23.10.2015
Выставка к 200-летию со дня рождения Павла Федотова развернута в Русском музее
В Экспозиции представлено практически всё живописное наследие мастера - 40 работ, 100 графических произведений, а также рукописи художника, которого называли «Гоголем в красках».
«А извольте посмотреть, Как наша невеста, Не найдет сдуру места, Мужчина чужой!, Ой срам то какой! И вот, извольте посмотреть, Как наша пташка собирается улететь, А умная мать, За платье ее хвать». Павел Федотов часто писал к своим картинам разъясняющие стихи вдоль текста, так напоминающие пушкинские головки, но два гения здесь, словно меняются местами. Если в случае с Александром Сергеевичем доминирует текст, то Федотова больше интересует изображение. Гениальный рисовальщик вышел из военной среды, за 10 лет дослужился до штабс-капитана в гвардейском Финляндском полку и, возможно, закончил бы карьеру с обеспеченной невестой и хорошей пенсией, если бы художественное на определенном этапе не перевесило бы все другие перспективы. Профессиональным живописцем он был всего 8 лет, невероятный успех пришел в 1849 году с выставками, на которых были показаны полотна, сразу ставшие знаменитыми, - «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Но уже через 3 года Федотов пишет свое последнее произведение «Анкор, еще анкор», которое знаменует новую ступень развития мастера и, одновременно, его гибель.
В начале художественной карьеры Федотов называл себя русским Хогартом и в области рисунка стремился превзойти английского мастера. По точности передачи эмоций, иронии и жанровому разнообразию русский Хогарт точно не уступал заморскому. Позднего Федотова считают отцом русского критического реализма, но любой ярлык или титул для гения относителен, единственный известный пейзаж мастера по колориту может быть отнесен уже к началу XX века.
«Представьте себе, Брюллов и другие художники - это всегда цвет, здесь - монохром, синее и черное, то есть ему не так нужен был разноцвет для того, чтобы что-то выразить, и к этому он стремился в последние годы своего творческого пути. Это было аюсолютно новым для середины XIX века», - рассказывает заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Юбилейную выставку можно было бы назвать «Весь Федотов», если бы не небольшой украинский пробел. Киевский музей отказался предоставить знаменитое полотно «Игроки», отсутствие которого компенсировалось подготовительными этюдами к картине. Хрестоматийная «Вдовушка», наоборот, показана во всех вариантах.
«Мы сочли возможным показать все пять вариантов: из Ивановского музея, два из Русского музея, две вещи из Третьяковской галереи», - отмечает заведующий отделом живописи XVIII - первой половины XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.
В раннем уходе Федотова, 37 лет, не обязательно искать общественные подтексты. На последнем полотне офицер механически подгоняет, изрядно уставшую прыгать, собаку. Тупая повторяемость ситуаций. Народным художником, задолго до появления этого звания, мастера сделали талант и удивительное сочувствие ко всем его героям.
С работами Павла Федотова, как правило, знакомятся еще в школе.
Именно его произведениями принято иллюстрировать повседневную жизнь в учебниках истории XIX века. Федотов никогда не был близок к академическим кругам, его не интересовали протокольные сюжеты или сцены из античных мифов. Он писал жизнь такой, как она есть.
Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова отмечает, что Федотова в Петербурге не очень жаловали. Его первая персональная выставка была воспринята критично, общественность обвиняла живописца в том, что уж очень он сгущает краски, что объективная реальность намного радостнее, чем написанный им мир.
Сам же Федотов, пользуясь современным языком, изобличал коррупцию, разгильдяйство, увлечение бьюти-трендами, пьянство.
Особенность выставки в том, что некоторые работы представлены в нескольких исполнениях. Например, посетители смогут увидеть сразу две работы "Сватовство майора". Одна хранится в Русском музее, другая привезена из Третьяковской галереи. А "Вдовушка" и вовсе представлена в пяти исполнениях. В каждом из полотен Федотов расставил свои акценты, прорисовал отдельные детали, так что за посетителями остается право решать, какое из исполнений им больше по душе.
«Утро чиновника, получившего первый крест», «Разборчивая невеста», «Игроки», «Вдовушка», «Сватовство майора»—– Павел Федотов, стоявший у истоков русского критического реализма, своей задачей ставил правдивое изображение жизни со всеми ее несовершенствами, нередко касаясь злободневных для своей эпохи сюжетов. Сатирик в живописи — так можно назвать этого выдающегося мастера, творившего в первой половине XIX века.
«Сватовство майора», одно из самых известных полотен Павла Федотова, знакомит зрителя с типичной для времен художника историей, когда обедневшие дворяне стремились вступить в брак с купеческими дочерьми, меняя тем самым свою знатность на их богатство. Иными словами, такой брак — обыкновенная сделка, выгодная для обеих сторон. Современники Павла Федотова с одобрением встретили картину, подтверждая, что подобные события являются позором для страны.
Выставка в корпусе Бенуа Русского музея «Павел Федотов. 1815 - 1852» посвящена 200-летию художника и представляет одного из выдающихся мастеров отечественной живописи XIX века, рисовальщика и автора жанровых картин и портретов. Выставка расскажет об основных этапах творчества Павла Федотова.