"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Перов Василий Григорьевич. Русский живописец.


Перов Василий Григорьевич. Русский живописец.

Сообщений 41 страница 42 из 42

1

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7e/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_2.png/330px-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_2.png
Автопортрет. 1879

Перов Василий Григорьевич
Русский живописец, один из родоначальников жанровой картины,
один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился:
    2 января 1834 г., Тобольск, Российская империя
Умер:
    10 июня 1882 г. (48 лет), село Кузьминки, Москва

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861),
проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865,
«Тройка», 1866),
психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872).

http://horosheekino.ru/images/line.gif

"Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего времени.
В этом заключается тайна обаяния, которое имел он..." (Ботин Б.Н.)

0

41

Последней работой Перова был портрет государя императора Александра III, заказанный ему владимирским земством и повторенный им для Училища живописи и ваяния. Для того чтобы сделать портрет наивозможно похожим, он через конференц-секретаря Академии просил президента Академии о получении сеанса, вследствие чего имел возможность присутствовать на литургии во дворце в Петергофе и удостоился личного разговора с государем; после этого он быстро поправил сделанный им по фотографии портрет. Это было в начале лета 1881 года, а ровно через год Перова уже не стало.

В 1882 году состояние его здоровья значительно ухудшилось. У него началось воспаление клетчатки таза. Призванные на помощь лучшие доктора Москвы: Захарьин, Остроумов, Горячев и родной брат Перова, А. Г. Криденер – употребляли все средства, чтобы продлить его жизнь. Перед Пасхой Павел Михайлович Третьяков, известный владелец картинной галереи и большой почитатель таланта Перова, предложил ему переселиться к нему на дачу, в село Тарасовку под Москвой; но Перов недолго там пробыл и вследствие усиления болезни принужден был переехать к родным, в имение князя Голицына Кузьмине. Здесь он слег окончательно. Жена его, Елисавета Егоровна (Перов вторично женился в 1872 году), все время самоотверженно ухаживала за ним, не отходя от его постели. Она утешала, ободряла его и читала для него вслух, чтобы не давать ему много говорить. За это время Перов перечитал массу книг, главным образом по истории раскола, из которой он задумал писать еще одну картину. Кстати сказать, Перов вообще терпеть не мог газетной литературы, но чрезвычайно уважал и любил наших классиков, из которых в особенности отдавал предпочтение Некрасову, Достоевскому и Льву Толстому; из иностранных авторов он более всего увлекался Томасом Гудом, поэма которого «Песнь о рубашке» натолкнула его на создание картины «Утопленница».

Задыхаясь от кашля и неимоверно страдая, Перов не раз молил, как о милости, лишить его жизни… За несколько часов до смерти он выслал жену из комнаты и в ее отсутствие просил своего брата-доктора сократить агонию, насколько возможно… Он умер тихо, точно заснул, 29 мая 1882 года.

Отчаяние родных было ужасно, в особенности убивалась его жена. «Что мне теперь жизнь! – говорила она. – Жизнь моя разбита… я лишилась такого друга… такого… я делила всегда с ним все мысли, всю жизнь; между нами ничего не было тайного; я привыкла жить только для него… мне теперь только и легче, когда я сижу у его могилы…»

Похороны Перова были очень торжественны. Гроб, встреченный у заставы многочисленными учениками покойного, был снят с погребальных дрог и на руках через всю Москву перенесен в церковь училища, откуда после заупокойной литургии, также на руках, в сопровождении многочисленной толпы перенесен в Даниловский монастырь, где В. Г. Перов и похоронен.

