"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Федотов Павел Андреевич -Русский живописец и график, академик живописи


Федотов Павел Андреевич -Русский живописец и график, академик живописи

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Федотов Павел Андреевич
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Pavel_fedotov_1815_1852.jpg/330px-Pavel_fedotov_1815_1852.jpg

Русский живописец и график, академик живописи,
один из крупнейших представителей русского романтизма,
родоначальник критического реализма в русской живописи.

Дата рождения: 22 июня (4 июля) 1815
Место рождения: Москва
Дата смерти: 14 (26) ноября 1852 (37 лет)
Место смерти: Санкт-Петербург
Гражданство: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/Flag_of_Russia.svg/33px-Flag_of_Russia.svg.pngРоссийская империя
Жанр: батальный жанр, жанровая живопись, портрет
Учёба: Первый Московский кадетский корпус, Академия художеств
Стиль: романтизм, реализм
Влияние: Уильям Хогарт, Карл Брюллов

0

2

23.10.2015
Выставка к 200-летию со дня рождения Павла Федотова развернута в Русском музее

В Экспозиции представлено практически всё живописное наследие мастера - 40 работ, 100 графических произведений, а также рукописи художника, которого называли «Гоголем в красках».

«А извольте посмотреть, Как наша невеста, Не найдет сдуру места, Мужчина чужой!, Ой срам то какой! И вот, извольте посмотреть, Как наша пташка собирается улететь, А умная мать, За платье ее хвать». Павел Федотов часто писал к своим картинам разъясняющие стихи вдоль текста, так напоминающие пушкинские головки, но два гения здесь, словно меняются местами. Если в случае с Александром Сергеевичем доминирует текст, то Федотова больше интересует изображение. Гениальный рисовальщик вышел из военной среды, за 10 лет дослужился до штабс-капитана в гвардейском Финляндском полку и, возможно, закончил бы карьеру с обеспеченной невестой и хорошей пенсией, если бы художественное на определенном этапе не перевесило бы все другие перспективы. Профессиональным живописцем он был всего 8 лет, невероятный успех пришел в 1849 году с выставками, на которых были показаны полотна, сразу ставшие знаменитыми, - «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Но уже через 3 года Федотов пишет свое последнее произведение «Анкор, еще анкор», которое знаменует новую ступень развития мастера и, одновременно, его гибель.

В начале художественной карьеры Федотов называл себя русским Хогартом и в области рисунка стремился превзойти английского мастера. По точности передачи эмоций, иронии и жанровому разнообразию русский Хогарт точно не уступал заморскому. Позднего Федотова считают отцом русского критического реализма, но любой ярлык или титул для гения относителен, единственный известный пейзаж мастера по колориту может быть отнесен уже к началу XX века.

«Представьте себе, Брюллов и другие художники - это всегда цвет, здесь - монохром, синее и черное, то есть ему не так нужен был разноцвет для того, чтобы что-то выразить, и к этому он стремился в последние годы своего творческого пути. Это было аюсолютно новым для середины XIX века», - рассказывает заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Юбилейную выставку можно было бы назвать «Весь Федотов», если бы не небольшой украинский пробел. Киевский музей отказался предоставить знаменитое полотно «Игроки», отсутствие которого компенсировалось подготовительными этюдами к картине. Хрестоматийная «Вдовушка», наоборот, показана во всех вариантах.

«Мы сочли возможным показать все пять вариантов: из Ивановского музея, два из Русского музея, две вещи из Третьяковской галереи», - отмечает заведующий отделом живописи XVIII - первой половины XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.

В раннем уходе Федотова, 37 лет, не обязательно искать общественные подтексты. На последнем полотне офицер механически подгоняет, изрядно уставшую прыгать, собаку. Тупая повторяемость ситуаций. Народным художником, задолго до появления этого звания, мастера сделали талант и удивительное сочувствие ко всем его героям.

С работами Павла Федотова, как правило, знакомятся еще в школе.

Именно его произведениями принято иллюстрировать повседневную жизнь в учебниках истории XIX века. Федотов никогда не был близок к академическим кругам, его не интересовали протокольные сюжеты или сцены из античных мифов. Он писал жизнь такой, как она есть.

Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова отмечает, что Федотова в Петербурге не очень жаловали. Его первая персональная выставка была воспринята критично, общественность обвиняла живописца в том, что уж очень он сгущает краски, что объективная реальность намного радостнее, чем написанный им мир.

Сам же Федотов, пользуясь современным языком, изобличал коррупцию, разгильдяйство, увлечение бьюти-трендами, пьянство.

Особенность выставки в том, что некоторые работы представлены в нескольких исполнениях. Например, посетители смогут увидеть сразу две работы "Сватовство майора". Одна хранится в Русском музее, другая привезена из Третьяковской галереи. А "Вдовушка" и вовсе представлена в пяти исполнениях. В каждом из полотен Федотов расставил свои акценты, прорисовал отдельные детали, так что за посетителями остается право решать, какое из исполнений им больше по душе.

«Утро чиновника, получившего первый крест», «Разборчивая невеста», «Игроки», «Вдовушка», «Сватовство майора»—– Павел Федотов, стоявший у истоков русского критического реализма, своей задачей ставил правдивое изображение жизни со всеми ее несовершенствами, нередко касаясь злободневных для своей эпохи сюжетов. Сатирик в живописи — так можно назвать этого выдающегося мастера, творившего в первой половине XIX века.

«Сватовство майора», одно из самых известных полотен Павла Федотова, знакомит зрителя с типичной для времен художника историей, когда обедневшие дворяне стремились вступить в брак с купеческими дочерьми, меняя тем самым свою знатность на их богатство. Иными словами, такой брак — обыкновенная сделка, выгодная для обеих сторон. Современники Павла Федотова с одобрением встретили картину, подтверждая, что подобные события являются позором для страны.

Выставка  в корпусе Бенуа Русского музея «Павел Федотов. 1815 - 1852» посвящена 200-летию художника и представляет одного из выдающихся мастеров отечественной живописи XIX века, рисовальщика и автора жанровых картин и портретов. Выставка расскажет об основных этапах творчества Павла Федотова.

0

3

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины, впоследствии обедневшего титулярного советника, и его жены Натальи Алексеевны Калашниковой. Крещён 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Помимо Павла, в семье было ещё несколько детей.

В 11 лет был определён отцом в Первый Московский кадетский корпус, где благодаря хорошим способностям и примерному поведению обратил на себя внимание начальства. В 1830 году был произведён в унтер-офицеры, а в 1832-м — в фельдфебели, и в том же году окончил курс с отличием, причём по заведённому обычаю его имя было внесено на почётную мраморную доску в актовом зале корпуса. Его любимыми предметами были математика и химия, но в свободное от учёбы время он любил рисовать.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/1408594540_portret-egora-gavrilovicha.jpg
Портрет Егора Гавриловича Флуга,
1848

0

4

В 1834 году в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет.

Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры[2]. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.

Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление, и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на друзей и товарищей, рисует на них карикатуры. Средств у Павла Федотова не было никаких, и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. В свободное от службы время Федотов занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. После долгих убеждений Павел Федотов решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец.

Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке, и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц[3], пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — стать настоящим художником.

0

5

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию художеств. С раннего утра Павел Федотов засаживался за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от домашней работы. Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способности к живописи.

В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. Художник решил уделять семье часть своей пенсии и питаться обедом из кухмистерской за 15 копеек, разделяя скудную трапезу с своим денщиком Коршуновым, добродушнейшим типом искренно и беззаветно преданного своему офицеру солдата.

На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Федотову все это было не по сердцу, и дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора.

Чего не поняли Брюллов и Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов — эта чисто славянская лениво-мощная натура. Он случайно увидел эскизы Федотова и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело — за жанр. Один художник чутко угадал другого; Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/1408594529_oficer-i-denschik.jpg
Офицер и денщик

0

6

В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась "Свежий кавалер".

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/1408594583_svezhiy-kavaler.jpg
Свежий кавалер, 1848
Третьяковская галерея, Москва

Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета.

