"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Джузеппе Арчимбольдо — итальянский живописец, декоратор 16 века


Джузеппе Арчимбольдо — итальянский живописец, декоратор 16 века

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Giuseppe_Arcimboldo.jpg/375px-Giuseppe_Arcimboldo.jpg
Автопортрет 1575 года

Дата рождения: 1526 или 1527
Место рождения: Милан
Дата смерти: 11 июля 1593 (около 66 лет)
Место смерти: Милан
Подданство: Миланское герцогство
Стиль: маньеризм
Покровители: Максимилиан II, Рудольф II

Практически всё творчество Джузеппе Арчимбольдо пронизано духом новаторства и бунта против сложившихся законов искусства и жизни.

Безгранично одарённый, гениальный Арчимбольдо всю свою недолгую жизнь занимался всеми на тот момент доступными творческими занятиями. Он был потрясающий художник, инженер, ученый, дизайнер.

Огромная личность Арчимбольдо сравнима с великим Леонардо Да Винчи.
У них очень много общего в судьбах. Оба были детьми мастеров, оба достигали в жизни всего сами, не имея ни знатного рода, ни больших денег. Оба занимались всеми областями творчества, известными в то время. Оба занимались конструированием всевозможных полезных и нужны устройств, включая военную технику.

И Да Винчи, и Арчимбольдо активно творили в искусстве.
А после смерти оба этих знаменитых итальянских гения  практически на сотни лет ушли в небытие. Только, Леонардо Да Винчи вспомнили гораздо раньше Арчимбольдо, поэтому и имя этого великого художника и изобретателя эпохи Возрождения никому практически не известно.

+1

2

Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.

Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

Творчество Арчимбольдо

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.
http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo10.jpg
Витражи св. Екатерины в Миланском соборе, изготовленные Д. Арчимбольдо

    Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет.

В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.

Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле.

Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.

    Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями; а также картины «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.

Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.

+1

3

http://allpainters.ru/wp-content/uploads/2014/09/Povar.jpg
Повар

Сегодня Джузеппе Арчимбольдо в числе тех немногих художников, которые оказали наибольшее  влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление

Джузеппе начал первым  изображать  уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Потом эту линию продолжат другие художники, а потом и поэты, писатели,  музыканты, режиссеры...
Однако чудаковатость его картин современники оценивали  как курьезы, шутки,  перевертыши, веселящие императорский двор, подобно пышным праздничным церемониям, фейерверкам и водным представлениям в императорском дворце, мастером организовывать которые был Арчимбольдо.

+1

4

http://allpainters.ru/wp-content/uploads/2014/09/Advokat.jpg
Адвокат

На современном языке его можно было бы назвать арт-директором императорского двора, но в первую очередь он был все-таки художник, каким и вошел в историю европейской живописи. Его необычные  картины восхищали не только императора Священной Римской империи, любивших одаривать ими своих  друзей и врагов, но удивляли художников, уже не такого далекого века двадцатого.

   Сальвадор Дали называл его первым художником, стоявшим у истоков сюрреализма,  приходя в восторг от  знаменитых серий «Времена года» и «Стихии». В какой момент произошел переворот в стиле художника, никто уже не узнает, поскольку о его жизни известно не так много. Но начинал Джузеппе как вполне традиционный художник, творивший в русле средневекового храмового искусства.

+1

5

Интересные факты из жизни художника

В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника.

Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. После смерти Фердинанда I, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.

Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным.

http://allpainters.ru/wp-content/uploads/2014/09/Sidyashhiy-obraz-leta.jpg

    Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

+1

6

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo10.jpg
Витражи св. Екатерины в Миланском соборе, изготовленные Д. Арчимбольдо

Вместе с отцом он украшал Миланский собор витражами с изображением жития св. Екатерины. И ничто не выдавало в нем будущего очень странного художника. От этого периода у Арчимбольдо осталась только любовь к ярким краскам. После витражей был короткий период изготовления эскизов для гобеленов, которые тоже были выполнены во вполне традиционном  стиле.
Перелом произошел после приглашения Фердинандом I его, уже известного художника, в императорский дворец в Прагу

+1

7

Перелом произошел после приглашения Фердинандом I его, уже известного художника, в императорский дворец в Прагу. К тому времени ему исполнилось уже тридцать пять лет. Началась долгая двадцатипятилетняя служба в качестве  придворного императорского художника.

