"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Герберт Уэллс. Английский писатель-фантаст и публицист.


Герберт Уэллс. Английский писатель-фантаст и публицист.

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

150 лет со дня рождения Герберта Джорджа Уэллса

http://traum.bkload.com/cache/pictures/traum/287219/i_001.jpg
Герберт Уэллс
Английский писатель

Английский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др. Представитель критического реализма. Сторонник фабианского социализма.

    Родился: 21 сентября 1866 г., Бромли, Кент, Англия
    Умер: 13 августа 1946 г. (79 лет), Лондон, Англия

    В браке с: Ами Кэтрин Роббинс (1895-1927 гг.), Изабель Мэри Веллс (1891-1894 гг.)
    Родители:Сара Нил, Джозеф Уэллс
    Дети:Фрэнк Уэллс, Джордж Филип Уэллс, Энтони Вест

                                   http://sd.uploads.ru/t/cTbvA.gif

21 сентября 1866 года в Бромли (Великобритания) родился родоначальник жанра и автор практически всех популярных тем в фантастике — Герберт Джордж Уэллс. Из-под его пера вышли первые инопланетяне, атаковавшие землю («Война миров»), путешественники во времени («Машина времени»), параллельные миры («Люди как боги»), люди-невидимки («Человек-невидимка»), хладнокровные поклонники науки и скальпеля («Остров доктора Моро») и многие другие современные знакомые герои и ситуации.

А вопросы Уэллса остаются актуальными: и об этике ученого и «человеческом» пределе развития науки, и классовый вопрос, и вопросы преобразования общества и человека.

Произведения Герберта Уэллса

Научная фантастика
Машина времени • Остров доктора Моро • Человек-невидимка • Война миров • Когда Спящий проснётся • Люди как боги • Освобождённый мир • Первые люди на Луне • В дни кометы • Пища богов • Война в воздухе • Мистер Блетсуорси на острове Рэмполь • Чудесное посещение • Игрок в крокет

Нефантастические романы

Колёса фортуны • Любовь и мистер Льюишем • Киппс • Анна-Вероника • Тоно-Бенге • История господина Полли • Жена сэра Айзека Хармана • Неугасимый огонь • Современная Утопия • Облик грядущего

Автобиографии
Россия во мгле • Опыт Автобиографии • Современные мемуары • Постскриптум к Опыту автобиографии

Экранизации
Путешествие на Луну (1902) • Экскурсия на Луну (1908) • Первые люди на Луне (1919) • Человек-невидимка (1933) • Остров потерянных душ (1932) • Облик грядущего (1936) • Человек, который умел творить чудеса (1937) • История господина Полли (1949) • Война миров (1953) • Машина времени (1960) • Первые люди на Луне (1964) • Пол-шестипенсовика (1967) • Человек, который умел творить чудеса (мультфильм) (1969) • Чудесный визит (1974) • Пища богов (1976) • Остров доктора Моро (1977) • Империя муравьёв (1977) • Война миров. Следующее столетие (1981) • Остров доктора Моро (1996) • Машина времени (2002) • Война миров (Спилберг) (2005) • Война миров (Хайнс) (2005) • Первые люди на Луне (2010)

0

2

http://biopeoples.ru/uploads/posts/2013-03/1362168768_uells.jpg
Герберт Уэллс (1866- 1946)

Будущий всемирно известный писатель, но тогда еще просто обычный мальчик, Герберт Уэллс родился в семье лавочника и экономки в пригороде Лондона – местечке Бромли. Произошло это событие 21 сентября 1866 года. Для получения образования был отправлен родителями в классическую школу Мидхерст, а после – в Кингз-колледж, открытый при Лондонском университете. Вполне закономерно, что продолжал образование Герберт в этом же университете, к окончанию которого уже имел два ученых звания по биологии.

Деятельность Герберта Уэллса была разноплановой. Он публиковал учебники по физиографии и биологии, выпустил совместно с Дж. Хаксли три тома «Науки жизни», трудился учеником у торговца мануфактурой, работал аптекарем, школьным учителем, преподавал точные науки. 1893 год стал отправной точкой профессиональной журналистской деятельности.

