Сергей Яковлевич Лемешев
Стиль исполнения и культурное наследие
Лемешев — обладатель нежнейшего тембра, был неподражаемым исполнителем песен и романсов. Голос его — уникальный по тембру, выразительности, полётности и красоте звучания. Манера пения распевная, задушевная, моментально узнаваемая с первых звуков. Голос Лемешева мягкий, удивительно тёплый, нежный, слегка назализованный в нижнем регистре, однако приобретает упругость, звон и удаль в переходном и верхнем регистрах, по мере движения наверх нарастает мощная пульсация, верхние ноты высветленные, блестящие, очень свободные, фальцет также очень звонкий и выразительный. Лемешев обладает ровной и длинной кантиленой, удивительно естественным голосоведением без малейших признаков форсирования или искажения тембра, ему подвластны любые динамические оттенки. Звонкость, чистота интонации и особое «лемешевское» вибрато сразу же вызывает ассоциации с соловьиными трелями.
В 1940-х годах Лемешев сильно простудился, и у него обострился туберкулёз лёгких. Оперативное лечение включало пневмоторакс правого лёгкого. О высочайшем мастерстве певца говорит тот факт, что несмотря на это серьёзное хирургическое вмешательство, Лемешев работал, демонстрируя своё знаменитое непринуждённое певческое дыхание и прекрасное голосоведение.
Лемешев настолько точно проникал в материал песни, что у слушателя непроизвольно возникало ощущение, что он как бы поёт вместе с Лемешевым, что вот именно так и никак иначе спел бы эту песню он сам.
В творчестве Лемешева счастливо сочеталась высочайшая природная одарённость, истинно русская вокальная школа, ярко выраженный русский национальный характер, тонкая певческая интуиция, прекрасный музыкальный материал, яркая сценическая внешность, чарующее обаяние, большое трудолюбие и требовательность к себе. Лемешеву посчастливилось работать в творческом союзе с лучшими советскими дирижёрами, певцами, композиторами и песенниками.
В результате популярность Лемешева в 1930—1950-е годы была, можно сказать, всеобщей. Пение Лемешева неразрывно сопровождало быт советских людей в предвоенные и послевоенные годы, как можно судить по многочисленным мемуарам свидетелей той эпохи. Любовь женщин-поклонниц к Лемешеву переходила всякие границы, сопровождалась многочисленными эксцессами.
Значение Лемешева и его творчества для русской музыки XX века может быть сравнимо со значением личности и творчества Пушкина для новой русской литературы XIX века. Лемешев собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство. Можно с уверенностью сказать, что массовое увлечение советских людей в первой половине XX века оперой во многом обусловлено их любовью к Лемешеву.
Кроме пения в оперных спектаклях, Лемешев много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. С гордостью он отмечал, что ему удалось спеть и записать абсолютно все 500 романсов П. И. Чайковского (помимо романсов Глинки, Римского-Корсакова и др.).
Лемешев блестяще выступал как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М. Блантера («Моя любимая», «Пшеница золотая»), Т. Хренникова («Песня о Москве», «Песня о песне»), Б. Мокроусова («Одинокая гармонь»), А. Новикова («Отъезд партизан», «Россия», «Размечтался солдат молодой»), Н. Богословского («Письмо в Москву», «Алёнушка», «Где ж ты, утро раннее?», «Помнишь, мама?»). И здесь он также оказывается вне конкуренции с многочисленными исполнителями этих песен.
По воспоминаниям близких людей и современников, Лемешев был и в жизни таким же лёгким, светлым, доброжелательным и положительным человеком, каковы были в его исполнении лучшие романтические герои опер и песен. В своих письменных работах Лемешев отзывался обо всех коллегах исключительно положительно и хвалебно. Не удивительно, что он оставил по себе только светлую и добрую память у всех, кто его помнит.