"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Элизабет Виже-Лебрен—французский живописец высокопоставленных особ


Элизабет Виже-Лебрен—французский живописец высокопоставленных особ

Сообщений 21 страница 40 из 58

1

Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен—французский живописец высокопоставленных особ

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/455/87455654_4723908_0_4a163_bd98c789_L.gif

http://s9.uploads.ru/t/Yx35u.jpg
Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782,
Национальная галерея, Лондон

Одна из самых известных женщин-художниц восемнадцатого века. Ее называли «Художник красоты и ее воплощение».

Придворная художница. Она была знакома и писала портреты Марии-Антуанетты,  последнего из Польских королей Станислава Понятовского, Голланского короля Виллема I и многих других членов королевских и императорских фамилий.

Ее кисть запечатлела очень многих знаменитых людей 18-го столетия. За свои 86 лет жизни эта женщина была избрана в Академию художеств очень многих стран.

Счастливая творческая жизнь Виже-Лебрен, после которой осталось 600 портретов и 200 пейзажей и ее необычная красота не подлежат сомнению.

Marie-Louise-Élisabeth Vigée

Дата рождения: 16 апреля 1755
Место рождения: Париж, Королевство Франция
Дата смерти: 30 марта 1842 (86 лет)
Место смерти: Париж, Июльская монархия
Страна: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c3/Flag_of_France.svg/30px-Flag_of_France.svg.png Франция
Жанр: портретная живопись
Покровители: королева Мария-Антуанетта
В браке с Ж.-Б.-П. Лебрен
Родители Луи Виже
Подпись: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9d/Vig%C3%A9e-Lebrun-Signature.png/225px-Vig%C3%A9e-Lebrun-Signature.png

0

21

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/07/Velikaya-knyaginya-supruga-Aleksandra-I-Elizaveta-242x300.jpg
Великая княгиня Елизавета,
супруга Александра I

0

22

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

Но, увы, все гладко не бывает, стареющая императрица Екатерина II неохотно дарила свое внимание красивой и элегантной француженке.

При каждом очередном портрете она брюзжала, проявляя свое недовольство, и как могла, старалась задеть ее самолюбие.

Возможно, таким образом, императрица пыталась скрыть свою ревность к успешной красавице, покорившей всю Европу.

К сожалению даже кисть такого превосходного мастера портрета, как Мари-Луиза Лебрен, не смогли остановить увядание, а попросту старение Екатерины.

Так же при первой встречи, которая произошла на второй день после приезда художницы, императрица (видимо она была заинтригована), пообещала, что предоставит француженке, апартаменты во дворце в Царском селе, где сама в это время проживала.

Но свое слово императрица не сдержала и мадам Виже-Лебрен вернулась в Петербург.

Екатерина, увидев Мари-Луизу, не пожелала иметь рядом такую очаровательную и красивую женщину, постоянно окруженную поклонниками.

Ведь фавориту императрицы было едва за двадцать.

Но госпожу Лебрен эта встреча, как и все последующие высказывания и издевки императрицы, не огорчила.

Она умела находить общий язык как с королями, князьями и министрами, так и с людьми более низкого происхождения, купцами, торговцами.

О простом народе художница не знала ничего.

0

23

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/07/Ekaterina-II-239x300.jpg
Екатерина II

0

24

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

Один раз она выезжала в Москву, где гостила около полугода, есть версия, что побывала она там с поручением от императора Павла, нарисовать панораму Москвы с высоты Воробьевых гор.

Но, к сожалению, панорама художницей не была написана.

После убийства Павла Лебрен вернулась в Северную столицу. Госпожа Лебрен не поверила участию наследника Александра в этом страшном покушении.

Эта удивительная женщина попала в Россию (сбежав из Франции) на смену эпох, а именно эпох Екатерины Великой, которую сменила эпоха Павла I, а последнего эпоха Александра I.

Ей удалось увидеть трех государей России всего за шесть лет.

0

25

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/07/Portret-grafini-Annyi-Sergeevnyi-Stroganovoy-s-syinom-E%60rmitazh-239x300.jpg
Портрет графини
Анны Сергеевны Строгановой с сыном,
Эрмитаж

0

26

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

Дочь Мари-Луизы вышла замуж, против воли матери за секретаря директора Императорских театров, Гаэтана Бернара Нигриса.

В знак протеста, обиженная мать покинула страну в 1801 году.

