"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Валентин Серов - русский живописец и график, мастер портрета.


Валентин Серов - русский живописец и график, мастер портрета.

Сообщений 21 страница 40 из 44

1

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/Serov_Self.jpg/330px-Serov_Self.jpg
Валентин Серов. Автопортрет

Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в (7 [19] января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября [5 декабря] 1911, Москва)
— русский живописец и график, мастер портрета.

Валентин Александрович Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической и античной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

Валентин Александрович Серов - гениальный русский художник-портретист. За свою не долгую жизнь (1865-1911 гг.) сумел создать не одну сотню портретов и картин. Многие его работы признаны эталонами своего жанра, а сам Серов заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи.

+2

21

"В лучших портретах Серова характерное доведено до вершины." (Кустодиев Б.М.)

https://i.imgur.com/KuwX1HGm.jpg
Фотопортрет В. А. Серова,
около 1901–1902

На протяжении всей своей творческой жизни В.А. Серов писал портреты на заказ. Обычно в таком случае у художников вырабатывается определенный набор приемов, которые они используют вне зависимости от характера модели. Серов всякий раз искал новое решение – то единственное, которое поможет раскрыть характер модели. «Каждый портрет для меня целая болезнь», – восклицал художник. Дочь Серова вспоминала, что многие добивались чести иметь свой портрет кисти ее отца, но многие и «…боялись его всевидящего глаза».

0

22

Кажется, с самого первого своего вздоха русский художник Валентин Александрович Серов был обречен стать уникально образованной и исключительно развитой личностью.

В воздухе, пропитанном искусством

Он родился в Петербурге 7 января 1865 года в музыкальной семье, принадлежащей к творческой элите российского общества. Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве, интересные научные и культурные диспуты. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Возможно, из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир.

0

23

Рождение мастерства

На пятом году жизни мальчик вместе с родителями впервые выехал за границу. Это была поездка в Швейцарию, где Александр Николаевич встречался с великим немецким композитором и теоретиком искусства Рихардом Вагнером. Возможно, впечатления тех дней по-своему вытачивали своеобразный и самобытный дар, которым будет обладать Серов-художник. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Это случилось в 1871 году. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. На хуторе Никольском в Смоленской губернии существовала коммуна из шести человек, где все было общим. Ее организовали разночинцы. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Однако через год коммуна перестала существовать, и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга. Немецкому мастеру удалось разглядеть в усердном ученике того, кем станет спустя десятилетие Серов. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.

0

24

Гениальные покровители

Кто-то из знакомых посоветовал Валентине Семеновне отвезти сына к Илье Репину, который в 1874 году работал над картиной «Садко» и жил в Париже на Монмартре. Прославленный живописец охотно взялся за обучение подающего надежды художника. В 1875 году Серовы возвратились на родину. Лето, которое мать с сыном провели в усадьбе Саввы Мамонтова, Абрамцево, было удивительным и плодотворным. Здесь начала складываться неповторимая манера, в которой писал художник Серов картины в разных жанрах и технике.

Первое признание

Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Но весной он заболел, и Валентина Семеновна сочла, что для здоровья сына им необходимо переселиться на юг. Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию. Успехи мальчика не остались без внимания педагогов, и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов. Художник, биография которого полна встреч и общения с великими предшественниками, очень быстро развивался как мастер станковой живописи.

Когда семья в 1878 году перебралась в Москву, там уже жил и трудился вернувшийся из-за границы Репин. Занятия возобновились. Мальчик уезжал к Репиным на выходные, в субботу мастер давал ученику уроки рисунка, а в воскресенье учил его живописи. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком. Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника. Вдумчивый взгляд, напряженно сомкнутые губы, резкая игра света и тени передают непростой характер и творческое дерзновение будущего мастера.

