"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Биографии и личности » Галина Уланова. Одиночество богини


Галина Уланова. Одиночество богини

Сообщений 1 страница 20 из 36

1

Галина Уланова. Одиночество богини

http://sg.uploads.ru/t/8SNzF.jpg
Галина Сергеевна Уланова

8 января 2010 года мировая общественность отмечала столетие со дня рождения "богини танца". Так называли современники Галину Уланову. До сих пор феномен таланта балерины остается загадкой. В ее танце всегда была недоговоренность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни - редко появлялась на публике, держалась замкнуто, не участвовала в закулисных интригах.
https://i.pinimg.com/474x/98/f9/47/98f9475f89f864ff2fe8abb73c71ca31.jpg
Ее любили, ею восхищался сам Сталин. Впервые "вождь всех народов" увидел Уланову в роли Дианы в балете "Эсмеральда". По ходу действия героиня целилась из лука в сторону боковой ложи, где сидел Сталин. У балерины замерло сердце: НКВД могло обвинить Уланову в покушении на вождя. Но все обошлось — Сталин пригласил труппу на прием в Кремль. А после банкета предложил 25-летней Галине пройти в кинозал, где гостья оказалась рядом с небожителем. Позже Уланову спрашивали: "Не было ли ей страшно?". "Да нет" - отвечала Галина Сергеевна, "просто неловко чувствовала себя рядом — это же такая величина была. А страшно стало после его смерти, когда мы узнали, что делалось в те годы". Сталин дал оценку балерине в трех словах: "Уланова — это классика". Четыре раза вождь присуждал Галине Сергеевне Сталинскую премию. Но Уланова, получавшая титулы и звания, не хотела вступать с властью в какие бы то ни было отношения. Но именно власть выбрала Уланову, превратив балерину в символ имперского советского балета, в идеологическую икону.
https://i.pinimg.com/474x/f7/e7/12/f7e712c6ce5a8f6386bd270a35ecda0b.jpg

+2

2

8 января 2010 года мировая общественность отметила столетие со дня рождения "богини танца". Так называли современники Галину Уланову. До сих пор феномен таланта балерины остается загадкой. В ее танце всегда была недоговоренность и углубленность в себя.

=Spoiler написал(а):

+1

3

http://library.khai.edu/pages/ulanova/images/ulanova.jpg
Галина Уланова казалась нереальной, словно нарисованной на полупрозрачной ткани.
Подует ветер, она исчезнет, растворится, как без следа распадаются в воздухе легкие полупрозрачные облака.

Она объяснялась с собеседниками как будто, стесняясь чего-то, и часто изрекала при этом совсем неожиданные вещи: например, что не любит балет. Эти слова, конечно, считались шуткой великой Улановой.

О Галине Сергеевне известно многое. И точно неизвестно только одно: какой она была на самом деле?.. Многие относились к ней, как к божеству, а божествам не задают простых человеческих вопросов. Авторы фильма пытаются получить ответы на незаданные по самым разным причинам вопросы.

В фильме использованы архивные материалы Вагановского училища и Мариинского театра.

=Spoiler написал(а):

0

4

Галина Уланова. Одиночество богини

http://s1.uploads.ru/t/nv6oq.jpg

http://s0.uploads.ru/t/5gNEd.jpg

0

5

http://russianwomenblog.hotrussianbrides.com/image.axd?picture=2010%2F1%2Fgalina03.jpg
Галина Уланова. Жизель

История «Жизели» в Большом театре достаточно запутанна и сложна. Впервые балет был показан 25 ноября 1843 года, два с половиной года спустя после премьеры «Жизели» в Париже и год спустя после того, как её увидел Петербург. В Петербурге «Жизель» поставил балетмейстер Антуан Титюс, практиковавший переносы в российскую столицу парижских новинок, а в Москве — петербургский артист, но вовсе не балетмейстер Дидье, сподвижник и помощник Титюса. Москва, таким образом, увидела копию копии, впрочем, как можно предположить, не слишком далеко ушедшую от оригинала: Титюс творческим талантом не обладал, Дидье — и вовсе. Затем, однако, московская «Жизель» претерпевала ряд метаморфоз, то уходя в сторону от канонической редакции Петипа 1884 года, то к ней возвращаясь. В середине 1930-ых годов «Жизель» возобновил Александр Владимирович Монахов, яркий характерный танцовщик и педагог, но неяркий балетмейстер. Петербуржец по крови, москвич по судьбе, Монахов стремился сблизить две родственные, но не идентичные, школы. Работа над «Жизелью» и должна была увенчать его труды, но, судя по всему, большого успеха не имела. «Жизель» выпала из репертуара на несколько лет, пока в 1944 году за дело не взялся Леонид Михайлович Лавровский. Его редакция долгие годы с полным основанием считалась образцовой.

