Анри Матисс
Матисс Анри Эмиль Бенуа (1869-1954) – французский живописец, скульптор, декоратор, рисовальщик, один из лидеров фовизма.
Анри Матисс родился на севере Франции в семье хлеботорговца. Получил юридическое образование, некоторое время работал адвокатом, но вскоре оставил нелюбимую работу и посвятил свою жизнь живописи.
Обучался живописи у салонного художника А.В.Буро, работал в школе изящных искусств в мастерской Г.Моро. Моро восхищался своим учеником, особенно, его, поражало умение Матисса соединять цвета в своих работах. Чувство цвета у него было развито на интуитивном уровне, он мастерски сочетал основные цвета и их оттенки.
Матисс изучал творчество великих мастеров живописи, писал копии произведений Гойи, Шардена, Коро и других признанных мэтров. Особенное влияние на его творчество оказали работы импрессионистов и постимпрессионистов – Мане, Писсаро, Ренуара и Сезана. Поэтому не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю.
В 1902 -1904 гг. манера письма и стиль художника сильно меняются. Колорит стал более насыщенным и светлым. Он мечтает создать свое направление в искусстве, поэтому много экспериментирует в поисках своего колористического решения. Использует различные манеры письма. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма(«Вид Коллиура»(1906). Но в отличие от других мастеров, работающих в этой манере, он клал на полотно неровные мазки, создающие ощущение наслаждения жизнью. Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму. Итогом поисков стало то, что он создал новый плоскостно-декоративный стиль. Основы этого стиля таковы: использование контурных линий, некоторая нежность цветовой гаммы, насыщенные яркие тона для передачи эмоций. Этот стиль виден в произведениях Матисса «Танец»(1910), «Музыка»(1910), «Мастерская художника»(1911). К 1915 г. Матисс уже сложился как художник фовист.
На начальном этапе творчества для произведений Матисса характерны безмятежность и покой. Он работает в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. После поездки в Алжир в 1910г. В произведениях мастера наряду с реальными стали появляться фантастические черты («Мастерская художника»). После поездки по Италии он пишет картину «Госпожа Матисс в манильской шали»(1911), где уже в полной мере показана экзотика и необычный колорит.
Первая мировая война сказалась негативно на его настроении, что нашло отражение в го творчестве. В своих работах этого периода он использует темную гамму цветов, геометрические формы, пытаясь вылить свою депрессию. К этому периоду творчества относятся его работы – «Вид на Нотр-Дам»(1914), «Балконная дверь в Коллуоре» (1914). С окончанием войны изменился и его эмоциональный настрой. От его полотен начинает веять радостью и эмоциональной приподнятостью, они стали ярче и светлее по колориту.
В начале 20-х гг. в творчестве Матисса наступает восточный период. Он создает ряд произведений с изображением восточных танцовщиц на фоне ярких ковров.
В 30-х гг. в работах мастера всё большее место начинает занимать графика. Некоторые предметы изображаются одним мазком, скользящей линией, намеком, это делает его работы ещё более легкими и воздушными («Розовая обнаженная» 1935 г.). В 1940 г. Матисс пишет натюрморты с букетами цветов, фруктами, с видом на сад из распахнутого окна («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе»1947 г.). К этому же периоду относятся светлые и лирические работы с изображениями девушек («Молчание в домах» 1947г, «Две девушки. Коралловый фон, голубой сад» 1947 г.).
С1948 по 1953 гг. Анри Матисс участвует в росписи католического храма в г.Ванс. Это была его последняя работа. Здесь он выполнил панно над входом в храм с изображением святого Доминика и Девы Марии, а так же фрески о Страшном суде. По мнению искусствоведов роспись храма стала вершиной в творчества великого художника.
Анри Матисс разработал свой собственный стиль в искусстве, который отличался лаконичностью и гибкостью линий, сочетание ярких контрастов и ровного колорита больших масс, что делало его полотна чувственными и выразительными. В поисках естественной гармонии художник пришел к своеобразному виденью окружающей действительности и выразил это в живописи. Своим творчеством он внес огромный вклад в изобразительное искусство.