Писателем в привычном понимании этого слова сам Герберт Уэллс начинает называть себя с 1895 года. За все время своей жизни, начиная с этой даты, из-под его пера вышли около четырех десятков романов, множество томов рассказов, десятки полемических сочинений, проблематика которых сводилась к социологическим, историческим и философским вопросам. Именно Герберт Уэллс стал первооткрывателем в области научной фантастики – как раз в этом жанре был написан его роман «Машина времени» (1895 год). Позже появились и следующие, написанные в том же жанре: «Остров доктора Моро» (1896 год), «Человек-невидимка» (1897 год), «Война миров» (1898 год), «Первые люди на Луне» (1901 год). После выхода этих произведений в свет, Герберт Уэллс приобрел славу человека, который может сделать правдоподобным любой вымысел, насколько бы дерзким он изначально не казался.

Все эти книги Уэллса отличал небывалый оптимизм. То же самое можно сказать и о его следующей работе – романе «Мир освобождений». В нем он попытался органично переплести научную достоверность с политическими прогнозами. Он воодушевленно повторял всесторонне распространяемый в то время тезис о «всемирном государстве», однако оптимизм и воодушевление Уэллса разрушает Вторая мировая война. Отчетливо заметно его упадническое настроение в книге «Разум на краю своей натянутой узды», вышедшей в 1945 году, - здесь автор абсолютно правдоподобно предсказывает смерть всему человечеству.

Очень интересны произведения Герберта Уэллса и в их литературном разрезе: он незаурядно изображает характеры персонажей, талантливо выстраивает фабулу, добавляет в свои повествования необходимую толику юмора. Правда, иногда его все же заносит и полноценный сюжет вытесняют размышления о науке и целые лекции о предметах, которые того даже не всегда стоят. Также довольно часто Герберт Уэллс включает в произведения свое видение того, что происходит вокруг. В какой-то степени все последующие произведения Герберта Уэллса («Любовь и господин Луишем», 1900; «Киппс», 1905; «Анна-Вероника», 1909; «Тоно-Банге», 1909; «История господина Поли», 1910; «Новый Макиавелли», 1911; «Взыскуемое великолепие», 1915; «Проницательность господина Бритлинга», 1916; «Джоан и Питер», 1918; «Мир Уильяма Клиссолда», 1926) являются немного автобиографичными.

Сам Уэллс особо выделял собственное произведение «Что мы творим со своими жизнями?» (1931 год), поскольку утверждал, что именно в ней он изложил все самые существенные жизненные идеи. А самым важным трудом всей своей жизни считает произведение «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (1932 год). Впрочем, читателям, далеким от мира науки, Герберт Уэллс полюбился, прежде всего, книгой «Очерк истории» (1920 год), долгие годы являющейся лидером среди бестселлеров.

Герберт Уэллс жил в Лондоне, был дважды женат. Умер 13 августа 1946 года.

0

3

Первые иллюстрации к произведениям Герберта Уэллса

Роман Герберта Уэллса «Война миров», опубликованный в 1897 году, стал одним из самых ранних литературных произведений о войне между землянами и инопланетянами. Перед вами шикарные рисунки бразильского художника Энрике Алвим Корреа к культовому научно-фантастическому роману.
Смерть викария
Оригинальные иллюстрации бразильского художника Энрике Алвим Корреа (Henrique Alvim Correa) к роману «Война миров» продадут 14 мая с аукциона в Беверли-Хиллз,

http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/cdbfa2.jpg
Марсианская газовая пушка (бельгийское издание, 1906)
Вся коллекция состоит из 31 карандашного и чернильного рисунка плюс винтажный плакат и открытка, которую Корреа получил от Уэллса. За всё это раритетное добро планируют выручить сумму в 500 000 долларов.

http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/8e2318.jpg

=Spoiler написал(а):

http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/7346ca.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/2b7efe.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/5eeeb1.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/c36ae3.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/770bd4.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/ceabf6.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/3a2742.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/6ed370.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/0fa573.jpg
http://mainfun.ru/uploads/images/01/59/72/2015/05/13/edf706.jpg

