Легендарные женщины Александра
Статира — жена персидского царя Дария, оказавшаяся вместе со своей дочерью, тоже Статирой, в плену у Александра в 333 до н. э.
Реальное историческое лицо, однако существуют спекуляции на тему, была ли она женщиной Александра. Все источники уверяют в почтительном отношении Александра к царской пленнице и подчеркивают, что он к ней даже не прикасался, да и виделся всего один раз, после пленения. Спекуляции вызваны следующим фактом: жена Дария умерла в родах (согласно Плутарху и Юстину) примерно в 331 года до н. э.. Сомнительно, чтобы окруженная прислугой из евнухов она вступила в связь с кем-либо еще, кроме как с Александром. Возможно исторические источники относят смерть Статиры на более позднее время, чем было в реальности, или же скорее всего она скончалась по другой причине. Александр всегда ставил политический расчет выше влечения к женщинам. К тому же по словам Арриана, наиболее достоверного источника, Александр вообще не виделся со Статирой, а посылал к царской семье своего телохранителя Леонната. У Статиры перед пленением уже было 3 детей, что еще более снижает вероятность влечения к ней Александра.
Фалестрис (Thalestris) — королева амазонок. В 330 до н. э. где-то в степях около Каспийского моря к Александру явилась воительница по имени Фалестрис с отрядом из 300 женщин. Курций так передает эту встречу:
«На вопрос, не желает ли она просить о чем-нибудь царя, она, не колеблясь, призналась, что хочет иметь от него детей, ибо она достойна того, чтобы наследники царя были ее детьми: ребенка женского пола она оставит у себя, мужского — отдаст отцу… Страсть женщины, более желавшей любви, чем царь, заставила его задержаться на несколько дней. В угоду ей было затрачено 13 дней.»
Диодор повторяет эту историю, с тем лишь различием, что у Курция амазонки были обнажены по пояс, а у Диодора покрыты доспехами. Плутарх сообщает статистику: 5 античных авторов упоминали историю с визитом амазонок, а 9 отрицали ее. Арриан, как наиболее критичный автор, также не верит в эту историю. Один из древнегреческих литераторов, Онесикрит, читал царю Лисимаху, бывшему в молодости при Александре телохранителем, пассаж про амазонок. Царь улыбнулся и сказал: «И где же я был тогда?»
Клеофис (Cleophis) — царица местного значения где-то в Индии. Курций упоминает про её переговоры с Александром по поводу почетной сдачи крепости Мазагам и намекает на большее,[4] а Юстин охотно повествует прямым текстом:
«Она вернула свой трон от Александра, допустив его в свою постель. Спасла своими чарами то, что неспособна была сохранить своим мужеством. Сына, которого она имела от Александра, она назвала Александр, и тот после взошел на трон индийцев. Царицу Клеофис, за утерянное целомудрие, индийцы называли с тех пор царственной шлюхой.»[5]
Наиболее достоверный автор Арриан описывает упорную осаду и штурм Мазагама.[6] Крепость была взята после гибели местного вождя, а его мать (царица Клеофис по Курцию) и дочь попали в плен. После падения крепости борьбу индийцев возглавил брат погибшего вождя, надо полагать, сын царицы Клеофис.