Итак, «Жизель» по Лавровскому — блестящему знатоку классики и убеждённому приверженцу драмбалета. Нередко это создавало внутренний конфликт, но на этот раз все противоречия преодолены, бережно сохранён хореографический текст, добавлены немногие, но удачные мизансцены, устранено всё то, что казалось мистикой, поддержано всё то, что можно посчитать реализмом. В итоге так называемый поэтический реализм, стиль лучших постановок 1930-х годов, и прежде всего стиль довоенных улановских сценических портретов. В рамках этого стиля Галина Уланова танцевала «Жизель», танцевала в заочном споре с Ольгой Спесивцевой, которая, предельно углубив психологию заглавного персонажа и предельно расширив ассоциативный ряд, впервые попыталась уловить скрытую, до конца не объясняемую сюжетом связь между двумя актами, впервые задумалась о том, кто такая Жизель и кто такие виллисы. Ход мысли Спесивцевой нигде не зафиксирован, но сохранившаяся кинозапись всех эпизодов первого акта позволяет предположить, что спесивцевская Жизель – вдохновенная визионерка и что весь акт виллис возник из её бреда. Решение вполне в духе 1920-х годов и чуть ли не прямо рождающееся из петроградской атмосферы тех лет, атмосферы неопределённого ужаса и пугающих ожиданий. Гениальная догадка Спесивцевой придавала абсолютную ирреальность и её первому, и её второму акту, но самой балерине стоило душевного здоровья.

Художественные галлюцинации превратились в галлюцинации на самом деле. За Спесивцевой никто не последовал: парижские балерины, для которых она была божеством, недосягаемым профессиональным идеалом, переняли тончайший эфирный рисунок её поз, но поостереглись проникнуться её духом. Идти до конца никто не захотел. Не захотели этого и в оставленном Спесивцевой (в 1924 году) Ленинграде.

0

6

https://i.pinimg.com/564x/21/f1/98/21f198ddcc501b766478f1f5ea9973d8.jpg
Галина Уланова

Имя при рождении: Галина Сергеевна Уланова
Дата рождения: 26 декабря 1909 (8 января 1910)
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 21 марта 1998 (88 лет)
Место смерти: Москва, Россия
Профессия: балерина, балетный педагог
Гражданство:
Российская империя
СССР
Россия
Амплуа: лирико-драматическое
Театр:
Театр оперы и балета им. Кирова,
Большой театр

0

7

Мой серебряный шар. Галина Уланова

=Spoiler написал(а):

0

8

http://s8.uploads.ru/t/Imn28.jpg
Галина Уланова.

Передача из цикла «О балете» (1972)

Эфир от 1 марта 1972 года, ведущий - балетный критик Борис Львов-Анохин. В передаче участвуют Екатерина Максимова и Нина Тимофеева.

=Spoiler написал(а):

0

9

http://s6.uploads.ru/t/2wvZ4.jpg
Галина Уланова.

Личная жизнь

Галина Уланова была человеком скрытным и не любила разговаривать о своей личной жизни. Для нее на первом месте всегда был балет.

Детей у балерины не было. Все ее мужчины были людьми искусства, значительно старше ее. Первым мужем Галины стал лысоватый учитель музыки Исаак Меликовский. Но брак продлился всего год. Уланова ушла к дирижеру Евгению Дубовскому. Отношения пара официально не оформляла.

Следующим супругом балерины стал актер и режиссер Юрий Завадский. Он был страстным поклонником балерины. В браке они прожили десять лет. Теплые же отношения сохранили на всю жизнь.

http://s8.uploads.ru/t/hZDvH.jpg
Юрий Завадский — второй муж Галины Улановой

Головокружительный роман случился у балерины с актером Иваном Берсеневым. Мужчина был женат, но это не помещало им быть вместе в течение двух лет. В 1951г. Ивана не стало. Галина тяжело переживала потерю.

Только спустя время Уланова смогла снова полюбить. Ее избранником стал художник Вадим Рындин. Он стал злоупотреблять алкоголем, и балерина выгнала его.

http://sh.uploads.ru/t/vHyYx.jpg
Галина Уланова и Вадим Рындин

В 70-летнем возрасте Галина Уланова познакомилась с журналисткой Татьяной Агафоновой, которую она воспринимала как дочь. Они делили кров. Татьяна умерла в 1994г.

Галина Уланова осталась одна. Сердце балерины не выдержало и 21 марта 1998г. ее не стало.

0

10

http://sa.uploads.ru/t/G37nM.jpg
Галина Уланова – великая балерина, в честь которой установлены памятники не только в родной стране, но и за рубежом.

