"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Страны мира » Респу́блика Таджикиста́н


Респу́блика Таджикиста́н

Сообщений 1 страница 20 из 29

1

Респу́блика Таджикиста́н (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон / перс. جمهوری تاجیکستان‎) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.
http://sg.uploads.ru/t/KP4N9.png

Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади государство Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Киргизией на севере, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Столица — город Душанбе.

Таджикистан — единственное персоязычное (ираноязычное) государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Таджикистан богат природными ресурсами, но так как 93 % территории республики занимают горы, их добыча затруднена слаборазвитой инфраструктурой. Таджикистан расположен вдали от основных евразийских транспортных потоков.

0

2

https://i.pinimg.com/564x/ea/b0/ef/eab0efce5d7b149684d5f3ad5980b585.jpg
Первые государственные образования, существовавшие на территории современного Таджикистана — Бактрия и Согдиана, появившиеся ещё до начала нашей эры.

Саманиды (892—999)

Саманиды (перс. سامانیان‎) — династия, правившая в Средней Азии и Иране в 819—999 годы.

Название получила от имени Саман-худата из селения Саман близ Балха. За помощь, оказанную при подавлении антиарабского восстания Рафи ибн Лейса (806—810), сыновья и внуки Самана получили в 872 году в управление все наиболее важные области Мавераннахра. В 892 году Исмаил Самани становится основателем (эмиром) Саманидского государства, объединив некоторые части Мавераннахра и Хорасана (Среднюю Азию и Афганистан) в единое централизованное государство.

Впоследствии Саманидским эмирам подчинялся и Хорасан, подконтрольный Аббасидскому халифату. Вскоре Саманидам удалось установить полную независимость от Багдада (875—999). Государство Саманидов перестало существовать в 999/1005 годах в результате нашествия тюркоязычных племен Караханидского и Газневидского государств.

0

3

https://i.pinimg.com/564x/bf/7b/62/bf7b62a681864667295af4d604b6a028.jpg

Таджикская ССР

В 1924 году в результате национально-территориального размежевания в Средней Азии на территории Таджикистана была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Город Душанбе стал её столицей. Душанбе образовался в 1924 году в результате слияния трёх селений: Сари-Осиё, Шохмансур и Душанбе.

16 октября 1929 года была образована Таджикская ССР, которая 5 декабря того же года вошла в состав СССР на правах союзной республики. Инициатором преобразования автономной республики в союзную был таджикский партийно-государственный деятель Шириншо Шотемур.

В 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны в стране проводилась плановая индустриализация, которая сопровождалась перестройкой национальной экономики и притоком квалифицированной рабочей силы из РСФСР и других республик СССР.

С 1937 по 1946 годы председателем Совета министров Таджикской ССР был М. К. Курбанов.

С 1946 по 1956 год 1-м секретарём ЦК КП Таджикской ССР был политик и учёный-историк Б. Гафуров.

В середине 1950-х верх в руководстве Таджикской ССР взяли выходцы из Ленинабада, что имело свои последствия (все последующие руководители ЦК КП ТССР Ульджабаев, Расулов, Набиев, Махкамов были родом или работали ранее в Ленинабадской области). Для 1970-х и 80-х годов был также характерен кадровый застой (Расулов находился на своём посту 21 год).

Главной специализацией Таджикской ССР была хлопковая промышленность. Между тем, в 60-70-е годы были созданы новые отрасли экономики — машиностроительная, текстильная, электротехническая, химическая промышленность, а также гидроэнергетика.

В 1991 году Таджикская ССР в результате распада СССР стала независимым государством Таджикистан.

https://i.pinimg.com/564x/de/1f/81/de1f8132aa1c839a016876978315d982.jpg
1950 г

0

4

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/26/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9._%D0%B3._%D0%94%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%B1%D0%B5%2C_%D0%A2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD.jpg/330px-%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9._%D0%B3._%D0%94%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%B1%D0%B5%2C_%D0%A2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD.jpg