0

25

http://os.colta.ru/m/photo/2011/12/11/8-1.jpg

0

26

http://www.tg-m.ru/img/mag/2015/3/art_48_01_27_1.jpg
В.А. Серов за работой
над портретом И.И. Левитана. 1893 (?).
Фотокопия. ОР ГТГ

Случайная цитата о Серове: "Если поискать в старом искусстве художников, однородных с Серовым, то не придется останавливаться ни на великом Рембрандте, ни на поразительном Тициане и тому подобных субъективистах, создавших себе вполне определенную красочную систему, а невольно придут на ум Халс или Веласкес, их отнюдь не предвзятое отношение к видимому миру, их объективный взгляд на жизнь, их увлечение одной красочной действительностью. Картины Серова удивительно красивы по краскам, не будучи написаны «в красивом тоне».

http://www.tg-m.ru/img/mag/2015/3/art_48_01_28_1.jpg
Портрет И.И. Левитана. 1893.
Холст, масло. 81,7 × 85,4. ГТГ

0

27

http://www.tg-m.ru/img/mag/2015/3/art_48_01_12_1.jpg
В.А. Серов за работой над портретом О.Ф. Томара.
Фотография. 1892. РГАЛИ

http://www.tg-m.ru/img/mag/2015/3/art_48_01_13_1.jpg
Портрет О.Ф. Томара. 1892.
Холст, масло. 149,6 × 98,6. НХМ РБ

Самостоятельное плавание

В 1885 году Серов с матерью опять посещают Мюнхен, после этого юноша побывал в Голландии. Вернувшись в Петербург, Валентин после недолгих колебаний оставил Академию художеств. В этом году он написал картину «Волы» и портрет своей невесты Ольги Трубниковой.

886 год отмечен в творчестве художника Абрамцевскими мотивами. Серов создал пейзажи «Осень», «Зима в Абрамцеве», «Пруд», вновь написал портрет своей возлюбленной у окна. 1887 год прославил Серова. Он нарисовал знаменитую «Девочку с персиками» (портрет юной Веры Саввишны Мамонтовой). Картина радует непосредственностью и свежестью красок, необычайно оптимистичным настроением. Другую известную работу под названием «Девушка, освещенная солнцем» (портрет двоюродной сестры - Марии Симонович) написал годом позже Серов.

Художник, биография которого складывалась под воздействием крепкой дружбы с Владимиром Дервизом, приобретшим имение в живописном местечке Домотканово, не мог не изобразить этот уголок природы на холсте. Картина «Осень. Домотканово» - это особый взгляд на русскую осень, задумчивую и загадочную. Замечательный пейзаж «Заросший пруд», созданный в этом же году, исполнен редкого любования.

0

28

http://www.tg-m.ru/img/mag/2015/3/art_48_01_04_1.jpg
А.Н. Серов.
Фотография. ГЛМ

Так приходит слава

Зимой 1888 года Серов женился и уехал с супругой во Францию. Следующую зиму молодые провели в Москве. Известному уже художнику согласилась позировать итальянская знаменитость - оперный певец Анджело Мазини. В начале 1890-х годов Серов пишет еще ряд искуснейших портретов, среди которых портреты учителя Ильи Репина, Исаака Левитана, Николая Лескова.

Общественная и профессиональная деятельность

1894 год – время путешествия Серова по северу России вместе с другим его талантливым современником – Константином Коровиным. Художники привозят много свежих и интересных зарисовок и этюдов. В этом году Валентин Александрович становится членом Товарищества передвижников. С 1897 года художник давал уроки мастерства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выпестовав таких знаменитостей, как Кузьма Петров-Водкин, Николай Сапунов, Константин Юон, Мартирос Сарьян. Со второй половины 1890-х годов творчество Серова отмечено превосходными жанровыми работами «Баба в телеге», «Серый день», «Из окна усадьбы», «Встреча», «Баба с лошадью». В 1899 году художник создал знаменитую картину «Дети», на которой запечатлел своих сыновей - Сашу и Юру.

Начало 1900-х годов принесло русской культуре еще ряд замечательных портретов Серова, увековечивших актрису Марию Ермолову, писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина, инженера Эммануила Нобеля, балерину Анну Павлову. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Размышления о необыкновенной судьбе России побудили Серова создать цикл великолепных картин об эпохе Петра Первого, его соратников и преемников. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту».

0

29

=Spoiler написал(а):

https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/505941/505941_600.jpg

В.А. Серов. Портрет И.А. Морозова. 1910 год.
Картон, темпера. Третьяковская галерея.

