Хороших  кровей»  -
раскрыл   писатель    целесообразную    направленность    внутренних    сил,
талантливости простого человека. Лирник Родион и коновал  Липат,  в  отличие
от многих других бунинских персонажей, достойно реализует свои  способности:
один радует людей пением, другой лечит  животных,  «смиряет,  уравновешивает
буйные силы природы». Эти рассказы,  в  особенности  «Лирник  Родион»,  дают
представление об авторском идеале человеческой личности.  Сокровенная  связь
с  народом,  родиной,  ее  историей  и  природой,  многогранностью   чувств,
простота и отзывчивость свойственны  Лирнику  Родиону.  На  развитие  именно
этих качеств возлагал надежды писатель, мечтая о  том,  чтобы  «жизнь,  люди
были прекрасны, вызывали любовь, радость».
         Среди  произведений  Бунина  есть  рассказы,  в  которых  расширено эпическое, романтическое начало. В поле зрения писателя попадает  вся  жизнь героя. Пример этого – книга «Чаша жизни» (1915 год)

        Это   произведение   затрагивает   проблемы   человеческого   бытия.
Французский писатель, поэт и литературный критик Рене Гиль  писал  Бунину  о
созданной по-французски «Чаше жизни»:  «Как  все  сложно  психологически!  А
вместе с тем, -- в этом и есть ваш гений, все рождается  из  простоты  и  из
самого точного наблюдения действительности: создается атмосфера, где  дышишь
чем-то  странным и тревожным, исходящего из самого акта жизни!  У  вас  есть
излучение жизни,  полной  сил,  и  тревожит  именно  своими  силами,  силами
первобытными, где под видимым единством таится сложность,  нечто  незбывное,
нарушающее  привычную ясную форму».
       
Рассказ  «Чаша  жизни»  всем  содержанием  раскрывает  смысл   своего
заглавия. Просто физическое существование, сколь бы длительным оно ни  было,
не имеет цены, «чаша жизни» в ее одухотворенности, в любви прежде всего.
      Чувство родины, языка, истории у него  было  огромно.  Бунин  говорил:
«Все эти возвышенные слова, дивной  красоты  песни,  соборы  –  все  это  не
нужно, все это создавалось веками…». Одним из источника его творчества  была
народная речь.

      В июле1911 года появился в  «Русском  слове»  рассказ  «Мертвое  поле»
(позднее озаглавленный «Страна содомская»).

0

12

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

Широкую известность Ивану Алексеевичу принесла проза.

Многое в наследии Бунина-прозаика следует отнести — по аналогии с тургеневским примером — к жанру «стихотворений в прозе». Для его прозы характерны главные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность и ритмический строй. Почти в той же мере, что и в стихах, присутствует во многих рассказах автор в качестве очевидца и участника происходящего. Рассказ «Антоновские яблоки» (1900) выражает поэтическое отношение писателя к миру. Он воспринимается как радостный гимн природе.

С надеждой ждать грядущее, но не исключать из памяти ушедшее, помнить о связи времен — эта мысль в разных вариантах прошла через многие повести и рассказы Бунина.

Интерес к быту и духовному миру простых людей помог Ивану Алексеевичу в годы после революции 1905 года создать превосходные повести и рассказы из народной жизни. В них в полной мере раскрылось искусство художественного психологизма Бунина. Образы мужиков выросли до крупных художественных типов. Демократизм писателя становится все конкретнее. Внимательно вглядывается он в мир простого человека. Переплетение светлых и темных сторон жизни — постоянная тема бунинской прозы.

Во многих повестях и рассказах Бунин обращается к «вечным» темам. Первые из них — любовь и смерть. В истинной любви, по Бунину, есть что-то общее с вечной природой. И прекрасно только то чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Такому чувству писатель сложил, как и природе, подлинный поэти¬ческий гимн. Для него любовь и существование без нее - два враждебных типа жизни. Возвышая любовь, Бунин не скрывает, каким опасностям она подвергается. Одна из известных новелл писателя — «Легкое дыхание» (1916) — художнический суд над моралью взрослых, фальшивых людей, погубивших прелестное, искреннее молодое существо. Гимназистка Оля Мещерская, беспечная к наставлениям классной дамы, юная красавица, не боящаяся, в отличие от своих чопорных подруг, ни чернильных пятен на пальцах, ни растрепанных волос,— это само «легкое дыхание» жизни. Однако враждебный ей мир взрослых оборвал эту праздничную жизнь, и ничего не осталось от Оли Мещерской, кроме фарфорового медальона на могильном кресте.

