"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Саврасов,Алексей Кондратьевич - русский художник-пейзажист


Саврасов,Алексей Кондратьевич - русский художник-пейзажист

Сообщений 1 страница 20 из 45

1

http://alexey-savrasov.ru/img/logo.png

http://alexey-savrasov.ru/img/photo/small/artist.jpg
Алексей Саврасов, 1865

Алексей Кондратьевич Саврасов

Русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

Родился:
    24 мая 1830 г., Москва, Российская империя
Умер:
    8 октября 1897 г. (67 лет), Москва

http://alexey-savrasov.ru/img/vin.png

Алексей Кондратьевич Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России.

К великому сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался "автором одной картины". Хотя, и до, и после написания этого великого произведения художником было создано еще множество прекрасных работ - Проселок, Радуга, Зима, Распутица, Оттепель, Рожь, Закат над болотом, Дворик. Однако личная драма художника, случившаяся с ним в последние десятилетия 19-го века, отодвинула на второй план и имя мастера, и его произведения. Бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и пагубному увлечению вином. Долгие годы Саврасов жил в абсолютной нищете, и умер одиноким, тяжело больным человеком. После этого имя этого выдающегося мастера русского пейзажа было практически забыто, а, если и упоминалось, то в критических тонах. В частности, знаменитый русский критик и основатель общества "Мир искусства" Александр Бенуа в своей известной "Истории русской живописи" упоминает о Саврасове, как о художнике-неумехе, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину "Грачи прилетели".

К счастью, время расставило все на свои места. Истинные мастера не умирают. И прав был Исаак Левитан, любимый ученик Саврасова, который в память о своем учителе написал в 1897 году: "Не стало одного из самых глубоких русских художников... С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта". Можно сказать, что после Саврасова русский пейзаж стал другим, и теперь каждый пейзажист, любящий свою Родину, должен с благодарностью и искренним уважением вспоминать имя Алексея Кондратьевича Саврасова - первооткрывателя русского лирического пейзажа.

Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова:

"Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались... Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают..."

+1

2

http://babiki.ru/uploads/images/01/71/50/2013/12/26/6b109d.jpg
А. Саврасов «Зима»

0

3

http://alexey-savrasov.ru/img/logo.png

Родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» — Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

детство

12 мая 1830 года в доме замоскворецкого торговца Саврасова родился мальчик, которого окрестили в честь Святителя Алексия, московского чудотворца, Алексеем. С раннего детства сын купца Саврасова больше всего любил рисовать. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его рисунки быстро раскупались в торговых местах Москвы. Отец поначалу расценил занятия сына, как проявление коммерческого таланта и был весьма доволен. Однако, когда сын объявил о намерении поступить в художественное училище, семья была категорически против. Дело дошло до того, что Алексей был «лишен стола» и «выгнан на чердак». Учебу пришлось прервать под благовидным предлогом «болезни матери». Только личное вмешательство московского полицмейстера, преподавателей Московского училища живописи и ваяния, позволили мальчику продолжить обучение.

Осенью 1857 года в возрасте 27 лет Алексей Саврасов женился на 31-летней Софье Карловне Герц (1826—1895), сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца.

В метрической книге церкви «Трёх святителей у Красных ворот» было записано:

Сентября двадцатого дня повенчаны законным браком:
жених: Преподаватель в Училище живописи и ваяния, академик, титулярный советник Алексей Кондратьевич Саврасов, холостой, православного вероисповедания, жительство имеет в приходе сей церкви в доме князя Ивана Владимировича Шаховского. От роду имеет 26 лет.
невеста:

Дочь московского купца Карла Эрдмана Герц, девица, домашняя учительница Аделаида Софья Карловна Герц, 30 лет, евангелического лютеранского вероисповедания, жительство имеет в приходе Большого Вознесения, что на Малой Никитской в доме поручика Петра Степановича Михайловского…
Поручителями были сверх означенных жениха и невесты. По женихе: академик коллежский асессор Николай Александрович Рамазанов, поручик 2-го Московского кадетского корпуса Николай Александрович Медведев и из дворян артист императорских московских театров Иван Карлович Бришман.
По невесте: коллежский секретарь Александр Васильевич Соколов, губернский секретарь Василий Дмитриев Подточин и родной брат невесты доцент императорского Московского университета Карл Карлович Герц…

