Лидия Смирнова
Лидия Смирнова – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, «За заслуги перед Отечеством» III степени, Дружбы, награждена многими медалями.
Лидия Смирнова родилась 13 февраля 1913 года в городе Мензелинске в Татарстане (по другим источникам в Тобольске) в семье царского офицера и земской учительницы.
Детство Лидии Смирновой прошло в Сибири. После революции ее отец служил у адмирала Колчака, а мама после того, как младший брат Лидии упал головой на каменный пол и погиб, сошла с ума и вскоре умерла в психиатрической лечебнице. После похорон мамы маленькая Лида осталась на попечении своего дяди Петра и его жены Маруси. Вскоре ее отец погиб на войне, и сама Смирнова позже рассказывала о событиях того времени: «О том, что я им неродная дочь, узнала только после школы. У них родилось двое своих детей. Дядя работал бухгалтером, тетя вела хозяйство и воспитывала троих детей. Скоро нам удалось переехать в Москву. Но жили мы там трудно».
После окончания школы Лидия поступила в промышленно-экономический техникум, одновременно с учебой в нем она три года занималась в хореографическом училище при Большом театре, и получив диплом экономиста, она попала на работу в Главное управление авиационной промышленности. Вскоре после этого она поступила в авиационный институт, и в 1932 году вышла замуж.
Ее мужем стал журналист Сергей Добрушин, с которым она познакомилась на лыжной прогулке. Как вспоминала позже Смирнова, она с компанией возвращалась на лыжную базу, и навстречу им попалась другая компания лыжников, среди которых был Добрушин. Они познакомились, и через месяц сыграли свадьбу.
Со 2-го курса авиационного института Лидия Смирнова ушла в театральное училище. Она подала заявление одновременно в Вахтанговское училище, школу Камерного театра и во Всесоюзный государственный институт кинематографии, везде была принята, и выбрала школу-студию при Камерном театре из-за того, что она была ближе к дому, в котором она жила.
Руководителем школы был Александр Таиров. В 1938 году Смирнова успешно закончила обучение, и Таиров предложил ей место в своем театре - такого приглашения из всего курса удостоились лишь Смирнова и еще одна студентка. В то время в Москве Камерный театр был очень популярен, но одновременно с предложением Таирова кинорежиссер Владимир Корш-Саблин предложил Смирновой сняться в главной роли в фильме «Моя любовь». И Смирнова выбрала кино. В Камерном театре она успела сыграть лишь одну роль в спектакле «Аристократы», после чего театр уехал с гастролями на Дальний Восток, а Смирнова начала сниматься в фильме.
Впервые Смирнова снялась в кино в 1934 году в эпизодической роли в фильме «Настенька Устинова», но настоящая кинокарьера актрисы началась именно с фильма «Моя любовь», в которой Лидия Смирнова сыграла роль Шурочки. После выхода этой картины на экраны в 1940 году Шурочка в исполнении Смирновой понравилась огромному количеству зрителей. Смирнова играла практически саму себя, и ее Шурочка была полна энергии, оптимизма и веры в будущее.
Александр Ширвиндт рассказывал: «Фильм и песня «Мы на лодочке катались» врезались в память как эталон чистоты, любви, моих представлений о женщине — курносая, веселая, красивая. Вместо того чтобы ходить в школу, я караулил Смирнову на улице. Однажды я ее дождался. Она шла шикарная и улыбчивая, как всегда. Красавица, одним словом! Я к ней подошел: «Вот, Лидия Николаевна, у меня альбомчик…». Она спросила мое имя и написала «Шуре на память». Фотографию я храню до сих пор».
После премьеры фильма «Моя любовь» Лидия Смирнова вспоминала: «Этот день был для меня самым счастливым. Москва и Ленинград были увешаны моими портретами. Все пели песни из фильма, которые написал Дунаевский. Меня стали узнавать на улице, брать автографы, называть не Лидой, а Шурочкой. И письма писали как Шурочке». На съемках этой картины между Смирновой и композитором Исааком Дунаевским завязались отношения.
