Шуранова Антонина Николаевна
«Она играет роли, будто отстаивает что-то свое, личное, ей дорогое и близкое». З. Корогодский
Антонина Шуранова родилась 30 апреля 1936 года в Севастополе.
Ее отец Николай Шуранов родился Белоруссии в семье крестьян, с 1917 года принимал активное участие в революционных событиях, воевал на фронтах Гражданской войны, и в 1929 году окончил военно-политическую академию РККА имени Толмачева в Петрограде. Мама Антонины Шурановой родилась в Москве в купеческой семье, окончила в 1916 году Московское профессиональное училище Варвары Лепешкиной, и познакомилась с Николаем Шурановым в 1923 году. В 1933 году семья Шурановых переехала из Петрограда в Севастополь, где Николай Шуранов был назначен военным комиссаром Северо-Кавказского укрепрайона береговых сооружений.
Родители Антонины Шурановой увлекались литературой, иностранными языками и музыкой. Николай Шуранов прекрасно пел и неплохо играл на пианино.
В 1936 году у Шурановых родилась дочь, которую они назвали Тоня. В 1938 году у Тони появилась сестра Надя, а в 1939 году у Шурановых родилась еще одна девочка, которую назвали Лида. Но в том же 1939 году Николай Шуранов был репрессирован, исключен из партии, прошел бесчисленную череду обысков, арестов и допросов, тяжело заболел и скончался 15 октября 1940 года. После смерти главы семьи, мать Антонины Шурановой получила анонимную записку, в которой было написано: «Если хочешь сохранить своих киндеров, срочно уезжай». После этого предупреждения вдова с тремя детьми переехала в Ленинград к своей сестре, а после начала войны мать Антонины Шурановой вместе со своими дочерьми и племянницей уехала в эвакуацию в деревню Нифонтово Вологодской области, где организовала детский сад для эвакуированных детей. В эвакуации семье Шурановых пришлось пережить голод и тяжкий сельский труд, но все же были и радостные минуты. В деревне силами эвакуированных женщин был организован драмкружок, ставивший спектакли для селян. Во многих спектаклях играла роли мама Антонины.
В 1944 году семья Шурановых вернулась в Ленинград, а в 1946 году Антонина Шуранова пошла в 3-й класс школы № 81 в Татарском переулке. Тонина мама стала работать швеей-надомницей, чтобы не оставлять детей без присмотра, но семья жила очень бедно, однако в школе Антонина училась хорошо. Она увлеклась биологией в юннатском кружке, ей особенно хорошо давались гуманитарные науки, и ее основной страстью был школьный драмкружок. Чтобы помочь матери, Тоня, окончив семь классов, решила поступить в техникум зеленого строительства и после его окончания устроилась работать в садовое хозяйство Выборгского района, где проработала три года садовником. Позже она решила одновременно поступать на биологический факультет университета, и в театральный институт, в результате поступила в оба института, но выбрала учебу в театральном.
На вступительных экзаменах Тоня Шуранова читала монолог Настасьи Филипповны из «Идиота» Достоевского и скороговоркой пробежала басню Лефонтена «Молодая вдова». Так в 1962 году Антонина Шуранова стала студенткой курса Зиновия Корогодского и Татьяны Сойниковой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Однокурсник Антонины Шурановой Лев Прыгунов вспоминал: «Тоня была очень хорошей ученицей, она вела в тетрадях записи уроков Сойниковой, и в будущем могла бы просто продолжать школу этого гениального педагога…Тоня была умной, образованной, абсолютно талантливой, и с первого курса уже готовой артисткой, настолько была внутренне подвижна и так профессионально все делала…».
Исключительная профессиональность выделила Антонину из числа однокурсниц и привлекла внимание ассистента Сергея Бондарчука во время набора артистов для фильма «Война и мир».
