КАЛНЫНЬШ Ивар
Актер театр и кино
Родился 1 августа 1948 года в Риге. Отец – Калныньш Эдмунд Эдуардович. Мать – Калныньш Анна Ансовна. Сын – Микеус. Дочери: Уна и Эллина. Внук – Валт.
Эдмунд Калныньш был очень веселым и задорным человеком, сам построил небольшой дом недалеко от киностудии, в котором всем было уютно и весело. Он работал автомехаником и часто брал сыновей в мастерскую. С тех пор у Ивара осталась особая тяга к автомобилям и технике.
Родители очень любили друг друга и воспитали четверых детей, которые выросли в атмосфере абсолютной любви и взаимопонимания. Анна Ансовна занималась домашним хозяйством. Актер до сих пор помнит, как она любила петь, а дети зачастую подпевали ей. За каждым ребенком в семье были закреплены определенные обязанности: они вместе топили дом, пололи огород, ухаживали за садом. У Калныньшей всегда было шумно и весело – часто гостили родственники, друзья или просто соседи. Братья и сестры матери (у нее их было семь) организовали свой оркестр, играли на всех семейных праздниках. Именно родители научили Ивара любить жизнь, серьезно относиться к своей работе, ценить красоту и уважать других людей.
Мать в свое время решила, что ее дети обязательно должны играть на музыкальных инструментах, поэтому Ивар еще в детстве начал обучаться игре на мандолине. Сначала он не испытывал особой любви к музыке, но вскоре уже играл в небольшом струнном оркестре в районном клубе. Больше всего ребята любили рождественские и новогодние представления, когда после каждого выступления Дед Мороз дарил каждому подарок – конфеты и мандарины.
Нельзя сказать, что Калныньш с детства мечтал об актерской карьере, – несмотря на общее увлечение музыкой, родители хотели, чтобы их сын выбрал надежную мужскую профессию. С 14 лет он начал совмещать учебу с работой, освоил слесарное дело, потом ремонт вычислительной техники, работал в автомастерской слесарем-механиком, а по вечерам занимался в школе рабочей молодежи. В свободное время сочинял музыку.
В те годы многие подростки болели «битломанией», почти в каждой школе был ансамбль, все хотели музицировать, подражать известной группе. Не избежал этой участи и Ивар. Он неплохо играл на гитаре, исполнял песни «Битлз» на ломаном английском языке, играл в рок-группах на танцах в зимней Риге и летней Юрмале, носил длинные волосы и брюки-клеш. Музыканты были нарасхват и моментально становились героями вечеров. Появились первые поклонницы, автографы и заработанные деньги…
Возможно, Калныньш и стал бы хорошим мастером, как отец, если бы Рига не манила его своими театральными афишами. Первое представление об искусстве у будущего актера связано с кинотеатром, который находился рядом с домом. Этот кинотеатр так же был местом свиданий молодежи, а по воскресеньям в нем проводились танцы, на которых Калныньш с друзьями играл твист и рок-н-ролл. Актер хорошо помнит те времена, когда милиция ловила молодых музыкантов на улице и отрезала им длинные волосы. Поэтому он не осуждает современную молодежь и считает, что каждое поколение имеет право на свою музыку, т. е. на «свой карнавал». Если во времена юности Калныньша на телевидении практически невозможно было появиться с длинными волосами и бородой, то сейчас эти запреты кажутся просто невинными.
Музыка стала настоящей страстью актера, которую он пронес через всю жизнь. Калныньш и сейчас сочиняет стихи, песни, поет на разных языках, гастролирует и выпускает компакт-диски. Первый диск Ивар записал в Германии вместе с женой, но они делали это отчасти ради забавы. Сегодня актер относится к своему музыкальному творчеству со всей серьезностью. Он собрал разные песни – по жанру и манере исполнения. Это романтические шлягеры как латышских, так и русских композиторов, мелодии лирического героя, каким он и является по сути.