0

4

В мире Утопии нет такой вещи, как мясо. Раньше — да, но теперь даже сама мысль о скотобойнях невыносима. Среди населения, которое поголовно образованно и примерно одного уровня физического совершенства, практически невозможно найти кого-либо, кто возьмётся разделать мертвую овцу или свинью. Мы так и не разобрались до конца в гигиеническом аспекте употребления мяса. Другой, более важный аспект, решил всё. До сих пор помню, как ещё ребёнком я радовался закрытию последней скотобойни.
("Современная Утопия")

Герберт Уэллс

0

5

http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-03/1299161273_wells.jpg

В своих книгах он предсказал расщепление атома и появление атомной бомбы («Мир освобожденный»), лазера («Война миров» и «Война в воздухе»), четырехмерную реальность пространство-время («Машина времени») и многое другое. Тем не менее основанная Уэллсом научная фантастика, несмотря на все многообразие тем, упирается в одно — в человека и общество, со всеми их многообразными проблемами.

Ни одна книга Уэллса, ни один рассказ или журналистский очерк не обходился без главного героя — человека и социальной проблематики, причем достается им от автора и порция критики. Уэллс всегда полемизирует в своих произведениях с реальностью, иной раз в своей критике он был точен, как будто глядел в воды Темзы.

                                        http://s0.uploads.ru/t/oU1fQ.gif

Что предсказал Герберт Уэллс?

1. Расщепление атома и создание атомной бомбы («Освобождённый мир», 1914)
2. Путешествия во времени (первая серьезная попытка исследования путешествий в художественной литературе — «Машина времени», 1895)

0

6

http://www.thebeatlesneverexisted.com/celebs/hgwells-css1.jpg
Герберт Уэллс

Творчество

В 1895 году вышла первая публикация Уэллса — роман «Машина времени» о путешествии изобретателя в отдалённое будущее.

Уэллс считается автором многих тем, популярных в фантастике последующих лет. В 1895 году, за 10 лет до Эйнштейна и Минковского, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство-время («Машина времени»). В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера («Война миров», чуть позднее — «Когда Спящий проснётся», «Война в воздухе»). В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв («Царство муравьёв»). В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы; там же есть «атомная бомба» (именно так и названная), сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома[15]. В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры («Люди как боги»). Уэллс открыл также такие идеи, позднее тиражированные сотнями авторов, как антигравитация («Первые люди на Луне»), человек-невидимка, ускоритель темпа жизни и многое другое.

Однако все эти оригинальные идеи были у Уэллса не самоцелью, а скорее техническим приёмом, имевшим целью ярче высветить главную, социально-критическую сторону его произведений. Так, в «Машине времени» он предостерегает, что продолжение непримиримой классовой борьбы может привести к полной деградации общества. В последние десятилетия творчества Уэллс полностью отошёл от фантастики, но его реалистические произведения пользуются гораздо меньшей популярностью.

0

7

http://27.media.tumblr.com/tumblr_lg7nzzgieJ1qf6ouno1_500.jpg
Уэллс

Политика

Уэллс определял свои политические взгляды как социалистические, хотя неприязненно относился к марксистскому учению он писал: «Маркс был за освобождение рабочего класса, я стою за его уничтожение». Уже летом 1886 года, проведённым на ферме, Уэллс изложил своё политическое видение демократического социализма в реферате, изначально озаглавленном «Уэллсовский план новой организации общества».

Уэллс ориентировался на Фабианское общество, в которое был принят только в 1903 году. Ещё ранее он, наряду с Бертраном Расселом, вступил в клуб «Взаимодействие», созданный внутри него Бернардом Шоу и супругами Уэбб в 1900 году как площадка, объединяющая «реалистически мыслящих» социалистов, стремившихся овладеть рычагами власти. Вместе с тем, в среде фабианцев Уэллс попадал в частые конфликты, в том числе с Бернардом Шоу. Познакомившись с начинающим политиком Уинстоном Черчиллем (тогда ещё либералом, но впоследствии ставшим консерватором и политическим оппонентом Уэллса), активно поддержал его избирательную кампанию в парламент. Тогда Уэллса не стали исключать из Фабианского общества, но в 1909 году он сам был вынужден оставить его из-за любовной связи и внебрачного ребенка от молодой сторонницы Эмбер Ривс.

