"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » «Плат узорный» - один из русских национальных символов.


«Плат узорный» - один из русских национальных символов.

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Павловский Посад стал знаменитый на весь мир «плат узорный», один из русских национальных символов.

Создание красивых платков – дело чрезвычайно тонкое и требует большого мастерства и творчества – подтверждение тому музейная коллекция. Все платки коллекции являются изделиями промышленного производства, есть среди них уникальные памятники конца Х1Х начала ХХ веков, позволяющие увидеть художественные и технические особенности текстиля того времени.

http://www.litsovet.ru/images/galleries/3212/19524/e3d6e0e3.jpg

0

2

Уже более двух веков известно искусство изготовления павлопосадских платков из чистой шерсти и павлопосадских шалей. За это время довольно таки заурядная часть национального костюма смогла превратиться в модный и изысканный аксессуар. Набивные павлопосадские платки и шали - это изделия из шерсти или на половину из шерсти, украшенные характерным красочным орнаментом.
http://sh.uploads.ru/t/jA91o.jpg
Платок "Подкова"


История возникновения павлопосадских платков

Это ремесло возникло в старинном русском городе Павловский Посад (бывший Богородский уезд) с 60-х годов XIX века. Этот город является одним из первых текстильных центров. Особенностью богородских шалей в XVIII – XIX веках было наличие в них орнамента из золочёной нити. С XIX века стали выпускать платки, вытканные из шёлка, а затем стали изготовлять шерстяные и полушерстяные платки и шали, на которых набивался цветной рисунок.

Постепенно производство набирало обороты, в рисунках и узорах чётко прослеживались особенности национального русского характера. Такое искусное изготовление требовало наличия знающих своё дело рабочих. Среди них были резчики набойных досок, при помощи которых рисунок наносился на ткань; колористы-набойщики, подбирающие цвет, узор, рисунок и набивающие его. Все эти люди были настоящими мастерами.

0

3

http://www.nastusia.net/uploads/1370886982_pavlovoposadskie-platki-nastusianet-4.jpg

Павлопосадские платки – как отражение души русского народа

Павлопосадские платки являются представителями народных традиций и русского национального характера. Живописные, пышные цветочные букеты и гирлянды созданы для подчеркивания природной красоты и очарования женщин.
Немного истории о возникновении павлопосадских платков
Испокон веков на Руси платок имел большое значение, являясь не только завершением головного убора у женщин, но и украшением русского национального костюма. Его прародителем был убрус, однако уже с конца 17 столетия платок прочно вошёл в женский обиход. Спустя столетие на Руси появилась шаль, представляющая собой большой выразительный, красочный платок.
Однако всё производство платков и шалей носило кустарный характер, и только на рубеже 18 – 19 столетия в России было налажено их промышленное производство.

http://www.lavka-podarkov.ru/upload/medialibrary/c1a/2.jpg

Свою историю павлопосадская мануфактура начинает с конца 18 столетия, однако уникальные изделия стали выпускаться на фабрике не сразу. Потребовалось более полувека, чтобы наладить производство и начать создавать красивейшие платки, впоследствии ставшие визитной карточкой России.
В те далёкие времена процесс нанесения рисунка на ткань был очень сложным и трудоёмким. В процессе создания шедевров использовались специально изготовляемые деревянные формы ("манеры", а также "цветки"). С их помощью на ткань наносились краски, а также набивался контур рисунка (причём для каждого цвета использовалась своя доска). Всё это требовало больших трудозатрат.
Но уже с 70-х годов 19 века появилась более современная технология – трафаретная печать, в которой использовались капроновые шаблоны и печатники (для нанесения краски). С этого времени на фабрике стали выпускаться платки из шёлка, а немного позже шерстяные, а также полушерстяные изделия.
По сей день в узорах павлопосадских платков превалируют живописные, яркие букеты, а также цветочные гирлянды, расположившиеся на изделиях в самых различных композициях.

http://street-fashion-guide.ru/wp-content/uploads/2011/08/Uzori-PP-2-300x224.jpg
Также особой популярностью пользуется узор "турецкие огурцы" и "бобы".