Постоянный мотив в бунинских рассказах — превосходство естественности бытия над его расчетливым устройством. Буржуазная действительность побуждала Бунина усиливать эту антитезу. Одно из ярких свидетельств тому — знаменитый рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915). Здесь «радостный, прекрасный, солнечный» остров выступает символом реальной, истинной красоты, резко контрастирующей со всей показной, по дешевым актерским рецептам расписанной внешней жизнью американского господина и его семьи. Среди людей, приплывших в Европу на роскошном корабле, все фальшивы, все ведут игру, противную духу здоровой жизни, игру, в которой сокрыто духовное умирание, недалекое от физического конца. Господин из Сан-Франциско в самые, казалось бы, счастливые мгновения своей жизни неожиданно умирает. А бездушная игра продолжается: хозяин отеля хочет скрыть от постояльцев эту смерть, на пароходе тщательно прячут в глубине трюма тело покойника. Прячут и продолжают вести призрачную жизнь, полную блеска огней, бриллиантов, обнаженных женских плеч, и танцует по-прежнему «пара нанятых влюбленных», которой «давно наскучило... притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку».

0

13

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

Творчество Бунина – крупное художественное явление в русской литературе двадцатого века. Наши писатели продолжают «вечные» бунинские мотивы, а главное – учатся у него владению словом. Горький называл Бунина «прекрасным знатоком души каждого слова». В упоминавшейся статье о художнике Твардовский писал: «Бунин – по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если не хотим сознательно идти на снижение требовательности к мастерству, на культивирование серости, безъязыкости и безличности нашей прозы и поэзии. Перо Бунина – ближайший к нам по времени пример подвижнической взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного письма, ясной и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради самой формы».

Бунина должен помнить и знать молодой читатель.

0

14

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

Самым крупным произведением Ивана Алексеевича, созданным в эмиграции, был роман «Жизнь Арсеньева» (1927—1933).

Это — автобиографическое произведение, в котором автор рассказывает о своем духовном развитии, о счастливых и трагических ощущениях бытия. Эпическое начало — подробности реальной жизни, представленные с присущей Бунину пластичностью,— определяет большое достоинство романа.

Среди литературных жанров Бунина заметное место занимают его воспоминания о Чехове и Толстом, которых он считал своими учителями. Над литературным портретом Чехова он работал почти всю свою творческую жизнь (первые заметки — «Памяти Чехова» — опубликовал в 1904 году, писал о нем и в последний год своей жизни). Толстому Бунин посвятил литературно-философское исследование «Освобождение Толстого» (1917). Его главная задача — раскрыть попытки Толстого освободиться от земного и прийти к «вечному». Бунин продолжал писать о Толстом и в начале 30 годов. Творчество Ивана Алексеевичи Бунина — крупное художественное явление в русской литературе XX века.

0

15

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером.

В 1933 году он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.

В дали от Родины литературная деятельность Бунина не прекратилась. С прежней силой раскрывалась тема любви. На первое место здесь надо поставить «Митину любовь» (1924). Убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал «земной», чувственный характер. Но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. Любовь — высший судья в человеческих отношениях, — утверждает Бунин в рассказе «Темные аллеи» (1938).

0

16

http://new.stihi.ru/pics/2015/10/22/4358.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

То, что писатель оставался всю жизнь верен  своим  лучшим  убеждениям, подтверждается,  в  частности,   его   автобиографическим   романом  «Жизнь Арсеньева».

      К. Г. Паустовский  писал,  что  это  произведение  –  «одно  из  самых
замечательнейших явлений мировой литературы».

      Это едва ли не самая  оригинальная  и  необычная  книга  в  творчестве Бунина и по жанру, и по форме (тону) повествования.

      Пять книг «Жизни  Арсеньева»  -  это  своеобразная  летопись  душевной жизни героя, начиная с младенчества, первых проблесков сознания  до  юности, исполненной самых поэтических и самых тревожных дум и чувств.

