Ковер — это бесценное достояние азербайджанской культуры
В ковроткацких цехах компании «Азер-Илме» занимаются сохранением и восстановлением традиций азербайджанского ковра.
В «Азер-Илме», возглавляемой заслуженным деятелем искусств, доктором философии по истории, профессором Видади Мурадовым, работают профессионалы, в числе которых художники по ковру, мастерицы-ковроткачи, реставраторы и красильщики, а также профессиональные преподаватели-ткачи.
В ткацкой мастерской очень шумно из-за стука станков. Здесь работают более 50 опытных ткачих.
Согласно древним традициям, при изготовлении ковров используются специальный нож с крючком, колотушка-хеве и ножницы. Ковроткачи на основе ковровых рисунков с большой точностью переносят на ковры различных размеров простые и сложные композиции.
За процессом очень интересно наблюдать. Сначала на станок натягивают нити. На маленьком станке эту работу проделывают 3-4 человека, на большом — 10-15 человек. Натяжка идет в течение 1 дня. Затем собирается угол, который обеспечивает равномерный ход узелков. После этого на основе ариша начинают ткать цветными нитками снизу кверху, затем, дойдя до угла, срезаются нитки и продолжают ткать новыми. Для более удобного сбора узелков используется линейка.
Оформление — это один из основных факторов, обуславливающих успех каждого сотканного ковра. В этом смысле на плечи художников по ковру ложится большая ответственность — проникнув в тайны народного коврового ремесла, создать свои рисунки, оживлять на миллиметровой бумаге каждый узелок, решать вопросы колорита, уточнять диапазон оттенков.
Особенность азербайджанского ковра в том, что здесь не создаются новые узоры, все основывается на древних узорах, многие из которых в той или иной степени уже деформировались по форме, изображению и т.д., — рассказала Нева ханум. Узоры, нарисованные мной, отражают все 9 групп азербайджанских ковров. Ввиду того, что я тружусь вместе с производителями, то учусь на практике. Для работы используется специальная бумага — миллиметровка, в то время как в древности ткали без нее, прямо с натуры. Если спрос на какой-либо эскиз преобладает, мы стараемся отдать ему предпочтение. На основе одного эскиза может быть соткано множество ковров. Кроме этого, нашим коврам присущи пестрые цвета, за что европейцы их так ценят и любят. Ковры содержат в себе символы, отражающие тюркскую историю, чему наши художники уделяют отдельное внимание.
— художник по эскизам Нева Агалиева.
МОЙКА, СУШКА И РАЗГЛАЖИВАНИЕ КОВРОВ
В «Азер-Илме» после того как ковер соткан и снят со станка, его очищают от пыли и ворсовых обрывков в специальных камерах из фисташкового дерева, где он вытряхается посредством барабана, его несколько раз моют в специальных бассейнах, используя мыло и естественные очищающие средства, затем сушат в специальных устройствах, укрепляют нити и, наконец, очищают поверхность.
современный способ,
при этом учитывается, ворсовый это ковер или безворсовый, соткан из шерсти или из шелка,
так как технические показатели влияют на температуру при глаженье.
РАСТЯЖКА КОВРА
В силу того, что здесь ковры ткутся вручную из нежных, эластичных шелковых и шерстяных нитей, в них иногда наблюдаются диспропорции, неровности по длине или ширине. И чтобы это устранить, ковры натягиваются сверху и снизу, а иногда и по бокам на деревянную основу, затем посредством вспомогательных досок ковер приподнимается, и на образовавшейся высоте с изнаночной стороны проглаживается. Затем ковер вновь в натянутом состоянии кладется на пол, где лежит дня два. После этого все неровности на поверхности устраняются.