Характеристика и классификация ковров
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы:
ворсовые,
безворсовые
и войлочные.
Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которую образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30 мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры в технике рю-ю с длиною ворса 70-80 мм.
Существуют также ручные ковры с комбинированной техникой: паласы с ворсом, паласы с настилом и др.
Промыслы ковроткачества возникли еще в XVII веке, а техника, как разновидность ткачества, еще раньше. Традиционными районами ворсовых ковров и сумахов были Кавказ и Средняя Азия, где ковры являлись неотъемлемой частью быта. Коврами утепляли и украшали интерьер, покрывали лошадей, верблюдов. В России существовали безворсовые ковры-паласы, которыми устилали пол в избах, закрывали лавки, сундуки. Махровые русские ковры продавали на ярмарках и использовались они на санях зимой во время длинных поездок.
Гладкие, в свою очередь, делятся на односторонние (рисунок прочитывается только с лицевой стороны) – это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены – декоративные настенные панно со свободным рисунком; двусторонние (рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует) – это, прежде всего, паласы с геометрическим или цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для их рисунка характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, однако, могут сочетаться и с геометрическими.
Как для восточных, так и для европейских ковров материалом изготовления служили шерсть, хлопок, лен, пенька. Шерстяные и шелковые нити использовались для утка; лен, пенька, хлопок — для основы. На протяжении столетий техни¬ка изготовления ковров не менялась.
Основным видом сырья для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи служит грубая и полугрубая овечья шерсть весенней стриж¬ки белого цвета с незначительным кремовым оттенком или светло-серого цвета. Ковровая шерсть должна отличаться хорошей окрашиваемостью, достаточной упругостью, несминаемостью, способностью выдержать многократные изгибы в условиях эксплуатации.
Наряду с овечьей шерстью в ковровом производстве применяется грубая козья и верблюжья шерсть, а также используется пря¬жа из хлопка, льна, пеньки, джута, сизаля, котонина и кокосового волокна, главным образом для создания каркаса ковровой ткани, выработки основной и уточной пряжи.
Тщательный выбор волокнистых материалов в значительной степени определяет свойства будущих ковровых изделий. От вы¬бора красителей и способа крашения зависят долговечность и светостойкость ковров, а от способов прядения пряжи и нитей — выбор того или иного способа ткачества и строение ткани. В процессе получения ткани происходит формирование ковров и ковровых изделий. Отделка придает изделиям лучший внешний вид и положительно влияет на их структурные и качественные показатели.
Процесс окраски волокна и пряжи имеет для производства ковров и ковровых изделий важное значение. Прочность красителей, гармония контрастных и мягких цветовых тонов определяют художественные достоинства изделий.
Для окраски подбираются красители светостойкие, прочные к трению и химическим реагентам, при этом должны быть учтены изменения цвета после отделки (мокрой и сухой) и химической чистки. Прежде чем применять красители, необходимо проверить образцы, соответствуют ли их цвета и качественные показатели установленным требованиям и эталонам.
Для окраски чисто шерстяной ковровой (ворсовой) пряжи еще в глубокой древности применяли естественные красители расти¬тельного происхождения: крапп, марену, индиго, дрок, корку граната и грецкого ореха, желтоцвет и др. Красящие вещества из¬влекали из листьев, цветов, плодов, коры древесины, корней путем экстрагирования и использовали с различными протравами. Из красителей животного происхождения наиболее широко применялась кошениль.
Появившиеся во 2-й половине XIX в. синтетические красители стали постепенно вытеснять естественные краски. В настоящее время почти повсеместно применяются прочные синтетические красители: кислотные, протравные, хромовые, кубовые и др
Ковровая (ворсовая) пряжа, окрашенная синтетическими кра¬сителями, проходит испытание на прочность к физико-химическим воздействиям: свету, погоде, трению, воде (дистиллированной и морской), химической чистке. Высокопрочные синтетические красители легко комбинируются и дают различные цветовые тона, из которых составляются гаммы расцветок для ковровой пряжи.
Большой интерес представляет метод крашения химических волокон в процессе формования прядильной массы, благодаря которому промышленность искусственного и синтетического волокна может поставлять ковровой промышленности уже окра¬шенное волокно. Ковровая пряжа в мотках окрашивается на вы¬сокопроизводительных красильных аппаратах из нержавеющей стали с механической загрузкой и выгрузкой. Окрашенная пряжа обезвоживается (отжимается на центрифуге) и просушивается в секционных сушильных камерах, платки проходит контроль качества и поступает в приготовительный цех ткацкого производства для перемотки на цилиндрические бобины.
Основой художественного оформления ковра как предмета декоративно-прикладного искусства является единство композиционного, орнаментального и колористического решения. Особенно важен в эстетическом восприятии ковров колорит. Преобладание в рисунке ковра одного или двух основных цветов и определяет общий колорит, который обычно описывают однозначно или двузначно, например красный, синий, оливковый, красно-синий, золотисто-белый и т. п.
Орнамент ковров бывает двух основных видов:
геометрическим
и растительным
Геометрический орнамент состоит из прямоугольников, треугольников, ромбов, квадратов, кругов, крючкообразных, зигзагообразных и подобных им форм.
В узорах ковров эти формы сочетаются в различных комбинациях и пропорциональных соотношениях, чем и достигается орнаментальное богатство этого искусства. Примечательно, что каждая форма геометрического узора, как правило, имеет свой ведущий цвет, отделяемый от цвета другого узора одним или несколькими контурами.
Что касается растительного орнамента, одним из распространенных приемов его изображения является светотеневая (условно-объемная) проработка рисунка, позволяющая без труда узнать растение.
Второй прием использования в рисунке ковра растительных форм заключается в плоскостном изображении мотивов. Плоскостное изображение позволяет выявить структурную красоту силуэта каждой отдельной детали, предельно обобщить форму растения и отразить самые характерные его признаки. Плоскостному решению соответствует и распределение цвета в мотиве. Каждая плоскостно решенная деталь орнамента имеет локальный цвет.