      Необычность жанра произведения  связана,  прежде  всего,  с  тем,  что
многоцветная и трепетная жизнь дана  одновременно  в  нескольких  планах:  в
восприятии  Арсеньева-ребенка  и  Арсеньева-рассказчика,  прожившего  долгую
жизнь. Такое совмещение  создает  ту  особенную  многомерность  изображения,
действительности, которая вообще была свойственна таланту Бунина.

      Размышления  Арсеньева-старого  и  разнообразие  детских  и  юношеских
ощущений  рождают  в  книге  то   богатство   интонаций,   которое   придает
многогранность сознаний и эмоций талантливого  человека.  В  итоговой  книге
писатель добился  той  предельной  раскованности  повествования,  к  которой
стремился давно, еще в  рассказах  в  начале  века.  При  этом  автор  редко
навязывает читателю свое мнение. Скорее  он  приглашает  нас  вместе  с  ним
подумать о жизни, в которой далеко не все  просто,  ясно,  легко  разрешимо.
Многое осталось неясно самому художнику.

       Защищая  право  человека  на   самобытность,   на   выявление   своих способностей, художник подошел к постижению самых  таинственных,  интересно- психологических  рубежей,  которые  разделяют  людей,   мешая   их   полному взаимопониманию и счастью.

0

17

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

В 1927-1930 года Бунин написал краткие  рассказы  («Слон»,  «Небо  над стеной» и многие другие) – в страницу, полстраницы,  а  иногда  в  несколько строк, они вошли в книгу «Божье дерево».

Профессор  Софийского  Университета
П.  Бицилли  писал:  «Мне  кажется,  что  сборник  «Божье  дерево»  -  самое
совершенное из всех творений  Бунина  и  самое  показательное.  Ни  в  каком
другом нет такой четкости и тонкости письма, такой творческой  свободы.  Это
– то самое, казалось бы, простое, но  и  самое  редкое  и  ценное  качество,
которое  роднит  Бунина   с   наиболее  правдивыми  русскими  писателями,  с
Пушкиным, с Толстым, с Чеховым: честность, ненависть ко всякой фальши…».

      В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он  считал,
прежде  всего,  за  «Жизнь  Арсеньева».  Когда  Бунин  приехал  в  Стокгольм
получать  Нобелевскую премию, в Швеции его уже узнавали в  лицо.  Фотографии
Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витринах магазинов,  на  экране
кинематографа. Бунин надвигал на глаза барашковую шапку и ворчал:
      --Что такое? Совершенный успех тенора.

0

18

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

Тема любви   в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи».

      «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»,  -  эти
слова из сборника «Темные аллеи» (1937-1944) могли бы повторить все  «герои-
любовники» у Бунина. Эту книгу рассказов о любви, созданную  в  годы  второй
мировой войны, можно назвать энциклопедией любовных  драм.  «Она  говорит  о
трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это  самое  лучшее  и
самое оригинальное, что написал  я  в  жизни…»  -  признавался  Бунин  другу
Телешову в 1947 году.

       В годы тяжких испытаний,  в  годы  жестокости  и  страданий,  которые принес  человечеству  фашизм,  Бунин  напоминал  людям  о  любви,  о   самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в мире.

      «…Разве бывает несчастная любовь?… Разве самая скорбная в мире  музыка
не дает счастья?» - В этих словах  Натали,  героини  одноименного  рассказа,
без нажима, музыкально передан  сокровенный  смысл  бунинской  книги.    Как
сказал сам Бунин, книга «Темные аллеи» повествует о любви, о ее  «темных»  и
чаще всего мрачных  и  жестоких  аллеях».  В  этих  рассказах  он  утверждал
истинные духовные ценности, красоту и величие русской женщины, способной  на
большое самоотверженное чувство.

      Основной темой цикла  становится  уже  не  просто  любовь,  а  любовь, раскрывающая самые потайные уголки  человеческой  души,  любовь  как  основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы  все  стремимся,  но,  увы, так часто упускаем.

      Рассказы  цикла  «Темные  аллеи»  -   образец   удивительной   русской
психологической прозы, в которой любовь всегда  были  одной  из  тех  вечных
тайн, которую стремились раскрыть художники слова.  Иван  Алексеевич  Бунин,
по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который  ближе  всех
подошел к разгадке этой тайны.

