"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Билибин Иван Яковлевич. Выдающийся русский художник-иллюстратор


Билибин Иван Яковлевич. Выдающийся русский художник-иллюстратор

Сообщений 1 страница 20 из 29

1

https://fs00.infourok.ru/images/doc/224/27261/3/640/img7.jpg
Билибин Иван Яковлевич (1876—1942)

Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

                               http://poesias.ru/image/line.png

Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

0

2

http://maria-deco.ru/wp-content/uploads/2016/05/%D0%91%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%98.%D0%AF..jpg
Иван Билибин
Родился 16 августа 1876 г., Санкт-Петербург, Россия
Умер 7 февраля 1942 г. (65 лет), Санкт-Петербург, РСФСР, СССР

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача.
Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой.
Жил преимущественно в Санкт-Петербурге.
После образования художественного объединения «Мир искусства» стал активным его членом.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации, в ставшем в последствии «билибинском» стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

0

3

http://www.arteveryday.org/wp-content/uploads/2010/09/11-500x626.jpg

Талантливый художник часто путешествовал по  северным губерниям России, куда его направляли по заданиям отдела этнографии Русского музея путешествий. Там он занимался изучением предметов декоративного искусства и старинных памятников зодчества. Свои впечатления от этих путешествий Иван Яковлевич обобщил в написании ряда статей и на художественных полотнах.

Однако, особую известность он получил после написания им многочисленных иллюстраций к Русским былинам и сказкам: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Василиса Прекрасная»; «Финист Ясный Сокол»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о Царе Салтане» и многих других. Свои иллюстрации Иван Билибин создавал в своем собственном Билибинском стиле.

http://oformitelblok.ru/images/stories/slav/bilibi1.jpg

0

4

Основой Билибинского стиля были:  древнерусские миниатюры; художественная резьба по деревцу; народный лубок; народная вышивка; рисунок гуашью, подсвеченный акварелью. Сам мастер причисляет себя к художникам-националистам. Его Пряничные Царства погружают зрителя в мир прекрасного детства и, не менее прекрасного,  Великого Прошлого Великой Руси.

http://www.arteveryday.org/wp-content/uploads/2010/09/51-500x643.jpg

0

5

Билибин проявил себя художником книги, он не ограничивался выполнением отдельных иллюстраций, а стремился к цельности. Почувствовав специфику книжной графики, он подчеркивает плоскость контурной линией и однотонной акварельной раскраской. Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской губерниям по заданию этнографического отдела общества «Мир искусства». Билибин познакомился с народным искусством Севера, увидел воочию старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной национальной культуры заставило художника практически переоценить свои ранние произведения.

Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным творческим принципом художника. Увлечение Билибина старинным русским искусством получило отражение в иллюстрациях к пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в 1905–1908 гг. Работе над сказками предшествовало создание декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику.

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296393_illyustraciya-k-skazke-o-zolotom-petushke2.jpg

Иллюстрация к Сказке о Золотом петушке

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296451_illyustraciya-k-skazke-o-zolotom-petushke.jpg

«…И девица, Шамаханская царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя» 1906
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
бумага, акварель
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

0

6

http://oformitelblok.ru/images/stories/slav/bilibin3.jpg
Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке

0

7

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296415_kaschey-bessmertnyy.-illyustraciya-k-skazke-marya-morevna.jpg
Кащей Бессмертный. К сказке Марья Моревна

0

8

Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А.С.Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть. «Сказка о золотом петушке» наиболее удалась художнику. Билибин объединил сатирическое содержание сказки с русским лубком в единое целое. Прекрасные четыре иллюстрации и разворот полностью рассказывают нам содержание сказки. Вспомним лубок, в котором был целый рассказ в картинке. Огромный успех имели пушкинские сказки. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. Сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах – выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное, волшебное существо. А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок. Кстати сказать, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.

http://www.arteveryday.org/wp-content/uploads/2010/09/81-500x637.jpg
Иллюстрация к Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке

0

9

В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи.
В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет – оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге, декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296397_illyustraciya-k-skazke-peryshko-finista-yasnogo-sokola.jpg
Иллюстрация к сказке Перышко Финиста Ясного Сокола

0

10

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/124/477/124477558_ya_bilibine_.jpg

Родился Иван Билибин 4 (16) августа 1876 года в семье военного врача в селе Тарховка (сейчас это Курортный район Петербурга). В 1900 году он закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета и одновременно стал членом объединения художников «Мир искусства». Живописи Иван Билибин учился в школе Антона Ажбе в Мюнхене (среди учеников Ажбе — Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин), художественное образование получил в школе Общества поощрения художеств, где работал под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой.