Дворец наций, г. Душанбе, Таджикистан

Независимый Таджикистан

9 сентября 1991 г. — принятие на сессии Верховного Совета РТ Заявления и Постановления «О государственной независимости Республики Таджикистан». 9 сентября объявлен в республике как праздник День независимости Республики Таджикистан.
    25 декабря 1991 г. — вступление Республики Таджикистан в Содружество Независимых Государств (СНГ)[14].
    26 февраля 1992 г. — вступление Республики Таджикистан в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
    2 марта 1992 г. — вступление Республики Таджикистан в состав государств — членов Организации Объединённых Наций (ООН).
    1 декабря 1993 г. — вступление Республики Таджикистан в состав государств — членов Организации Исламская Конференция (ОИК).
    5 мая 1992 — 27 июня 1997 гг. — годы гражданской войны. Ущерб, нанесенный народному хозяйству республики в годы войны, составил более 10 миллиардов долларов.
    В мае 1992 г. после попытки переворота в Душанбе, которую предприняли сторонники национально-демократической оппозиции, представители оппозиции были введены в «Правительство национального примирения». Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально-демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этническо-клановую. В июне 1992 г. в южных районах Таджикистана вспыхнули вооружённые столкновения между сторонниками и противниками Рахмона Набиева. Так в стране началась гражданская война. 31 августа сторонники оппозиции захватили резиденцию президента и заложников (Президент Рахмон Набиев скрылся в здании Комитета национальной безопасности). 7 сентября 1992 г. в аэропорту г. Душанбе Р. Набиев под давлением вооруженной оппозиции был смещен с поста Президента РТ. В этот период сторонниками правительства РТ был создан Народный фронт Таджикистана (военно-политическая организация), провозгласившая своей целью восстановление «конституционного порядка». 27 сентября 1992 г. Народный фронт занял захваченный ранее исламистами Курган-Тюбе, а затем прилегающий к нему регион. Некоторую ограниченную политическую поддержку Народный фронт получил со стороны Узбекистана. Россия негласно оказывала содействие Народному фронту Таджикистана. Наступил паралич власти в центре и на местах. Правительство «народного согласия», созданное ещё в мае 1992 г., не контролировало республику.
    24 октября 1992 г. — первая попытка занять Душанбе вооруженными формированиями Народного фронта закончилось неудачей, в городе погибли и были ранены сотни человек. Потерпев неудачу, они взорвали единственную железную дорогу, соединяющую главную магистраль с центральными районами страны, в Душанбе и в районах восточного региона нависла угроза голода.
    Осенью 1992 г. многие жители юга Таджикистана, спасаясь от войны, стали переходить афганскую границу, и в более спокойные регионы Таджикистана и республики СНГ. По оценкам ООН около 1 млн жителей стали вынужденными переселенцами и более 200 тыс. беженцами, в том числе более 60 тыс. перешли границу Афганистана.
    16 ноября — 2 декабря 1992 г. — состоялась XVI сессия Шурои Оли (Верховного совета) Республики Таджикистан в г. Ходженте, на котором Рахмон Набиев ушёл в отставку с поста Президента РТ, 19 ноября 1992 Председателем Шурои Оли Республики Таджикистан (фактически главой республики) был избран Эмомали Рахмон. В декабре 1992 г. после решений XVI сессии Верховного совета РТ о прекращении вооруженного противостояния, отряды Народного фронта без боя заняли столицу. Однако демоисламистские силы неожиданно получили мощную политическую поддержку в лице Запада, мусульманских стран, ООН и вновь начали военные действия против Правительства РТ.
    6 ноября 1994 г. — принятие Конституции (основного закона) Республики Таджикистан по результатам всенародного референдума (26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. — внесение изменений и дополнений в действующую Конституцию РТ). Новый парламент (Шурои оли Республики Таджикистан) объявил 6 ноября государственным праздником День Конституции Республики Таджикистан
http://s5.uploads.ru/t/I0JAC.jpg
Монумент в Душанбе в честь Эмира Исмаила Самани.

