Музей платка в Павловском Посаде
Существует в подмосковном городе Павловский Посад необычный музей. Полное и официальное его название – Музей истории русского платка и шали.
Музей совсем молодой – ему чуть больше десяти лет. Для Подмосковья это ситуация не самая обычная. Подмосковные музеи – это часто музеифицированные старые усадьбы. Либо городские музеи, созданные на рубеже XIX-XX веков при поддержке местных меценатов. Или музеи, сложившиеся вокруг местных производств на основе так называемых «ассортиментных кабинетов». И все они существуют достаточно давно.
А этот музей возник на основе частной коллекции – но сам он не частный, а городской. Инициатором дела стал нынешний директор музея, житель Павловского Посада Владимир Шишенин. И все пошло когда-то от случайно приобретенного им старинного платка с золотным шитьем — сейчас и он занимает место в экспозиции.
Коллекция со временем разрослась. Владимир Федорович стал устраивать выставки, а потом и вовсе договорился с городом о создании музея. И всю свою к тому времени огромную коллекцию музею подарил. Сейчас число экспонатов здесь – аж две с половиной тысячи!
Разумеется, несколько залов посвящены тут истории платка. Самыми традиционными для древней Руси были платки тканые и вышитые. Украшаться они (как и вообще головные уборы, да и одежда в целом) могли также аппликацией и кружевом.
С XVIII века в России развивалась и шелкоткацкая промышленность (одним из ее центров стал как раз и Павловский Посад). Причем появились и так называемые жаккардовые ручные ткацкие станы. Узоры будущей ткани определялись здесь перфокартой.
Жаккардовые платки могли быть как многоцветными, так и однотонными. Но и в последнем случае на ткани был хорошо видимый узор.
Между прочим, вытканный таким образом рисунок мог быть и весьма сложным. Вот, к примеру, целый пейзаж (как можно понять по кайме, уже советского времени). Выткан в Павловском Посаде.
Но конечно, прежде всего, говоря о павловопосадском платке, мы думаем о платке набивном. Что это значит? Что рисунок на ткань наносился по типу гравюры — с помощью специальных досок с рельефным рисунком. Причем такие доски были двух видов. С помощью одних наносился первоначальный контурный рисунок – такие доски назывались «манеры». А затем наносились и цветные детали - доски для этого назывались «цветки» (цвЕтки, с ударением на первом слоге).
Между прочим, для изготовления одного обычного головного платка требовалось обычно до полусотни таких досок – по нескольку фрагментов отдельно для каждого использованного цвета. Но есть в музее экспонат, для которого потребовалось не полсотни, а целых восемь сотен досок. Это большое панно «К 800-летию Москвы» — его размер 365 на 200 см. Естественно, это произведение Павлово-Посадской платочной мануфактуры (которая в то время именовалась «ткацко-отделочной фабрикой имени X годовщины Красной армии»).
Способом набойки изготавливались и так называемые «памятные» платки. Традиция пошла из Англии – но там, между прочим, тоже начинали не с мемориальности, а с вещи совершенно практичной: с морских карт. Оказалось, что их гораздо удобнее использовать, чем бумажные, которые портились от воды. А по сравнению с картами на пергаменте тканевые были гораздо дешевле.
Памятные платки печатались, например, по случаю коронаций.
К 300-летию Дома Романовых изображен подвиг Сусанина.
А вот на платке… устав караульной службы. Тот же практичный подход, что у англичан с их картами.
Традиция продолжилась и в советское время – вот платок к 20-летию Октябрьской революции.