В Петербурге художница работала очень плодотворно, с настроением. Как я уже говорила, в этот период ею написано 50 портретов: императрицы Марии Федоровны, Екатерины II, великих княжон (дочерей императора Павла) Александры и Елены, графа Толстого и многие другие.

В 1802 году Виже-Лебрен вернулась в Париж. Но приезд на Родину  был очень кратким.

Начался ее длительное путешествие. Англия (1802-1805), Швейцария (1808-1809).

Во Францию Лебрен вернулась лишь в 1814. А по некоторым источникам — в 1809 году по приглашению Наполеона.

Жила в поместье Лувесьене, пока не переселилась в Париж, где продолжала плодотворно работать.

0

27

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/07/Evdokiya-Ivanovna-Golitsyina-Flora-1799-YUta-muzey-230x300.jpg
Евдокия Ивановна Голицына
-Флора- — 1799, Юта музей

0

28

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

Со временем Мари-Луиза отошла от живописи и в 1835-1837 написала мемуары, в которых не мало страниц посвятила своей поездке в Северную столицу. «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795 -1801 года».

Умерла художница в возрасте 86 лет, 30 марта 1842 года.

Ею написано более шестисот портретов, пятнадцать картин исторического жанра и двести пейзажей. Так же считается, что благодаря Мари Элизабет Луизе Виже-Лебрен в моду вошел матросский костюм, первые выкройки которого она сделала сама.

Память о госпоже Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен осталась на века.

Она — одна из самых плодотворных, талантливых, знаменитых и красивейших женщин своего времени.

0

29

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/07/Portret-Varvaryi-Golovinoy-236x300.jpg
Портрет Варвары Головиной

0

30

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

Имя Элизабет Виже-Лебрен, сегодня известно немногим, хотя послe Рубенса более плодовитого художника в истории живописи не было.

Она написала более 600 портретов королей, королев и влиятельных особ конца ХVIII - начала ХIХ века, в том числе и российских. Только чудом живописи Элизабет Виже-Лебрен, да и ее самой не коснулась та кровавая эпоха войн и революций, в которой ей довелось жить. Казалось, родившейся в 1755 году Мари-Луиз-Элизабет Виже суждена счастливая жизнь.
Ее окружал Париж «галантного века» - столица моды, роскоши и развлечений, где творческому человеку было легче преуспеть и прославиться, чем в любом другом городе мира.
Примером тому был ее отец Луи Виже, сын простого обойщика, ставший известным портретистом.
Девочка запомнила его добрым, веселым и чрезвычайно рассеянным.

Однажды, собираясь на званый ужин, он вместо шляпы натянул ночной колпак.  В его доме часто собирались гости - с раннего детства Элизабет довелось видеть и слышать Вольтера, Дидро, художника Греза, великого актера Тальма.[/box] Мать, Жанна Мессен, не одобряла этих шумных посиделок, воспитывая дочь и ее младшего брата Этьена в строгости и благочестии.

0

31

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

В шесть лет Элизабет отдали в католический пансион, где ею были недовольны - на уроках она рассеянно глядела в окно и рисовала в тетрадке все, что приходило в голову. Мать ругала ее, а отец был доволен: дочка унаследовала его талант!
В восемь лет она так похоже нарисовала зашедшего к ним с товаром булочника, что Луи твердо решил сделать из нее художницу. Неважно, что эта профессия считалась мужской - все больше француженок брали в свои нежные ручки кисть: кто ради моды, а кто и для заработка.
Отец забрал Элизабет из пансиона и стал давать ей уроки мастерства. Но продлилось это недолго: тяжелая болезнь унесла месье Виже в могилу, когда его дочери было всего двенадцать.

Накоплений у семьи не осталось, и мать поспешила снова выйти замуж. Ее избранником стал придворный ювелир Лесевр, человек богатый, но чрезвычайно скупой. Даже самую скромную сумму Элизабет приходилось у него выпрашивать - а ей нужны были не только наряды и украшения, как всякой девушке, но и краски с холстами. Вдобавок отчим не желал тратить деньги на такое «баловство», как занятия живописью. Друзья покойного отца Бриар и Дуайен согласились учить Элизабет бесплатно, а потом начали пристраивать ее работы на выставки. Скоро она уже рисовала вполне профессионально, а вдобавок ярко и празднично - ее картины как будто излучали свет. Молва о «чудо-ребенке» облетела Париж, вельможи и их жены засыпали девочку заказами.

