Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757)
— автопортрет Рокотова?
Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
Российский художник
Крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения.
Сын крепостных князя П.И. Репнина, впоследствии освободился от крепостной зависимости.
Представитель классицизма.
Один из известнейших портретистов своего времени.
Жил и работал в Петербурге и в Москве.
Писал портреты дворян и венценосных особ. Удостоился звания академика.
Редко бывает так, чтобы человек, пользовавшийся большой и вполне заслуженной славой у современников, почти начисто исчезал из памяти потомков, как это произошло с Рокотовым.
Исследователи XX столетия приняли на себя немалый труд: они просмотрели огромное количество архивных документов в поисках редчайших строчек, говорящих о Рокотове; разыскали и обследовали сотни полотен, подлинно рокотовских или мало-мальски похожих на них; критически проверили неизвестно откуда взявшиеся фантастические сведения о Рокотове, возникшие в XIX веке и отчасти еще повторяющиеся до наших дней. В результате работ, проведенных над выявлением жизни и деятельности Рокотова, уже возник, правда еще во многих частях неясный, но достаточно правдоподобный и привлекательный, его облик.
Рокотов - явление необыкновенное. Рассмотрению цикла произведений большого художника обычно помогают какие-нибудь мемуарные сведения, письма, записи в дневниках, благодаря чему мы можем заглянуть во внутренний мир художника и иногда взглянуть на его творения его же глазами.
От Рокотова не осталось ничего, кроме немногих служебных «репортов» периода его молодости. Нет и характеризующих Рокотова отзывов его современников, кроме восторженного «письма» к нему его друга, сумбурного поэта Н.Е. Струйского, и фразы «опекуна» Московского воспитательного дома Умского, досадующего на «спесь» Рокотова. Вся известность Рокотова создана его кистью. Эта волшебная кисть одержала победу над вековым забвением мастера, которого с удивлением «открыли» и полюбили историки искусств начала XX века и радостно и почтительно, как друга и учителя, приемлет искусство наших дней.