    6 ноября 1994 г. — избрание Президентом Республики Таджикистан Эмомали Шариповича Рахмонова. (1999 г. и 2006 г. — повторное переизбрание Президентом РТ Эмомали Рахмона).
    27 июня 1997 г. — подписание «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» в г. Москве со стороны Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона и руководителя объединённой таджикской оппозиции (ОТО) Саида Абдулло Нури. Заключительное соглашение было подписано после 8 раундов переговоров между правительством РТ и ОТО (1994—1997). 27 июня объявлен в республике государственным праздником День национального единства.
    4 июня 1997 — 1 апреля 2000 гг. — работа Комиссии по национальному примирению (КОМ) в составе 26 членов (13 членов — от правительства РТ и 13 членов — от бывшей оппозиции). КОМ осуществила реализацию в жизнь документов «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» от 27 июня 1997 года.
    3 — 10 ноября 1998 г. — антиправительственный мятеж бывшего полковника спецбригады МО РТ Худойбердыева в Ходженте и Согдийской области, который закончился разгромом мятежников.
    27 февраля 2000 г. — выборы депутатов в Маджлиси Намояндагон (1 депутатов), 23 марта 2000 г.- в Маджлиси Милли (33 депутатов) Маджлиси Оли Республики Таджикистан- создание профессионального парламента в республике.
    30 ноября 2000 г. — введение национальной валюты — «сомони» в Республике Таджикистан.
    10 октября 2000 г. — подписание Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), вступление Республики Таджикистан в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) (15 июня 2001 г.) и в Организацию Договора о коллективной безопасности (14 мая 2002 г.) (ОДКБ).
    2005—2009 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию ГЭС Сангтуда — 1 (мощность 670 МВт) совместно с Российской Федерацией.
    2006—2009 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию высоковольтной линии электропередач «Юг — Север» (ЛЭП-500) и «Хатлон — Челанзар»(ЛЭП-220). Они позволили соединить энергосистему южных и северных районов Таджикистана.
    5 октября 2009 г. — принятие нового закона РТ «О государственном языке Республики Таджикистан». 5 октября объявлен в республике «Днем государственного языка».
    2006—2010 гг. — строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог Душанбе-Худжанд-Чанак (Узбекистан), Душанбе- Джиргиталь-Сариташ (Киргизия), автомобильных тоннелей «Истиклол» на Анзобском перевале, Шаршар и Шахристан.

Они обеспечили круглогодичное автомобильное сообщение между северными и южными районами Таджикистана с выходом на Узбекистан и Киргизию.
6 января 2010 г. — начало распространения акций Рогунской ГЭС среди населения республики. Продолжение строительства Рогунской ГЭС общей мощностью 3600 МВт.
сентябрь 2011 г. — строительство и ввод в эксплуатацию первого агрегата Сангтудинской ГЭС-2 (мощность 220 МВт) совместно с Исламской Республикой Иран). Завершение строительства моста через р. Пяндж в Афганистан совместно с Фондом развития Агахана IV и реконструкция автомобильных дорог Душанбе — Худжанд — Чанак (Узбекистан), Душанбе — Джиргаталь — Сары-Таш (Кыргызстан) согласно инвестиционным проектам Таджикистана и КНР..
14 августа 2012 г. — Таджикистан присоединился к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).
10 декабря 2012 г. — Таджикистан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО).
сентябрь 2014 г. — запущен второй агрегат Сангтудинской ГЭС-2 мощностью 110 МВт. После полной сдачи в эксплуатацию Сангтудинская ГЭС-2 способна вырабатывать до 1 млрд кВт/ч электроэнергии, или 220 МВт
декабрь 2014 г. — в Дангаринском районе началось строительство самого крупного в Центральной Азии текстильного предприятия, первая очередь которого может переработать свыше 52 тыс. тонн хлопка-волокна. Предприятие строится согласно совместному инвестиционному проекту РТ и КНР
29 сентября 2015 г. — Верховный суд РТ запретил деятельность ПИВТ на территории Таджикистана. До запрета ПИВТ была единственной легально действующей политической партией исламского толка на постсоветском пространстве.
18 октября 2015 г. — реконструирована автотрасса Айни — Пенджикент. Азиатский банк Развития предоставил 100 миллионов долларов США грант на реабилитацию этой дороги протяженностью 113 км.
15 декабря 2015 г. — Азиатский банк развития приостановил финансирование трансафганской железной дороги, в котором участвовали Туркменистан-Афганистан-Таджикистан, в связи с низким уровнем безопасности в Афганистане и в недостаточности финансовых ресурсов для реализации афганского участка.
22 мая 2016 — состоялся Конституционный референдум в Таджикистане.
Таджикистан участвует в нескольких крупных инвестиционных проектах совместно с Россией, КНР и Ираном.

http://se.uploads.ru/t/VxngJ.jpg
Национальная библиотека Таджикистана (Душанбе)

0

5

https://i.pinimg.com/564x/e7/a1/5d/e7a15d7e8f5aa380ca3d50993dbc88d0.jpg

Климат

Климат субтропический со значительными суточными и сезонными колебаниями температуры воздуха, малым количеством осадков, сухостью воздуха и малой облачностью. Средняя температура января колеблется от +2…−2 °C в долинах и предгорьях юго-запада и севера республики до −20 °C и опускается ниже на Памире. Абсолютный минимум температуры достигает −63 °C на Памире (Булункуль). Средняя температура июля от 30 °C в пониженных долинах юго-запада до 0 °C и ниже на Памире. Абсолютный максимум температуры составляет 48 °C (Нижний Пяндж).

