«Такой фильм мог сделать только человек, который любит людей», — это слова губернатора Югры Александра Филипенко после предпремьерного показа фильма Станислава Говорухина «Артистка». Александр Васильевич вышел на сцену, чтобы от имени всех зрителей поблагодарить режиссера. «Здесь все впору, все здорово»,— сказал он.
«Давно так не смеялись»,— делились впечатлениями зрители. Этот фильм о том, как мы живем. Главная героиня Анна Петрова (Евгения Добровольская) — талантливая актриса, заигравшаяся в театре на второстепенных ролях. Она пробуется на главную роль в новом фильме, мечтает сыграть Гертруду в новой постановке «Гамлета», но не верит в себя. Не складывается и личная жизнь героини: несколько лет назад развелась с мужем, а новых кавалеров, кроме театрального электрика и соседа по коммуналке Басякина (Александра Абдулова), нет. Но в один прекрасный день на горизонте появляется ученый-паразитолог, и с этого момента ее жизнь круто меняется…
По словам Станислава Говорухина, фильм был снят за один месяц, во время парламентских каникул депутата Госдумы. «Увидел случайно сценарий и не выпустил из рук. Фильм должен был снимать другой режиссер, который мне уступил»,— рассказывает Станислав Сергеевич.
«Спасибо Говорухину, что доверил мне сыграть такого идиота, но в целом доброго человека»,— говорит Александр Абдулов, у которого это дебют в комедийном кино. Зал поддерживает актера смехом и дружными аплодисментами.
А несколькими часами раньше в здании «Единой России» на встрече с журналистами единоросс Станислав Говорухин говорил о том, что ненавидит современный кинематограф, который «разжигает низменные чувства».
— Кино сегодня — мощнейшее идеологическое оружие. Но к моему глубочайшему сожалению, оно в руках безнравственных людей, у которых нет чувства ответственности перед обществом. И что взять с молодых режиссеров, выросших на сломе двух эпох, не прочитавших ни одной книги классиков, на которых веками воспитывалась Россия. «Всем лучшим в себе я обязан книгам»,— говорил Горький. То же самое могу сказать я. И мой сын, тоже окончивший ВГИК. Раньше в этот престижный вуз мог поступить простой деревенский парень, наделенный талантом, взять, к примеру, Василия Шукшина. Сейчас же там учатся только по блату — дети новых русских и киношников.
У Говорухина есть право так говорить, поскольку этот человек так много сделал, чтобы российский кинематограф обрел второе дыхание. При его непосредственном участии в середине девяностых был принят закон о господдержке кинематографа, в частности, было получено освобождение от налога на НДС.
— Благодаря этому закону 95 процентов фильмов финансируется государством. Ни в одной стране мира такого нет. Продюсерство — это все чушь. Другое дело — качество выпускаемых фильмов. Нужно возвращаться к госзаказу, нравственной цензуре, институту редакторов (сейчас хорошего редактора днем с огнем не сыщешь), нет сценаристов, мало ответственных за свое дело режиссеров.
А настоящее киноискусство, по мнению режиссера, должно быть нравственным и увлекательным и должно «чувства добрые пробуждать».
— И вы не можете меня упрекнуть в том, что этого нет в моих фильмах. Я не ханжа, у меня масса пороков, но когда берусь делать фильм, руководствуюсь девизом врача: не навреди.
Сегодня, по словам режиссера, этим девизом мало кто пользуется. Единственный фильм, который отметил мастер, «Остров» Павла Лунгина.
Вряд ли станет смотреть Говорухин и фестивальные работы «Духа огня». Хотя сам фестиваль назвал чудом. Но слова эти он, скорее, относил к самой фестивальной атмосфере и гостеприимству организаторов.
Автор: Елена ПОТЕХИНА