О Валентине Серове - интересные факты
1. Друзья художника называли его Антоном. Валентин плавно перешло в ласковое Валентоша. А Валентоша со временем перешло в Антошу. Даже имеются письма, где в строке адресат написано Валентину Серову, а само письмо начинается со слов "Дорогой Антон".
2. Серов очень любил приезжать в поместье к своему родственнику Дервиза в Домотканово. Во время очередного визита художник задал хозяину вопрос, а приносит ли его имение ему доход, да какой там - ответил он. А вот мне твое имение доход приносит. Что не нарисую, всё продаётся.
3. Его мама позировала Репину для его картины "Царевна Софья". Была достаточно суровой женщиной. После смерти мужа уехала учиться в Мюнхен. А Валентина отдала на воспитание в Баварскую семью. После возвращения в Россию у Серова был ужасный акцент.
4. Свою знаменитую картину "Мика Марозов" Серов рисовал за несколько сеансов. Чтобы ребёнок долго позировал и не убегал, периодически в коробку напротив, клал для него новый подарок. Мика постоянно хотел заглянуть туда, тем самым выражал на своём лице удивление и восхищение. Что было и надо Серову.
5. У Серова было шестеро детей. Старший позже эмигрировал в Ливан. Он разработал для Ливана правила дорожного движения, а позже под его руководством была построена первая горная электростанция.
6. Портрет М.Н. Ермоловой считается кононическим. На нём она как статуя, хотя её рост был 160 см. Чтобы написать её настолько величиственной, Серов установил себе очень низкую скамеечку и работал с неё. Ермолова как никто другой умела держать паузу на сцене и в жизни была не многословна. Серов тоже не любил много говорить и поэтому работа над картиной проходила в полной тишине. Один из современников написал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия».
7. У Серова не было своей мастерской. Он ходил по квартирам своих заказчиков, чтобы запечатлеть их в привычных для них интерьерах. Иногда он видел их такими, какими не видели их близкие родственники. Поэтому он шутя называл себя доктором. Портреты Серов рисовал долго, иногда по 90 сеансов. Княгиню Юсупову он рисовал два года. Она всё время говорила: - "Не знаю, что у него там получится, я то худею, то толстею". Портрет своего покойного отца он писал 5 лет. Лицо он писал с актёра похожего на отца, а фигуру со своей жены.
8. Муж Софьи Олсуфьевой очень хотел, чтобы она позировала в бриллиантах и бархатном платье. Но пришёл Серов и сказал, что она совсем не умеет носить бархат и отправил переодеваться. Софья переоделась и вышла к мужчинам в домашнем платье и тёплой шали. Было холодно и она прислонилась спиной к печи. Вдруг художник спросил ее: “Ну, а когда вы спину согреете, тогда что греть будете?”. Она засмеялась и повернувшись, приложила руки к теплым изразцам. Любуясь этой картиной, даже сейчас чувствуется тепло исходящее от печи.
9. Портрет Николая Второго был настолько выразительным и реалистичны, что казалось глаза смотрят прямо тебе в душу. Во время революции солдаты выкололи на портрете глаза и топтались по нему сапогами. Кто-то подобрал кусочек картины и передал Феликсу Юсупову (тому самому, причастному к убийству Григория Распутина). И когда он эмигрировал за границу, то как драгоценность увозил с собой этот кусочек картины Николая Второго. Сама варварски истерзанная картина находится в запасниках эрмитажа. Существует правило, что если у картины выколоты глаза, она не подлежит реставрации. На выставке представлена копия выполненная самим Серовым в 1902 году.