Ее талант и удивительную пластику знают во всем мире. Еще при жизни она стала иконой русского балета.

Руководство страны одаривало ее наградами и почестями, а зритель бесконечно восторгался. Сама же танцовщица всегда оставалась скромной, самокритичной и никогда не переставала трудиться над собой.

Детские и юные годы балерины

Появилась на свет будущая звезда русского балета в 1910г, 8 января в Санкт-Петербурге
http://s8.uploads.ru/t/COwjf.jpg
Галина Уланова в детстве

Родители Галины Улановой работали в Мариинском театре. Глава семьи Сергей Николаевич сначала танцевал, а потом занял должность помощника режиссера. Мать Мария Федоровна была балериной. Кроме этого, она преподавала в Петроградском хореографическом училище.

Детство и юность Галины Улановой пришлись на тяжелые времена. В стране только отгремела революция, и родителям приходилось зарабатывать на краюшку хлеба, выступая в кинотеатрах перед сеансами. В любую погоду чета Улановых с ребенком на руках отправлялись в холодный и неуютный кинотеатр.

Там Мария надевала пуанты и, взяв волю в кулак, порхала по сцене. Маленькая девочка наблюдала за тем, как танец менял замерзших людей в зале. Прикоснувшись к прекрасному, они становились счастливее, несмотря на холод и голод.

Читать в источнике: http://star-magazine.ru/galina-ulanova/#ixzz4cnJU3DGy

http://s0.uploads.ru/t/RQJIq.jpg
Галина Уланова в молодости

Родители всегда брали Галю с собой. С ранних лет она видела закулисную жизнь артистов балета, знала, какие трудности и лишения они переносят. Именно поэтому девочка совсем не хотела идти по стопам родителей. Маленькую Галю тянуло на природу, она всегда говорила, что мечтает стать мальчиком-моряком.

Когда девочке исполнилось девять лет, Мария Федоровна отдала дочь в хореографическое училище. Там девочка и жила, и училась.

Основными учителями Галины Улановой стали сначала ее мать, а после – Агриппина Ваганова.

Жизнь в интернате казалась девочке невыносимой. Болезненная и слабенькая Галя приходила в ужас от постоянных тренировок, холодных залов и строгой диеты. Она много плакала и постоянно просила маму забрать ее домой. Мария Федоровна была непреклонной. Она говорила дочери, что необходимо трудиться не покладая рук. И маленькая Галя трудилась.

Сначала она занималась танцами только из чувства долга и самодисциплины, которые были привиты ей с ранних лет. Пройдет время и балет станет смыслом ее жизни, а упорство и талант сделают из Галины Улановой одну из лучших учениц в классе.

16 мая 1928г. ученица исполнила партию Сильфиды (балет «Шопениана») на выпускном спектакле. Через много лет именно в этом образе великая русская балерина последний раз ступит на сцену в прощальном спектакле. Ей будет пятьдесят.

0

11

http://s6.uploads.ru/t/lsdDm.jpg

Путь профессиональной балерины

После выпускных экзаменов Галину Уланову приняли на работу в Ленинградский театр оперы и балеты (сейчас Мариинский театр). Невероятная грация и музыкальность молодой балерины привлекли внимание критиков. В 1929г. Галина Уланова (ей было всего 19 лет) исполнила свою первую ведущую партию. Это была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере».

Первые ее выступления отличались строгостью и правильностью, даже некоторой холодностью. Хотя дебютные выступления и прошли успешно, но сама балерина не испытала удовольствия. Она была очень самокритичной.

Важную роль в этот период в жизни Галины Улановой сыграл руководитель балетной труппы Федор Васильевич Лопухов. Он сумел разглядеть огромный талант Улановой, не дал ей разувериться в себе, когда она испытывала отчаянье и растерянность. Он продолжал верить в нее и давать ей сложные партии.

Осознание того, что, создавая на сцене образ, нужно менять себя не только внешне, но и внутренне, пришло к Галине Улановой не сразу. Молодая балерина поняла это, когда трудилась над спектаклем «Жизель». Произошло это в 1932г. Главная партия в этом спектакле досталась Галине случайно: артистка, которая должна была исполнить эту роль, заболела и не смогла выступать.

http://s9.uploads.ru/t/x7FhT.jpg
Уланова сначала очень растерялась, она никогда не видела этот балет с участием известных балерин. Создавать образ главной героини ей пришлось, опираясь только на собственные чувства и интуицию. Галине Улановой удалось сделать свою Жизель неповторимой, балерина наполнила героиню особым величием и духовной силой.

Образ получился необычайно целостным. Критики и зрители были в восторге. Уланова тоже полюбила Жизель. Этот спектакль она танцевала в течение всей своей балетной карьеры.