Выставлял свою кандидатуру от Лейбористской партии по избирательному округу Лондонского университета на парламентских выборах 1922 и 1923 годов.

Уэллс на протяжении жизни в основном выступал как пацифист. Вместе с тем, хотя он впоследствии писал о Первой мировой войне как о бойне, к которой привели национализм и патриотическая истерия, в 1914 году он поддерживал участие Великобритании в войне. Чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем, он призывал к созданию мирового правительства. Однако реальные возможности Лиги Наций, не сумевшей противостоять грядущей новой мировой войне, разочаровали Уэллса, который одним из первых европейских писателей выступил с предупреждением об опасности фашизма в романе «Накануне» (1927). После Мюнхенского сговора выдвинул кандидатом на Нобелевскую премию мира президента Чехословакии Эдварда Бенеша.

0

8

Визиты в Россию http://s9.uploads.ru/t/PcoDS.gif

Герберт Уэллс трижды был в России. В первый раз в 1914 году, тогда он останавливался в петербургской гостинице «Астория» на Большой Морской улице, 39.

Второй раз он прибыл в Россию уже после революции — по приглашению Л. Б. Каменева, посещавшего Лондон в составе советской делегации Л. Б. Красина. В сентябре 1920 года у него была встреча с Лениным. В это время Уэллс жил в квартире М. Горького в доходном доме Е. К. Барсовой на Кронверкском проспекте, 23.

О первом своём посещении большевистского государства Уэллс написал книгу «Россия во мгле». В ней он, среди прочего, подробно описал свою встречу с Лениным и существо различия их позиций:

    Эта тема привела нас к нашему основному разногласию — разногласию между эволюционным коллективистом и марксистом, к вопросу о том, нужна ли социальная революция со всеми её крайностями, нужно ли полностью уничтожать одну экономическую систему до того, как может быть приведена в действие другая. Я верю в то, что в результате большой и упорной воспитательной работы теперешняя капиталистическая система может стать «цивилизованной» и превратиться во всемирную коллективистскую систему, в то время как мировоззрение Ленина издавна неотделимо связано с положениями марксизма о неизбежности классовой войны, необходимости свержения капиталистического строя в качестве предварительного условия перестройки общества, о диктатуре пролетариата и т.д.

23 июля 1934 года Уэллс вновь посетил СССР и был принят Сталиным. Об этой встрече Уэллс писал:

    Я сознаюсь, что подходил к Сталину с некоторым подозрением и предубеждением. В моём сознании был создан образ очень осторожного, сосредоточенного в себе фанатика, деспота, завистливого, подозрительного монополизатора власти. Я ожидал встретить безжалостного, жестокого доктринёра и самодовольного грузина-горца, чей дух никогда полностью не вырывался из родных горных долин…

    Все смутные слухи, все подозрения для меня перестали существовать навсегда, после того, как я поговорил с ним несколько минут. Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснить его огромную власть в России

0

9

http://img15.nnm.ru/8/9/2/e/1/6dbc22ccc6576562dc667b3d789.jpg

В романе «Машина времени» (1895 год) Уэллс явно отвечает на самую горячую проблематику своего времени — классовый конфликт буржуазии и пролетариата. Не принимающий и не верящий в революцию фабианец должен был доказать, что продолжение и нарастание классового противостояния приведет лишь к полной деградации общества и его поляризации.

В машине времени

Вопросы, на которые не дает ответ книга: а может ли вообще капиталист превратиться в изнеженную «золотую рыбку в аквариуме, которая позволит себя поедать, или начнет поедать сам? И может ли пролетарий оскотиниться от бытия настолько, что перестанет быть человеком без попытки сбросить иго? В 1895 году многого не могли предугадать даже гениальные фантасты: выход на историческую сцену России как авангарда марксистских идей и спутанные карты капитала после поражения всех попыток уничтожить Советскую Россию военным образом, включая фашизм.

