Театр
В 1971 году Константин Райкин окончил училище и получил приглашение Галины Волчек в театр "Современник". Начинать было непросто: многие долго воспринимали его как сына великого отца. Перед ним стояла сложнейшая задача: под грузом фамилии обрести свою дорогу, независимость и, конечно же, признание. В "Современнике" Константин Райкин проработал 10 лет, сыграв за это время множество ролей и больших, и малых в спектаклях: "Валентин и Валентина", "Из записок Лопатина", "Балалайкин и Ко".
Затем, в 1981 году, он стал актером Государственного театра миниатюр, который в 1987 году был переименован в Московский театр "Сатирикон", под руководством Аркадия Райкина. Большим успехом для актера оказался моноспектакль "Давай, артист!".
А в 1988 году художественное руководство театром "Сатирикон" перешло к сыну Аркадия Райкина. Перед Константином Райкиным встала сложнейшая задача: ему предстояло найти новое лицо для театра, долгие годы бывшего театром одного великого актера - Аркадия Райкина.
Раньше отец и сын часто и много говорили о будущем театра, об ансамбле актеров. Считали, что в центре внимания должен быть уже не один, а многие. Мечтали о сценической выразительности, зрелищности спектаклей. Строительство нового театра, формирования полноценного драматического репертуара, в постановках известных режиссеров, теперь стало главным делом жизни Константина Райкина.
Кино
В кино Константин Райкин дебютировал в 1969 году совсем маленькой ролью в школьном фильме "Завтра, третьего апреля…", снятом по мотивам рассказов Зверева . А свою первую большую роль - Пелле в телеспектакле "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" – Константин сыграл в 1971 году. Затем была небольшая роль судового кока в военной картине "Командир счастливой "Щуки".
Известность же к актеру пришла после выхода в 1974 году первого советского вестерна (или, как говорили «истерна») "Свой среди чужих, чужой среди своих" режиссера Никиты Михалкова. По сценарию героя Райкина звали Кадыркун, и был он казахом. Но затем на худсовете было принято решение изменить его персонажу национальность на татарина, а, заодно, поменять и имя. Так появился татарин Каюм. В работе над ролью Константину очень пригодились его детские наблюдения за своей нянечкой-татаркой. Выражения «кажный шакал», «какай бай» и другие он заимствовал из ее словарного запаса. Кроме того, актер сам, без дублера, выполнял все трюки.
Большой зрительский успех сопутствовал актеру после заглавной роли в музыкальной комедии режиссера Владимира Воробьева " Труффальдино из Бергамо". Актер буквально сжился со своим веселым, смелым и храбрым героем Труффальдино. А какое партнерство – сама обаятельная Наталья Гундарева своей блестящей игрой оттеняла талант Райкина.
Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения ярко проявились в философской сказке-фильме "Тень, или может быть, все обойдется" Михаила Козакова по пьесе Евгения Шварца, где актер блестяще исполнил сразу две роли – Ученого и его Тени. Вместе с Райкиным режиссер пригласил на съемки целую плеяду талантливых знаменитостей: Марина Неелова, Александр Лазарев, Вячеслав Невинный, Спартак Мишулин, Александр Цекало, Лолита Милявская.
Легкая измена театру
Вообще то, Константин Райкин снимается в кино очень редко. Ну, разве что раз в несколько лет он разрешал себе такой адюльтер - легкую измену театру. Как он сам любит говорить: "Раз в 5-10 лет - это позволительно для верного супруга".
Актер давно сделал выбор: в театре ему гораздо интереснее. "В кино дубляж, монтаж, компьютерная графика, всякие фигли-мигли способны нас обмануть. На экране и бездарный человек может очень неплохо выглядеть. Я, наверное, сегодня не так популярен, как раньше, когда снимался. Но это мой выбор. И я совершенно из-за него не страдаю. Зато, как Колобок, мог бы составить список тех, от кого я ушел, кому отказал, начиная от Алексея Германа, все-таки великого режиссера, и заканчивая Спилбергом".
И, тем не менее, такая жизненная позиция по отношению к великому кино, все же не помешала Райкину согласиться в 2002 году на роль Эркюля Пуаро. Хотя, он не собирался сниматься и в данном случае, по части кино с ним практически не возможно иметь какие-нибудь дела. Но тут…. Эту роль, скорее всего, надо расценивать как зов сердца: "Я люблю Агату Кристи и Эркюль Пуаро - интересный образ. А главное, это связано с режиссером Сережей Урсуляком. Я его просто обожаю, он талантливый человек, когда-то он работал у меня. Кроме того, Серёжа так построил процесс съемок, что это не помешало моей работе в театре", - как будто оправдывается большой артист.