https://i.pinimg.com/564x/28/db/d3/28dbd36f9dd0df74d667dbb4d0d886c3.jpg

0

6

https://i.pinimg.com/564x/0f/97/4b/0f974b2ddaf3648789718a0a7c30e9e8.jpg
https://i.pinimg.com/564x/f4/87/fe/f487fec6b195972ae1b450b1d8c8d7be.jpg
https://i.pinimg.com/564x/72/f4/bb/72f4bb1eb09359341d5e705cebff5a29.jpg

0

7


Таджикский чай

В Таджикистане чай издавна – национальный напиток. Пьют его дома в семье, в чайхане, на полях и виноградниках.

https://i.pinimg.com/564x/ce/5d/ca/ce5dca0d9eec7c7d67fd9f8eef6eca06.jpg
Tea Time in Tajikisthan

Ширчай, шурчой — национальный напиток таджиков, основными компонентами которого являются молоко и чай, добавочными — лепёшка, соль, чёрный перец и топлёный жир. Для приготовления напитка пользуются зеленым кирпичным или рассыпным чаем.

"Шир-чой
" Чай зеленый – 1/2 чайной ложки, молоко – 150 мл, масло сливочное – 10 г, соль – по вкусу, вода – 1 стакан.
В кипяченую воду засыпать чай, влить кипяченое молоко, довести до кипения.
Добавить масло и соль.
Пить горячим.

"Шарной"
Чай зеленый – 1–2 чайные ложки, молоко – 1/2 л, масло сливочное – 2 чайные ложки, соль, перец – по вкусу, вода – 1 стакан.
Вскипятить воду, засыпать в нее чай и прокипятить.
Добавить молоко, соль, перец и еще раз вскипятить.
Разлить в пиалы, положив предварительно масло.
Пить горячим.

0

8

https://i.pinimg.com/564x/2e/7a/6d/2e7a6d8c24632e25d9f05ee15bdca6c3.jpg

0

9

Полезные ископаемые

На севере Таджикистана, в Согдийской области расположено одно из крупнейших в мире месторождений серебра — Большой Конимансур.

Также Таджикистан богат месторождениями драгоценных камней, урана (по некоторым данным 16 % мировых запасов), золота, угля, алюминиевыми и полиметаллическими рудами.

0

10

Национальные таджикские украшения

Таджики очень национальные таджикские украшенияуспешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.
http://media.nazaccent.ru/storage/blog/images/2016/08/48fr0i.jpg

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

https://i.pinimg.com/564x/be/01/94/be01943b15724b701e204c033c48331a.jpg
Таджичка в национальном платье

0

11

https://i.pinimg.com/564x/3f/64/e5/3f64e59238de431e8a12ab8b98744490.jpg

Таджикский национальный головной убор - тюбетейка или токи - распространена в стране не только как музейный экспонат. Тюбетейки и сегодня носят молодые и старые, дети и взрослые.

Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно.

Тюбетейки носят как женщины, так и мужчины.
По форме, использованию цветовой гаммы, узору вышивки таджикской тюбетейки можно определить, из какого региона ее владелец. По словам директора международного Фонда ремесленников "Хафт Пайкар" Мукарамы Каюмовой, на севере Таджикистана мужская тюбетейка четырехугольная, а на юге и востоке страны - округлой формы.

Четырехугольник означает четыре стихии, а круг символизирует форму Солнца.
Узор тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. На Памире многие узоры сохранились еще со времен зороастризма. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам - "ширози" - от сглаза. Рисунок узора напоминает многие известные арийские символы, к примеру сватику, означающую четыре стихии. В прежние времена к подбору цветов для шитья тюбетеек относились очень строго. Классическая памирская тюбетейка была красного цвета. Однако сейчас молодежь выбирает различные цвета, в том числе и те, которые не очень рекомендуют этнографы, например черный.

В Центральной Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда ислама. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой "третий глаз". А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом. Косунообразные головные уборы распространены на востоке страны, в Раштской долине. Кулябская тюбетейка - головной убор, который носят на юге страны. В Хатлонской области также использует арийскую символику.

Практически во всех тюбетейках - из всех регионов - есть несколько общих правил. Головной убор разделен зрительно на четыре части, что означает четыре стихии или четыре времени года. На тюбетейке, которую носят жители Куляба, вышита лилия, которая символизирует сразу воду, землю, воздух и огонь. Таким образом, лилия символизирует связь человека с природой, тесную всяимосвязь всего живого на земле. В Южном Таджикистане тюбетейки называются токи, они очень яркие и различаются цветом и орнаментом. В Кулябе, Дарвазе, Каратегене, Восе, Ховалинге невозможно найти юношу или мужчину, который не носил бы на голове настоящее произведение искусства. Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные. Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке.

Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных и так далее. Без головного убора в Центральной Азии не проходит ни одно торжество. Таджикская девушка, выходя замуж, обязательно должна иметь в приданом несколько тюбетеек. На свадьбе без тюбетейки не обходится и жених. Для него это означает переход к более зрелому периоду жизни. Надевая тюбетейку на голову молодых людей, старейшины благословляют их. Тюбетейки Северного Таджикистана и Узбекистана называются тупи, они строги по форме и орнаменту. Темный фон с белой тонкой вышивкой 4-х миндалевидных ажурных фигурок, окаймленных такой же вышивкой на околыше.

Женские тюбетейки, также как и тупи, четырехугольной формы, вышиваются золотом и бисером. У тюбетеек есть и практичная функция. Климат в Таджикистане жаркий летом и достаточно холодный зимой. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца и холода. А во время сна служат ночным колпаком. На пошив одной тюбетейки у мастерицы уходит от одной недели до трех лет, в зависимости от узора, который вышивается вручную. Большинство народных умельцев по шитью традиционных головных уборов навыкам шитья учатся у своих родителей, бабушек. Это ремесло передается из поколения в поколения. Цены на тюбетейки в последние годы значительно выросли. Стоимость головных уборов составляет от 20 долларов и выше. Одна из таких мастериц Соябегим Гоибназар – она шьет памирские тюбетейки. Таджикский национальный головной убор - тюбетейка или токи - распространена в стране не только как музейный экспонат. Тюбетейки и сегодня носят молодые и старые, дети и взрослые. Ношение головных уборов во время свадебных церемоний и траурных мероприятий строго обязательно. Тюбетейки носят как женщины, так и мужчины.По форме, использованию цветовой гаммы, узору вышивки таджикской тюбетейки можно определить, из какого региона ее владелец. По словам директора международного Фонда ремесленников "Хафт Пайкар" Мукарамы Каюмовой, на севере Таджикистана мужская тюбетейка четырехугольная, а на юге и востоке страны - округлой формы. Четырехугольник означает четыре стихии, а круг символизирует форму Солнца.Узор тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. На Памире многие узоры сохранились еще со времен зороастризма. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам - "ширози" - от сглаза. Рисунок узора напоминает многие известные арийские символы, к примеру сватику, означающую четыре стихии.В прежние времена к подбору цветов для шитья тюбетеек относились очень строго. Классическая памирская тюбетейка была красного цвета. Однако сейчас молодежь выбирает различные цвета, в том числе и те, которые не очень рекомендуют этнографы, например черный.В Центральной Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда ислама. В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой "третий глаз". А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом. Косунообразные головные уборы распространены на востоке страны, в Раштской долине.Кулябская тюбетейка - головной убор, который носят на юге страны. В Хатлонской области также использует арийскую символику. Практически во всех тюбетейках - из всех регионов - есть несколько общих правил. Головной убор разделен зрительно на четыре части, что означает четыре стихии или четыре времени года. На тюбетейке, которую носят жители Куляба, вышита лилия, которая символизирует сразу воду, землю, воздух и огонь. Таким образом, лилия символизирует связь человека с природой, тесную всяимосвязь всего живого на земле.В Южном Таджикистане тюбетейки называются токи, они очень яркие и различаются цветом и орнаментом. В Кулябе, Дарвазе, Каратегене, Восе, Ховалинге невозможно найти юношу или мужчину, который не носил бы на голове настоящее произведение искусства. Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные. Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных и так далее.Без головного убора в Центральной Азии не проходит ни одно торжество. Таджикская девушка, выходя замуж, обязательно должна иметь в приданом несколько тюбетеек. На свадьбе без тюбетейки не обходится и жених. Для него это означает переход к более зрелому периоду жизни. Надевая тюбетейку на голову молодых людей, старейшины благословляют их.Тюбетейки Северного Таджикистана и Узбекистана называются тупи, они строги по форме и орнаменту.

Темный фон с белой тонкой вышивкой 4-х миндалевидных ажурных фигурок, окаймленных такой же вышивкой на околыше. Женские тюбетейки, также как и тупи, четырехугольной формы, вышиваются золотом и бисером.У тюбетеек есть и практичная функция. Климат в Таджикистане жаркий летом и достаточно холодный зимой. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца и холода. А во время сна служат ночным колпаком.На пошив одной тюбетейки у мастерицы уходит от одной недели до трех лет, в зависимости от узора, который вышивается вручную. Большинство народных умельцев по шитью традиционных головных уборов навыкам шитья учатся у своих родителей, бабушек. Это ремесло передается из поколения в поколения. Цены на тюбетейки в последние годы значительно выросли. Стоимость головных уборов составляет от 20 долларов и выше. Одна из таких мастериц Соябегим Гоибназар – она шьет памирские тюбетейки.