Скоро на пороге ее дома появился королевский чиновник: пятнадцатилетняя художница не имела патента, поэтому на дверь ее мастерской торжественно навесили сургучную печать. Элизабет пришлось перебраться с мольбертом на чердак.

Теперь ювелир не возражал против увлечения падчерицы, неожиданно оказавшегося доходным, тем более когда она в 19 лет стала самым молодым членом Академии живописи. Он часто наблюдал за ее работой, не упуская случая поощрительно потрепать подросшую девушку по щечке или приобнять за талию. К тому времени Элизабет, прежде тощая и нескладная, превратилась в настоящую красавицу: прекрасная фигура, круглое румяное лицо, каштановые кудри, которые она вопреки моде не желала прятать под париком. Заигрывания пожилого отчима были ей противны, хотелось избавиться от его надоевшей опеки и уехать в другие страны, к новым впечатлениям, богатству, славе. Это можно было сделать, только выйдя замуж, что Элизабет и сделала, едва достигнув совершеннолетия. Ее избранником стал Жан-Батист Пьер Лебрен, посредственный художник, больше преуспевший в роли торговца картинами. Нет, она не влюбилась в него - скорее, почувствовала душевную близость с этим немолодым человеком, обожавшим живопись и путешествия. При этом он был слабоволен, охотно поддаваясь любому пороку, будь то вино, женщины или карточная игра. Знакомые предостерегали Элизабет, а ювелир Эбер проворчал: «Лучше тебе повесить жернов на шею и прыгнуть в Сену, чем обвенчаться с Лебреном». Она ничего не слушала: главное - вырваться из родительского дома, а там посмотрим... В 1776 году они обвенчались - тайно, ничего не сказав родителям девушки. Свадебным путешествием стала долгая поездка в Нидерланды, где Элизабет, носившая теперь фамилию Виже-Лебрен, не только любовалась сокровищами местных музеев, но и писала портреты местных богачей и даже будущего короля Виллема I.

0

32

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

По возвращении она пережила самое счастливое событие в своей личной жизни - рождение дочери Жюли. Вопреки тогдашнему обычаю, она старалась проводить с ребенком как можно больше времени, без устали рисовала ее и себя вместе с ней. Девочка, миловидная и ласковая как котенок, дарила ей то душевное тепло, которого она не видела ни в семье, ни в доме мужа. Как только Элизабет стала получать за картины приличную плату, Лебрен бросил работу. Да, заказами ее обеспечили его связи, но ведь это она стояла за мольбертом по 10-12 часов в день, пока он проводил время в кабаках и игорных домах! Жан-Батист называл ее своей Галатеей, но в кругу собутыльников употреблял другой эпитет - «дойная корова». Отношения супругов становились все более прохладными, и после пяти лет брака Виже-Лебрен с дочкой поселилась отдельно. К тому времени она стала любимицей парижской знати, обойдя по популярности своих наставников. Вычурные изломы рококо уступили место сельской простоте в духе Руссо, и картины Виже-Лебрен с их здоровой красотой «попали в струю». Написав портреты нескольких министров, она удостоилась приглашения от самой Марии Антуанетты. Молодая королева, ровесница Элизабет, обожала развлечения и новые знакомства, и художница стала ее очередной игрушкой. Став личной портретисткой Антуанетты, она изображала свою покровительницу в самых разных обличьях, а кроме того играла с ней в четыре руки на клавесине, путешествовала и чуть ли не спала в одной постели. В то время это не считалось чем-то неприличным, но молва поспешила обвинить их в порочной связи.

Анонимные памфлеты изображали весь Версаль царством порока, а королеву - новой Мессалиной, хотя она свято хранила верность мужу Людовику XVI. В своих мемуарах Виже-Лебрен с восхищением отзывалась не только о красоте коронованной подруги, но и о ее моральных качествах. Впрочем, она, в отличие от многих современников, хвалила почти всех, с кем ей доводилось общаться. Конечно, ей можно поставить в вину использование дружбы с королевой в личных целях. В 1783 году Элизабет стала академиком Королевской академии художеств, что дало ей возможность продать многие работы Версальскому дворцу. Коллеги-завистники негодовали; особенно старалась некая Аделаида Лабиль-Гийяр, считавшая, что Виже-Лебрен нахально отобрала у нее место лучшей художницы Франции. Ее стараниями по Парижу распространялись сплетни о романе Элизабет с министром финансов графом Калонном. В 1789 году была предана гласности фальшивая переписка любовников, в которой они всячески издевались над королевской семьей. В результате скандала Калонну пришлось покинуть свой пост, а Мария Антуанетта отказалась видеть свою любимицу. Пока художница страдала от людского коварства, восставшие парижане взяли штурмом Бастилию.