Галине Улановой из-за ее природной скромности сложно было танцевать с партнером. Балерина смущалась и сковывалась. Но уже вскоре ей удалось встретить танцора, с которым они создали великолепный творческий дуэт. Им стал Константин Сергеев. Их Ромео и Джульетта стали эталонами балетного искусства. Но, к сожалению, во время войны их пути разошлись.

0

12

http://sf.uploads.ru/t/1uKfM.jpg

Начиная с 1942г и по 1944г, Галина Уланова работала в Казахском государственном академическом театре оперы и балета. В 1943г ей присвоили звание Народной артистки Казахской ССР.
Яркой и запоминающейся стала роль Улановой в спектакле «Бахчисарайский фонтан». Образ хрупкой, трогательно-печальной девушки Марии Галина смогла наделить магической внутренней силой.

В 1944г. руководство СССР потребовало, чтоб талантливая балерина переехала в Москву. Там она выступала на сцене Большого театра до 1960г. Партнерами Улановой были такие артисты как Михаил Габович, Юрий Жданов.

http://s7.uploads.ru/t/PmLp3.jpg
Представители партии, в том числе и Иосиф Виссарионович, часто посещали ее концерты. Галина Уланова четыре раза была лауреаткой Сталинской премии первой степени (1941г, 1946г, 1947г, 1950г).

Первый раз за границей балерина выступила в столице Австрии летом 1945г. Ее партнером по сцене был В. Преображенский.

В 1951г талантливой балерине присвоили звание Народной артистки СССР.

1956г ознаменовался гастролями Большого театра в Лондоне. В Англии балерина исполнила партии в спектаклях «Жизель» и «Ромео и Джульетта». Выступление Галины Улановой имело ошеломляющий успех.
http://sd.uploads.ru/t/Q6f5P.jpg

В следующем году артистка стала лауреатом Ленинской премии.

В 1960г блистательная Галина Уланова закончила свою карьеру. Но артистка не оставила искусство. До конца своих дней она работала балетмейстером в Большом театре. Она воспитала не одну звезду советского и российского балета. Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Николай Цискаридзе и другие – это все ученики Улановой.

0

13

Гали́на Серге́евна Ула́нова
— легендарная советская балерина, балетмейстер и педагог.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5c/Galina_Ulanova_1968.jpg/420px-Galina_Ulanova_1968.jpg
26 декабря 1909 [8 января 1910], Санкт-Петербург — 21 марта 1998, Москва)

«Уланова — это огромно, это душа искусства, сама поэзия, сама музыка».

    — Сергей Эйзенштейн

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6c/RIAN_archive_11591_Galina_Ulanova_and_Yury_Zhdanov_in_the_ballet_%22Romeo_And_Juliet%22.jpg/330px-RIAN_archive_11591_Galina_Ulanova_and_Yury_Zhdanov_in_the_ballet_%22Romeo_And_Juliet%22.jpg
Г.Уланова (Джульетта) и Ю.Жданов (Ромео) в балете
«Ромео и Джульетта», 1.10.1954

Гали́на Серге́евна Ула́нова - самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета.
Одна из величайших балерин XX столетия.

«Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия».

    — Сергей Прокофьев

https://i.pinimg.com/474x/66/c7/4b/66c74bb617c567aadeb647830670b0b3.jpg

«Дорогая Галина Сергеевна! Я со всё время мокрым лицом смотрел Вас вчера в „Золушке“ - так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве… Как удалось Вам извлечь пластическую и душевную непрерывность из отрывистого, условного и распадающегося на кусочки искусства балета. Я не собирался сказать Вам ничего, что было бы неизвестно Вам. Вам, естественно и заслуженно привыкшей к более сильным эпитетам и похвалам и более пространным признаниям. Старое сердце моё с Вами. Ваш

    — Борис Пастернак».

  https://i.pinimg.com/474x/e8/af/01/e8af011d73676feb7d8cee329734b885.jpg

«Весь облик Улановой на сцене создаёт впечатление необычайной хрупкости, какой-то незащищённости, трогательной женственной слабости. Поэтому-то столько писалось и говорилось об элегичности, меланхоличности, „бестелесности“ искусства Улановой. Но если вглядеться внимательнее, то по мере развития её образов в этом хрупком и, казалось бы, таком беспомощном существе начинает ощущаться несгибаемая сила, героическое напряжение духа».

    — Борис Львов-Анохин

https://i.pinimg.com/474x/0f/8f/4d/0f8f4dab0e0ef9215a10b2ac8433e88f.jpg

«Я благоговею перед Улановой-художником и восхищаюсь Улановой-женщиной, обаятельной, изысканной, элегантной. Не всегда, и далеко не всем, удаётся это сочетать. Вы же остаётесь такой и в пылу работы, и после репетиций, изнуривших всех. Хорошо, что у нас есть Уланова, хорошо, что она у нас в театре. Одно её присутствие облагораживает. Думаешь о Вас, и согревается душа».