0

4

МАНЁРАМИ набивался контур узора

В Словаре изобразительного искусства приводится такое определение: "МАНЕ́РА (франц. manière, итал. maniera, от лат. manuaria — "ловкость рук") — способ, образ действия. В искусстве — индивидуальный почерк художника, совокупность методических и технических средств, приемов выполнения произведения".

http://www.kidsreview.ru/sites/default/files/styles/card_600_400/public/webform/nabivka_5.jpg
Таким образом, творчество павловопосадских набойных мастеров - это "ловкость рук и никакого мошенничества"

http://img-fotki.yandex.ru/get/6832/29258025.49/0_125f7e_a7ada254_orig.jpg
Изготовление набойных досок - пожалуй, самая сложная и важная задача в проекте.

Набойная доска
- это резная доска, с которой печатается рисунок на ткани. Различают цветки и манеры. Манеры - деревянные доски с металлическими узкими полосками и гвоздиками - используется для пропечатки контура рисунка. Цветки - полностью деревянные доски - используются для заполнения рисунка цветом. Каждый новый цвет наносится отдельной цветкой. Отсюда в народе и пошло выражение "на другой манер", да и само слово "манеры".

Количество набойных досок
, используемых раньше для набивки одного павловопосадского платка, достигало 60 штук. Ширина квадрата максимум 50 см.
Резной узор наносился  с двух сторон.
Для изготовления досок использовали древесину твердых пород: орех, грушу, дуб.
Доски раньше были двух-, трёхслойные и были тяжёлыми. Поэтому набойщиками на мануфактуре работали мужчины.  Набойные доски берегли и передавали по наследству.

http://mgomz.ru/wp-content/uploads/2013/09/7-MOS_7017.jpg


Ручное изготовление досок
сегодня - дорогое удовольствие. Резчик может взвинтить цены из-за своей угикальности: не осталось старых мастеров, некогда работавших на мануфактуре. Есть профессиональные резчики в г. Владимир. В случае надобности набойных досок лучше обратиться к современным средствам гравировки дерева - фрезеру и  лазеру.

http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/4/284/4284838_e8f122.jpg

0

5

Гжель, Дулево, Федоскино, Сергиев Посад, Жостово, Богородское – далеко не полный перечень адресов, где можно познакомиться со старейшими народными художественными промыслами Подмосковья.

Визитной карточкой одного из пунктов этой «культурной программы – Павловского Посада стал знаменитый на весь мир «плат узорный», один из русских национальных символов.

Первое упоминание о Вохне или селище Павловом, давшем начало Павловскому Посаду, получившему статус города 171 год назад, относится к 1328 году. И сегодня здесь можно увидеть множество исторических построек, например, дом купца Широкова – памятник архитектуры первой половины XIX века, в нем оформлен уголок быта купеческой семьи. В будущем в исторической части города планируется реализовать масштабный проект «музея под открытым небом», представляющего образец провинциальной застройки торгово-промышленного посада.

Один из бревенчатых домов улицы Володарского еще до революции построил дед народного артиста СССР Вячеслава Тихонова. Здесь родился и вырос легендарный актер. В нынешнем году депутаты горсовета Павловского Посада приняли решение о покупке строения в муниципальную собственность с целью открытия дома-музея Тихонова. Здание находится в удручающем состоянии, предстоит его реставрация. Часть экспозиции будущего музея – мебель, посуду и другие вещи семьи Тихоновых, а также многочисленные фотографии – можно увидеть сейчас в историко-художественном музее Павловского Посада. Сбор экспонатов продолжается. Ожидается, что долгожданное открытие дома-музея состоится в следующем году.

http://2.bp.blogspot.com/-fk5WH_SR1EA/Tj1HhwOla9I/AAAAAAAAAHE/JNWuZtdYXaY/s1600/IMG_6814.jpg

Сохранились в Павловском Посаде и кирпичные корпуса ткацкой фабрики, основанной на рубеже XIX и XX веков русско-французским обществом. Фабричные здания занимают целый квартал, который в народе окрестили «Парижем». В память о российско-французском сотрудничестве у здания музея был установлен макет Эйфелевой башни.