Шуранова рассказывала: «О кино я особо не мечтала - знала, что не фотогенична. Да и в институте у нас довольно косо смотрели на тех, кто пропускал занятия ради съемок. Я грезила о славе Нины Заречной на сцене академического театра, не меньше. Но однажды на четвертом курсе к нам на лекцию пришла женщина с довольно экзотической внешностью и спросила, кто из нас хотел бы поехать на пробы «Войны и мира». Шум поднялся невообразимый! Мои однокурсники в шутку стали распределять роли: кто Болконский, а кто маленькая княжна. Когда дошло дело до княжны Марьи, я громко выступила: «А, эта плакса с костлявой спиной? Тамара, это твоя роль». Услышав мою реплику, ассистентка неожиданно предложила: «Зачем Тамара? А вот вы бы не хотели попробовать?» «Нет, я не хочу сниматься в кино», - решительно парировала я. Но дама оказалась на редкость настырной. Целый квартал она бежала за мной на своих высоких каблуках, на ходу вскочила в трамвай и напросилась в гости. Она пересмотрела кучу моих фотографий, выбрала несколько и укатила в Москву. Я тут же об этом забыла, тем более что у нас начались дипломные спектакли. И вдруг получаю телеграмму: «Срочно выезжайте кинопробы. «Война и мир». Княжна Марья. Я только посмеялась с однокурсниками. Через какое-то время - опять телеграмма. Моя руководительница вскинула брови: «Дружочек, ну какая вы княжна Марья?» Впрочем, я и сама об этом догадывалась. Но «Мосфильм» стал бомбить телеграммами наш деканат. В конце концов, меня отпустили на пробы: «Хоть Москву посмотришь»… Мне выдали одно, такое же маленькое, как заячий тулупчик Пугачева: в плечах трещит, под мышками давит. Мои короткие волосы безжалостно залили лаком, заколками прикрепили шиньон, так что волосы перьями стали торчать во все стороны, наложили какой-то совершенно дурацкий грим... На пробы в Москву я ездила раза три-четыре, правда, ни желания особого к этому не испытывая, ни особого старания не прилагая. У меня менялись партнеры, но «заячий тулупчик» оставался неизменным. Как-то мне объявили, что отбор прошли семнадцать княжон и что я - в их числе. Потом нас осталось одиннадцать. Потом девять, пять... Тут у меня появился чисто спортивный азарт. Нас, претенденток, никогда не сталкивали лбами - одну запускали на пробы, а другую из дальних дверей выпускали. Однажды сижу в гримерке, мне уже скучно, неинтересно, и вдруг раздается шепот: «Идет, идет!» И я в зеркало вижу, как входит седовласый импозантный Сергей Федорович Бондарчук. Подходит сзади, внимательно разглядывая меня в зеркале. Я начинаю ерзать и сползать с кресла, чтобы встать и поприветствовать режиссера, потом вспоминаю, что он все-таки мужчина, а я - женщина, и начинаю вползать обратно. Тут меня пронзает мысль: я все же студентка, и начинаю вновь сползать. А он в это время с улыбкой молча наблюдает за моими телодвижениями. Я, к своему ужасу, совершенно позорно краснею - пятнами и до слез. Как княжна Марья! Наконец я сдалась: опустила глаза и замерла в кресле. Он, ласково глядя на меня, стал расспрашивать о моем курсе, дипломном спектакле, потом повернулся и вышел. В коридоре что-то сказал ассистентам - и вокруг меня поднялся настоящий смерч. Именно с этого момента началась новая эра отношений со съемочной группой. Одни рвут с меня «заячий тулупчик», другие несут новое платье, третьи заново причесывают, четвертые гримируют. И вдруг распахивается дверь и входит великий Кторов - старый Болконский: «Как звать, барышня?» - «Тоня». – «Ну что, барышня Тоня, я ваш батенька». – «Так, Алексей Петрович, это же еще неизвестно, еще ведь только пробы». – «Ну хотя бы на время проб». С этого дня Кторов стал моим основным учителем на съемках. Я кидалась к нему счастливая: «Ой, меня на вокзале встречали с машиной!» - «Барышня Тоня, эти бандиты в последний съемочный день забудут купить билеты на поезд». И точно, когда им, киношникам, нужно - из могилы выроют, а когда все закончится - тебя тут же бросят…»
сполнение Антониной Шурановой роли княжны Марьи стало безусловным успехом начинающей актрисы. Созданный ей образ выходил за рамки рассказа о судьбе человека, и превращался в рассказ о способе жить с внутренним достоинством, и с уверенностью в своих силах.