"Моя любовь" (1940)
Встречи влюбленных происходили в трехкомнатном номере композитора в гостинице «Москва» и продолжались в течение нескольких месяцев, пока снимался фильм. Тогда же, во время съемок фильма «Моя любовь» Смирновой пришлось сделать аборт, после которого она уже не могла иметь детей.
В феврале 1940 года Смирнова уехала в Ялту, где начались съемки ее очередного фильма «Случай в вулкане», и Дунаевский каждый день присылал Смирновой письма и телеграммы. Но пока Дунаевский тосковал по Смирновой, актриса в Ялте пережила новое увлечение. Она влюбилась в капитана парохода «Кубань» Валерия Ушакова, и их свидания держались в строгом секрете от режиссера фильма Евгения Шнейдера, хотя другие актеры были осведомлены об этом романе и помогали влюбленным.
Но однажды ночью в номер к Смирновой пришли члены проверочной комиссии, и капитану пришлось на связанных простынях спускаться из окна. Тем временем Дунаевский продолжал слать возлюбленной телеграммы, а после ее возвращения предложил выйти за него замуж, но она от этого предложения отказалась.
Когда началась Великая Отечественная война, и муж Смирновой журналист Сергей Добрушин, не дожидаясь повестки, сам пошел на призывной пункт и попал на фронт. Лидия Смирнова тем временем жила в Москве, снималась в боевых киносбониках, тушила по ночам зажигательные бомбы и благодаря своей популярности сумела приехать на фронт к мужу, где провела с ним три дня. Но вскоре он погиб под Смоленском, а киностудия «Мосфильм», где работала Смирнова, была эвакуирована в Алма-Ату, где артисты приступили к съемкам фильма «Она защищает Родину».
Актриса была потрясена гибелью супруга, а тем временем ее благосклонности стали добиваться режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Раппопорт. Актрисы голодали, и однажды в комнату, в которой жили Вера Марецкая и Лидия Смирнова, пришел Эрмлер. Он принес коптилку и два отварных яйца в качестве подарка: «Вот вам свет и еда». Но следом пришел Раппопорт, принес тридцать яиц из своего пайка и молча удалился. После чего Марецкая сказала: «И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет».
Вскоре Смирнова едва не погибла в Алма-Ате от тифа. А когда она выздоровела, Раппопорт окружил ее максимальным вниманием, часто вывозил в горы и признался в любви. Спустя много лет актриса вспоминала: «Столько человек за мной ухаживали, пытались добиться взаимности, и лишь один заботился, по-настоящему понимал, как я одинока, беззащитна, что родные далеко, муж погиб на фронте и на каждом шагу меня могут обидеть.Он просто приносил печеные яблоки, которые сам готовил на сухих листьях, просто заново учил ходить…»
И вскоре Лидия Смирнова вышла замуж за Владимира Рапопорта, с которым прожила до 1975 года, вплоть до его смерти.
Владимир Рапопорт
Смирнова вспоминала: «Я была очень влюбчивой и ужасной кокеткой, мою жизнь сопровождали бурные объяснения, романы и трагедии… Вот, например, одна такая история. Как-то во время гастролей в Тбилиси мы с Ликой Сухаревской обедали в ресторане, и тут вошел Он: красавец грузин, глаза в пол-лица. «Не смей на него смотреть», - толкнула меня Лика, но… Короче говоря, роман состоялся. А я в роман всегда бросалась, как в омут, с головой. Когда он приезжал в Москву, готовила котлеты, заранее прятала сумку с едой на лестнице, говорила мужу: «Что-то голова болит, пойду, погуляю на воздухе», а сама бежала к любимому в гостиницу. Роман закончился после того, как я нанесла ответный визит в Тбилиси. Я должна была все время сидеть в номере и ждать, пока он закончит кутить с друзьями в ресторане и зайдет. Он устроил дикую сцену, когда однажды не застал меня на месте… Как сочетались мои романы с супружеской жизнью? Муж очень любил меня и поэтому, наверное, прощал мои шалости. А потом… я не знаю, как это объяснить. Почему-то мои романы кончались требованием выйти замуж. Я отвечала: «У меня уже есть муж».