0

33

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

Поначалу революция не слишком напугала Элизабет, но ей до боли хотелось развеяться где-нибудь в далеких краях, и она приняла приглашение французского посла в Риме посетить достопримечательности Вечного города. В день, когда она пересекла границу, толпа захватила в Версале короля и королеву. Виже-Лебрен больше никогда не увидела свою покровительницу, сложившую голову на гильотине, а ее заграничное турне затянулось на долгих 12 лет. Из Рима художница отправилась в Неаполь, где в нее влюбился английский граф Бристоль. Он заказал ей свой портрет, а потом попытался купить и художницу. Элизабет отшутилась - похоже, она так и осталась равнодушна к мужской любви. Устав от итальянских красот, она собиралась вернуться домой, но узнала, что ее имя внесено в списки контр-революционеров, которые в случае появления во Франции подлежали аресту и суду. Муж, оставшийся в Париже, ничего не сделал для ее оправдания, зато регулярно просил у нее денег. В конце концов она возмутилась: «Продавая картины, я заработала миллион, а за границу уехала с двадцатью франками в кармане - все остальное он проиграл!» Столкнувшись с отказом прежде покорной жены, Лебрен подал на развод и тут же женился на молоденькой любовнице. А Элизабет отправилась через Вену в Петербург, где осели многие французские эмигранты. В июле 1795 года она прибыла в русскую столицу. Россия, где ей предстояло провести целых шесть лет, сразу произвела на нее большое впечатление. Верная своей привычке находить в людях хорошее, она писала в мемуарах:

 

«Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Я никогда не видела здесь пьяных... Большинство русских питаются картошкой с хлебом и чесноком, поэтому ужасно воняют, хотя каждую субботу ходят в баню. Они умны и сообразительны, легко учатся все ремеслам и даже добиваются успехов в искусстве... Русский народ в целом честен и порядочен по натуре. В Петербурге или Москве не знают не только тяжких преступлений, но и воровства. Эта особенность удивительна для людей, едва вышедших за грань варварства, и многие приписывают ее влиянию крепостного права. Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских».

Подобные пассажи говорят об одном: с русским народом мадам Виже-Лебрен не общалась. Ей вполне хватало представителей аристократии, среди которых она завела много друзей. Она с восторгом писала об «открытых обедах», на которые русские аристократы приглашали всех желающих: это позволяло небогатому иностранцу месяцами не тратиться на еду.

0

34

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже. Автопортрет

Среди ее новых знакомых были граф Александр Строганов, ученый и меценат, и молодая княгиня Екатерина Долгорукая, которую Элизабет назвала «женщиной с самой идеальной фигурой из всех, виденных мной». портрет Елизаветы АлексеевныДругой подругой художницы стала жена царевича Александра Елизавета Алексеевна. Общение с «молодым двором» вызвало ревность стареющей императрицы Екатерины II, подогретую ее фаворитом Платоном Зубовым. Как-то он насплетничал ей: «Вот, государыня, у госпожи Лебрен тоже свой двор, к ней побольше народу ездит, чем к вам...»

После таких слов Екатерина приняла иностранку с холодной вежливостью и позаботилась скорее удалить ее из Царского Села. Виже-Лебрен писала:

«Она, похоже, не могла понять, что люди посещают художника, чтобы позировать ему».

К ней и правда выстроилась очередь знатнейших русских вельмож: Строгановы, Куракины, Трубецкие.

Особенно тесно она общалась с последним польским королем Станиславом Понятовским, жившим в изгнании в Петербурге. Он так часто приезжал к ней, что однажды она, занятая с другим заказчиком, не выдержала: «Скажите ему, что меня нет дома!» Услышав эту фразу, король в негодовании уехал, но потом простил художницу. Однажды она заметила, что он плохо выглядит, и посоветовала ему поберечь здоровье. «Ах, бросьте!» - отмахнулся Понятовский и потянулся к бокалу с шампанским, до которого был большим охотником. На другой день с ним случился апоплексический удар. Конечно, Виже-Лебрен приписывали роман и с ним, но она держалась стойко: «Мы просто друзья». Скрывая свои сердечные увлечения, Элизабет заботилась прежде всего о репутации обожаемой дочери - ничто не должно помешать удачному замужеству Жюли!