0

7

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

Еще более последнее влияние чувствуется на другой картине "Разборчивая невеста", написанной на текст известной басни Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/thumbs/1408594568_razborchivaya-nevesta.jpg
Разборчивая невеста, 1847
Третьяковская галерея, Москва

0

8

http://panorama56.ru/sites/default/files/imagecache/gallery_assist-default-preview-850/gallery_assist/1/gallery_assist89/40%20%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpg
Сватовство майора, 1848
Третьяковская галерея, Москва

На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная — "Сватовство майора". За последнюю картину художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи.

Картина Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою "Женитьбу", опередив на несколько лет Островского с его высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.

0

9

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

Весной 1852 года его характер круто изменился; из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть еще фашины и камни, еще можно задержать течение.

Им была задумана новая картина "Возвращение институтки в родительский дом". Сюжет должен был быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет, принадлежал к числу аристократических; она мечтала все время о возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем, и теперь, на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой встретившей ее обстановки.

Для того чтобы добыть средства для писания этой картины, Федотов повторил "Сватовство майора" и получил за него очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий вздор и на подарки своей невесте. Когда все деньги вышли, тогда только приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом надзоре. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование, изредка посещаемый приятелями, иногда кроткий, иногда буйный.

Хоронили художника 18 ноября 1852 года, и большая толпа почитателей шла за его гробом. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов.

0

10

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/1408594503_vdovushka.jpg
Вдовушка

После Федотова картин осталось немного. Картина "Вдовушка" представляет повторение оригинала и изображает вдову офицера, собравшую свой скарб для переезда на другую квартиру. Хотя полотно "Вдовушка" и принадлежит к позднейшим произведениям Федотова, но она в значительной мере уступает первым двум картинам: в ней чувствуется какой-то сентиментализм. В Третьяковской галерее есть несколько акварелей и сепий, а также портрет масляными красками графини Е.П. Растопчиной. Вообще несовершенный в технике, Федотов-портретист значительно уступал Федотову-жанристу. Тем не менее до нас дошло несколько его оригинальных работ в этом роде. Подобно Хогарту, русский художник Павел Андреевич Федотов создавал циклы рисунков. Таков ряд набросков, изображающий Жизнь гениального живописца, которая начинается появлением звезды, возвышающей его рождение.

Юмор иных рисунков очень тонкий, показывающий чрезвычайную, чуткую наблюдательность автора. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Здесь живая наблюдательность художника выступает с поразительной красотой, а живой, здоровый юмор окрашивает все композиции добродушным колоритом. Павла Андреевича Федотова можно смело поставить во главе нового направления живописи: художник открыл собой тот цикл наших жанристов, который получил особенно яркое развитие в лице Перова и Владимира Маковского.

0

11

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/1408594512_avtoportret.jpg
Автопортрет

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

Родился в Москве 22 июня 1815 года. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Кроме того, Павел Федотов стал одним из первых, кто стал следовать стилистике сатиры или критического реализма в русском искусстве. Это делает его одним из важнейших деятелей культуры нашей страны, который повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый человек, предпринявший важные шаги в развитии русской живописи.

Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов и жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами. Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Такие картины являются очень остроумными, и в его время были настоящим откровением. Жанровые картины, где высмеиваются пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, в русском искусстве его времени были практически новаторством.

Павел Андреевич Федотов умер в Санкт-Петербурге 14 ноября 1852 года. Его имя навсегда вошло в списки лучших художников России. Его талант как живописца, потрясающая техника создания портретов, применение сатиры в жанровых работах, стали основополагающими для творчества многих последователей художника.

0

12

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/thumbs/1408594583_bivuak-leyb-gvardii-finlyandskogo-polka.jpg
Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка

0

13

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/thumbs/1408594580_vse-holera-vinovata.jpg
Все холера виновата!

0

14

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/1408594573_portret-nadezhdy-petrovny-zhdanovich-za-fortepyano.jpg
Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепьяно

0

15

Павел Андреевич Федотов - великий русский художник, живописец, график.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2014-08/thumbs/1408594574_lvica.jpg
Львица

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Федотов Павел Андреевич -Русский живописец и график, академик живописи