    — Елена Образцова

0

14

https://i.pinimg.com/474x/0e/a0/96/0ea0960198ed481ef77d1dd55423aaba.jpg

Гастроли в США

В 1959 г. Галина Сергеевна вместе с Большим театром отправляется на гастроли в США и Канаду.

Выступление советских артистов было запланировано на сцене «Мэдисон сквер Гарден» в Нью-Йорке. Желающих увидеть советскую труппу во главе с ведущей балериной Большого театра Г. Улановой было более 3 млн человек, со вей Америки.

По воспоминанием организаторов выступления, восторженная публика аплодировала стоя 15 минут.

0

15

http://s7.uploads.ru/t/lekFT.jpg
Г.С.Уланова, 1955 г.

Ближе к окончанию войны, в 1944 году, была переведена работать в Большой театр. Сама она позднее говорила: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли». Была ведущей балериной Большого театра до 1960 года. Здесь она также исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» (1944), «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1947), «Красный мак» (1949).

В «Лебедином озере» Уланова исполняла и роль двойника Одетты – коварной обольстительницы Одиллии. И в этой партии она поражала своей виртуозной техникой. В 1930 году Уланова впервые танцует партию Авроры в «Спящей красавице» Чайковского. Аврора – это олицетворение солнечной радости, весенней свежести и беспечной юности. Пария Авроры – хореографически одна из сложнейших в классическом балетном репертуаре.

0

16

https://i.pinimg.com/474x/81/5d/c7/815dc77883378e91a01ac1750149042c.jpg
Галина Уланова
Великая артистка балета
Самая титулованная балерина за всю историю советского балета

Советская и российская артистка балета, педагог. Прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова и
Большого театра СССР. Самая титулованная балерина за всю историю советского балета.

    Родилась: 8 января 1910 г., Санкт-Петербург, Российская империя
    Умерла: 21 марта 1998 г. (88 лет), Москва

У неё не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. Но, конечно же, были пристрастия:

«Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна», — говорила балерина. «Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей одевали (надевали!) шоры, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких „шторах“ (шорах!) я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало ей работать, (удалить ей и запятую) (думать о своей профессии). Самое комфортное для меня состояние — одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре»

. Она любила животных.

0

17

https://i.pinimg.com/474x/28/63/16/28631689b3e18a5ac4f014a1e2e0574d.jpg

С 1932 года «Жизель» танцевала Уланова, очень быстро, хотя и не сразу, добившись желанного результата. Готовила Уланову Агриппина Яковлевна Ваганова, обладавшая острым чувством современности, и желанная цель заключалась в том, чтобы ввести роль Жизели в современный художественный контекст, не повредив её поэтическому смыслу. Это был поэтический театр, но на рациональных основаниях тех лет, на основе танцевальной логики и актёрской техники, исключавший экзальтацию и визионерство. Партия освобождалась от налёта старинности, от стилизации под эпоху гравюр и от всей той патины, которая наложилась на текст за долгие годы. Не было легендарных спесивцевских поз, не было спесивцевской чёрно-белой светотени. Повышенно экспрессивную чёрно-белую светотень сменила высветленная улановская акварель, гениально-ущербную психологию вытеснила психология более упрощённая, но не менее тонкая и совсем не больная, и на место сверхъестественной Жизели пришла Жизель естественная, отдалённо напоминающая портрет ленинградки 1930-х годов, скромной возвышенной души, не тронутой столичным цинизмом провинциалки. И весь ассоциативный ряд будет тоже поставлен в связь с духом времени: Уланова соединит жанровый первый акт и акт виллис неожиданно и просто: паника Жизели и её смерть мотивировались тем, что она перестаёт видеть в подругах подруг и видит в них сплочённую враждебную силу. Вот почему она с таким ужасом отшатывалась от них, а себя ощущала едва ли не прокажённой. Во втором акте толпа враждебных подруг преобразуется в кордебалет виллис во главе с Миртой. Всё это, конечно, воображаемый ход, но для 1930-х годов вполне реальный. Надо знать атмосферу тех лет, когда от невинного человека могли разом отвернуться все, и самые близкие, и самые дорогие; надо всё это помнить, чтобы понять, какую ассоциацию в улановском спектакле вызывал акт виллис да и сами виллисы. И чтобы оценить ту стойкость, какую в этом акте демонстрировала худенькая и даже сутуловатая героиня. Такой её и увидела Москва в конце августа 1944 года.