Сохранилось и восстановлено в Павловском Посаде большинство церквей дореволюционной постройки. Архитектурным символом города является колокольня храма Воскресения Словущего, известного с 1389 года. А в 1989 году здесь был восстановлен Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15531/104537912.59/0_c261a_6d6bafc2_orig.jpg

Монастырь этот непосредственно связан с павловопосадскими платками. Покровско-Васильевский храм построил во второй половине XIX века над могилами своей супруги Акилины и ее брата Василия Грязнова, компаньона по производству павловопосадских шалей, фабрикант и благотворитель, внук (по другим данным – правнук) основателя фабрики Яков Лабзин. Обитель стала одним из красивейших монастырей Московской епархии.

Лабзин и Грязнов вели масштабную благотворительную деятельность. В признание заслуг в 1999 году Василий Грязнов, местночтимый святой Праведный Василий Павлово-Посадский, был канонизирован церковью. Его мощи хранятся в Покровско-Васильевской обители.

В фильме «Платки» режиссера Юрия Павлова герой Валерия Баринова, старый художник, рассказывает своей ученице: «Знаешь, как моя старуха про наши платки говорит? Это Богу картинки! Сидит он на небе, сверху смотрит. Видит бабьи маковки и радуется».

/фильм можно посмотреть на нашем сайте: Российские фильмы » Платки (фильм Юрия Павлова)/

0

6

В фильме «Платки» режиссера Юрия Павлова герой Валерия Баринова, старый художник, рассказывает своей ученице: «Знаешь, как моя старуха про наши платки говорит? Это Богу картинки! Сидит он на небе, сверху смотрит. Видит бабьи маковки и радуется».

Действительно, платок имеет сакральный смысл – он произошел от омофоров – головных покровов, изображенных на иконах. По библейской легенде сама Пресвятая Богородица распростерла свой головной покров над молящимися в знак высокого покровительства, с тех пор 14 октября мы празднуем один из великих православных праздников – Покров Пресвятой Богородицы.

http://informcity.info/upload/iblock/a7f/a7f607f1223e2e38fa2e8cee2fd247f3.jpg

Каждый платок был наделен своей символикой орнамента, благодаря которой уборы нередко имели силу оберегов и несли духовную информацию.

http://i.ucrazy.ru/files/pics/2016.03/1458694889_naboyka_ivanovo.jpg
http://www.pushkin-art.com/image/cache/data/shawls/srednie-shelk/26-1402-14-fr1-700x700.jpg

Язык узора канул в Лету и стал для нас тайной. Поэтому старинные платки, отреставрированные мастерами павлово-посадской платочной мануфактуры, работающей по сей день, имеют особую ценность. Немало таковых вы сможете увидеть в Павлово-Посадском музее русского платка и шали. В основу фондов, насчитывающих более 400 экспонатов, легла частная коллекция Владимира Шишенина.

0

7

Вся роскошь России

По отзывам специалистов, коллекцией равной полноты и выразительности обладают разве что Государственный исторический музей и Музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Здесь представлены платки и шали многих известных мануфактур России и Европы с характерными художественными стилями, в том числе и знакомый нам оренбургский пуховый платок. Большой интерес представляют также старинные головные уборы и предшественник платка – вышитый убрус, то есть льняное полотенце, которое носили поверх головного убора – кичи или кокошника. На примере коллекции головных уборов русского Севера – сорок, кокошников, повойников – можно увидеть разные манеры ношения и способы завязывания платка, ставшего обязательным атрибутом традиционного русского женского костюма. Ведь с давних времен замужняя женщина не могла появиться на людях с непокрытой головой и распущенными волосами. «Не стоит изба без крова, а баба без покрова», – говорит пословица.
https://i.ytimg.com/vi/d_WQKNiBJWw/hqdefault.jpg

Особое место в экспозиции занимают памятные платки и панно, напечатанные в честь знаменательных событий. По их сюжетам можно проводить уроки о короновании императоров, о 300-летии царствования Дома Романовых, о столетии Отечественной войны 1812 года… В советский период эта традиция была продолжена в сюжетах о новых праздниках – десятой годовщине Красной Армии, 30-летии советской власти, 800-летии Москвы.