Военный период в творческой карьере актрисы был очень плодотворным. Тема испытаний, выпавших на женщин во время войны, невосполнимость утрат, женский героизм и стойкость в исполнении Смирновой были понятны всем советским зрителям. В 1941 году Смирнова снялась в картинах «Мы ждём вас с победой» и «Два друга». А в 1942 году ей досталась главная роль Вари в фильме «Парень из нашего города. В 1943 года она снова снялась еще в трех фильмах - «Родные берега», «Пропавший без вести» и «Она защищает Родину». Еще один фильм, в котором Лидия Смирнова успела сняться во время войны в 1944 году назывался «Морской батальон».
"Родные берега" (1943)
После окончания войны Смирнова продолжала регулярно сниматься в кино в роли героических женщин, но наряду с этим ей не было чуждо амплуа характерной актрисы. Подтверждением чему были отрицательные роли в ее обширной фильмографии. В 1953 году она сыграла в фильме «Серебристая пыль» роль проститутки Флосси Бейт.
В 1964 году актриса снялась в роли свахи в «Женитьбе Бальзаминова», в 1964 году - в рольидокторши в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и позже - роль продавщицы Дуськи в цикле фильмов про Анискина. Несмотря на успешную карьеру в период «малокартинья» в начале 1950-х годов Лидия Смирнова хотела оставить профессию киноактрисы, и пошла учиться на председателя колхоза. Но случиться такому повороту в ее биографии не было суждено.
"Женитьба Бальзаминова" (1964)
В 1950 году на экраны страны вышел фильм «У них есть Родина», в котором Смирнова сыграла главную роль, и получила за нее Сталинскую премию. Об этом событии актриса вспоминала: «Я страшно волновалась, поскольку должна была выступать. Меня трясло, и все казалось чуть-чуть ирреальным. Гигантские столы уставлены яствами, в вазочках для варенья - черная икра.
"У них есть Родина" (1949)
Когда подали чай, я вдруг как во сне увидела: колхозная ударница, которая сидит напротив, берет ложку икры, кладет в стакан, размешивает и пьет. Наконец меня объявляют, и, стоя в десяти шагах от Сталина, ничего не видя перед собой, я начинаю говорить о том, что я сирота... что только при советской власти... ну и так далее. Говорю и с ужасом понимаю, что никак не могу остановиться.
Наконец из сумерек сознания выплывает фраза «И жизнь хороша, и жить хорошо». Странно, но она, как магический пароль, разрушила наваждение». Вскоре после этого Смирнова вступила в ряды КПСС. Она рассказывала: «В партию меня и Марка Бернеса уговорили вступить в Театре-студии киноактера. Нам сказали: у вас большие организаторские способности, много энергии, вы принесете пользу Родине. Мы, конечно же, возражать не стали. Правда, одна актриса написала в райком, что Смирновой в партию нельзя, она - морально неустойчива... А я потом стала секретарем парторганизации театра...»
В 1953 году Лидия Смирнова познакомилась в Кисловодске с режиссером Михаилом Калатозовым и в очередной раз влюбилась. Калатозов предложил Смирновой сняться в главной роли в его картине «Верные друзья». Но через несколько дней после начала съемок Смирнова отказалась сниматься, и в этой роли снялась Лилия Гриценко. Отказ Смирновой не сказался на ее отношениях с Калатозовым, и они продолжали встречаться.