0

12

Таджикский национальный головной убор - тюбетейка или токи

http://sg.uploads.ru/t/XyKlc.jpg
http://sa.uploads.ru/t/0mAlo.jpg
http://sf.uploads.ru/t/DfE19.jpg
http://s6.uploads.ru/t/HtyTK.jpg
http://sa.uploads.ru/t/79FzR.jpg
http://sa.uploads.ru/t/cH2I5.jpg
http://s0.uploads.ru/t/8neoy.jpg

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор - тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

0

13

Таджикский национальный костюм

https://media.nazaccent.ru/cache/2b/fe/2bfeff8218c968be03ffdd3a158a7b27.jpg

Национальная одежда таджиков красива и удобна, поэтому молодежь предпочитает европейский стиль сочетать с этническим

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

http://media.nazaccent.ru/storage/blog/images/2016/08/mogykq.jpg

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облигание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.

0

14

Таджикский национальный костюм

https://i.pinimg.com/564x/ca/dc/68/cadc68fa64a1068fdb3ed1fe01bda8af.jpg


Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.

http://sf.uploads.ru/t/ZTyJw.jpg
Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.

0

15

Таджикский национальный костюм


Женская национальная одежда таджиков

http://s2.uploads.ru/t/MYyQs.jpg

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

http://s3.uploads.ru/t/WYeCZ.jpg

Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу ("фаранджи"). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты. К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

0

16

Национальная таджикская обувь

https://i.pinimg.com/564x/ec/c0/f4/ecc0f486c7bfda711aa7dc7d54b3c0ce.jpg

Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".

0

17

http://s2.uploads.ru/t/bTByY.jpg

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков.

В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм - представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной одежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой - европейской - одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.

0

18

ТАДЖИКСКИЙ ЧАЙНЫЙ ЭТИКЕТ

Пиала идет по кругу. Таджикское чаепитие

А теперь детально расскажу о церемонии таджикского чаепития. У нас существует определенный неписанный этикет (протокол) чайного действия. Он не так уж сильно регламентирован, и поэтому не такой уж обязательный, как, например, в чайной церемонии китайцев или японцев, но в общих чертах таджикский этикет все-таки выполняется. Этому меня учили и отец, и наша восточная среда.

1. Чайник должен быть у самого младшего по возрасту или у хозяина. Приличием считается, если младший (если он даже гость) сам возьмется за это.
2. Чай в присутствии гостей пару раз наливают из чайника в пиалку и обратно – для ускорения заваривания и усиления вкуса. Это делается аккуратно, держа пиалку примерно в 5-10 сантиметрах от горловины чайника.
3. Через полминуты-минуту после переливаний, когда чай уже настоялся, его наливают сначала себе, а потом в другую пиалку гостю – самому старшему по возрасту. Далее, по мере освобождения пиалки, в нее наливают чай и подают следующему, младшему по возрасту гостю и т.д.
4. Подавать надо правой рукой (если ты даже левша), прикладывая левую (открыто) к груди. В семейном кругу, на вечеринке, в узком кругу другие правила – точнее, их нет.

Можно сколько, как и где угодно пить. Это дело сугубо личное, но в гостях необходимо соблюдать определенный этикет: 1) Брать пиалку правой рукой прикладывая левую к груди; 2) Ставить пиалку на скатерть (дастархан) около себя; 3) Пить небольшими, редкими глотками. Например, одну пиалку так можно допить за 4-5 раз; 4) В промежутках между чаепитием можно есть сладости или хлеб; 5) Вернуть пустую пиалку тому, кто ее вам подавал (в гостях за дастарханом могут быть несколько человек, подающих чай); 6) Если вы не хотите чай, то можно вежливо отказаться, сказав «спасибо, я не буду» или молча приложить правую руку к груди; 7) Если вас спросят, какой чай хотите – зеленый или черный, можете сказать, какой вам нравится; 8) Если на дне пиалки остались листья или какой-то осадок и это вам не по вкусу, можете вылить их в другую пиалку или, если таковой нет, вернуть ее с осадками хозяину чайника.

Отрывок из книги Валентина Баюканского «Зачем мусульманину чай?»