Но в те времена все складывалось не так просто. Родители перестали понимать Ивара, поэтому известие о том, что их сын поступил в латвийскую консерваторию на театральный факультет, они восприняли довольно спокойно. Когда мать узнала, что сын хочет стать артистом, она только сказала: «Сынок, но они же все так громко говорят!» Учеба увлекла Калныньша, хотя все давалось нелегко, а педагоги были очень требовательными и относились к студентам со всей строгостью. Хвалить учащихся было не принято, зато неудачи всегда обсуждались прилюдно. Спустя годы Ивар понял, что этот педагогический подход к будущим актерам являлся вполне оправданным. Изначально в каждом молодом человеке, избравшем этот путь, заложен потребитель. А сцена не терпит подобного мышления – творить должен актер, способный отдавать всю свою душу и энергию зрителям, забыв о себе. Когда-то студент Ивар Калныньш в дипломном спектакле пел 11 песен о звездах, любви и расставании. Он помнит, как они переживали за своих героев и плакали на сцене, потому что им было жалко, что звезды падают с неба, а любовь уходит.
В 1974 году Калныньш окончил театральный факультет Латвийской консерватории имени Я. Витола, получил диплом актера театра и кино и стал работать в Художественном академическом театре имени Я. Райниса, иногда играя по 40 спектаклей в месяц.
Еще на 1-м курсе Ивар Калныньш начал сниматься в кино. Актер до сих пор благодарен своим педагогам за то, что они не запрещали ему совмещать учебу и съемки, хотя это было достаточно сложно.
Популярность пришла быстро. В конце 1978 года Калныньш сыграл одну из главных ролей в фильме «Театр» и моментально завоевал зрительскую любовь. С тех пор за обаятельным молодым актером закрепилось амплуа покорителя женских сердец. «Театр» снят по мотивам одноименного романа Сомерсета Моэма, и Ивару Калныньшу посчастливилось играть вместе с блистательной Вией Артмане. Это история о любви, ревности и мести, повествование о театре, людях и их чувствах. Съемки проходили на одном дыхании, фильм снимали очень быстро, в атмосфере юмора и необыкновенной любви, поэтому он получился одновременно смешным и трогательным. «Театр» сделал актера знаменитостью, а ведь Калныньшу в то время не было еще и 30 лет.
С конца 1970-х годов актер ежегодно снимался в 2–3 фильмах, параллельно играя в театре. В его жизни появились многочисленные интервью, портреты в журналах, автографы. Однажды директору театра, где работал Калныньш, пришло письмо. Одна киногруппа была готова оплатить аншлаги, лишь бы Ивара отпустили на съемки. Этот факт свидетельствует о необычайной популярности актера, которому избранная профессия доставляет истинное наслаждение.
В 1981 году на экраны вышел фильм «Сильва», в котором он прекрасно сыграл роль Эдвина. Картина запомнилась зрителям необычайным духом романтизма, замечательной музыкой, искрометной любовью и юмором.
А после фильма «Зимняя вишня» в 1985 году Калныньш стал настоящей мечтой женской аудитории. И хотя у Ивара там была небольшая роль брошенного красавца, она оказалась очень значимой для его имиджа.
Популярность актера росла, поступало множество предложений о съемках, и верилось, что так будет всегда. Но в результате распада Советского Союза в 1991 году кино оказалось в глубоком кризисе, снимали нечасто, у актеров было мало работы, а душа жаждала творчества. Ивар решил попробовать себя на политическом поприще и стал депутатом латвийского сейма, членом комиссии по культуре. Однако скоро понял, что политика не его стезя, через полгода сложил с себя депутатские полномочия и вернулся к любимому делу.
Калныньш не стал сидеть сложа руки и ждать приглашений, а начал сам придумывать новые проекты. Вместе с коллегами он организовывал кинофестивали, смотры, концерты, развил концертную деятельность и стал ездить по стране с выступлениями. Время от времени он напоминал о себе, и в непростой для кино период его все-таки приглашали сниматься. Именно инициатива и оптимизм помогают актеру всегда быть в форме.