Первый акт Галина Сергеевна Уланова строила на остром жанровом контрасте. Открытием было уже то, что весь первый акт — до сцены сумасшествия — Уланова проводила как утончённая комедийная актриса. Это, между прочим, предусмотрено текстом Коралли — Перро, и первая исполнительница «Жизели» Карлотта Гризи, по-видимому, так и выстроила роль, но на спектаклях Спесивцевой никто не улыбался, было не до того, а на спектаклях Улановой зрители сразу же начинали улыбаться. Потому что с первых же сцен простодушная улановская Жизель старательно демонстрировала, что знает, как благовоспитанная барышня должна вести себя с настойчивым кавалером. Набор весьма бесхитростных приёмов шёл в ход, но тут же природная непосредственность, увлечение танцами и любовь к Альберту брали верх, и весь выученный назубок ритуал примерного поведения забывался. Это было и трогательно, и смешно, но зрители улыбались ещё и потому, что видели божественную улыбку самого улановского лица, утреннюю улыбку только что проснувшегося полуребёнка. Из этой улыбки рождались обе вариации первого акта, рождалась и главная лирическая тема спектакля — тема доверия, доверия абсолютного, нескрытого и нескрываемого, просвечивающего во всём, и в том, как Жизель брала под руку Альберта, и в том, как искала его взглядом. Это была картина такого безграничного — опасно безграничного — доверия, которое обмануть не позволяется, великий грех и которое было обмануто бессердечно.

Финал первого акта был, конечно, ещё одним открытием балерины. Его можно назвать коротко, как и всю улановскую роль: смерть улыбки. Описать же его невозможно. Напомню лишь, что в сцене сумасшествия (обычно столь хаотичной у неумелых актрис) в полной мере показала себя виртуозно-расчётливая техника Улановой-балерины, мастерство укороченного беглого жеста, мастерство бега вообще, бега повреждённой памяти, бега полусломленного тела.

И, наконец, второй акт. Полагаю, что никто так этот акт не танцевал, ни до Улановой, ни после. Предельная нежность, предельная безыскусственность, предельная безысходность. И если в первом акте Жизель показывала, как должна вести себя девушка с кавалером, в которого по уши влюблена, то во втором акте Жизель уже ничего не показывала, а просто вела себя как женщина любящая, но нелюбимая, утратившая доверие раз и навсегда, без колебаний принимающая свой жребий. Мольбы Альберта, как и повеления виллис, оставляют её непреклонной. Прощение, утешение, забота — всё это наполняет роль до краёв, но возврата к прошлому нет, как нет возврата к умершей улыбке. Этот совершенно неожиданный поворот темы любви включался Улановой в более широкий и ещё более драматичный сюжет — танцевалось прощание, прощание навек, без всяких шансов увидеться снова. Душераздирающий диалог балерина проводила по-улановски сдержанно, по-улановски бесслёзно, тем более сдержанно, чем более безутешным был партнёр, чем более он был сентиментален. Как будто бы молча улановская Жизель встречала раскаявшегося Альберта, как будто бы молча прощалась с ним, как будто бы молча выбегала навстречу неумолимым виллисам. Театр Улановой был театром молчания, но в этом молчании заключалась великая моральная сила. Общее впечатление было поразительным и ни с чем не сравнимым.

Вадим Гаевский. Отрывок из книги «Галина Уланова». Мир энциклопедий «Аванта+», издательство «Астрель», Москва, 2010 г. (текст печатается с небольшими сокращениями).

0

18

https://i.pinimg.com/474x/b7/10/81/b710813439d1a956e5ee46fa2c6a2c23.jpg

Жизель Улановой добра и незлобива. Когда Ганс вмешивается в ее разговор с Альбертом, пытается увести ее прочь, она обижается, огорчается, как огорчаются дети, когда мешают их увлекательной игре. Но она сердится абсолютно беззлобно, в пантомимических объяснениях с Гансом у нее только одно нетерпение, досада, что он мешает, и ни тени настоящего гнева.

Жизель шалит и резвится, танцует для Альберта. Прежде чем начать вариацию, она ищет глазами, где ему сесть, чтобы было удобно и хорошо видно, показывает на скамью и, устроив это, пляшет старательно и с удовольствием, от всей души желая сделать ему приятное. В разгар веселья появляется мать. Жизель — Уланова быстро прячется за спиной Альберта, с серьезным и озабоченным видом собирает в охапку свою юбку, чтобы мать не увидела краешек, не заметила ее.

С матерью у Жизели — Улановой все время есть связь, общение: она просит у нее разрешения потанцевать еще немножко; прежде чем подойти к Альберту, не забывает попросить на ушко позволения и ...