      При немцах Бунин ничего не писал, хотя  жил  в  большом  безденежье  и голоде. К завоевателям относился с ненавистью, радовался  победе  русских  и союзных войск.

В 1945 году он навсегда распрощался  с  Грассом,  где  провел шесть лет  с 1939 года и первого мая возвратился в Париж. Последние годы  он много болел. Все же написал книгу  воспоминаний  и  работал  над  книгой  «О Чехове».

0

19

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

Книга  «Воспоминания»  (1950),  в  ряде  очерков   меткая   и   яркая (воспоминания о  Л.  Н.  Толстом,  Чехове,   Куприне,  Рахманинове  и  др.), оказалась ядовитой и злой в тех  главах,  где  речь  шла  о  революции  и  о советских писателях – Горьком, Маяковском, Блоке, Есенине, А. Толстом.

      Книга «О Чехове» осталась незавершенной.

      Он вновь и вновь правил свои сочинения  стилически,  был  на  редкость взыскательным художником, составлял «Литературное  завещание»,  обращаясь  к будущим издателям с просьбой печатать только достойное  и  отредактированное им.

      «Всякий настоящий писатель,  -  говорил  Бунин  еще  в  1930  году,  -
конечно, может кое-что сказать о себе не хуже других, ибо непременно  должен
быть хорошим критиком: ведь его  работа  каждую  минуту  требует  строжайшей
самокритики,  ума,  вкуса,  такта,  меры,  тончайшего  чувствования  каждого
слова…».

      Подводя итоги  своему  многолетнему  литературному  труду,  Бунин  по-пушкински ясно произнес «сам  свой  высший  суд»:  «Жить  мне  осталось,  во всяком случае, недолго. И, приводя в порядок по мере моих уже  очень  слабых сил мои писания, в надежде, -  тоже довольно слабой, - что они будут  когда-нибудь изданы, я перечитал их уже почти все  и  вижу,  что  я  не  ценил  их
прежде  так,  как  они  того  заслуживают,  что  они  во  многих  отношениях замечательны по своей оригинальности, по разнообразию,  сжатости,  силе,  по внутренней и внешней красоте, - говорю это не стыдясь, ибо уже  без  всякого
честолюбия, только как художник».

           Надежда его осуществилась.  Книги  его  издаются  и  переиздаются ныне огромными тиражами. Бунина читают сейчас на всех европейских  языках  и на некоторых восточных.

      Прозу Бунина  приравняли  к  произведениям  Толстого  и  Достоевского, говоря при этом, что он  «обновил»  русское  искусство  и  по  форме,  и  по содержанию.

0

20

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3e/Bunin_Ivan_1937.jpg/135px-Bunin_Ivan_1937.jpg
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на  руках своей жены в страшной нищете. Был похоронен  на  кладбище  Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в склепе, в цинковом  гробу.  Надгробие  сделано  по  эскизу
художника А.  Н.  Бенуа,  исполненном  на  фотографии,  которую  прислал  из древнего Изборска Л. Ф. Зуров.

       Творчество  Бунина  –  крупное  художественное  явление   в   русской
литературе двадцатого века.  Горький  называл  Бунина  «прекрасным  знатоком
души каждого слова». Твардовский писал: «Бунин –  по  времени  последний  из
классиков  русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если  не
хотим сознательно идти  на  снижение    требовательности  к  мастерству,  на
культирование серости, безъязыкости и безличности наши прозы и поэзии.  Перо
Бунина – ближайший к нам по времени  пример  подвижнической  взыскательности
художника, благородной  сжатости  русского  литературного  письма,  ясной  и
высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям формы ради своей формы».

                 Ты мысль, ты сон.
           Сквозь дымную метель
           Бегут кресты – раскинутые руки.
           Я слушаю задумчивую ель –
           Певучий звон… Все - только мысль и звуки.

            То, что лежит в могиле, разве ты?
            Разлуками, печалью был отмечен
            Твой трудный путь. Теперь из нет. Кресты
            Хранят лишь прах. Теперь ты мысль.
                             Ты вечен.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Бунин Иван Алексеевич-первый русский Нобелевский лауреат по литературе