По окончании театрального института Зиновий Корогодский пригласил Антонину Шуранову в ТЮЗ имени Брянцева. Это время было эпохой великого театрального Ленинграда. Три великих режиссера - Товстоногов, Корогодский и Владимиров создали в 1970-е годы самые выдающиеся спектакли. Со всей страны на спектакли БДТ, Ленсовета, ТЮЗа приезжали театралы. Но сама Антонина Шуранова отнеслась к приходу в детский театр с неким предубеждением. Однако вскоре она приняла традиции театра. Под влиянием своего учителя Корогодского Антонина поняла, что с детьми нужно разговаривать со всей полнотой чувств взрослого человека. Именно эта убежденность вскоре принесла ей успех и удовлетворенность в таком непростом, но интересном театре.
Зиновий Корогодский в интервью рассказывал: «Антонина Николаевна Шуранова была светом целого поколения, высокого «поколения шестидесятников». Я начинал служить на Северном флоте, когда на экраны вышел фильм с ней, и мы своим матросам давали как поощрение — билеты на Шуранову. Она освещала героинь светом своих глаз, своего таланта, светом своей необыкновенной человеческой чистоты. Она не просто великая актриса этого города, России — она что-то выше. Какую-то тайну она нам недосказала, что-то она все-таки унесла с собой».
Из перечня всех ролей, сыгранных Шурановой в ТЮЗе можно отметить раннюю роль Анни Сюлливан в пьесе Гибсона «Сотворившая чудо» и более позднюю роль мисс Феллоуз в пьесе Ольшанского «Тимми, ровесник мамонта». Шуранова необыкновенно контрастно сыграла сильную, волевую Анни Сюлливан и полную мягкой нежности, материнской трогательности мисс Феллоуз, объединив их несгибаемым стремлением быть воспитателем-наставником для подростков, защитить их, и отстоять их человеческое достоинство. Как то на встрече со зрителями Антонину Шуранову спросили, чем ей нравится работа в ТЮЗе, и она ответила: «Возможность играть все, порой самое неожиданное».
В 1970 году Шуранова снялась в фильме «Чайковский». От роли Надежды Филаретовны фон Мекк она поначалу отказалась, но потом все-таки изменила свое решение, так как роль привлекла ее своей сложностью и противоречивостью. Актриса принесла с собой в фильм нечто гораздо большее, чем тему отчаянной последней любви начинающей стареть, гордой и не очень счастливой женщины. Шуранова играла не трагедию женской любви, а трагедию незаурядности, трагедию человека, не исчерпавшего себя, - невостребованную нежность, ненужную духовность и бесполезную интеллектуальность. Истинным чудом для себя актриса считала партнерство в фильме со Смоктуновским.
В кино актриса редко играла главные роли, но ее героини запоминались зрителям цельностью характера, одухотворенностью и глубоким внутренним миром. Актер Евгений Леонов-Гладышев в интервью рассказывал: «Я имел счастье с Тонечкой Шурановой сниматься в кино в одной картине. Она меня всегда потрясала каким-то своим внутренним покоем, достоинством, которые сквозили в ее личности. Удивительно красивая — благородной, классической красотой. Женщина с необыкновенным характером — и добрая, и мягкая, и твердая одновременно. В театре Сатиры я видел ее последнюю роль. Она была как бриллиант в спектакле, который, по сути, и был поставлен ради нее».
продолжение
В 1977 году Шуранова с большим успехом снялась в роли Анны Петровны Войницевой в картине Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».