Весело и радостно танцуя с Альбертом, она вдруг останавливается, закрывает глаза, словно у нее закружилась голова, словно ей на секунду стало дурно. Этот момент нужен, чтобы передать хрупкость юной девушки, которая потом не вынесет потрясения и умрет, узнав о неискренности возлюбленного. Эта деталь как бы объясняет и оправдывает трагическую развязку, гибель этой повышенно восприимчивой и хрупкой натуры.

Робко, но доверчиво идет Жизель — Уланова навстречу любви. Очень трогательна эта вера в любимого, глубокая благодарность ему за счастье, которым он ее дарит. Она и на пуанты поднимается, кажется, для того, чтобы показать Альберту, как окрыляет ее любовь, как сильна радость, поднимающая ее над землей.

0

19

http://s0.uploads.ru/t/Aci91.jpg

Уланова в «Лебедином озере»

Первые выступления Улановой в «Лебедином озере» (1929) были только робкими попытками постижения замечательной музыки и хореографии. Естественно, что в эту пору в исполнении Улановой преобладали хрупкие, девичьи, мечтательные настроения.

В постановке Вагановой Уланова уже сознательно ищет свою трактовку, свое прочтение партии. В соответствии с замыслом постановщика она подчеркивает легкость, почти призрачную бесплотность Лебедя (ведь это романтическая мечта графа) и обостряет внутренний трагизм образа. Именно в этот период пишут, что Уланова танцует «меланхолию сердца», «мечтательную грусть, изнеможение жизни», что ее танец необычайно ясен, «и от этой хрустальной ясности еще трагичнее воспринимается музыка Чайковского...».

И, наконец, снова вернувшись к классической редакции, исполняя в одном спектакле партию Одетты и партию Одиллии, Уланова создает свою собственную, цельную философскую концепцию образа, трагизм ее приобретает черты просветленности, мужества.

Пожалуй, ни в одном из балетов прошлого тенденции русской классической хореографии не представлены в такой полноте. Эта полнота определяется не только тем, что в партии Одетты — Одиллии встречаются почти все темпы и виды классического танца, от скульптурно-законченного адажио второго акта до стремительного, экспрессивного дуэта третьего акта. Самое главное заключается в том, что вся эта танцевальная сложность выражает существо значительного по мысли образа, естественно соединяющего сказочность и человечность.

Одетта — заколдованная девушка, в момент встречи принц узнает в белой птице, в сказочной королеве лебедей — человека, девушку. Этой драматургической концепции соответствует пластическая образность партии. Все движения корпуса и рук, напоминающие взмахи крыльев, у Льва Иванова исходят из своеобразно трактованного арабеска, но стоит только Одетте опустить руки, смущенно склонить голову, как в этой застенчивой, девичьей повадке начинает видеться человеческое существо.

Сходство с птицей достигается не «впрямую», не формально, не с помощью воздушной, элевационной техники, прыжков (их почти нет). Оно создается выразительными волнообразными движениями рук при выпрямленном, чуть устремленном вперед корпусе, своеобразными позами, например, когда голова покоится на вытянутой вперед руке, словно прикрытая крылом; иногда впечатлению помогают нервные, словно «вздрагивающие» «переборы» ног, особый характер па-де-бурре.

Этот рисунок движений каждая исполнительница окрашивает по-своему. Марина Семенова подчеркивала царственное величие королевы лебедей, всем движениям она придавала широкий, патетический оттенок. Величественные, сильные движения в адажио, энергичные взмахи рук-крыльев выявляли ее трактовку хореографии как патетически приподнятого языка. Обладая от природы прекрасным шагом и прыжком, Семенова и эти качества использовала, скорее, для того, чтобы придать образу особый размах и величие, а но воздушность и легкость.

Пластическая трактовка Улановой партии Лебедя отличалась именно тем, что, сохраняя все детали композиций Льва Иванова, она придавала им особо легкий, воздушный характер. Тер-а-терную, по существу, партию она «произносит» воздушно, полетно.

Порывистость и легкость птицы соединялись у Улановой с девичьей пугливой застенчивостью, робостью. В ее первом выходе, первой встрече с принцем создавалось впечатление, что она каждую секунду может взлететь, исчезнуть, она порывисто билась в его руках и рвалась ввысь.

Финал адажио второго акта, построенный на мелких, быстрых движениях, в исполнении Улановой становился образом полета, это были как бы трепетные, нервные всплески, быстрые взмахи крыльев.

И в образе Одиллии Уланова не изменяла избранной тональности. Блестяще исполняя все сложные, эффектные движения, которыми изобилует партия Одиллии, Уланова и здесь не теряла полетности, легкости. Это тоже была сказочная черная птица, а не обычная, полная земной страсти, обольстительница.