Но судьба сыграла с ней злую шутку: однажды дочка, которой уже исполнилось двадцать, сбежала из дома с нищим и безродным секретарем театрального комитета Гаэтаном Нигрисом. Художница собиралась заявить в полицию, но потом вспомнила, что когда-то сама поступила также, и простила молодых. Теперь ее расходы возросли вдвое - пришлось содержать не только дочь, но и зятя. Сменивший Екатерину Павел I посулил Элизбет большую сумму за написание громадной панорамы Москвы с Воробьевых гор. Художница никогда не писала таких больших полотен, да и вообще пейзажи ей не слишком удавались, но она храбро взялась за работу. Окончить ее не удалось - Павел был убит заговорщиками, на трон взошел Александр.

«Я никогда не поверю участию императора в таком ужасном деле, как убийство отца!»

- писала она, опять думая о людях лучше, чем они есть.

0

35

http://s2.uploads.ru/t/wU4j3.jpg
«Портрет Великой княжны Елизаветы Алексеевны»
1795
Холст, масло 262,5 x 200
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург

0

36

http://s0.uploads.ru/t/x3zOs.jpg
«Портрет князя А.Б.Куракина»
1797

0

37

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен.
Автопортрет

Русский период художника Элизабет Виже-Лебрен
- ВИДЕО

В Петербурге Элизабет Виже-Лебрен провела 6 лет с лета 1795 года, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам.

=Spoiler написал(а):

0

38

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен.
Автопортрет

В 1802 году она решила вернуться на родину, где к власти пришел Наполеон. По дороге домой в Берлине она остановилась у прусского короля Фридриха Вильгельма, заказавшего ей портрет и в благодарность за него сделавшего ее членом очередной Академии (всего она была членом восьми академий, включая Российскую Академию художеств).

В Париже прием был более прохладным: император не жаловал гостью из враждебной России, позабывшие ее «столпы общества» не спешили заказывать портреты. Вдобавок муж прибрал к рукам ее дом, где и разместился с новой семьей.

0

39

http://s1.uploads.ru/t/Wm8HK.jpg
Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет.
«Портрет маркизы Габриэллы Ролан»

0

40

http://tkalez.com/wp-content/uploads/2012/06/Avtoportret-1-216x300.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен.
Автопортрет

Помыкавшись без денег, Виже-Лебрен снова уехала за границу - на этот раз в Англию. Эта страна, в отличие от прочих, не очень понравилась ей. Она похвалила богатство английских музеев и вкусный чай, но отрицательно отозвалась о грубости англичан, грязи лондонских улиц и отвратительном климате. портрет мадам де СтальТем не менее заказов у нее было достаточно, и в Париж она вернулась только семь лет спустя.

К тому времени Наполеон уже стал императором и начал вместе со своими придворными окружать себя роскошью. Вспомнив про Элизабет, он лично пригласил ее в Париж и поселил в загородном дворце Марли.

Художнице уже было уже за пятьдесят, и она не могла работать также активно, как прежде, но создала еще немало портретов - среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина и знаменитая мадам де Сталь, рисовать которую она специально ездила в Швейцарию. Последней ее работой стал портрет некоей мадам де Ривьер, написанный в 1822 году.

В мемуарах она дотошно перечислила свои произведения: 662 портрета, 200 пейзажей и 15 картин исторического содержания. Мало кто из живописцев со времен Рубенса мог похвастаться такой плодовитостью. Ее медленное угасание было долгим и печальным. Картины принесли ей маленькое имение недалеко от столицы, куда по-прежнему приезжали гости - уже не позировать, а послушать воспоминания хозяйки о казавшемся уже древней историей «галантном веке». Там же поселились вернувшиеся из России дочь с зятем. Заходил в гости Этьен, ставший известным актером. Приезжал и бывший муж - Элизабет по доброте простила его и даже заплатила его немалые долги, получив взамен родительский дом в Париже на улице Сен-Мари-Роз.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Элизабет Виже-Лебрен—французский живописец высокопоставленных особ