Д. В. Григорович на могиле сказал в высшей степени прочувствованную речь, в которой кратко обрисовал Перова как художника и как человека. Вот эта речь:

    «Присутствующие!.. Вместе с гробом, который мы только что опустили в землю, соединяются не только для всех нас, но и для всего русского общества две крупные потери: с одной стороны, русское искусство лишилось одного из самых крупных своих представителей, с другой – русское общество лишилось высокой нравственной личности, а они в настоящее время так редки… Не место здесь оценивать достоинства Перова как художника, – скажем только, и, думаю, не ошибемся в нашем замечании, что Перов есть настоящий представитель того рода живописи, который теперь преследуют все русские художники. Первую картину из обыденной жизни в тридцатых годах написал Венецианов – „Причащение больной“; но Венецианов – живописец сентиментальный… За ним явился Федотов; но Федотов – сатирик. Один Перов, и он первый из художников, познакомил нас с правдивым направлением этого рода живописи; но, кроме того, Перов – и живописец-поэт. Поэзия его – это задушевность; он – поэт чувств, поэт задушевных движений… Припомним его картину „Похороны“. Перед нами – сани с женщиной и детьми. Видна только спина женщины. Как сделал художник, мы не знаем, – это тайна его высокого таланта; но, глядя на эту одну спину, сердце сжимается, хочется плакать… Заплачем и мы: не стало того, который писал эту чудную картину, – его уж нет, нет и не будет…

    Припомним еще одну картину: „Проповедь сельского священника“. Там, в средине картины, овдовевший мужик и двое его сирот. Много видел я в живописи передачи душевных проявлений, но таких лиц, как этих двух детей, я еще не встречал. Здесь как бы исчезают и краски, и кисть, и искусство… Все это как бы истекает из одного глубокого, задушевного чувства. Так писать мог человек, который сам глубоко чувствовал. Но думаю, я не преувеличу, когда скажу, что нравственная высота Перова была еще выше его таланта…

    Господа, вспомните, кто здесь теперь лежит в земле перед нами. Мы похоронили Перова… Проникнитесь хорошенько этим словом – „Перова“. И что ж, этот человек, украсивший русское искусство такими знаменательными произведениями, сошел в могилу, не оставив после себя ничего, кроме своих картин. Какой пример для вас, молодых людей, здесь присутствующих!.. Вы, молодежь и ученики, его окружавшие, если хотите жить честно, сохраните навсегда в вашей памяти эту высокую, благородную личность; и пока она будет служить вам примером, она предохранит вас от соблазнов, которые в наше время так сильно проникли в наше искусство и так вредно действуют на его нравственную сторону…

    Вы плачете, г-жа Перова, но на минуту утрите ваши слезы и взгляните на нас: мы все также плачем, глубоко сознавая ту утрату, которую понесли в лице Василия Григорьевича… А вы, все ученики Василия Григорьевича, дайте себе слово поддержать ту руку г-жи Перовой, которую, любя, целовал Перов…

    Да будет мир над тобою, славный русский художник и благородный русский человек!..»

0

42

http://s3.uploads.ru/t/P1ltT.jpg
Василий Перов, картина «Рыболов», 1871 год

Он прожил всего 48 лет, заполненных постоянным напряженным творческим трудом и вместивших очень многое. Василий Перов – виднейший представитель московской живописной школы XIX века. Он был одним из основателей легендарного Товарищества передвижных художественных выставок.

Его творчество имеет несколько отчетливых периодов, к одному из которых принадлежит шедевр жанровой живописи – картина «Рыболов».

Из народа и для народа

Незаконнорожденный чиновничий сын, он даже фамилию получил по имени крестного отца – Васильев, а шутливое прозвище, ставшее потом фамилией, пошло от дьячка, учившего его грамоте. Мальчик поразил его способностью к чистописанию. Василий Перов знал жизнь простого человека во всех её проявлениях - все её многочисленные тяготы и маленькие радости. Выражать их со всей силой данного от природы таланта – в этом видел он свою главную задачу.

Первые известные жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года (в последний год и сразу после окончания обучения в Академии художеств), содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Например, фарисейство, свойственное части русского духовенства, он обличает в знаменитой картине «Чаепитие в Мытищах» (1862).