Таким образом, партия Одетты — Одиллии в двух ее аспектах приобретала единый характер и стиль.

Уланова раскрыла реальное психологическое содержание образа Одетты, она пластически «пропела» «Лебединое озеро», как задушевную песню о печальной участи своей героини.

Одетта — королева лебедей. Внешне Уланова не казалась королевой, она была такой же робкой, печальной, пугливой, как и все другие ее белые подруги. Ее выделяла только особая замкнутость, способность в неволе и в горе сохранять нерушимый покой человеческого достоинства. В ней была своя сила — сила бесконечного терпения. Она была похожа на тихих, внешне таких кротких, но неуступчивых прекрасных узниц русских сказок. Было ясно, что она тихо угаснет, зачахнет в неволе, но не улыбнётся злому владыке, не поднимет печально потупленных глаз.

Девушка превращенная в птицу чарами злого гения, ждет избавителя, который силой своей любви и верности спасет ее от заклятая, Это сказка, легенда, но вместе с тем в музыке Чайковского, как это тонко подметил Б. Асафьев, есть реальное психологическое содержание.

«В музыке живет русская девушка в светлый ясный период девичества... Ей хочется знать: кто избранник? Она ждет его. Вот простой, казалось бы, психологический факт. Но вдумайтесь в его простоту — откроется и глубина и величие. Это такое душевное состояние, перед которым в определенное время никнет все остальное в жизни... Величие русского искусства в том и заключалось, что оно любило «простые состояния...».

Уланова сумела почувствовать и передать правду этого «простого состояния» во всей его глубине. Как всегда, артистка искала самые простые и ясные пути к воплощению того образа, который она услышала и почувствовала в музыке.

«Передо мной стояло задание,— рассказывает Уланова,— человеческому корпусу... придать движения птицы, причем лицо должно было сохранять от начала до конца одно выражение, вернее, не выражать никаких эмоций». Этим Уланова передавала «заколдованность» Одетты. Но в груди этой порывистой белой птицы бьется нежное, любящее и тоскующее человеческое сердце, сквозь эту «мимическую немоту» светится прекрасный мир человеческих чувств, еще скованных, затаенных, ожидающих возможности раскрыться и проявиться во всей полноте.

Чутко прислушиваясь к музыке, она сумела жить на сцене во власти мечты, которая словно завораживала Одетту. (Заколдованная девушка-птица еще не изведала счастья любви, но она томилась, ждала и грезила о нем.) Уланова говорит, что в этом образе излишние подробности только бы мешали, разрушая его цельность. Актриса умеет и любит находить в своих ролях точные детали и конкретные черточки поведения, в Одетте же она сознательно отказалась от этого, танцуя весь второй акт почти в одном эмоциональном состоянии. «Здесь нужно только уметь слушать чудесную музыку Чайковского, уметь мечтать на сцене, жить во власти мечты...» — говорит Уланова.

В этом сказалось ее понимание музыки, точное ощущение природы образа.

Уже от первого появления Одетты — Улановой создается ощущение чуда. Несколько быстрых, неуловимых движений, поворот головы, словно отряхивающей капли воды, осторожные шаги создают впечатление сказочного преображения, превращения птицы в девушку...

Наконец, она может вздохнуть свободно, избавиться от надзора, побыть одна. Сбросив лебединое оперение, девушки начинали вести прекрасные «хороводы», а она словно отходила в сторону, искала уединения. Становилось понятным, почему Одетта выходит последней, одна. Так, уже первый выход наполнялся у Улановой ясным психологическим содержанием.

0

20

https://teatr.audio/uploads/topics/preview/00/03/05/63/64a7ecd85c.jpg
Галина Сергеевна Уланова
(26 декабря 1909 (8 января 1910), Санкт-Петербург — 21 марта 1998, Москва) —
выдающаяся русская балерина. Одна из величайших балерин за всю историю балета.

Пик карьеры и мировой славы Улановой пришёлся на 1940-е—1950-е годы, народная артистка СССР (1951), дважды Герой Социалистического Труда (1974; 1980), лауреат четырёх Сталинских (1941; 1946; 1947; 1950) и Ленинской премий (1957).
Ученица Агриппины Вагановой. В 1928—1944 артистка Мариинского (Кировского) театра в Ленинграде, с 1944 по 1960 — Большого театра в Москве. Знамениты её роли в «Жизели» Адана, «Золушке» и «Ромео и Джульетте» Прокофьева, «Красном маке» Р.Глиэра.
Единственной балерине — ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор Михаил Аникушин) и Стокгольме (1984, скульптор Елена Янсон-Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова».

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Биографии и личности » Галина Уланова. Одиночество богини