Антонина Шуранова в ТюЗе проработала почти двадцать лет, сыграв множество ролей мирового театрального репертуара, и там же она познакомилась со своим будущим мужем Александром Хочинским. И хотя к моменту знакомства каждый из них был не свободен, судьба неумолимо вела их друг к другу. Антонина Шуранова рассказывала: «Саша Хочинский к тому моменту, как я пришла в театр, заканчивал студию при ТЮЗе. И я попала в его дипломный спектакль «Конек Горбунок»: играла Царь-девицу, а Саша - Спальника. Тогда мы и подружились... семьями. Дело в том, что в театр я пришла со своим первым мужем Николаем (мы поженились на первом курсе). У нас была очень интересная компания: я с Николаем и Саша с первой женой Ирочкой Асмус. Помните клоунессу Ириску? Она потом трагически погибла, сорвавшись с верхотуры цирка. Мы ездили за город, собирали сморчки и у нас на улице Рылеева их весело жарили. Потом Сашу забрали в армию, он три года прослужил в Выборге заведующим художественной самодеятельностью. Там и проявился его талант поющего артиста. Кстати, актером он стал поздно, его долгое время воспринимали как поющего мальчика с гитарой. У него был прекрасный дуэт с Витей Федоровым. Они пели первые песни Городницкого, Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы. Мне очень нравилось, как пел Хочинский! Он не работал для будущего, ему казалось, что жизнь бесконечна. Представляете, дома не сохранилось ни одной его кассеты! … Практически всю жизнь были друг у друга на глазах. После развода с Асмус он женился на художнице. Я тоже вторично вышла замуж - за медика. Сашка сбегал с военной службы, бритоголовый приходил в мой семейный дом и оставался ночевать. Мой второй муж очень раздражался по этому поводу: «Почему он у нас ночует? Почему он к матери не пойдет?» Я отвечала: «Потому что он в самоволке, понимаешь?» А Сашка мылся, брился, завтракал и уходил куда-то на целый день. Он вообще обладал удивительной способностью - внезапно появляться и тут же незаметно исчезать. И так всю жизнь. Он же Рыбы по гороскопу, плыл себе по одному, только ему известному течению. Так мы женились-разводились на глазах друг у друга, пока... не стали сорежиссерами спектакля «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Киплингу. Играли интересные роли: он - Дикого Мужчину, я - Дикую Женщину. Во время этой работы мы как-то очень сблизились. И вот однажды так получилось, что я собрала сумку самых необходимых вещей и из своего семейного дома ушла к Саше в коммуналку…. Мне стало ясно, что не могу я жить с человеком, который не понимает ни меня, ни театр, ни моего способа существования в нем. Муж устраивал мне скандалы по поводу того, что я поздно приезжала с репетиций. «В театре работают не по заводскому гудку. Это же не станок - выключил и пошел!» - бесполезно пыталась я достучаться до него. Я чувствовала, что постепенно погрязаю в чем-то абсолютно мне чуждом. А с приходом в Сашину коммуналку началась самая счастливая полоса моей жизни. 14 лет были знакомы, дружили, и только с 1976 года мы вместе. Я на семь лет его старше… Мы прожили на Васильевском с 1976-го по 1983-й год. С соседями мы жили как одна семья. Муж - шофер, жена работала на заводе. У них было двое детишек мальчик и девочка. Бывало, идем из театра, а мальчик кричит на весь двор: «Саша, Тоня, скорей бегите, «Бумбарашку» показывают!» Очень ему нравилась роль Хочинского в этом фильме. До моего появления Люся, соседка, Сашу обстирывала и подкармливала. Потом, когда мы уже вместе жили, частенько вечером, после спектакля, на кухне нас ждала записка: «Тоня, твои пироги - под полотенцем, а Сашина бражка - в ковшике»… А свадьбы у нас не было. Дружба как-то очень плавно переросла в любовь, а потом, шутя и смеясь, мы зарегистрировались. Однажды на гастролях нас в гостинице не хотели поселить в один номер, и Саша мне сказал: «Слушай, давай поставим эти штампы в паспорте». Лет семь до этого мы жили без штампов и вот в перерыве между репетициями забежали и расписались. Весь загс сбежался смотреть на эту процедуру…».
Шуранова и Хочинский
были одним из удивительнейших и ярчайших театральных союзов. Яркий, темпераментный, иногда буйный Хочинский и казалось бы, замкнутая, строгая, целеустремленная Шуранова – несовместимая пара, но это была любовь такой силы, которая сметала всю противоречивость и несовместимость характеров. Их жизнь на Покровке была овеяна необыкновенными ленинградскими байками и рассказами. Хочинский был любимцем публики, его узнавали на улице, огромное количество людей считало его своим другом, их дом с Антониной был полон «друзей», которых Саша нередко приводил прямо с улицы.
