с дочерью
В наградном листе Джуди - несчетное количество призов имени Лоуренса Оливье - высшей театральной награды Британии. А вот первую номинацию на «Оскара» она получила только после 60. Оскароносной для Денч стала роль королевы Елизаветы I во «Влюбленном Шекспире». На экране она была всего 8 минут. Впрочем, королеве больше и не нужно.
В шестой раз актрису номинировали за главную роль в картине «Скандальный дневник», которая идет сейчас на российских экранах. Приветливая, умная, статная Денч совершенно преобразилась в ней в неряшливую и гадкую старуху, тянущую грязные ручонки к белокожей и прекрасной Кейт Бланшетт.
«Я ношу плешивый парик!»
- Вам не страшно было себя уродовать?
- Нет. У меня не было выбора! Если я хотела сыграть эту женщину, я должна была ею стать. Мы долго работали над гримом моей героини. Например, в этой картине я ношу парик с проплешинами. Он был таким тонким, что сквозь него было видно насквозь. Потрясающая идея!
- В этом парике вы не опасались смотреть на себя в зеркало?
- А я и не смотрела. Не думаю, что и героиня моя много времени проводила бы у зеркала.
- Ваше имя стало синонимом серьезной, трагической актрисы.
- Серьезной? Нет, я себя всерьез не воспринимаю! И считаю, что это правильно. Это, конечно, не значит, что я несерьезно отношусь к своей профессии. Я могу шутить и веселиться сколько угодно, но стоит моей ноге ступить на сцену - съемочного павильона или театра, это не важно, - как я становлюсь серьезной, как покойник. Это урок, усвоенный мною у великих шекспировских актеров.
- А какой урок начинающим сами можете дать?
- Самый главный: не идите в актеры, если не чувствуете в себе огромной энергии. Публика не хочет смотреть на уставших актеров. И тем более не обязана платить за это деньги.
- А вы никогда не устаете?
- Конечно, устаю. Но я играла на сцене с азиатским гриппом. Не можете - пусть стажер за вас играет.
Страх как горючее
- Вы играете в великих пьесах на сцене и снимаетесь в блокбастерах о Джеймсе Бонде.
- Для меня эти фильмы - словно глоток кислорода. Так же, как для Йена Маккелена. Мой друг и коллега по сцене, он тоже снимается в «Людях Икс» и «Властелине колец». Причем, уверяю вас, с большим удовольствием. Людям до сих пор это трудно понять. Помню, встречаю приятеля на премьере «Золотого глаза» - первого «бондовского» фильма, в котором я снялась. «Привет! - бросается он ко мне. - А ты что здесь делаешь?» «Да вообще-то я снималась в этом кино! - отвечаю я. - Уж извините!»
- Иногда опытные актеры волнуются перед выходом на сцену больше, чем новички. А у вас это как, Джуди?
- Чем большего ты достиг, тем большего от тебя ждут. Если у тебя за спиной долгая карьера и зрители связывают с твоим именем какие-то сильные впечатления, в каждой новой роли они ожидают от тебя чего-то еще более грандиозного. Так что с каждым разом выходить на сцену или сниматься становится все страшнее и страшнее. Но я использую этот страх как топливо, как горючее. Страх для меня - синоним энергии. Он должен мобилизовывать, а не парализовывать. Но самое страшное - это когда актеры без всякого волнения выходят на сцену и начинают механически произносить свой текст. Когда я замечу, что это происходит со мной, - я немедленно покину профессию.
Что тот Джеймс Бонд, что этот
- Выдвижение на «Оскара» важно для Дамы Британской империи?
- Конечно! Это всегда очень бодрит! Всякий раз, отправляясь в Лос-Анджелес, мы с моим мужем вели себя как сущие дети. «Смотри, это Джек Николсон! - кричал он мне. - Парень с топором из «Сияния»!» Вроде всех знаешь, со всеми знакома, а не можешь отказать себе в удовольствии ткнуть пальцем!
- В этом году вы не смогли посетить церемонию.
- Да, я легла на операцию на колене. Почему-то операцию пришлось делать именно в день церемонии.
- Несовершенства британской медицинской системы?
- Напротив, мне оказали услугу. Я уже год с ногой маюсь, откладывать было нельзя.
- В следующем фильме о Джеймсе Бонде мы, несомненно, снова увидим вас в роли М?
- Надеюсь, его быстро снимут. Нельзя упустить шанс выпустить картину об агенте 007 в 2007 году! Это единственный год, когда я не делаю ошибок в своей чековой книжке. Мне легко запомнить это число - 2007.
- Как вам новый исполнитель роли Бонда? Все-таки он у вас не первый.
- Пирс (Броснан) и Дэниэл (Крэйг) - два абсолютно разных актера. Пирс - очаровательный парень. А Дэниэл... Он тоже очарователен! (Смеется.) И какой прекрасный актер! Знаете, людям свойственно думать, что они знают истину в последней инстанции, что Джеймс Бонд принадлежит им. Мне была отвратительна та травля, которой подвергся Дэниэл в печати и на фанатских сайтах. Мы снимались вместе и в Праге, и на Багамах. И я всегда была на его стороне. По-моему, он привнес нечто новое в эту роль, нечто... дерзкое. И доказал, как неправы все его критики!