Калатозов настолько увлекся Смирновой, что предлагал ей зарегистрировать отношения и уехать в Грузию. Но в жизни актрисы появился еще один мужчина - режиссер Константин Воинов. В 1955 году он предложил Смирновой сыграть главную роль в его фильме «Сестры», и в жизни Смирновой в который раз завязался новый роман, который продолжался почти 40 лет. Что не помешало Лидии Смирновой завязать еще один с режиссером Театра-студии киноактера Львом Рудником. По словам Смирновой, это был самый бурный из ее романов. Слухи о нем распространились далеко за пределами театра, и Комитет партийного контроля пр
Воинов дал возможность Смирновой попробовать себя в новом амплуа, и Лидия Смирнова перешла на роли возрастных героинь. В своей книге актриса рассказывала: «Я очень любила Воинова… Но дома меня ждал муж (хотя мы и не были расписаны официально). Жить двойной жизнью было очень тяжело, и мы с Константином сняли комнату. Он пришёл с двумя чемоданами, обливаясь слезами: ему было жалко бросать дочку и жену, актрису Ермоловского театра. А я предала его: сказала, что не могу к нему уйти. Потому что мой муж был смертельно болен. Его положили в Онкологический центр - там начали лечение. Анализы подтвердили страшный диагноз - рак желудка. Врачи хлопотали как могли, провели сеансы облучения, давали различные препараты и, в конце концов - выписали, сказав, что больше ничего сделать не могут».
Диагноз Раппорту был поставлен в 1962 году, и первоначально его лечили в институте имени Склифосовского, но там он лежал в палате вместе с еще семнадцатью больными. И тогда Смирнова обратилась за помощью к своим высокопоставленным коллегам, попросив их перевести мужа в другую больницу, но помощи не последовало, и тогда Смирнова отправилась в ЦК КПСС.
Но и там чиновники остались глухи к ее просьбам, и тогда Смирнова оставила свой партбилет на столе одного из руководящих работников ЦК. Этот поступок возымел действие, и Смирновой пошли навстречу - Рапопорта перевели в больницу МК КПСС. Благодаря усилиям и заботе Смирновой ее муж прожил еще тринадцать лет и скончался 17 июня 1975 года. За год до своей смерти Рапопорт сделал своей шестидесятилетней супруге подарок в виде роли во втором фильме о приключениях Анискина.
Смертельно больной Раппорт был режиссером этого фильма, и пригласил свою супругу снять в одной из ролей в картине. Смирнова рассказывала: «Владимир так любил и так берег меня всегда, что, когда уходил из жизни, страдал оттого, что знал: мне будет трудно без него. Знал, потому что был для меня папой, мамой, бабушкой, дедушкой, ребенком - вообще всем на свете. Другое дело, что я доставляла ему много хлопот, беспокойств и поводов для ревности. Но, наверное, он выбирал, что ему нужнее - быть со мной и терпеть какие-то огорчения или потерять меня. Все кругом говорили, что он очень хороший человек, а я стерва, сволочь, что я его мучаю, а он такой святой. А насчет того, кому легче… Тому, кто любит и живет с любимым, или тому, кто разлюбил, а все равно живет? Он был уже очень болен, и я, конечно, не имела права его оставить. Это бы его просто убило».
После смерти мужа Смирнова продолжала встречаться с Воиновым, однако вместе жить они не стали. В 1994 году они вместе снялись в картине Александра Александрова «Приют комедиантов» и это была последняя работа Воинова в кино - 30 октября 1995 года он скончался.
Бурная личная жизнь не мешала творческой карьере актрисы, и она продолжала активно сниматься и в 1960-е, и в 1970-е годы. В 1981 году ее героиня экзаменовала Ирину Муравьеву в фильме «Карнавал».
"Карнавал" (1981)
Смирнова, едва ли не единственная из советских кинозвезд, много снималась и в постсоветском кино. В 1990-е годы, спустя более, чем пятьдесят лет после начала своей творческой карьеры, актриса снялась в пяти фильмах, а в 2000-е – еще в четырех. Смирнова в интервью рассказывала: «Как ни странно, моя любимая роль — Жучки в фильме «Сестры». Это моя первая характерная роль, этим она мне и дорога. А самая сложная — роль Москалевой в фильме «Дядюшкин сон» по роману Достоевского».
Лидии Николаевне довелось работать во времена нескольких эпох отечественного кино, в разные периоды ее партнерами были замечательные актеры, среди которых были Петр Алейников, Николай Крючков, Вера Марецкая и Михаил Жаров.