Шуранова и Хочинский вместе играли в спектаклях, вместе ставили спектакли, и вместе ушли из ТЮЗа, когда в 1986 году по сфабрикованному обвинению в мужеложестве был отстранен от должности их учитель и главный режиссер театра Зиновий Корогодский. В стране начиналась перестройка и на этой волне стали создаваться театральные студии, товарищества и новые театры, и с 1990-го по 1993-й годы Антонина Шуранова работала в театре-студии «Интерателье». Этот театр-студия работал по антрепризному принципу, на каждый спектакль приглашались артисты, интересные публике. Шуранова и Хочинский сразу же начали репетировать «Филумену Мортерано» Эдуардо де Филиппо. Спектакль прошел более тридцати раз, затем Юрий Красовский специально для Шурановой поставил спектакль «Андромаха» Рассина. К сожалению, в те бурные годы спектакль не понравился ни критике, ни публике, поэтому прошел не больше десяти раз. Больше в театре ролей для Шурановой не нашлось, а в 1993 году театр-студия «Интерателье» закрылся.
Антонина Шуранова работала так же на радио и дубляже. В 1995 году она пришла в труппу Театра Сатиры на Васильевском. Это был не лучший период для театра – зал практически не заполнялся, новые спектакли не выходили. Художественный руководитель Театра Сатиры Владимир Словохотов как-то сказал о Шурановой: «Антонина Николаевна – одна из тех актрис, которая намолила здесь, оставила после себя это ощущение – когда входишь в намоленный театр и тебе не хочется уходить». К сожалению, в театре сатиры Шуранова сыграла всего в трех спектаклях: в 1997 году – в «Вассе Железновой», в 1999 году – в «Призраках» Ибсена, и в 2000 году – в спектакле «Закликухи».
11 апреля 1998 года на руках у Антонины умер ее муж Александр Хочинский
Шуранова рассказывала: «В 1996 году Саша первый раз попал в больницу с многочисленными язвами желудка и сердцем, увеличенным в два с половиной раза. Он, конечно, вел себя легкомысленно. Я ему все время говорила: «Саша, ты себя убиваешь». Но заставить себя бросить пить он не мог, слава Богу, хоть курить перестал. Два последних года не курил и очень этим гордился… А 11 апреля 1998 года он пошел заводить машину, чтобы ехать на репетицию, и вдруг вернулся: «Что-то мне не дышится, ты поезжай, я буду позже». Взглянув на его побелевшее лицо, я тихо пошла в другую комнату и вызвала «Скорую». Сашу буквально вытаскивали с того света: кардиограмма, укол в сердце, фибрилляция, электрошок. А я стою напротив у стенки и, не шевелясь, смотрю. Так и простояла два с половиной часа. Когда-то я снималась в фильме «Дела сердечные» и кое-что в медицине понимаю, вижу - что-то не то. Ко мне обернулся доктор: «Вы чувствуете, сердце не заводится. У него огромное вялое сердце, оно не качает кровь». Врачи еще какое-то время повозились, потом молча отключили фибриллятор и сели заполнять бумаги. Это был конец. Я так и не смогла заплакать - была совершенно спокойна. На похоронах какие-то бородатые и усатые мужики на мне рыдали навзрыд, а я сидела словно каменная. После Сашиной смерти я долго не могла жить вне дома. Бывало, соберусь погостить у друзей на даче несколько дней, приеду и не нахожу себе места: «Я хочу домой. Нет-нет, сегодня же вечером». Срывалась, вбегала в квартиру, садилась в кресло и тут же ощущала, будто кто-то садился рядом - прогибался подлокотник. И я говорила: «Привет». Он был здесь, рядом со мной. Когда он умер, мне, как ни странно, больше всего помогли те самые бродяжки, с которыми он пропадал. Художник (с ним Сашка частенько пил в подвале) нарисовал его портрет с гитарой и подарил мне на память. Когда Саша был жив, я их гоняла, не любила, считала, что мужа спаивают. А они после смерти шли и шли и робко протягивали конверты с деньгами... На его могиле долго лежал венок с лаконичной надписью – «Саше от Покровки»…
После смерти мужа Антонина Шуранская вела замкнутый образ жизни, редко выходила из дома, и практически не общалась с друзьями и родственниками. Ее не радовала работа в Театре Сатиры, а скоро она узнала, что больна раком. Она снималась в телевизионных сериалах, пыталась работать над новым спектаклем, но быстро угасала. Счастливая пора ее жизни закончилась со смертью любимого мужа, а оснований и смысла жить без него дальше она больше не находила
.