0

19

https://www.tea-terra.ru/wp-content/uploads/2013/11/2013_11_14_04_001.jpg

ГУЛИСТАН МУДРОСТИ И КРАСОТЫ

Думаю, что режиссер Бенсион Кимягаров, поставивший в 1971 году кинодилогию «Сказание о Рустаме» и «Рустам и Сухраб», вряд ли предполагал, что тринадцатилетний паренек из российского города Липецка, посмотревший эти фильмы и вдохновленный сюжетом поэмы А.Фирдоуси «Шах-Наме», полюбит таджико-персидскую поэзию и за два года перечитает почти все произведения классиков этого литературного жанра. Надо отдать должное всему творческому коллективу, создавшему эти фильмы. Яркие образы героев, впечатляющие массовые сцены сражений, красивые запоминающиеся костюмы, сказочные перевоплощения людей и потусторонних существ, этот постоянно меняющийся калейдоскоп событий и диалогов стал лишь удачной декорацией, на фоне которой проявилось главное – понятное для современного зрителя философское звучание великой поэмы, написанной десять столетий тому назад. Услышав однажды в фильме, я сразу запомнил многие высказывания Фирдоуси, которые он вложил в уста своих героев. Обращаясь к людям, известный поэт-философ просил уважать себе подобных, умолял правителей прекратить войны. Они никому никогда не приносят пользы, лишь помогают Злу, которое до поры до времени остается в тени, но всегда готово поразить тех, кто стоит на стороне Добра. Заинтересовавшись таджико-персидской литературой, я начал изучать культуру древнего Ирана, узнал о существовании поэтов, чьи произведения по праву вошли в сокровищницу мировой литературы, а их имена произносятся с эпитетом «великие классики». Саади, Джами, Омар Хайям, Рудаки, Фирдоуси – это лишь частичный перечень поэтов, стихами которых я зачитывался после просмотра фильмов о Рустаме. Поэмы, газели, рубаи, касыды – все эти формы и разновидности восточной поэзии стали для меня понятны и желанны. Прошли годы, у меня появились новые литературные предпочтения, да и времени перечитать любимых когда-то поэтов востока становится все меньше.

Но вот недавно я получил письмо от бывшего студента МГУ, который рассказал об интересных подробностях таджикского чаепития. Звали моего респондента Шираз. Его имя напомнило мне город, где родился великий Саади, который подобно Фирдоуси верил в силу Добра, в то, что наступит день, когда весь мир станет подобен плодовому саду – благоухающему и цветущему. Как утверждал Саади, смысл жизни человека в любви к людям, выражающейся не в словах, а в делах. Произведения «Бустан» и «Гулистан» прославили поэта, и жители Таджикистана и Ирана до сих пор чтят его память. Недаром над входом гробницы великого поэта начертано: От праха Саади Ширази веет любовью Тысячу лет спустя смерти его, если вдохнешь. Надеюсь, что мечта Саади превратить Землю в цветущий сад когда-нибудь станет реальностью. А моя любовь к Гулистану, так я называю Таджикистан, сохраняется до сих пор и, думается, возникла неспроста. В Душанбе есть известная достопримечательность, которую стараются посетить не только туристы, но и коренные жители города. Это – чайхана Рохат. Внешнее и внутреннее убранство этого здания надолго запоминается любому посетителю. Изумительная роспись на стенах и потолках, художественная лепка и резьба по дереву превращают чайхану в неповторимое сказочное сокровище – истинное произведение восточного искусства. Недаром к ее строительству были привлечены лучшие мастера республики. Так вот, чайхана была построена в том же году, когда автор этих строк появился на свет.