Лидия Смирнова была актрисой, любимой несколькими поколениями российских зрителей. Олег Табаков в интервью рассказывал: «Я вспоминаю, какое впечатление она произвела в кинофильмах «Парень из нашего города» и «Моя любовь», когда говорили, что нет любви в Советском Союзе. А героини Лидии Смирновой и Валентины Серовой доказывали, что все нормально, что все у нас так, как во всем мире, а иногда даже прекраснее… Мне не приходилось напрямую сталкиваться на съемочной площадке с Лидией Смирновой, но даже ее последние работы чрезвычайно интересно рассказали о ней как об актрисе характерной, парадоксальной в своих проявлениях, особенно это выражалось в фильмах Константина Наумовича Воинова. Нет ее, и, как говорится, заменять ее некем».
"Предчувствие любви" (1982)
За годы своей творческой деятельности Лидия Смирнова сыграла более 70 ролей в кино и Театре-студии киноактера, а ее непрерывный кинематографический стаж составил более 60 лет, и даже в преклонном возрасте Лидия Смирнова была необычайно деятельна и активна. Она много ездила по стране, занималась общественной деятельностью, была членом Правления Союза кинематографистов России и академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Актриса Ирина Шевчук в интервью рассказывала о Лидии Николаевне: «Мало кто из современных актрис мог соперничать со Смирновой в ее популярности среди самых широких кругов зрителей. В свое время Лидия Николаевна была так же любима народом, как, например, Любовь Орлова или Марина Ладынина… Она пользовалась уважением и признанием у своих коллег. Для меня Лидия Николаевна была любимым человеком, с которым я была очень дружна и многому научилась у нее».
Лидия Смирнова была очень увлекающимся и отзывчивым человеком, и поэтому к ней часто обращались за помощью. Она очень любила показывать свою коллекцию кукол в национальных одеждах, которая занимала всю стену ее квартиры в высотном доме на Котельнической набережной. Еще она любила теннис, верховую езду и слалом на байдарках. Актриса любила классическую музыку, балет.
Лидия Смирнова написала очень откровенную книгу воспоминаний, которую назвала в честь фильма, в котором снялась в начале своей творческой карьеры – «Моя любовь», но ей совершенно была чужда ненужная самореклама, она обладала редким даром объективно оценивать себя, относится к себе с иронией и юмором.
В интервью она рассказывала: «Знаете, как я поняла, что пришла моя старость? Однажды на банкете в Доме кино никто из мужчин не сел рядом со мной… Раньше такого никогда не было! Сильный пол всегда окружал меня вниманием. Многие женщины ненавидели меня за это. Хотя красивой я себя никогда не считала. У меня большой курносый нос, губы толстые. С помощью косметики эти недостатки скрывала. А сейчас… Старость — такая гадость! Даже ресницы не мажутся. А раньше я их до бровей «насандаливала»! Даже когда занималась слаломом или на байдарках ходила, и в палатке умудрялась макияж делать. Мне казалось, что без косметики я на поросёнка похожа. Жалею, что не сделала подтяжку в своё время. Но у меня есть свой рецепт. Если предстоит выход в люди, заплетаю косички на висках и туго стягиваю назад, закрепляя на затылке. Сверху надеваю парик. Очень больно, конечно же. Но зато морщины на щеках чуть-чуть разглаживаются».
Лидия Смирнова скончалась 25 июля 2007 года на 93 году жизни в Москве после продолжительной болезни, и была похоронена на Введенском кладбище рядом с могилой мужа.
Актриса Вера Глаголева, снявшаяся с Лидией Смирновой в фильме «Наследница», вспоминала: «Всегда очень грустно, когда уходят близкие. Главное, чтобы мы ее не забывали, помнили ее веселый, озорной дух, который был в ней до конца. Конечно, очень важно, чтобы новое поколение зрителей не забывало ее. Я Лидочку считала очень близким человеком, с которым мы много общались, очень ее любила. Она была, безусловно, неординарной личностью, жила очень иронично по отношению к себе и к другим людям и была удивительно своим человеком. Вместе с тем, она была очень одинока. Из родственников у нее только племянница Марина, и мы пытались как-то ее поддержать, скрасить одиночество. Все-таки 92 года: наверное, этот возраст был в тяжесть ей самой. Лида и сама говорила, что устала».