В браке родилось четыре дочери и один сын. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера (род. 1861) и Евгения (род. 1867). В конце 1876 года брак распался. Жена уехала с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре Аделаиде Герц. Она умерла 19 июля 1895 г., похоронена в монастыре Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 20 км от Санкт-Петербурга.

В 1887—1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве с Верой Ивановной Киндяковой. В ее квартире он написал несколько картин.

С 1893 года и до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке близ Плющихи с Екатериной Матвеевной Моргуновой (ок. 1856 — ок. 1920). У них родились двое детей — сын Алексей Алексеевич Моргунов и дочь Надежда.

0

4

Работа Саврасова в царской семье

   Работами молодого художника заинтересовалась царская семья. Великая княгиня Мария приобретает его картину «Степь с чумаками вечером» и предлагает Саврасову отправиться поработать в ее загородную резиденцию. Результатом этой поездки становятся две необыкновенно удачные работы: «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в окрестностях Ораниембаума». Именно эти две картины стали экзаменом художника на звание академика Российской академии художеств. Саврасову исполнилось 24 года.

=Spoiler написал(а):

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e6b/001718da-3af97f43/img6.jpg

   В 1857 году Саврасов обзаводится семьей. На следующее двадцатилетие приходится расцвет творчества художника, одновременно с этим начинается череда семейных трагедий.

   Работы Саврасова покупает для своей галереи Третьяков, они входят в экспозицию российских павильонов на всемирных выставках. Пришло признание. Саврасов становится одним из создателей и активных участников «Товарищества передвижных выставок». В это же время художник переживает смерть двух своих дочерей. В семье начинается разлад, который в 1876 году привел к распаду семьи.

=Spoiler написал(а):

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/chumaky-savrasov+.jpg

Степь с чумаками вечером. 1854

0

5

А. Саврасов «Дворик. Зима»

http://babiki.ru/uploads/images/01/71/50/2013/12/26/8d2432.jpg

0

6

Становление художника происходило очень быстро.

Уже в 1848 году он не только "копировал с Айвазовского, написал два небольшие вида с Воробьевых гор", но и был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, "представивший лучшие эскизы". В следующем, 1849 году он по совету Рабуса и на средства мецената И.В. Лихачева совершил поездку на Украину, результатом которой стал ряд работ, заставивших критиков говорить о молодом живописце как о надежде русского искусства.

А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за "Вид Московского Кремля при лунном освещении" (1850, частное собрание, Москва) и "Камень в лесу у Разлива" (1850, ГТГ). В этих работах уже в полную меру стала ощутима присущая душе этого высокого, физически сильного, но скромного и стеснительного купеческого сына чуткость к красоте, способность возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы...

Чрезвычайно интересны в этом плане "виды из окрестностей московских", исполненные Саврасовым летом 1850 года в имении его покровителя И.Д. Лужина Кузьминки близ станции Влахернская (ныне - Икша). Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего осветления, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения "тихие и беспорывные, как русская природа" (Гоголь о "деревенских" стихотворениях Пушкина). Но если у Венецианова поэтика носила более идиллический, условный характер, то Саврасов, сохраняя поэтичность мировосприятия, переводит изображение из "бытийственного" плана в реально-бытовой. Исполненная в том же имении работа "Камень в лесу у Разлива", быть может, несколько неуклюжа по композиции, но очень привлекательна ощутимым в ней непосредственным, каким-то аксаковским интересом к жизни таинственного тенистого лесного уголка, пафосом первооткрытия подробностей жизни природы.

0

7

http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/images/aleksej-savrasov/pejzazh-s-dubami-i-pastushkom.jpg
Пейзаж с дубами и пастушком. 1860. Холст, масло.