Симпатичный Иван Абрамович Морозов изображён Серовым на фоне картины Матисса, что сделало всю картину ещё более симпатичной и очень впечатляющей. Яркий фон не "забивает" центр картины, а подчёркивает, что в ней главенствует человек, что характерно для творчества Серова.

Осознав современность творчества Анри Матисса и значение его живописи, Серов посоветовал Морозову приобретать картины французского художника-новатора. В 1910 году Морозов купил картину "Фрукты и бронза", и Серов запечатлел коллекционера на фоне этого натюрморта. В результате родился шедевр нового искусства ХХ века – "Портрет И.А. Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса "Фрукты и бронза".

=Spoiler написал(а):

https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/505824/505824_600.jpg

Матисс. "Фрукты и бронза"

Этот портрет Ивана Абрамовича Морозова кисти Валентина Серова стал каноничным образом прославленного коллекционера и мецената. Здесь буйство красок и контрастов: на переднем плане — сам Иван Морозов в коричневом костюме, а сзади — яркая картина из его коллекции, «Фрукты и бронза» Анри Матисса.

Серов в каждой детали подчеркивает образ состоятельного, успешного человека: Морозов упирается в стол и заполняет собой почти все пространство, его взгляд уверенный, весь внешний облик полон достоинства. При этом на губах — едва заметная усмешка, которая добавляет портрету жизни и сближает героя со зрителем.

0

30

http://www.tg-m.ru/img/mag/2015/3/art_48_01_01_1.jpg
В.В. Матэ. Портрет В.А. Серова. 1910-е.
Бумага, цветной офорт, акватинта.
Размер листа: 54,2 × 41,9; размер оттиска: 33,4 × 22,6. ГРМ

Мировое признание русского гения

В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. Художник, краткая биография которого изложена в нашей статье, был полон больших замыслов и великих начинаний, когда внезапная смерть от сердечной болезни оборвала его жизнь. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений.

0

31

http://www.tg-m.ru/img/mag/2015/3/art_48_01_21_1.jpg
Император Александр III
в мундире Датского королевского лейб-гвардии полка на фоне моря в копенгагенской гавани.
1899. Этюд для портрета «Император Александр III
в мундире Датского королевского лейб-гвардии полка
на фоне северного фасада замка Фреденсборг» (1899,
Историческое собрание гвардии, Королевская гвардия, Копенгаген, Дания).
Бумага на картоне, гуашь, акварель, графитный карандаш.
41,6 × 32 (в свету). ГРМ

http://www.tg-m.ru/img/mag/2015/3/art_48_01_22_1.jpg
Портрет императора Николая II. 1900.
Вариант-повторение одноименного портрета (1900, не сохранился).
Холст, масло. 71,2 × 59,2. ГТГ

Хотя сам Александр Валентинович отличался независимым характером и не любил лести ради карьеры, у него получилось стать придворным живописцем. В этом статусе художник находился порядка десяти лет, однако он так и не был допущен на торжественную коронацию последнего российского Императора Николая II. Портрет так и остался незаконченным, поскольку сановники не восприняли слишком «приземленное» и лишенное пафоса отображение царя, а сам художник принял решение отказаться от этой работы.

0

32

http://valentina-site.ru/wp-content/uploads/2012/08/Portret-velikoy-knyazhnyi-Olgi-Aleksandrovnyi-1893-290x150.jpg
В 1893 году Валентин Серов написал
портрет Великой княжны Ольги Александровны

0

33

Мать живописца, Валентина Семеновна Серова (1846-1924), урожденная Бергман, была полной противоположностью супругу5.