Кстати, о России, ставшей вскоре кипящим котлом идей и главным «магнитом» для мыслителей и интеллектуалов. Социалист, настаивающий на мягком преобразовании капиталистического общества в социалистическое путем пропаганды и воздействия на государственные институты, принятый в Фабианское общество в 1903 году, открыто полемизирующий с марксистами, прибыл впервые в Российскую империю в 1914 году. Второй его визит в Россию, уже советскую, в 1920 году отмечен встречей с Владимиром Лениным и уже далеко не фантастической книгой «Россия во мгле» (собранной из серии статей для газеты The Sunday Express).

0

10

http://ic.pics.livejournal.com/artur_s/3570135/12350870/12350870_1000.jpg
Герберт Уэллс

Фильмы по произведениям Герберта Уэллса

    1919 год — «Первые люди на Луне», режиссёр Брюс Гордон
    1932 год — «Остров потерянных душ», режиссёр Эрл Кэнтон
    1933 год — «Человек-невидимка», режиссёр Джеймс Уэйл
    1936 год — «Облик грядущего», режиссёр Уильям Кэмерон Мензис
    1953 год — «Война миров», режиссёр Байрон Хэскин
    1960 год — «Машина времени», режиссёр Джордж Пэл
    1964 год — «Первые люди на Луне», режиссёр Натан Юран
    1974 год — «Чудесный визит», режиссёр Марсель Карне
    1976 год — «Пища богов», режиссёр Берт А. Гордон
    1977 год — «Остров доктора Моро», режиссёр Дон Тэйлор
    1977 год — «Империя муравьёв», режиссёр Берт И. Гордон.
    1979 год — «Путешествие в машине времени», режиссёр Николас Мейер
    1984 год — «Человек-невидимка», режиссёр Александр Захаров
    1989 год — «Пища богов 2», режиссёр Дэмиан Ли
    1996 год — «Остров доктора Моро», режиссёры Джон Франкенхаймер и Ричард Стэнли
    2001 год — «Фантастические миры Герберта Уэллса», режиссёр Роберт Янг
    2002 год — «Машина времени», режиссёр Саймон Уэллс, правнук Герберта Уэллса
    2005 год — «Война миров», режиссёр Стивен Спилберг
    2005 год — «Война миров», режиссёр Тимоти Хайнс
    2005 год — «Война миров Герберта Уэллса (англ.)», режиссёр Дэвид Майкл Лэтт
    2010 год — «Первые люди на Луне», режиссёр Марк Гейтисс

0

11

http://img15.nnm.ru/8/9/2/e/1/6dbc22ccc6576562dc667b3d789.jpg

В романе «Остров доктора Моро», вышедшем в 1896 году, Уэллс ставит вопросы об авторе и его творении, жестокости и этике ученого и главное — о конфликте между уровнем развития науки и человека.
Если в руках человека оказываются инструменты, которые не соответствуют его развитию, — что станет плодом рук его?
Доктор Моро не мог сделать животное человеком, но придал жестокими операциями подобие человеческого облика животному.
У Творца были инструменты и знания, но их применение без должной человеческой составляющей самого Творца погубили его.

0

12

Критикаhttp://s1.uploads.ru/t/EDqJB.gif

    Господин Уэллс производит впечатление человека, который во время прогулки по саду может заявить: «Мне не нравится это фруктовое дерево. Плодоносит не лучшим образом, не блещет совершенством форм. Давайте-ка его срубим и попробуем вырастить на этом месте другое дерево, получше». Того ли ждет британский народ от своего гения? Куда естественнее было бы услышать от него: «Мне не нравится это дерево. Давайте попробуем улучшить его жизнеспособность, не нанеся повреждений стволу. Может быть, удастся заставить его расти и плодоносить так, как нам того бы хотелось. Но не будем уничтожать его, ведь тогда все прошлые труды пропадут даром, и неизвестно ещё, что мы получим в будущем».

    — А. Конан Дойль, 1912.

0

13

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/09/21/regnum_picture_1474406121268588_big.jpg
Книга «Россия во мгле». 1920

Главным камнем преткновения между Уэллсом и Лениным стала революция: нужна ли она с ее крайностями? Может, можно было обойтись? Полемизировать с Лениным было сложно, писал Уэллс, советский лидер демонстрировал блестящий кругозор и был в курсе самых последних научных работ, вышедших в Англии, с которыми ещё не успел ознакомиться даже сам писатель.