Молодому поколению Ивар Калныньш знаком прежде всего по российскому сериалу «Дронго», где он сыграл главную роль борца с мафией и коррупцией. Съемки проходили в Москве, Азербайджане, Грузии, Франции, Нью-Йорке, Лондоне. Не так давно «Дронго» стал хитом телепроката. Герой Калныньша – настоящий профессионал, который в наше сложное время занят столь важным делом – борьбой с преступным миром в международном масштабе. Дронго – это своеобразный последователь известных сыщиков – Мегрэ, Пуаро и Холмса. Но он живет в сегодняшнее время и владеет несколько другой техникой мастерства, нежели его старейшие коллеги. Ивар Калныньш любит хорошие детективы и как актер, и как читатель. Первоначально ему дали ознакомиться лишь с малой частью сценария, который включал несколько серий. Но когда он узнал, что произведение принадлежит Чингизу Абдуллаеву, сразу согласился. Актеру интересна психология этого боевика, потому что автор предлагает хорошую драматургию, что бывает крайне редко в современных сериалах. Роль, потребовавшая мгновенных перевоплощений, радует полузабытой, редкой сейчас актерской многогранностью – когда исполнитель может все и делает это легко. Поэтому и зрителю в актере интересно все – как он молчит, танцует, говорит, своей естественностью выстраивая непростую логику действия с переносами в прошлое и будущее. Роль такого плана не является для Калныньша дебютной, еще в 1984 году он блестяще сыграл разведчика в нашумевшем фильме «ТАСС уполномочен заявить».
На протяжении всей творческой деятельности Ивару Калныньшу удавалось совмесщать кино и театр. Одна из любимых актером театральных работ – это спектакль Виталия Соломина «Биография – игра» по Максу Фришу. В этой постановке были заняты сам Соломин, а также актриса Малого театра Зинаида Андреева и Мария Мисожникова-Деволюкофф – автор проекта. Соломин пригласил Калныньша, с которым подружился еще на съемках «Зимней вишни».
«Биография–игра» – очень интересная тема, которая дает зрителю возможность задуматься, что-то изменить в своей жизни, сгладить или обострить повороты судьбы. Макс Фриш выбрал эпиграфом к пьесе слова Вершинина из чеховских «Трех сестер»: «Что если бы начать жизнь снова, притом сознательно? Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как говорится, начерно, другая – начисто! Тогда каждый из нас, я думаю, постарался бы прежде всего не повторять самого себя…» Герой пьесы – Регистратор, роль которого играет Калныньш, считает, что те вещи, которых не позволяет действительность, позволяет театр. На сцене можно все менять, начинать заново, репетировать иную биографию. Спектакль, в сюжет которого Виталий Соломин внес некоторые изменения, давал возможность зрителю со стороны взглянуть на себя и окружающий мир.
Ивар Калныньш уверен, что занимается божественным искусством. В своих ролях он не проповедует идей зла, даже если и приходится играть отрицательного героя, а всегда старается дать надежду на позитивный исход. Как считает Ивар, сама фактура определяет амплуа. Все зависит от «инструмента», на котором играет актер. Если музыкант использует рояль, гитару или саксофон, то для артиста инструмент – это он сам, его типаж и актерские возможности. Как бы ни хотелось сыграть Фальстафа, от себя не убежишь. Быть объектом внимания – это часть актерской профессии. Калныньш создает образы в кино и на сцене, которые вызывают своеобразный отклик у зрителей. Прагматичный красавчик Том из моэмовского «Театра», брошенный положительный жених из «Зимней вишни», неудавшийся герой дон Карлос из «Маленьких трагедий» все еще мечтает сыграть в яркой музыкальной комедии. Так, чтобы бушевала фантазия, возможно даже с элементами фарса, но однозначно это должно быть нечто очень яркое и веселое.
Сейчас жизнь Ивара Калныньша расписана на несколько месяцев вперед. В Латвии он занят в театре, поет на эстраде, аккомпанируя себе на гитаре. В России играет в антрепризах, снимается в телесериалах, видеоклипах, рекламе. Театральная и концертная деятельность в Риге и работа со многими московскими кинорежиссерами вынуждают актера жить буквально между Ригой и Москвой, поэтому он признает: «Мой дом – дорога». Обаятельный и элегантный, стройный и спортивный, он с легкостью перемещается в окружающем пространстве. Ивар знает приемы борьбы и бокса, владеет шпагой и саблей, умеет ездить на лошади, играть в хоккей, кататься на лыжах и коньках, плавать. Любит рисовать карандашом, делает шаржи.
Актерство – удел немногих, поэтому очень важно чувствовать внутренний зов и полностью отдавать себя профессии. Ивар Калныньш согласен, что мир спасет красота, к которой он относит в первую очередь искусство, являющееся вечным в отличие от нашей земной жизни.