Мать живописца, Валентина Семеновна Серова (1846-1924), урожденная Бергман, была полной противоположностью супругу5.

Намного его моложе, прекрасная пианистка, а затем композитор, она принадлежала к поколению шестидесятников, проповедовавших народнические идеалы. С такой же страстью, какой ее супруг служил своей «музе», она отдавала все силы на алтарь общественного служения. Ее мало привлекала утонченная полемика о «святом искусстве», которую виртуозно вел композитор со своими знаменитыми друзьями в аристократических салонах. Всей душой она рвалась сначала к тому, чтобы «выучиться музыке», а потом чтобы эту музыку «распространять в народе». Рассматривая искусство как сильнейшее воспитательное средство, В.С. Серова, пожалуй, первая среди художественной интеллигенции стала заниматься популяризацией классической музыки и создавать в сельской местности народные хоры и театры6. Во время голода 1891 года по примеру Л.Н. Толстого она занялась сбором средств для бедноты и организацией в отдаленных губерниях России бесплатных столовых и больниц. Но даже в этой тяжелейшей ситуации ей удалось осуществить свою заветную мечту и поставить с крестьянами глухой деревни Судосёво Симбирской губернии спектакли из русского классического музыкального репертуара, в том числе сцены из опер А.Н. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила». Бурный энтузиазм, который переполнял ее в те годы, буквально доносится из письма, написанного племяннице М.Я. Симонович. «Меня и уговаривают все ехать [в деревню. - О.А.], - пишет она, - чтоб ободрить упавших духом, как интеллигентных, так и голодающих. А у меня дух настроен высоко, и я говорю тебе истинную правду - даже смерти не боюсь»7.
Так же, как герои романа Н.Г Чернышевского «Что делать?», мать живописца строго придерживалась раз и навсегда заведенных принципов и никогда не отступала от них даже в том случае, если это касалось ее малолетнего сына. Она сама признавалась, что ее педагогика «была слишком прямолинейна, своеобразна, иногда жестока, но всегда целесообразна»8. Некоторые печальные страницы из истории их взаимоотношений, особенно в детстве, художник не мог забыть до конца своих дней.

5 И.Е. Репин, часто посещавший музыкальные вечера А.Н. Серова, отмечал: «Но какая разница, какая противоположность характеров! Отец [имеется в виду А.Н. Серов. - О.А.] любит внешний эффект; он романтик, его восхищает даже его собственная внешняя талантливость, живость, блестящее образование, красивая культурная речь, кстати, как блестками, трогавшаяся фразами на других языках: он много знал, любил свои знания и красовался ими». (Валентин Серов. 1971. Т 1. С. 25.)
6В начале ХХ века идея организации народных театров серьезно увлекла В.Д. Поленова. Относясь к театру как к великой преобразующей сознание силе, он по примеру В.С. Серовой организует в усадьбе «Борок» Тульской губернии народный крестьянский театр, а в 1915 году строит в Москве по своему архитектурному проекту Дом театрального просвещения.
7Мария Львова (Симонович). Хочу умереть в России. Воспоминания, дневники, переписка. М., 2010. С. 366.
8Серова В.С. Как рос мой сын. Л., 1968.