Представлены предметы русского быта XVIII-XX веков – прялки, рубели, коклюшки, утюги, чесалки. И, конечно же, инструменты, использовавшиеся старинными мастерами для ткачества и набивки рисунка платков – набивные доски, чугунные молотки и прочий инструмент.

0

8

Технологии меняются, традиции живут

Павловские мастерицы занимались изготовлением шерстяных набивных платков еще в XVIII веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику – это была ткацкая светелка по выпуску шелковых платков с ручным трудом. В то время таких крестьянских фабрик только в Московской губернии насчитывалось более семидесяти.

Павлово стало центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов здесь начали выпуск шерстяных и полушерстяных платков, шарфов, шалей, палантинов, украшенных ярким набивным орнаментом. Фабрика получила огромную известность и бурно развивалась в период руководства внука основателя Якова Лабзина.

Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», основанный в 1863 году, открыл торговлю по всей России и за рубежом.

К концу позапрошлого века мануфактура стала крупнейшим предприятием по выпуску шерстяных набивных платков в России, здесь трудились более двух тысяч рабочих. Настало время, когда платки посадской платочной мануфактуры вытеснили с прилавков все остальные головные уборы.

В XIX веке нанесение узоров на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось вручную способом набивки. Рисунок на платочную ткань переносили с деревянных резных форм, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветки» (с ударением на е). С помощью «цветок» на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготавливали так: сначала узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовление набивных досок на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набивки одного платка могло быть использовано до семидесяти досок! Ручной способ был очень трудоемким и требовал огромной силы, выносливости и внимательности.

http://flatik.ru/flax/579/578896/578896_html_3b779506.jpg

Позднее на Павлово-Посадской платочной мануфактуре внедрили метод трафаретной печати – для набивания узора на платки начали использовать шелковые или капроновые сетчатые шаблоны, рисунок стал переноситься на ткань способом фотокопирования. Метод положил начало автоматизации. Первая машина для многокрасочной фотофильмпечати была установлена на фабрике в 1961 году.

Несмотря на современные технологии, авторскую школу создания платочных рисунков и яркий «букетный» характер павловопосадского платка как традиции исконно народного промысла здесь бережно сохраняют. Аналогов этим рисункам нет нигде в мире, они уникальны. Сохраняют и традиционное качество чистошерстяного полотна, для изготовления которого пригодна только тонкорунная шерсть с загривка белоснежных овец.

0

9

Словосочетание «русский платок» по-прежнему ассоциируется именно с платком павловопосадским.

http://img3.postila.ru/storage/12768000/12744332/cbcf3ba986ae392bdb7932ae9a2afd63.jpg

0

10

Музей платка в Павловском Посаде

Существует в подмосковном городе Павловский Посад необычный музей. Полное и официальное его название – Музей истории русского платка и шали.

https://farm4.staticflickr.com/3709/13348226255_0c283e0a9a_b.jpg
Музей совсем молодой – ему чуть больше десяти лет. Для Подмосковья это ситуация не самая обычная. Подмосковные музеи – это часто музеифицированные старые усадьбы. Либо городские музеи, созданные на рубеже XIX-XX веков при поддержке местных меценатов. Или музеи, сложившиеся вокруг местных производств на основе так называемых «ассортиментных кабинетов». И все они существуют достаточно давно.

А этот музей возник на основе частной коллекции – но сам он не частный, а городской. Инициатором дела стал нынешний директор музея, житель Павловского Посада  Владимир Шишенин. И все пошло когда-то от случайно приобретенного им старинного платка с золотным шитьем — сейчас и он занимает место в экспозиции.

Коллекция со временем разрослась. Владимир Федорович стал устраивать выставки, а потом и вовсе договорился с городом о создании музея. И всю свою к тому времени огромную коллекцию музею подарил. Сейчас число экспонатов здесь – аж две с половиной тысячи!

Разумеется, несколько залов посвящены тут истории платка. Самыми традиционными для древней Руси были платки тканые и вышитые. Украшаться они (как и вообще головные уборы, да и одежда в целом) могли также аппликацией и кружевом.