http://cs628516.vk.me/v628516711/7f2f/LGuMu9-tDPU.jpg

Намного его моложе, прекрасная пианистка, а затем композитор, она принадлежала к поколению шестидесятников, проповедовавших народнические идеалы. С такой же страстью, какой ее супруг служил своей «музе», она отдавала все силы на алтарь общественного служения. Ее мало привлекала утонченная полемика о «святом искусстве», которую виртуозно вел композитор со своими знаменитыми друзьями в аристократических салонах. Всей душой она рвалась сначала к тому, чтобы «выучиться музыке», а потом чтобы эту музыку «распространять в народе». Рассматривая искусство как сильнейшее воспитательное средство, В.С. Серова, пожалуй, первая среди художественной интеллигенции стала заниматься популяризацией классической музыки и создавать в сельской местности народные хоры и театры6. Во время голода 1891 года по примеру Л.Н. Толстого она занялась сбором средств для бедноты и организацией в отдаленных губерниях России бесплатных столовых и больниц. Но даже в этой тяжелейшей ситуации ей удалось осуществить свою заветную мечту и поставить с крестьянами глухой деревни Судосёво Симбирской губернии спектакли из русского классического музыкального репертуара, в том числе сцены из опер А.Н. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила». Бурный энтузиазм, который переполнял ее в те годы, буквально доносится из письма, написанного племяннице М.Я. Симонович. «Меня и уговаривают все ехать [в деревню. - О.А.], - пишет она, - чтоб ободрить упавших духом, как интеллигентных, так и голодающих. А у меня дух настроен высоко, и я говорю тебе истинную правду - даже смерти не боюсь»7.

Так же, как герои романа Н.Г Чернышевского «Что делать?», мать живописца строго придерживалась раз и навсегда заведенных принципов и никогда не отступала от них даже в том случае, если это касалось ее малолетнего сына. Она сама признавалась, что ее педагогика «была слишком прямолинейна, своеобразна, иногда жестока, но всегда целесообразна»8. Некоторые печальные страницы из истории их взаимоотношений, особенно в детстве, художник не мог забыть до конца своих дней.
http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

5 И.Е. Репин, часто посещавший музыкальные вечера А.Н. Серова, отмечал: «Но какая разница, какая противоположность характеров! Отец [имеется в виду А.Н. Серов. - О.А.] любит внешний эффект; он романтик, его восхищает даже его собственная внешняя талантливость, живость, блестящее образование, красивая культурная речь, кстати, как блестками, трогавшаяся фразами на других языках: он много знал, любил свои знания и красовался ими». (Валентин Серов. 1971. Т 1. С. 25.)

6В начале ХХ века идея организации народных театров серьезно увлекла В.Д. Поленова. Относясь к театру как к великой преобразующей сознание силе, он по примеру В.С. Серовой организует в усадьбе «Борок» Тульской губернии народный крестьянский театр, а в 1915 году строит в Москве по своему архитектурному проекту Дом театрального просвещения.

7Мария Львова (Симонович). Хочу умереть в России. Воспоминания, дневники, переписка. М., 2010. С. 366.

8Серова В.С. Как рос мой сын. Л., 1968.

0

34

Загадки художника В. Серова — Портрет Генриетты Гиршман

Портрет Генриетты Гиршман у туалетного столика полон интересных деталей, имеющих отношение не только к живописи, но также к истории и даже к технологиям.

Подробнее: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/432 … i-Girshman

0

35

=Spoiler написал(а):

https://i.pinimg.com/736x/91/d3/a1/91d3a15bd1efc1c3cc6bef944d0e8b13--the-russian-hairstyle.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/chatcher2012/71493742/3620355/3620355_800.jpg

В.Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911

Материал:.Холст, масло
Размер :.237,5x160
Музей:.Государственный Русский музей
Город:.Санкт-Петербург

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

В его творческом наследии преобладала портретная живопись, он был одним из самых модных портретистов конца XIX – начала ХХ вв. Знатные аристократки выстраивались к нему в очередь, несмотря на то, что Серов был и самым беспощадным художником – если ему не нравилась модель, он превращал ее портрет практически в шарж, хотя во многих случаях заказчики об этом не догадывались. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом.

Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. За спиной княгини стоит большая ваза, тень от которой на стене намеренно искажена – она повторяет очертания модели в огромной шляпе. Критики отмечали: это тонкий намек на то, что княгиня так же пуста, как и ваза у нее за спиной.

Часто при работе над заказными портретами Серов не испытывал вдохновения, особенно если заказчик не вызывал у художника симпатии. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Серов знал о надменности и высокомерии гранд-дамы в сочетании с недалеким умом и самовлюбленностью. Поэтому именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета.

Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели, и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья, и переливы меха, и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.