Произведение обаятельное и робкое одновременно, выдающее тесные связи с академической пейзажной живописью: традиционна композиция с выделенным в центре дубом, несколько условны изображения крон деревьев, тени глухие и темные. Другой источник, питающий раннее художественное творчество Алексея Кондратьевича, — наследие А.Г. Венецианова и творцов его школы с их исканиями внутренней гармонии в жизненной силе природы, чистотой и цельностью восприятия мира. Но типичный герой деревенских идиллий искусства XVIII — начала XIX века — пастушок, отдыхающий под деревом, — явно написан по непосредственным, сильным впечатлениям от натуры.

0

8

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/vesna.jpg
Весенний день. 1873

0

9

Несколько авторских вариантов "Грачей".

Не секрет, что испытывая большую нужду в деньгах на склоне жизни, Саврасов не раз повторял эту популярную картину. "Грачи прилетели" - знаменитая, чудная, нежная, до боли любимая, знакомая всем с детства картина, ставшая самым популярным русским пейзажем, своего рода, живописным символом природы средней полосы России. Даже в творчестве Исаака Левитана сложно найти такое произведение, которое бы так полно, глубоко и правдиво отображало бы самую суть России. В "Грачах" - в этой скромной и серой картинке - больше России, больше самой сути России, нежели во всем Шишкине или Клодте.

Подготовительная работа над будущей картиной шла в марте 1871 года, в деревне Молвитино. Талый серый снег, суетливые грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, какое и бывает только ранней весною, мутная талая вода с отражением небес и деревьев, мокрые избы и старая колокольня на фоне далеких лугов и перелесков, - все это слилось в удивительно проникновенном и лирическом образе... Живописный строй картины вызывает в памяти лучшие стихотворения о Родине, написанные Лермонтовым, Блоком, Есениным... И сама картина Саврасова прочно вошла в нашу жизнь наравне со стихотворениями этих прославленных поэтов.

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/grachi-prileteli.jpg
Грачи прилетели. 1871

Уже в названии этой замечательной картины слышится радостное провозглашение наступления утра года; все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Человеку, создавшему ее, был внятен язык природы.

Серенький весенний день. Корявые березки на окраине раскинувшегося на холме села. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков голубое небо. За дощатыми заборами, среди изб возвышаются старинная церквушка и колокольня с облупившейся штукатуркой стен. Еще дальше расстилаются просторы полей с нежно-лиловыми перелесками и белыми полосами не растаявшего снега на бурой почве.
Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте "не слепок, не бездушный лик", а ощущение жизни как единого трепетного целого. Именно - Жизни, а не просто "естественного окружения" человека. Ведь в Грачах... радости весеннего обновления причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих жилищ, и сам автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение.

http://alexey-savrasov.ru/img/vin.png

Александр Бенуа. Очерк о Саврасове из книги "История русской живописи" (1901 г.):

«Грачи прилетели» – чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского!

Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна...

И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.

Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. На каждой выставке появляется их несколько десятков. Даже некоторые художники избрали себе весну своей специальностью: из года в год они только и пишут разные «распутицы», «последние снега» и т.п. Но в 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения!

Александр Николаевич Бенуа

Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870 - 9 февраля 1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения "Мир искусства". Наиболее известен своим трудом "История русской живописи", в котором дал яркие характеристики знаменитым русским художникам XIX века.

0

10

Яркая эмоциональность, экспрессивная этюдная манера живописи отличает «Проселок» — пейзаж лучшей поры творчества художника.

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/proselok.jpg
Проселок. 1873

Этот шедевр был подарен им близкому другу - художнику И.М. Прянишникову — и никогда при жизни Саврасова не выставлялся. Изображена размытая только что прошедшим дождем дорога, идущая вдоль полей, вереница растрепанных ветром придорожных ветел и высокое небо с бегущими облаками. Чистым цветом, не детализируя, художник пишет омытую дождем изумрудную траву, охряную, впитавшую влагу почву. Голубое небо, отражаясь в лужах, роднится с землей. Здесь нет ни высокого,ни низкого: все пронизано горячими токами восхищения жизнью, светлым согласием человека и природы.