С XVIII века в России развивалась и шелкоткацкая промышленность (одним из ее центров стал как раз и Павловский Посад). Причем появились и так называемые жаккардовые ручные ткацкие станы. Узоры будущей ткани определялись здесь перфокартой.

Жаккардовые платки могли быть как многоцветными, так и однотонными. Но и в последнем случае на ткани был хорошо  видимый узор.

Между прочим, вытканный таким образом рисунок мог быть и весьма сложным. Вот, к примеру, целый пейзаж (как можно понять по кайме, уже советского времени). Выткан в Павловском Посаде.

Но конечно, прежде всего, говоря о павловопосадском платке, мы думаем о платке набивном. Что это значит? Что рисунок на ткань наносился по типу гравюры — с помощью специальных досок с рельефным рисунком. Причем такие доски были двух видов. С помощью одних наносился первоначальный контурный рисунок – такие доски назывались «манеры». А затем наносились и цветные детали -  доски для этого назывались «цветки» (цвЕтки, с ударением на первом слоге).

Между прочим, для изготовления одного обычного  головного платка требовалось обычно до полусотни таких досок – по нескольку фрагментов отдельно для каждого использованного цвета. Но есть в музее экспонат, для которого потребовалось не полсотни, а целых восемь сотен досок. Это большое панно «К 800-летию Москвы» — его размер 365 на 200 см. Естественно, это произведение Павлово-Посадской платочной мануфактуры (которая в то время именовалась «ткацко-отделочной фабрикой имени X годовщины Красной армии»).

Способом  набойки изготавливались и так называемые «памятные» платки. Традиция пошла из Англии – но там, между прочим, тоже начинали не с мемориальности, а с вещи совершенно практичной: с морских карт. Оказалось, что их гораздо удобнее использовать, чем бумажные, которые портились от воды. А по сравнению с картами на пергаменте тканевые были гораздо дешевле.

Памятные платки печатались, например, по случаю коронаций.

https://farm8.staticflickr.com/7263/13348372533_eb9114d20a_b.jpg

К 300-летию Дома Романовых изображен подвиг Сусанина.

https://farm4.staticflickr.com/3764/13348236695_b4050d9c60_b.jpg

А вот на платке… устав караульной службы. Тот же практичный подход, что у англичан с их картами.

https://farm4.staticflickr.com/3677/13348371463_2ae660774b_b.jpg
Традиция продолжилась и в советское время – вот платок к 20-летию Октябрьской революции.
https://farm8.staticflickr.com/7116/13348370743_12a1a055c5_b.jpg

0

11

Музей платка в Павловском Посаде

Существует в подмосковном городе Павловский Посад необычный музей. Полное и официальное его название – Музей истории русского платка и шали.

А теперь самое интересное: музейный мастер-класс по набойке. Тут-то и становятся ясны секреты технологии: фрагмент доски с рисунком покрывается краской, накладывается в нужном месте на ткань, а затем по нему наносится удар специальным деревянным молотком – киянкой.

https://farm3.staticflickr.com/2811/13348363223_a6f1f6480f_b.jpg
Конечно, это мастер-класс для новичков, так что рисунки достаточно просты. Но вся прелесть процесса в том, что каждый создает свою композицию сам – а это самое интересное.

https://farm3.staticflickr.com/2894/13348227885_2c6d3781a6_b.jpg

0

12

С конца ХVIII века в России успешно развивается производство больших платков и шалей, подобных кашмирским. Лучшими считались фабрики В.А. Елисеевой в Воронежской губернии, Н.А. Мерлиной в Нижегородской губернии и Д.А. Колокольцова в Саратовской губернии.

В.А.Елисеева, пытаясь разгадать тщательно охраняемый индусами секрет изготовления шалей, вырезала кусочки с узорами и распускала ткань различными способами. Пять лет упорных поисков принесли желаемый результат.