Послереволюционное развитие, а точнее восстановление и развитие, также интересовали реалиста-Уэллса — особенно его впечатлил масштабный план электрификации России, способный преобразовать как страну, так и людей, в ней живущих. Их мир был бы совсем другим, и люди бы стали другие, понимал писатель. «Кремлевский мечтатель», — припечатал Уэллс, еще не зная, что через немногим более десяти лет ему придется взять свою скептическую оценку назад.
http://icdn.lenta.ru/images/2015/09/18/17/20150918173133780/pic_e38f3efa5d290a26efa7a64986f53700.jpg

«Разговаривая с Лениным, я понял, что коммунизм, несмотря на Маркса, всё-таки может быть огромной творческой силой. После всех тех утомительных фанатиков классовой борьбы, которые попадались мне среди коммунистов, схоластов, бесплодных, как камень, после того, как я насмотрелся на необоснованную самоуверенность многочисленных марксистских начётчиков, встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признаёт колоссальные трудности и сложность построения коммунизма и безраздельно посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего, преображённый и построенный заново», — пишет после беседы Уэллс. Если с марксизмом его встреча с Лениным вряд ли примирила, то уж с советским путем развития человека и общества наверняка.

Писатель не раз посещал Россию, но самой интересной оказалась его 15-дневная поездка 1920 года, во время которой он встретился с Лениным в Кремле. Его впечатления от поездки отражены в книге «Россия во мгле».

В ней Уэллс отмечал, что страна находилась в состоянии «величайшего и непоправимого краха». По его мнению, Москва производила более благоприятное впечатление, чем Петроград: «Москва залита ярким октябрьским солнцем, в уборе золотистой трепещущей листвы, и, по сравнению с Петроградом, выглядела оживленной, на улицах несравненно более людно, свободнее идет торговля. Довольно много извозчиков, рынки открыты, улицы и дома не так разрушены».

Впрочем, он писал и о том, что следы революционных боев были до сих пор заметны в городе. Например, один из куполов собора Василия Блаженного разворотило снарядом, и до него у власти так не дошли руки. «Мы заметили, что трамваи не перевозят пассажиров, их использовали для доставки продовольствия и топлива», — отмечал писатель.

В те годы еще не происходили гонения на церковь, и Уэллс говорил о богослужениях в храмах, хотя на улицах уже висели различные критические плакаты с лозунгами вроде «Религия — опиум для народа». Об этом он со свойственным ему (и вообще англичанам) юмором и иронией писал, что воздействие этого лозунга в значительной мере ослабляется тем, что народ в России неграмотен.

https://icdn.lenta.ru/images/2015/09/18/17/20150918173133780/pic_e38f3efa5d290a26efa7a64986f53700.jpg
Владимир Ленин беседует с писателем Гербертом Уэллсом в своем кабинете в Кремле, 1920 год
Фото: Хемфриз / РИА Новости

Глава, посвященная Ленину, в книге называется «Кремлевский мечтатель». В ней описывалась встреча писателя и Владимира Ильича. Войдя в кабинет Ленина, Уэллс увидел человека невысокого роста, сидевшего за письменным столом. Беседу, по словам Уэллса, определяли два вопроса. Писатель интересовался, как Ленину представлялось будущее России и какое государство он стремился создать. Его собеседник же хотел узнать, почему в Англии до сих пор не началась социалистическая революция, а также почему там не свергают капитализм и не провозглашают коммунистическое государство.

Из ответа на свой вопрос Уэллс узнал, что Ленин видел Россию в перспективе радикальной переделки. В частности, города должны были стать гораздо меньше, а их облик — полностью измениться. Уэллс замечал, что это потребовало бы огромной работы, пришлось бы снести прежние поселения и построить новые на другом месте. Церкви и величественные дворцы Петрограда уподобились бы историческим памятникам вроде Новгорода Великого или храма Пестума, значительная часть современного города перестала бы существовать. Ленин охотно соглашался с ним. «Не только города изменятся, но и деревни, исчезнут все различия между городом и деревней», — утверждал он.