«Тихие страсти»

На следующем этапе жизни и творчества Василий Перов опять меняет характер своего взгляда, направленного на жизнь человека. Он становится более внимательным и чутким, способным рассмотреть более мелкие детали. В это время появляются его знаменитые, в том числе и писательские, портреты, а жанровые полотна окрашивает не сатира, а добрый юмор или легкая ирония. Появляется ряд полотен, традиционно объединяемых в единый цикл, условно называемый «Тихие страсти». К нему относятся суперпопулярные «Охотники на привале» (1871), «Птицелов», написанный в 1870 году, «Голубятник» (1874) и «Ботаник» (1874). В каждой из них рассказывается о простых и обычных увлечениях простого человека.

Эти увлечения разные. Различные по характеру и происхождению люди населяют картины Перова. Но есть и общее: эти полотна не рассказывают о поступках, сопровождаемых выражением драматических чувств – осуждения, жалости или сочувствия. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии. Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий. Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов – «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.

Мирная сцена

На прямоугольном холсте высотой 91 и шириной 68 сантиметров художник изображает очень мирную сцену. Это не те страстно обличительные, остросоциальные полотна, которыми стал известен просвещенной русской публике Василий Перов. Картина «Рыболов» рассказывает о человеческих страстях другого рода. По всем признакам этот рыболов пришел на речку для собственного удовольствия, а не добывать пропитание, да и на остронуждающегося человека он не похож.

Судя по тому вниманию, с которым художник рассматривает своего героя, его рыболовную оснастку, окружающий пейзаж, становится понятно, что он считает такое наполнение человеческой жизни не менее важным, чем исторические подвиги великих героев, или события, носящие характер глобальных драм и трагедий. Главный герой Все внимание зрителя привлекается к центральному персонажу картины, занимающему основное пространство полотна. Потом можно даже не вспомнить, сколько человек на картине Василия Перова. На втором плане сидит второй рыбак, занятый каким-то важным делом по налаживанию своей оснастки, выглядящий гармоничной частью тихого раннего прохладного утра на небольшом водоёме.

Мастерство художника в передаче психологии момента производит сильное впечатление.

Картина Василия Перова – насыщенный и увлекательный рассказ о коротком мгновении, вобравшем в себя очень многое. Он по-настоящему охвачен азартом, внимательно смотрит на поплавок, уже слегка наклонившись, уперев руки в колени и подавшись вперед, готовый моментально схватить удочку, чтобы подсечь добычу. Гладь воды у берега спокойна, как зеркало. Очевидно, поплавок только-только качнулся от поклевки, и опытный рыболов заметил первые волны, расходящиеся от него…

Точность деталей

Неизвестно, увлекался ли рыбной ловлей сам Василий Перов. Картина «Рыболов» содержит антураж, говорящий о многом. Перед нами не новичок в этом деле. Он тщательно подготовился к процессу. У него есть на чем сидеть, чем укрыться от непогоды, есть чем подкрепиться. Его удилища – не просто срезанные ветки. У них специальные металлические сочленения. Наготове сачок – если будет особо крупная добыча, а у ног – специальная удочка, оснащенная серебристыми колокольчиками. Сомнений нет – это профессионал!

Тем, с каким мастерством написан передний план картины, можно только восхищаться.

Перов предстаёт живописцем, не знающим затруднений в передаче игры утреннего света на глиняном кувшине, на начищенных до блеска сапогах или на металлической банке с наживкой, а точность деталей достойна учебника по истории рыбной ловли!

Человек – часть природы

В произведениях более ранних этапов творчества Перов использует природное окружение как средство нагнетания драматического чувства, а в «Рыболове» человек растворяется в природном окружении, являясь неотъемлемой его частью. Лучший клев – на зорьке! Первые лучи осветили вершину дерева на заднем плане, и все небо уже наполнено молочным светом, но у воды еще лежат остатки ночи, вместе с бодрящей прохладой растворяющиеся в наступающем дне… Часы, проведенные на рыбалке, в срок жизни не входят – разве не об этом написал свою картину Василий Перов?

«Рыболов» – картина, одаривающая зрителя светлым безмятежным настроением, так редко встречаемым в русской классической живописи XIX века.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Перов Василий Григорьевич. Русский живописец.