0

11

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/rain.jpg
Саврасов. После дождя. 1880-е

0

12

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/volga.jpg
Волга близ Городца. 1870

0

13

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/bolgary.jpg
Село Болгары. 1872

0

14

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/wolga.jpg
На Волге. Первая половина 1870-х

Ряд поездок в Европу, состоявшихся в период 1862 – 1867 г.г., отразились на дальнейшем творчестве художника, и заставили его пристальнее взглянуть на красоту России, особенно дорогой его сердцу Москвы. Картины «Лосиный остров в Сокольниках» и «Сельский вид», считаются одними из лучших среди пейзажных работ 1860-х годов.

Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье. Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь. Тяжелый недуг одолевает жену. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели». Доработанная в конце года в Москве картина, предопределила успех первой выставки Товарищества передвижных выставок, а художник прочно связал свое творчество с этой организацией.

В конце 1870-х, известный и признанный А. К. Саврасов, становится полностью зависимым от алкоголя, его картины хоть и пользуются спросом, но от них все более веет мраком. Сказались выпавшие на его долю испытания. Но даже после столь ощутимых ударов судьбы, появляются «Зимний пейзаж», «Рожь», «Весна. Огороды».

Следует постепенное падение личности, скитание по временным пристанищам, и почти голодная жизнь. Не принесла ему счастья новая семья, созданная совместно с гражданской женой, Е. М. Моргуновой, появившиеся дети. Ничем не смогли помочь и друзья. Нечистый на руку торговец, скупал за гроши его картины, тут же перепродавая их втридорога.

Полуслепой, преждевременно состарившийся гений, уходит из жизни в московской городской больнице для бедных. Смерть художника наступила 26 сентября (8 октября) 1897 года. Покоится прах усопшего на Ваганьковском кладбище.

0

15

http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/images/aleksej-savrasov/losinyj-ostrov-v-sokolnikakh.jpg
Лосиный остров в Сокольниках. 1869. Холст, масло. 62х80

0

16

http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/wp-content/uploads/2014/01/0savrasov-237x300.jpg
http://alexey-savrasov.ru/img/logo.png

попытка рассказать о жизни художника

Отец будущего художника – Кондратий Соврасов (так писалась фамилия в XIX веке) – был человеком зажиточным, купцом. Торговал шерстяными изделиями неподалеку от Красной площади. Приобрел свой дом, нажил небольшой капитал. Склонности сына к рисованию противился, считал её несерьёзной. Алексей целыми днями перерисовывал гуашью картинки из толстых иллюстрированных журналов. А однажды отнес их на Ильинку, где торговали лубками, старыми книгами и гравюрами, и, к своему удивлению, продал одному из торговцев – по шесть рублей за дюжину рисунков. В 14 лет мальчик поступает в училище живописи, что располагалось на Мясницкой улице. Даже деньги на обучение – около двух рублей в месяц – он мог уже заработать сам.

В училище Саврасов встретил людей, определивших его жизнь – и профессиональную, и личную. Это его учитель, известный живописец Карл Иванович Рабус и товарищ по классу Константин Герц, друг и будущий родственник. Двухэтажный особняк Герцев в Архангельском переулке, наполненный старинной мебелью и картинами, покажется Алексею роскошным дворцом. А образованные и воспитанные сестры Герц – Софья Эрнестина и Аделаида (семья имела шведские корни) – существами из иного, утонченного и возвышенного мира. Старшая, Софья, была особенно любезна и обходительна…

Любимец преподавателей, Саврасов окончил училище в 20 лет, но связи с ним не порывает. Занимается в классах, выставляет свои картины и этюды – виды окрестностей Москвы, работы, привезенные из двух поездок по Малороссии. В журналах появляются положительные рецензии. В 1854 году «Москвитянин» назовет Саврасова «первым среди пейзажистов». В этом же году училище посетила сестра императора, великая княжна Мария Николаевна, любительница искусств. Из семи, купленных ею на выставке картин – две саврасовские. Художнику Саврасову передали приказ прибыть в Санкт-Петербург, на дачу великой княжны с тем, чтобы написать несколько видов.