Говорили они и о реконструкции промышленности и электрификации России. Когда Ленин рассказал английскому писателю об этих планах, Уэллс посчитал их утопией — отважными, но нереальными, потому и назвал вождя «кремлевским мечтателем». Однако приехав в Россию всего через десятилетие, писатель с удивлением убедился, что ленинский план по электрификации был реализован.

Впечатления, которые получил Уэллс от встречи с Лениным, сводились к следующему: большевики — единственная сила, способная в России тех времен править страной. «Большевики сумели взять и удержать власть, потому что среди всеобщего развала они были и остаются единственной организацией, объединенной общей верой и общим духом», — писал он.

0

14

http://alternate-politics.info/files/imagecache/image-crope-640/stalin-wells-1934.jpg

23 июля 1934 года Уэллс вновь посетил СССР и был принят Сталиным. И опять образ, созданный до встречи, оказался ошибочным: вместо «осторожного, сосредоточенного в себе фанатика» и «самодовольного грузина-горца» писатель увидел искреннего, порядочного и честного, «в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснить его огромную власть в России». Причем приехал Уэллс к Сталину после встречи с «капитаном современного капиталистического мира» — президентом США Франклином Рузвельтом.

Эта встреча задает тон полемике — Уэллс доказывает советскому вождю (следуя своим убеждениям), что если «страна в целом приемлет принцип планового хозяйства, если правительство понемногу, шаг за шагом, начинает последовательно проводить этот принцип, то в конечном счете будет уничтожена финансовая олигархия и водворится социализм в том смысле, в каком его понимают в англосаксонском мире». Сталин отвечает писателю и политику (к тому времени Уэллс уже был членом Лейбористской партии), что такой «социализм» в лучшем случае несколько обуздает «наиболее необузданных отдельных представителей капиталистического профита» и немного усилит регулирующее начало в народном хозяйстве. Но без серьезного наступления на основы капитализма это все лишь полумеры, поэтому никакой социализм таким путем невозможен.

В конце беседы Уэллс признает, что только Рузвельта и Сталина будут слушать в современном мире, «другие могут проповедовать сколько угодно, их не станут ни печатать, ни слушать». Советский Союз, попытавшийся ответить на вопрос развития человека, был действительно интересен миру. И именно Уэллс, написавший на протяжении творческой жизни, помимо 40 романов и нескольких томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и столько же работ о перестройке общества, и 30 томов с политическими и социальными прогнозами, мог оценить в полной мере советские свершения.

http://static1.repo.aif.ru/1/61/480705/218f4ae1eb93d6bdd26d520ad6991a07.jpg
Герберт Уэллс выступает перед встречающими в аэропорту во время его пребывания в Советском Союзе, 1934 год
Фото: РИА Новости

Вернувшись в гостиницу, он писал следующее: «Сталин никогда в жизни не дышал вольным воздухом, он даже не знает, что это». Поначалу Уэллс уважал вождя, однако с течением времени деятельность Сталина заставила писателя изменить свое мнение о нем. Сначала он критически расценил процессы 1936-1937 годов. Позднее Уэллс говорил о Сталине как о человеке, нанесшем огромный вред делу социализма, и ждал от него новых проявлений жесткости.

«Я разочаровался в Сталине благодаря дурацким фильмам, которые он поощрял для пропаганды собственный персоны, например "Ленин в Октябре". Троцкий там решительно принижен, а Сталин сделан мудрейшим героем в истории. Он явно пытается переписать всю историю революции для собственного прославления», — писал Уэллс о поощрении Сталиным пропаганды в кино.

0

15

Человек-невидимка
The Invisible Man

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/40/Wells_The_Invisible_Man.jpg/300px-Wells_The_Invisible_Man.jpg

Жанр: научная фантастика
Автор: Герберт Уэллс
Язык оригинала: английский
Дата первой публикации:1897

В этом романе описывается судьба английского учёного-физика Гриффина, который изобрёл машину, делающую человека невидимым (и, одновременно с этим, препарат, обесцвечивающий кровь). Правда, для полной невидимости человек должен был быть альбиносом, каковым Гриффин и являлся. Гриффин не хотел раньше времени обнародовать своё открытие, чтобы позже создать тем бо́льшую сенсацию. Однако обстоятельства сложились так, что из-за материальных затруднений он не мог продолжать свою работу. У него появилась идея «исчезнуть» и начать совершенно новую жизнь в качестве невидимки.