Здесь Арчимбольдо попадает в  совершенно иную среду, в которой почитались науки, ученые, маги, астрологи, ценились книги и музеи с лучшими произведениями искусства, создавалась знаменитая кунсткамера с причудливыми животными и всем занимательным,  собиравшимся со всех концов света.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo14.jpg
"Времена года": "Зима - Весна"

Возможно, именно тогда он познакомился с картинами Босха, Кранаха и Брейгеля,  оказавшими на него огромное влияние и изменившими его стиль. Уже через год у Джузеппе Арчимбольдо появилась первые картины, в которых никто бы не узнал художника времен Миланского собора.

Это были  картины  серии «Времена года»: «Лето» и «Зима». Позднее серия пополнилась картинами «Весна» и «Осень». Картины настолько поразили и понравились императору, что художника просили написать такие же в качестве подарков знаменитым особам. Так появилось несколько картин этой серии, отличающимися друг от друга, но все выполненные в одной художественной концепции и одном стиле.

+1

8

Серия «Времена года», а потом серии «Стихии», "Профессии", "Перевертыши" и  картины, не входящие в серии, необычны тем, что  стихии представлены в образе людей, но людей необычных, составленных из элементов, соответствующих представлениям эпохи Возрождения о природе, четырех стихиях, о прекрасном и безобразном. Элементы, из которых художник лепит свои образы времен года и стихий, поражают разнообразием и тонкостью исполнения.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo13.jpg
"Времена года": "Лето" - "Осень"

Ученые пытаются составить полный список морских животных, цветов, фруктов, овощей и птиц, из которых Арчимбольдо создавал свои причудливые образы. Помимо необычности материала, из которых он лепит своих героев,  художник встраивает в них знаки императорского отличия, возвеличивающие дом Габсбургов и показывающие его силу и могущество.

+1

9

Художественная концепция картин Джузеппе уникальна. Она положила основу его успеху на много веков вперед, а документы того времени говорят,  с каким энтузиазмом монархи и современники отзывались о творчестве Арчимбольдо. Посмотрим внимательнее его серию «Времена года», которая достаточно типична для стиля художника.

Для понимания общей концепции серии необходимо знать, что в то время  отсчет года начинался с зимы, а год делился на две половинки - на два полугодия. Соответственно, два рядом стоящих сезона, составляющих одну половинку года (зима – весна; лето-осень), обращены профилем друг к другу. А вместе они - единое целое.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo15.jpg
Диалог Сезонов и Стихий: "Лето" - "Огонь"

Два сезона, относящиеся к разным половинкам года, написаны художником повернутыми спиной друг к другу: весна – лето; осень- зима: весна заканчивала зимний период, а осень - летний. Как человек эпохи Возрождения, Арчимбольдо был не только художником, но еще и ученым, инженером, изобретателем, архитектором и сценографом, что ярко проявилось в его причудливых картинах.

+1

10

«Зима» аллегорически  изображена в виде древнего трухлявого пня с трещинами коры, которая в некоторых местах уже отпала. Пень похож на жалкого, чуть живого старика. Его нос разбит, опух и шелушится, беззубый рот  – гриб – сидит криво, а подбородок усыпан бородавками. Все лицо покрыто щетиной, шрамами и струпьями,  маленькие глазки глубоко скрываются в трещине коры. В качестве уха – сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка.

Но о том, что зима – это не навсегда, говорят два лимона -  желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла. Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан  над головой, напоминающий корону. На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу  императора.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo16.jpg
Диалог Сезонов и Стихий: "Зима" - "Вода"

+1

11

«Весна» - прямая противоположность «Зиме»: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна - это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она  олицетворяет весну. На картине Арчимольбо  проявляет себя как большой знаток флоры.

Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов, выписанных в мельчайших деталях. Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы – великолепная шапка из множества красочных цветов, платье – из трав и цветов зеленого цвета. Нос – бутон лилии, ухо – тюльпан, глаза – пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок – цветы розы. Шею украшает воротник из белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием.

