Избежал наказания
Этот человек родился в Будапеште в 1906 году в семье аристократов, но и это нельзя утверждать наверняка. Слишком многими именами он называл себя в жизни: Элмир де Хори, Элмир фон Хори, Элмир Херцог, Луи Кассу, Дори-Бутэн - в них так и видится неверный блеск поддельного брильянта… Великому фальсификатору шел седьмой десяток, когда его разоблачили и… посадили. Но де Хори смог убедить суд в том, что он всего лишь интерпретатор великих художников ХХ века, скромный поклонник модернистов, чьей страстью воспользовались нехорошие люди. И выиграл. Его отпустили через два месяца!
Жертва фашистов и коммунистов
Юность Элмира де Хори прошла в веселом городе Париже, где он учился живописи у Фернана Леже, но особых надежд не подавал. Лишь однажды, в 1926 году, ему удалось выставить в галереях пару своих работ. Впрочем, их никто так и не купил. Однако начинающий художник не слишком огорчился. В 1932 году по семейным обстоятельствам он вернулся на родину, в Венгрию и… был заключен в тюрьму местным фашистским режимом, а потом и вовсе отправлен нацистами в концлагерь. Все имущество семьи де Хори конфисковали сначала немцы, а после войны - коммунисты. Однако судьба хранила Элмира, и ему удалось бежать обратно в Париж. Вот с этого момента и начинается самая захватывающая глава его жизни.
Счастливый случай
В Париже де Хори влачил жалкое существование неудачника: денег не было - его работы никто не покупал. Бедному художнику будущее представлялось пугающим и неопределенным. И тут судьба подкинула случай, определивший всю его дальнейшую жизнь. Как-то в мастерскую Элмира забрела богатая англичанка и купила один из его рисунков, приняв за работу Пикассо. И заплатила за него целых 40 долларов! А потом де Хори случайно узнал, что его «Пикассо» был перепродан дилеру в три раза дороже! Вот тут-то художника-недоучку и осенило. Он запасся солидной пачкой довоенной бумаги для рисования и отправился в путешествие по европейским столицам. Де Хори останавливался в самых дорогих отелях, вел аристократическую жизнь, а по утрам за чашкой кофе создавал подделки, которыми и расплачивался за пребывание в апартаментах. Вырученных средств хватило на билет в Америку.
Элмир поехал в Штаты «повидать мир», а задержался на целых 11 лет. Все его попытки продать свои собственные работы закончилась неудачей, и де Хори решил больше не испытывать судьбу. Он полностью сосредоточился на изготовлении фальшивок, в основном интерпретируя графику импрессионистов и постимпрессионистов. Непостижимым образом ловкому художнику (европейскому аристократу барону де Хори, как он себя представлял) удалось завести знакомства со сливками высшего общества: нефтяными магнатами, промышленниками, банкирами и кинозвездами. Им он и продавал свои «шедевры».
Облапошил Пикассо
Наглость де Хори не знала границ. Ему даже удалось продать официальному представителю Пикассо в Нью-Йорке несколько фальшивых работ великого испанца и отлично на этом заработать. Сам Пикассо в это время работал в Париже и даже не подозревал о своем «двойнике».
Затем мистификатору пришла в голову идея предложить свои работы крупнейшим музеям и галереям Америки. Он просто завалил их рисунками, гуашами, акварелями и небольшими картинами маслом Матисса, Пикассо, Брака, Шагала, Дерена, Боннара, Дега, Дюфи, Вламинка, Модильяни, Ренуара. И это все ему тоже сошло с рук! За два года американские музеи и частные коллекции обогатились 70 «шедеврами» французской живописи и несметным количеством рисунков и акварелей.
В конце 50-х годов де Хори вернулся в любимый Париж очень богатым человеком. Но хотел стать еще богаче. Понимая, что во Франции ему будет труднее сбывать «фальшак», он вступил в сговор с двумя дилерами, которые согласились не только удостоверять «подлинность» работ де Хори, но даже смогли подписать несколько его рисунков у настоящих авторов, которых он подделывал!
Разоблачение
Все раскрылось в 1968 году из-за банальной жадности разросшегося преступного синдиката. Несравненно более высокие цены за живопись, чем за графику, соблазнили мошенников на создание больших полотен Шагала и Матисса. Но в отличие от гуашей и акварелей, которые высыхают быстро, живописи для этого требуются годы, и здесь обнаружить обман намного проще.
Скандал был грандиозный! Почтенный любитель искусства оказался аферистом мирового масштаба. Сколько фальшивых шагалов и модильяни он изготовил, неизвестно до сих пор. И если бы не жадность компаньона де Хори, некоего Фернана Легро, если бы Марк Шагал не явился случайно на вернисаж в одну нью-йоркскую галерею - мир никогда бы и не узнал о великом фальсификаторе Элмире де Хори.
Все участники аферы попали за решетку, а после освобождения де Хори проснулся знаменитым. В Голливуде сняли о де Хори нашумевший фильм «Как украсть миллион».
Он тем временем продолжал рисовать матиссов и модильяни, но подписывался теперь уже своим именем!
Посмертная слава
Умер де Хори в 1979 году, а в 1990-м состоялся специальный аукцион его работ, на котором цена имитаций достигала 7 тысяч фунтов. Иметь в частной коллекции что-нибудь от венгерского барона стало в среде ценителей живописи своеобразным шиком.
Элмир де Хори оставил после себя около тысячи листов графики и картин, сумма от продажи которых в США, Европе и Японии исчисляется более чем сотней миллионов долларов! А множество нераскрытых «шедевров от де Хори», вероятно, и по сей день украшает стены многих европейских и американских музеев.
Элмир де Хори
В обойме художников, которых подделывал венгерский фальсификатор де Хори, были Гоген, Ренуар, Матисс и Модильяни, но первым он начал подделывать Пикассо. Любопытно, что де Хори никогда не судили за фальсификации, и он не оглашал список подделанных картин, так что сколько еще подделок венгра циркулирует в мире неизвестно. После того, как судьбе Элмира де Хори был посвящен фильм знаменитого режиссера Орсона Уэллса, у него появилась собственная известность, и некоторые подделки венгерского мастера уходят с аукционов по цене до 20 тыс. долларов.