Романтизм как литературное направление. Личность и поэзия Е. А. Боратынского.
Баратынский — чудо —мои пиесы плохи.
А. С. Пушкин
Романтизм — литературное направление, появившееся в Западной Европе в конце 18 века как результат разочарования в идеях Просвещения. Кризис в Европе, неудовлетворенность результатами Великой французской революции послужили причиной его возникновения. Наивысший расцвет романтизма пришелся на первую половину XIX века.
В России романтизм появился после Отечественной войны 1812 года как результат начала реакции, отказа Александра I от продолжения либеральной политики. Русский романтизм имеет ряд национальных особенностей: в центре художественной системы стоит личность, основной конфликт — конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность — это прежде всего страстная личность, сильный характер, на голову выше окружающих. Романтический герой противопоставляет себя окружающему миру.
Романтики большое внимание уделяли теме природы — бурной стихии, широко использовали символику. В этом направлении отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.
Яркими представителями романтизма в России являются поэты: Жуковский, Веневитинов, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Тютчев, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, а также Пушкин в определенную эпоху своего творчества.
Романтизм — особый тип сознания, особый вид чувствования человека, характерная особенность культуры России начала XIX века. Эта высокая духовная культура рождала особый тип человека в жизни и искусстве, каким и являлся Баратынский.
«Каков мир его чувств и мыслей? Как сложилась его человеческая и творческая судьба? Как вписался в свою эпоху он, родившийся в 1800 году и ушедший из жизни в 1844? Что успел он сказать современникам и потомкам?» — вот вопросы, волнующие нас, читателей, размышляющих о лирическом мире поэта.
Современник Баратынского, истинный ценитель поэтического слова И. В. Киреевский отмечал: «...чтобы дослышать все оттенки лиры Баратынского, надобно иметь и тоньше слух, и больше внимания, нежели для других поэтов». В поэтическом «Послании Дельвигу» 1827 года Пушкин назвал поэта «Гамлет-Баратынский». Что это — поэтическая метафора или пушкинская пророческая формула трагедии поэта?
Письма, факты биографии поэта позволяют понять причины дисгармонии, которую он испытывал с юношеских лет до последних дней своей жизни: тепло домашнего очага — холодность и безразличие товарищей по корпусу и несправедливость начальства; напряженная работа мысли и чувства, мечта о жизни, полной тревог, стремление защитить свое человеческое достоинство — и проступок, повлекший за собой непомерно суровое наказание; ощущение отверженности, искреннее раскаяние, самоосуждение — и многолетняя борьба за возвращение своего доброго имени и чести семьи; подлинное, глубинное увлечение поэзией — и невозможность в силу сложившихся обстоятельств отдаться ей сполна; серьезные, тревожные раздумья о мире и человеке, о вере и истине, о счастье и гармонии, снискавшие ему славу «поэта мысли»,— и мучительное ощущение непонятности и неподвластности мысли слову. Всю жизнь Баратынского преследовало ощущение утраченной гармонии.
В сознание читателей-современников Баратынский вошел как творец элегий. Стихотворение «Призвание» вызвало восторг Пушкина. Он писал А. А. Бестужеву: «Баратынский — прелесть и чудо, «Признание» — совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий...». Что же дало основание Пушкину столь высоко оценить элегию Баратынского? В чем ее совершенство?
На первый взгляд, сюжет ее прозрачен: это благородное объяснение лирического героя с возлюбленной, к которой он не испытывает прежних чувств. Но отметить только это — значит, не добраться до подлинной глубины произведения.
Верь, жалок я один. Душа любви желает,
Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
Нас только первая любовь.
Эмоционально-оценочное «жалок» точно отражает состояние души героя: жалок оттого, что душа по-прежнему «любви желает», а реальная жизнь это чувство перечеркнула. Но поединок на этом не заканчивается, он оборачивается новыми гранями. Лирический герой допускает «судьбины полную победу» над ним, что «грусть минует» его. Случится это при условии, если «мнением сольется он с толпою». Но слияние с толпой — это не безропотное подчинение героя ее мнению. Не случайно дважды звучит: «Кто знает? ». Не меньшее внутреннее сопротивление вызывает в нем и избрание «подруги без любви»: «Подругу без любви — кто знает? — изберу я». Разрыв фразы передает «судорогу сердца» перед холодностью .рассудка: «На брак обдуманный я руку ей подам...». Так возникает еще один конфликт романтического сознания: разлад между чувством и разумом...
Прощаясь со своей первой любовью, поэт обращается к адресату:
Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири,
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.
Лирический герой, вступив в поединок с судьбой, в глубине души остается самим собою, с мечтой о гармоний, с его неумением и нежеланием притворяться («Притворной нежности не требуй от меня...»), с его бесстрашным самоанализом и горькой интонацией:
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
Стихи Баратынского отличает гармоническая точность и глубокая внутренняя музыкальность. Неслучайно композиторы обращаются к его творчеству, в частности М. И. Глинка, написавший на стихотворение поэта «Разуверение» романс — «Не искушай меня без нужды...»
На изломе XIX-XX веков родственным по духу окажется Баратынский Александру Блоку. Стихотворение Блока начинается обращением к поэту:
Тебе, поэт, в вечерней тишине
Мои мечты, волненья и досуги.
Интонации полны тревожного предощущения:
Близ Музы, ветреной подруги,
Попировать недолго, видно, мне.
Именно с Баратынским юный Блок делится своей тревогой:
Придет пора — она меня покинет,
Настанет час тревожной суеты,
И прихоть легкая задумчивой мечты
В моей груди увянет и застынет.
Так, муза Баратынского как бы соединила два века — XIX и XX, оказавшись необходимой потомку. Сбылось пророчество поэта: «...душа моя окажется с душой его в сношеньи...»