Ансор Ниёзов, инженер-геолог, г. Душанбе – с. Дар-Дар, Республика Таджикистан

0

20

«СНИКЕРС» ИЗ ГРУШИ

В моей памяти несколько эпизодов, связанных с чаем. Все они для меня интересны и дороги. Но я решила написать вам про чаепитие с женщинами в 1997 году в одном из красивейших высокогорных районов республики – Рашт. Это было тяжелое время, гражданская война закончилась, но еще продолжались военные конфликты, и район считался самым сложным и как бы закрытым. Я поехала туда, чтобы встретится с женщинами, поговорить с ними об их проблемах. Район Рашт расположен высоко в горах, летом, в самую жаркую пору здесь прохладно. Эта территория славится своими садами, фрукты здесь особенно сладкие и сочные. Люди, проживающие здесь, красивые: часто встречаются светлые, с рыжими волосами и голубыми глазами. Я шла по горной тропе, меня окликнула старушка, которая сидела под деревом, я присела рядом. Из дома тут же вышла молодая женщина, она оказалась невесткой старушки, постелила на топчане ковер, разбросала подушки, принесла и постелила скатерть. Невестку звали Садбарг, что в переводе означает «роза», или, если дословно, «сто лепестков». Садбарг помогла подняться свекрови, приглашая нас пересесть на ковер. Через несколько минут к нам уже шли женщины-соседки: у одной на голове был узел, другая несла поднос с яблоками, третья держала в руках чашку с кислым молоком. Сначала подходили к старушке, вежливо здоровались, расспрашивали о здоровье, о настроении, а потом подходили ко мне. Оказывается, они уже знали, что я приехала из Душанбе, и спешили познакомиться, послушать новости. Здесь телевизор работает только у председателя, да у военного командира, радио нет, газеты не поступают. Люди не знают, что творится, не то что в мире, но рядом – в своей столице. Подошли еще несколько женщин – каждая приносила собой что-то: орехи, мед, сухофрукты. Садбарг принесла лепешки – фатир, чапоти, на которых были сложены кулча. Этот район славится своим хлебом, удивительно вкусным и, поверьте, нигде больше нет такого. Существует более пятнадцати разновидностей лепешки, которые пекут в тандыре – специальной печи. У каждой из них свой особый, достаточно сложный рецепт приготовления закваски на основе перебродивших сливок или молочной сыворотки, с добавлением мелко нарезанного лука и кунжутного масла. Уникальные по своим вкусовым и питательным качествам горячие лепешки никогда не приедаются. Кто пробовал этот хлеб хотя бы раз, влюбляется в него на всю жизнь. Тут же, недалеко от топчана, Садбарг разожгла огонь и поставила сразу три кумгана – национальные чайники с длинными носами. Когда чайник закипел, невестка вынесла из дома на подносе несколько чайников, какие-то фаянсовые коробочки и мешочки. Я сидела напротив и невольно наблюдала за таинством заваривания чая. Садбарг наливала кипяток в чайники, полоскала, потом вылила, сразу положила заварку чая из разных коробочек, травки из мешочка и опять залила кипятком. Но чувствовалось, что кипятка Садбар налила в чайник наполовину. Накрыла все чайники полотенцем. Я удивилась, но старушка сказала, что невестка заваривает чай по ее рецепту, и все женщины подтвердили, что такого чая я никогда не пила. Через некоторое время Садбарг убрала полотенце, и, поднимая кумган на разную высоту и отпуская низко, разливала кипяток по чайникам. Высокая, красивая, в таджикском платье из яркого атласа, Садбарг несла поднос с чайниками. Она присела с краю, поставила чайники на скатерть и опять накрыла их полотенцем, сама пошла в дом и через некоторое время вернулась с пиалками. Садбарг наливала чай в пиалу, потом медленно его крутила и обратно выливала в чайник. И так по три раза каждый чайник в отдельности. Только после этого Садбарг налила чай наполовину пиалы и, приложив руку к груди, передала своей свекрови. Потом Садбарг стала разливать чай по пиалам, спрашивать, кому зеленый, а кому черный и передавала пиалу, не забывая приложить руку к груди: в первую очередь мне, как гостье, потом я думаю, уже по старшинству. Чай действительно был изумительно вкусным и душистым. На мои слова «дайте рецепт чая» старушка ответила: траву, собранную в горах и высушенную собственноручно, заварку чая, мы тебе дадим, но как быть с чистейшей водой и воздухом горного края? Такой чай ты можешь пить только у нас! Настроение сразу изменилось, все повеселели. Старушка, на правах хозяйки, стала разламывать лепешки и передавать другим женщинам. Обращаясь ко мне, она спросила: «Почему ты не кушаешь «сникерс», попробуй наш местный». Я удивилась и еще раз посмотрела на скатерть, но его не было. Женщины стали смеяться, и одна протянула мне сушеную грушу. Съев грушу, я спросила: «А вы сами ели «сникерс»?». Оказалось, что никто из них не только не ел, но и не видел его в глаза. – Грушу мы сушим сами, и ее у нас сколько хочешь, а вот конфеты, тем более «сникерс», мы давно не ели, – откровенно сказали женщины. – Разве можно сравнить, груша – это так вкусно, и полезно, а «сникерс» – неизвестно, из чего его делают и сколько ему лет, – сказала я им. Я часто вспоминаю это чаепитие и женщин, таких красивых и добрых, которых не сломила ни война, ни горе, которые умеют жить, любить и радоваться тому, что их окружает.

А. Мирбобоев, доктор исторических наук, профессор Худжандского Государственного университета, г. Худжанд, Согдийская область, Республика Таджикистан

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Страны мира » Респу́блика Таджикиста́н