Гриффин перешёл в невидимое состояние и поджёг дом, где он жил, чтобы замести следы. Поначалу он чувствовал себя «зрячим в городе слепых». Однако вскоре оказалось, что его положение не столь уж завидное. Он не мог сделать невидимыми свою пищу и одежду, так что ему приходилось ходить голым и страдать от холода, а пищу принимать очень редко и тайно от других людей. Он не мог также и объявить о себе, так как опасался, что потеряет свободу и его станут показывать в клетке.

Всё это вынудило его оказаться в положении изгоя, избегающего человеческого общества. Гриффин поселился в деревне Айпинг и стал работать над возвращением себе обычного «видимого» вида. Однако через некоторое время у него закончились деньги и ему опять пришлось скрыться.

Гриффин обратился за поддержкой к учёному по имени Кемп, с которым он когда-то вместе учился. Гриффин предложил начать кампанию террора и устрашения людей, конечной целью которой был бы захват власти. Но Кемп отказался сотрудничать с невидимкой и вызвал полицию. Тогда невидимка приговорил Кемпа к смерти и начал охоту за ним, но в конечном итоге это привело к гибели Гриффина. Он был схвачен и убит разъярённой толпой. После наступления смерти его тело снова стало видимым. Секрет невидимости так и не был восстановлен, так как свою машину Гриффин уничтожил, а его записи были похищены бродягой Томасом Марвелом, которого Гриффин использовал как помощника (Марвел наивно надеялся самостоятельно разгадать секрет и стать невидимкой).

Гриффин стал одним из наиболее известных образов злого гения в мировой литературе.

Научная достоверность

Хотя невидимость в оптическом диапазоне дело неопределённого будущего, текст Уэллса достаточно давно подвергается критике учёными. По мнению советского популяризатора науки Якова Перельмана, даже если бы удалось разработать практическую невидимость, такой человек был бы слеп. Если у невидимки показатель преломления тела становится равным аналогичному показателю у воздуха, хрусталик в этом случае потеряет возможность преломлять лучи света и фокусировать их на сетчатке глаза. Сама сетчатка также не сможет поглощать видимый свет палочками и колбочками, по причине своей невидимости. Эту ситуацию описал французский писатель фантаст Морис Ренар в своей книге "Человек, который хотел быть невидимым" (1925). Однако в тексте романа есть указание на то, что сетчатка глаза невидимки сохраняла свой пигмент: «Подойдя к зеркалу, перед которым я обыкновенно брился, я увидел пустоту, в которой еле-еле можно было ещё различить туманные следы пигмента на сетчатой оболочке глаз».

Следует учесть также и то, что показатель преломления воздуха постоянно меняется (из-за температуры, конвекции и прочего), тогда как показатели тела человека скорее всего достаточно стабильны. Невидимому телу придётся «подстраиваться» под текущий показатель преломления воздуха. С этой точки зрения невидимость также противоречит здравому смыслу.

Переводы на русский язык

Роман несколько раз переводился на русский язык. Наиболее известен перевод Д. Вейса (1910), с 1954 г. переиздающийся под редакцией Н. Галь.

Экранизация

Роман неоднократно был экранизирован за рубежом. В СССР был снят одноименный фильм (1984, режиссёр Александр Захаров) с изменённым сюжетом: Гриффин был представлен как талантливый, но непонятый современниками изобретатель, а Кемп — как злой гений, пытавшийся руками Гриффина захватить власть, а когда Гриффин отказался ему помогать — приложивший все силы к тому, чтобы уничтожить его руками других людей. Кроме того, советским зрителям хорошо знакома шестисерийная экранизация BBC. Фильм снят в 1984 году, демонстрировался по центральному телевидению в середине 80-х. Считается, что эта экранизация ближе всего к оригинальному тексту.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Герберт Уэллс. Английский писатель-фантаст и публицист.