Джихангир - исторический портрет
Историческая справка: Шехзаде родился в 1531 году в Стамбуле. Он был шестым ребёнком и пятым сыном Хюррем и Сулеймана.
По традиции Джихангир воспитывался во дворце. У шехзаде был врожденный порок — горб. Учитывая это, Джихангир не претендовал на османский престол. Однако Джихангир был человеком образованным, увлекался каллиграфией, писал стихи под именем Зарифи (тур. Zarîfî), подолгу беседовал с отцом. Несмотря на физический недостаток к моменту отправки в санджак у Джихангира была наложница. Существует мнение, что он был горячо привязан к единокровному брату Мустафе (сын Сулеймана и Махидевран). Однако стоит заметить, что Мустафа покинул столицу, когда Джихангиру было всего два года. Умер Джихангир через 21 день после казни Мустафы.
Джихангир в сериале "Великолепный век"
Большинству из нас трудно представить, каково отличаться от других людей, быть инвалидом. Эта тяжелая и порой неоднозначная тема часто замалчивается из-за своей болезненности или раздувается до размеров социальной пропаганды.
Жизнь младшего сына Хюррем Джихангира, прошедшая перед глазами зрителей сериала «Великолепный век» от рождения до смерти, может стать хорошим уроком не только для тех, кому приходится тесно общаться с инвалидами, но и для тех, кто ценит в человеческих отношениях искренность и чистоту.
Очевидно, что с детства заветным желанием Джихангира было избавиться от своего увечья. С возрастом герой взращивал в себе принятие воли Всевышнего, пославшего ему этот недуг, но не мог избавиться от навязчивых мыслей о том, что стало бы, будь он здоров. Это желание проявлялось в его снах. В них он – статный красавец с гордой осанкой падишаха – проходит мимо девушек своего гарема, а те бросают на него смущенные взгляды и перешептываются. На глазах Джихангира через это прошли все его братья, и конечно, молодому человеку хотелось испытать это чувство самому.
Романтические отношения – это не единственное, чего был лишен младший сын Сулеймана. Еще одна привилегия, которая могла бы принадлежать ему по праву рождения, – шанс занять османский трон. Но горб поставил крест на его предназначении, хотя Джихангир, без сомнения, был достоин возглавить державу. Его ум, образованность и справедливость стали бы хорошим подспорьем для управления процветающим государством.
Отличать жалость от любви
Джихангир – младший сын Хюррем и любимец семьи. Он не знал жизни без своего недуга, так как горб на его спине начал расти, когда мальчик был еще совсем маленьким. Видеть себя ему приходилось под воздействием того, что все вокруг воспринимали его прежде всего как калеку. И хотя все близкие относились к нему с нежностью и уважением, главное, с чем он сталкивался – жалость. А ведь ребенок учится воспринимать себя именно через отношение родителей и значимых взрослых. Если те не замечают в нем силы, то и он не сможет установить контакт со своим внутренним стержнем.
Современные представления выделяют разницу между понятиями болезни и недуга. Болезнь – это конкретное телесное проявление каких-то нарушений нормы, а недуг – это взгляд на болезнь в обществе, отношение к ней и к ее носителям со стороны окружающих. Зачастую недуг заставляет человека страдать больше, чем физическая боль, погружая его в атмосферу самоуничижения, заставляя испытывать страх или растерянность.
Не случайно малыш Джихангир был очень привязан к наложнице Фирузе, которая обладала способностью не только унимать физическую боль, но и лишала его болезнь угнетающего смысла, который парил в информационном поле, создаваемом окружением Джихангира. Девушка могла развеивать эту тягостную атмосферу непрерывной борьбы с недугом: она вселяла в малыша веру в то, что горб на спине – это крылья ангела. Не случайно перед своей смертью Джихангир вспоминал о том времени, когда его опекала Фирузе.
Когда Джихангир стал подростком, единственным человеком, кто видел в нем равного, был Мустафа. В отчаянной попытке защитить любимого старшего брата от гнева повелителя, герой признается, что Мустафа так дорог ему, потому что он – единственный человек, который не смотрит на него сочувственно. Только рядом с ним он ощущает себя так, словно на его спине нет горба. В глазах Мустафы юноша видит себя полноценным.
Научиться смирению
На протяжении фильма мы не раз слышали рассуждения о том, что человек должен принимать волю Всевышнего, даже если здесь, на земле, мы не можем разгадать причину того, что с нами происходит. Однако Сулейман долгое время не был готов смириться со страданиями своего младшего сына. Попытки избавить малыша от болезни привели султана к сердечному приступу, от которого он чуть не погиб. И лишь спустя много лет Сулейман понял, что пытаясь «исправить» своего ребенка, он на самом деле ищет возможность исправить себя. Он осознал, что у всех людей есть недостатки – у кого-то они проявлены внешне, а у кого-то спрятаны глубоко в душе. Испытания даются человеку не для того, чтобы сломить его волю, а для того, чтобы чему-то научить. И невыученный урок будет преследовать его до самой смерти.
Для Сулеймана младший сын стал критерием совести. Не случайно со смертью Джихангира в сердце султана умерли последние ростки сострадания. Его и самого поражали изменения. Он замечает, что раньше был готов отдать жизнь ради волоска любимой женщины, мучаясь в разлуке, а сейчас, несмотря на два года вдали друг от друга, даже не вспоминает ее лицо. Взгляд султана потускнел, в нем нельзя больше разглядеть ни озорного огонька любви, ни скорби по ушедшим. Он казнит мужа своей сестры Фатьмы, глядя ему прямо в глаза с ледяным равнодушием и совершенно спокойно принимает решение, которое обречет мать его первого сына Махидевран на гибель в нищете. Именно эту перемену Джихангир не смог принять. Он отказался жить в мире, где отец способен убить собственного сына.
Избавиться от чрезмерной опеки и найти свой путь
В том возрасте, когда его старшие братья уже возглавляли свои санджаки, Джихангир оставался при матери и не покидал стен дворца. Свои мечты и фантазии он погрузил в мир литературы, изучая языки, государственное дело, рукописи древности и художественные шедевры своего времени. Несмотря на образованность, он жил в искусственном мире, постоянно ощущая страх матери.
Желание оградить ребенка от мира, часто присущее матерям детей-инвалидов, основывается на благих намерениях. Однако зачастую это становится причиной еще более глубокой травмы, так как в такой ситуации ребенок растет с осознанием того, что он неполноценен не только физически, но и морально. Вместо того, чтобы подпитывать ощущение ущербности, можно стать для него источником веры в себя. Но для этого нужно смириться с тем, что он будет сталкиваться с жестокостью, учиться не избегать трудностей, а справляться с ними. Полезнее не помещать ребенка-инвалида в «стерильную» среду, где ему не будет угрожать стресс от того, что он не такой, как все, а поддержать в нем уверенность в том, что он уникален, научить черпать в самом себе ресурсы для преодоления проблем.
В истории есть огромное количество примеров выдающихся личностей с ограниченными возможностями. Известно, что глухота – не повод не стать великим композитором, физическое увечье не отменяет возможности добиться высот в спорте, а инвалидная коляска не клетка для гениального мозга.