Позже Билибин писал об обучении у Репина: «Я помню такой случай со мной в академической мастерской Репина. Я сугубо трудился с углем в руках над каким-то очередным Антоном, и что-то с этим Антоном не клеилось: не стоял он как-то, валился; вообще что-то там было сильно наврано. Проходит Репин… Даже не остановился, а так, на ходу, ткнул куда-то в мой рисунок большим пальцем, мазнул по углю средним, потом огрызком угля сделал два или три резких удара, и мой Антон был спасен. Во всяком случае, это было сделано мгновенно и молча. И это был Репин!».

Товарищ Билибина по мастерской, Владимир Левитский, вспоминал: «Наши ученические годы в Тенишевке проходили как-то удивительно лучезарно… Было у нас все, мы были богаче миллиардеров — музыка, живопись, пение, танцы, литература, и всё — свое. Какие-то неистощимые Крезы молодости! До всего нам было дело, шли бесконечные споры о новой поэзии… но, конечно, главное место в разговорах занимала живопись».

   В течение 1899—1902 годов Билибин завоевал известность благодаря иллюстрациям к детским книгам сказок. Уже первая из них, «Сказка об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке», стала событием в мире графики, в частности, в оформлении книг. Особый стиль книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента, в технике подробного узорчатого контурного рисунка тушью, расцвеченного акварелью, позже назовут билибинским, сам же Иван Ефимович называл его облагороженным лубком.
   В этот период также вышли иллюстрированные Билибиным «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Белая уточка». С 1902 по 1907 год Билибин создает графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», иллюстрации к пушкинским «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о Золотом петушке». Формированию билибинского стиля способствует поездка по заданию этнографического отдела Музея Александра III (ныне — Русский музей) в 1902—1904 годах по Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Тверской губерниям, где художник собирал произведения народного творчества. Об интересе к древнерусскому искусству сам Билибин писал так: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!».

Иван Билибин переносит свой стиль из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику: он сотрудничает со многими издательствами и журналами, для которых исполняет плакаты, афиши, открытки, календари, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию дома Романовых). В годы первой русской революции Билибин в своем же стиле рисует политические карикатуры. С осени 1907 года Иван Билибин по предложению директора Школы Императорского общества поощрения художеств Николая Рериха становится преподавателем класса графики, а затем класса композиции, которые Билибин будет вести вплоть до 1917 года. Художник участвует почти во всех выставках «Мира искусства», а в 1914 году становится председателем комитета этого творческого союза. С 1904 года Иван Билибин начинает заниматься сценографией, он создает эскизы декораций и костюмов к спектаклям многих российских и европейских театров. Билибин становится признанным театральным художником. В 1908—1909 годах он участвует в оформлении оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и танцевальной сюиты «Пир» для антрепризы Сергея Дягилева в Париже.
Октябрьские события 1917 года заставили художника переехать из Петрограда в Крым, откуда позже он эмигрирует из России. Позже он напишет: «С волною беженцев отплываю на пароходе в неизвестном направлении». Какое-то время Билибин живет в Каире, затем в Александрии, а в 1925 году переезжает в Париж. Работает для русских издательств в Берлине, для французских издательств иллюстрирует сборники русских, французских и немецких сказок. Занимается оформлением обложек, титульных листов, адресов, афиш, торговых марок. Продолжает успешно заниматься сценографией. Так, в 1927—1931 годах Билибин работает над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. В Праге и Амстердаме проходят персональные выставки Ивана Билибина. Он же является одним из инициаторов проведения последней выставки «Мира искусства» в 1927 году в Париже, в 1920—1930-х годах участвует в многочисленных выставках русского искусства в Европе. На родину Иван Билибин возвращается в 1936 году. Он преподает во Всероссийской Академии художеств, становится доктором искусствоведения, продолжает работать как иллюстратор («Петр I» А.Н. Толстого, «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова) и театральный художник («Сказка о царе Салтане», «Полководец Суворов»).