Антонина Шуранова скончалась после продолжительной болезни 5 февраля 2003 года и была похоронена на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилой Александра Хочинского.
Кирилл Лавров в интервью рассказывал: «Она взращивала роли, как цветы, — наполняя их благоуханием все вокруг. Ее нежное отношение к партнерам, автору, режиссеру — ко всему, что ее окружало, казалось ей естественным проявлением человеческой порядочности. Она любила людей — и Бог подарил ей тех, кто любил ее — так же преданно, искренне и открыто. Она была строга, сдержанна в жизни, почти скупа в жестах, сохраняя для сцены свой феерический темперамент, свою страсть и безудержную энергию. Но взгляд — почти неизменившийся, знаменитый «Марьин» взгляд «на пол-лица», обнимавший величайшей любовью каждую травинку вокруг, взгляд страдания и самоотречения, взгляд стойкости и истинной веры — сохранила она на всю жизнь. Она сама не раз говорила, что княжна Марья научила ее плакать, научила истинно русской любви-жалости, но и сделала ее более ранимой. Еще долго ей приходилось преодолевать в кино и театре стереотип «княжны Марьи», доказывать режиссерам возможность быть другой: Гертрудой, Войницевой, Вассой, Филуменой, Бабой в черном, Фру Алвинг… Сильной и слабой, великой и ничтожной, любимой и брошенной, но всегда — королевой своих поступков и собственной жизни. Наверное, ей завидовали многие. Не успела окончить институт — уже знаменита. Роли? — разнообразные, интересные, главные. Мужчины? — обожание-уважение, влюбленные взгляды и красавец Александр Хочинский рядом. Что еще нужно для счастья? Мало кто знал о том, что вся сила ее женщин — от полноты страдания. Гордая посадка головы, так восхищавшая критиков, — от унижений. Мудрость — от горького опыта, вера и великое терпение — от потерь… В Театре Сатиры на Васильевском Шуранова вновь обрела Дом. А театр получил эталон истинно петербургской интеллигентности, порядочности, личностной цельности. Здесь Шуранова успела многое. Васса у нее вышла неожиданная… Не имевшая собственных детей, Шуранова—Васса прежде всего была матерью, но матерью-волчицей, способной загрызть неудавшихся детей… Но ужаса она не вызывала. Скорее, сострадание — уж очень достойный человек погиб. А Баба в черном из «Закликух» опрокинула стереотипы об амплуа актрисы. Из-под маски строгой, аскетичной «старорежимной» бабки проглядывала ироничная, мудрая и веселая улыбка той Шурановой, которая обладала неисчерпаемой любовью к жизни. Она не хотела быть легендой. Никогда не пыталась быть хорошей для всех и вызывала уважение умением сказать «нет». Могла себе позволить. Когда-то, много лет назад, она единственная встала и вышла из зала на просмотре не очень удавшегося «выпеченного» фильма тогда еще молодого оператора Романа Смирнова. И за эту честность он остался благодарен ей на всю жизнь. Сейчас, когда театр вместе со Смирновым репетирует «Татуированную розу», хочется набрать номер телефона, чтобы услышать ее незабываемый альт с пожеланиями удачи, с рассказами об Италии, о Серафине—Маньяни, которую она так любила, о том, что все обязательно получится и сама она чувствует себя прекрасно. Мы устали от памятников. Мы устали от потерь. Всего полгода прошло после гибели Алексея Осьминина. Антонина Николаевна была его другом — счастье улыбнулось ему. Счастье улыбнулось и нам: почти восемь лет — срок немалый. Мы благодарим судьбу и Антонину Николаевну».
В 2006 году об Антонине Шурановой был снят документальный фильм «В живых сердцах оставить свет...».