Узоры ковров создавались и видоизменялись на протяжении многих столетий. Использование мастерами в собственных композициях полюбившихся им узоров не было слепым повторением некогда увиденного, живая творческая мысль дополняла, трактовала по своему вкусу широко известные ковровые орнаменты. В результате создано множество вариантов композиционных и орнаментальных решений.
Ковровщицы, по памяти выполняя тот или иной узор, видят его в будущем ковре таким, каким он должен быть (крупнее или мельче по масштабу, простой или сложной разработки), а также место и игру узора в сочетании с другими в общей композиции ковра. В процессе создания рисунка ковра мастерица мысленно любуется узором, который она должна соткать лучше, красивее, наряднее, чем тот, который она уже когда-то ткала или где-то видела.
Ковровая композиция строится на соблюдении ряда принципов построения узора: симметричном, раппортном или свободном расположении орнаментальных форм на плоскости ковра. Каким бы ни был принцип построения узора в ковровой композиции, все элементы декора строго уравновешены в масштабных соотношениях и объединены колористическим решением узорной плоскости. Ритмический строй орнамента тесно связан с характером стилевой трактовки декоративных форм.
Ковроткацкий станок простейшего типа состоит из двух вертикальных стоек — боковин и двух перекладин — валов, служащих для натяжения основы. Перекладины скругляются так, чтобы в сечении они имели вид овала или приближались к нему. Нижняя перекладина закрепляется в боковинах жестко, а верхняя свободно ходит в пазах боковин и закрепляется клиньями, которые вкладываются в пазы под верхним валом. Во время работы станок прислоняется к стене, поэтому внизу боковины срезаются под углом примерно 30°. Такая конструкция станка называется наклонной.
Наклонный ковроткацкий станок
Более удобна конструкция станка со стойками без наклона, т. е. расположенными перпендикулярно плоскости пола, К нижней части боковых стоек таких станков жестко крепятся под прямым углом так называемые подкосы, что и обеспечивает устойчивость станка во время ткачества.
Более удобна конструкция станка со стойками без наклона, т. е. расположенными перпендикулярно плоскости пола, К нижней части боковых стоек таких станков жестко крепятся под прямым углом так называемые подкосы, что и обеспечивает устойчивость станка во время ткачества.
Вертикальный ковроткацкий станок
Структура ковра ручной работы состоит из 7 частей: основа, узлы, боковая кромка, ворс, уток, завершающая кромка и бахрома. Все это создается вручную с помощью пряжи и ткацкого станка.
Создание ковра начинается с натягивания нитей параллельно. Эти нити образуют основу любого восточного ковра ручной работу. Именно на них и вяжутся узлы. В основном, мастера ковроткачества используют в качестве основы хлопок или шелк, реже используют шерсть, так как она может изменять свою форму, а значит, ковер может оказаться бракованным. Для того, чтобы основа ковра ручной работы получилась правильной, очень важно следить за тем, чтобы нити основы не смещались. Большое количество нитей основы говорит о высоком качестве ковра. Высококачественным считаются ковры, в которых количество узлов в два раза больше количества узлов.
Основа ковра переплетается с утоком. Уточная нить проходить по ширине ковра ручной работы и обеспечивает узлы и узор ковра. Уток вы не увидите, так как его скрывает ворс. Уточные нити отвечают за качество ковра, при недостаточной плотности уточной нити время жизни ковра может существенно сократиться. Самая сложная техника плетения утока используется в персидских коврах Кум и других персидско-иранских коврах ручной работы.
Но главное в коврах ручной работы – это узлы. Их вяжут вокруг основы, а после обрезают, чтобы получился ворс. Именно узлы определяют плотность ковра, а значит его качество и цену.
Ворс ковра образуется после того, как готовые узлы обрезают. Это один из последних этапов работы над ковром ручной работы. Важно «подстричь» ковер ровно и не коротко, чтобы не испортить рисунок и орнамент ковра ручной работы. Но существуют двухсторонние безворсовые ковры Килимы, которые имеют сложную технику плетения и обладают долговечностью.
Боковые и завещающие кромки ковра ручной работы удерживают узлы и также необходимы для усиления края ковра.
Бахрома встречается не у всех ковров и служит больше декоративным элементом. Но основная функция бахромы на коврах ручной работы – защитить ковер от преждевременного износа. Нити основы собирают и связывают в пучки – так и образуется бахрома. Иногда бахрому ковра ручной работы могут украсить, можно встретить такие рисунки на бахроме у ковров Табриз.
ОСНОВА
В создании ковра большую роль играет основа – параллельно натянутые нити, сквозь которые проводят нити утка. При смещении нитей основы или при ее разрывах ковер оказывается с дефектами. Лучшими материалами для основы являются хлопок и шелк, эти материалы легко переносят сильные натяжения. Шелк – дорогостоящий материал, потому он использовался при создании особо ценных ковров. Среди кочевых народностей было широко распространено использование шерсти в качестве основы, несмотря на то, что шерсть часто растягивается и в результате дает неправильную форму. Плохо подходит для основы и капроновая нить, которая мгновенно портится при термическом воздействии.