0

11

Несказочная судьба художника-сказочника

   Самая страшная первая блокадная зима 1941—1942 годов унесла жизни десятков тысяч ленинградцев. Одним из тех, кто не смог пережить голод и холод, стал выдающийся русский художник, иллюстратор русских сказок Иван Яковлевич Билибин, который отказался покидать родной город и до своих последних дней продолжал работать в осажденном Ленинграде.

   Даже охватив Ленинград кольцом блокады, фашисты не смогли сломить волю тех, кто остался в осажденном городе. Ленинградцы не просто выживали — они даже в невыносимых условиях продолжали доказывать силу и мощь человеческого духа. В лютые морозы первой блокадной зимы работал над своей Седьмой симфонией Дмитрий Шостакович, поддерживала горожан своими стихами Ольга Берггольц, а в подвале Академии художеств жил и творил 65-летний художник с мировым именем Иван Билибин.

Великая Отечественная война застала Ивана Билибина в Ленинграде. По некоторым данным, Иван Яковлевич Билибин сам отказался покинуть Ленинград в сентябре 1941 года, когда еще была такая возможность: на предложение тогдашнего наркома просвещения Владимира Потемкина эвакуироваться в тыл Билибин ответил: «Из осажденной крепости не бегут — ее защищают…».

Но Ивану Билибину не суждено было пережить даже первую блокадную зиму. Он умер от голода и холода в начале февраля 1942 года в больнице при Академии художеств. В своих «Автобиографических записках» художница Анна Остроумова-Лебедева пишет: «Умер от истощения Иван Яковлевич Билибин, наш замечательный график и стилист. Ни один из художников не сумел так почувствовать и воспринять русское народное искусство, которое широко распространялось и цвело среди нашего народа. Иван Яковлевич его любил, изучал, претворял в своих прекрасных графических произведениях. Подробностей его смерти не знаю, только слышала, что последнее время он жил в подвале Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой»…

Похоронен Иван Яковлевич Билибин на кладбище Остров Декабристов в братской могиле профессоров Академии художеств. И сегодня на могилу художника приезжают почитатели его таланта из многих стран мира.

http://spb-tombs-walkeru.narod.ru/osd/hud_osd3.jpg
Петербургский некрополь
Иван Яковлевич Билибин.

0

12

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/1374296423_krasnyy-vsadnik.-illyustraciya-k-skazke-vasilisa-prekrasnaya.jpg
Красный всадник. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная

0

13

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296431_illyustraciya-k-skazke-podi-tuda-ne-znayu-kuda.jpg
Сказка Поди туда, не знаю куда

0

14

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/1374296360_baba-yaga.-illyustraciya-k-skazke-vasilisa-prekrasnaya.jpg
Баба-Яга. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная

0

15

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296363_illyustraciya-k-byline-volga.jpg
Иллюстрация к былине Вольга

0

16

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296428_illyustraciya-k-skazke-belaya-utochka.jpg
Иллюстрация к сказке Белая уточка

0

17

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296395_illyustraciya-k-skazke-o-care-saltane.jpg

Сказка о царе Салтане

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296455_illyustraciya-k-skazke-o-care-saltane2.jpg

Сказка о царе Салтане

http://i.arts.in.ua/i/c/f770.jpg

0

18

http://web-kapiche.ru/uploads/posts/2013-07/thumbs/1374296479_car-goroh.-oblozhka-zhurnala-zhupel.jpg
Царь Горох. Обложка журнала Жупел

0

19

http://www.arteveryday.org/wp-content/uploads/2010/09/12-500x615.jpg
Иллюстрация к сказке Сестрица Аленушка и братец Иванушка

0

20

http://www.arteveryday.org/wp-content/uploads/2010/09/91-500x611.jpg
Иллюстрация к былине Вольга

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Билибин Иван Яковлевич. Выдающийся русский художник-иллюстратор