«Лето» открывает вторую половину года. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось. Пору плодоношения   художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод. Здесь уже совсем другая цветовая гамма: нежно-белая и розовая гамма весны сменяется насыщенными желтым, коричневыми, красным и оранжевым, символизирующими жаркое солнце. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo18.jpg
Диалог Сезонов и Стихий: "Воздух - "Весна"

Щеки молодой женщины состоят из нежного персика, нос – из кабачка, рот – из молодого стручка гороха, подбородок – из красной груши, зрачок глаза – из яркой вишенки, серьги – из чеснока, а прическа  - из винограда, маслин, груш, колосьев пшеницы и других даров лета, а платье соткано из колосьев хлеба. На одном из вариантов картины на воротнике платья видно имя художника, а на плече - год написания – 1573.

+1

12

«Осень» завершает вторую половину года и летний период. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки. Это голова грубого парня, состоящая из пышных осенних плодов: сочная груша – нос, щека – спелое яблоко, подбородок – граната, ухо – большой гриб-сыроежка, волосы – розовый, красный и темно-синий виноград. И весь образ напоминает Вакха, бога виноделия, возлияний и разгула. Год закончился, можно насладиться плодами трудов своих и повеселиться.
http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo17.jpg
Диалог Сезонов: "Земля" - "Осень"

    Как ученый и художник в одном лице, Арчимбольдо сопоставляет  серии «Времена года» и «Стихии», выстраивая между ними соответствие и своеобразный диалог: зима – холодная и влажная как вода; весна – теплая и влажная как воздух; лето – жаркое и сухое как огонь; осень – холодная и сухая как земля. Каждая такая пара (время года-стихия) тоже обращена профилем друг к другу: лето и огонь, зима и  вода,  осень и земля, весна и воздух. При этом лето и огонь – олицетворяют Солнца, а осень и земля – Луну.

+1

13

Четыре стихии изображаются художником в том же антропоморфном ключе, только здесь меняется морфология образов. Их материя соткана из  животных, обитающих в соответствующей стихии: земная - из земных животных:  быка, оленя, верблюда, льва, тигра, газели, собаки, обезьяны, носорога, медведя, слона, кабана и т.д.; воздушная – из  птиц: орла, павлина, утки, гуся, индюка, петуха и т.д.; огонь – из разного вида огня  от свечи и лампы до пушки и пистолета, символизирующие кроме всего прочего еще и военную мощь императора.

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo20.jpg
Серия "Професии": "Юрист" и "Библиотекарь"

Вода представлена разными видами морских животных, перечислить которые невозможно. Здесь и акула, и скат, и крабы, и осьминоги, и черепахи, и мидии и даже жемчуг, украшающий шею и уши. И рассматривать их - одно удовольствие. Не зря этого художника очень любят дети. Для них его картины - это всегда игра, разгадка ребуса, и наслаждения от угадывания.

Потому что все птицы, звери, морские твари очень реалистичны, начиная от окраски и кончая зубами акулы, хотя размеры некоторых животных  не соответствуют реальным. И главное - несмотря на такое многообразие живности, во всех картинах Арчимбольдо нет хаоса, здесь все продумано и царит гармония, подчиненная идее художника.

+1

14

http://sotvori-sebia-sam.ru/wp-content/uploads/2015/07/archimboldo.jpg
Серия "Перевертыши": "Корзина с фруктами"

Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши". С первого взгляда - кажется просто корзина с плодами, но в перевернутом виде – это профиль конкретного персонажа. Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал.

Сегодня некоторые художники пишут картины, сделанные под Арчимбольдо, но, в отличие от картин классика, они действительно из серии шуток и курьезов, не несущих никакой другой смысловой нагрузки, напоминающие шутливое стихотворение Бориса Заходера "Из чего только сделаны мальчики?" Но Джузеппе Арчимбольдо был ученым и философом, он пытался по-своему осмыслить мир и представить его так, как он его видел.

Тина Гай

+1

15

После смерти Джузеппе Арчимбольдо был забыт на долгих четыре века, но, воскрешенный усилиями сюрреалистов в начале века двадцатого, он сразу встал рядом с великим Леонардо да Винчи, не уступающим ему ни по широте эрудиции, ни по универсальности талантов, ни по гениальности.

Сегодня Арчимбольдо в числе тех немногих художников, что оказали наиболее сильное  влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление.

Джузеппе начал первым  изображать  уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Потом эту линию продолжат другие художники, а потом и поэты, писатели,  музыканты, режиссеры...

+1


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Джузеппе Арчимбольдо — итальянский живописец, декоратор 16 века