Благоволение великой княжны – это ли не удача! Удивился и зауважал сына старик Саврасов. Алексей отправился в путь. Больше месяца провел он на даче в Сергиевке на пустынном берегу Финского залива. Бродил с альбомом по окрестностям, рисовал. Мария Николаевна удостоила своим посещением лишь однажды. Посмотрела рисунки, похвалила. Спросила о планах на будущее.

Остаться в Петербурге, просить о покровительстве, об Академии – заветной мечте всех художников? Приближенность ко двору, возможно, стажировка в Италии. Что ж, милостивый государь? Саврасов растерян, медлит с ответом. Наконец говорит, что хочет вернуться в Москву. Холеная княгиня пожала плечами – как угодно.

Написанные в Сергиевке картины были выставлены в Академии Художеств, и за «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов – в 24 года – получает звание академика живописи. Позднее картину приобрёл П.М.Третьяков. Что бы там ни было, карьера складывалась блестяще – молодость, признание, заказы князей и коллекционеров (правда, это не любимые им виды среднерусской природы, а эффектные романтические пейзажи с горами, водопадами и морем в духе популярного тогда швейцарца Калама), материальная обеспеченность.

Вот тут-то и обратила внимание на молодого академика Софья Карловна Герц. Ей уже тридцать, она на четыре года старше Саврасова, учительствует в пансионе при лютеранской церкви. Алексей Кондратьевич застенчив, малообщителен, многим представляется даже суровым. Да и чего Софье ещё ждать? В январе 1857 года умирает Карл Иванович Рабус, и Саврасову предложили место учителя – вести класс ландшафтной и перспективной живописи. Твердое жалованье (500 рублей в год серебром), чин – титулярный советник, с годами выслуга лет, награды, повышение. В сентябре состоялась свадьба. Рождаются две дочери (первая умирает младенцем). Саврасов получает во дворе училища бесплатную казенную квартиру, не нужно платить даже за отопление.

В 1862 году Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают за границу. Средства были собраны продажей билетов на выставку училища и лотереей.

Оставив годовалую малютку Веру на попечение родственников, Саврасов с женой и её сестрой Эрнестиной отправляются в путь. Прежде всего – в Лондон, на всемирную выставку. Саврасов целыми днями пропадает в художественном отделе, совершенно игнорируя последние достижения техники и комфорта. Потом – Франция, Швейцария, Германия. Музеи, выставки, знакомства с художниками. Знаменитый немец Вильгельм Каульбах, увидев швейцарские этюды Саврасова, восхищен: «Это же чудесно, это нечто величественное… с такими сокровищами можно вернуться на родину».

У честолюбивой Софьи были все основания гордиться мужем и ожидать в дальнейшем прочного положения в обществе, своего дома, гувернантки, заграничных вояжей.

И вдруг благополучие начинает рушиться. Рождаются дети – ещё две девочки и долгожданный мальчик. Выживает только одна Евгения, Женни. В августе 1870 года Саврасова лишают казенной квартиры – «мало учеников». Семья оказывается практически на улице. Надо нанимать, да ещё дрова – недешево. Обиженный Саврасов уезжает с семьей на Волгу, в Ярославль. Живут там зиму.

Беременная Софья Карловна простужается и рожает недоношенного, последнего (ей уже 44 года) ребёнка. Девочка очень слаба и не выживает. Хоронят её на высоком берегу Волги. Саврасов делает рисунок – обрыв, даль реки, маленький крест. Через три года он создаст картину, пожалуй, единственную, напрямую связанную с личными переживаниями. А ученик Саврасова Исаак Левитан повторит этот мотив в знаменитой картине «Над вечным покоем».