Индийские шали ткали из шерсти тибетских коз, Елисеева заменила эту шерсть пухом сайгаков, в изобилии водившихся в степях Западной Сибири. На русских мануфактурах были выработаны приемы обработки этого сырья для приготовления тончайшей пряжи. Пачка пряжи в 13 граммов содержала нить длиною в 4,5 километра.

Полотно шали, сотканное из подобной пряжи, по самой фактуре ткани – ее тонкости, мягкости, блеску – создавало большой художественный эффект. Находка была настолько удачной, что через несколько лет, когда слава о шалях мастерской Елисеевой широко распространилась, о них писали: ′′ Пух сей… оказался столь тонким и мягким, что пряжа, из него выпряденная, уподобляется шелку, и шали, из оной приготовляемые, не только не уступают чистотою и тонкостью тканям настоящим кашмирским, но превосходят их′′.

http://slavyanskaya-kultura.ru/images/1344532793_170.jpg

До появления крупной промышленности полотенца и платки ткались крестьянками на простых домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры. Сами же платки появились на Руси в ХVI – XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью. Такой платок носили вроспуск, накинув на головной убор серединой продолговатой стороны, укутав им всю фигуру.

0

13

Исключительного совершенства в ткачестве узорных шалей достигли мастерицы мануфактуры Мерлиной.

http://www.netbazar.ru/upload/2226.gif

Созданные ими шали были двусторонними, при ношении можно было использовать и лицевую и изнаночную стороны. Ткачество тончайшими нитями сложнейших узоров, имевших иногда до 60 оттенков, требовало огромного напряжения зрения, необычайной ловкости и гибкости пальцев. Поэтому к работе привлекались молоденькие девушки из крепостных. Труд был тяжелым. Через 10 лет работницы получали свободу от крепостной зависимости. Но цена за свободу оказывалась слишком дорогой – к этому времени они теряли зрение и становились инвалидами. При некоторых мануфактурах для них были созданы богадельни.

На всех русских промышленных выставках, в том числе на первой международной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, эти шали были отмечены самыми высокими наградами. Слава о русских шалях была настолько прочной, что Коленкур – посланник Наполеона I - ′′торговал у Мерлиной шаль для императрицы′′.

0

14

В подражание цветным шалям, дорогим и недоступным широкому кругу людей, русские мануфактуры стали выпускать набивные платки. Главными центрами производства стали Москва и Павловский Посад. Наиболее известными предприятиями в Москве были мануфактуры Гучковых, Рошфор, Сопова, Сапожковой и другие, в Павловском Посаде – Лабзина и Грязнова. В начале ХХ века ′′Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова′′ (В настоящее время ОАО ′′Павловопосадская платочная мануфактура) – самое крупное предприятие по выпуску шерстяных платков и шалей, прославившееся далеко за пределами России. Здесь работало более двух тысяч человек. Склады товаров находились в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпине, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках.

В течение почти всего ХIХ века платки и шали набивались вручную. Традиции набойки в России идут из глубокой древности. Русская одежда с незапамятных времен делалась изо льна, на котором особенно хорошо получалась набойка, поэтому искусство набивать рисунки достигло в России высокого мастерства.

http://falovers.com/media/uploads/2014/10/0ab26d73435eba11ca1525668e830f61.jpg

Процесс набойки сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме, для набивки наиболее сложных узоров приклеивали к столу, обтянутому толстым сукном или войлоком. Узор на ткань наносили резными деревянными досками: цветками и манёрами. При печатании били по форме тяжелым чугунным молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, откуда и пошел термин «набойка» или «набивка». Цветками на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур узора набивали манерами. Их изготовление было более трудоемким: сначала узор на дереве прожигали, заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски. В зависимости от величины платка узор разбивался на 4,16, или 24 части. Сначала набивался контур узора, затем последовательно набивались все его краски. Некоторые платки со сложными узорами требовали до 400 накладных досок.

https://www.personalguide.ru/storage/resized/220x146/logo/souvenir/104143.jpg
Молитва
Автор рисунка Сотская Галина.
Чистошерстяной набивной с шерстяной бахромой

Создание узора для шали было делом очень важным, этим специально занимались художники. Рисунок сам по себе представлял ценность. Чтобы рисунок не мог быть использован конкурентами, он страховался. Созданный рисунок попадал к колористу. Колорис-тическая гамма отличала русские шали от восточных и западных. Насыщенные, но очень чистые и нежные тона красного, розового, зеленого, синего, бирюзового, фиолетового, желтого в декоративных цветочных узорах русских шалей создавали мажорное настроение, отвечающее русскому народному вкусу. Платки носили девушки и женщины в разное время года, в будни - попроще, в праздники - понаряднее, они придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Платок наряду с сарафаном стал символом русского костюма.

