Марокканские ковры ручной работы
по праву славятся своей выдающейся красотой. Ключевой особенностью их уникальных рисунков является наличие определенной смысловой нагрузки буквально у каждого отельного графического узора. Эффектное сочетание выразительных и ярких цветов с самобытными орнаментами делает любое такое полотно местом сосредоточения поистине невероятной восточной энергетики.
Некоторое время назад специалисты подвергали сомнению целесообразность причисления ковров из стран Магриба к числу «восточных». Однако в конечном итоге марокканские ковры ручной работы сохранили за собой право называться именно так благодаря ярко выраженному характеру узоров и факту прямой связи распространения искусства их плетения с введением в Марокко ислама.
Марокканские ковры ручной работы по праву славятся своей выдающейся красотой. Ключевой особенностью их уникальных рисунков является наличие определенной смысловой нагрузки буквально у каждого отельного графического узора. Эффектное сочетание выразительных и ярких цветов с самобытными орнаментами делает любое такое полотно местом сосредоточения поистине невероятной восточной энергетики.
Некоторое время назад специалисты подвергали сомнению целесообразность причисления ковров из стран Магриба к числу «восточных». Однако в конечном итоге марокканские ковры ручной работы сохранили за собой право называться именно так благодаря ярко выраженному характеру узоров и факту прямой связи распространения искусства их плетения с введением в
Небывалый подъем марокканской ковровой промышленности пришелся на 70-80-е годы XX века и продолжался вплоть до 90-х годов, когда снижение стандартов качества мануфактурной продукции и растущая конкуренция со стороны производителей Непала привели к закономерному снижению объемов экспорта. По состоянию на сегодня Марокко противодействует сложившейся тенденции за счет концентрации усилий на поддержке в первую очередь исконных плетеных и тканых местных изделий.
Оригинальные марокканские ковры ручной работы характеризует приветливый и несколько «беспечный» внешний вид. Именно эта отличительная особенность обуславливает сомнения ряда европейских импортеров относительно их способности завоевать сколь-либо существенный сегмент рынка. Рядовому потребителю данные полотна могут показаться чрезмерно пестрыми, что идет в разрез с современными тенденциями оформления интерьеров, тяготеющими к спокойным, немногочисленным расцветкам и узорам. Минуя сферу интересов крупных звеньев торговой цепи, марокканские ковры занимают свое место среди прочих эксклюзивных товаров, с которыми работают многочисленные специализированные торговые организации. В конце концов, характерные цветные пятна ценных и уникальных узелковых или тканых ковров способны эффектно разнообразить однотонный интерьер вплоть до полного изменения восприятия окружающего пространства в целом.
Изготовление традиционных марокканских ковров ручной работы осуществляется преимущественно берберскими и некоторыми отдельными арабскими племенами. Если говорить более конкретно, то на сегодня плетением ковров занимаются 22 племени, большая часть которых расселена к югу от Мекнеса и Феса, а также на территориях в северо-восточном и юго-восточном направлении от Маракеша и Урзазата соответственно.
Что касается цветов и узоров текстильных изделий кустарного изготовления, то здесь следует отметить наличие прямой связи не только с традициями, техникой изготовления и другими особенностями каждой конкретной местности, но и с художественным самовыражением самих вязальщиц. Впрочем, роль центрального мотива узора практически любого марокканского ковра остается за ромбом, который воплощает собой зеркало, отражающее недобрый взгляд.
Определенным мистическим значением в берберской культуре характеризуются и цвета. Так, желтому приписывается обладание оберегающей мистической силой, тогда как красному – защита от дурного глаза, обладание целебным эффектом и волшебной силой. Примечательно, что именно эта пара цветов превалирует в марокканских коврах.
Техника плетения подразумевает использование персидских и турецких узелков. При этом термин «двойное» выражает вовсе не наличие двойных или двукратно завязанных узелков, а лишь прокладывание при плетении сдвоенной нескрученной пряжи.