Там же, на Волге, Саврасов создает полотно, обессмертившее его имя – «Грачи прилетели». Показанная на Первой выставке передвижников (к которым принадлежал и сам художник) сразу стала знаменитой и была куплена П.М.Третьяковым ещё в мастерской за 600 рублей.

Во второй половине 1870-х годов растет непонимание и одиночество Саврасова в семье. Софья Карловна постоянно раздражается из-за недостатка денежных средств – она любит комфорт, да и дочери подрастают, нужны деньги на обучение. Появляются отрицательные рецензии на картины.

Художник начинает выпивать и попадает в замкнутый порочный круг, лишается некоторых выгодных уроков. Делает попытки выбраться: хлопочет о возвращении казенной квартиры (у него 15 учеников) – но получает отказы. Просит разрешить ему преподавание в училище пейзажной живописи акварелью – опять отказ. Болезненные удары по самолюбию академик Саврасов сносит молча. Но что делать женщине, жене в такой ситуации? Софья Карловна уезжает с детьми в Санкт-Петербург, к своей замужней и состоятельной сестре Адели (третья сестра Эрнестина, осталось старой девой) Несомненно, подучивает детей писать отцу письма с просьбой о деньгах «на башмаки и жизнь на даче». Впрочем, была и попытка воссоединения семьи, но – неудачная.

Одиночество этих лет скрашивали Саврасову его ученики, многие из которых стали известными художниками. Константин Коровин, Исаак Левитан, 14-15-летние романтики, были особенно близки ему по духу.

Несмотря на громкий успех некоторых картин Саврасова в 1870-е годы, общество в целом было не готово оценить его талант. Для прогрессивной интеллигенции его пейзажи были слишком безыдейными, он не бичевал, не обличал пороки, что было в духе 60-70-х годов XIX века. И европеизированная знать его не принимала.

В 1882 году за пьянство и постоянные пропуски занятий Саврасова увольняют из училища. Он получает небольшое месячное содержание в 25 рублей и перебивается случайными заработками.

Среди написанного в последние годы встречаются и сильные работы, где видна рука прежнего мастера (например, «Ночка»). Однако и за них он уже получает в десятки раз меньше, чем раньше, а предприимчивые торговцы перепродают его полотна с большой выгодой для себя. Сам же Саврасов постоянно обращается то в общество любителей художеств, то в училище, то к П.М.Третьякову с просьбами о денежной помощи. Ему помогают, но распрямиться душевно, он уже не в состоянии.

Он бросил пить. После пятидесяти лет пытается создать новую семью – с мещанкой Евдокией Моргуновой. Рождаются дети – мальчик и девочка, Алексей и Наташа. Но работать не может, почти ослеп. Последние три года практически не выходит из дома.

Одна из последних радостей – в 1894 году в Киеве к пятидесятилетию его творческой деятельности выходит роскошный альбом литографий с двадцатью его рисунками.

26 сентября 1897 г. Саврасов умирает в больнице для бедных.

0

17

http://alexey-savrasov.ru/img/logo.png

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/early-spring.jpg
Ранняя весна. 1880-е

Саврасов в своем творчестве отводит отдельное место для изображения пейзажей весны. Есть такие работы, через которые мастер повествует зрителю о бесконечной радости природы, которая пробуждается.

А есть такие картины, в которых скрыта глубокая грусть и переживания автора. Как раз одним из таких работ, наполненной глубочайшим лирическим ощущением является полотно под названием «Оттепель» или как она еще называется «Ранняя Весна», датированная 1874 годом.
https://opisanie-kartin.com/opisanie-ka … a-ottepel/

0

18

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/raduga.jpg
Радуга. 1875

0

19

http://sh.uploads.ru/t/ZDeyj.jpg
Ночное. 1871

0

20

http://alexey-savrasov.ru/img/lvin.pngРазлив Волги под Ярославлем. 1871http://alexey-savrasov.ru/img/rvin.png

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/razliv-volgi.jpg

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Саврасов,Алексей Кондратьевич - русский художник-пейзажист