=Spoiler написал(а):

https://static.kulturologia.ru/files/u19001/Valentine-Serov-5.jpg

«Портрет Иды Рубинштейн» называли надругательством над красотой, а модель – «гальванизированным трупом», хотя Серов искренне восхищался танцовщицей и был доволен портретом.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

История с Орловой не была единственной, русские дворяне опасались заказывать портреты у Серова.

Самым известным и модным русским портретистом конца XIX – начала ХХ вв. был Валентин Серов. Его кисти принадлежат парадные портреты знатных дворян, светских красавиц, промышленников и генералов. Тем не менее, в высшем свете опасались заказывать портреты у Серова, так как его называли «злым» и «беспощадным» художником. Все дело в том, что он не старался приукрасить реальность, его основными заповедями в искусстве были «простота – естественность – правда». Кому же хватило смелости посмотреть правде в глаза?

0

36

https://mypresentation.ru/documents/b27755f6b3d557f5e12fec83503f9113/img7.jpg

"Портрет М. Н. Ермоловой",
художник Валентин Александрович Серов

=Spoiler написал(а):

http://photogallerys.ru/art/10/artonline9162.jpg

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Мария Николаевна Ермолова (3 [15] июля 1853, Москва — 12 марта 1928, Москва) — русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров.

Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости.
Заслуженная артистка Императорских театров (1902).
Первая Народная артистка Республики (1920).
Герой Труда (1924).
С 1935 года её имя носит Московский драматический театр.

0

37

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/111/40/111040356_7y1anmG3dIo.jpg
Надежда Петровна Ламанова
Портрет (неоконченный) работы В. А. Серова, 1911 г.

Российский и советский модельер, художник театрального костюма.
Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества».
Стояла у истоков российской и советской моды XX века.

Серов оставил нам представление о том, как внешне выглядела та, которая явилась основательницей собственного стиля.

Ее портрет остался не завершен — художник умер, не успев закончить работу к 50-летию Ламановой. Речь идет о великом русском художнике и большом друге семьи Ламановых-Каютовых Валентине Александровиче Серове. Надежду Петровну он рисовал не на холсте и не красками. Для такой натуры понадобились совсем другие материалы — и он брал картон, уголь, сангину и мел. За несколько лет до смерти (художник прожил 46 лет) он жаловался швейцару Ламановой: «Ой, плох я стал, Ефим, на лестницу всходить не могу, сердце болит». 21 ноября вечером Серов был у Ламановой, завершал портрет. На девяносто пять процентов работа сделана, оставалось несколько штрихов и портретист решил, что закончит завтра. Но для него завтрашний вечер так и не наступил — утром 22 ноября после очередного сердечного приступа Серова не стало.

Валентин Пикуль так описывает Ламанову на портрете. «Острым и цепким взором она, интеллигентная русская дама, примерилась к своей «натуре», которая стоит за полями картона; ее полнеющая фигура вся подалась к движению вперед, а левая рука мастерицы уже тянется к вороту белоснежной блузки, привычным жестом — сейчас Ламанова достанет булавку, чтобы заколоть складки будущего платья, которому, может быть, суждено стать произведением русского искусства...».

0

38

https://img.tourister.ru/files/2/3/0/4/3/4/6/7/clones/653_870_fixedwidth.jpg
Валентин Серов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, 1902г, находится в Русском музее.

Рисовать княгиню охотно соглашались многие именитые художники. Не смог отказать Юсуповой и сам Валентин Александрович Серов, который не очень любил писать портреты аристократов, а уж если и соглашался, то не льстил знатным дамам.

О Зинаиде Николаевне художник же был высочайшего мнения, оставив в памяти потомков свой с ней диалог:
«Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости»,
— уверенно заявлял Серов.
Но княгиня только мягко улыбнулась художнику, ответив:
«Несправедливости не искоренить, и, тем более, деньгами, Валентин Александрович».

Для того, чтобы написать портрет княгини Юсуповой, Валентину Серову потребовалось 80 сеансов. Отчасти это объясняется творческой манерой художника: неумолимо требовательный и к себе, и к своим моделям, он, мягко говоря, не отличался стремительностью. Впрочем, была и другая причина — общество княгини было ему приятно. Суровый, никогда не испытывавший никакого трепета перед чьими-то деньгами или положением в обществе, скупой на эмоции и похвалы Серов был очарован. «Славная княгиня», — писал он жене, — «в ней есть что-то тонкое, хорошее».