Чтобы натянуть основу, нити закрепляют на валиках, следя за тем, чтобы они отстояли друг от друга на равном расстоянии. Каждая из натянутых нитей в готовом изделии будет представлена в виде нитки бахромы. Обычно распределение нитей основы начинают с середины (нитяной пучок, равный по ширине примерно 7 см, называется радж). Иногда нити, относящиеся к разным раджам, отличаются по цвету, тогда они называются хафт ранг. Хафт ранг дает полихромную окраску бахромы. Ценный ковер всегда отличается большим количеством основных нитей, иногда до тридцати на каждый сантиметр. Чтобы получить ручной ковер высокого качества, желательно, чтобы количество нитей вдвое превышало число узлов.
ЧЕЛНОК (УТОК)
Уточная нить переплетается с нитью основы, что и обеспечивает как узор, так и узлы, которые после стрижки превращаются в ворс. В готовом изделии нити не видны, а скрыты под достаточно высоким ворсом. Если нити утка прибиваются недостаточно плотно, готовое изделие может быть недолговечным. При неплотной прибивке уменьшается время работы над изделием, однако узлы, закрепляемые на нитях и образующие ворс, быстро выбиваются. Челночная нить может быть шерстяной или хлопчатобумажной; прекрасным материалом являются шелковые нити, но используются они лишь для особо ценных изделий ручной работы.
В некоторых областях Хамадана, Курдистана, Белуджистана используют одиночные прокидки утка после каждой нити с узлами. Подобный тип ковров с единичной нитью легко узнать, так как при такой технике на поверхности ковра можно различить белые точки нитей основы, не покрытые челночной нитью. В персидских мастерских Кермана и Биджара напротив, используется двойная прокидка утка после каждого ряда нитей с узелками. Это позволяет полностью скрыть нити основы.
Еще более утонченная и сложная техника называется лул бафт, с ее помощью выполнены многие персидские ковры. В этом случае каждая нить основы при большом натяжении подразделяется на два уровня, с тем, чтобы один из них потом полностью был скрыт ворсом, что обеспечивает особую прочность ковра, а также позволяет выполнять очень сложные узоры. Ковры, выполненные в такой технике, легко отличить: в них на оборотной стороне проступают не только нити основы, но и узор. Количество узлов на каждый квадратный сантиметр при такой технике плетения одинаково как в длину, так в ширину.
БАХРОМА И БОРТИКИ
Бахрома является видимой частью нитей основы и, естественно, сильно портится при долгом использовании. Поэтому во многих старых ручных коврах ее заменяли накладной бахромой, прикрепляемой примерно в десяти сантиметрах от краев по коротким сторонам ковра. Нити бахромы могли быть сплетены с помощью различных техник и отличаться от основного плетения ковра. Это еще один из признаков, который можно использовать при идентификации ковра.
Для предохранения ковра от износа и сохранения правильной формы к двум коротким сторонам ковра, как правило, пришивали простые полосы ткани шириной несколько сантиметров, которые называются Элем.
В некоторых кашкайских коврах Элем делается более широким и украшается рисунком с использованием техники сумах, или ворсовой техники. Очень величественно выглядят некоторые ковры из Тебриза с особенно изысканными узорами, выполненными с помощью вязания узлов, которые выступают над поверхностью полотна. Эта техника именуется суф.
ВОРС
Ворс образуется при обрезании вытянутых петель (узлов). Стрижка ковра – крайне важная процедура, которая выполняется уже после окончания ткаческих работ и от правильного выполнения которой зависит хорошая видимость сплетенного узора. Неровная или слишком высокая стрижка может повредить тонким линиям декоративного рисунка, потому очень важно, чтобы ворс не был высоким (особенно это относится к коврам с богатым и тонким декором).
Среди кашкайских ручных ковров встречаются ковры с длинным ворсом, которые называются габбе. Они отличаются упрощенным рисунком и тонкой пушистой шерстью. Великолепно выглядят также ручные персидские ковры из особо ценной шерсти корк, меньше ценятся ковры из грубой шерсти или из мерсеризированного хлопка и оческов шерсти.
УЗЛЫ
В ручном ковроткачестве используются два основных типа узлов – симметричный и ассиметричный. Для персидского ковроткачества характерен второй тип. Ассиметричный узел более удобен для выполнения растительного орнамента и изображений людей, птиц, животных, так как он позволяет легко воспроизводить изогнутые мягкие линии.
Известен еще испанский узел, который вяжется за одну нить основы, а также узел джофти; в нем используются четыре нити, он легок в исполнении, поэтому с его помощью обычно ткут дешевые вещи.
БОРТА
Борта, которыми заканчиваются стороны ковра в случае, если нет бахромы, выполняются с помощью нитей основы, на которых нет узелковых рядов. Поскольку края при долгом употреблении сильно портятся и требуют постоянной починки или замены, то в ковровых изделиях прошлых веков часто встречаются накладные кромки. Обычно они скругленные, и только в отдельных областях Персии их делают плоскими.