0

15

http://s8.uploads.ru/t/c6zpX.jpg
"Душевный разговор"

Исследователи М. Швецова - в конце 1890-х годов, Н. Гринкова – в 1920-х годах, отмечали красоту головного убора крестьянок. Девушки носят шали, свернутые широкой полосой, которая накладывается серединой на лоб и обертывается вокруг головы, концы ее сзади перекручиваются и искусными завитками переводятся снова наперед, получается нечто вроде короны, высокой спереди и понижающейся сзади; темя остается при этом открытым. Замужние женщины оставляют угол шали не завернутым для прикрытия темени, пожилые распускают концы шали по спине, а молодые закручивают вокруг головы.

В городской и купеческой среде укоренился обычай покрывать шалью плечи, что соответствовало русской традиции костюма скрывать формы женского тела.

В ХХ - ХХI веках платки и шали стали одним из необходимых аксессуаров. Современные текстильные изделия сохраняют и развивают традиции, реагируя на требования моды и вкусы времени.

0

16

http://sd.uploads.ru/t/xNOiS.jpg
Шелковую бахрому шалей по старинке вяжут вручную.

0

17

Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
http://s9.uploads.ru/t/bnmAv.jpg

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

http://s8.uploads.ru/t/HoSK6.jpg
http://sg.uploads.ru/t/Bfz7U.jpg

0

18

http://s8.uploads.ru/t/td95S.jpg

Павловопосадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий , сохранившихся по сей день.
В XVIII - начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.

В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках.

http://sh.uploads.ru/t/8zGU9.jpg
Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века - фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.

http://s8.uploads.ru/t/mtsYL.png
Яков Иванович Лабзин (1827-1891)
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)

Яков Иванович Лабзин (1827-1891) – купец-благотворитель. С 1849 г. он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Однажды он пришёл к местному святому Василию Грязнову за каким-то советом. Первое общение с Грязновым произвело на купца сильное впечатление, он увидел перед собой человека, живущего святой жизнью. Он предложил Василию стать его товарищем в деле, и тот согласился. Вскоре они стали друзьями.

Василий Иванович Грязнов (1816-1869). Родился в простой семье в деревне Евсеево (в настоящее время Павлово-Посадский район), получил домашнее образование, унаследовал от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Но когда поступил работать на фабрику, наивный деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей, начал пить вино, попал под воздействие дурной компании. Однако со временем он сумел перебороть свои слабости и стать на путь исправления.

После знакомства с купцом Я.И. Лабзиным и вступлением в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Когда у него появилось больше денег, он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела. Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь, но не успел. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 г. в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 г. на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.

Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных – Праведный Василий Павлово-Посадский.
http://sg.uploads.ru/t/mJZeq.jpg

Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.

Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями.

0

19

После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.

Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.

Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.

http://s9.uploads.ru/t/rYg8l.jpg

=Spoiler написал(а):

http://s8.uploads.ru/t/8AYSP.jpg
http://sd.uploads.ru/t/A8rnW.jpg
http://s8.uploads.ru/t/SJ6Qf.jpg
http://sh.uploads.ru/t/U6TRa.jpg
http://s5.uploads.ru/t/tqgAl.jpg
http://sd.uploads.ru/t/Mvqyo.jpg

0

20

Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…

http://s9.uploads.ru/t/g017k.jpg
http://s9.uploads.ru/t/Fo8Wt.jpg
http://sd.uploads.ru/t/Br74e.jpg
http://s7.uploads.ru/t/s5Lzo.jpg

Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » «Плат узорный» - один из русских национальных символов.