Произведение принадлежит к числу прославленных образцов парадного портрета кисти Серова, в 1890-х обратившегося к этой некогда имевшей богатые традиции сфере живописи. Картина входит в цикл изображений семьи Юсуповых, созданный художником в самом начале ХХ века. Облик и душевные качества княгини Зинаиды Николаевны, хозяйки дома, вдохновили мастера на ряд работ карандашом и кистью, лучшая из них – портрет из собрания ГРМ. Последняя представительница древнего аристократического рода изображена в среде ее славившегося вкусом и богатством дома в Архангельском под Москвой. У модели, очаровавшей Серова умом и естественностью, светски доброжелательное выражение лица и лучистые серые глаза, изящная, полная непосредственности и движения поза, грациозный наклон головы, которым, кажется, вторят ритмы очертаний форм, наполняющих пространство. Благородство облика дамы подчеркивают и изысканный золотисто-розовый колорит, обостренный пятнами темнозеленого и черного, и сама эмалевая фактура письма. Серьезная по своей концепции, мастерски написанная, лишенная „шика“, свойственного светским портретам популярных в те годы Д. Сарджента, Д. Больдини и А. Цорна, картина Серова была новым шагом в развитии традиций отечественного парадного портрета ХVIII – начала ХIХ столетий.

Валентин Серов строит картину на созвучии мягких круглящихся линий. Гибкое движение фигуры княгини, мягкий изгиб дивана и рам, висящих на стене картин — такой линейный ритм передает атмосферу уюта, подчеркивает нежную женственность облика Юсуповой. Этому же способствует и утонченность колорита, где сквозь серые просвечивают розово-жемчужные тона. Платье княгини написано широко, свободно, а ее красивое, с серо-голубыми глазами лицо – бережно, легким незаметным движение кисти. Серову Зинаида Николаевна была явно симпатична.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Зинаида Николаевна Юсупова (1861, Санкт-Петербург, — 1939, Париж) — княгиня, последняя из рода Юсуповых, наследница огромного состояния, придворная дама двух последних русских императоров. Дочь гофмейстера князя Николая Борисовича Юсупова и княгини Татьяны Александровны (урожд. Рибопьер). Последняя владелица подмосковной усадьбы Архангельское. Весной 1882 года вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. Дети — Николай (1883—1908), рано погибший на дуэли, и Феликс (1887—1967), один из участников убийства Распутина. Много времени, сил и средств княгиня Юсупова тратила на благотворительную деятельность. Под её патронажем находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны княгиня была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых. Являясь членом комитета по устройству Музея изящных искусств в Москве, она пожертвовала средства и предметы искусства на создание греко-римского зала, носившего впоследствии её имя. Оказавшись в эмиграции после Октябрьской революции, Юсупова жила в Риме и продолжила заниматься благотворительностью, стараясь облегчить другим выход на новую дорогу. При её содействии были созданы бюро прииска работы, бесплатная столовая для эмигрантов, белошвейная мастерская. После смерти мужа переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году.

0

39

https://i.imgur.com/uymU3Iim.jpg
алентин Александрович Серов
• Открытое окно. Сирень. 1886

Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль: Импрессионизм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1886
Размер: 49.4×39.7 см
Регион: Минск
Местонахождение:
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

+1

40

https://i.imgur.com/MDLb3XQm.jpg

В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. К примеру, огромный портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн был воспринят критиками как выходящий за рамки любых стилей, бездарный и даже ужасный. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Тем не менее на сегодняшний день Валентин Александрович входит в число русских художников, картины которых ценятся больше всего не только на родине, но и далеко за ее пределами. Дороже можно приобрести только работы таких мэтров, как Алексей Явленский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Серов стал, сам того не ведая, образцом для подражания для нескольких поколений художников, вдохновленных его работами. Смелость автора, позволяющая смело экспериментировать с различными стилями и выходить за рамки общепринятых мнений, позволили другим художникам почувствовать уверенность в собственных силах и начать работать так, как требует их интуиция, а не в угоду сложившимся стереотипам и шаблонам.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Валентин Серов - русский живописец и график, мастер портрета.